ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Санкт-Петербургская епархия: история и современность

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЕПАРХИИ

       На землях Приневья и Приладожья Православие имеет глубокие исторические корни, уходящие в эпоху Древней Руси. В XII– XIII веках усилиями Новгородских архиереев, при поддержке князей Великого Новгорода здесь были основаны десятки православных приходов. Уже в XII веке в городах Старая Ладога, Копорье, Орешек, Ям были возведены каменные храмы. А в XIII столетии была основана первая монашеская обитель на территории нынешней Санкт-Петербургской епархии – Свято-Троицкий Антониево-Дымский монастырь.

       Начиная с XIV века ключевую роль в распространении Православия в крае играли именно монастыри, в первую очередь знаменитый Валаамский монастырь (основание его обычно относят к первой половине XIV века, ныне он имеет статус ставропигиального). В разное время в нем подвизались такие прославленные подвижники монастырского благочестия, как преподобный Арсений Коневский, основатель монастыря Пресвятой Богородицы на острове Коневец (конец XIV века), и преподобный Александр Свирский, основатель Свято-Троицкой обители на берегу Рощинского озера (рубеж XV–XVI веков). Всего к началу XVI века на территории нынешней Санкт-Петербургской епархии было не менее шестнадцати мужских и пяти женских монастырей.
       Тяжелым испытанием для православного населения края стали годы польско-шведской интервенции начала XVII века и последовавшего за ней присоединения северорусских земель к Шведскому королевству (по так называемому Столбовскому миру 1617 года). За период шведского владычества многие монастыри и храмы были разграблены и уничтожены, а православные жители во множестве бежали на территорию Московского царства.
       Возрождение Православия на этих землях началось после возвращения их России при Петре Великом, в особенности после завершения Северной войны (1721).

Казанский кафедральный собор

Богослужение в Казанском соборе

       Первоначально духовное окормление края находилось в ведении Новгородской епархии, которой в то время управлял известный просветитель – митрополит Иов (1697–1716). Однако последний не поддерживал реформаторский курс Петра I. Во многом с этим было связано создание на территории, прилегающей к Санкт-Петербургу, особого церковного управления. В 1708 году по настоянию царя митрополитом Иовом был назначен временный судья и администратор духовных дел столицы и новозавоеванной местности архимандрит Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря Феодосий (Яновский, впоследствии архиепископ Новгородский и Великолукский, † 1726).
       В 1720 году в Петербурге был учрежден Святейший Синод, который вплоть до 1742 года осуществлял непосредственное управление приходами края.
       Самостоятельная Санкт-Петербургская епархия была создана повелением императрицы Елизаветы Петровны 1 сентября 1742 года. Первым правящим архиереем епархии стал епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Никодим (Сребницкий, † 1751). Первоначально это была одна из самых малых российских епархий – в ней было 116 храмов, в том числе 95 приходских (из этого числа 45 храмов находились в Петербурге). Территория ее совпадала с территорией двух губерний по гражданскому административному делению: Санкт-Петербургской и Выборгской.
       Однако вскоре епархия начала стремительно расширяться, и роль ее в Русской Православной Церкви стала неуклонно расти. После слияния Петербургской епархии с Новгородской в 1775 году столичный архиерей (с того времени архиепископ Санкт-Петербургский и Новгородский) стал первоприсутствующим (первенствующим) членом Святейшего Синода. Петербургская епископская кафедра, таким образом, получила историческое преемство от древнейшей – Новгородской. Петербургский же архиерей стал считаться преемником целого ряда Новгородских архиеерев, первым из которых был святитель Иоаким Корсунянин, прибывший в Новгород в 992 году.
       В 1783 году Петербургская епархия получила статус митрополии. Первым митрополитом Санкт-Петербургским стал выдающийся церковный деятель XVIII века митрополит Гавриил (Петров-Шапошников, † 1801). Именно в его правление (1770–1799) Петербург стал признанным центром вселенского Православия. В частности, усилиями Владыки Гавриила в 1797 году на базе Невской семинарии была образована Санкт-Петербургская Духовная академия, ставшая ведущим богословским центром в православном мире, а Александро-Невский монастырь был преобразован в лавру.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

       В 1803 году территория епархии значительно расширилась за счет присоединения к ней православных приходов Эстляндии и Финляндии, однако в конце XIX века Финляндия и воссозданная Новгородская епархия были вновь от нее отделены. С того времени границы епархии стали совпадать с границами Петербургской губернии, которая включала в себя часть нынешней Псковской области (Гдовский уезд) и город Нарву на западе (при этом территория Карельского перешейка к северу от реки Сестры относилась к Финляндской епархии, а Тихвинский уезд – к Новгородской).
       Несмотря на некоторое сокращение территории, значение Санкт-Петербургской (с 1914 года Петроградской) епархии в жизни Русской Православной Церкви в этот период трудно переоценить. Не будет преувеличением сказать, что к концу правления династии Романовых Петербург стал ведущим центром не только российской, но и мировой православной культуры.

РАСЦВЕТ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ В XIX И НАЧАЛЕ XX ВЕКА

       На протяжении XIX века в столице и ее окрестностях неуклонно умножается число храмов и обителей, строится множество величественных церковных зданий. По проектам величайших мастеров в Петербурге возводится ряд каменных соборов: Казанский, Исаакиевский, Троице-Измайловский, Спасо-Преображенский и другие, ставшие жемчужинами мировой храмовой архитектуры.
       Именно в XIX веке на Петербургской земле подвизались великие подвижники православного благочестия – святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский. О подъеме монашеской жизни в епархии свидетельствовала всероссийская известность таких прославленных обителей, как Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь, Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь («Северная Лавра»), Воскресенский Новодевичий женский монастырь.

Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови)

Князь-Владимирский собор

Свято-Успенский Тихвинский мужской монастырь

       К 1917 году епархия являлась одной из самых крупных и богатых в стране, в ней велась активная просветительная и миссионерская деятельность, успешно осуществлялось социальное служение. В предреволюционный период уровень развития приходской жизни был самым высоким за всю историю епархии – при храмах действовали многочисленные братства, просветительные, благотворительные и трезвеннические общества, издавались десятки книг и брошюр, сотни периодических газет и журналов.
       Наконец, пору своего величайшего расцвета переживала в то время и Санкт-Петербургская Духовная академия, где преподавали видные церковные историки – А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, В. В. Болотов. В годы правления митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского, 1892–1912, † 1912) академия стала центром интенсивных контактов между церковными деятелями и интеллектуальной элитой и активно способствовала воцерковлению петербургской интеллигенции.

Казанский собор Воскресенского
Новодевичьего монастыря

Свято-Троицкий Александро-Свирский
мужской монастырь


1920–1930-е ГОДЫ

       Период пребывания на Петербургской кафедре митрополита Вениамина (Казанского, 1917–1922, † 1922), несмотря на тяжелые революционные потрясения, был отмечен еще большей активизацией церковной жизни. С приходом к власти большевиков, после закрытия Петроградских Духовных школ, всех церковных издательств, богословских и философских обществ на приходах продолжали проводиться беседы и лекции, велась активная просветительная работа. Более того, с 1920 по 1923 год в Петроградской епархии, вопреки революционному террору, действовал собственный Богословский институт (ректором был протоиерей Николай Чуков, впоследствии – митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий, † 1955), где преподавали бывшие профессора Духовной академии и университета.
       Однако в советское время церковной жизни был нанесен тяжелейший удар. В 1920-х годах власти, стремясь уничтожить Русскую Православную Церковь, активно играли на внутрицерковных противоречиях и поощряли раскол внутри духовенства. Петроград оказался благодатной почвой для этого, ведь здесь уже давно шли споры по вопросам церковных реформ. В результате уже при митрополите Вениамине Петроградская епархия стала эпицентром обновленческого раскола.

Мостик через реку Монастырку

Братский корпус Александро-Невской лавры

Вход на Никольское кладбище

       Обновленческое движение, костяк которого изначально состоял из петроградских священников во главе с Александром Введенским и Владимиром Красницким, активно сотрудничало с большевиками и стало орудием их борьбы против митрополита Вениамина и его сторонников. 24 марта 1922 года в «Петроградской правде» появилось письмо от имени двенадцати «обновленческих» священников, в котором митрополит Вениамин обвинялся в контрреволюционности и нежелании сдавать церковные ценности в пользу голодающих Поволжья (в действительности митрополит разрешил приходам сдавать ценности, но только те, которые не имеют непосредственного богослужебного назначения).

Санкт-Петербургское Епархиальное управление

Троицкий собор

Успенский храм на Малой Охте (Блокадный)

       В мае 1922 года в Москве было учреждено обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). Митрополит Вениамин отказался признать ВЦУ, в результате чего был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей и расстрелян в том же году вместе с рядом поддерживавших его священников и мирян (в 1992 году все они причислены Русской Православной Церковью к лику святых и входят в Собор новомучеников и исповедников Российских).

Суд над митрополитом Вениамином (Казанским)
1922 год

Символическая могила священномученика Вениамина,
митрополита Петроградского

       Уже в 1924 году обновленческое движение пошло в Петрограде на спад, и раскол был преодолен. Однако, во второй половине 1920-х годов в епархии начался новый, теперь уже всероссийский – «иосифлянский раскол». После выхода в свет известной Декларации митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году в Русской Православной Церкви возникло массовое движение «непоминающих», лидирующая роль в котором принадлежала ленинградской группе «иосифлян» [по имени ее вдохновителя и первого руководителя митрополита Иосифа (Петровых)]. Лишь к началу 1930-х годов конфликт был преодолен, однако вплоть до войны в Ленинграде существовали отдельные «иосифлянские» приходы, не признававшие митрополита Сергия и его сторонника митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова, 1928– 1933; † 1937).
       Расколы ослабляли Церковь и безусловно облегчили большевикам борьбу с ней. С конца 1920-х годов в Петроградской епархии, как и в других районах страны, начались массовые репрессии священнослужителей и повсеместное закрытие храмов. В результате к ноябрю 1933 года в Ленинграде остался всего 61 православный храм. Храмы не только закрывались, но и в огромном количестве сносились, в особенности недавно построенные (на сегодняшний день в Петербурге утрачены здания большинства храмов начала XX века). Кроме того, многие церковные здания перестраивались под нужды советских учреждений и предприятий. В частности, построенный к 300-летнему юбилею Дома Романовых собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в 1932 году был передан в ведение завода «Союзмолоко», в связи с чем были снесены барабаны и купола храма и уничтожено его уникальное внутреннее убранство. В том же году верующим был нанесен еще один удар: у Церкви был отнят кафедральный Казанский собор, и в нем разместился Музей истории религии и атеизма.

Храм Архистратига Божия Михаила в Токсове

Софийский собор в Царском Селе

Собор Владимирской иконы Божией Матери

       Тогда же, в 1932 году, начались массовые аресты и казни духовенства. В течение последующих пяти лет церковная организация в Ленинграде фактически была разгромлена. Так, к 1936 году в епархии оставалось всего 82 зарегистрированных священнослужителя и 34 православных храма (24 – тихоновских, 1 – иосифлянский, 9 – обновленческих). К началу же Великой Отечественной войны в епархии действовал всего 21 храм, а число клириков в городе не превышало и двадцати человек.

ВОЕННЫЙ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОДЫ

       В годы войны, когда жесткая политика властей по отношению к Церкви претерпела некоторые послабления, в Ленинграде вновь оживилась православная жизнь. Богослужения в блокадном городе проходили ежедневно, число прихожан стремительно возрастало, храмы регулярно снабжались вином и мукой. Власти разрешили восстановить часть ликвидированных ранее приходов. В частности, усилиями митрополита Ленинградского Алексия (Симанского, 1933–1945; впоследствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия I) в блокадном кольце было открыто 10 приходов; в то же время на оккупированной территории было открыто около 70 приходов, 35 из которых после войны были зарегистрированы.
       В 1944–1955 годы, когда во главе Ленинградской епархии стоял митрополит Григорий (Чуков), было открыто еще 11 приходов, а к 1956 году их уже было 56. Церкви преимущественно возвращались здания храмов, поврежденные в годы войны, которые восстанавливались силами верующих. Начинала возрождаться и структура епархии, была восстановлена должность викарного епископа. В 1946 году с разрешения властей митрополитом Григорием были открыты Богословско-пастырские курсы, а затем возрождены Духовные академия и семинария, теперь уже Ленинградские, преподавательский состав которых составляли в основном дореволюционные кадры – выпускники СПбДАиС.
       При митрополите Елевферии (Воронцове; 1955– 1959; † 1959), в годы так называемой оттепели, из мест заключения в Ленинград стали возвращаться многие священники и миряне, что способствовало еще большему подъему церковной жизни. Власти даже разрешили издавать в епархии машинописный «Бюллетень Ленинградской митрополии» (1958–1959), а в 1957 году, в период подготовки очередной антирелигиозной пропагандистской кампании, возвратили Церкви Троицкий собор Александро-Невской лавры.
       Однако вслед за тем наступил период «хрущевских» гонений. За четыре года (1959–1963) в епархии были закрыты 12 из 57 существовавших приходов. Вновь начали сносить и взрывать храмы (в частности, в 1961 году была уничтожена Спасская церковь на Сенной площади, на месте которой ныне находится станция метро). Чтобы между архиереями, клиром и паствой не устанавливались прочные связи, власти постоянно перемещали епископов с кафедры на кафедру, в результате чего за четыре года в Ленинграде сменились три митрополита. Так, в 1959–1960 годах епархию возглавлял митрополит Питирим (Свиридов, † 1963), в 1960–1961-х – митрополит Гурий (Егоров, † 1965), в 1961–1963-х – митрополит Пимен (Извеков, впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси, † 1990).

Часовня блаженной Ксении Петербургской
на Смоленском кладбище


       При митрополите Никодиме (Ротове; 1963–1978, † 1978) Православие в Ленинграде и области вновь стало заметным общественным явлением, наблюдался массовый приток в Церковь образованной молодежи. Власти были вынуждены допустить определенные послабления в отношении епархии. В результате митрополиту Никодиму удалось не только предотвратить закрытие Ленинградских Духовных школ, но и увеличить набор в них и сделать их одними из сильнейших в стране.
       После Владыки Никодима кафедру возглавил митрополит Антоний (Мельников, † 1986), другой замечательный архипастырь, очень много сделавший для епархии. Владыка Антоний готовил почву для церковного возрождения в Северной столице. Не жалея сил и трудов, он вел непрерывную борьбу за свою паству, постоянно проповедуя, просвещая и воспитывая ее. В то время уже начинались перемены в общественной жизни, и государство постепенно меняло свое отношение к Церкви.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

       В период перестройки шел активный процесс возрождения епархии. В то время правящим архиереем стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер; 1986– 1990, ныне – Патриарх Московский и всея Руси). Выпускник Ленинградских Духовных школ, он немало сделал для возвращения епархии ее исторических святынь. В бытность Святейшего Патриарха Алексия митрополитом Ленинградским совершилась канонизация блаженной Ксении Петербургской, были возвращены Церкви святые мощи благоверного князя Александра Невского и преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Тогда же в Северной столице начался процесс передачи Церкви порушенных и перестроенных храмовых зданий.
       Особое, символическое значение для верующих ленинградцев имело восстановление и освящение в 1987 году знаменитой часовни блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище.
       После празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси по всей епархии начали открываться храмы, стала восстанавливаться приходская жизнь. В 1989 году Церкви были возвращены храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и здание знаменитого Иоанновского монастыря на реке Карповке, основанного святым праведным Иоанном Кронштадтским. В период правления митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева, 1990–1995, † 1995) начались богослужения в Троицком Измайловского полка (1990) и Казанском (1991) соборах, в соборе во имя святого апостола Андрея Первозванного (1993), старейших петербургских храмах во имя великомученика и целителя Пантелеимона (1994) и праведных Симеона и Анны (1994). Всего за первую половину 1990-х годов число приходов в епархии увеличилось почти втрое. Епархии также были возвращены здания многих прославленных монашеских обителей, в частности Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря (1990), Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря (1990), Тихвинского Богородицкого Успенского мужского монастыря (1995), Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни (1993).
       С 1995 года правящим архиереем епархии является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). 27 декабря 1995 года решением Священного Синода он был назначен на Петербургскую кафедру и уже 13 января 1996 года прибыл в Петербург, совершив в тот же день свой первый молебен в Николо-Богоявленском морском соборе.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
на строительстве храма Сретения Господня


Поднятие креста на купол
строящегося храма Сретения Господня

       При Владыке Владимире успешно продолжается возвращение епархии ее исторической собственности, а также идет строительство новых церковных зданий. Знаменательным событием стало возвращение епархии зданий Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в 1996 году. В 1922 году монастырь был официально упразднен советскими властями, в 1935 году у верующих была отобрана последняя церковь лавры – Свято-Духовский храм. С тех пор весь комплекс лаврских зданий использовался под хозяйственные цели. В 1994 году решением Священного Синода монастырь был восстановлен, в 1996 году в нем утвержден общежительный устав. В настоящее время в обители проводится широкий комплекс сложнейших реставрационных работ. В историческом Митрополичьем корпусе уже разместились приемная Владыки и Епархиальное управление.

       Всего за первое десятилетие пребывания митрополита Владимира на Петербургской кафедре заново построено 65 храмов, 10 храмов-часовен и 45 часовен; вновь освящено 139 храмов, 12 храмов-часовен, 66 часовен. Открыто 6 монастырей.
       К началу 2000-х годов постепенно оформилась система благочиннических округов. В настоящее время их в епархии 25 (из них 10 – в Петербурге). Все вместе они включают в себя 460 приходов и приписных церквей и 170 часовен. Служение в них несут 699 штатных священнослужителей, из которых 558 священников и 141 диакон (по данным на конец 2006 года).
       Регулярно совершаются новые хиротонии. В частности, за 2006 год было рукоположено 66 клириков (из них 36 священников и 30 диаконов). В 2006 году в епархии появился второй викарий – епископ Петергофский Маркелл (Ветров), хиротония которого состоялась 27 сентября 2006 года.

Женский монастырь во имя
равноапостольных Константина и Елены

Крестный ход вокруг храма
Архистратига Божия Михаила в Токсове

       Помимо восстановления внешнего благолепия храмов и организации богослужебной деятельности насущными задачами епархии со второй половины 1990-х годов стало возрождение дореволюционных петербургских традиций в сферах духовного образования и просвещения, социального служения, миссионерской и издательской деятельности.

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

       Петербургские традиции духовного образования являются одними из богатейших в Русской Православной Церкви. Главным центром высшего духовного образования в епархии, как и в дореволюционные времена, сегодня являются Санкт-Петербургские Духовные школы. С декабря 1995 года они находятся под архипастырским окормлением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, выпускника академии 1958 года, который был оставлен при ней профессорским стипендиатом, а затем преподавателем академии и семинарии.
       Ректором Санкт-Петербургских Духовных школ в июле 1996 года стал викарий Санкт-Петербургской епархии, ныне профессор, архиепископ Тихвинский Константин (Горяинов). Среди преподавателей есть известные ученые-богословы, такие, как профессор архимандрит Ианнуарий (Ивлев), заслуженный профессор протоиерей Иоанн Белевцев, профессор протоиерей Георгий Митрофанов. Кроме того, здесь работают и светские ученые, например профессор СПбГУ славист и библеист А. А. Алексеев, профессор СПбГУ филолог П. Е. Бухаркин, востоковед-иранист И. В. Базиленко, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена египтолог А. Л. Вассоевич. Всего в преподавательскую корпорацию Духовных школ в настоящее время входят более 90 человек, в семинарии обучаются 262 студента, в академии – 163, на регентском отделении – 90, на иконописном – 37, на факультете иностранных студентов – 24 человека.
       В 2006 году Санкт-Петербургские Духовные школы праздновали 285-летие с момента начала богословского образования в Петербурге и 60-летие возрождения своей деятельности. В юбилейных торжествах принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

Малое освящение Иоанно-Богословского
домового храма СПбДАиС после ремонта
25 сентября 2006 года

       Духовные школы располагают превосходной научно-методической базой, в частности огромным библиотечным фондом (около 250 тысяч томов). В 1999 году возрожден уникальный Церковноархеологический музей, созданный в 1879 году усилиями великого церковного историка Николая Васильевича Покровского и закрытый большевиками в 1918 году.
       Как и до революции, Духовные школы Северной столицы занимаются активной научной деятельностью, сотрудничают со светскими вузами Петербурга Северо-Западного региона нашей страны, в том числе в рамках межвузовской ассоциации «Покров», ежегодно активно участвуют в организации Покровских, Знаменских и Кирилло-Мефодиевских чтений, проводят различные научно-богословские конференции с участием отечественных и зарубежных специалистов.
       Другое важное направление деятельности Духовных школ – участие в студенческой жизни Петербурга, миссионерство в среде интеллигенции и студенчества. С 2000 года Санкт-Петербургская Духовная академия, Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Молодежный земский союз совместно проводят ежегодный межвузовский творческий конкурс среди студентов и молодых преподавателей в честь святой мученицы Татианы. К участию в нем приглашаются православные молодежные организации и братства, воскресные школы, студенческие кружки и клубы. На конкурс выставляются сочинения, рассказы, произведения прикладного искусства, образовательные проекты, видеофильмы. Общую организацию и контроль за деятельностью конкурсной комиссии осуществляет оргкомитет конкурса, сопредседателями которого являются ректор СПбДАиС архиепископ Тихвинский Константин и ректор РГПУ имени А. И. Герцена Г. А. Бордовский.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
выступает на Епархиальном собрании
23 ноября 2006 года

       По традиции после проведения конкурсов и выявления лучших работ происходит торжественное награждение участников и победителей. 25 января, в Татьянин день, в Казанском кафедральном соборе по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира архиепископ Тихвинский Константин совершает Божественную литургию и молебен святой мученице Татиане. После торжественного молебна особо отличившимся студентам и активным преподавателям вручается знак святой Татианы. Дальнейшие праздничные мероприятия переносятся в вузы, где проходят встречи, беседы, на которых другим участникам конкурсов вручаются грамоты и благодарственные письма. Все эти мероприятия находят широкий отклик в студенческой среде.

За богослужением в Новодевичьем монастыре

       Кроме того, студенты Духовных школ несут многочисленные послушания вне академических стен – в воскресных школах, больницах, приютах, местах заключения. Так, по инициативе студентов и при поддержке администрации в Духовных школах создана диаконическая группа, численность которой составляет около 80 человек. Члены группы – студенты академии, семинарии и регентского отделения в свободное от учебы и послушаний время проводят занятия с учениками детской приходской школы при СПбДАиС, руководителем которой является протоиерей Борис Безменов.
       Школа действует уже двенадцатый год, в ней по пятилетней программе обучаются около семидесяти детей в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Школа имеет двадцать шесть филиалов в городе и области (в пяти детских домах, интернате для слепых детей, спецшколе для детей с дивиантным поведением, трех социальных станциях для детей «группы риска», трех социальных приютах, двух детских больницах с длительным сроком пребывания, трех семейных центрах, трех скаутских отрядах, частной школе, лицее и медицинском училище).

Освящение храма

       Поездки в филиалы осуществляются еженедельно, в месяц их бывает около ста. Семинаристы проводят беседы с детьми и подростками, организуют совместное чтение Священного Писания, объясняют его с помощью иллюстративных и иконографических пособий, предлагают детям решение тестов и кроссвордов на библейские темы, разучивают с ними духовные песнопения, обсуждают видеофильмы. Каждый год около восьмисот детей и взрослых, опекаемых диаконической группой, собираются в актовом зале академии на Рождественский праздник.

Во время церемонии возвращения зданий
Александро-Невской лавры
Русской Православной Церкви
1996 год

Прибытие Святейшего Патриарха Алексия
в Санкт-Петербургское Епархиальное управление
2006 год




       Помимо СПБДАиС важную роль в развитии духовного образования в епархии играют Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы (учреждены в 1991 году, руководитель – председатель епархиального отдела религиозного образования протоиерей Александр Зелененко) и Православный народный университет (создан в 2005 году, ректор – президент МООО «Знание» Петербурга и Ленинградской области профессор С. М. Климов).
       Каждое из этих учебных заведений имеет свои особенности. При приеме предпочтение отдается людям с высшим образованием (обычно это около 80 % обучающихся) и сотрудникам образовательной сферы (около 30 %). Среди преподавателей курсов есть немало специалистов высшего класса, большинство из них имеют как светское, так и духовное образование, а также ученые степени (например, профессор СПбДАиС, магистр богословия протоиерей Георгий Митрофанов – кандидат исторических наук; секретарь Совета СПбДАиС, доцент протоиерей Кирилл Копейкин – кандидат физико-математических наук). Курсы ориентированы преимущественно на подготовку учителей воскресных школ и повышение уровня знаний о Православии у светских педагогов. Ежегодный выпуск этих учебных заведений составляет около восьмидесяти человек.


Памятный знак в честь 2000-летия Рождества Христова

       Православный народный университет, напротив, ориентирован на самую широкую аудиторию православных верующих. Данное учебное заведение не имеет аналогов в России. Его лекции общедоступны и открыты для всех желающих, вне зависимости от возраста и образования. Пока в нем два факультета – богословский и искусствоведческий. Предполагается также открыть отделение университета на базе Института внешнеэкономических связей в Ленинградской области. Слушатели, окончившие курс университета, получают сертификаты об образовании и привлекаются к епархиальной миссионерской и духовно-просветительской деятельности. В настоящее время занятия в университете посещают более пятисот человек.
       Наконец, координацией образовательной деятельности на приходах с 1996 года занимается Епархиальный отдел религиозного образования и духовного просвещения (председатель – протоиерей Александр Зелененко, клирик Спасо-Парголовского храма в Шувалове). Отдел осуществляет сбор и анализ информации о состоянии системы духовного образования в епархии, оказывает посильную помощь воскресным школам в составлении программ и подборе преподавательских кадров, проводит епархиальные благотворительные выставки. В 2006–2007 годах усилиями отдела в епархии был дважды организован фестиваль творческих проектов воскресных школ «Ангельские лики».

Руководитель Свято-Иоанновских
богословско-педагогических курсов
протоиерей Александр Зелененко

       По данным отдела, в настоящий момент в епархии действуют 137 воскресных школ, в которых обучаются около шести с половиной тысяч человек. Летом прошлого года были организованы 33 православных лагеря, открыты 13 новых приходских библиотек, в два раза увеличилось количество приходских печатных изданий. Более чем в 40 приходах организуются паломнические поездки для детей и взрослых, приходы ведут просветительную работу на радио и телевидении.
       В планах отдела – способствовать становлению системы приходского консультирования и оглашения на приходах, созданию новых и пополнению существующих приходских библиотек, развитию в епархии православных детских и подростковых лагерей, православных детских садов.

В. В. Путин и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
Владимир в Исаакиевском соборе

Епархиальное собрание
2006 год

Архиепископ Тихвинский Константин
на праздновании Татьянина дня в Казанском соборе

Во время подписания договора о взаимодействии с
Ленинградским военным округом

       Немаловажно, что наряду с церковными учебными заведениями активную работу по распространению православного просвещения выполняют светские богословские учебные заведения Петербурга: Институт богословия и философии (создан в 1992 году, ректор – П. А. Сапронов), Русская христианская гуманитарная академия (создана в 1993 году как институт, позже преобразована в академию, ректор – Д. К. Бурлака), Высшая религиозно-философская школа (ректор – Н. А. Печерская).
       Преподавательский состав этих учебных заведений в значительной степени состоит из кадров Санкт-Петербургских Духовных школ, и многие их проекты осуществляются совместно с епархиальными структурами.

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

       Большое внимание уделяется в епархии развитию системы помощи больным и обездоленным. С 1990 года действует епархиальная церковная благотворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской, которая размещается в здании, где до революции находилось общежитие для преподавателей и студентов Духовной академии. Главный врач и духовник больницы – протоиерей Артемий Темиров. Больница рассчитана на 35 коек и принимает священнослужителей, прихожан храмов Петербургской епархии, а также больных по рекомендации приходов. Все врачи и младший персонал – верующие люди, работающие по благословению своих духовников.
       В больничном домовом храме персонал и больные вместе собираются на вечернее и утреннее правила. Хотя больница имеет только два медицинских профиля (терапия и сестринский уход, то есть уход за пожилыми людьми с хроническими заболеваниями), здесь есть самые разные специалисты: хирург, кардиолог, эндокринолог, невропатолог и др. Некоторые из них дежурят в течение суток, другие регулярно приезжают для консультаций и обследований. В больнице работает более 50 врачей и медсестер. После того как в 1995 году Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга вышел из состава учредителей больницы и прекратил ее финансирование, больница испытывает серьезные материальные трудности, однако не теряет надежды на помощь благотворителей.

Пасхальный крестный ход вокруг
Свято-Троицкого Измайловского собора

       В целом, хотя практически все крупные приходы епархии так или иначе участвуют сегодня в делах милосердия, крупных социальных проектов пока не много. Для координации усилий в этой сфере в 1997 году при епархии создан особый отдел по благотворительности. С 2003 года его председателем является протоиерей Александр Степанов, настоятель храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских в Петербурге. Отдел призван оказывать информационную поддержку молодым православным благотворительным организациям, проводить мониторинг развития социального служения в епархии, а также в ряде случаев представлять епархию в переговорах с органами государственной власти.
       По данным отдела, динамика последних лет в этой сфере безусловно положительная. В частности, более чем в семидесяти государственных учреждениях медико-социального плана на территории епархии на постоянной основе трудятся православные волонтеры. Практически во всех больницах и госпиталях есть церкви и часовни, где больные имеют возможность участвовать в Церковных Таинствах. Всего в пределах епархии благотворительное служение несут 158 групп священников и мирян.
       К числу наиболее активных принадлежит Братство святой Анастасии Узорешительницы, созданное в 1992 году. С 1998 года его возглавляет протоиерей Александр Степанов. Члены братства опекают приют для беспризорных детей и реабилитационный центр для условно осужденных подростков во имя святителя Василия Великого, несут служение в исправительной колонии в Колпино, в городской больнице № 8 (в отделении сестринского ухода), помогают людям, страдающим от алкогольной и наркозависимости. Помимо непосредственного ухода за обитателями приюта волонтеры ведут целенаправленную работу по поиску усыновителей для брошенных детей: в результате за годы существования приюта около двухсот детей нашли новые семьи.

Встреча Тихвинской иконы Божией Матери
Лето 2004 года


       Активную социальную работу проводит также самое крупное в Петербурге сестричество святой Татианы [(окормляется протоиереем Сергием Филимоновым, председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого)], Покровская община сестер милосердия (иерей Иаков Амбарцумов), сестричество святой Елисаветы в Лахте (протоиерей Георгий Артемьев), сестричество преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары при больнице № 5 (иерей Игорь Гноевой) и сестричество святых Царственных мучеников при НИИ онкологии в поселке Песочное (протоиерей Игорь Филин).
       Отрадно, что с годами профессионализм православных социальных работников повышается. В частности, для формирования собственных профессиональных кадров медсестер по инициативе Епархиального отдела по благотворительности на территории городской Мариинской больницы в 1998 году созданы Епархиальные курсы сестер милосердия (руководитель – Марианна Никанорова, сестра милосердия из Братства святой Анастасии Узорешительницы). Обучение на курсах бесплатное, длится шесть месяцев, в течение которых изучаются такие дисциплины, как фармакология, анатомия, основы сестринского дела, медицинская психология, паллиативная помощь и правовые аспекты социальной помощи.
       Развитию социальной работы в епархии способствуют рабочие контакты с христианскими церквами разных конфессий, исторически присутствующими в регионе. В 1996 году с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Петербурге создан Христианский межцерковный диаконический совет (ХМДС), целью которого является возрождение и развитие в Северной столице традиций христианской церковной диаконии. Учредителями совета наряду с Санкт-Петербургской епархией Русской Православной Церкви стали организации других традиционных христианских конфессий. Представителем епархии в совете является председатель Епархиального отдела по благотворительности протоиерей Александр Степанов. На базе совета члены христианских общин различных конфессий осуществляют благотворительные акции и проекты социального значения, в частности в сфере профилактики ВИЧ и наркомании. Деятельность ХМДС безусловно способствует межрелигиозному миру и укреплению начал толерантности в петербургском обществе.

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

       На основании «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», утвержденной на заседании Священного Синода 6 октября 1995 года, в 1996 году в епархии был образован миссионерский отдел. В 1999 году председателем отдела стал протоиерей Александр Будников, благочинный Большеохтинского округа, настоятель храма святого пророка Илии.
       Основной задачей отдела является возрождение института епархиальных миссионеров. С 2003 года при отделе действуют двухгодичные миссионерские курсы. Для проведения занятий приглашаются преподаватели Духовных школ, сотрудники Епархиального миссионерского отдела и Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, православные правоведы, журналисты, психологи. Целью курсов является подготовка епархиальных миссионеров как для внутренней миссии Церкви (обращение к тем, кто был крещен, но остался не просвещенным светом православной веры, к тем, для кого существует угроза попадания в секты), так и для внешней миссии (утверждение духа христианства вне формальных границ Церкви, приведение ко Христу через научение, затем оглашение и, наконец, крещение).
       Кроме того, сотрудниками отдела ведется сбор информационно-методических материалов, составляется каталог миссионерской литературы, оказывается консультативная помощь людям, пострадавшим от деятельности псевдохристианских религиозных организаций, и их родственникам.
       В последние годы регулярно организуются конференции и семинары для священнослужителей и мирян епархии, в том числе на темы: «Пути взаимодействия Русской Православной Церкви с государством» (2005 год), «Церковные суеверия» (2006 год), «История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге» (2007 год).
       В планах развития отдела – организация более широкой миссионерской деятельности, в частности миссионерских поездок по отдаленным районам Ленинградской области.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
со своими викариями – архиепископом Тихвинским Константином
и епископом Петергофским Маркеллом за воскресной вечерней
в храме Спаса-на-крови
6 мая 2007 года


В алтаре храма Спаса-на-крови

       Актуальной задачей Епархиального совета является организация миссии в молодежной среде. К счастью, эта задача зачастую успешно решается самими приходами. На настоящий момент при многих храмах действуют православные молодежные клубы и общества. Среди них наиболее активную работу ведут молодежный досуговый центр при храме святых апостолов Петра и Павла в РГПУ имени А. И. Герцена, клуб общения православной молодежи «Чайка» при Иоанновском монастыре на Карповке, клуб «Обыкновенное чудо» при приходе храма святых страстотерпцев царя Николая и царицы Александры Санкт-Петербургской Педиатрической академии, клуб «Агапа» при храме Богоявления на Гутуевском острове, Александро-Невский союз молодежи при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре, центр «Сретение» при храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ, молодежная организация прихода храма во имя преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище «Русская православная молодежь», центр молодежного досуга «Око», молодежный дискуссионный клуб Чесменской церкви, молодежные общины Князь-Владимирского собора, храма во имя святого пророка Илии на Пороховых, детская православная организация «Витязи». Кроме того, на территории епархии имеется собственное отделение подростковой православно-патриотической организации «Витязи», действуют и несколько скаутских отрядов.
       Насущным вопросом с начала 2000-х годов является целенаправленная и профессиональная организация работы с молодежью. Идею создания общего пространства для более широкого и разностороннего взаимодействия воцерковленной молодежи и разработки совместных проектов, ориентированных как на православную молодежь, так и на молодежь внецерковную, неоднократно высказывали и молодые миряне, и священнослужители. В качестве первого шага к осуществлению этого замысла в 1999 году при епархии был сформирован специальный отдел по делам молодежи, который в настоящее время возглавляет настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в РГПУ имени А. И. Герцена протоиерей Артемий Скрипкин.
       В течение ряда лет отдел успешно осуществлял различные творческие проекты: фестивали, концерты, конкурсы, паломнические поездки, вовлекая в свою деятельность все большее количество молодежных организаций. Наконец, в 2006 году было разработано Положение о координационном совете по молодежной политике, которое утвердил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Совет задуман как постоянно действующий коллегиальный орган при Епархиальном отделе по делам молодежи. Первое его заседание состоялось 23 января 2007 года, и с тех пор он регулярно собирается раз в месяц. В совет входят представители благочиний, приходских советов, братств, сестричеств, православных общественных и религиозных организаций, учебных заведений, ведущих активную работу с молодыми людьми.
       На нынешнем этапе совет определил следующие направления своей деятельности: информационное (создание единой информационной базы приходов и организаций, осуществляющих работу с молодежью, включая неправославные, но стремящиеся к сотрудничеству; анонсирование различных мероприятий и акций), образовательное (обучение принципам работы с молодежью, повышение уровня образованности церковной молодежи) и проектное (планирование и осуществление различных совместных молодежных проектов). С деятельностью координационного совета связаны большие надежды на развитие православной миссии в молодежной среде Петербурга и Ленинградской области.

ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

       Освоение новейших информационных технологий и использование их в целях православной миссии – общая задача всей Церкви, однако наиболее остро она ощущается в таких мегаполисах, как Петербург.
       В настоящее время в Петербургской епархии возрождены дореволюционные традиции издания журналов и газет. Главным епархиальным журналом является «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник». Кроме того, издаются церковно-исторический журнал «Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости», молодежная газета «Православие и жизнь». Насущная задача для всей епархии – способствовать их развитию, обновлению и максимальному использованию их миссионерского потенциала.

Митрополит Владимир за пасхальной вечерней
в Исаакиевском соборе
9 апреля 2007 года

За Божественной литургией в храме
во имя апостола Иоанна Богослова.
Празднование 60-летия СПбДАиС
9 октября 2006 года

       В последнее время для реализации этой задачи принимаются активные меры. Так, в 2007 году произведена реформа в журнале «Санкт-Петербургский церковный вестник» (создан в 1875-м и возобновлен в 2000 году). Журнал стал выходить в обновленном, красочном оформлении под новым названием – «Вода живая» (название «Санкт-Петербургский церковный вестник» вынесено в подзаголовок). По замыслу организаторов, нынешний журнал адресован в первую очередь интеллектуалам, людям, задумывающимся о мироустройстве и нуждающимся в серьезном периодическом издании. На его страницах можно найти и хронику епархиальной жизни, и богословские научные статьи. Вместе с тем в журнале отражается и жизнь современного общества, что делает издание полемичным, интересным, философским, одним словом, живым. В сферу его интересов попадают наука и городское устройство, история и архитектура, культура и благотворительность, образование и семейные ценности, духовная и светская жизнь города. «Вода живая» публикует на своих страницах рецензии на книги и фильмы, очерки о путешествиях, интервью, анализ светских событий.
       Помимо печатных изданий большую роль в информационном пространстве епархии играет епархиальная радиостанция «Град Петров», основанная по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в 2000 году (главный редактор – протоиерей Александр Степанов). Радиостанция вещает ежедневно в течение восемнадцати часов (c семи утра до часа ночи), ее могут слушать жители Петербурга на частоте 69,05 мГц в диапазоне FM. Радио имеет церковную и культурно-просветительную направленность, рассказывает о сегодняшней жизни Церкви. Ежедневно в эфир выходят литературные, исторические, музыкальные программы, передачи для детей и молодежи. В программах регулярно принимают участие священнослужители Санкт-Петербургской епархии, профессора Духовной академии, преподаватели Петербургского университета, сотрудники Эрмитажа, Русского музея и других культурных и научных центров города.

За пасхальной вечерней в Исаакиевском соборе
9 апреля 2007 года

       В епархии стремятся осваивать и новейшие информационные технологии. В 2002 году создана служба коммуникации Санкт-Петербургской епархии, начата разработка епархиального веб-сайта (http://mitropolia-spb.ru). Среди наиболее актуальных направлений работы епархии сегодня – создание единой информационной службы и формирование максимально полной и ежедневно обновляемой информационной базы в сети интернет.

Протоиерей
Александр Сорокин,
Анастасия Коскелло
Фото Ю. Костыгова