ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
5-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Преподобная Евдокия, в инокинях Евфросиния,
великая княгиня Московская

К 600-летию блаженной кончины

       7/20 июля 2007 года исполняется 600 лет со дня преставления преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской, супруги благоверного князя Димитрия Донского. Память о ней сохранили древнейшие русские летописи, ее житие описано во многих более поздних рукописных источниках, рассказы о чудесах, совершавшихся у мощей святой, передавались на Руси из поколения в поколение. Почитание великой княгини началось сразу же после ее праведной кончины: ее чтили Москва, Коломна, Нижний Новгород, Суздаль, Переславль, Кострома и многие другие города Московской Руси. Ее имя включено в Соборы Московских и Радонежских святых. Память преподобной Евдокии празднуется Церковью 7/20 июля и 17/30 мая.

       Что же сделало великую княгиню Евдокию такой дорогой для сердца русского народа? Время ее жизни было тяжким для Руси: постоянные разорительные набеги татар, пожары, страшные эпидемии, распространяющиеся по всем городам; междоусобные распри князей. Как можно было тогда прожить праведную и высоко благочестивую жизнь, удостоиться святости? Это показывает нам пример великой княгини Евдокии.
       Из текста жития, которое изложено в Степенной книге царского родословия (XVI век), мы узнаем о Евдокии как о выдающейся личности. Она стала великой княгиней Московской очень рано, ей не было еще и пятнадцати лет. Воспитанная в православных традициях, она разделила со своим супругом все трудности жизни, во всем поддерживая его, живя с ним в полном духовном единомыслии. Как говорится в летописи, она «во всем усердно подобствова богоугодному исправлению державного и благонравного си святаго супруга; с ним же единомудренно в заповедех Господних благозаконно живущи, породи ему сынове и дщери и воспита их благочестно»*. Она служила делу и интересам своего супруга, а он в свою очередь уважал княгиню и доверял ей. Умирая, он передал в руки княгини попечение не только о детях, но и о государстве. Напомним, что старшему сыну Василию было в момент смерти отца семнадцать лет.
       Лишь только после того как Василий женился, Евдокия отошла от государственного управления, но осталась первым советником сыну. Василий оплакивал смерть Евдокии до самого конца своей жизни, так он любил ее, так дорожил ее советами и помощью в делах управления государством. Когда Москве угрожал хан Тамерлан, именно Евдокия вдохновляла Василия на перенесение в Москву Владимирской иконы Божией Матери, которая чудесным образом спасла город. Царица Небесная явилась Тамерлану во сне и «безбожный царь испугался, устрашился, ужаснулся и впал в смятение; вошел в сердце его страх, в душу ужас, в кости – трепет, и отказался он завоевывать Русскую землю и быстрее пустился в обратный путь в Орду»**.
       Княгиня была деятельной устроительницей церквей и монастырей, заботливо украшала их, привлекая к росписи храмов лучших живописцев того времени. Летописи называют имена Феофана Грека и Симеона Черного. Созданный ею на территории Московского Кремля Вознесенский монастырь стал одним из первых и самых значительных женских монастырей Руси, усыпальницей великих княгинь.
       Княгиня Евдокия отличалась «милостивным нищелюбием» и всю свою жизнь занималась делами милосердия. Много было великих княгинь и цариц на Руси, но она единственная воистину стала матерью для всех, так как трудности и скорби других воспринимала как свои. Для погорельцев строились дома, вдовы и сироты получали пропитание. После смерти ее стали называть покровительницей Москвы и русского народа.
       Евдокия имела десятерых детей. Правда, трое из них умерли в раннем возрасте, но остальные были воспитаны ею в христианских традициях, в любви и уважении к родителям. Любовь друг к другу согревала и укрепляла каждого из членов великокняжеской семьи. Это была великая молитвенница, помогавшая великому князю силой своих искренних молитв выстоять в сражениях. Об этом несколько раз пишется в ее житии, как она «сугубо подвизашеся прилежными к Богу мольбами о себе и о чадех своих и о всей державе. Господь же исполняше прошения ея».
       На Руси было принято, чтобы царствующие особы перед концом жизни уходили в монастырь и даже принимали схиму, то есть совершали подвиг высочайшего самоотвержения. Евдокия не делала этого шага, пока не выросли дети, пока старший сын Василий не взял на себя управление государством в полной мере. Но оставаясь в миру, великая княгиня превратила свои княжеские хоромы в монастырские келлии и по сути вела жизнь подвижницы. Когда, предвидя кончину, она решила оставить все земные заботы и принять иночество, она вошла в монастырь не как начинающая подвижница, но как умудренная длительным опытом духовного делания монахиня. В иночестве она стала Евфросинией. Но при этом ее духовное делание всегда совершалось втайне. Внешне она ничем не отличалась от великокняжеских особ: хорошо одевалась, присутствовала на светских церемониях. И только Господь знал о ее внутренней, духовной жизни.
       В летописи рассказывается не только о тайном духовном делании великой княгини, но и о том, как мужественно, истинно по-христиански поступила она, узнав о возведенной на нее клевете. Преподобная Евдокия запретила своим сыновьям рассказывать всем о ее иноческих трудах и причинять зло тем, кто клеветал на нее.
       Летописи говорят нам о том, что уже при жизни Евдокия стала святой. На пути в монастырь она была удостоена видения Архангела Михаила. Тогда же от одного прикосновения к рукаву ее одеяния прозрел слепой, и с ним еще тридцать человек получили исцеление. А путь этот был довольно коротким – из царских палат в Вознесенскую обитель в Московском Кремле.
       Многие подвижники Православия обращали свой духовный взор к преподобной Евдокии, почитая ее заступницей за Русскую землю.
       Сто лет назад в Москве торжественно праздновалось 500-летие со дня блаженной кончины преподобной Евдокии. На церемонии присутствовало Священноначалие во главе с митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским, † 1918), а также игумены монастырей, настоятельница Вознесенского монастыря в Кремле игумения Евгения, насельники и насельницы монастырей (московских и подмосковных, а также из самых разных районов России – Троице-Сергиевой Лавры, Саввино-Сторожевского монастыря, Дивеевского монастыря, Екатеринбургского, из Ростова, Ярославля, Суздаля и других мест), пятьсот хоругвеносцев и тысячи паломников из разных мест. В праздновании принимали участие великая княгиня Елисавета Феодоровна, князь Голицын, градоначальники и представители именитого купечества. Государь император Николай II прислал приветственную телеграмму.
       Учитывая особую историческую и духовную роль преподобной Евдокии, в продолжение традиции празднования 500-летия ее памяти, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил организацию большой комплексной программы торжеств. Был создан благотворительный Фонд великой княгини Московской Евдокии.
       При поддержке правительства Москвы 11 апреля 2007 года была проведена первая в истории нашей страны международная научная конференция, посвященная памятной дате. Участвовать в ней с радостью согласились видные ученые Москвы, Петербурга, Коломны, Нижнего Новгорода, а также США. Удивительно, но оказалось, что даже там ученые исследуют страницы нашей истории, почитают великую Московскую княгиню, изыскивают документы, свидетельствующие о ее давнем почитании на Руси. Конференцию открыл архиепископ Истринский Арсений, который зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ее участникам.

Выступление архиепископа Истринского Арсения

       Оргкомитет планирует ежегодно проводить научные конференции, посвященные памяти великой княгини Евдокии, покровительницы Москвы, расширяя их тематику и увеличивая число участников, а также проводить различные просветительско-педагогические мероприятия, способствующие развитию интереса к русской истории среди школьников, молодежи и педагогов учебных заведений нашей столицы. И наконец, чтобы ныне строящийся в Юго-Западном административном округе Москвы храм во имя преподобной Евфросинии стал духовно-просветительным центром нашего города.


Священник Алексий Ладыгин,
настоятель строящегося храма
во имя преподобной Евфросинии,
член Попечительского совета
Фонда великой княгини Московской Евдокии

       * Здесь и далее цитируется Степенная книга царского родословия (ПСРЛ. Т. XXI. С. 408–411).
       ** Тверская летопись. ПСРЛ. Т. XV.