ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
4-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь

       "Александро-Свирский монастырь находится в Олонецком уезде Олонецкой губернии, на правой стороне реки Свири, в 6 верстах от оной, в 16 - от города Лодейного Поля, в 84 - от города Олонца и в 20 верстах от Ладожского озера, при большой почтовой дороге из Лодейного поля в Олонецк и Петрозаводск. Окружающий монастырскую местность сосновый бор, близость реки Свири и находящиеся при монастыре два больших озера, Рощинское и Святое, возвышенное и сухое местоположение - все это придает монастырю и занимаемой им местности красивый вид и способствует здоровому, благорастворенному воздуху"1. Такими словами начинается описание Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, составленное более столетия назад. И отрадно, что эти строки справедливы и для нашего времени. Жив благословенный северный край, не лишен он прежнего природного богатства. Монастырь по-прежнему окружен озерами и лесами, по-прежнему радует глаз первозданной природной красотой в гармонии с восстановленными древними постройками.

       Святая обитель, основанная преподобным Александром Свирским в конце ХV столетия в глухом Олонецком крае, в дремучих лесах, среди языческого коренного населения - карелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрела известность. Укрепление православной веры стало возможным здесь благодаря подвижнической жизни основателя монастыря. И вскоре сюда начал стекаться народ - не только иноки, но и люди, ищущие молитвенной помощи.

       Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог человеческому взору: впервые - святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; во второй раз - на Русской земле, преподобному Александру Свирскому. Преподобный Александр - один из немногих русских святых, канонизованных вскоре после их праведной кончины. Его прославление в лике святых состоялось через четырнадцать лет после того, как он отошел ко Господу. Еще живы были его ученики и многие почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, по горячим следам.
       Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти, на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, они дали своим детям христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, но он помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и однажды по воле Божией встретил валаамских иноков и долго беседовал с ними. Воодушевленный этой беседой, Амос задумал идти на Северный Афон. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, он услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на этом месте он создаст обитель. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг в монашество с именем Александр. Это было в 1474 году.

Вид Александро-Свирского монастыря
1915 год




Миниатюры из рукописей
Жития Александра Свирского XVIII века

       Новоначальный инок стал ревностно подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Вскоре на Валаам пришел разыскивавший его отец, но преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монашество вместе с матерью. В постриге Стефан получил имя Сергий, а мать преподобного Александра, Васса, была наречена Варварой. Могилы их доныне почитаются во Введено-Оятском монастыре.
       Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих валаамских иноков. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой услышал Божественный голос: "Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися".

       Великий свет указал ему место на берегу реки Свири. Это было в 1485 году. Там он нашел "бор красен зело, место сие было леса исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше". Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На расстоянии полверсты от него находится озеро Святое. Здесь святой провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, "а зелием зде растущим".
       В благодатном видении дано было преподобному Александру узнать волю Божию о создании на месте его пустыннических подвигов обители, которая будет славна многочисленной братией и благодатным устроением монашеской жизни. Сам преподобный стремился к уединению, но повеленное Свыше принялся осуществлять без промедления. Он стал принимать всех приходивших к нему и даже сам готовил для них келлии. Для себя же неподалеку устроил отходную пустынь, чтобы молиться там.

       Шел двадцать третий год пребывания преподобного Александра в лесной обители. Однажды во время молитвы в отходной пустыни большой свет явился в его храмине, и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною "паче солнца". Из их уст святой услышал повеление: "Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющаго с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти".

Рака, пожертвованная царем Михаилом Феодоровичем

       Вскоре после явления Бога Троицы преподобному Александру Ангелом Божиим было указано место для построения церкви, и в 1509 году там уже стоял небольшой храм, освященный во имя Пресвятой Троицы.
       За несколько лет до кончины преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И вот однажды ночью, когда закладка была завершена, по окончании обычного молитвенного правила преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте, в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом Небесных Сил бесплотных.

Преображенский собор обители
Начало XX века

       Преподобный пал на землю, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием неотступно быть с обителью и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни преподобного, так и по смерти его.
       За год до своей кончины преподобный Александр известил братию о своем исходе и указал на четырех иноков обители: Исаию, Никодима, Леонтия и Иродиона, из которых волей Божией и благословением архиепископа Новгородского Макария будет поставлен новый игумен.

Преображенский собор и церковь
во имя святых Захарии и Елисаветы
Начало XX века

Братия Александро-Свирского монастыря
на Петербургском подворье
В центре - архимандрит Евгений (Трофимов).1916 год

       До самой своей кончины он не переставал поучать братию богоугодному житию. Скончался преподобный Александр 30 августа 1533 года, восьмидесяти пяти лет от роду, и согласно его завещанию был погребен в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону от алтаря. В 1547 году он был причислен Церковью к лику святых.
       После кончины преподобного, а особенно после обретения спустя сто семь лет его нетленных мощей обитель стало посещать все больше паломников, приезжавших к чудотворным мощам из самых дальних мест. Имевшие различные недуги, приходя к честному гробу святого и с верой припадая к нему, получали исцеление: слепые прозревали, расслабленные укреплялись, страдавшие другими болезнями выздоравливали, бесноватые избавлялись от демонов, мучивших их, бездетным подавалось чадородие.
       Несмотря на отдаленность монастыря от больших городов и столиц, благодаря доброхотным жертвователям и благотворителям монастырь строился и приобрел великолепный вид и устройство. Были выстроены два собора - Троицкий и Преображенский, восемь церквей, несколько часовен, две большие звонницы, многочисленные келейные корпуса и хозяйственные постройки.

Троицкий собор и церковь
во имя преподобного Иоанна Дамаскина
Начало XX века

Иконостас Троицкого собора
Начало XX века

* * *

       Монастырь как единое целое сложился в XVI- XVII веках и состоит из двух самостоятельных ансамблей - Троицкого и Преображенского. В Троицкой части расположены Троицкий собор, храм преподобного Иоанна Дамаскина и храм Покрова Пресвятой Богородицы. Часть этих помещений до сих пор занимает психиатрическая больница. Преображенский комплекс в настоящее время полностью принадлежит монастырю. Здесь располагаются Преображенский собор и церковь святого пророка Захарии и праведной Елисаветы, построенные в XVII веке.
       Самым древним строением монастыря является каменная церковь в честь Покрова Божией Матери, построенная самим преподобным Александром в 1533 году. Строительство ее велось на пожертвования великого князя Московского Василия III. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского выстроен в 1644 году, каменный собор Живоначальной Троицы - в 1791 году, но прежде на этом месте была церковь, построенная самим основателем монастыря и освященная в 1509 году.
       Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1685 году. Каменная часовня Святой Троицы возведена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских зданий большие вклады вносили цари, великие князья, родовитые бояре, дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились в Переписные книги. Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке Российской Академии наук и в трех исторических архивах Петербурга.
       После 1764 года, когда по реформе Екатерины II у многих монастырей были отобраны земельные имения, Александро-Свирский монастырь утратил прежнее свое великолепие, но продолжал оставаться одной из лучших обителей обширного Олонецкого края. В конце XIX века в сильно обветшавших монастырских зданиях были проведены реставрационные работы.
       Жизнь Свирской обители мало чем отличалась от жизни других монастырей и за 500 лет мало изменилась: неусыпные молитвы и труд насельников, нашествия врагов, пожары, разграбление и вновь восстановление и благоустройство храмов. В лучшие времена в монастыре было восемь храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялись двадцать семь монастырей и пустыней этого края. Бывали годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня - мощи святого преподобного Александра Свирского и всего несколько монахов (в начале и конце XIX века).
       На престольный праздник Святой Троицы, когда по монастырской традиции святые мощи преподобного Александра Свирского переносили из Троицкого комплекса в Преображенский, обитель принимала более четырех тысяч паломников, стараясь устроить и накормить всех.

* * *

       В 1918 году в монастыре не стало ни святыни, ни монахов: мощи были увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель, архимандрит Евгений (Трофимов). Чего только ни повидали монастырские стены за последующие годы! Тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница и т. д. Еще девять лет назад здесь царила мерзость запустения: заброшенные здания смотрели на водную гладь святых озер пустыми глазницами окон и дверных проемов, ветер носил мусор по монастырскому двору, сырость и холод встречали редких паломников в пустых храмах. Новым насельникам, поселившимся в монастыре в 1997 году, когда он был возвращен Церкви, пришлось много потрудиться, чтобы вдохнуть новую жизнь в разоренную обитель.

Фото 1940-х годов

Вид монастыря
1940-е годы

Фото 1940-х годов

       Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители преподобного Александра Свирского. История эта удивительна. Так случилось, что именно мощи преподобного Александра Свирского были первыми, которые большевики изъяли у Святой Церкви в 1918 году, и они же стали последними, возвращенными ей в 1998 году. Несколько раз приступали безбожники к святым мощам и только на шестой раз вывезли их из монастыря - трудно было им осквернить святыню, ведь и бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 20), да и верующий народ защищал святые останки своего Небесного покровителя.
       Поиск мощей преподобного Александра Свирского начался в 1990-е годы с архивных исследований. Были тщательно проверены и фонды петербургских музеев. Сохранившиеся документы однозначно свидетельствовали о том, что мощи преподобного Александра Свирского были перевезены для исследования в город Лодейное Поле. Какие-либо документы об исследованиях отсутствуют, но в пропагандистской кампании мощи названы "восковой куклой", что говорит о том, что тело преподобного представляло собой единое целое, а не разрозненные костные останки. О нетленности и монолитности мощей свидетельствуют и монастырские рукописи. Обнаруженные архивные материалы косвенно подтверждают отправку мощей в Петроград в 1919 году для большей надежности сокрытия. Из исследованных мест их возможного размещения была выбрана Военно-медицинская академия: она располагала закрытым старинным анатомическим музеем и возможностями для проведения экспертизы, немаловажным обстоятельством также было то, что начальник Военно-медицинской академии пользовался полным доверием властей.

Фото 1997 года

Фото 1997 года

Фото 1940-х годов

Фото 1997 года

       По сведениям сотрудников кафедры ВМА, в годы революции в ее музее появился "экспонат", который так и остался незарегистрированным в скрупулезно составленных каталогах музея. На основе проведенных архивных изысканий, антропологических, иконографических, морфологических и рентгенологических исследований с участием специалистов из судебно-медицинской экспертной службы Петербурга и Военно-медицинской академии было сделано заключение о том, что "экспонат" музея ВМА представляет собой полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по ряду существенных признаков: возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям - соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1641 году.
       Естественная мумификация такой высокой степени сохранности современной наукой необъяснима. На кончиках пальцев правой, благословляющей руки имеются повреждения, соответствующие по характеру изъятию частичек плоти для мощевиков. Существует документ Священного Синода Русской Православной Церкви начала прошлого века об изъятии частичек с правой руки преподобного Александра Свирского. Останки не могут быть мощами другого святого по той причине, что мощи всех известных святых уже возвращены Русской Православной Церкви. Кроме того, православный мир не знает другого святого, вепса по национальности, мощи которого были бы явлены в столь удивительной сохранности. Тщательно проведенное антропологическое исследование этнической принадлежности святого Александра Свирского и отнесение его к вепсам является чрезвычайно важным, так как согласно историческим данным преподобный Александр Свирский родился и основал монастырь на земле вепсов. Кроме того, было установлено сходство антропологических особенностей строения лица исследуемых останков с иконографическими изображениями святого Александра Свирского XVI-XVII веков.

Колокольня Троицкого собора
1998 год

Покровская церковь
1998 год

Троицкий собор
1998 год

Преображенский собор
1997 год

       Итак, достоверно было установлено, что "экспонат" музея Военно-медицинской академии идентичен изъятым в 1918 году нетленным мощам святого преподобного Александра Свирского. После обретения святые мощи преподобного Александра Свирского стали мироточить, чему свидетелями были православные люди, нескончаемой чередой притекавшие в петербургский храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, где эта великая святыня находилась после возвращения ее Церкви. В ноябре 1998 года состоялось торжественное возвращение мощей в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, на их исконное место. Молитвами и помощью святого ныне возрождается древняя обитель.

* * *

       К середине 90-х годов XX века Преображенский комплекс Александро-Свирского монастыря, который стоял в запустении, был полностью разрушен. Стены и крыши корпусов местами обрушились, не было ни окон, ни дверей, ни межэтажных перекрытий. В алтаре Захариевского храма было устроено хранилище цемента, который к тому времени отвердел. В Преображенском соборе и приделе преподобного Александра Свирского от сырости и течи в крыше почти все фрески осыпались, деревянные конструкции сгнили. Колокольня была переоборудована в водонапорную башню, но не ремонтировалась и находилась в аварийном состоянии. На территории была свалка мусора. Троицкий комплекс, где сейчас находится психиатрическая больница, также весь обветшал.


Троицкая часовня
1998 год

Преображенский собор
Современный вид

       Но если храмовые здания комплекса, переданные монастырю, в настоящее время уже отремонтированы, то корпуса, находящиеся в ведении больницы, производят на гостей и паломников удручающее впечатление. Здания Троицкого комплекса, являющегося архитектурной жемчужиной Северо-Запада России и культурным памятником всероссийского значения, разрушаются...
       Сегодня, почти через десять лет после передачи монастыря Санкт-Петербургской епархии, Преображенский комплекс монастыря почти полностью восстановлен. Усердием настоятеля архимандрита Лукиана (Куценко) и братии здесь устроено монашеское общежитие, регулярно совершаются богослужения, благоукрашаются храмы и территория монастыря. В обители сегодня тридцать насельников.


Обновленные фрески Свято-Троицкого собора

Рака с мощами преподобного Александра Свирского

       За прошедшие годы были отремонтированы Захариевский храм, Троицкая часовня, братские корпуса Преображенского комплекса, Преображенский собор, колокольня, придел преподобного Александра Свирского, восточный настоятельский корпус Преображенского комплекса, водосвятная часовня преподобного Александра Свирского.
       В поселке Свирьстрой Лодейнопольского района было основано подворье с храмом во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1999-2000 годах в Петербурге было устроено новое подворье, с храмом Рождества Христова. В 2005-2006 годах были полностью отремонтированы Троицкий собор, Троицкая звонница, храм во имя преподобного Иоанна Дамаскина и прилегающая к храмам территория Троицкого комплекса.
       Таким образом, были приведены в порядок храмы, корпуса и территория Преображенского комплекса, налажена богослужебная жизнь обители. Много работы еще предстоит на территории Троицкого комплекса, где пока еще располагается Свирская психиатрическая больница. Правительство Ленинградской области уже приняло решение о переводе психиатрической больницы в город Лодейное Поле, где началось строительство новых помещений. Троицкий комплекс будет возвращен монастырю в 2009 году.
       Добраться до Александро-Свирского монастыря жителям близлежащих селений не представляет большого труда, но для тех, кто живет в Петербурге, это гораздо сложнее. Установление связи монастыря с Петербургом стало первоочередной необходимостью с началом возрождения обители. Здание в Петербурге, где прежде располагалось историческое подворье монастыря, на сегодняшний день занимает туберкулезный диспансер. Новое место в районе Веселого поселка, выбранное под строительство подворья, было удобно тем, что располагалось на краю города, при въезде с Мурманского шоссе, со стороны монастыря. Прежде там находились складские помещения, давно запущенные и превратившиеся в свалку мусора. Стоящие отдельно от жилых кварталов, на пустыре, здания эти подходили для создания в них монастырского подворья.

Братия Александро-Свирского монастыря

Настоятель монастыря
архимандрит Лукиан (Куценко)

       В короткий срок благодаря усердию прихожан из зданий был вынесен мусор, благоустроена территория. Затем приступили к перестройке одного из зданий под храм Рождества Христова. Укрепив старое здание, уже весной 2000 года возвели небольшой купол над алтарной частью храма и колокольню при входе, перекрыли крышу и приступили к штукатурным работам. С внутреннего двора подворья и близлежащих территорий вывезли годами копившийся мусор. Устроили часовню, трапезную, подсобные помещения.
       Очень скоро во временном храме стали регулярно совершаться богослужения: Божественная литургия, молебны, крестины и панихиды для многочисленных прихожан нового микрорайона, в котором до того времени не было ни одного православного храма. Летом 2000 года храм полностью оштукатурили, покрасили и расписали силами своей художественной мастерской. Были написаны новые иконы для храма, поставлен иконостас. А в конце 2000 года уже полностью было закончено строительство единственного в то время в Петербурге храма в честь Рождества Христова.
       Сегодня на подворье совершаются регулярные богослужения, продолжается строительство. Здания подворья отремонтированы пока только наполовину. Требуется помощь в ремонте второго корпуса, где устроен пещерный храм преподобного Александра Свирского в память о том, что начинал он свои монашеские труды в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, где долгое время подвизался на Святом острове, живя в каменной пещере.
       Многие из прихожан подворья являются и постоянными трудниками в монастыре, они помогали и в дни подготовки к 500-летнему юбилею обители. Настоятель монастыря архимандрит Лукиан не забывает на проповеди после каждого богослужения, которое он совершает на монастырском подворье, поблагодарить прихожан и постоянных работников храма Рождества Христова за деятельную помощь монастырю.

* * *

       Александро-Свирский монастырь всегда собирал людей самых разных талантов и дарований. Ища спасения у Бога, монашествующие и трудники обители приносили труды своих рук в жертву благодарения своему Создателю. Трудились добросовестно, честно, приобретали мастерство на новых послушаниях, украшая и благоустраивая храмы. Сегодня при монастыре и Христорождественском подворье в Петербурге действуют несколько мастерских, в которых многие люди трудятся для возрождения и благоукрашения обители: иконописная, швейная, керамическая, столярная, художественной резьбы по дереву.
       Иконописная мастерская существует на монастырском подворье уже более десяти лет. Ее мастерами расписано множество храмов и часовен, среди них - Преображенский собор и храм пророка Захарии и праведной Елисаветы Александро-Свирского монастыря, храм Рождества Христова на Петербургском подворье, храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, храм Покрова Божией Матери в Покрово-Тервеническом женском монастыре и другие. Предстоит еще много интересной работы. Только в самом Александро-Свирском монастыре было десять храмов и множество часовен, которые предстоит возрождать.
       Швейная мастерская занимается шитьем богослужебных облачений для священнослужителей, монашеских одеяний. В керамической мастерской для паломников изготавливают фарфоровые лампады, подсвечники, сосуды для святой воды, сувениры. Мастерская работает около пяти лет. Столярная мастерская и мастерская художественной резьбы по дереву располагаются в монастыре. Иконостасы, церковная утварь и многое другое делается руками братии и трудников обители.
       В мастерских всегда рады новым творческим людям, ищущим себя, желающим быть полезными Церкви. Те, кто хочет потрудиться для возрождения Александро-Свирского монастыря, могут обращаться в обитель или на подворье в Петербурге.

* * *

       Когда в 1997 году заброшенный Александро-Свирский монастырь передали Церкви, настоятель обители иеромонах Лукиан (Куценко) и братия сразу же наметили для себя срок, к которому они решили привести обитель в благолепное состояние. Этим рубежом стало 500-летие монастыря в 2006 году. И теперь, когда монастырь торжественно отпраздновал этот юбилей, можно с радостью сказать: задуманное настоятелем и братией с Божией помощью, при поддержке добрых людей и благотворителей исполнено.
       Как всякое большое торжество, праздник 500-летия имел предпразднство и попразднство. Первым торжественным событием накануне юбилейного 2006 года стала передача монастырю звонницы. Этот дар был совершен давним благотворителем обители Вадимом Николаевичем Жимировым, который незадолго до того передал в обитель иконы старинного письма, украсившие храм святых Захарии и Елисаветы.
       Торжество освящения колокола и праздничную Литургию в монастыре 12 сентября 2005 года возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Преосвященный Владыка определил, что 500-летний юбилей будет отмечаться в обители в течение всего 2006 года, и преподал святительское благословение настоятелю и братии на подготовку к празднику.
       По признанию многих паломников, праздники в Александро-Свирском монастыре переживаются по-особенному. Недаром вот уже несколько лет паломнические группы из Москвы, Петербурга и других городов России приезжают в обитель не только в дни памяти преподобного Александра, но и на Рождество, Пасху. Причем часто приезжают одни и те же люди, привозя с собой друзей и родственников: они утверждают, что тот, кто хоть однажды провел рождественскую ночь у вертепа из еловых веток с иконой Рождества Христова, кто походил по двору монастыря - от Преображенского храма до Троицкой часовни со "звездой" с яркими шелковыми ленточками и колокольчиками, кто видел, как радуются дети, которых в рождественскую ночь одаривают праздничными подарками, тот будет стремиться каждое Рождество проводить на этой святой земле, для того чтобы напитаться благодатью на долгое время.
       В Александро-Свирском монастыре явственно ощущается связь времен. И в наше время жизнь монастыря устраивается по тем же законам, что и полтысячелетия назад. И дело не во внешних признаках, а в духовной атмосфере. Так же стремятся люди к святому тайнозрителю Живоначальной Троицы, так же сосредоточенно и благолепно совершаются богослужения, так же кипит стройка, так же преображается местность вокруг и люди обретают почву под ногами.
       Особенно чувствуется благодатная духовная атмосфера в дни памяти преподобного Александра Свирского (30 апреля, 30 июля и 12 сентября), когда в обители совершается крестный ход со святыми мощами. Так было и в юбилейном 2006 году. 30 апреля богослужение в обители возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Крестный ход со святыми мощами
в праздник Живоначальной Троицы





       Преосвященнейший Владыка очень любит Свирскую обитель, особо выделяет ее среди всех монастырей епархии своим архипастырским вниманием - радует насельников и паломников частыми посещениями обители и торжественными, благоговейными богослужениями.
       В праздники Живоначальной Троицы и Святого Духа богослужения совершаются в Троицком соборе Александро-Свирской обители, куда святые мощи торжественным крестным ходом переносят из Преображенского собора, после чего возвращают их на прежнее место.
       Самым главным в череде торжеств, ознаменовавших 500-летний юбилей Александро-Свирского монастыря, было празднование в честь второго обретения мощей - 30 июля 2006 года.

Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира
после богослужения в Александро-Свирской обители
30 апреля 2006 года

       Этот праздник был внесен в церковные святцы по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 2002 году.
       30 июля 2006 года в Александро-Свирском монастыре собралось более десяти тысяч человек: молились на одном дыхании, как связанная любовью и верой большая семья. В богослужении, возглавлявшемся митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, приняли участие архиепископы Симбирский и Мелекесский Прокл, Тверской и Кашинский Виктор, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, настоятели монастырей и храмов Санкт-Петербургской епархии, духовенство Петрозаводской епархии.
       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил участникам торжеств, посвященных 500-летию монастыря, приветствие. "Возблагодарим Всемилостивого Господа за дарованную духовную радость - обретенный в прежней красоте Святo-Троицкий Алeкcaндpo-Свирский мoнacтыpь, - говорилось в приветствии. - Всякий раз мне весьма отрадно слышать живые свидетельства побывавших в обители паломников о благолепных белокаменных храмах и их внутреннем убранстве, о братских корпусах, за короткое время возрожденных из руин и принявших достойный вид, о чудных звонницах и колокольном звоне, который пробуждает и наполняет благовестом всю монастырскую округу до города Лодейное Поле и Карельских земeль.
       Главная же радость - о том, что в обители налажена монашеская, богослужебная и молитвенная жизнь. Ведь еще восемь лет назад Алeкcaндpo-Свирский монастырь стоял в бeзмoлвии, разрушенный и опycтoшeнный. Но предстательством его основателя, Небесного покровителя и неустанного молитвенника перед Господом и Спасителем нашим преподобного Александра Свирского обитель возродилась в новой славе и кpacoтe. Ныне монастырь населяют уже более двадцати монашествующих и десять поcлyшникoв. Святыни обители помогают многим жителям не только Севepo-Запада России, но и всех уголков земли нашей обрести веру в Бога и дyховнo-нравственные силы для достойного следования по пути душевного спaceния".
       Среди почетных гостей, посетивших в тот день обитель, были губернатор Ленинградской области В. П. Сердюков, руководители комитетов правительства Ленинградской области, президент ОАО "Российские железные дороги" В. И. Якунин, депутат областного законодательного собрания А. А. Зайцев, руководство Лодейнопольского района, главы муниципальных образований Ленинградской области, председатель правительства Республики Карелии С. Л. Катанандов и другие официальные лица. Это далеко не все именитые люди, почтившие своим посещением Александро-Свирскую обитель 30 июля 2006 года, однако праздник был прежде всего народным торжеством.
       В тот же день митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир вручил орден святого равноапостольного князя Владимира II степени постоянному жертвователю и благотворителю обители В. Н. Жимирову. Серебряной медалью апостола Петра за многолетние труды в строительстве Покрово-Тервенического женского монастыря и восстановлении Александро-Свирского мужского монастыря и двух подворий обители был награжден монах Арсений (Васильев), такая же медаль за усердный многолетний труд была вручена главному бухгалтеру монастыря Л. Г. Приваловой.
       Можно сказать, что торжество 500-летия монастыря имело и попразднство - всю неделю в обитель ехали люди, которым не удалось приехать сюда 30 июля. В те дни в монастыре побывали епископ Троицкий Панкратий, настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, с братией, игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Георгия (Щукина), епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, афонские монахи, которые в те дни сопровождали в поездке по России святую десницу Иоанна Крестителя.
       Среди даров, которые монастырь получил от жертвователей в праздничные дни, - новая рака для мощей преподобного Александра. Серебряная с позолотой рака весом более ста килограммов воспроизводит элементы украшения той раки, которую пожертвовал в обитель царь Михаил Феодорович Романов в XVII столетии, она украшена клеймами из жития преподобного на фарфоре, а также выполненными в технике перегородчатой эмали по скани. Рака была изготовлена тщанием постоянного благотворителя монастыря В. Н. Жимирова, который также преподнес в дар монастырю частицу древа Животворящего Креста Господня, копию Туринской плащаницы и другие святыни.
       Имена жертвователей во все времена вписывались на вечное поминовение в синодики Александро-Свирского монастыря, и до сих пор за этих людей молится благодарная братия.
       Сто лет назад, когда праздновали 400-летие монастыря, главным событием было открытие здесь церковноприходской школы. В юбилейный 2006 год братия монастыря во главе с настоятелем архимандритом Лукианом, который был назначен благочинным Лодейнопольского и Подпорожского районов, начала строительство новых храмов в районном центре Подпорожье и в поселке Вознесенье Подпорожского района, а на самой окраине благочиния, в поселке Родионово, на месте бывшего Георгиевского погоста, основанного учеником преподобного Александра преподобным Афанасием, восстанавливается церковь XVI века. Жители Подпорожья и далеких северных поселков давно молили Бога о том, чтобы у них появился храм, и потому их переполняет чувство великой благодарности настоятелю архимандриту Лукиану и братии обители, которые постоянно навещают их и совершают богослужения в недостроенных церквах.
       Словами благодарности наполнены и многочисленные письма, которые стали приходить в обитель сразу после торжеств. Люди в те дни уезжали из монастыря с иконами преподобного Александра, с фотографиями святых мощей - и вот в письмах они свидетельствуют о мироточении от свирских святынь, об исцелениях, которые происходят от освященного елея, от песочка, увезенного с места явления Святой Троицы преподобному Александру.
       12 сентября 2006 года, в день празднования преставления преподобного Александра, при большом стечении богомольцев завершились торжества в честь 500-летнего юбилея монастыря. Праздник как будто бы кончился, но поток паломников в Александро-Свирский монастырь не иссякает, в воскресные дни их число превышает иногда тысячу человек. По-прежнему едут люди в монастырь из разных концов России, с Урала, Алтая и Крайнего Севера. И по-прежнему справедливы слова, написанные сто лет назад: "Свирский монастырь в настоящее время представляет прекрасное убежище для посвятивших себя иноческой жизни, здесь благочестивый поклонник действительно найдет чинное отправление богослужения, сопровождаемое прекрасным пением, строгое соблюдение общежительных правил, вообще тот стройный порядок иноческой жизни, который так успокоительно действует на душу, утомленную мирскими заботами и суетами"2.
       Однако проблем остается очень много. Монастырь живет и строится только за счет трудов своей братии, пожертвований паломников и его посетителей. Разорялся монастырь богоненавистниками долго и усердно, а возрождать его выпало на долю всего нескольким монахам. Поэтому любая помощь обители очень ценна и будет сторицею вознаграждена Богом. А мы будем благодарны каждому человеку за любую посильную помощь - материальными средствами, строительным материалом или собственными руками.

Пресс-служба Свято-Троицкого
Александро-Свирского мужского монастыря

       1 Ивановский Я. Александро-Свирский монастырь. СПб, 1901.
       2 Там же.