|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 08-2007 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Вятская епархия в прошлом и настоящем
К 350-летию создания
В 2007 году исполняется 350 лет Вятской епархии, одной из крупнейших северных епархий Русской Православной Церкви. Создание епархии стало итогом длительного процесса устроения церковной жизни на Вятской земле.
ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ В ДОЕПАРХИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
История Православия в Вятском крае уходит своими корнями в последние десятилетия XII века, когда выходцами из Новгородской республики были основаны первые русские православные поселения на Вятской земле – Никульчино, Котельнич, Хлынов, построены первые храмы, учреждены первые крестные ходы. Об этом рассказывают известные памятники вятской письменности «Повесть о стране Вятской», «Сказание о вятчанех», «Летописец старых лет», сведения которых подтверждаются новейшими данными археологии.
Вятская страна быстро наполнялась русскими поселенцами – христианами, которые «с Устюга Великаго и с Двины и от многих различных стран приходяще в Вятскую страну поселишася мнози и святыя церкви в уездех по селам поставляюще» («Повесть о стране Вятской»). Со временем ведущее место среди всех вятских поселений стал занимать город Хлынов (Вятка), впервые упомянутый в общерусских летописях в 1374 году. В его возвышении в начале XV века важную роль сыграло принесение Великорецкого образа Святителя Николая, чудесно обретенного в 1383 году на реке Великой и впоследствии прославившегося многими чудесами и исцелениями. Тогда же возникла традиция ежегодного Великорецкого паломничества, уже более шести веков свято хранящаяся на Вятской земле.
Общественное устройство Вятской земли и церковно-административное подчинение вятского духовенства в XII–XV веках до сих пор являются предметами дискуссии. Но несомненно одно: в церковном отношении вятчане были достаточно самостоятельны. Об этом свидетельствует послание святителя Ионы, митрополита Московского, направленное на Вятку в середине XV века. Из него видно, что никакого органа центрального управления церковными делами или человека, наделенного такими полномочиями, в те годы на Вятке не было. Послание обращено ко всему вятскому духовенству. Святитель Иона строго разбирает те дела вятчан, о которых ему было известно, и призывает их быть христианами не только по имени, но жить по заповедям Божиим.
Между тем возвышение Московского княжества и последующее объединение вокруг него русских земель стремительно вовлекали Вятскую землю в общий ход всероссийской истории. Решающее значение для этого имели походы московских князей и воевод на Вятку, завершившиеся в 1489 году ее покорением и вхождением в состав Московского государства. После этого Вятская земля в церковном отношении попала под начало Московского митрополита, однако еще долгие годы эта связь оставалась формальной, прежде всего по причине удаленности и труднодоступности Вятской земли из-за окружавших ее лесов и болот.
Важнейшее значение для оживления церковных отношений между Вятской землей и митрополией имело принесение в Москву в 1555 году чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая. Встреча образу была устроена высокоторжественная: 29 июня у ворот Симонова монастыря его с почетом встречал царь Иоанн IV, а у Фроловских ворот Московского Кремля – сам святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Вятская икона была торжественно внесена в Кремль и поставлена «в соборной церкви Пречистыя честнаго и славнаго Ея Успения, царствующаго града Москвы, против митрополичья места... и в церкви безчисленное исцеление приемлющее от образа святаго Чюдотворца Николы, больнии, и слепи, и хромии». По преданию, святитель Макарий собственноручно поновлял эту вятскую святыню, которую глубоко и сердечно полюбили москвичи. Великорецкая икона пробыла в столице более года. По указу царя Иоанна IV с нее был написан точный список и поставлен в новосозданном «храме Покрова Святой Богородицы надо рвом» (соборе Василия Блаженного), один из приделов которого 29 июля 1555 года был освящен в честь Великорецкой иконы. Лишь через год, в августе 1556 года, она была отпущена в Хлынов. В ноябре 1614 года по просьбе царя Михаила Феодоровича Романова Великорецкий образ еще раз посетил столицу России.
Тогда же, в 1555 году, была учреждена Казанская епархия, в которую кроме казанских городов вошли также земли в нижнем течении реки Вятки. Памятником тех времен является Благовещенская церковь в городе Яранске – старейший каменный храм, возведенный в 1652 году по грамоте Казанского епископа. Однако в целом Вятская земля, скрытая за непроходимыми лесами и болотами, населенная не всегда дружелюбными вотяками и черемисами, оставалась в недосягаемости для епархиальной власти, а тем более значительно удаленные от Казани города в среднем течении реки Вятки, которые оставались под властью Московского митрополита, а с 1589 года – Патриарха. Поэтому многие вопросы решались непосредственно в Москве. |
Вятка. Казанская улица Фото 1900-х годов |
Судьбоносным для дальнейшего развития православной Вятки стал 1580 год, когда высочайшим указом царя Иоанна IV в Хлынове была учреждена первая монашеская обитель – Свято-Успенский мужской монастырь. Он был основан преподобным Трифоном Вятским – выходцем из архангельских крестьян, аскетом, тружеником и молитвенником, ранее подвизавшимся в Пермских пределах. Обитель преподобного Трифона стала поистине духовным сердцем Вятского края – ее наместники и насельники способствовали распространению и укреплению Православия в центральных и южных районах области, отсюда получили начало образование, книжное дело, иконопись, церковно-певческое искусство. Комплекс Свято-Успенского Трифонова монастыря является уникальным памятником церковной архитектуры. Главная святыня обители – мощи преподобного Трифона, в день памяти которого, 8/21 октября, ежегодно в стенах монастыря совершаются епархиальные торжества с участием тысяч паломников.
|
Наперсный крест преподобного Трифона Вятского |
|
Обратная сторона креста преподобного Трифона Вятского |
С Трифоновым монастырем связаны имена многих святых и подвижников благочестия, в том числе святого блаженного Прокопия Вятского († 1628), преподобного Стефана Филейского († 1890), священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского († 1934). Одновременно с преподобным Трифоном в северных районах области подвизался его современник – преподобный Леонид Устьнедумский († 1605), трудами и молитвами которого были просвещены земли по рекам Лузе и Югу. Тогда же в Хлынове был основан Преображенский девичий монастырь (1624) – старейшая на Вятке женская обитель, которая в последующие века играла заметную роль в жизни епархии.
В середине XVII века Вятская земля еще раз оказалась в центре внимания всей Русской Православной Церкви. В 1647 году центральные районы Московского царства опустошила губительная эпидемия моровой язвы. Задела она и некоторые вятские поселения. Жители Хлынова слезно молились перед Нерукотворенным Образом Спасителя – новой городской святыней, незадолго до того прославившейся дивными исцелениями. И Господь ответил на их молитвы: смертельная болезнь обошла Хлынов стороной. Москва же сильно пострадала. Тогда уже в следующем, 1648 году по повелению царя Алексея Михайловича Вятский Спас был привезен в Первопрестольную. Фроловские ворота, через которые образ был внесен в Московский Кремль, с того времени стали называться Спасскими. Затем это название перешло и на возведенную над этими воротами Спасскую башню – главную башню Московского Кремля. Глубоко почитая вятский образ, царь Алексей Михайлович повелел направить в Хлынов его точный список, а саму икону оставить в Первопрестольной, в особо почитаемом Романовыми Новоспасском монастыре.ОБРАЗОВАНИЕ ВЯТСКОЙ ЕПАРХИИ
Принесение Вятского Спаса в стольный град Москву было уже третьей встречей москвичей со святынями Вятской земли, которая в середине XVII века вновь стала играть заметную роль в общероссийской и церковной истории. Расположенный на Большой Сибирской дороге Хлынов еще в 1554 году получил исключительное право торговли с Великой Пермью и караванами отправлял пермскую соль вниз по Вятке. Через сто лет он превратился в один из самых крупных и влиятельных городов Северо-Восточной Руси: в 1654 году в нем было более семисот дворов, два монастыря, более десятка церквей, из которых особым вниманием горожан пользовалась соборная церковь Святителя Николая (в ней с 1551 года пребывал его чудотворный Великорецкий образ). Настоятель этого храма являлся главой вятского духовенства. Большой духовный авторитет среди клириков и прихожан имели также наместники Свято-Успенского Трифонова монастыря – архимандриты и игумены. И все же дальнейшее развитие Православия в столь населенном и удаленном регионе настоятельно требовало учреждения епархиальной кафедры и архиерейской власти.
Этому предшествовали важные события, которые еще раз явили Промысл Божий о Вятской земле. Ранней весной 1657 года на нее обрушилась моровая язва, которая на этот раз была особенно губительной. По рассказам современников, в Хлынове священники не успевали отпевать умерших. Болезнь отступила только после того, как в четвертое воскресенье Великого поста священнослужители с властями и всеми горожанами совершили вокруг города крестный ход с Нерукотворенным Образом Спасителя – точным списком Вятского Спаса. С того дня в Хлынове более не было заболевших – город был спасен. Это был явный знак милости Божией, предвозвещавший большие перемены в духовной жизни Вятской земли.
Эти перемены произошли в октябре 1657 года в Москве, когда на Поместном Соборе волею царя Алексея Михайловича и по благословению Патриарха Никона было принято решение об учреждении Вятской и Великопермской епархии с центром в городе Хлынове. Как было сказано в соборном определении, «страна, именуемая Вятка, отстоящи от царствующего града Москвы многим расстоянием, и есть оная страна и места имущи многочеловечны, и сего ради требует своего ей архиерея и пастыря». |
Указ Екатерины II о переименовании Хлынова в Вятку |
|
Хлыновский кремль |
В состав новоучрежденной епархии вошла Вятская страна, включавшая пять городов: Хлынов, Слободской, Орлов, Котельнич и Шестаков. Сверх того, в ведение Вятского епископа отошла Пермь Великая, состоявшая из Чердынского и Соликамского уездов, принадлежавших до сих пор Вологодскому епископу, Кайгородского уезда, вотчин Строгановых и Пыскорского монастыря, принадлежавших Патриарху. Таким образом, границами Вятской епархии на востоке были Уральские горы, на юго-востоке – река Сылва, приток Чусовой, на юге – линия от Кукарки к востоку, на западе – населенные места между реками Вяткой и Ветлугой, на севере – верховья Камы и Вычегды. Всего новоучрежденная епархия включала в себя 138 церквей. 5 декабря 1657 года управляющим епархией с титулом епископа Вятского и Великопермского был назначен епископ Александр (1657–1674), переведенный на Вятку с Коломенской кафедры. В Хлынов Владыка Александр прибыл в воскресенье 4 апреля 1658 года и правил Вятской кафедрой в течение 15 лет. Годы его правления пришлись на трагический период церковного раскола, в сочувствии которому епископ Александр приносил покаяние на Соборе 1666 года. Известно, что Владыка Александр не раз выражал желание покинуть Вятскую кафедру, назначение на которую было для него чем-то вроде «почетной ссылки» из более близкой к столице и царю Коломны.
Первое десятилетие своего правления он провел преимущественно вне Вятки, подолгу проживая в Москве. Так что долгие годы соборной Никольской церковью Хлынова и всеми приписанными к ней землями ведал не он, а «протопоп с братьею» – все это было передано епископу Александру только в январе 1669 года, когда было положено начало созданию Архиерейского дома. Но и после этого Владыка часто покидал епархию, делая богатые вклады в Коряжемский монастырь, близ которого он родился и игуменом которого ранее был. Уже будучи Вятским епископом, Владыка Александр не раз посещал эту обитель. В январе 1674 года он окончательно покинул свою епархию, принял схиму и удалился на покой в родную Коряжму, где 17 декабря 1678 года отошел ко Господу в возрасте 75 лет. Вечной памятью о первом Вятском епископе стал его указ о праздновании явления чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая ежегодно 24 мая / 6 июня, что поныне неопустительно совершается. |
Серафимовская церковь |
Главные труды по созданию епархии Господь судил совершить преемнику Владыки Александра архиепископу Ионе (Баранову), который возглавлял кафедру ровно четверть века – с 1674 года по 1699 год и заслуженно может считаться одним из самых выдающихся архиереев за всю историю существования Вятской епархии.
Деятельный Владыка Иона оставил по себе добрую память прежде всего как активный церковный строитель. С его именем связано строительство в Хлынове первых каменных храмов, начало которому было положено возведением в 1676– 1683 годах Свято-Троицкого кафедрального собора. Всего в годы правления Владыки Ионы их было построено более двадцати, в том числе дошедшие до нас Свято-Успенский кафедральный собор и Никольская надвратная церковь Трифонова монастыря, Преображенская церковь Преображенского женского монастыря и Царево-Константиновская церковь в Вятке, Екатерининский кафедральный собор в городе Слободском и Троицкая церковь в селе Кстинино. Они и сегодня поражают своим величием и красотой.
Одним из самых значительных деяний этого периода стало прославление первого вятского святого – преподобного Трифона Вятского. По благословению Владыки Ионы в 1684 году при строительстве были обретены нетленные мощи преподобного, составлена служба ему, написаны его первые иконы. Тогда же началось почитание и духовного чада преподобного Трифона – святого блаженного Прокопия, который более трех десятилетий нес подвиг юродства в Хлынове († 1628).
Архиепископ Иона много сделал для осмысления местного исторического предания. В годы его правления появились основополагающие для изучения вятской церковной истории работы: «Летописец старых лет», «Вятский временник», «Повесть о явлении Великорецкой иконы». Их автор, дьячок Богоявленского собора Семен Попов, чуть позже написал и известную «Повесть о стране Вятской», в которой, по словам современных исследователей, «вся история России – это непрерывный рассказ о Божией воле». Кроме того, Владыка Иона закрепил архиерейским благословением существовавшие на Вятке крестные ходы, установил почитание многих чудотворных икон (Тихвинского и Раифского образов Божией Матери, Архистратига Божия Михаила на камне, Вятского Спаса и других).
Многогранная и плодотворная деятельность Владыки Ионы получила признание еще при жизни: в 1682 году он был удостоен сана архиепископа. Владыка настолько горячо полюбил Вятскую землю, что, когда ему поступило предложение о перемещении на Суздальскую кафедру с возведением в сан митрополита, он просил оставить его на Вятке, где 85-летним старцем он и упокоился под сводами Троицкого кафедрального собора. Это произошло 8/21 октября 1699 года, в день памяти преподобного Трифона Вятского, прославленного трудами архиепископа Ионы.
До наших дней вятичи сохраняют память об архиепископе Ионе как о выдающемся подвижнике и святом человеке, которого Господь избрал для созидания Вятской епархии. Сейчас епархиальная комиссия собирает материалы о нем для прославления его как местночтимого святого.ВЯТСКАЯ ЕПАРХИЯ В XVIII ВЕКЕ
В 1700 году с упразднения патриаршества начинается период петровских преобразований в церковных делах. Однако, как говорили еще в старину, «на Вятке свои порядки». Еще целую треть века Вятская епархия усилиями своих архиереев – архиепископа Дионисия (1700–1718) и архиепископа Алексия (1718–1733) оставалась как бы в стороне от новых веяний и стремилась удерживать прежние традиции церковной жизни.
К тому времени Вятская епархия уже насчитывала 319 храмов, более 30 монастырей. Несмотря на запрет Петра I возводить каменные церкви, на Вятке их строительство не прекращалось. Не исполнялось и требование о прекращении строительства часовен. Даже болезненная для страны монастырская реформа и введение церковных штатов здесь почти никак не сказались. Все это было сознательной церковной политикой, которую проводили вятские Владыки Дионисий и Алексий, рисковавшие не только своим местом, но свободой и даже жизнью (известно, что архиепископ Алексий из-за связи с царевичем Алексием подозревался Петром I в государственной измене).
Петровская эпоха началась на Вятке уже после смерти Петра I, с приездом сюда епископа Лаврентия (Горки, 1733–1737). Это был архиерей совершенно другого склада, принадлежавший к числу «птенцов гнезда Петрова». В его правлении проявились все плюсы и минусы наступившего Синодального периода.
Одной из самых главных забот Владыки Лаврентия стало создание в Хлынове Славяно-греко-латинской школы. Но в осуществлении своего намерения он столкнулся с упорным нежеланием духовенства отдавать своих детей в школу. Владыка жаловался Синоду: «Вси единодушно на мое зло настроены и развращены, вси безмерно на соблазно прочим распустилися; вси не слушают: иные бегают, другие укрываются, а когда что и послушают, на вред моему смирению чинят, и неисповедимые пакости мне делают». Дело доходило до нападений на архиерейский дом с дубинами и кирпичами. Много усилий пришлось положить епископу Лаврентию, чтобы сломить оппозицию и положить начало развитию духовного образования на Вятской земле.
Неприятие со стороны вятчан встретило и стремление епископа Лаврентия исполнить петровский указ, запрещавший проведение крестных ходов. Попытка отменить Великорецкий крестный ход не увенчалась успехом.
На протяжении последующих десятилетий XVIII века действия епархиальной власти определялись церковной политикой правительства. Большинство вятских архиереев недолго пребывали на своей кафедре, в практику вошло их частое перемещение.
Вплоть до конца XVIII века правительством и Синодом решался вопрос о границах Вятской епархии. Еще в 1764 году специальная комиссия по церковным имениям занялась распределением храмов по отношению к кафедральным городам. В результате этой работы возникла страшная путаница в границах между Казанской и Вятской епархиями, которая была устранена только тогда, когда было решено совместить административные границы епархий и губерний. С 16 октября 1799 года епархия стала именоваться Вятской и Слободской.
В результате всех этих преобразований в епархию вошло немало районов, населенных нерусским населением. Восемнадцатый век стал временем начала миссионерской деятельности в этом крае. Особенно много для становления миссии среди вотяков сделал епископ Вениамин (Сахновский, † 1743). Не случайно многие вотяки тогда носили фамилию Владыкин и отчество Вениаминов – как крещенные самим Владыкой.
Мощным ударом по жизни епархии стала реформа 1764 года, имевшая целью секуляризацию церковно-монастырских земель. Как уже отмечалось, в Вятской епархии было более тридцати монастырей. После реформы штатными монастырями были оставлены только пять, да еще два заштатных. Потребовалось более ста лет, чтобы вновь заметно оживилась монастырская жизнь и явились не только новые монастыри, но и великие подвижники духа, такие, как преподобный Стефан Филейский, укоренивший традиции афонского старчества на Вятской земле, автор многочисленных работ, написанных для простого народа; его ученик и продолжатель традиции старчества – преподобный Матфей Яранский; духовное чадо преподобного Серафима Саровского игумения Слободского Христорождественского монастыря Пульхерия; настоятельница Покровской общины игумения Феврония и другие.ЕПАРХИЯ В XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
В XIX – начале XX века продолжалась работа по устроению жизни епархии. В начале ХХ века Вятская епархия относилась к числу наиболее крупных по количеству православного населения в России. По данным на 1908–1909 годы в ней насчитывалось 3 210 162 человека, которые составляли 89 процентов населения губернии. В епархии действовали 866 храмов и молитвенных домов и 705 часовен, в которых несли свое служение 1256 священников, 597 диаконов и иподиаконов и 916 церковнослужителей. В шести мужских и семи женских монастырях подвизались 202 монашествующих и 1304 послушника.
Все архиереи, занимавшие Вятскую кафедру в тот период, были прекрасно образованны, многие из них были известны своими богословскими, гомилетическими и историческими сочинениями [например, епископ Агафангел (Соловьев, † 1876), архиепископ Аполлос (Беляев, † 1885), епископ Макарий (Миролюбов, † 1894)]. Все они много старались в деле храмового строительства, развития духовного образования, развертывания миссионерской деятельности.
В наиболее обширных и населенных епархиях разрешалось создавать викариатства. В Вятской епархии в конце XIX века были два викарных епископа – Сарапульский и Глазовский. Сначала первым викарием считался епископ Сарапульский, а с 1902 года – Глазовский. Епархия делилась на 57 благочиннических округов по 10–30 приходов в каждом.
Одной из главных и, к сожалению, так и не решенных проблем этого периода оставалось тяжелое положение духовенства. Еще в XVIII веке был осуществлен переход к штатному формированию причтов. Реальная нагрузка на духовенство не оставляла для большинства никакой возможности основательно входить во все нужды своей паствы. В начале ХХ века в среднем по России на одного священно- и церковнослужителя приходилось примерно 820 прихожан. В Вятской епархии этот показатель был еще выше – около 1160 человек, на некоторых приходах – до 3–4 тысяч человек. При этом в материальном отношении духовенство оставалось на уровне гораздо более низком, чем чиновники, военные, интеллигенция (врачи, учителя).
В 60–70-х годах XIX века правительство пыталось провести церковную реформу. Духовенство Вятской епархии приняло активное участие в обсуждении возможных направлений ее реализации. Епархия стала одной из тех немногих епархий, которые ставились в пример в таком деле, как создание церковноприходских попечительств. Но бюрократический подход к реформе, лишивший Церковь свободы действий, в конечном итоге свел на нет положительный потенциал этого многообещающего начинания.
Среди тех сторон жизни епархии, в которых проявились лучшие силы церковного духа, следует назвать развитие миссионерской деятельности, которое шло по нескольким направлениям. Ведущим являлась миссия среди старообрядцев, которых на конец XIX века насчитывалось до 80 тысяч человек. Другое направление – работа среди мусульман и язычников, которых было около 140 тысяч человек, и проживали они на территории 236 приходов Вятской епархии.
Развитие миссионерского дела во второй половине XIX века связано с именем настоящего подвижника, отдавшего всю свою жизнь делу миссии и просвещения, – протоиерея Стефана Кашменского. Отец Стефан заложил основы методики ведения миссии и создал ряд структур, на которых держалась вся миссионерская деятельность епархии. Прежде всего он разработал эффективную методику миссии среди старообрядцев, которую он изложил в ряде своих работ, выдержавших много изданий.
В 1875 году протоиерей Стефан Кашменский основал в Вятке противораскольническую школу, в которой осуществлялась подготовка будущих миссионеров, в том числе и из тех, кто из раскола вернулся в лоно Церкви. Со временем у школы появилось и женское отделение. Еще одним важным делом отца Стефана стало создание Миссионерского братства Святителя и Чудотворца Николая, которое принял под свое покровительство Великий князь Сергей Александрович. Братство открыло несколько десятков школ для детей и взрослых, выпустило немало духовных книг.
Работу среди инородцев взял на себя вятский комитет Православного миссионерского общества, созданного по инициативе святителя Иннокентия (Вениаминова, † 1879). Здесь также усилиями отца Стефана стали создаваться школы для детей и взрослых, осуществляться подготовка миссионеров. Труды протоиерея Стефана Кашменского не раз были отмечены в докладах обер-прокуроров Священного Синода как пример для подражания.
Начало ХХ века стало временем серьезных испытаний на прочность всего церковного уклада. Революционные потрясения 1905– 1907 годов вызвали к жизни многие явления, расшатывавшие основы церковной жизни. Серьезные позиции среди духовенства сумели занять обновленцы. Неожиданным оказалось самое активное участие в революционных событиях учащихся Вятской Духовной семинарии, которая стала центром всероссийского семинарского революционного движения. Серьезно осложнилось положение сельского духовенства в связи с участием в революции крестьян.
Большая заслуга в противостоянии этим процессам и последующем восстановлении нормального течения епархиальной жизни принадлежала епископу Филарету (Никольскому, 1904–1914, † 1921). Владыка Филарет проводил разумную консервативную политику, сумел объединить вятское духовенство и даже образцово организовал кампанию по выбору депутатов в IV Государственную Думу, обеспечив победу правым кандидатам. За все это он не раз подвергался самым резким нападкам со стороны левой и либеральной оппозиции.ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Начало духовному образованию в Вятской епархии было положено в 1735 году, когда епископ Лаврентий (Горка, † 1737) открыл в Хлынове Славяно-греко-латинскую школу. На протяжении нескольких десятилетий школа испытывала очень большие трудности с преподавателями, материальными средствами, учебниками, учебными программами. Только к 70-м годам XVIII века она превратилась в полноценную семинарию и стала, по признанию современников, одной из лучших в России среди провинциальных Духовных школ. Число обучавшихся в семинарии воспитанников доходило до четырехсот и более человек.
Вятская Духовная семинария не избежала тех недостатков, которые проявились во всей системе духовного образования в XIX и особенно в начале ХХ века. Но все они покрываются славой достойных выпускников, которые всеми своими талантами, а порою и самой жизнью послужили Церкви и отечеству. Среди них священномученик Александр (Трапицын, † 1938), архиепископ Самарский, священномученик протоиерей Михаил Тихоницкий († 1918) и его сыновья: митрополит Владимир (Тихоницкий, † 1959), возглавлявший Западно-Европейский Экзархат, и архиепископ Вениамин (Тихоницкий, † 1957), которому пришлось поднимать из руин разгромленную в 30-е годы ХХ века Вятскую епархию; священномученик Мефодий (Красноперов, † 1921), епископ Петропавловский, священномученики Александр и Василий Агафонниковы († 1937), митрополит Палладий (Шерстенников, † 1976), епископ Вениамин (Милов, † 1955), архиепископы Пахомий и Аверкий (Кедровы, † 1937), протопресвитер Александр Дернов, возглавлявший придворное духовенство и бывший духовником некоторых членов Императорской Семьи, и многие другие. |
Епископ Пахомий (Кедров) |
|
Воскресенский собор в Вятке |
Выпускниками Вятской Духовной семинарии были многие ученые, принесшие известность отечественной науке: юрист К. А. Неволин, этнограф А. Г. Бессонов, геолог П. И. Кротов, академик медицины Н. В. Вершинин и другие. В своей речи на панихиде по П. И. Кротове один из его коллег по Казанскому университету сказал: «В XIX столетии университетская наука в России из рук культивировавших ее немцев перешла к русским профессорам, в значительном числе из питомцев духовной школы... П. И. Кротов прошел Вятскую Духовную семинарию и вынес из нее замечательную трудоспособность, которой отличался до конца жизни... Вот такие-то питомцы духовной школы, сочетавшие талант и любовь к работе, и создали славу русской науке».
Выпускники семинарии потрудились и в области культуры. Среди них назовем Е. И. Кострова, первого переводчика на русский язык Гомера, и знаменитого художника В. М. Васнецова.
После 1818 года в епархии было создано шесть Духовных училищ, а также женское Епархиальное училище. Епархия приняла активное участие в создании сети церковноприходских школ, которых к концу XIX века насчитывалось более тысячи с количеством учеников около 33 тысяч человек.ЕПАРХИЯ ПОСЛЕ 1917 ГОДА
В 1917 год Вятская епархия вступила, имея более 1500 храмов, молитвенных домов и часовен, свыше 500 приходов, на которых служили почти 2000 человек, и 13 монастырей.
Сразу же после перехода власти к Временному правительству в феврале–марте 1917 года епархия испытала на себе всю тяжесть новой «демократии». Началось вмешательство в епархиальные дела, правительство повело наступление на преподавание Закона Божия в школах.
Церковь стремилась укрепить себя перед грядущими испытаниями. В 1917 году был созван Поместный Собор. В нем принимали участие и вятские делегаты во главе епископом Никандром (Феноменовым, † 1933). Во исполнение решения Собора были произведены изменения в системе управления епархией. 2 (15) апреля 1918 года Собор принял «Определение о викарных епископах», согласно которому в Вятской епархии статус кафедр викарных епископов получили уездные центры Слободской, Орлов, Глазов, Уржум, Котельнич, Яранск, Елабуга.
Советская власть начала наступление на Церковь. Владыка Никандр в ответ на декрет 20 января 1918 года, закрытие Духовных учебных заведений, конфискацию епархиальной типографии и первые попытки ограбления храмов обратился к духовенству и мирянам епархии с посланием, в котором призвал встать на защиту церковного достояния «от кощунственного и насильственного захвата, в силу декрета, мыслимого лишь со стороны неверующих в Бога, явных слуг антихристовых».
В феврале 1918 года первые мученики за веру на Вятской земле открыли нескончаемый счет жертвам безбожной власти: в Елабуге были зверски убиты протоиерей Павел Дернов и трое его сыновей. В сентябре в городе Орлове без всякого основания был расстрелян протоиерей Михаил Тихоницкий.
С началом Гражданской войны гонения усилились. Вятская губерния находилась в зоне, прилегающей к военным действиям, поэтому здесь жестко проводилась политика «красного террора». Только с сентября по декабрь 1918 года репрессиям подверглись несколько десятков клириков и мирян, из которых 24 человека были расстреляны.
В 1918–1920 годах на территории всей епархии была произведена национализация церковного имущества. В ряде мест это вызвало волнения населения. В октябре 1920 года был арестован епископ Никандр. С этого времени в управлении епархией появились большие трудности. Несмотря на то, что с 1921 года ее возглавил епископ Павел (Борисовский, † 1938), серьезно ощущалась дезорганизация системы управления, большая нагрузка легла на викарных епископов, которых к тому же часто перемещали.
Положение осложнилось в начале 1920-х годов подъемом обновленческого движения, которое в Вятской епархии имело сильные позиции. В борьбе с обновленцами особенно потрудился викарный епископ Глазовский священноисповедник Виктор (Островидов, † 1934), за что был немедленно арестован. |
Епископ Виктор (Островидов) |
В 1920–1930 годах по епархии прокатилась волна репрессий, погромов, антицерковных кампаний. При этом самый главный и безжалостный удар гонители постарались нанести по столице Вятской земли – городу Вятке, который в декабре 1934 года был переименован в Киров и стал центром сначала самостоятельного края, а затем и области. В последующие годы в нем были варварски уничтожены самые древние и прекрасные соборы, расположенные в центральной части города, – Свято-Троицкий кафедральный, Богоявленский, Воскресенский, Александро-Невский, построенный по проекту А. Л. Витберга, а также Покровская, Сретенская, Всехсвятская, Владимирская, Богословская, Спасо-Хлыновская церкви, превращена в антирелигиозный музей Серафимовская церковь. Остальные храмы были обезглавлены, осквернены и отданы различным городским службам и учреждениям. |
Матушка Феврония |
|
Александро-Невский собор |
Их судьбу разделили православные храмы, расположенные за пределами областного центра. Так, если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжском и Кикнурском районах, и это при том, что в 1940 году в состав Кировской области вошли новые северные районы, исторически богатые храмами. Каждый второй из закрытых богоборцами храмов был уничтожен.
Понятно, что добиться таких результатов можно было, только сломив сопротивление епархиального руководства. Лозунг сталинских времен: «Если враг не сдается, то его уничтожают» в полной мере относится к судьбам правящих архиереев Вятской епархии. В мае 1934 года в северной ссылке скончался священноисповедник викарный епископ Глазовский Виктор (Островидов). Во второй половине 30-х годов были расстреляны практически все архипастыри, ранее управлявшие Вятской епархией, – священномученик митрополит Горьковский Евгений (Зернов, † 1935), митрополит Ярославский Павел (Борисовский), бывшие викарные Яранские епископы Нектарий (Трезвинский, † ?) и Вячеслав (Шкурко, † ?). |
Вятка. Главная площадь |
|
Свято-Троицкий кафедральный собор |
|
Вятское Духовное училище |
В августе 1937 года был арестован управляющий Кировской епархией архиепископ Киприан (Комаровский). Он был обвинен карательными органами в шпионаже в пользу японской разведки и вместе с группой вятских священнослужителей 9 декабря того же года расстрелян во внутренней тюрьме НКВД города Кирова. После расстрела Владыки Киприана Вятская кафедра фактически перестала существовать. Аресты, допросы, пытки, ссылки и расстрелы священнослужителей продолжались даже в условиях начавшейся Великой Отечественной войны: в августе 1941 года по решению Верховного суда Коми АССР был приговорен к расстрелу епископ Стефан (Знамеровский, † 1941), предшественник Владыки Киприана на Вятской кафедре.
Всего по данным Книги памяти жертв политических репрессий с 1918 по 1953 год в Вятской губернии (Кировском крае, Кировской области) было репрессировано 8 архиепископов и епископов, 5 протоиереев, 422 приходских священника, 83 монаха и монахини, 37 диаконов, 41 псаломщик, 7 певчих, 13 просфорниц, 23 председателя церковных советов, 82 других причастных к Церкви лиц. При этом 150 человек расстреляны за религиозные убеждения, 336 заключены в лагеря и тюрьмы, 158 высланы в Северный край, Сибирь, Казахстан. Работа по реабилитации незаконно репрессированных еще не закончена, поэтому приведенные выше цифры с годами будут только увеличиваться.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕПАРХИИ
ЕПАРХИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Начало Великой Отечественной войны приостановило дальнейший разгром Церкви. В 1942 году по требованию верующих власти пошли на открытие в областном центре одного храма и еще пяти – в сельской местности. А 14 декабря 1942 года была восстановлена архиерейская кафедра: сан епископа Кировского и Слободского принял Владыка Вениамин (Тихоницкий), незадолго до этого возвращенный из мест заключения.
За период своего правления Владыка Вениамин добился того, что епархия стала возрождаться из руин. К концу 1950-х годов уже действовало 80 храмов, в которых совершали свое служение 97 священников и 21 диакон. Заметно возросла религиозность населения, в том числе и среди коммунистов, особенно на селе. Было восстановлено несколько крестных ходов.
Однако вскоре начались хрущевские гонения на Церковь. Основной задачей епископов Поликарпа (Приймака, † 1989) и Иоанна (Иванова, † 1966) стало сдерживание репрессий. И все-таки потери были очень значительные. В результате антицерковной кампании 1958– 1964 годов Кировской епархии был нанесен значительный ущерб. Была лишена государственной регистрации и прекратила свою деятельность 41 православная община, число штатных клириков сократилось до 46 человек, в том числе священников – до 35, диаконов – до 11. Власти сделали все, чтобы уничтожить Великорецкий крестный ход, хотя до конца им это так и не удалось.
В последующие годы епископу Владимиру (Котлярову, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) и архиепископу Мстиславу (Волонсевичу, † 1978) пришлось упорно бороться за то, чтобы сохранить то немногое, что имелось, и поддержать богослужебную жизнь приходов.
В апреле 1978 года на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепель). К тому времени в епархии действовали 33 прихода, на которых несли служение немногим более 30 клириков. Служение Владыки Хрисанфа, ныне митрополита Вятского и Слободского, совершается и доныне, без малого 30 лет. Этот период включает в себя и последний этап жизни епархии при советской власти, и начало нового возрождения церковной жизни с конца 1980-х годов.
Уже в 1987 году Владыка Хрисанф поднимает вопрос об открытии в Кирове второго действующего храма. Передача Троицкого собора епархии стала событием, вызвавшим международный резонанс: для подтверждения этого факта город посетила делегация Конгресса США. Так было положено начало возвращению закрытых в 20–30-е годы храмов и строительству новых.
С 1989 года возобновилось открытое совершение Великорецкого крестного хода. В 2000 году с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия он получил статус всероссийского. В 1995 году возрожден древнейший крестный ход в село Никульчино – первое православное поселение на Вятской земле, которое в августе 2006 года отметило свое 825-летие. Ежегодно более 1500 паломников собирает крестный ход в деревне Климковка Белохолуницкого района. Возрождены общегородские крестные ходы в городах Слободском, Котельниче, Уржуме, Яранске. |
Великорецкий крестный ход |
|
Село Великорецкое |
|
Никольский собор |
Важнейшей задачей нового времени стало решение кадровой проблемы. Усилиями Владыки Хрисанфа с 1 марта 1991 года начало действовать Вятское Духовное училище. И сегодня почти половина священно- и церковнослужителей епархии – это выпускники училища. |
Вятское духовенство со своим архипастырем |
Тогда же, весной 1991 года, началось издание епархиальной газеты «Вятский Епархиальный вестник». При Серафимовском соборе стали проходить первые встречи православной молодежи, а осенью начались занятия для детей и взрослых в Епархиальной воскресной школе. В осуществлении этих новых для епархии инициатив большую помощь оказывал священник Валентин Чаплин, сменивший в должности секретаря епархии протоиерея Александра Могилева, рукоположенного в 1989 году по представлению архиепископа Хрисанфа во епископа Костромского и Галичского (ныне архиепископ). |
Интерьер Успенского кафедрального собора |
|
Рака преподобного Трифона Вятского |
|
Успенский кафедральный собор |
|
Храм великомученицы Екатерины в городе Слободском |
Важнейшим событием новейшей истории Вятской епархии стало посещение ее в октябре 1994 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в восстановленном Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря; посетил церкви областного центра, в том числе недавно переданный епархии храм Иоанна Предтечи, Свято-Троицкий женский монастырь в слободе Макарье и первый в России храм во имя новомучеников и исповедников Российских; посетил Троицкий храм в селе Кстинино, строящийся Всехсвятский собор в городе Кирово-Чепецке и воскресную школу при нем; освятил закладной камень в основание новой церкви во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кирове. |
Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф |
Визит Святейшего Патриарха подвел черту под периодом противостояния светских и церковных властей в Кировской области, заложил основы для их дальнейшего сотрудничества. Сегодня Вятская епархия сотрудничает со множеством организаций и учреждений, со многими из них отношения закреплены двусторонними договорами и соглашениями. Ежегодно обновляются подобные соглашения с правительством Кировской области и администрацией Кирова. В 2007 году были подписаны соглашения о сотрудничестве с областным Управлением Федеральной службы исполнения наказаний и Вятским государственным гуманитарным университетом, на базе которого начата подготовка преподавателей предмета «основы православной культуры» для школ области.
Свидетельством высокого духовного подъема в жизни епархии стала канонизация святых, которая не совершалась с конца XVII века. 23 ноября 1997 года как местночтимый святой Вятской епархии прославлен преподобный Матфей Яранский. 22 октября 2000 года прошли торжества в честь канонизации священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Впоследствии были совершены еще две канонизации: в июле 2002 года как местночтимый святой прославлен преподобный Стефан Филейский, в сентябре 2003 года в Собор новомучеников и исповедников Российских включено имя священномученика Михаила Тихоницкого. |
Михаило-Архангельская часовня |
|
Иверский Вятский монастырь |
|
Храм пророка Божия Илии |
|
Троицкая церковь в селе Макарье |
Сегодня в епархии 220 приходов и 8 монастырей, в том числе 3 мужских и 5 женских. В штате епархии – 195 священников и диаконов, среди них 11 клириков в монашеском сане. Богослужения совершаются в 185 приходских и 11 монастырских храмах, 33 молитвенных домах и 27 часовнях. В пределах областного центра действует 20 церквей, возводятся 3 новых храма. С каждым годом увеличивается число домовых церквей: сегодня в епархии 6 больничных и 2 воинских храма, 8 церквей открыто на территории исправительных учреждений.
|
Часовня преподобного Матфея Яранского |
|
Храм великомученика и Победоносца Георгия |
|
Всехсвятская церковь в городе Кирово-Чепецке |
В октябре 2004 года решением Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был учрежден Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь в селе Великорецком – на месте явления чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая. Братия монастыря пока невелика, но живет в трудах и молитвах. С созданием обители надежда на возрождение этого святого места, известного всей России, еще более окрепла.
6 июня 2007 года Николо-Великорецкий монастырь стал центром всероссийских торжеств, в которых приняли участие 30 тысяч паломников со всей России. В июне 2007 года Великорецкая икона впервые за многие десятилетия совершила водное путешествие на корабле «Святитель Николай» по реке Вятке, посетив более сорока приходов и монастырей. Это были незабываемые встречи, преисполненные радости и надежды на духовное возрождение Вятской земли. |
Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф с Полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе А. В. Коноваловым |
|
Выступление на Трифоновских образовательных чтениях |
|
Подписание соглашения с правительством Кировской области |
С развитием церковной жизни получила свое развитие и структура Епархиального управления. С 1998 года действует Миссионерско-образовательный отдел, координирующий вопросы православной миссии. Начиная с 1996 года в епархии ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, из которых, как из доброго семени, выросли Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского, православный детский сад, Дни славянской письменности и культуры на Вятской земле, ежегодная конференция по церковному краеведению, архиерейская рождественская елка, фестиваль церковных хоров, православные детские лагеря, ежегодные миссионерские поездки преподавателей и воспитанников Духовного училища по отдаленным приходам епархии. |
На Рождественской елке |
|
На реке Великой |
Впоследствии были созданы еще три епархиальных отдела: воинский – для духовного окормления военнослужащих, издательско-информационный – для координации работы со средствами массовой информации, издания епархиальной газеты, поддержания официального интернет-сайта епархии, а также молодежный, который в июне 2007 года выступил организатором проведения в Свято-Успенском Трифоновом монастыре Кирова (Вятки) миссионерского форума Приволжского федерального округа на тему «Православная миссия среди молодежи». Тогда же состоялся первый выпуск воспитанников Вятской православной гимназии, которая недавно переехала в историческое здание, расположенное на центральной площади города. |
Воспитанники Вятского Духовного училища |
|
Выпускники Вятского Духовного училища со своими наставниками |
|
Митрополит Хрисанф с сотрудниками Управления исполнения наказаний |
|
Праздник жен-мироносиц |
24 июня 2007 года в связи с 70-летием со дня рождения митрополит Вятский и Слободской Хрисанф был удостоен высоких наград: Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием – ордена святого равноапостольного князя Владимира II степени и Президентом Российской Федерации В. В. Путиным – ордена Почета. Эти высокие награды свидетельствуют о том, что под омофором митрополита Хрисанфа Вятская епархия успешно совершает труды по восстановлению полноты церковной жизни, во благо Святого Православия и всей Вятской земли.Священник Александр Балыбердин,
секретарь Вятской епархии,
кандидат исторических наук;
священник Сергий Гомаюнов,
ректор Вятского Духовного училища,
кандидат исторических наук