ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
5-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Инкерманский монастырь во имя священномученика
Климента, папы Римского

       Есть в легендарном Севастополе изумительное по красоте место – инкерманская Монастырская скала. Еще А. С. Грибоедов записал в своем дневнике: «Самое фантастическое, что я видел в Крыму, – это Инкерман». Это древнейшее пространство намолено сонмом раннехристианских подвижников и хранит память о великих подвигах мучеников за веру православную. Даже семьдесят лет тотального атеизма (а в закрытом городе, базе советского Черноморского флота, слова из церковного лексикона казались чем-то неприличным и невозможным) не смогли истребить в сердцах наших соотечественников генетической памяти о святой вере предков.

       Свет христианства озарил полуденную Тавриду во времена пребывания здесь святого апостола Андрея Первозванного. Судя по топонимике Южного берега Крыма и расположению древних памятников, например водопада Ай-Андре с развалинами старинного храма и херсонесского мыса святого Андрея, апостол Христов прошел по горе Ай-Петри Байдарской долиной в Инкерман и оттуда берегом бухты в Херсонес. И на всем своем пути он обращал людей ко Христу.
       В I веке по Рождестве Христовом в Инкермане пребывал отправленный сюда в ссылку за проповедь слова Божия святитель Климент, принявший, как известно, от самого апостола Петра крещение и посвящение во епископа Рима. Именно о нем говорится в Послании святого апостола Павла к филиппийцам: Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни (Флп. 4, 3).

       В 93–97 годах римский святитель обратился к Коринфской Церкви с посланием. После творений апостолов это сочинение представляет собой первый по времени письменный памятник христианского учения. К посланию святого Климента в раннехристианских общинах относились с особенным уважением: его текст читался на воскресных богослужениях.
       Инкерманская Монастырская скала навсегда связана с именем папы Римского Климента, спасительное учение которого, по слову херсонесского святителя Ефрема, «доныне вся Церковь, даже в молчании своем, громогласно провозвещает». Об этом древнейшем святом месте на канонической территории Московского Патриархата подробно писали такие знаменитые исследователи XVIII–XIX веков, как член Российской Императорской академии наук П. Паллас, академик П. Кеппен, генерал-майор А. Бертье-Делагард, Ф. Брун, капитан 1-го ранга З. Аркас, археолог Д. Айналов и многие другие. Еще посланник польского короля Стефана Мартин Броневский, дважды посетивший Крым в 1578 году, в сочинении «Tartaria» отметил, что инкерманские пещеры «дивным образом иссечены в камне».

Общий вид Инкерманского монастыря со стороны Черной речки
Фото начала ХХ века

       Знаток крымских пещерных городов археолог Г. Э. Караулов отмечал, что Инкерман отличается от искусственных пещер юго-западной отрасли Таврического горного хребта неисчислимым количеством своих крипт. Он доказывал, что открытые пещерные жилища, устроенные в самом близком соседстве к языческому Херсонесу, не могли быть изрыты «совершенно свободно и беспрепятственно» гонимыми и преследуемыми христианами. Криптам Инкермана не одна тысяча лет. Их строителями и обитателями были киммерийцы, которые жили в Италии в подземных домах – эргиллах. «По всей вероятности, киммерийцы водворились в этой части Крымских гор в очень отдаленные времена, быть может, в те времена, когда здесь еще находилась вода. Углубившись в эти труднодоступные места, они, как народ... разбойничавший на воде, стали устраивать себе пещерные жилища на неприступных высотах гор и скал», – писал Караулов1. Эти крипты употреблялись сосланными в здешние каменоломни ранними христианами и греками-византийцами «с пользою для себя», то есть в христианские церкви они обращали молитвенные помещения туземцев, исповедовавших языческие культы.

Храм во имя Святителя Николая на Монастырской скале
Фото начала ХХ века

Инкерманский монастырь в начале ХХ столетия

       Монахи также вырубали в мягких скальных инкерманских породах помещения для своих нужд. «Не оттого ли пещерные храмы, сохранившиеся до наших дней, имеют самобытный характер, отличный от древних храмов, имеющихся в Риме, Палестине, на Афоне и в других местах?» – замечал художник Д. М. Струков, в середине XIX века принимавший участие в благоукрашении Инкерманской киновии2. Конечно, Херсонес, ставший в IV веке епархиальным городом, имел огромное влияние на все окрестные культовые сооружения – и как пример архитектуры, и как образец византийской обрядности. Но пещерные храмы Инкермана, по преданию устроенные при участии самого святого Климента, не могли не привлечь внимание всех крымских христиан.


Инкерманский монастырь в начале ХХ столетия

       В «Мученических актах святого Климента», известных с IV века, приводится предыстория пребывания римского первосвятителя в Инкермане. После того как «великий и чудный Климент» обратил ко Христу многих из знатнейших римлян и крестил сразу 423 язычника, император Траян удалил его из Вечного города в Тавроскифские каменоломни, принадлежавшие Римской империи и служившие местом ссылки преступников. Они находились около Херсонеса, при небольшом городке Ахтиар, будущем Инкермане, где до сих пор добывают мраморный известняк. Здесь Климент обнаружил более двух тысяч давно сосланных христиан. Они уже слышали о Патриархе, удаленном из Рима, и утешались, ожидая его. «Когда же Климент прибыл, то они, бросив свою ручную работу, вышли к нему со слезами, припали к его ногам, целовали обнимавшие их непорочные руки, плакали о своем несчастии, то есть об удалении из отчизны, жаловались на житье на чужбине, на недостаток во всем необходимом и особенно на недостаток воды, что было для них весьма тяжело. Они говорили, что если кто из них, изнуренных трудом, после целого дня ручной работы, желает хотя бы малую каплю воды, чтобы освежиться, то должен пройти за водою не менее 45 стадий» (около 9 километров)3.

Эпизод Инкерманского сражения 24 октября 1854 года:
бой в развалинах одного из пещерных храмов
Литография из альбома В. Симпсона
«The seat of war in the East». Лондон. 1856 год

       Узнав о бедах заключенных, «Патриарх поскорбел и поплакал вместе с ними, потом возблагодарил Бога и довольно утешил их души». Потом он обратился с молитвой к Богу, чтобы Он открыл источник Своим исповедникам. Вслед за этим епископ совершил первое свою чудо в Инкермане – нашел светлую воду, здоровую и приятную для питья, и она, стремительно прорываясь, образовала целый поток. Весь город Херсонес сбежался к потоку, и «сладостию духовного своего учения» святой Климент обратил всех к истинной вере, так что «многие крестились ежедневно, и число крещаемых доходило до 500, и каждый день умножалось благочестие». Не прошло и года со времени изгнания Климента, а он уже устроил 75 собраний верных и домовых церквей. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков, † 1882) считал, что «пастырь сей справедливо может быть назван первым епископом Херсонским, если только не было в Херсоне епископа со времени самого апостола Андрея»4.
       Завистливая молва о духовных подвигах святого Климента дошла до ушей императора Траяна, который отправил на Херсонесский полуостров своего игемона с приказом не только не допустить дальнейшего распространения в этой северной римской колонии христианства, но уже обратившихся ко Христу отторгнуть от благочестия.

Севастопольский список чудотворного
Казанского образа Божией Матери

       В Херсонесе игемон подверг христиан многим мучениям. Вскоре он заметил, что все они рады страданиям во имя Христа и готовы принять смерть. Потому он решил оставить их в покое, опасаясь, чтобы не создался здесь целый сонм мучеников за веру, объявил единственным виновником Климента и всю ярость обрушил на его блаженную главу. А поскольку для святого все мучения были легки и душеполезны, то игемон присудил его к немедленной казни. Он вывез епископа в море и, привязав на шею железный якорь, опустил в глубину; дабы и тело его не досталось христианам. А множество их, стоя на берегу, плакали и жалостно стенали. Корнилий и Фив, ученики святого Климента, сказали в утешение: «Помолимся все единодушно, чтобы мощи мученика были явлены нам».
       И тут совершилось величайшее из Господних чудес – «нечто дивнее чуда Моисеева», – море отступило назад почти на десять километров. И множество христиан прошли по сухому дну, и в конце пути они нашли скалу, подобную храму, и лежащее в углублении скалы светлое тело мученика, а рядом тяжелый якорь. Но было откровение Корнилию и Фиву, чтобы не переносить оттуда мощей, благолепно лежащих в глубине, и что теперь каждый год, ко времени кончины мученика, 25 ноября, будет отступать море на семь дней, открывая доступ приходящим к мощам христианам. Так, начиная со 101 года, в течение нескольких веков совершалось это чудо. И тогда верующие исцелялись от различных недугов. Место умерщвления святого Климента особо почиталось христианами, а подводная пещера, где покоились нетленные мощи римского Патриарха, получила название Ангельской церкви, то есть построенной руками ангелов.
       Развалины этой церкви по сей день существуют на островке в севастопольской бухте Казачьей. С ней связано еще одно великое чудо святого Климента: некий отрок пребывал в богозданном во глубине моря храме-усыпальнице мученика целый год и во время очередного отступления воды был обретен живым и невредимым у его нетленных мощей. На расспросы, как он спасся, кто поддерживал жизнь его, мальчик, «левою рукою держась за гроб, а правою указывая на лежащего в нем, говорил: “Вот мой животворитель, и питатель, и стража, всегда верно хранивший меня при себе и ласково воспитывавший!”».
       Весть о чудесах святого Климента распространилась по всему христианскому миру. Об этом свидетельствовали и посетивший Херсонес в 537 году паломник во Святую Землю архидиакон Феодосий; и посланники французского короля Генриха I, вопрошавшие в XI столетии великого князя Ярослава Мудрого о Херсонесе, где почил святой Климент; и отправленный в 1253 году французским королем Людовиком IX с миссией в Золотую Орду монах Гийом Рубрук, который побывал и в Крыму, и в Заволжье. Заметим, что в XIV, XV и XVI веках в европейских странах название Kersona, то есть Херсонес, переводилось как «Климентов город».

Базилика во имя святого Климента,
папы Римского, в Риме

Гробница священномученика Климента в базилике
во имя святого Климента, папы Римского, в Риме

       В 861 году равноапостольный Кирилл, один из святых братьев – просветителей славян, шел на проповедь слова Божия в Хазарию. Проходя через Херсонес, в Казачьей бухте он обрел мощи священномученика Климента, часть которых через семь лет равноапостольные Кирилл и Мефодий перенесли в Рим. «Папа Адриан и весь народ римский, радуясь и ликуя, возносили великое благодарение и хвалу Богу, который спустя столь долгое время возвратил им, во дни их, святого и апостольского мужа и преемника самого главы апостолов, Петра», – читаем в «Житии и перенесении мощей святого Климента» (XII век). Мощи положили в Свято-Климентовской базилике, по преданию построенной на месте дома епископа-мученика и сохранившейся до сих пор как подземная часть более поздней храмовой постройки во имя того же святого. «И тогда Бог начал творить чудеса, расслабленный человек здесь исцелился, а иные многие избавились от разных недугов». Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий были посвящены во епископский сан и в течение четырех дней служили Литургию по-славянски: в соборе святого апостола Петра, в церкви святой Петрониллы на Ватиканском холме, в храме святого апостола Андрея и церкви святого апостола Павла.

       В 92 году в Херсонес была сослана племянница римских императоров Тита и Домициана блаженная исповедница Флавия Домитилла, принявшая евангельское знание от святого Климента. По преданию, в 96 году она приняла мученическую кончину в Инкермане, куда была отправлена в заточение за верность учению Христа.
       В 988 году в Херсонесе (Корсуни) крестился великий князь Владимир Святославич. По благословению и при личном участии первого митрополита Киевского и всея Руси Михаила честная глава святого Климента была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром в Киев – на «благословение себе и на освящение всем людям». С 1007 года и до нашествия татар в 1240 году его мощи покоились в киевской Десятинной Успенской церкви. Ныне они пребывают в Киево-Печерской лавре.

Древняя монастырская лестница

       В 1147 году на Соборе русских епископов при поставлении митрополита Киевского и всея Руси Климента (Смолятича)5, первого русского святителя на Киевской кафедре, над ним «вознесли» мощи святого Римского епископа, ибо, как было отмечено в летописи, «глава у нас есть святого Климента, якоже ставят греци рукою святого Иоанна Крестителя». Таким образом, для только что принявшей свет Христовой веры Руси первым Небесным покровителем явился именно святитель Климент Римский.
       Неизвестно, когда и где скончались ученики святого Климента Корнилий и Фив, добровольно разделившие со своим пастырем тяготы его инкерманской ссылки. Но в Х веке нетленные мощи Фива покоились в херсонесском кафедральном соборе во имя святого апостола Петра, дошедшем до наших дней в руинах под названием «Уваровская базилика». Часть их с благословения правящего архиерея была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром в Киев.
       В течение двух столетий после кончины святого Климента усиливался натиск язычников на христианство. В середине VIII века император Константин V Копроним активно выступал против иконопочитания и выказывал явное раздражение против монашествующих. Потому греческие иноки бежали в южную Италию и на северные берега Черного моря. Многие, памятуя о спасительных подвигах святого Климента, устремились в Инкерман, известный тогда под названием Дорос. После того как Готский епископ Унила в угоду императору подписал иконоборческие определения, на место отступника избрали прославленного во святых епископа Иоанна, уроженца Крыма, а Готскую кафедру в 754 году перенесли из Константинополя в Инкерман.

Ковчег с частицей мощей святого Климента

Пещерный храм во имя святого апостола Андрея Первозванного
по преданию, устроен самим святым Климентом

       Около 780 года епископ Иоанн пребывал в Царьграде, где беседовал о правой вере с императрицей-регентшей «христоносицей» Ириной, сочувствовавшей иконопочитателям. Возвратившись в Инкерман, святитель Иоанн застал свой кафедральный город занятым хазарами, из-за чего вынужден был спасаться бегством в Амастрис (ныне Амастра, город на южном берегу Черного моря, в Турции. – Прим. ред.), где прожил несколько лет. При духовном побуждении епископа готы изгнали хазар, а после известия о смерти кагана святой Иоанн возвратился в епархию. Вскоре святой угодник в предсказанный им самим день умер и был погребен в монастыре во имя святого Георгия на мысе Фиолент, недалеко от Инкермана.

Монастырская костница

       Немецкий историк Тунман, автор одного из лучших сочинений второй половины XVIII века о Тавриде, пишет следующее: «По 1204 год греческие владения в Крыму постоянно признавали над собою владычество Византийской империи, но около XI века они сделались независимыми: или сами себе избирали правителей, или же подпали под власть особых князей. Два таковых княжения существовали до покорения этих мест османами: Феодори (Инкерман) и Готское (Мангут).
       Инкерман, греками называемый Феодори, был некогда богатым, цветущим и известным городом: ныне однако же это малое местечко с укреплением и пристанью при реке Казулкой (Черной. – Прим. авт.), там, где она изливается в Херсонский лиман. Окрестности его изобилуют горами, в коих находятся превосходные серпентинные и мраморные каменоломни... Город, которому Инкерман обязан бытием своим, назывался Евпаторией, потом Дори, Дорос или Дорас. Диофант, полководец Митридатов, заложил его. В 679 году хазары отняли этот город у готов, которые хотя и завладели им опять под конец VIII столетия, но опять же его и лишились. С 1204 года он имел собственных своих владельцев, к коим принадлежал и последний византийский император Константин, до своего воцарения. Османы завладели им в 1475 году и содержали в нем гарнизон, но когда Инкерман более и более стал приходить в упадок, то турки предоставили его татарам. Положение Инкермана на высокой горе много способствует его безопасности. В этой горе находятся разные пещеры и комнаты, иссеченные в твердом камне. На вратах и на некоторых строениях замка еще в 1578 году находились греческие надписи и гербы прежних владельцев. Две мощеные дороги и развалины прекрасных загородных домов, вокруг рассеянные, доказывают богатство и роскошь прежних жителей»6.

Древний коридор-тоннель,
соединяющий три подземных храма

       В начале XI столетия при византийском императоре Василии II хазары были побеждены войсками греческого вождя Андроника и тмутараканского князя Мстислава Владимировича. В XIII веке татары, венецианцы и генуэзцы пытались захватить Инкерман, но он все-таки остался под протекторатом Византии, а с 1391 года город стал резиденцией князя Константина, сына императора Мануила Палеолога.
       Со второй половины XIII века Крым имел статус удела Золотой Орды. В XV столетии, с утверждением династии Гиреев, власть на полуострове сосредоточилась у этого рода. В 1478 году крымскому хану, чтобы отстоять свои права на бахчисарайский престол, пришлось обратиться за помощью к турецкому султану. С тех пор ханы довольствовались вассальным положением: назначались стамбульским султаном и фактически являлись его наместниками. Турки владели землями Тавриды триста лет. Таким образом, Инкерман (это название с тех пор стало постоянным) был подведомственным Турции, но султан предоставлял Крымским ханам подати с этого города. В русских письменных источниках упоминание об Инкермане появляется в 1564 году, в числе городов, принадлежавших Порте. К тому времени христианская жизнь там почти угасла.
       Однако опустошительные нашествия иноплеменников не могли уничтожить благодать, даруемую миру христианскими святынями. Об инкерманской обители поведал «в лето 7143 многогрешный поп Иаков» в «Повести известной и удивлению достойной о мощах неведомого святого, как обретены они были и в каких странах, и в каком граде, и в которое время». В 1634– 1635 годах он вместе с Борисом Дворениновым, посланником Московского государя Михаила Феодоровича, прибыл в Бахчисарай. Опубликовавший этот литературный памятник в 1848 году князь М. А. Оболенский отмечал, что «священник Иаков указывает нам впервые на татарский город Инкерман как на место, где в древнейшие времена процветало христианство и сооружено было много церквей и где еще в XVII веке нетленные останки святых изливали благодать свою на верующих»7.

Монастырские колокольни


Балкон, вырубленный в скале в Средние века

       Под городком Инкерманом в середине горы государевы посланцы обнаружили древнюю христианскую церковь, высеченную из горного камня, которая напомнила им пещерный храм XV столетия в Псково-Печерском монастыре. Ныне это церковь во имя святого Климента, тогда же она была посвящена святому великомученику и Победоносцу Георгию. «В церкви стены расписаны и от многих лет полиняли, – пишет отец Иаков, – а алтарь разорен; в ней четыре столпа, толщина вокруг четыре пяди, позади ж левого клироса стоит гробница каменная, длина двенадцати пяди, высота в пояс, ширина – как двум лечь; а в гробнице земля... во гробнице лежат мощи нагие и нетленные... Идя во храм, направо трапеза, что светлица, а с левой стороны храма два придела, также разоренные, да до паперти многие каморы, что келии... а по горам многие христианские церкви, тоже разоренные, а промеж гор живет много армян и христиан, но от насилия татарского благочестие иссякло. Да около же тех церквей жилья в горах, подобно стрижам, камора об камору, высоко и низко, на полверсту и больше. В иных живут греки, а иные пусты, да мимо же того городка, промеж гор, прошла речка, с Яузу, и пала в море».

Развалины средневековой крепости Каламита (вверху)
и восстанавливаемый братский корпус

       2 марта 1634 года отец Иаков пошел в Инкерман «на поклонение мощам и на унесение их», взяв с собой толмача посольского приказа Юрия Бурнашова и дьячка Рождественской церкви Воротынского уезда Силу Кириллова. Посланник Борис Дворенинов дал им пожертвование на мощи – одежду, саван, венцы, покров. И пришли они в град, и вошли в пещеру к русскому пленнику Максиму Ивановичу Новосильцу, который жил в кабале тридцать два года. Дождавшись у него ночи из-за татарского дозора, они вошли в храм, где покоятся мощи, вынули их из гробницы, положили на доску и стерли теплою водою с них пыль; после чего мощи побагровели, как у живого человека. Потом облекли их в одежду, и, «взяв от мощей большой перст правой руки по первый сустав, который будто нарочно отпал, и, вложив его в дароносицу, отпели панихиду по всем православным христианам, и, положив мощи в гробницу и покрыв их покрывалом, отпели молебен всем святым». Облобызав мощи, отец Иаков с товарищами пришли опять к Новосильцу, где стали дожидаться дня.
       От греков и русских пленников путешественники узнали, что недавно татары взяли мощи из гробницы, отнесли в степь и закопали в землю глубоко, так как чувствовали великую угрозу, исходящую от мощей, и устрашились. Однако утром мощи вновь оказались в гробнице. Татары опять отнесли их в ту же яму и закопали, но утром мощи обрелись в той же гробнице. На третий день рассвирепевшие агаряне пришли в церковь. Они думали, что это христиане возвращают мощи, поэтому связали их веревкой, потащили в степь, бросили в ту же яму, закопали, положив поверх мощей тяжелые камни, и, поставив стражу, ушли. Но наутро, в третий раз, мощи были в гробнице. Один же татарин в ярости пришел в церковь и, выхватив мощи из гробницы, выбросил их через красное окошко на землю, в грязь. «И дал Бог отмщение рабу Своему: в то время, как поганый агарянин, свершая свое всескверное дело, надругался над мощами, в доме его невидимою силою побило громом все: жену, детей, скот. Он же, безбожный агарянин, окаянный враг, не ведая случившегося, вошел в дом свой и, едва переступив порог, неведомою силою как бы убиен был и отправился во дно адово, ниспровергая злую свою окаянную душу в тартар, и пала болезнь его на главу его, и наверх его сошла неправда его, двор его пуст и по сие время, и нет в нем жильцов», – свидетельствовал отец Иаков. Далее он пишет, что с той поры татары не смели ходить в ту церковь, а мощи покоились в своей гробнице, никем не тревожимые. Греки и армяне по пятницам и воскресеньям приходили на поклонение к ним, принося свечи и фимиам.
       Отец Иаков и его спутники очень хотели узнать имя святого и взять его мощи на Русь. И вот одному из них во сне явился человек с нимбом вокруг головы «и глаголал великое запрещение: “Помышляете обо мне, о друзья, взять мощи мои на Русь, а я хочу по-прежнему здесь учинить Русь, а имя мое и память моя бывает в Семенов день”. И стал невидим. А тот воспрянул ото сна и поведал видение посланнику и всем людям, и прославили мы Бога и угодника Его, имя которого Господь ведает».

Монастырский дворик
Вход в пещерные храмы
Свято-Климентовского монастыря

       Этот замечательный рассказ «многогрешного попа Иакова» почти 400-летней давности – еще одно свидетельство духовной силы Климентовского Инкермана. Память о трудах и молитве угодников Божиих, подвизавшихся в келлиях Монастырской скалы, никогда не иссякала в этом святом месте. «Видим, что о судьбе полуострова Таврического думано и суждено еще за несколько веков, – говорил архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов, † 1857), – думано не на земле токмо, а и на Небе, не человеками, а самими небожителями. Что же придумано и рассуждено? Утвердить, как говорит в видении святой угодник Божий, утвердить в Крыму Россию. И она утвердилась там...»8 Добавим, утвердилась молитвами святых христианских мучеников, заступничеством за веру христианскую светильника Божия Климента в 1783 году, когда первый генерал-губернатор Тавриды светлейший князь Г. А. Потемкин успешно осуществил заселение и умиротворение бывших татарских земель. И тогда же был основан город Севастополь – один из самых славных в русской истории.
       Видя необходимость упрочить христианское благосостояние Крыма, Преосвященный архиепископ Иннокентий в 1850 году испросил разрешение Святейшего Синода на возрождение обители священномученика Климента. В соответствии с синодальным решением от 15 апреля 1850 года обитель была открыта. «Положено в Инкерманской киновии быть одному иеромонаху с двумя или тремя послушниками. Жалования на содержание киновии не отпускается, а содержится пожертвованием благотворителей и выгодами, получаемыми с земли, и процентами, получаемыми из имеющихся в киновии ценных бумаг», – гласило определение Синода9.
       В 1852 году, то есть 155 лет назад, в пещерном храме Инкермана, где подвизался в молитвенном подвиге и совершал богослужения святой Климент, вновь зазвучало слово Божие. В западной стене храма находится небольшая, выдолбленная в скале комната, в которой, по-видимому, жил святой. В этой церкви, высеченной в середине отвесной скалы, высотою до сорока сажень от поверхности моря, «алтарь сохранился в целости в том неизменном виде, в каком существовал в I веке; престол в нем (каменный с крестом посредине) высечен из скалы, по преданию, самим святым Климентом», – писал протоиерей Сергий Булгаков10.

Восстановленная церковь во имя Святой Троицы
(бывшие настоятельские покои с домовым храмом)

       Богослужения в этом храме совершал сам архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Обновление храма производилось на пожертвование почетных граждан Севастополя братьев Ивана и Алексея Красильниковых.
       Во время Крымской войны, при осаде Севастополя, Инкерман пережил тяжелое сражение 24 октября 1854 года. Настоятель монастыря иеромонах Ефрем писал: «Во время Инкерманской, при Черной речке, битвы, когда неприятелями замечен был укрывавшийся в древнем укреплении, находящемся наверху горы, над самою обителью, отряд наших воинов, она была обстреливаема, и много посему пострадала от брошенных в нее штуцерных пуль и ядер. Язвы, нанесенные ей неприятелем, в самом храме и на стене скалы, вне онаго, остаются и ныне незакрытыми»11.
       После войны в киновии поселились два послушника и иеромонах, которые возобновили богослужения. К счастью, древняя церковь Монастырской скалы не была разрушена, однако она полностью была разграблена англичанами. Только в 1867 году благодаря пожертвованиям почетного гражданина Москвы Ивана Четверикова храмовое помещение было восстановлено. 25 ноября его освятил епископ Таврический и Симферопольский Алексий (Ржаницын, † 1877). 2 июля 1900 года по благословению епископа Таврического Николая (Зиорова, † 1915) храм, который созидался самим святым Климентом, был освящен во имя апостола Андрея Первозванного.

Древняя лестница – вход в пещерные храмы
Свято-Климентовского монастыря

Слева – врата, ведущие в древние пещерные храмы монастыря,
справа – восстанавливаемый храм во имя
великомученика и целителя Пантелеимона

       В Монастырской скале раннехристианскими подвижниками были устроены две церкви. Одна из них – во имя святого Мартина Исповедника, претерпевшего «скорби многие» в херсонесской ссылке и скончавшегося в 655 году; его святой прах покоился в сохранившемся до сих пор в Севастополе храме в честь Влахернской иконы Пресвятой Богородицы, где над его мощами приняла крещение дружина великого князя Владимира. Вторая – главная монастырская базилика во имя святого Климента, самый большой пещерный храм в Крыму. В его алтаре над престолом находится местная святыня – так называемый процветающий крест, вырезанный из камня.
       Пещерные церкви соединены коридором-тоннелем, вырубленным в скале средневековыми монахами, и находятся на полугоре – по левую сторону очень древней лестницы, иссеченной тоже в скале. К ней весьма искусно прикреплены две колокольни, которые нависают над монастырскими постройками. При входе в пещерную Климентовскую церковь в усыпальнице под стеклом покоятся двенадцать черепов христианских мучеников, по преданию сосланных в Инкерман еще во времена святого Римского епископа.
       Постройка у подножия Монастырской скалы каменного храма во имя Святой Троицы при настоятельских покоях была закончена в 1867 году на пожертвования благотворителей. 13 августа того же года чин освящения церкви совершил епископ Таврический и Симферопольский Алексий.
       В 1894 году в монастыре завершилось строительство храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Его освятил архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский, † 1898) в память о чудесном избавлении Государя императора Александра III, императрицы и Августейших детей от опасности при катастрофе на железной дороге близ станции Борки 17 октября 1888 года. Так в памятный год 900-летия Крещения Руси, торжественно отмечавшегося по всей России, Господь явил милость Своим Августейшим помазанникам.

Пещерный храм во имя святого Климента.
Вверху, в алтаре, вырезанное в камне
изображение «процветающего креста»

       Царская фамилия проявляла к Свято-Климентовскому монастырю особое внимание. Во время путешествия по Крыму в 1787 году инкерманскую крепость и несколько пещерных храмов осмотрела императрица Екатерина II. Во время обеда в павильоне, специально построенном наверху Монастырской скалы, Государыне салютовали стоящие на Севастопольском рейде корабли русского военного флота. Знаменательно, что новый Черноморский флот России впервые явил свою мощь именно здесь – перед инкерманским пещерным храмом, освященным присутствием святого апостола Андрея Первозванного и «второго Моисея» – святого Климента.
       В XIX столетии в монастыре молились великий князь Алексей Александрович, цесаревич Александр Александрович, великая княжна Мария Александровна, императрица Мария Феодоровна, великая княжна Ксения Александровна, святые страстотерпцы Государь Николай Александрович и Государыня Александра Феодоровна.
       17 сентября 1911 года Государь император Николай II и его дочери посетили древний пещерный храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость», воссозданный к полувековой годовщине первой обороны Севастополя, и оставили свои подписи на мраморной плите.
       Венценосные особы поддерживали киновию пожертвованиями. Например, император Александр II передал на поминовение убитых под Севастополем в Крымскую войну билет Государственного банка на тысячу рублей. Он же подарил Инкерманской обители три акции общества Рижско-Динабурской железной дороги стоимостью 375 рублей. Через Таврическую Духовную консисторию от Императорского Дома киновия получила в 1868 году девять акций Главной конторы Русского общества пароходства и торговли на сумму 1350 рублей и три билета Государственного банка на 400 рублей.
       Обитель владела 256 десятинами пахотных и сенокосных земель, полученными в 1868 году по высочайшему повелению императора Александра II. В 1897 году казна отпустила в собственность монастыря Айтодорскую дачу в двадцати верстах от Инкермана, с прекрасным источником воды и сосновым лесом (рядом с Терновкой), где при настоятеле архимандрите Иакове (Рыкове) был возведен храм во имя Преображения Господня (Спасский скит).
       Интересно, что восшествие на престол императрицы Елизаветы Петровны свершилось в день памяти святого Климента. В Петербурге, в слободе Преображенского полка, первым присягнувшего ей на верность, императрица распорядилась соорудить церковь Преображения Господня с приделом во имя святого Климента, папы Римского.

Пещерный храм во имя святого Мартина Исповедника

       И в Москве на пожертвования участника дворцового переворота канцлера А. П. Бестужева-Рюмина заново обновили в память помазания на царство Елизаветы Петровны одну из самых красивых церквей, посвященную подвигам святого Римского епископа. Известный историк Москвы Иван Снегирев обратил внимание на то, что место, на котором стоит этот храм, вошло в военную летопись России. Здесь находился острожец – «крепостца на Ордынцах», и в 1613 году произошло первое сражение народного ополчения князя Пожарского с польским войском. Таким образом, святого Климента, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным окормителем русского войска.
       В тяжелой Крымской войне в помощь русскому воинству жертвовались православные святыни. Выдающийся проповедник – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий в 1855 году произнес «Слово защитникам Севастополя при вручении им святых икон, присланных в благословение из разных мест России». Одна из наиболее почитаемых – Севастопольская икона Божией Матери, у которой в своей домовой церкви молился за сражавшихся соотечественников святитель Московский Филарет (Дроздов). На следующий день после этого произошло Чернореченское сражение между русскими и союзными войсками с целью снятия осады Севастополя. Однако битва только ускорила начало противником заключительного штурма города, который начался 27 августа 1855 года. После того как пал Малахов курган, по приказу главнокомандующего русской армией князя М. Д. Горчакова войска севастопольского гарнизона перешли на Северную сторону и оставались там до заключения Парижского мирного договора, 18 марта 1856 года. Севастопольский список иконы Божией Матери, предназначенный для благословения русской армии, остался на Северной стороне. Покровом Своим Пресвятая Богородица охранила город от вторжения неприятеля.
       Однако вернемся к истории киновии. За полвека своего существования она стала одним из центров духовной жизни православного мира, потому в 1905 году ей был присвоен статус общежительного монастыря II класса. Знаменательно, что обитель обрела свой новый статус в год 50-летия первой обороны Севастополя. Таким образом была отмечена молитвенная память инкерманских монашествующих обо всех православных, отдавших жизнь за отечество. Ежегодно в день сражения при Черной речке духовенство обители крестным ходом отправлялось к часовне, воздвигнутой стараниями ветерана Крымской войны Н. А. Коновченко на братской могиле мученически павших воинов Волынского и Селенгинского полков близ Каменоломенного оврага, для совершения там соборной панихиды.
       В памятный для монастыря 1905 год в присутствии великого князя Александра Михайловича и участников боевых действий в Крыму архиепископ Симферопольский и Таврический Алексий освятил древний пещерный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», некогда называвшийся Софийским. К полувековой годовщине первой обороны Севастополя было также приурочено освящение двух храмов: пещерного во имя священномученика Димитрия Солунского и новопостроенного на плато Монастырской скалы во имя Святителя и Чудотворца Николая. В те торжественные дни Преосвященному архиепископу Алексию сослужил настоятель монастыря архимандрит Иаков. Его стараниями в Спасском скиту был построен дом для приема посетителей и обновлен святой источник с мужской и женской купальнями, в которых многие исцелялись от болезней. На вершине Монастырской скалы при отце архимандрите возвели братский корпус в 24 келлии. С 1897 года стараниями настоятеля при обители открылась церковноприходская школа с квартирой для учителя, в ней обучалось до сорока учеников.

* * *

       Октябрьский переворот 1917 года не затронул жизни Инкерманского монастыря, поскольку советская власть в Севастополе победила только в ноябре 1920 года. Вот с этого времени и наступили новые испытания для Климентовской обители. 30 марта 1922 года согласно декрету «Об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих» специальная комиссия конфисковала в монастыре «всего предметов 88 штук, исключительно серебряных». Через год комиссия по ликвидации монастырей и церквей постановила: «Имущество Инкерманского монастыря – как живой, так и мертвый инвентарь, с земельными угодьями передать Земотделу». Что и было сделано в пользу артели красноармейских вдов и бедноты поселка Инкерман.
       В 1925 году Инкерманская религиозная община поставила в известность Севастопольский райисполком о том, что способна охранять, содержать и выполнять все государственные требования только по отношению к домовой Троицкой и пещерной Свято-Климентовской церквам, а от остальных отказывается. Вскоре президиум Севрайисполкома обратился в КрымЦИК с ходатайством о передаче имущества церквей Госфондовой комиссии, что вскоре и произошло. А 20 января 1926 года было принято решение о ликвидации Инкерманского монастыря.
       Оставшееся имущество обители было разворовано людьми, души которых в то кризисное время, по словам академика А. Панченко, были «надорваны и склонны к соблазну кощунства». Тащили все – иконы, ковровые дорожки, облачения, плащаницы. Кроме того, обновленческий раскол внес серьезное нестроение в жизнь духовенства и верующих.
       Окончательное изъятие церковного имущества из уже бывшего монастыря произошло 11 ноября 1931 года. А 28 января 1932 года архимандрит Венедикт (Чеботарев) передал сотруднику госфондов Наркомфина Крыма по Севастополю последнее, что осталось в церкви святого Климента, – 149 предметов на сумму 294 рубля.
       Во время Великой Отечественной войны в пещерных храмах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии. В Инкермане шли тяжелые бои, потому все наземные церкви были разрушены. После войны они были разобраны до основания.
       Тогда, в годы советской власти, в закрытом городе, базе Черноморского флота, казалось, что Инкерманскому монастырю никогда более не восстать. Слишком велики были потери – и духовные, и материальные. Но Божией милостью 2 апреля 1991 года стараниями замечательного подвижника православной веры архимандрита Августина (Половецкого), трагически погибшего в 1996 году, Севастопольский горсовет зарегистрировал «общину Русской Православной Церкви при Троицкой домовой церкви монастыря святого Климента». Так возродилась древняя киновия, и вновь стала возноситься в ней ежедневная молитва «о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех».
       Еще в 1852 году, сразу после открытия Инкерманской обители, архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий писал архиепископу Рязанскому Гавриилу (Городкову, † 1862): «И скиты наши в Крыму, слава Богу, выходят из земли и принимают вид, подобающий святым местам. Но это дело не годовое, а многих десятилетий»12. Эти давние слова Владыки Иннокентия актуальны и сейчас. Ныне Инкерманский монастырь восстановлен во всей полноте духовной жизни и трудового бытия. Его возрождению во многом способствует подвижническое служение игумена Иова (Бородулина), в 2003 году назначенного настоятелем обители.

За богослужением в праздник Святой Пасхи
8 апреля 2007 года

       Сегодня в обители подвизаются двадцать насельников. Воссоздана Троицкая церковь, завершено строительство Свято-Пантелеимоновского храма и начато его благоукрашение, очищены от скверны древнейшие пещерные церкви, и в них каждый день совершаются богослужения. Полностью восстановлен Спасо-Преображенский скит близ Терновки со святым Феодоровским источником, известным чудесными исцелениями. А недавно, накануне Светлого Христова Воскресения, пришла в обитель радостная весть: ей возвращены три гектара земли на плато Монастырской скалы, где будет воссоздан храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
       Вернулся в свою киновию и святой Климент: частица его мощей перенесена в Инкерманский монастырь из Киево-Печерской лавры. Вновь священномученик Климент просвещает благодатью «души жаждущих сладкого света его молитв». И благоговейно припадая к нетленным мощам «нового Петра веры Христовой», вспомним слово святого просветителя славян равноапостольного Кирилла: «Будь же щедрым дарителем духовных даров и для чтящих тебя днесь – святящихся и черпающих духовное озарение от чудной твоей раки! Избавь от душевных и телесных страстей и всяческих диавольских напастей! Сподобь через твои мощи насладиться и тем, что, по словам пророков, словно сад, позволяющий расти и цвести всякому земному наслаждению! Сподобь насладиться духовным садом Божиих промыслов, чтобы, утоляя голод и жажду этими великими дарами и попирая всяческие козни врага и его силу, праздновали мы твою преславную память, украшались и преисполнялись разными добродетелями! Сподобь бесповоротно утвердиться на пути к Царствию Небесному помощию благодати явившего тебя днесь, делающей вечно блистающим честное явление святых твоих мощей, – благодати Христа, истинного Бога нашего, с Отцом и со Святым Духом, ныне и в бесконечные века веков! Аминь».

       Братия обители просит по мере сил и возможностей принять участие в восстановлении монастыря. Господь воздаст сторицей за пожертвование во славу Христа.

Расчетный счет Инкерманского Свято-Климентовского мужского монастыря:
2600.8301.10038 МФО 324 195. ОКПО 22288668 СФ АКБ УСБ в Севастополе

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Караулов Г. Э. Крымские пещерные города и крипты // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. Т. 8. Одесса, 1872. С. 107.
       2 Струков Д. М. Древние памятники христианства в Тавриде. М., 1876. С. 7.
       3 В болотистом устье реки Черной, недалеко от которого находились и находятся каменоломни и монастырь, вода была непригодной для питья. Здесь «пустынный город из прилежащих к Херсону», будущий Инкерман, заражало лихорадкой обширное болото. Доктор медицины профессор Паллас писал, что «ему трудно вообразить, как тогда могли жить люди в такой опасной местности, где достаточно раз побывать, чтобы заболеть лихорадкою».
       4 Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга 1. М., 1994. С. 110.
       5 Климент, или Клим (Смолятич), митрополит Киевский и всея Руси. Митрополит Климент по происхождению русский. Фамилия его – Смолятич – дает повод предполагать, что он родом из Смоленска. До святительства подвизался (в схиме) в монастыре, находящемся в Зарубе. Как говорит летопись, он был «книжник и философ», какого прежде в России не бывало. Его кандидатуру на первосвятительский престол выдвинул князь Изяслав.
       27 июня 1147 года собором русских епископов он был поставлен митрополитом Киевским. Но греки воспротивились этому самостоятельному действию русского князя и духовенства и не желали признавать митрополита Климента за первосвятителя. Поэтому вскоре после смерти князя Изяслава митрополит Климент 20 марта 1155 года был удален от Киевской митрополии. Скончался в 1170 году.
       6 Цит. по: Крымский сборник. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических. Сочинение Петра Кеппена. СПб., 1837. С. 237–238.
       7 Оболенский М., князь. Сказание священника Иакова // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1848. Т. 2, отделения 2 и 3. С. 685.
       8 Иеромонах Ефрем. Краткое описание Инкерманской киновии и древняго ея храма в новооткрытой Таврической епархии. М., 1861. С. 17–18.
       9 Ведомость об Инкерманском святого священномученика Климента киновии, а также о монашествующих и указных послушниках за 1870 год // Государственный архив Автономной республики Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 6065. Л. 454 об.
       10 Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. В 2 т. Харьков, 1913. Т. 2. С. 1538.
       11 Иеромонах Ефрем. Указ. соч. С. 23.
       12 Из писем архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия к Гавриилу, архиепископу Рязанскому // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. Т. 14. Одесса, 1888. С. 766.

О. Ковалик
Фото Ю. Данилевского