ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова пустынь

       Богатая духовными событиями история Лукиановой пустыни начинается с 1594 года. Именно в том году в селе Игнатьево, неподалеку от Александровой слободы (ныне город Александров Владимирской области), была построена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

       Однажды священник Григорий, войдя в церковь, обнаружил, что чтимая храмовая икона пропала. Самые тщательные поиски святыни не принесли результата. Спустя несколько дней один из жителей села, по преданию – пастух сельского стада, обнаружил исчезнувшую икону в ближнем лесу, «стоящую о себе, на воздусе». Икона была возвращена в храм, но через короткое время все повторилось снова. Тогда священник обратился к Патриарху Московскому Иову (1589– 1605) с прошением благословить перенесение храма из села Игнатьево на место чудесного явления иконы. Благословение было дано и храм перенесен.

       В Смутное время Александрова слобода была опорным пунктом русских освободительных войск под командованием выдающегося полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского († 1610) и по этой причине неоднократно подвергалась особо жестоким и варварским нападениям польско-литовских интервентов. Многие окрестные селения были буквально выжжены и стерты с лица земли. Пострадало в то время и древнее село Игнатьево (оно возродилось вместе с Лукиановой обителью, но в постсоветское время окончательно исчезло с лица земли). Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы из-за удаленности от населенных пунктов, однако, чудесно сохранился, хотя и запустел на тридцать лет.
       Будущий преподобный Лукиан, в миру Иларион, родился в пределах города Галича (Углича), предположительно в 1610 году. Его родители Дмитрий и Варвара, ведя строгую и благочестивую жизнь, сокрушались о том, что у них нет детей. Они дали обет Богу принять иночество и закончить свою жизнь в монастыре в покаянии, если услышит Господь их молитву о чаде. Бог не отверг их искренних молитв и даровал им сына, которого во Святом Крещении назвали Иларионом.
       Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, постригшегося по обету в монашество с именем Дионисий, в построенной им пустыньке. От него же благочестивый отрок перенял понятие о земной жизни как о подвиге, как о пути к спасению. Он старательно и охотно учился молитве, посту, ночным бдениям, богомыслию, во всем подражая отцу.

       По смерти отца, желая обрести опытного наставника в иноческих подвигах, Иларион пришел в обитель святых Афанасия и Кирилла на реке Мологе (ныне затоплена водами Рыбинского водохранилища) и три года нес там различные послушания. За это время он приобрел уважение и любовь всей монастырской братии.
       Убоявшись мирской славы, юный послушник тайно покинул обитель и ушел в Покровский монастырь близ города Углича, основанный преподобным Паисием Угличским († 1504). Но и здесь по той же причине пробыл недолго. Глубоко познав школу монашеского общежительства, Иларион ощущал в себе силы искать подвига отшельнического, дабы полнее и прилежнее отдаться воле Божией. В благодатном откровении указано ему было идти в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую. Это было в 1640 году. От поселян слободы Иларион, к радости своей, узнал о пустыни, удаленной от мирских мест.
       Окруженная вековым лесом и болотами, стояла там церковь в честь Рождества Богородицы с образом Рождества Божией Матери, чудесно сохранившимся в храме, несмотря на полную разоренность и заброшенность этого места. «Часто ходил я к этой церкви, – говорил Илариону благочестивый поселянин Марк из села Авксентьево, что в четырех верстах от Александровой слободы, – и молился со слезами пред чудотворною иконою Божией Матери, чтобы даровала на месте том жителя доброго, и нам бы спастись под его руководством». По преданию, Марк был тем самым пастушком, который в юности своей обнаружил в лесу чудотворный образ Пресвятой Богородицы, исчезнувший из храма в селе Игнатьево (в монашестве он был наречен Матфеем; после кончины погребен в ограде Лукиановой пустыни).

Вид на Богоявленскую церковь и
Рождественский собор с севера
Фото 1972 года

       Тронула душу Илариона повесть об иконе Божией Матери, к Которой особо прилежал он с детских лет. От Марка услышал он дивный рассказ о том, как святая икона Божией Матери трижды по воздуху перемещалась из села Игнатьево в место, Ею выбранное, близ болота, называемого Богородицким, известного еще под именем Псковитиново Раменье.
       Сюда же вскоре, ведомый Промыслом Божиим, пришел из Вологодских земель иеромонах Феодосий из Спасо-Прилуцкого монастыря, основанного преподобным Димитрием Прилуцким (учеником и собеседником Преподобного Сергия Радонежского, сыном переславского крестьянина и основателем Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском). Он утвердил Илариона в правильности избранного им пути, рассказав о том, как во время молитвы услышал голос Пресвятой Богородицы: «Феодосие, иди в Переславские пределы Залеские и покрой там церковь Мою, раскрытую и запустевшую». Феодосий пошел искать эту церковь в Переславских землях, со тщанием расспрашивая всех о ней. Он с трудом дошел до пустыни, и радости его не было конца, когда увидел он церковь Богородицы с Ее иконой.
       В иеромонахе Феодосии Иларион обрел посланного Свыше пресвитера, который совершил над ним монашеский постриг. Это произошло на тридцатом году его жизни. Иларион был наречен в постриге Лукианом. Вместе восстановили они храм, позже к ним присоединились еще несколько человек. Братия хотели построить на месте ветхой церкви Рождества Божией Матери новую, испросили на это благословение Патриарха Иосифа и заготовили для строительства лес. Но этому благому замыслу не дано было осуществиться сразу. Ухищрениями врага рода человеческого архимандрит Рождественского монастыря во Владимире Иосиф, имевший в своем ведении Симеоновский монастырь близ Александровой слободы, по клеветническому навету, возревновав к славе подвижников, пришел туда с недобрыми людьми, братию разогнал, расхитил заготовленные бревна, а Лукиана скованным отправил в Москву, неправедно обвинив его в «нечистой жизни».
       Лукиан был определен на черную работу в Чудов монастырь. Преподобный смирился и кротко нес самые тяжелые послушания. Полный духовного мира и незлобия, он засиял благочестием в стенах кремлевского монастыря и удивлял всех его насельников, особенно игумена Кирилла. Спустя некоторое время из Архангельских земель в Москву прибыл инок Тихон, насельник обители Всемилостивого Спаса, именуемой еще Козьеручьевским монастырем, с просьбой к Московскому Патриарху благословить способного начальника в эту северную обитель. Патриарх стал спрашивать своих ближайших служителей, где найти доброго старца и строителя для сиротствующего монастыря. Чудовский архимандрит Кирилл сказал: «Есть у меня в обители доблестный инок, разумный и опытный во всем, который вполне может стать настоятелем». Удивился Святейший Патриарх такому доброму слову об иноке, посланном на исправление, и тотчас послал за ним. Он подробно расспросил инока о его происхождении и монашеском подвиге, увидел глубину и силу его ума, а также светлое смиренномудрие души. Патриарх Иосиф рукоположил монаха Лукиана во иеродиакона, а затем во иеромонаха и назначил в архангельскую обитель. Это произошло в 1646 году.
       Основным делом нового настоятеля было строительство обители, к чему он приступил прилежно и тщательно, не оставляя вместе с тем и своего личного монашеского подвига. В обители успешно возводились храмы, устраивалась иноческая жизнь. Но по навету того самого Тихона, который приходил с Москву с просьбой прислать настоятеля в монастырь, а теперь возревновал к славе преподобного Лукиана, произошло изгнание угодника Божия из восстанавливаемой им обители. Лукиан не стал противиться и, возблагодарив за все Всемилостивого Спаса, благословил братию и отправился из обители в свои прежние намоленные места, в любимую им пустынь, к церкви Рождества Божией Матери.
       Однако снова был изгнан и уже в третий раз, с новой патриаршей благословенной грамотой, вернулся. С ним пришли другие иноки, которые и составили духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни. Началась ее новая жизнь: срубили две келлии на всех, затем приступили к строительству церковных зданий. Произошло это так. Живя в Чудовом монастыре, преподобный Лукиан часто общался с разными людьми и в разговорах не мог умолчать о своей пустыни, избранной Самой Царицей Небесной, благословившей это место Своей иконой. Благочестивые люди из Москвы прониклись любовью и ревностью к святому месту, услышав о нем от подвижника. Посовещавшись с преподобным Лукианом, они просили государя Алексея Михайловича, а также Святейшего Патриарха Иосифа выдать грамоту и благословение на строительство пустыни, а иеромонаха Лукиана утвердить постоянно служащим в ней. Это третье начинание обители произошло в 1649– 1650 годах.
       Слезно, с великой благодарностью молился преподобный Лукиан во вновь обретенной им любимой пустыни пред святым чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Слова его сердечной молитвы дошли и до нашего времени: «О Владычица моя, Пресвятая Богородице, не остави места сего и не попусти опустошену быти, но яко же исперва изволи присетити трикратным прехождением честнаго Своего образа, тако и ныне изволи неотступна быти от места сего самого, Тобою, Владычице, избранного, и храм Свой святый утверди, и обитель святую сохрани сию до скончания века».
       Купцы и служивые люди Александровой слободы просили преподобного Лукиана о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь из слободы, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Вначале он отказывался, считая себя грешным и недостойным таких деяний, но потом по многим просьбам купеческих людей, победивших его своей любовью к нему, смиренно согласился. Вместе с ними он отбыл в Москву, где предстали они перед государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном с просьбой о построении монастыря в известной некогда царской слободе, на что и получено было повеление строить девичий монастырь, а также благословение Патриарха на восстановление и освящение Успенского храма.
       Вернувшись, преподобный поставил монастырь, оградив его со всех сторон и срубив келлии. Был расчищен, отремонтирован и освящен Успенский собор. Это произошло в 1654 году. Александровская обитель стала общежительной и насчитывала двадцать сестер, одна из насельниц была поставлена игуменией. Преподобный был для них пастырем и отцом, неустанно заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения.
       Так на попечении у игумена Лукиана оказалось два монастыря. Все взирали на него как на живой образ иноческого жития, стремясь всячески подражать ему в подвигах веры. Окормляя две обители, преподобный часто бывал в Александровой слободе, пастырски наставляя не только сестер монастыря, но и церковный народ, приходивший туда помолиться. Нередко на пути в обитель он останавливался посреди толпы народной и назидал ее сладостным учением, потому что дан был ему по благодати Божией не только умилительный дар слова, но и дар прозорливости, которым проникал он будущее.
       Предрекая страшное моровое поветрие, которое вскоре должно было посетить Землю Русскую, со слезами говорил он народу: «Православные, покайтесь, ибо грядет гнев Божий великий и язву смертоносную пошлет Господь, так что от страха сего никем небрегомо будет злато и серебро и втуне расточатся имения собирающих». Все сказанное им сбылось в точности.
       Не достигнув преклонных лет, подвижник и проповедник слова Божия начал изнемогать телесно и подошел к порогу смертному, находясь в своей обители. Чувствуя себя при последнем издыхании, преподобный Лукиан просил, чтобы его вывели из храма и положили на траву, придвинув ему возглавием камень.
       Перед кончиной преподобного Лукиана братия начала скорбеть: «Оставляеши нас, отче, сирых». Преподобный же утешал их, говоря: «Не скорбите, братие. Вручаю вас Господу Богу и Пречистой Его Матери. Разумно же вам буди о сем. Аще Господь грехи моя отпустит и дерзновение буду иметь ко Всемилостивому Богу, места сия оба не оскудеют, но прославит их, и распространятся по моем отшествии, и царские лица посещати их будут». Последним его словом было: «Господи, в руце Твои предаю дух мой».
       И так преставился он в 1654 году, 8 сентября, в престольный праздник своей обители, чудотворному образу которой он столь ревностно служил всю свою праведную жизнь. По внешнему виду был он «ростом мал, лицом бледен, очи и ланиты имел углубленные, браду русую, продолговатую, с проседью».
       Много лет спустя после преставления блаженного Лукиана пришел в обитель гнавший его инок Тихон из пределов Архангельских и спрашивал, где положено тело преподобного. Братия показала место. Он начал горько плакать над гробом, прося прощения в своем согрешении. Пришел и архимандрит Рождественского монастыря Иосиф, который долго противился устроению новой пустыни, и тоже каялся в грехе своем над гробом преподобного.

В разрушенном соборе
Рождества Пресвятой Богородицы

       Продолжателем духовной традиции преподобного Лукиана стал преподобный Корнилий. В тот период времени обе обители были известны далеко за пределами Суздальской епархии своим высоким духовным строем и внешним благолепием. С 1658 года Корнилий был «учинен строителем и духовником обеими обительми – своею и девическою в Александровой слободе». По ходатайству игумении Успенского монастыря Анисии было получено благословение Патриарха Иоасафа II и грамота, в которой преподобному предписывалось жить в Успенском монастыре, а в Лукианову пустынь ездить «из недели в неделю».
       Божиим изволением и молитвами Пресвятой Богородицы более двадцати лет преподобный Корнилий подвизался в устроении обителей, основанных преподобным Лукианом, и неотступно следовал его завещанию, «поучая всегда братию в послушании быти безроптивном, в любви же нелицемерной, в целомудрии и нестяжании, и никому же что свое имети, но все общее, в церкви же беседовати друг со другом не попуская. На трапезе же в молчании пребывати, от трапезы же восставшим в келлии своя отходити с молчанием... и не уклонятися на некие беседы, ниже ко иному в келлию приходити... не имети отнюдь мудрование свое кому, но готовы быти ко всякому послушанию».

Рака с мощами преподобного Лукиана
в Богоявленском соборе

Богоявленский храм

       При преподобном Корнилии в Лукиановой пустыни был воздвигнут второй, теплый храм – Богоявления, построена шатровая колокольня. Богоявленский деревянный храм разобрали в 1680 году, и на его месте началось строительство каменного храма Богоявления с приделом великомученика Феодора Стратилата, святого покровителя царя Феодора Алексеевича, неоднократно посещавшего обитель. Храм был освящен уже при преемнике преподобного Корнилия Евагрии.
       Преподобный Корнилий скончался 24 августа 1681 года. Святые мощи его почивают ныне в городе Александрове, в Успенском монастыре, духовником которого он являлся до последних своих дней.
       Наставничество иеромонахов Лукиановой пустыни в Успенском монастыре продолжалось вплоть до его закрытия в 1920 году. Последним его духовником был игумен Игнатий.


       Лукианова пустынь опекалась государями Феодором Алексеевичем, Иоанном и Петром Алексеевичами, многими царевнами, которые жаловали ее землями. В синодике Лукиановой пустыни поминаются бояре Милославские, Лопухины, светлейший князь Меншиков и многие другие знатные фамилии. Так сбывалось пророчество преподобного Лукиана: «...и будут вас посещать великие люди, князи и боляры, и благоверные цари».
       В последние годы ХVII века усердием постриженика Лукиановой пустыни, настоятеля обители с 1694 по 1696 год, а в период строительства келаря Чудова монастыря, иеромонаха Иоасафа (Колдычевского) началось возведение каменного пятиглавого собора на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы (где стоял первый деревянный храм Рождества Божией Матери). Возведение собора продолжалось и при строителе иеромонахе Моисее (управлял монастырем с 1696 по 1705 год). Храм строился на средства московского купца Онисима Феодоровича Щербакова и других ревнителей, поименованных в летописи обители. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был освящен в 1712 году при настоятеле иеромонахе Авраамии. На освящении присутствовали сестры царя Петра Алексеевича царевны Марфа и Феодосия Алексеевны.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

       Также в первой половине ХVIII века над могилой преподобного Лукиана усердием жителей города Александрова была построена каменная часовня («палатка»). В монастырских документах того времени читаем: «Между церквами соборной и трапезной построена каменная полатка, в ней гроб преподобного Лукояна, около гроба решетка железная, у полатки двери железныя, оная полатка покрыта тесом». На гробнице лежала деревянная доска с изображением преподобного Лукиана в полный рост.
       В 1714 году на средства подполковника К. К. Сытина в монастыре были возведены южная часть каменной ограды со Святыми вратами, две башни, а также каменная больничная Екатерининская церковь. В 1834 году эта церковь была отстроена заново на средства александровских купцов, братьев Уголковых-Зубовых. При церкви соорудили больничные келлии.
       При строителе Авраамии в монастыре были заведены синодик и вкладная книга. Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном (Яворским) отец Авраамий в 1717 году был возведен в сан игумена. Он скончался в 1718 году и похоронен под алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Интерьер Богоявленского храма


Интерьер придела
великомученика Феодора Стратилата

       Согласно монастырским описям 1718 года, пустыни принадлежали три деревянные часовни со святыми иконами. Они были расположены вне монастыря: за слободой, на Московской дороге и под Переславлем. В Москве у Сретенских ворот было подворье Лукиановой пустыни, впоследствии упраздненное.
       В 1771 году по прошению жителей Александрова был учрежден ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы в шестую Неделю по Пасхе из Лукиановой пустыни в Александров – в память избавления города и окрестностей от чумы. На пути, в селе Бакшеево, чудотворной иконе совершалось молебное пение с водоосвящением, затем – еще трижды, последнее – в Александрове, в слободе Садовной, где икону встречал крестный ход духовенства Александровского монастыря и городского Преображенского храма.
       Каменные настоятельский и казначейский корпуса в монастыре были построены еще в 1690–1696 годах, а братский – в начале ХIХ века. Каменная ограда с семью башнями возводилась с 1712 по 1733 год. Строительство стен закончено при настоятеле игумене Макарии (управлял монастырем с 1730 по 1733 год).
       Согласно плану 1824 года, в пустыни в то время были следующие здания: собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм Богоявления Господня с приделом великомученика Феодора Стратилата, больничный храм великомученицы Екатерины, часовня преподобного Лукиана, двухэтажный настоятельский и два братских корпуса, а также одноэтажный больничный корпус. Монастырь был обнесен каменной оградой со святыми воротами и семью башнями. За пределами монастыря были хозяйственные постройки. К тому времени монастырь имел собственный конный, кирпичный и изразцовый заводы, а также несколько мельниц. В престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы у стен монастыря традиционно собиралась многотысячная осенняя ярмарка. В августе, в праздник Преображения Господня, всем желающим раздавали замечательные яблоки из монастырского сада, имевшие, по свидетельству местных жителей, целебные свойства.
       В конце ХIХ века две первоначальные квадратные угловые башни на южной стене заменили новыми круглыми. Находившаяся за оградой монастыря гостиница была построена при игумене Макарии (Мыльникове), настоятельствовавшем с 1860 по 1874 год. В это время братии в монастыре было тридцать человек, три-четыре иеромонаха и два-три иеродиакона.
       В 1894 году в монастыре торжественно праздновалось 300-летие явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы.
       В 1916 году настоятелем монастыря был игумен Корнилий. В самом начале 1920-х годов монастырь одним из первых во Владимирской епархии был закрыт. Монахам было предписано покинуть его, а храмы, как памятники старины, новая власть отдала «под охрану» созданного на территории Успенского монастыря (в городе Александрове) музея.
       Однако в 1920 году в Лукианову пустынь поступил и был здесь пострижен в монашество преподобномученик Илия Вятлин († 1938). Он родился 24 февраля 1867 года в селе Каринское Александровского уезда Владимирской губернии, в семье крестьянина Ивана Вятлина, воспитавшего сына в вере и благочестии. Придя в возраст, Илья Иванович женился, и в 1892 году у них с женой родился сын Павел. Илья Иванович работал на ткацкой фабрике в городе Александрове ткачом и прислуживал в церкви. Овдовев, он принял твердое решение уйти в монастырь. Дело собственного спасения, молитвы и веры у него всегда было на первом месте, и, несмотря на то что начались гонения на Церковь, он не изменил своего решения.
       В 1922 году монашеское общежитие было разорено богоборческой властью. Тогда монах Илия был рукоположен во иеромонаха и стал служить в одном из храмов Александрова. Летом 1937 года все храмы в Александрове были закрыты, а священство арестовано. Но отец Илия тогда арестован не был, вероятно потому, что в НКВД сочли его слишком старым для «контрреволюционной» деятельности. Иеромонаху Илии было тогда уже семьдесят лет.
       27 июня 1937 года он поселился в селе Еремеево Истринского района Московской области и стал здесь служить в храме Вознесения Господня. Однако аресты не миновали и это село. 20 февраля 1938 года местный оперуполномоченный НКВД отправил начальству рапорт о необходимости ареста священника «как отъявленного врага народа». 25 февраля был выдан ордер на арест. 28 февраля 1938 года отец Илия был арестован. В протоколе допроса написано, что священник Илия говорил: «Поскольку я человек, убежденный в вере, то мне не нравится политика советской власти, которая агитирует против религии и нас, священников, и крестьян в колхозах мучает и не дает веровать в Бога».
       5 апреля 1938 года иеромонах Илия (Вятлин) был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой и брошен в один из рвов, в которых лежат тысячи мучеников за веру, убитых в этом страшном месте.
       Известно, что в 1922 году все иноки Лукиановой пустыни, заранее предупрежденные верующими о предстоящем аресте, покинули монастырь, взяв с собой только то, что смогли унести. Дальнейшая судьба их не известна. Все оставшееся поступило в музей, часть икон и святынь обители была поругана и уничтожена. Лукианова пустынь была разорена, искалечена и «перестроена» до полной неузнаваемости.
       «Нехрамовые» строения монастыря были переданы соседнему племенному совхозу, который был обязан «хранить» эти здания от разрушения. В 1924 году теплый храм Богоявления Господня был отдан под приемник для беспризорных детей. В 1925 году в больничном Екатерининском храме по просьбе местных комсомольцев был устроен клуб (в 2006 году в монастырь однажды пришел человек и просил показать Екатерининскую церковь. «А мы здесь плясали...» – рассказал он).
       Часовня преподобного Лукиана была осквернена и полностью разрушена в 1926 году, но Промыслом Божиим мощи святого сохранились под спудом неповрежденными.
       Впоследствии церковные здания были переданы городской тюрьме, переведенной из Александрова в Лукианову пустынь. В ней содержались малолетние преступники. Места погребений потомков Василия Собакина, отца царицы Марфы, супруги Иоанна Грозного, а также игумена Лукиановой пустыни отца Авраамия и других настоятелей обители (в крипте под алтарем Рождественского собора) были разграблены, осквернены и разрушены. Позже, в 1970-х годах, в настоятельском и братском корпусах разместили дом престарелых, с отделениями для душевнобольных и слепых.
       В 1922 году при изъятии властью церковных ценностей из Лукиановой пустыни было вывезено более сорока килограммов серебра в виде окладов с икон и церковной утвари. Среди них была и риза с чудотворной иконы Божией Матери. Верующие из Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный по весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Сама же икона была передана в музей «Александрова слобода».
       В 1927 году прихожане Христорождественского собора в Александрове обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор икону Рождества Пресвятой Богородицы, дорогую «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остается неизвестным.
       Но верующих людей, соприкасавшихся с этим святым местом, не оставляли чудесные знамения и в эти безбожные времена. Так, одна медсестра, прихожанка пустыни, после ее закрытия работавшая в инвалидном доме, видела в тонком сне монаха со впалыми щеками, который возжигал лампады в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.
       – Там службы нет, церковь разорена, – удивленная, сказала она старцу.
       – А у меня лампады не угасают, – отвечал он. – Ты, знай, молись.
       – А как молиться? – снова спросила медсестра.
       – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную, – явственно произнес ей молитву старец. Он же советовал ей не оставлять монастыря и обещал, что обитель еще будет открыта, а она сама будет похоронена на ее территории.
       Богородице-Рождественский Лукианов монастырь, первым закрытый во времена лихолетья, в 1991 году первым же во Владимирской епархии возродился из небытия. К тому времени древний монастырь пришел в полный и, казалось, необратимый упадок.
       Удивительно, как вновь повторялась древняя история обители! Преподобный Лукиан в свое время нашел это место в еще худшем состоянии, страшно разоренным после польско-литовских набегов. Но с помощью Божией, многими трудами, при поддержке первых своих духовных чад преподобный обратил разрушенную пустынь в цветущую духовно и хорошо обустроенную монашескую обитель.
       Открытие пустыни состоялось в шестую Неделю по Святой Пасхе и оказалось связанным с обновлением крестного хода, бывшего некогда между Александровом и монастырем. После семидесятилетнего духовного затмения первый крестный ход в Александрове был воспринят его жителями с великой радостью.
       В 1995 году, в день возрожденного крестного хода, были чудесно обретены и прославлены находившиеся более трехсот пятидесяти лет под спудом святые мощи преподобного Лукиана. В настоящее время они почивают в резной раке в Богоявленском храме, и поток паломников и богомольцев к цельбоносным святым мощам возрастает из года в год.
       Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий вспоминает: «В храме уже пылали восковые свечи, горели лампады, разносился запах ладана. Электричество в монастыре во время служб не привилось, как явление чуждое. Первые службы проходили в тесноте, но уют обретали в другом – в точном исполнении чинопоследований, в их духовном смысле, благодатном для души. Наше счастье ведь совсем особое – в ощущении вечной Божией силы, в каких бы условиях мы ни находились. Роскошь в земных благах более препятствует нам в нахождении благодати Христовой, чем теснота и бедность».
       Возрождение Лукиановой обители сопровождалось возвращением в нее не только утраченных ранее и чудом сохранившихся святынь, но и приходом сюда замечательных людей. Рассказ о каждом из них потребовал бы отдельного повествования. Некоторые из новых насельников монастыря уже упокоились на кладбище восстанавливаемой обители. Так, медсестра Екатерина, которой являлся в тонком сне возжигавший в разрушенном храме лампады монах-старец, завершив свой земной путь, действительно упокоилась в монастырской земле совсем недавно, будучи уже монахиней Варварой.
       Неподалеку от нее находится могила пустынножителя, известного духовного писателя монаха Меркурия (Попова), автора книг «В горах Кавказа» и «Записки монаха-исповедника». Многие нынешние насельники по сей день чтут его память и помнят его наставления и рассказы. Один из них нам представляется особенно трогательным: арестованный перед войной по доносу, будущий монах Меркурий в то время был комсомольцем и не считал себя верующим. Колонна заключенных шла третьи сутки через тайгу к месту, где ей предстояло строить для себя лагерь. Последним, далеко отстав от колонны, брел старенький священник. Силы покидали его и, несмотря на то что конвойный пригрозил расстрелом, иерей не мог уже сделать ни шага. Колонна ожидала услышать привычный выстрел. Но произошло удивительное: чтобы подкрепить священника, конвоир отдал ему свою буханку хлеба! И тут произошло второе чудо: батюшка бросился догонять колонну и всем заключенным дал по маленькому кусочку той буханки. Достался такой кусочек и комсомольцу Попову. Так советский комсомолец стал верующим, а впоследствии – монахом Меркурием.
       Чудотворная икона, с которой началась история обители, исчезла безвозвратно, но не смогли отнять богоборцы у этой земли благословения Пресвятой Богородицы. Как и в те далекие времена, оно явилось зримо и неопровержимо: в 1999 году с Афона по благословению Святейшего Патриарха Алексия была доставлена икона «Игумения Святой Горы Афон». Эта новая по своей иконографии икона написана греческим иконописцем схимонахом Паисием. Он поставил Пресвятую Деву с игуменским жезлом в руках над всем островом в присутствии двух русских иноков – преподобного Антония Печерского и преподобного Силуана Афонского.

Принесение иконы «Игумения Святой Горы Афон»
в монастырь
25 октября 1999 года

       За минувшие шестнадцать лет Лукианова пустынь ожила и превратилась в благоустроенную монашескую обитель. Ее настоятелем с первых дней возрождения является бывший насельник Московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Досифей (Даниленко). Насельников в обители немного – всего двенадцать человек, и потому забот и трудов хватает каждому. Сегодня обитель вновь имеет землю для подсобного хозяйства, огороды, покосы, скотный двор, небольшую пасеку.

Настоятель Лукиановой обители
архимандрит Досифей (Даниленко)

Братия Лукиановой пустыни

       Но конечно же основой монастырской жизни является молитва в храме. Богослужение в обители преподобного Лукиана продолжительное, совершается неторопливо, в полном соответствии с Уставом, не допускается никаких сокращений служб. Торжественность и благоговейное отношение молящихся к богослужению усиливается еще и тем, что храм освещается только свечами и лампадами.
       Искренняя, горячая молитва совершает чудо, чудо воскрешения некогда знаменитой обители: богомольцев в ее теплом, уютном Богоявленском храме с каждым годом становится все больше. И прибывают они не только из Александрова и близлежащих населенных пунктов, но и из самых отдаленных уголков России: от Петербурга до Петропавловска-Камчатского. Знаменательно и то, что сюда приезжают помолиться люди не случайно, не «проездом», а целенаправленно – именно «к батюшке, к преподобному Лукиану».



       Часто можно увидеть в пустыни и детей. Обычно это воспитанники воскресных школ и православных гимназий, и приезжают они в монастырь из соседних городов не только для того, чтобы «расширить свой кругозор», не только поклониться святыням, но и поучиться у братии послушанию, любви к Богу и родному краю, уважению к истории Церкви, к истории своих великих предков. Нередко желают они и потрудиться в обители во славу Божию.


Молебен в Богоявленском храме

       Гостей своих братия встречают радушно, всегда уделяют им должное внимание. Все присутствовавшие и молившиеся за Божественной литургией по сложившейся традиции приглашаются в монастырскую трапезную, а в праздничные дни могут вместе с братией участвовать в торжественном совершении чина возношения панагии.

За Божественной литургией
в Богоявленском храме

       Выразительный архитектурный ансамбль монастыря, удаленность его от города и дорог, тишина, чистый лесной воздух, живописная природа окрестностей умиротворяют, располагают паломников к богомыслию и молитве.
       «Обитель наша древняя и знал ее церковный народ хорошо, – рассказывает настоятель монастыря архимандрит Досифей. – Упоминания о Свято-Лукиановой пустыни обнаруживаются не только в отчетах Владимирской епархии, но и во многих иных важных исторических документах. Однако мы не стремимся к известности как таковой. Усилия братии направлены прежде всего на восстановление, возрождение традиций русского монашества, в значительной степени поврежденных и утраченных в период открытого государственного богоборчества, последствия которого так тягостно и трагично сказываются на духовно-нравственном состоянии нашего народа.

       Как говорили святые отцы, «свет инокам – Ангелы, свет мирянам – иноки». Дух монастырский, он не в стенах заключен, а в братии. Хороший монах – монах по призванию: в монашестве и ни в чем ином его жизнь. К сожалению, сегодня в монастыри часто попадают люди случайные, не только не имеющие представления о цели монашеской жизни, но порой и не желающие ее знать. В монастыре они ищут своего и часто привносят нестроения в жизнь обители, доставляя братии многие скорби. Поэтому терпеливое, кропотливое собирание и воспитание достойных молитвенников и тружеников – важнейшее дело и настоятеля, и священнослужителей, и всех духовно опытных иноков и насельников обители. Будут в России хорошие монахи – будет она крепкой и духовно богатой. А остальное приложится. Хотелось бы дожить до этого времени».
       Восстановление Богородице-Рождественской Свято-Лукиановой пустыни сопряжено с немалыми трудностями. Больших денежных и материальных средств требует продолжение реставрации главной святыни монастыря – собора Рождества Пресвятой Богородицы. В обители отсутствуют разрушенные в советское время святые ворота, только фундамент остался от изящной часовни, стоявшей некогда на месте погребения преподобного Лукиана. Нет средств для восстановления больничного храма во имя святой великомученицы Екатерины. Нуждаются в капитальном ремонте игуменский корпус, монастырская стена, ее башни и многое другое. Но насельники монастыря стойко переносят все тяготы и неудобства, связанные с восстановительными работами, и уповают на то, что молитвенное заступничество Божией Матери, предстательство Небесного покровителя пустыни преподобного Лукиана, усердные молитвы, посильная помощь прихожан и благотворителей обители поддержат их в этом благом деле.

Адрес монастыря:
601611,
Владимирская область, Александровский район,
село Лукьянцево, Свято-Лукианова мужская пустынь.

Для желающих помочь в благом деле восстановления святой обители сообщаем ее финансовые реквизиты:

ИНН 3311005624
КПП 331101001,
р/с 40703810060090529601 в АКБ «Промсвязьбанк»
ЗАО Дополнительный офис «Тверской»,
к/с 30101810600000000119, БИК 044583119.

И. Сойкин