ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
3-2007

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
в Ростове Великом

       Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был основан в конце ХIV века святителем Иаковом, епископом Ростовским († 1392). Согласно преданию, святитель был сыном крестьянина и в молодые годы принял монашество. «Строгий пост обучил тело его покоряться духу, – читаем мы в Житии святителя, – молитва очистила и укрепила душу благодатию, а прилежное чтение обогатило разум его твердыми сведениями о святой вере».

       О первых веках существования Яковлевской обители сведений сохранилось очень мало. Известно, что в то время все строения ее были деревянными. Дважды обитель подвергалась разорению: в первый раз – при нашествии татарского хана Едигея в 1408 году, во второй раз – в 1608 году, во время польско-литовской интервенции.
       В середине 1650-х годов царь Алексей Михайлович издал именной указ о приписке Зачатьевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому. Это обеспечило дальнейшую судьбу обители, едва сводившей концы с концами.

Димитриевский собор

Зачатьевский собор

       В 1652 году на Ростовскую кафедру вступил митрополит Иона (Сысоевич), создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома и участник каменного строительства в нескольких ростовских монастырях. Он обновил и Зачатьевский монастырь святителя Ростовского Иакова. В 1686–1687 годах там был построен каменный собор, освященный митрополитом Ионой во имя Живоначальной Троицы. Монастырь окружили прочной деревянной оградой, рядом с собором была построена каменная трапеза, келлии же оставались деревянными.

       Имена многих выдающихся подвижников Русской Православной Церкви связаны с этой святой обителью. Но особенно почитают здесь святителя Димитрия Ростовского († 1709) – автора многотомного, непревзойденного и по сию пору боговдохновенного труда «Жития святых» – «Четиих Миней», месячных чтений, «любимейшего чтения русского народа», как назвал их в свое время Н. В. Гоголь.
       В начале ХVIII века святитель Димитрий возглавлял Ростовскую кафедру и избрал Яковлевский монастырь местом своего вечного упокоения. В 1752 году здесь были обретены его нетленные мощи, от которых сразу же стали происходить многочисленные чудотворения. Многим людям, по силе их веры, даровалось здесь и исцеление. Тысячи верующих приходили и приезжали издалека в Спасо-Яковлевский монастырь для поклонения святым мощам святителя Димитрия. По молитвам к нему исцеления происходили не только в самом монастыре, но и по всей России. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», – поет Церковь в Акафисте святителю Димитрию.

       В 1757 году святитель Димитрий был причислен к лику святых. Императрица Елизавета приказала изготовить серебряную раку из первого серебра, добытого на Колыванских рудниках, но сама привезти этот царский дар новопрославленному святому не успела – в торжествах переложения святых мощей Ростовского святителя в новую раку, состоявшихся в мае 1763 года, принимала участие императрица Екатерина, присоединившая к дару предшественницы и свою немалую лепту.
       Новая жизнь Зачатьевской Яковлевской обители началась в 1765 году, когда по именному указу императрицы Екатерины он стал ставропигиальным, то есть перешел под управление непосредственно Святейшего Синода. Монастырь был причислен ко II классу, его настоятель получил сан архимандрита. В том же году указом митрополита Ростовского Афанасия к Яковлевскому монастырю был приписан расположенный рядом с ним Спасо-Песоцкий монастырь. Таким образом, за полтора десятилетия произошли разительные перемены в судьбе скромной ростовской обители: повысился ее статус, упрочилось материальное положение, расширилась территория, умножилось хозяйство.

       В последней четверти XVIII века в монастыре развернулось грандиозное каменное строительство. Он был окружен каменной оградой с четырьмя угловыми башнями. Территория монастыря, расширившаяся после приписки Спасской обители, получила строгую регулярную планировку. Были разобраны старые деревянные постройки и на их месте возведены каменные келлии, трапезный и настоятельский корпуса. Строились необходимые хозяйственные здания.
       Каменный соборный храм, освященный митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Живоначальной Троицы, в 1754 году по указу митрополита Арсения (Мацеевича) был переосвящен в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Это было явным знаком обновления почитания святителя Ростовского Иакова, более чуткого и бережного отношения к его памяти. Зачатьевский придел был переосвящен во имя основателя обители. В 1779 году каменную сень над деревянной ракой святителя Иакова, сооруженную при строительстве храма в XVII веке, разобрали и заменили резной деревянной, покрытой червонным золотом.
       В 1824 году Яковлевский придел Зачатьевского собора разобрали и приступили к строительству Яковлевского храма. За образец приняли храм Димитриевский. По преданию, это был совет императора Александра Благословенного, в 1823 году посетившего обитель и высоко отозвавшегося об архитектурных достоинствах этого храма. Государь посоветовал и новый храм возвести в том же стиле.



       Яковлевский храм строился на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, дочери графа Алексея Орлова. Она унаследовала огромное состояние, но, отвергнув всех соискателей ее руки, жизнь свою посвятила благотворительности.
       В 1836 году Яковлевскую церковь освятил святитель Московский Филарет. Церковь была поставлена вплотную к той стене Зачатьевского собора, возле которой под спудом покоились мощи святителя. Яковлевская церковь соединена с собором общей папертью, так что богомольцы и в новом храме могли поклоняться гробу чудотворца. В 1844 году над местом захоронения святителя Ростовского Иакова была установлена серебряная рака.

Святитель Ростовский Иаков

Святитель Ростовский Димитрий

       Яковлевский храм повторял основные черты Димитриевского храма, и в этом есть нечто большее, чем простое следование стилю: так утверждалось духовное единство и равночестность двух великих святых, разделенных веками, но единых в Царстве Небесном и в неустанной помощи «всем с верой к ним притекающим».
       При архимандрите Иннокентии († 1847) обитель достигла своего наивысшего расцвета. На этот период приходится и наибольшее количество случаев чудесных исцелений у мощей святителя Димитрия и исцелений по молитвам к нему. Позже это количество уступит по своей величине только числу исцелений у прославленных святых мощей преподобного Серафима Саровского. За это время обитель на берегу ростовского озера Неро регулярно посещали многие государи и государыни, персоны царской фамилии: Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II. 22 мая 1913 года в связи с юбилейным шествием в честь трехсотлетия дома Романовых монастырь посетил святой царь Николай II.


       К середине XIX века Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом был одним из самых крупных, благоустроенных и почитаемых в Российской Империи. Братия монастыря была многочисленной, собственная хозяйственная деятельность и пожертвования паломников полностью обеспечивали монастырские нужды и благотворительную деятельность, храмы, келлии и хозяйственные постройки были в идеальном состоянии, величественный архитектурный ансамбль обители составлял гордость и славу древнего города.
       И все же не это было главным, не это привлекало в обитель множество паломников, не это создавало тот неповторимый ее образ, который не смогли разрушить семь десятилетий богоборческого лихолетья. Все эти внешние успехи были лишь видимым отражением напряженной, устроенной по самым строгим канонам внутренней жизни обители. Молитвенное служение Богу и людям, сосредоточенная внутренняя тишина, нелицемерная братская любовь, которая щедро изливалась и на всех приходивших в монастырь, мудрое духовное руководство, слово, сказанное не от себя, но добытое с Неба, – вот за чем шли сюда люди и получали чаемое полной мерой.

Настоятель монастыря игумен Серафим (Симонов)
с учениками воскресной школы

       Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был закрыт в 1923 году, но братии обители на правах бессрочной аренды были предоставлены храмы для совершения богослужений. «Бессрочная» аренда закончилась в 1928 году, когда храмы были переданы музею. В настоятельском корпусе разместили детдом, в братских корпусах поселились люди, приехавшие в город из деревень. В 1930-е годы храмы были отданы под военные и торговые склады.
       В апреле 1991 года Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Храмы и уцелевшие здания, простоявшие семь десятилетий без капитального ремонта, в полном небрежении, мало чем напоминали некогда цветущую обитель. В обветшавших корпусах жили люди, часть зданий занимал музей, здесь же располагался детский сад. Первым насельникам монастыря выделили проходную комнатушку в детском саду.


       Дел впереди предстояло много, но начали с насущного – с молитвы. Уже через месяц после возобновления в обители монашеской жизни игумен Евстафий (Евдокимов; с 1994 года – архимандрит, с 2000-го – епископ Читинский и Забайкальский), за плечами у которого был богатый опыт восстановления Московского Данилова и Толгского монастырей, совершил во вверенной ему обители первую Божественную литургию. 4 июня в обитель из музея были перенесены мощи святителя Димитрия Ростовского, в декабре были перенесены мощи преподобного Авраамия Ростовского.
       В 1993 году возрождающуюся обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
       По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла на основании решения Священного Синода от 7 мая 2003 года наместником Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря в Ростове был назначен иеромонах Серафим (Симонов). Ныне обитель обрела свое прежнее благолепие и красоту и вновь стала духовным центром, привлекающим паломников со всей России.

       Сегодня в обители восемнадцать человек братии, в том числе семь послушников. В монастыре есть своя библиотека, а также ризничная, иконописно-реставрационная, швейная, столярная мастерские, просфорня, пекарня, мастерская по ремонту транспорта, гараж, прачечная. Имеется подсобное хозяйство. Для проведения полевых работ используется различная сельскохозяйственная техника.


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР
ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

       Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге – о целостном составе личности.
       Библейское отношение к медицине и болезни наиболее полно выражено в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце... И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сир. 38, 9–10, 12–14).
       Сегодня традиционный для исторической России, то есть православный, взгляд на взаимосвязь духовного состояния человека и его болезни отстаивают и убедительно подтверждают лечебной практикой многие видные и авторитетные российские врачи. Вот что пишет по этому поводу заведующая кафедрой клинической физиологии и нелекарственных методов терапии факультета повышения квалификации медицинских работников Российского Университета дружбы народов, профессор Р. Я. Татаринцева: «Православная Церковь призывает человека, впавшего в недуг, в первую очередь обратиться за помощью к Господу. Бывает, после молитвы и обращенной к Богу просьбы о помощи внутреннее состояние человека уравновешивается, и болезнь отступает... В случаях, когда лечение все же необходимо, православный человек старается взять на то благословение у своего священника. Конечно, медики помогают всем – и верующим, и неверующим. Но исходя из многолетнего врачебного опыта могу утверждать: когда человек лечится по благословению, то результаты более успешны. Мы зримо ощущаем, как Бог помогает человеку, проблемы его здоровья разрешаются значительно проще, быстрей, без осложнений. А сложных пациентов, какие бывают у нас на кафедре, без духовной помощи вообще вылечить невозможно. Потому в медицинской практике нашей кафедры мы обращаемся за помощью к православным священнослужителям. Возможности сотрудничества священника и врача просто огромны. Кроме того, без духовного руководства медицина рискует увязнуть в оккультизме – ведь для большинства врачей взаимосвязь болезней духа и тела сегодня уже очевидна. Но попытка искать объяснение происходящему и методы лечения не с помощью обращения к Богу, а в слепом, наукообразном поиске неких “высших сил” приводит к саморазрушению» (Р. Татаринцева «Будь здрав во славу Божию»).
       Но, увы, и сегодня еще очень многие наши соотечественники (в том числе и врачи), насильственно оторванные на протяжении десятилетий от Православия и национально-родовых корней, в закономерных поисках духовных основ здоровья очень часто прибегают к широко разрекламированным восточным и иным религиозным учениям и культам, а иногда и непосредственно к «потусторонним силам» – к магии и колдовству. Последнее обстоятельство особенно опасно как для психического (душевного), так и для телесного здоровья и пациентов, и самих врачей. Исходя из своего многовекового опыта Церковь настойчиво предупреждает об опасности внедрения под прикрытием «альтернативной медицины» оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей воздействию демонических сил. К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них, – предостерегает нас по этому поводу Библия (Лев. 19, 31).
       Не меньший интерес проявляется к китайской, вьетнамской, тибетской медицине. С духовным же и практическим опытом лечения и сбережения здоровья, веками практиковавшимся в России, мало кто знаком. А между тем именно он – верный взгляд на здоровье и болезнь – позволил русскому народу быть долгое время одним из самых сильных и многочисленных народов мира, достичь необыкновенных успехов в науке, искусстве, в освоении бескрайних просторов своего отечества. И что, наверное, еще более важно – подняться, в лице своих лучших представителей, на удивительные высоты духа.
       Неоспоримым остается тот факт, что духовная основа некогда богатырского здоровья, нравственности и высокой культуры нашего народа лежит в традиционном для него Православии. Именно Православие определяло основные национальные особенности характера, быта и всего жизненного уклада русских людей. И потому проповедовался на Руси не просто «здоровый образ жизни», а именно православный образ жизни, который гармонично включает в себя и заботу о теле, и попечение о душе.
       Да, невозможно отрицать очевидное: научная медицина совершенствуется, врачи лечат всё лучше. Но больных становится всё больше – такова статистика! Причин тому немало, медицина их знает. Но главной причиной ухудшения человеческого здоровья является собственно нездоровый образ жизни самого человека, все более теряющего свои духовные (религиозные), а следом и национальные традиции. Эту проблему классическая (научная) медицина решить не в состоянии – это вне ее компетенции.
       Нельзя также не заметить, что медицинская помощь (и специализированная, и даже обычная врачебная) в нашей стране (и не только в нашей) становится все менее доступной рядовому населению. Например, даже такая несложная и сравнительно недорогая (но весьма важная для сбережения народного здоровья) отрасль здравоохранения, как стоматология. О качественном протезировании «для всех» и говорить не приходится. Медицина все более открыто становится на путь обыкновенного «бизнеса», которому совсем не трудно «переварить» и клятву Гиппократа, и заветы Пирогова с Чеховым, и других известных «идеалистов» от медицины.
       Таким образом, сегодня больной человек поставлен в крайне жесткие условия выбора: либо лечиться в «официальной», увы, все более страдающей многими недостатками, атеистической больнице; либо искать «бабку», «дедку», «целителя» или иного «народного академика». Они нынче во множестве объявились и охотно («за умеренную плату») предлагают свои чаще всего сомнительные услуги.
       Следует, видимо, учитывать: каков народ, таковы у него и врачи. К великому сожалению, значительной части нашего духовно дезориентированного населения совершенно все равно у кого, как и чем лечиться – лишь бы помогло, лишь бы полегчало, лишь бы болезнь отступила.
       Понятно, что духовного, то есть полного и совершенного исцеления «всего человека», даже при внешнем улучшении его самочувствия, такое лечение дать не в состоянии. Ибо оно не «очищает сердца» человека, не помогает ему избавиться «от всякого греха», от греховной привычки, являющейся, по сути, главной причиной его болезни.
       Опытных же врачей православного вероисповедания, а тем более православных медицинских учреждений, к сожалению, сегодня еще совершенно недостаточно. Но не удаляется он от тебя – то есть своих пациентов православный врач найдет, а православные найдут своего врача – ибо он нужен.

* * *

       Проявление милосердия и социальное служение своему народу (и даже иноверцам и иностранцам) с момента возникновения первых православных монастырей на Руси являлись неотъемлемой частью их служения Богу и человеку, частью повседневной жизни русской православной обители. И для Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом медико-социальная помощь людям уже давняя, исторически сложившаяся традиция.
       Ярким, но естественным примером традиционного служения Спасо-Яковлевского монастыря Богу и отечеству было основание по единодушному согласию братии военного монастырского госпиталя. В начале ХХ столетия в связи с началом Первой мировой войны под размещение военного лазарета монастырь безвозмездно отдал огромное здание своей новой, только что выстроенной гостиницы (строительство ее обошлось более чем в восемьдесят тысяч рублей). Инициатором основания монастырского госпиталя стал настоятель обители, викарий Ярославской епархии епископ Угличский Иосиф (Петровых, † 1943). По его словам, тем самым монастырь «решил самостоятельно и непринужденно проявить самое горячее и возможное по его средствам участие к жертвам возникшей жестокой войны».
       Открытие яковлевского госпиталя, приуроченное ко дню памяти святителя Димитрия, произошло 28 октября 1914 года. Благодаря неустанному попечению епископа Иосифа госпиталь был оборудован первоклассной медицинской техникой и обеспечен квалифицированным персоналом. На протяжении многих лет лазарет оставался на полном монастырском обеспечении. Известно, что в течение только первого года его деятельности в нем восстановили свое здоровье около восьмисот человек. В тот период обитель и госпиталь при ней неоднократно посещала великая княгиня Елисавета Феодоровна.
       Историческое здание монастырского госпиталя сохранилось до наших дней и в 2004 году было возвращено Ярославской епархии. Но к сожалению, это здание, являющееся памятником архитектуры, ныне находится в катастрофическом состоянии и срочно нуждается в капитальном ремонте. Имеются многочисленные трещины в фундаменте и стенах, течет давно прохудившаяся крыша, полностью уничтожен интерьер и внутренняя планировка. Отсутствуют окна, двери, полы.
       В сентябре 2005 года по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла при Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре открылся Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского. Главной задачей Православного медицинского центра является оказание благотворительной медицинской помощи братии монастыря, трудникам, паломникам и монастырским служителям, а также малоимущим жителям Ростова и Ростовского района, причем не только верующим, но и всем желающим. Это первое учреждение подобного рода в Ярославской епархии со времен «революционных преобразований» нашего многострадального отечества.
       Поскольку здание монастырского госпиталя находится в бедственном состоянии, медицинский центр пока расположен в братских келлиях, хотя лишних обустроенных жилых помещений в монастыре, конечно, нет. Но братия обители, продолжая монастырскую традицию социального служения, с радостью откликнулись на предложение своего настоятеля игумена Серафима (Симонова) организовать при монастыре благотворительный медицинский центр.
       Несмотря на трудности, медико-социальный центр святителя Димитрия Ростовского уже работает: принимает пациентов, оказывает врачебную терапевтическую и стоматологическую помощь. В июле 2006 года он получил лицензию и на законных основаниях пополнил число медицинских учреждений Ростова Великого.
      
       Мы беседуем с руководителем медицинского Центра во имя святителя Димитрия Ростовского, врачом и монахиней Елисаветой (Злотниковой):

Монахиня Елисавета (Злотникова)

       – Цель создания нашей организации, – рассказывает матушка Елисавета о своем более чем хлопотном послушании, – оказание квалифицированной медицинской помощи малоимущим слоям населения, священникам, насельникам монастыря, паломникам, монашествующим из других обителей района и области и всем желающим независимо от возраста, вероисповедания, взглядов на жизнь и проч. Кроме того, нами проводится большая просветительская и профилактическая работа.
       – Какую именно помощь вы предоставляете?
       – В настоящее время мы можем оказывать помощь только в двух, но весьма востребованных медицинских направлениях – терапевтическую и стоматологическую. Это лечение зубов и консультации врача-терапевта. Проводим также запись и расшифровку электрокардиограмм, на что есть соответствующее медицинское свидетельство. Консультации веду я, поскольку являюсь врачом-терапевтом, а в стоматологическом кабинете работает зубной врач Сергей Алексеевич Шашуро. У него большая стоматологическая практика в городской клинике, много постоянных клиентов и всегда только положительные отзывы.

       – В стоматологическом кабинете, как мы заметили, у вас очень хорошее оборудование!
       – Да, по Божией милости. Нам была пожертвована стоматологическая установка импортного производства, хотя и не новая. Врачу удобно на ней работать, и пациентам лечение не доставляет неприятностей.

       – Как вам удается работать, не получая платы за лечение от пациентов?
       – Ответ на этот вопрос не такой простой. У нас нет платных услуг. Кто может, тот что-то жертвует. Если же человек ограничен в средствах, мы оказываем ему помощь бесплатно. Милосердие ставится нами во главу угла.
       – Каковы дальнейшие планы развития центра?
       – В перспективе будет открыто еще несколько кабинетов. В первую очередь – физиотерапевтический кабинет и кабинет УЗИ-диагностики. В ближайшем будущем планируется социальная поддержка малоимущих слоев населения, малообеспеченных верующих, открытие патронажной службы.
       Но работа центра имеет не только социально-медицинское, но и миссионерско-просветительское направление. Как известно, лечат не только руки врача, но и его слово. Мы планируем проводить в школах лекции на медицинские темы. Дети будут получать духовные знания, а также будут знакомиться с тем, как правильно, в соответствии с православной традицией относиться к болезни, как ухаживать за больными, как оградить себя от возможного заражения. Цикл лекций широк, и я надеюсь, что в ближайшее время мы наладим отношения с городским управлением образования.

       Одно из перспективных направлений нашей работы – православное воспитание молодых людей, прежде всего на делах милосердия. Уже разработана программа, рассчитанная на год обучения, по окончании которой воспитанники, успешно выдержавшие экзамен, будут получать справку или диплом. Это будет зависеть от того, как скоро мы сможем получить лицензию на такой вид деятельности. Молодые люди затем смогут поступать в медицинские учреждения или работать в больницах города и района.
       Конечно, мы надеемся со временем обустроить здание монастырского госпиталя – бывшую монастырскую гостиницу, после чего наш центр переместится туда. Тогда наши планы могли бы реализоваться во всей полноте. Мы стремимся не только давать знания, но и воцерковить воспитанников, умягчить их души, сделать их более милосердными, сострадательными и чуткими к боли и немощам других людей. Мы понимаем, что эта программа требует больших затрат и вложений, но мир стоит не без добрых людей, в чем мы постоянно убеждаемся.
       Миссионерская деятельность направлена на воспитание подрастающего поколения. Если этого не сделаем мы – это сделают другие и на свой манер. И если мы в дальнейшем хотим жить в России, а не в какой нибудь «этой» стране, чтобы Россия состоялась как сильное государство, чтобы подрастающее поколение было достойным своих великих предков, забота о духовном и телесном здоровье нашего населения, и прежде всего молодежи, – наша всеобщая задача.
       У нас в районе уже есть значительный и заметный даже в российских масштабах положительный опыт православного воспитания и образования детей. Это православная гимназия для мальчиков с пансионным проживанием при Троице-Сергиевом монастыре в поселке Варницы – на родине Преподобного Сергия Радонежского.

* * *

       В сопровождении монахини Елисаветы мы осматриваем пока еще немногочисленные помещения и кабинеты центра – везде чистота, порядок. Заметно, с какой любовью медицинские работники исполняют свои обязанности, как доброжелательно и предупредительно они обращаются с пациентами. Безусловно, благодатная духовная атмосфера древнего монастыря ощутима и здесь, и это уже само по себе радует и утешает душу.
       Да, не велик пока еще этот росток православной медицины в Ростове Великом. Но очень хочется верить, что с Божией помощью чаяния и ожидания монахини Елисаветы и персонала медицинского центра во имя святителя Димитрия Ростовского, братии Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом во главе с игуменом Серафимом, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и конечно же многочисленных пациентов-ростовчан осуществятся во всей полноте в самое ближайшее время.

       Мы закончили экскурсию по центру в приемном кабинете врача-терапевта, уютном и скромном. Тепло прощаясь и снабдив нас на дорогу знаменитым в округе монастырским хлебом и сыром, монахиня Елисавета пожелала нам Ангела-Хранителя в дорогу и напоследок обратилась уже скорее не к нам, а к читателям Журнала:
       – Конечно, пока мы испытываем острую нужду буквально во всем: в диагностическом оборудовании и оснащении, медицинской мебели, лекарствах и в первую очередь – в добровольных помощниках. Наша организация благотворительная и существует только на пожертвования. Мы будем признательны каждому, кто сможет оказать нам посильную помощь и тем самым, как учит Спаситель, именно с веры и добрых дел, дел милосердия, начнет свой путь к Богу или сознательно укрепится на этом пути. Святые отцы говорят, что благотворящий дает взаймы Самому Господу. Господь же сторицей воздаст за добрые дела: Ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать (Тов. 12, 9). А мы будем молиться за вас и ваших близких!

И. СОЙКИН

       Для всех желающих оказать посильную помощь центру сообщаем его адрес и реквизиты:

Автономная некоммерческая организация медико-социальной помощи
«Православный центр во имя святителя Димитрия Ростовского»

152155 Россия, Ярославская обл.
Ростовский р-н., г. Ростов ул. Энгельса, д. 44
Телефоны: 8(48636) 77001 8(48636) 74369
ИНН 7609018575
КПП 760901001
ОГРН 1057601578572
Р/с 40703810900000020114 в КД «РБА» (ООО)
к/с 30101810400000000756
БИК 04789775