|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 4-2007 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»
Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» ведет свое начало от издательства Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, созданного в Москве в конце 1990 года по инициативе игумена Андроника (Трубачева), бывшего тогда наместником обители. В то время никто и предположить не мог, что скромная организация, состоявшая всего лишь из нескольких сотрудников и размещавшаяся в единственной комнате в редакции журнала «Литературная учеба», со временем превратится в крупнейшее церковно-научное учреждение Русской Православной Церкви.
Издательство Валаамского монастыря с самого начала было ориентировано на выпуск научной литературы, прежде всего церковно-исторического направления. В феврале 1991 года вышел указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о создании Валаамского издательства, закреплявший его правовой статус. Позднее издательство переехало на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
Издательство выпустило множество интересных книг: двухтомное издание, посвященное преподобному Серафиму Саровскому, «Церковную историю» Евсевия Памфила, «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого, четырехтомник «Лекций по истории древней Церкви» В. В. Болотова и другие. С самого начала своей деятельности издательство занималось публикацией серьезных научных трудов. Издавались памятники раннехристианской и древнерусской литературы, а также ставшие классическими труды дореволюционных церковных ученых, которые необходимо было вернуть читателю конца ХХ века.
История издательства как научного центра начинается с 1993 года, когда к 850-летию Москвы было принято решение об издании фундаментальной «Истории Русской Церкви» на основе знаменитого труда митрополита Макария (Булгакова). Это выдающееся церковно-историческое исследование составило первые семь томов нового издания. Труд митрополита Макария был дополнен объемными научными комментариями, предисловиями и указателями, при работе над которыми неожиданно возникло немыслимое прежде соединение усилий церковных и светских ученых. |
Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С. Л. Кравец |
В ходе работы над изданием «Истории Русской Церкви» сформировался Научно-редакционный совет, который возглавил архиепископ Истринский Арсений. Со стороны Российской Академии наук в состав коллектива ученых, трудившихся над изданием «Истории Русской Церкви», вошли такие известные российские ученые-историки, как Ярослав Николаевич Щапов, Александр Васильевич Назаренко, Анатолий Аркадьевич Турилов, Борис Николаевич Флоря, Нина Васильевна Синицына и многие другие. Церковную науку представляли протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Макарий (Веретенников), игумен Андроник (Трубачев), в те времена иеромонах (ныне игумен) Дамаскин (Орловский). И если на первых порах в отношениях светских и церковных ученых существовала некоторая напряженность, то очень скоро она исчезла. В процессе ежедневной совместной работы выстраивались совершенно новые отношения сотрудничества между представителями светской и церковной науки, чего в нашей стране не было уже почти столетие. Процесс этот взаимно обогащал ученых и делал работу чрезвычайно плодотворной.
Результатом кропотливой работы научного коллектива стало не только переиздание классического труда митрополита Макария, снабженного новыми высококвалифицированными комментариями, но и публикация новых работ, существенно дополнивших свод знаний по истории Русской Церкви. Поскольку книга митрополита Макария обрывалась на середине XVII века, седьмой том ее нового издания был восполнен текстами новых исследований по истории Русской Церкви в XVII веке. Кроме того, в издание вошла работа профессора И. К. Смолича, посвященная синодальному периоду церковной истории России: она составила восьмой том, вышедший в двух книгах.
Это была первая публикация знаменитой книги Смолича на русском языке. Изначально труд был написан по-русски, затем переведен на немецкий язык, но впоследствии русская версия книги была утрачена. Коллективу, работавшему над изданием девятитомной «Истории Русской Церкви», пришлось сделать обратный перевод – с немецкого на русский, который был тщательно отредактирован. Заключительный, девятый том «Истории Русской Церкви в XX веке», включающий советский период истории – до 1996 года, был написан современным церковным историком протоиереем Владиславом Цыпиным. В рамках этого же издания был опубликован отдельным томом еще один труд И. К. Смолича, также переведенный с немецкого, – «История русского монашества».
Общее руководство проектом по изданию «Истории Русской Церкви» осуществлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Будучи талантливым церковным историком, человеком научного склада, Святейший Патриарх Алексий с самого начала работы над проектом очень благожелательно отнесся к идее переиздать труд митрополита Макария и дополнить его. Предстоятель Русской Православной Церкви поддержал это начинание, возглавив проект совместно с мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым. Святейший Патриарх осуществлял руководство со стороны церковно-научной и общеорганизационной части, а Ю. М. Лужков взял на себя организационно-финансовые заботы. Благодаря такой поддержке этот грандиозный издательский проект смог стать реальностью.
К 1 сентября 1997 года вышел в свет последний том «Истории Русской Церкви». Но еще годом ранее, когда уже приближалась к окончанию работа над проектом, возник вопрос: что делать дальше? К этому времени в процессе совместной работы сложился совершенно уникальный коллектив, небольшой – около двадцати человек, – но чрезвычайно эффективный в плане научно-исследовательской деятельности.
Было до крайности жаль распускать этот коллектив и тем самым разрушать сложившееся в ходе общей работы над изданием «Истории Русской Церкви» сообщество светских и церковных ученых, работавших рука об руку над общими задачами. Опыт такого соработничества казался настолько значимым, что закономерно появилась мысль о продолжении деятельности этого сообщества. Новая задача для него возникала сама собой: уже начиная с середины XIX века перед Православной Церковью, причем не только перед Русской Церковью, а перед всеми Поместными Православными Церквами, стояла грандиозная, но так и не достигнутая цель – создание фундаментального свода знаний в виде «Православной энциклопедии». Таким образом, в 1996 году было принято историческое решение: указом Святейшего Патриарха Алексия на базе издательства Валаамского монастыря создавался Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», которому и поручалась работа над новым проектом.
Основные параметры предстоящей работы над «Православной энциклопедией» были определены уже в 1997 году. С самого начала энциклопедия планировалась как издание, далеко выходящее за рамки православного мира: в нем должны были быть представлены основные сведения по всем христианским конфессиям и иным вероисповеданиям, значительные материалы из области философии, морали, этики, искусства, музыки. Издание должно было стать не столько энциклопедией самого Православия, сколько энциклопедией православного взгляда на мир человеческого духа, на всю гуманитарную сферу жизни.
Начиная работу над Православной энциклопедией, коллектив новообразованного Церковно-научного центра первоначально даже не предполагал, насколько грандиозным окажется новое издание. Редакторы рассчитывали, что в научном плане смогут опереться на незаконченную «Православную богословскую энциклопедию» Н. Н. Глубоковского и А. П. Лопухина, а также на греческую «Православную энциклопедию». Но очень скоро создатели новой энциклопедии убедились, что надеяться на использование в работе прежних изданий было полнейшей иллюзией. Но даже питая ее, участники проекта понимали: работа над новой энциклопедией займет много лет и потребует весьма значительной организационно-финансовой базы.
Уже в 1997 году, сразу после окончания издания «Истории Русской Церкви», был расширен состав уже существовавших редакций. Но поскольку они занимались в основном вопросами церковной истории, были созданы и новые редакции, работающие по таким темам, как история Византии и Поместных Православных Церквей, богословие, библеистика, литургика, церковная музыка. Одновременно началось составление словника, что является необходимым условием для издания любой энциклопедии.
Однако, несмотря на столь энергично начатую работу Церковно-научного центра, ситуация с финансовой частью проекта «Православной энциклопедии» оставалась неопределенной. К весне 1998 года средства, заработанные при издании «Истории Русской Церкви», были исчерпаны и необходимо было срочно искать источники для финансирования энциклопедии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий дважды обращался с письмами о поддержке издания к Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину, но вопрос долгое время оставался открытым. Многие участники проекта начали сомневаться в возможности его реализации. Но неожиданно 3 марта 1998 года вышел указ Президента РФ о государственной поддержке «Православной энциклопедии» и были выделены необходимые средства для начала работы.
Президентский указ стал катализатором для развития системной поддержки издания. Уже летом 1998 года собралось первое заседание Попечительского совета по изданию «Православной энциклопедии». Затем были сформированы Наблюдательный и Церковно-научный советы. Таким образом, была создана очень работоспособная структура, которая до настоящего времени позволяет успешно решать все вопросы, связанные с изданием «Православной энциклопедии». Успешному развитию Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» также немало способствовал его переезд с Валаамского подворья в новое здание, предоставленное правительством Москвы, и сегодня здесь продолжается работа над изданием энциклопедии.
Весь 1999 год ушел на подготовку первого, неалфавитного тома «Русская Православная Церковь» и завершение работы над словником энциклопедии. Уже в то время сотрудникам Центра стало очевидно, что опереться на предшественников в деле издания новой «Православной энциклопедии» едва ли получится. Сведения, приведенные в энциклопедии Глубоковского и Лопухина, несмотря на их высокую научную ценность, сильно устарели. Сведения же греческой энциклопедии, как оказалось, носили настолько узконациональный характер, что не могли быть использованы как основной источник для создания задуманного общеправославного энциклопедического свода.
Стало ясно, что практически все статьи придется создавать заново, а ранее изданные энциклопедии будут использованы лишь как один из многочисленных источников. Одновременно стало очевидно, что новая «Православная энциклопедия» станет огромным по своему объему многотомным изданием. В этом убеждал уже тот факт, что в 1999 году готовился Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, на котором ожидалась канонизация более тысячи новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Это подразумевало, что в энциклопедию, где будут опубликованы отдельные статьи по всем святым, обязательно войдут материалы по новым святым ХХ столетия и это повлечет за собой существенное увеличение объема издания.
В 2000 году, когда весь христианский мир праздновал 2000-летие Рождества Христова, вышел в свет первый, неалфавитный том «Православной энциклопедии», посвященный Русской Православной Церкви. С 2001 года Церковно-научный центр стал издавать по два алфавитных тома энциклопедии в год. Этого режима издатели энциклопедии придерживались до 2006 года, когда накопленный опыт, а также расширение и укрепление редакционного коллектива позволили перейти к изданию трех томов в год. И хотя это решение было сложным и потребовало дополнительной нагрузки на научные редакции и производственные службы, Церковно-научный центр успешно смог его осуществить.
Уже после издания первых томов стало очевидно, что Православная энциклопедия заняла совершенно уникальную нишу в современной духовной жизни. К работе над изданием были привлечены сотни ученых из самых разных областей научного знания, из светских и церковных структур, из разных регионов России и других государств. Были созданы представительства Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Волгограде, Новосибирске, Костроме, а также на Украине, в Грузии, Болгарии, Италии, Греции. |
С. Л. Кравец с сотрудниками ЦНЦ «Православная энциклопедия» |
Перед ними была поставлена задача координировать деятельность местных ученых, участвующих в проекте, ибо с самого начала работы над «Православной энциклопедией», издаваемой под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, вокруг нее удалось объединить авторов из самых разных стран. Так, например, в работе над материалами об Александрийской и Антиохийской Православных Церквах принимали участие греческие историки. Статью об Албанской Православной Церкви написал ее Предстоятель – Блаженнейший Архиепископ Анастасий, а статья о Болгарской Православной Церкви создавалась коллективом болгарских ученых. Со временем в работу над энциклопедией стало включаться все больше зарубежных авторов, которые несомненно могут значительно способствовать улучшению качества статей, посвященных истории и современному состоянию своих Церквей.
Уже к концу 2001 года Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» представлял собой столь мощный организационно-интеллектуальный ресурс, что появилась мысль использовать его не только при подготовке собственно энциклопедии. Поэтому уже в начале 2002 года практически одновременно при Центре были созданы два новых подразделения: стала выходить еженедельная телепрограмма «Православная энциклопедия» и был создан интернет-портал «Седмица.ру». Оба проекта оказались очень востребованными и в дальнейшем получили свое позитивное развитие. Портал «Седмица.ру» входит в шорт-лист наиболее читаемых и авторитетных религиозных интернет-порталов. Телепрограмма «Православная энциклопедия» выходит в эфир на канале ТВЦ в течение пяти лет, имеет обширную аудиторию и является одной из наиболее успешных не только среди религиозных, но и среди утренних телепрограмм в целом.
По мере развития интернет-портала «Седмица.ру» и телевизионной программы эти подразделения Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» стали приобретать самостоятельное значение. Интернет-портал стал расширяться с каждым годом, в том числе за счет публикации в его разделе «Библиотека» научных статей и размещения на нем с недавнего времени электронной версии «Православной энциклопедии». Телевизионная группа, получив необходимый опыт, приступила к созданию собственных фильмов. Первый фильм, который был подготовлен при непосредственном участии Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» – сериал «Земное и небесное», показанный на канале РТР в 2004 году. Он рассказывал об истории Русской Церкви – от Крещения Руси до сегодняшнего дня.
Символично, что «Православная энциклопедия» началась с издания «Истории Русской Церкви» и ее кинопроекты также начались с церковно-исторической тематики. Затем были созданы новые фильмы: «Паломничество в Вечный город», «Крест против свастики», «Ангел Русской Церкви против отца всех народов», «Сталин и Третий Рим», «Смутное время», «Святой Георгий» и «Холодная оттепель 61-го». В настоящее время ведется работа над большим проектом – фильмом «Планета Православия», который расскажет о православных общинах на всех континентах и обо всех Поместных Православных Церквах.
В работе над этим фильмом принимает участие множество авторов из разных стран, из разных Поместных Православных Церквей. Также продолжается работа над художественным фильмом, посвященным Псковской Миссии. Деятельность телевизионной группы ЦНЦ «Православная энциклопедия» была настолько обширной и плодотворной, что в 2005 году Святейший Патриарх Алексий издал указ о создании при Церковно-научном центре самостоятельного учреждения – Культурного фонда «Кино-телекомпания “Православная энциклопедия”». Он продолжает оставаться тесно связанным с ЦНЦ во всех отношениях, за исключением финансовой, имея самостоятельный бюджет, на данный момент уже сопоставимый с бюджетом самой «Православной энциклопедии».
Параллельно с новыми проектами и продолжением работы над алфавитными томами Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» активно наращивал свою научно-исследовательскую деятельность. Еще в 1997 году по инициативе центра была воссоздана научная премия митрополита Макария (Булгакова) и создан Фонд митрополита Макария, который сейчас работает самостоятельно. ЦНЦ «Православная энциклопедия» неоднократно выступал инициатором многочисленных выставок и научных конференций.
Сотрудниками центра была начата обширная работа в государственных архивах Российской Федерации с целью создания банка данных, основанного на документах по церковной истории XX века. Эта работа сегодня наиболее активно осуществляется в Государственном архиве Российской Федерации, Архиве Президента РФ, а также Архиве ФСБ, где создано отдельное представительство «Православной энциклопедии». Задействованы и многие региональные архивы: в Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах страны. Архивная работа является важнейшей составляющей деятельности центра, так как без нее практически невозможно создание статей по истории Русской Церкви XX века.
То же самое можно сказать и о деятельности созданного при ЦНЦ «Православная энциклопедия» Агиографического совета, распределяющего гранты между учеными, которые занимаются исследованиями в области русской агиографии и подготовкой новых изданий по рукописным житиям русских святых. Вообще, как правило, наибольшее развитие получают те проекты, которые базируются на уже созданном в «Православной энциклопедии» ресурсе или же необходимы для издания новых энциклопедических статей.
Однако даже столь масштабная научная и просветительная деятельность не реализовывала всего потенциала Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Поэтому в 2006 году было решено приступить к еще одному новому проекту – изданию ежеквартального журнала «Вестник церковной истории». Необходимость в этом издании возникла в связи с тем, что в центр поступает множество исследовательских материалов и научно-публицистических статей, которые по своему формату не могут быть опубликованы в энциклопедии. Но поскольку эти материалы имеют большую научную ценность, их издание сегодня весьма востребовано. В 2006 году вышли четыре номера «Вестника церковной истории», в ближайшее время увидит свет пятый выпуск (первый в 2007 году). Новый церковно-исторический журнал уже успел получить высокую оценку в научных кругах.
Чрезвычайно важно, как неоднократно отмечал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, что ни одна новая сфера деятельности Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» не была развернута по приказу сверху – все новые направления появились исключительно в результате естественного роста интеллектуального ресурса центра. Сегодня ЦНЦ «Православная энциклопедия» превратился в одно из наиболее авторитетных учреждений не только в церковной, но и в светской науке и культуре. И связано это не только с изданием самой энциклопедии, но в не меньшей степени и с другими просветительскими проектами.
Несмотря на изначально принятую «Православной энциклопедией» весьма жесткую ориентацию на издание собственно энциклопедии, Церковно-научный центр все же издает и другие книги, представляющие собой значительное явление в церковно-исторической или богословской науке. Так, в частности, была выпущена книга «Православие в Эстонии», создававшаяся Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием на протяжении более тридцати лет. Этот фундаментальный церковно-исторический труд, несмотря на высокий статус своего автора, тем не менее также прошел через все этапы подготовки к изданию, которые ожидают любую научную литературу, выходящую в ЦНЦ «Православная энциклопедия»: книга была неоднократно рецензирована, прошла службы проверки, транслитерации, библиографии.
На основе статей из «Православной энциклопедии» также вышла в виде отдельного издания книга о Вселенских Соборах. Практику издания подобных законченных циклов в центре считают особенно важной, так как далеко не все читатели в состоянии приобрести столь обширное издание, как «Православная энциклопедия». В настоящее время ЦНЦ «Православная энциклопедия» выпущена в свет книга известного российского историка и многолетнего автора энциклопедических статей члена-корреспондента РАН Б. Н. Флори, посвященная истории Русской Церкви в средневековый период. Можно ожидать, что этот труд станет значительным явлением в церковно-исторической науке.
Проведение столь масштабной и плодотворной работы возможно только благодаря тому, что постоянное руководство и поддержку издания «Православной энциклопедии» осуществляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, который является отнюдь не номинальным, а реальным руководителем всех проектов Церковно-научного центра. Святейшим Патриархом Алексием координируется вся разносторонняя деятельность Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Но в первую очередь он является непосредственным главным редактором «Православной энциклопедии» и важнейшие ее статьи (например, «Евангелие», «Добротолюбие» и др.) неизменно берет под личный контроль. Все стратегически важные решения, связанные с деятельностью ЦНЦ «Православная энциклопедия», также принимаются самим Предстоятелем Русской Церкви.
Любые предложения, если они достаточно обоснованы и представляют интерес, благодаря Святейшему Патриарху неизменно воплощаются в жизнь. Именно таким образом по благословению Его Святейшества на базе Церковно-научного центра недавно был создан Архив по истории Русской Церкви в XX веке, куда из Архива Московской Патриархии были переданы материалы Патриаршей канцелярии за 1925–1943 годы и личные дела клириков того времени. Архив также пополнили и некоторые материалы из фондов ГАРФ.
Таким образом, Святейшим Патриархом Алексием было положено начало формированию нового уникального фонда исторических документов, ставшего доступным для историков, занимающихся новейшей историей Русской Церкви. В 2006 году Святейший Патриарх, учитывая большое количество документальных фильмов, которое создается Кино-телекомпанией «Православная энциклопедия», подписал указ о создании на базе Церковно-научного центра кино-фотоархива по истории Русской Церкви в XX веке. В этом фонде собрана уникальная хроника церковной жизни в России в минувшем веке.
В целом система управления деятельностью Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» очень масштабна, поскольку такой значительный проект нуждается в поддержке и общественном контроле. С этой целью создан Наблюдательный совет – высший орган управления всеми проектами центра. В состав совета наряду с членами Священного Синода, иерархами Русской Православной Церкви входят члены Правительства Российской Федерации: два вице-премьера – Д. А. Медведев и А. Д. Жуков, министр культуры и массовых коммуникаций А. С. Соколов, министр образования А. А. Фурсенко, министр иностранных дел С. В. Лавров. В состав Наблюдательного совета также входит и президент Российской академии наук Ю. С. Осипов, что вполне закономерно – с Академией наук у Церковно-научного центра сложились плодотворные отношения сотрудничества. По этой причине опыт Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» оказался весьма востребованным, когда по поручению Президента России Академия наук приступила к созданию «Большой Российской энциклопедии». Взаимопомощь и тесная связь между двумя основными энциклопедиями России, подлинная взаимная поддержка с каждым годом все более развиваются.
Помимо Наблюдательного совета существует также Попечительский совет. Его возглавляет мэр Москвы Ю. М. Лужков. В состав совета входят главы регионов, руководители крупнейших российских компаний, руководители трех федеральных агентств: по культуре и кинематографии, по печати и массовым коммуникациям, по образованию. Поддержка, оказываемая изданию «Православной энциклопедии» со стороны Попечительского совета, в первую очередь финансовая. Благодаря ей Церковно-научный центр установил цену на «Православную энциклопедию» значительно ниже ее себестоимости и на протяжении нескольких лет ее не повышает. Существует также Ассоциация благотворителей «Православной энциклопедии» при Попечительском совете, которая включает в себя представителей среднего бизнеса и производственных структур. Сегодня она активно оказывает содействие в издании энциклопедии.
Все основные организационные и церковно-научные вопросы решаются не только на заседаниях Научно-редакционного совета, но и определяются членами Церковно-научного совета, который включает в себя руководителей Синодальных отделов Русской Православной Церкви, ректоров крупнейших университетов, директоров главных архивов и библиотек России. При их содействии Церковно-научному центру «Православная энциклопедия» оказывается всемерная поддержка при получении уникальной информации, необходимой для подготовки статей. Церковно-научный совет целиком собирается довольно редко: обычно взаимодействие происходит с каждым из его членов непосредственно – по его научной тематике.
В 2003 году был создан Общественный совет «Православной энциклопедии», так как деятельность ЦНЦ «Православная энциклопедия» получила широкий общественный резонанс и центр стал выходить со своими просветительскими проектами на высокий государственный уровень. Общественный совет возглавляет Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б. В. Грызлов. Совет объединяет крупнейших политиков, депутатов, деятелей культуры, руководителей телевизионных каналов и средств массовой информации. Под его непосредственной опекой находится вся просветительная деятельность Церковно-научного центра, который таким образом получает значительную общественную поддержку и поддержку в СМИ.
Созданная структура управления изданием Православной энциклопедии, несмотря на свою кажущуюся громоздкость, является очень эффективной. Без каких-либо исключений дважды в год проходят заседания всех советов. Ни одно решение в Церковно-научном центре не принимается без предварительного обсуждения и утверждения на советах. Ежегодно обсуждаются планы работы ЦНЦ «Православная энциклопедия» и Кино-телекомпании на будущий год. Происходит это с предоставлением конкретных смет и поэтапных планов реализации. Члены советов в ходе заседания имеют возможность ознакомиться со всеми отчетами и сметами, чтобы понять, насколько эффективно расходуются выделяемые средства.
Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» сегодня объединяет несколько научных редакций: истории Русской Церкви средневекового периода, истории Русской Церкви синодального периода, истории Русской Церкви XX века, богословия и патрологии, церковного права, истории Восточных Христианских Церквей, Римско-Католической Церкви, протестантизма, религиоведения, страноведения, литургики, церковного пения, церковного искусства и археологии, Священного Писания и библеистики, Поместных Православных Церквей. Существует также несколько специализированных редакций, наличие которых характерно только для энциклопедических изданий: редакции транслитерации, картографии, библиографии, служба проверки, выпускающая редакция.
Каждая редакция имеет в своем распоряжении высококвалифицированных редакторов, а также опирается в своей деятельности на научных кураторов. В частности, все редакции русской церковной истории курируют профессор Б. Н. Флоря и протоиерей Владислав Цыпин, который одновременно курирует редакцию церковного права. Протоиерей Валентин Асмус курирует богословскую редакцию и редакцию истории Восточных Христианских Церквей, И. Е. Лозовая – музыкальную редакцию, Н. В. Квливидзе совместно с профессорами Л. А. Беляевым и А. Л. Баталовым – редакцию церковного искусства. Куратором редакции истории Русской Церкви XX века является игумен Дамаскин (Орловский). Таким образом, каждая редакция работает с несколькими кураторами, которые вычитывают тексты всех статей, проходящих через ту или иную редакцию. |
Заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» 12 февраля 2007 года |
Тексты «Православной энциклопедии» при подготовке к изданию проходят очень длинный путь. После представления их автором тексты направляются на одну или две рецензии. Затем они проходят службу транслитерации, группы проверки фактов, написания имен, географических названий. После этого из статей в алфавитном порядке формируются гранки, чтение которых вновь осуществляют кураторы. После этого прорабатываются вопросы, возникшие при чтении у кураторов, и статьи вновь согласовываются с авторами. Затем идет этап предварительной верстки, осуществляется наполнение статьи иллюстративным материалом. Далее – снова вычитка в редакциях, корректорских, службах проверки. Столь длительный путь абсолютно необходим, чтобы получились взвешенные, достоверные материалы, которые в конечном итоге будут представлены читателям в виде полноценных энциклопедических статей «Православной энциклопедии». Тем не менее, несмотря на сложность подготовки материалов, в настоящее время вышли уже четырнадцать томов «Православной энциклопедии»: том «Русская Православная Церковь» и тринадцать алфавитных томов.С. Л. КРАВЕЦ,
руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия»