|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 4-2007 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита Маркелла (Михэеску)
во епископа Бельцкого и Фэлештского
В заседании Священного Синода 6 октября 2006 года архимандрит Маркелл (Михэеску), секретарь Бельцкого викариатства Кишиневской епархии, избран епископом Бельцким и Фэлештским. |
Преосвященный Маркелл, епископ Бельцкий и Фэлештский |
10 марта 2007 года, в субботу 2-й седмицы Великого поста, в домовом храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве, было совершено наречение архимандрита Маркелла (Михэеску) во епископа Бельцкого и Фэлештского.
Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, архиепископы Истринский Арсений, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Кагульский и Комратский Анатолий, Дмитровский Александр, Бронницкий Амвросий, Унгенский и Ниспоренский Петр. При наречении во епископа архимандрит Маркелл произнес речь: |
Речь архимандрита Маркелла при наречении во епископа |
«Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства!
Сильное и глубокое волнение, неизъяснимый трепет испытывает сейчас душа моя, осознавая величие и важность служения, к которому призывает меня Господь. Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви мне определено быть епископом Бельцким и Фэлештским и совершать свое служение в дорогой моему сердцу Молдавии, где большинство населения исповедует святую православную веру.
В этом решении я вижу Промысл Божий, Божественную руку, которая ведет меня на протяжении всей моей жизни. Решение Святейшего Патриарха и Священного Синода является для меня прямым выражением воли Божией, и я в полной мере осознаю тяжесть груза, который ложится на мои плечи. С юношеских лет я положил для себя правилом ничего не искать, ни от чего не отказываться и потому со смирением и трепетом склоняю голову, без сомнения, без колебаний, с недвоящимся сердцем благодарю и приемлю предложенный крест и ничтоже супротив глаголю.
Ваше Святейшество! Мысленно обозревая пройденную жизнь, в своих воспоминаниях в который уже раз я оказываюсь в древних молдавских обителях – Жабке и Киприане, где мне было определено нести пастырское служение. Там мне открывались Божественные благодатные дары: дар живительного солнца, утренней росы и благодатного дождя, дар возрождения в Таинстве Крещения, дар почти ежедневного общения с Господом в Евхаристии, дар монашеской молитвы, благодаря которой Христос удостаивает нас именоваться уже не рабами, а друзьями Его.
Но чувствую я и мои недостатки – робость, леность, косность. Я подобен израильскому народу, к которому Господь Бог имел особое благоволение, хотя он от Него и отрекся (Пс. 105). Если даже святой апостол Петр до своего отречения имел потребность воскликнуть: Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный! (Лк. 5, 8), то что же сказать мне? Однако помня, что даже после отречения апостола Господь все же настойчиво повторяет, что хочет видеть его пастырем овец Своих, исполненный покаяния, я смиренно взываю: “Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Дело в благости Твоей. Ты хочешь, чтобы я Тебе служил, и я буду служить, Ты мне только помоги. Цель моей жизни, Господи, – Святая Твоя Церковь, на земле воинствующая, на Небе торжествующая. И я приду туда, я приду к Тебе, Господи, сквозь земные невзгоды и жизненные трудности, потому что у Тебя – свет, с Тобой, Господи, хорошо (см.: Мф. 17, 4). Прими меня, Господи, и прости, иного бо милующего я не знаю”.
С особым почтением и благодарностью в сердце склоняю голову перед митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром, благоволением которого особенно дорожу и чью помощь и поддержку в делах своих постоянно ощущаю. Нет слов, чтобы выразить то трепетное чувство, до края наполняющее сердце мое при мысли, что собор русских святителей определил мне войти в круг апостольский, поверил в искренность моей любви к Богу и Его Святой Церкви, не усомнился в том, что и я с радостью изъявлю готовность по примеру Пастыреначальника Христа душу свою положить за овцы (Ин. 10, 11).
Прошу вас, святители Церкви и Земли Российской, умолите Господа Бога обо мне, да даст Он мне немощь богоприемную, любовь и ум Христовы (см.: 1 Кор. 2, 16), смирение и верность до конца в совершенном послушании Ему Единому. Верю, что по молитвам Святейшего Патриарха и родной Церкви не оставит меня Господь, сподобит служить Ему, умерев для себя, и даст мне изо дня в день убывать, чтобы Ему расти, покоряя Себе все силы естества моего, пока не овладеет мною без остатка.
С этими чувствами, переполняющими все мое естество, предстою я перед Вашей Святыней, помня сказанное Господом, что от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Но еще я верю, что молитвами вашими, вашей любовью и поддержкой даст мне Господь исполнить то доброе, что Он мне внушил (ср.: Флп. 2, 13), простит мне мое неведение и то недостаточное, что есть в моих словах и делах.
Опираясь на вашу поддержку, я с дерзновением приступлю к престолу благодати... и к Богу радости и веселия моего (см.: Евр. 4, 16; Пс. 42, 4). Аминь».
11 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию и поклонение Честному Кресту в Храме Христа Спасителя. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил хиротонию архимандрита Маркелла (Михэеску) во епископа Бельцкого и Фэлештского. Его Святейшеству сослужили митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископы Керченский Анатолий, Истринский Арсений, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, Кагульский и Комратский Анатолий, Дмитровский Александр, Бронницкий Амвросий, Унгенский и Ниспоренский Петр.
|
Хиротония архимандрита Маркелла |
По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Маркеллу архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
Преосвященный епископ Маркелл! Благоволением Божиим и избранием Нашим и Священного Синода Русской Православной Церкви призван ты к высшему служению в сане епископа, и через возложение святительских рук собора архиереев снизошла на тебя Божественная благодать, освящающая и укрепляющая тебя на новом, крестном пути твоей жизни.
Потщись поставить себя перед Господом «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15). Ты поставлен теперь на высоком свещнике, чтобы светить всем.
Свети же людям светом Христова учения, благовествуя спасительное слово Божие «во время и не во время... со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2).
Свети же светом Христовой жизни, отображая его во всех проявлениях святительского служения «пред людьми, чтобы они видели твои добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (см.: Мф. 5, 16).
Свети светом Христовой любви, нисшедшей на землю по воле Отца Небесного, чтобы спасти род человеческий Крестным Подвигом. |
Вручение архиерейского жезла |
Свет Христов, просвещающий всех, особенно нужен в нынешнее время, когда греховный мрак сгущается над миром, когда шатающиеся умы дерзновенно посягают на святыню, когда развращение нравов и беззакония людей умножаются.
Нам трудно, и Церковь ставит нас перед Крестом Господним, который вынесен сегодня на середину храма для поклонения. К печалованию о своей греховности присоединяется радость торжества поклонения Кресту. Крест ограждает Церковь от всех бед, Крест – «покров державный», «Крест бесам противоборствует».
Христианство – религия победы над злом и в этой жизни, и в будущей. Мы обретаем эту победу в свободном соучастии в Крестном Подвиге Христа Спасителя, Его богочеловеческой любви к людям.
Тайна Креста есть тайна непоколебимой веры христиан в избавление от безнадежной подвластности злу, поразившему природу человека. Тайна Креста – эта тайна спасения людей, освобождения их от страшных последствий греха. Тайна Креста – это тайна искупления, принятия Сыном Божиим вины всех людей на Себя.
Да поможет тебе Бог в отпущенную тебе меру веры и упования, в меру чувств и ума приблизиться к этой тайне ради укрепления в вере – твоего и вручаемой тебе паствы.
Являясь благочинным Бельцкого округа в течение многих лет, ты знаешь пастырей и верующих твоей нынешней епархии и можешь словами Спасителя о добром пастыре сказать: «знаю моих, и мои знают меня» (Ин. 10, 14).
Высота епископского служения налагает на тебя величайшую ответственность перед Богом и Его Святой Церковью. Епископ занимает в Церкви Божией место апостолов. Он кормчий церковного корабля, мудро ведущий его к тихой пристани, он должен явить себя «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12). Епископ должен вести народ Божий ко спасению, к Жизни Вечной, он одновременно и сам пастырь, и руководитель пастырей.
Ты сам исповедал нам, что хотя и принимаешь призыв к епископскому служению, но сознаешь себя пребывающим «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Кор. 2, 3). Да, несомненно труден путь епископства, он требует особых сил для его свершения. Решаясь идти на предстоящий подвиг, не на себя надейся, не полагайся на свой разум, на свои силы, но уповай единственно, что «Бог, богатый милостью» (Еф. 2, 4), обратит к тебе Свое слово: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Только упование на всеукрепляющую благодать Божию даст тебе право вместе с апостолом Павлом засвидетельствовать: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4).
Вместе с апостолом Павлом напоминаю тебе о необходимости «возгревать дар Божий, который в тебе» (2 Тим. 1, 6) через наше рукоположение, молитвой и благочестием, просить у преподобного Паисия Величковского, проповедью своей и подвижническим житием огласившего землю Молдавии светом Христовой истины, молитвенного содействия в предстоящих трудах.
Сам Господь да будет твоей силой, твоей крепостью и твоим разумом. Храни святую православную веру, которую ныне ты исповедал перед многими свидетелями.
Не забывай наставление Господа, данное апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20).
Пусть ободряет и укрепляет тебя мысль, что не один ты будешь работать на ниве Христовой, – трудиться тебе предстоит в «единстве духа в союзе мира» (Еф. 4, 3) «и любви» (2 Тим. 1, 7) с епископами всей Русской Православной Церкви, в соработничестве с опытным архипастырем митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром.
Иди же на предстоящий тебе крестный, жертвенный подвиг епископского служения с миром, возьми во свидетельство архипастырской власти жезл и управляй достоянием Христовым в крепости и силе благодати Божией.
Благослови своим первым архипастырским благословением предстоящий народ Божий, молившийся о тебе во время твоего архиерейского рукоположения.* * *
Архимандрит Маркелл (в миру – Николай Владимирович Михэеску) родился 18 августа 1959 года в селе Пырлица Фэлештского района МССР, в семье молдавских крестьян, которые воспитали всех своих восьмерых детей в православной вере.
В 1974 году окончил восемь классов средней школы, в том же году поступил в Бельцкое ГПТУ-41, где получил полное среднее образование и специальность автомеханика. Окончил данное заведение в 1977 году с красным дипломом.
В мае 1978 года был призван в ряды советской армии и служил в танковых войсках механиком-водителем. После демобилизации, в апреле 1980 года, по благословению архиепископа Кишиневского и Молдавского Ионафана (Капыловича, † 1990) поступил трудником в Свято-Вознесенский Жабский женский монастырь.
В августе 1981 года был зачислен в Одесскую Духовную семинарию, которую окончил с отличием в 1985 году. 16 сентября того же года был рукоположен архиепископом Ионафаном во диакона целибатом. 3 января 1988 года митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом (Фадеевым, † 1999) был пострижен в монашество с именем Маркелл, в честь преподобного игумена обители «Неусыпающих», а 6 января того же года тем же Преосвященным Владыкой был рукоположен во иеромонаха.
Летом 1988 года поступил на заочный сектор Московской Духовной академии, где обучался два года, а в 2000 году перевелся на заочный сектор Киевской Духовной академии, которую окончил в 2003 году. |
Первое архипастырское благословение |
Ко дню Святой Пасхи 1988 года митрополитом Серапионом был возведен в сан игумена, а 20 ноября того же года – в сан архимандрита. С 14 января 1988 года по 15 февраля 1989 года нес послушание настоятеля храмов в селах Печештя и Скумпия Фэлештского района. Затем был назначен экономом во вновь открывшийся Свято-Успенский Киприановский мужской монастырь, а с 21 августа – инспектором Кишиневского Духовного училища при вышеназванном монастыре и преподавателем литургики. 15 октября 1990 года был назначен настоятелем Свято-Михаиловского храма в городе Рыбнице без освобождения от должности инспектора и преподавателя Кишиневского Духовного училища.
26 августа 1992 года архиепископом Кишиневским и Молдавским Владимиром был назначен секретарем викариата в городе Бельцы. В 1997 году окончил юридический факультет филиала Московского университета менеджмента и права в городе Бельцы.
В 1988 году награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени, в 1989 году – орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, в 1997 году – орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, в 2002 году – орденом Православной Церкви в Молдавии преподобного Паисия Величковского II степени. |
Участники хиротонии (крайний справа – епископ Маркелл) |