ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2007

ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Из жизни епархий

Нижегородская епархия: история и современность

СОЗДАНИЕ ЕПАРХИИ

       Нижний Новгород, основанный в 1221 году, являлся центром так называемой Низовской земли. Однако до 1672 года земля эта не имела собственной архиерейской кафедры и не являлась самостоятельной епархией. С 1221 по 1274 год Нижний Новгород подчинялся Суздальскому архиерею. В 1274–1374 годах епископы, управлявшие в том числе и Нижним Новгородом, назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими. По другим сведениям, с 1276 года они именовались Суздальскими, Новгородскими (то есть Нижегородскими), а также Городецкими. Проживали эти архиереи и в самом Нижнем Новгороде, и в Суздале.
       С конца XVI столетия и до установления в России Патриаршества Нижегородская земля управлялась митрополитами Московскими, а затем Патриархами.

Основание Нижнего Новгорода
великим князем Георгием Всеволодовичем

       На Московском Соборе 1589 года по предложению благочестивого государя и великого князя Феодора Иоанновича было принято определение о том, чтобы учредить в России кроме Московского Патриаршего престола еще четырнадцать новых архиерейских кафедр, в том числе и в Нижегородских пределах. Однако намерение это не было тогда исполнено.
       Спустя более полувека, в 1667 году, царь Алексей Михайлович на Большом Московском Соборе, на котором присутствовали Вселенские Патриархи, предложил учредить в Нижнем Новгороде самостоятельную архиерейскую кафедру. Но и на этот раз утверждения не последовало, а между тем в Нижегородских землях усиливался церковный раскол.
       С момента возникновения раскола его средоточием стали обширные нижегородские леса. В 1657 году на реке Керженце был основан первый раскольничий скит, который приобрел значение в некотором роде раскольничьей «митрополии». Сюда стекались старообрядцы со всех концов тогдашней России, и из зарубежья, и из Поморья, и из Соловецкой обители. В Заволжье собирались знаменитые соборы керженских старцев. Раскол укреплялся, число его последователей и ярых приверженцев увеличивалось.



Грамота митрополита Нижегородского и
Алатырского Филарета

       Лишь в 1672 году на очередном Московском Соборе, в так называемый период межпатриаршества, было принято единогласное решение: «В великом княжении Низовския земли архиерею быти», и Нижегородскую епархию включили в число митрополий. Новопосвященный архипастырь Преосвященный Филарет († 1694) был наименован митрополитом Нижегородским и Алатырским и 2 июня 1672 года получил настольную грамоту.

Митрополит Нижегородский и
Алатырский Филарет

       В XVII веке Нижегородская епархия кроме Нижнего Новгорода и города Алатыря включала посадские города Курмыш и Ядрин с соседними поселениями (в дальнейшем они стали уездными центрами Симбирской губернии). По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1672 год в городах и уездах, поступивших в ведение митрополита Филарета, значилось 336 храмов, из них 22 – в Нижнем Новгороде.
       Начиная с древнейших времен важную роль в распространении Православия на Нижегородской земле играли монастыри. В первую очередь это Нижегородский Благовещенский мужской монастырь (основан в 1221 году при закладке города благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне, епископе Владимирском), Нижегородский Вознесенский Печерский (основан в 1330 году святителем Дионисием, архиепископом Суздальским), а также Свято-Троицкий Макариевский Желтоводский (основан около 1434 года преподобным Макарием Желтоводским).

Нижегородский Вознесенский
Печерский монастырь

Святитель Дионисий Суздальский

Настольная грамота митрополита Филарета

       В 1719 году, когда митрополия была преобразована в епископию, на Нижегородскую архиерейскую кафедру был определен известный борец с церковным расколом епископ Питирим (впоследствии архиепископ, † 1738). Для более успешного противостояния старообрядцам территория епархии была значительно расширена за счет присоединения к ней городов Балахны, Юрьевца Поволжского и Галича с уездами. В 1722 году в дополнение к ним были приписаны новые земли: Ярополчская десятина с Вязниковской слободой (впоследствии город Вязники Владимирской губернии), города Гороховец и Арзамас с уездами и монастырями.

Архимандрит Феодосий с нижегородским посольством
у князя Дмитрия Пожарского.
Литография XX века

Могила Козьмы Минина

Свято-Троицкий Макариевский
Желтоводский монастырь

       В 1726–1727 годы все приписные города, кроме Галича и Балахны, были отчислены от Нижегородской епархии к Синодальной области. Но уже в мае 1730 года указом императрицы Анны Иоанновны эти поселения в соответствии с прежними указами Петра I вновь передали Владыке Питириму в пожизненное управление.
       Однако управление этими городами стало в тягость преемнику Владыки Питирима на Нижегородской кафедре епископу Иоанну (Дубинскому, † 1743), так как он был тяжело болен. В 1740 году Владыка Иоанн просил Священный Синод, чтобы города опять отписали от епархии. Данное ходатайство было удовлетворено частично: лишь два города, Балахна и Арзамас, были отчислены из Нижегородской епархии в соседнюю, Владимирскую. Впоследствии вместо них в 1749 году в епархию вошли вместе с уездами Саранск и Пенза (впрочем, на весьма короткое время). Немного позднее, при епископе Феофане (Чарнуцком, † 1780), Балахна снова была возвращена в Нижегородскую епархию.

Архиепископ Нижегородский и
Алатырский Питирим

Преподобный Макарий Желтоводский

Евангелие XVII века
Церковноархеологический музей
Нижегородской епархии

       В 1757 году, в период правления Преосвященного епископа Дамаскина (Семенова-Руднева, 1783–1794, † 1795), к Нижегородской епархии было приписано Саранское Духовное правление и Саранская десятина, в то время как Арзамасское и Балахнинское правления опять отошли во Владимирскую епархию. Помимо городов нижегородского наместничества в епархию входили Саранск, Алатырь, Ардатов на реке Алатырь и снова Курмыш и Ядрин, а также ряд церквей из других соседних округов и наместничеств, при этом территориально границы губернии не менялись. Монастыри и приходы Саранска и его округи подчинялись Нижегородскому архиерею, а монастыри Арзамасского и Балахнинского уезда – Владимирскому.
       В 1764 году в ходе церковной реформы Нижегородская епархия была причислена к третьеклассным, и в ней было определено штатное количество мужских и женских монастырей. До реформы согласно списку монастырей Нижегородской епархии на 1723 год насчитывалось 78 монастырей: мужских – 20 самостоятельных и при них 32 приписных; женских – соответственно 21 и 6 обителей. К 1742 году в епархии существовало 19 мужских и 11 женских обителей – всего 30 монастырей, а общая сведенная статистика из архивных документов показывает, что в 19 мужских монастырях проживало всего лишь 126 человек братии, а в 11 женских – 95 сестер. После реформы же, на 1764 год, в епархии оставалось всего лишь 4 мужских монастыря и 1 женский.
       После того как Высочайшим указом от 16 октября 1799 года Алатырь отошел к Казанской епархии, а Арзамас с уездом вновь вошел в состав Нижегородских земель, нижегородские архипастыри стали именоваться Нижегородскими и Арзамасскими. Территория же епархии стала совпадать с границами Нижегородского наместничества (губернии) и была определена в следующих границах (не менявшихся до 1920-х годов): на востоке граничила с Казанской и Симбирской епархиями, на западе – с Владимирской, на севере – с Костромской и Вятской, на юге – с Пензенской и Тамбовской.
       Обширная Нижегородская епархия для удобства была разделена на округа. С 1744 года в уездных городах были открыты Духовные правления, которые состояли из местных священнослужителей. Начиная с 1750 года в епархии появились должности благочинных.

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

       В 1847 году правящим архиереям Нижегородским и Арзамасским в соответствии с прежними указами Петра I был предоставлен в управление Нижегородский Печерский первоклассный мужской монастырь. Однако в 1866 году, когда в епархии учредили кафедру викарного епископа Балахнинского, обитель эта была отчислена в ведение Нижегородских викариев, а правящим архипастырям был предоставлен в заведование с правом настоятельства Оранский Богородицкий мужской монастырь.
       С 1867 по 1917 годы в епархии было четыре округа: Нижегородский, Арзамасский, Лысковский и Починковский.
       Еще в 1784 году взамен Духовного приказа в епархии была учреждена Нижегородская Духовная консистория, которая занималась исполнением распоряжений Святейшего Синода и Нижегородских архипастырей. В 1823 году было учреждено Нижегородское Епархиальное попечительство для помощи бедным представителям духовного сословия.
       В 1721 году в Нижнем Новгороде была открыта одна из старейших в России, третья после столичных, Нижегородская Духовная семинария. За многолетнюю историю в ней была создана уникальная библиотека, насчитывавшая более 8 тысяч книг. Число обучавшихся в семинарии в разные годы колебалось от 200 до 600 человек.

Вознесенский Печерский монастырь
Фото начала XX века

Георгиевская церковь
Фото начала XX века

Спасо-Преображенский кафедральный собор
(снесен в 1929 году)
Фото начала XX века

       К 1917 году в епархии наряду с семинарией насчитывалось около 520 различных учебных заведений: три мужских Духовных училища, женское училище, Епархиальная церковно-учительская школа, женские двухклассные приходские училища, церковноприходские школы, школы при приютах и богадельнях, монастырские школы и училища. В начале XX века в Нижегородской епархии действовали 472 церковноприходские школы, в которых одновременно обучалось 16 587 детей и взрослых.
       В Нижнем Новгороде действовали различные благотворительные епархиальные учреждения – приюты и богадельни. При монастырях работали 10 больниц и 5 богаделен.
       В епархии существовало несколько православных братств: Городецкое братство во имя святого благоверного князя Александра Невского, нижегородское и арзамасское братство святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, братство Святого Креста при семинарии, нижегородское Свято-Георгиевское общество хоругвеносцев. Их целью было распространение духовно-нравственного просвещения, оказание благотворительной помощи, борьба с раскольническими учениями. В общей сложности функционировали 12 различных братств, обществ и союзов.
       Нижний Новгород славился своими традициями проведения крестных ходов в честь чудотворных икон. Наиболее известным и почитаемым был крестный ход с Владимирской (Оранской) иконой Божией Матери, учрежденный еще в 1771 году.

Сергиевская церковь
Фото начала XX века

Александро-Невский собор
Фото начала XX века

       В 1864 году, при епископе Нижегородском и Арзамасском Нектарии (Надеждине, 1860–1869, впоследствии архиепископ, † 1874), было учреждено периодическое печатное информационное издание «Нижегородские Епархиальные ведомости», которое выпускалось до 1905 года. В дальнейшем до 1918 года издавался «Нижегородский церковно-общественный вестник».
       В 1886–1887 годах по инициативе Преосвященного епископа Модеста (Стрельбицкого, 1885–1889, впоследствии архиепископ, † 1902) при Нижегородской семинарии было основано церковное древлехранилище (первая музейная коллекция) и учреждена епархиальная археологическая комиссия.
       Весь XIX век поистине стал для Нижегородской земли периодом расцвета монашества. Решающую роль в этом сыграл преподобный Серафим Саровский, с благословения которого в епархии наряду с известной Дивеевской обителью было учреждено еще девять женских монастырей и общин.
       В начале XX столетия в Нижегородской епархии в трех монастырских благочиниях существовало 32 монастыря и общины (три из них – единоверческие): 8 мужских и 24 женские. В самом Нижнем Новгороде было три обители: одна женская и две мужские.

Синодик Вознесенского
Печерского монастыря
XVII век

Крестный ход в Печерском монастыре
Фото начала XX века

       В 1910 году в епархии было зарегистрировано 85 различных старообрядческих общин (четыре из них находились в Нижнем Новгороде), и более 57 600 приверженцев старой веры. В целях противодействия раскольникам в уездах работали штатные миссионеры.
       Накануне революции 1917 года в Нижегородской епархии, поделенной на 45 благочиний, насчитывалось 898 приходских храмов и домовых церквей. В Нижнем Новгороде было 32 приходских храма, 4 собора и 21 домовый храм – всего 57 церквей, относившихся к четырем благочиниям. Общая площадь епархии составляла 143 099 квадратных верст.

Храм во имя трех святителей
Фото начала XX века

Оранский Богородицкий монастырь

В день открытия Нижегородской ярмарки
В центре – Макариевская часовня
Фото начала XX века

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

       Многолетний период пребывания на Нижегородской кафедре архиепископа Иоакима (Левицкого, 1910– 1918) и исповедническое служение викария – епископа Лаврентия (Князева, 1917–1918) пришлись на смутное и трагическое время российской истории.
       После отстранения обер-прокурором Святейшего Синода князем В. Н. Львовым архиепископа Иоакима весной 1918 года временное управление епархией было возложено на епископа Лаврентия. Его пастырское служение было недолгим, но именно он в разгар революционных потрясений сумел организовать и сплотить вокруг Церкви Христовой свою паству. По благословению Владыки Лаврентия в Нижнем Новгороде было создано Спасо-Преображенское братство, которое сразу же развернуло живую и плодотворную деятельность. Ознакомившись с проектом большевицкого декрета об отделении Церкви от государства, члены братства выразили свой открытый протест в местной печати, а также направили определение по этому вопросу в Учредительное собрание.

Спасский Староярмарочный собор
во время половодья
Фото начала XX века

Храм святых Космы и Дамиана
Фото начала XX века

       15 февраля 1918 года, в праздник Сретения Господня, в Нижнем Новгороде состоялся величественный крестный ход, перед которым на богослужении в кафедральном соборе Владыка Лаврентий произнес слово о мирной христианской борьбе с врагами веры и Церкви. Когда же новая власть объявила о национализации церковных земель и недвижимого имущества, на Епархиальном съезде духовенства по инициативе епископа Лаврентия было составлено воззвание к пастве, содержащее протест против подобных действий власти. Так нижегородцы выражали свою преданность Матери-Церкви.

       2 августа 1918 года на очередном собрании духовенства и мирян города, которое возглавил Владыка Лаврентий, было принято воззвание к сельским приходам Нижегородской епархии с призывом возвратить церковным причтам «отнятую у них землю и восстановить в полной мере все нарушенные... способы их материального обеспечения». Это обращение было истолковано большевиками как «призыв к вооруженному восстанию». 3 сентября епископ Лаврентий и настоятель кафедрального Спасо-Преображенского собора протоиерей Алексий Порфирьев были арестованы, а в ночь с 6 на 7 ноября того же года – расстреляны.

Иоанно-Предтеченский храм на торгу
Фото начала XX века

Во время приезда Государя
Императора Николая II в Нижний Новгород
на празднование 300-летия Дома Романовых
1913 год

       Еще летом 1918 года в Нижнем Новгороде по благословению Святейшего Патриарха Тихона состоялись выборы правящего епископа. Наиболее желаемой кандидатурой для нижегородцев был митрополит Казанский Кирилл (Смирнов, священномученик, † 1937), но 21 октября решением Святейшего Патриарха был назначен архиепископ Алеутский и Северо-Американский Евдоким (Мещерский, † 1935).
       В 1918 году была закрыта Духовная консистория, а в 1919 году – Духовная семинария.

Епископ Лаврентий (Князев)

Епископ Иоаким (Левицкий)

       После отстранения Патриарха Тихона от церковного управления и учреждения обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) в 1922 году церковная жизнь в Нижегородской епархии, как и по всей стране, была дезорганизована и отчасти парализована. В первую очередь распалось Епархиальное управление, созданное в 1919 году. Обновленцы организовали руководство на местах через так называемых уполномоченных. Назначенный ВЦУ в Нижегородскую епархию священник А. Делекторский организовал новое Епархиальное управление, в состав которого вошли нижегородские священнослужители. Но получить реальную власть обновленцам практически не удалось.
       Основная масса нижегородских священнослужителей считала, что новый состав Епархиального управления правомочен избирать только Епархиальный съезд духовенства. Многочисленные собрания благочинных и Приходские собрания в храмах города и по всей епархии в своих постановлениях просили прежних членов Епархиального управления оставаться у руководства. Собрания проходили под председательством епископа Балахнинского Филиппа (Гумилевского, 1922–1925, † 1936), впоследствии назначенного Святейшим Патриархом Тихоном своим представителем и временно управляющим Нижегородской епархией.
       В результате новый состав Епархиального управления дел не принимал, а старый продолжал работать по просьбе отцов благочинных. На приходах начались разногласия, а в ряде случаев и откровенная вражда из-за вопроса о поминовении за богослужением имени Святейшего Патриарха или ВЦУ. Действия обновленческих группировок воспринимались простым народом как проявления раскола, ереси, искажения церковных канонов, и прихожане сами отстраняли обновленческое духовенство от молитвенного общения.
       8 ноября 1922 года на собрании инициативной группы духовенства Нижнего Новгорода и мирян во главе с настоятелем Спасского храма протоиереем Павлом Алмазовым было принято постановление порвать всякое общение с ВЦУ и по-прежнему считать главою Церкви Патриарха Тихона. А 16 ноября 1922 года было созвано собрание городского нижегородского духовенства в присутствии председателя ВЦУ епископа Антонина (Грановского), на котором ранее избранные члены как вновь утвержденного Епархиального управления, так и прежнего состава отказались от своих должностей. При этом некоторые заявляли о своем выходе из «живой Церкви».
       В ответ на неповиновение духовенства архиепископ Евдоким 22 ноября того же года подписал и разослал распоряжение о прекращении поминовения Патриарха за богослужением «вследствие квалификации его, Патриарха Тихона, как контрреволюционного деятеля».
       В конце 1922 года обновленцы образовали новое ВЦУ, и одним из его членов стал архиепископ Нижегородский Евдоким. Однако, невзирая на позицию правящего архиерея, духовенство Нижегородской епархии в большинстве своем не поддержало раскол, и обновленцы вынуждены были признать свое поражение.
       Несмотря на поддержку архиепископом Евдокимом обновленческого раскола, ВЦУ приняло решение о переводе его на другую кафедру, назначив его митрополитом Одесским и Херсонским. Вместо него в конце декабря 1922 года в Нижний Новгород прибыл архиепископ Иоанн (Альбинский), член обновленческого Союза общин древне-апостольской Церкви (СОДАЦ). Однако нижегородцы не приняли нового архиерея, и очень скоро поминовение его имени за богослужениями в храмах прекратилось.
       25 июня 1923 года Святейший Патриарх Тихон был освобожден из-под ареста, а спустя месяц, 23 июля, решением Патриарха и Церковного управления при нем временно управляющим Нижегородской епархией был назначен епископ Филипп (Гумилевский). И уже в августе в своих отчетах благочинные и приходские советы сообщали ему о том, что именем Патриарха Тихона объединились почти все приходские общины. В начале 1924 года за противодействие обновленцам епископ Филипп был арестован и выслан из Нижегородской губернии.
       31 марта 1924 года определением Святейшего Патриарха Тихона на Нижегородскую кафедру был назначен митрополит Сергий (Страгородский, 1924–1934, впоследствии Святейший Патриарх, † 1944) – уроженец этой земли и воспитанник Нижегородской Духовной школы.
       В октябре 1932 года Нижний Новгород был переименован в Горький, Нижегородской епархии присвоено наименование «Горьковская», а епархиальный архиерей стал именоваться Горьковским и Арзамасским. В 1930-е годы Горьковскую епархию возглавляли митрополиты Евгений (Зернов, 1934–1935, † 1935) и Феофан (Туляков, 1935– 1937, † 1937).
       Викарная кафедра епископа Балахнинского просуществовала до 1925 года. С 1919 по 1927 год в Нижегородской епархии открылось еще 15 викарных кафедр, вновь учрежденных или же вошедших в состав Нижегородской из соседних регионов. В условиях начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь их создание было обусловлено определением Поместного Собора 1917–1918 годов, согласно которому ввиду особых, сложных для Церкви обстоятельств разрешалось увеличить количество викарных епископов и повысить степень их самостоятельности.
       Епископские кафедры возникали как в уездных центрах, так и в некоторых крупных промышленных селах. В уездных центрах это были Ардатовская (1920– 1928), Арзамасская (1920– 1935), Васильсурская (1920), Лукояновская (1919–1929), Сергачская (1919–1937) и Макарьевская (1923 -1929) кафедры. В селах, впоследствии получивших статус районных центров, – Городецкая (1927–1929), Павловская (1920–1929), Краснобакинская (1926) и Богородская (1929–1937) кафедры. Кроме того, существовала кафедра епископа Печерского (1920–1926) при Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре и единоверческая кафедра епископа Керженского (1922– 1929).
       В связи с изменением территориально-административных границ Нижегородской губернии (с 1933 года – Горьковского края) в состав епархии были включены еще три викарные кафедры из близлежащих регионов. В 1927 году в Нижегородской епархии на правах викариатства была учреждена кафедра епископа Марийского. При этом Марийская автономная область официально вошла в состав Нижегородской губернии лишь в январе 1929 года. Одновременно, то есть в 1929 году, к Нижегородской губернии из Владимирской были присоединены Муромский и Меленковский уезды. Начиная с 1933 года Муромская епископия стала относиться к Горьковской епархии.
       В 1930-е годы из-за массовых репрессий и гонений церковная жизнь стала практически невозможной. Горьковская епархия практически прекратила свое существование, не оставалось уже ни одного официально действующего храма, и все 16 викарных епископских кафедр были ликвидированы.

Спасский Староярмарочный собор
Фото начала XX века

       Только в Нижнем Новгороде за период с 1918 по 1937 год было арестовано 99 священнослужителей и мирян, из них 54 человека проходили по делу о церковно-фашистской подпольной террористической организации во главе с митрополитом Феофаном (Туляковым). Фактически сфабрикованное органами НКВД дело митрополита Горьковского Феофана было направлено на расправу с главой Русской Православной Церкви – митрополитом Сергием (Страгородским). Всего же по официальным архивным данным в годы советской власти в Нижегородской епархии от репрессий пострадали более 2 650 священнослужителей, монашествующих и мирян. Были арестованы: 9 епископов, 5 из них расстреляны; 380 монашествующих, из них 34 расстреляны, 32 погибли в заключении; 1325 священнослужителей, из них 738 расстреляны, 45 погибли в заключении; 459 диаконов, из них 72 расстреляны; 443 мирянина, из которых 245 расстреляны.
       К 1929 году в епархии были ликвидированы все монастыри. Накануне Великой Отечественной войны повсеместно проходило массовое закрытие церквей: из 1126 церковных зданий к началу войны 892 использовались под клубы, школы и сады, а 228 просто разрушались и уничтожались.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

       Ситуация в Нижегородском крае значительно изменилась с началом Великой Отечественной войны. Власти позволили открыть несколько приходских храмов. В 1942 году была возрождена кафедра правящего архиерея Горьковского и Арзамасского, на которую вступил архиепископ Сергий (Гришин, 1942–1943, † 1943), а также вновь открыта викарная кафедра епископа Лысковского, которая просуществовала до 1950 года.
       В Горьком в трех вновь открытых храмах ежедневно совершались богослужения, молебны о даровании победы русскому воинству, собирались пожертвования на нужды обороны и помощь семьям защитников отечества. На средства, собранные Церковью, на оборонных заводах города была сооружена танковая колонна имени Димитрия Донского и эскадрилья самолетов в честь святого благоверного князя Александра Невского.
       5 августа 1943 года в Горьком была открыта Троицкая Высоковская церковь, ставшая впоследствии главным соборным храмом города. В 1943 году этот храм смог внести в Госбанк два с половиной миллиона рублей в фонд обороны страны. Это стало возможным потому, что число прихожан в этом храме превышало 5 тысяч человек. Всего же горьковчане пожертвовали на нужды обороны свыше 9 миллионов рублей.
       14 апреля 1943 года была открыта Спасо-Преображенская церковь в поселке Карповка, а в августе того же года – в слободе Старые Печеры. Всего к концу войны в епархии действовали 22 церкви, в 1946-м – 31, в 1948-м – 46, в 1950-м – 47, в 1957-м – 51 храм. В 1944–1948 годы епархией руководил епископ Зиновий (Красовский, † 1954), а с 1948 по 1961 год – митрополит Корнилий (Попов, † 1966).

Епископ Зиновий (Красовский)

Архиепископ Корнилий (Попов)

Епископ Флавиан (Дмитриюк)

Митрополит Сергий (Страгородский)
с клириками Нижегородской епархии
1926 год

       В 1970-е годы в Горьковской епархии, при архиепископе Флавиане (Дмитриюке 1966–1977, † 1977) на 43 действующих приходах несли служение около 60 клириков. Но не было еще ни одного монастыря, Духовных школ и просветительных учреждений.

Заседание Горьковского Епархиального совета
под председательством архиепископа Корнилия
10 апреля 1951 года

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

       В течение долгих лет правящим архиереем Нижегородской епархии был митрополит Николай (Кутепов, 1977–2001, † 2001). Выпускник Ленинградских Духовных школ, он немало сделал для возвращения епархии ее исторического наименования, святынь, храмов и монастырей.

Митрополит Николай (Кутепов) –
Почетный гражданин Нижнего Новгорода

       В 1991 году Нижегородской земле было возвращено ее историческое название, а город Горький переименован в Нижний Новгород. Постановлением Священного Синода Горьковская епархия стала вновь называться Нижегородской. В том же году была возобновлена кафедра епископа Балахнинского, викария Нижегородского, а в 1998 году – Ветлужская кафедра.
       В 1991 году состоялось величайшее торжество – перенесение в возобновленный Свято-Троицкий Дивеевский монастырь вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского. По пути следования святыни – в Ногинске, Владимире, Нижнем Новгороде – повсюду тысячи людей днем и ночью, порой под дождем, стояли у храмов, чтобы приложиться к раке чудотворца. Торжественное перенесение святых мощей возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

       26 июля 1991 года крестный ход со святыми мощами прибыл в Нижний Новгород, где был встречен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем, руководством города и области. По улицам города процессия проследовала в Спасский кафедральный собор, недавно возвращенный Церкви. Всенощное бдение и Божественнную литургию в Спасском соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении многих архиереев Русской Православной Церкви.

Митрополит Ленинградский и
Новгородский Алексий в Горьком
во время празднования
1000-летия Крещения Руси

       Дивеевской обители крестный ход достиг 30 июля. На встрече у святых врат Святейший Патриарх сказал: «Перевернута последняя страница Дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств: мощи преподобного Серафима отныне упокоятся, по его слову, в соборе во имя Живоначальной Троицы Дивеевского монастыря».
       В настоящее время Дивеево является местом паломничества православных христиан со всего мира. В этой обители возродились не только великолепные храмы, но и все ее святые места: главная святыня – Канавка Божией Матери, святые источники. В 1999 году обители были возвращены личные вещи батюшки Серафима. 27 сентября 2000 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, сбылось пророчество преподобного Серафима – были обретены мощи трех дивеевских подвижниц: первоначальницы схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены, ныне все они прославлены Церковью в лике святых преподобных жен.
       В годы перестройки начался процесс возвращения Церкви порушенных, оскверненных и перестроенных храмовых зданий и сооружений. В 1991 году епархии был передан вместе с другими постройками монастырского комплекса Нижегородский Благовещенский собор. Именно в стенах Благовещенского мужского монастыря началось возрождение Нижегородской Духовной школы. В 1994 году епархии была возвращена еще одна древнейшая обитель – Вознесенский Печерский мужской монастырь.
       Возобновилась иноческая жизнь и в других обителях: в Свято-Троицком Макариево-Желтоводском женском монастыре (1992), Свято-Николаевском женском монастыре в Арзамасе (1994), Оранском Богородицком мужском монастыре (1993), Абабковском Свято-Никольском Георгиевском и Иверском Выксунском женских (1995), в Высоковском Успенском мужском монастырях (1999).
       В июне 2001 года в епархии уже действовало 376 приходов и 9 монастырей. Общее число духовенства составляло 485 человек. Открылось 107 воскресных школ для детей и взрослых.
       В 2003 году на Нижегородскую кафедру был назначен Преосвященный епископ Георгий (Данилов). В том году был широко отмечен 100-летний юбилей со дня прославления преподобного Серафима Саровского. В кратчайшие сроки был полностью отреставрирован архитектурный ансамбль Свято-Троицкого Дивеевского монастыря, который в дни торжеств принял тысячи паломников, прибывших в обитель со всей России.

Архиепископ Нижегородский
и Арзамасский Георгий

       Второй визит Святейшего Патриарха Алексия в Нижний Новгород состоялся 3–4 ноября 2005 года. Он был приурочен к празднику Казанской иконы Божией Матери, когда впервые в России отмечался новый общегосударственный праздник – День народного единства.

Спасо-Преображенский собор в
Серафимо-Дивеевском монастыре

Канавка Божией Матери

В Дальней пустыньке
преподобного Серафима Саровского

       Святейший Патриарх Алексий возглавил чин освящения воссозданного храма Рождества святого Иоанна Предтечи в Нижнем Новгороде и совершил первую Божественную литургию в новоосвященной церкви.

Иоанно-Предтеченский храм
в Саровской пустыни

       В 2003–2004 годах епархия готовилась к 300-летнему юбилею со дня основания Свято-Успенской Саровской пустыни. В кратчайшие сроки трудами Преосвященного епископа Георгия, при активной поддержке местных властей и людей доброй воли были возрождены храмы Саровской обители: в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя преподобного Серафима Саровского.
       В июле 2006 года торжества, посвященные 300-летию Саровской Успенской пустыни, возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. За несколько дней до начала празднеств на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении монашеской жизни в Саровской обители.
       30 июля 2006 года Святейший Патриарх Алексий возглавил чин великого освящения восстановленного храма Саровской пустыни в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и совершил в возрожденном храме первую Божественную литургию. Вечером того же дня Святейший Патриарх поклонился святыням Сарова. Эти торжества стали значительным событием в церковной, общественной и культурной жизни не только Нижегородской области, но и всей страны.

Свято-Троицкий
Серафимо-Дивеевский монастырь

Святейший Патриарх Алексий в
Серафимо-Дивеевской обители
2006 год

       С 2005 года при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, с участием благотворителей и меценатов ведутся реставрационно-восстановительные работы архитектурного ансамбля Макариевской женской обители. Сегодня здесь возрождены и освящены три храма: во имя преподобного Макария, в честь Успения Божией Матери и надвратная церковь во имя Архистратига Божия Михаила, ведутся работы по восстановлению внутреннего убранства величественного Троицкого собора.

Иоанно-Богословский храм в
Арзамасе до восстановления
2003 год

Восстановленный
Иоанно-Богословский храм
2006 год

Первый молебен в открывшемся
Амвросиево-Дудином монастыре

       Возрождаются и другие обители – Нижегородский Вознесенский Печерский и Благовещенский монастыри, Флорищева пустынь. Ведется и строительство новых церквей.
       На начало 2007 года в Нижегородской епархии, состоящей из 34 благочиний, зарегистрировано 382 прихода и 14 монастырей (7 мужских и 7 женских), где совершают свое служение 524 клирика.

Свято-Успенская Флорищева пустынь

Реставрация Амвросиево-Дудина монастыря

Троицкая церковь и
колокольня Флорищевой пустыни

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

       В 1993 году при Нижегородском Благовещенском монастыре открылось Духовное училище, которое через два года решением Священного Синода было преобразовано в Духовную семинарию. Первым ее ректором был назначен иеромонах Кирилл (Покровский).
       В братском корпусе монастыря в единственной аудитории занималась первая группа студентов из пятнадцати человек, здесь же располагалась скудная библиотека. Этажом ниже было отведено место для общежития, рядом находилась крохотная трапезная. Благовещенской обители вначале был передан небольшой храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, где начались регулярные богослужения, в которых принимали участие воспитанники училища.

Освящение фигуры Ангела перед поднятием
на крышу Нижегородской семинарии

Нижегородская Духовная семинария

       В первый период существования возрождающейся семинарии большие усилия прилагались к тому, чтобы заложить основу семинарской библиотеки, которая стала бы научно-богословской базой для полноценного обеспечения учебного процесса и исследовательской работы. Были налажены контакты с руководством областной библиотеки и начаты переговоры о передаче училищу дореволюционных изданий богословской литературы. В результате библиотека получила несколько тысяч книг. Было также подписано соглашение об открытии совместного читального зала, где студенты могли бы заказывать литературу из областной библиотеки.
       В 1996 году возрожденная Духовная семинария отпраздновала 275-летие своего основания. На торжества был приглашен председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московских Духовных академии и семинарии епископ (ныне архиепископ) Верейский Евгений. Торжественный акт проходил в зале Педагогического университета, учебного заведения, которое после революции расположилось в бывшем здании Нижегородской семинарии.


       В 1996 году при семинарии был открыт сектор заочного обучения, благодаря которому священнослужители, не имевшие духовного образования, получили возможность учиться. В 1997 году в семинарии состоялся первый выпуск.
       В 1998 году в Русской Православной Церкви началась реформа духовного образования. Все семинарии преобразовывались в высшие учебные заведения, и в них вводился целый ряд дополнительных дисциплин, которые раньше преподавались в Духовных академиях. В конце 1998 года Нижегородская семинария успешно прошла государственное лицензирование.
       Со временем значительно увеличилась преподавательская корпорация, в ней стало больше кандидатов богословия, специалистов в области филологии, истории, философии и других наук. Накапливался преподавательский опыт, который позволил поднять на качественно новый уровень обучение студентов. Лучшие выпускники Нижегородской семинарии стали поступать в Московскую и Санкт-Петербургскую Духовные академии.


       Юбилейный 2003 год открыл новую страницу в истории Нижегородской епархии в целом и ее Духовной семинарии в частности. Вновь назначенный на Нижегородскую кафедру епископ Георгий (Данилов) сразу взял семинарию под свое отеческое попечение. В июне того же года состоялся первый выпуск студентов, прошедших пятилетний курс обучения. 17 декабря 2003 года, в день памяти преподобного Иоанна Дамаскина, семинария отметила десятилетие своего возрождения. К юбилею был выпущен первый номер трудов Нижегородской Духовной семинарии – сборник научно-богословских работ преподавателей и студентов, который впоследствии стал ежегодным изданием.
       Владыка Георгий возглавил преподавательскую корпорацию, став ректором Духовной школы, увеличил количество преподавателей, среди которых на сегодняшний день четыре профессора – доктора наук, восемь доцентов, двенадцать кандидатов богословия – всего 46 человек. В семинарии регулярно читают лекции и проводят семинары преподаватели Московской Духовной академии, организуются встречи студентов с известными миссионерами, богословами, общественными деятелями. Хранилища библиотеки, имеющие самое современное оборудование, вмещают 48 тысяч книг, среди которых редкие издания из библиотеки покойного митрополита Николая (Кутепова).
       С 2006 года начал выходить в свет студенческий журнал «Дамаскин», который распространяется как в церковной, так и в светской молодежной среде. Среди наиболее значимых событий последних лет можно назвать семинары преподавателей Духовных школ по сектоведению и немецкому языку, конференцию по филологии, диспут с адвентистами, семинар по сакраментологии в феврале 2007 года, который возглавил председатель Синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
       Сегодня полностью реконструировано основное здание семинарии, где разместилось и студенческое общежитие. Перестраивается один из монастырских корпусов, в мансарде которого разместится трапезная, соединенная с основным зданием крытым переходом. Но самым желанным для преподавателей и студентов станет освящение семинарского храма во имя святителя Московского Алексия. Сегодня ведется его реставрация.
       Большое внимание уделяется духовному воспитанию учащихся. Первый проректор иерей Андрей Кириллов, ответственный за воспитательную работу, и духовник иеромонах Андрей (Ярунин) прилагают все усилия, чтобы студенты Духовной школы стали добрыми пастырями Церкви Христовой.
       В минувшем учебном году в семинарии обучалось 150 студентов на стационаре и 200 священнослужителей на секторе заочного обучения.
       Кроме семинарии в епархии имеются два Духовных училища – мужское в городе Выксе и женское в Нижнем Новгороде. Действуют 136 детских воскресных школ, в которых обучается около 3500 детей. Наряду с изучением Закона Божия, церковнославянского языка, церковного пения, литургики, катехизиса, истории Русской Православной Церкви в школах активно развивается система кружков, секций, творческих мастерских.
       Стало традиционным проведение епархиальных фестивалей и конкурсов «Рождественская звезда» и «Пасха Красная». Воспитанники воскресных школ принимают активное участие и в международных конкурсах.

Во время Рождественского праздника в
Автозаводском православном центре

Учащиеся православной гимназии
в поселке Гнилицы

       Воскресные школы нередко становятся центрами духовно-нравственной культуры. Примерами могут служить центр при нижегородском храме во имя мученицы Татианы, где организованы многочисленные творческие кружки, и центр при храме в честь Смоленской иконы Божией Матери, где приоритетным является военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В центре создана военно-патриотическая дружина, ставшая победителем межрегиональных соревнований детских военно-патриотических объединений.
       На сегодняшний день в городе и области действуют семь православных гимназий и одна православная школа при Дивеевском монастыре. Всего в гимназиях обучается около 500 человек. Учащиеся православных гимназий показывают высокий уровень качества знаний и нередко занимают призовые места на региональных и международных олимпиадах.
       Активно развивается работа по созданию единого образовательного пространства Нижегородской области. Заключены договоры о сотрудничестве епархии с городским департаментом образования и министерством образования Нижегородской области, создан координационный совет, призванный регулировать совместную работу по духовно-нравственному воспитанию. Организована работа по подготовке педагогических кадров.
       Большое внимание уделяется вопросам взаимодействия епархии со светскими образовательными учреждениями, в школах и вузах вводятся православно ориентированные курсы: «истоки», «основы нравственности», преподается предмет «основы православной культуры».
       Появляются ростки православного образования и в дошкольных учреждениях. В настоящее время в епархии работает пять православно ориентированных групп в дошкольных образовательных учреждениях и два православных детских сада.
       На протяжении многих лет немаловажную роль в распространении православного просвещения играют катехизаторские курсы, организованные в начале 1990-х годов при соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского.

* * *

       В 2003 году в стенах Вознесенского Печерского мужского монастыря был открыт Церковноархеологический музей истории Нижегородской епархии. Это единственный церковный музей на территории епархии, который соответствует требованиям современного музееведения. Он размещается в двухэтажном башенном корпусе в самом центре монастыря, рядом с Вознесенским собором. Три зала на первом этаже посвящены истории Печерского монастыря. В витринах выставлены архивные документы, церковные облачения, различные виды наград, которыми в дореволюционное время отмечалось духовенство. Представлена здесь и церковная утварь, богослужебные сосуды, церковные книги, архиерейские грамоты, дореволюционные книги и брошюры, посвященные истории монастыря, а также жизни и деятельности подвижников благочестия, подвизавшихся в обители.

Экспозиции Церковноархеологического музея
Нижегородской епархии


       История обители отражена и с помощью современных живописных репродукций, рассказывающих о событиях российской истории, в которых важную роль сыграли настоятели монастыря. Представлены также экспонаты, относящиеся к истории монастырского некрополя. Большая часть экспозиции повествует об истории Нижегородской епархии.

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

       Особое место в деятельности епархии занимает служение в социальных и медицинских учреждениях. Помощь страждущим оказывается уже на протяжении многих лет: при храмах и монастырях действуют приюты, патронажные службы, организовано питание для нуждающихся людей. Поддержку получают люди, страдающие от алкоголизма и наркомании, находящиеся в стационарах лечебно-профилактических учреждений, пожилые люди, инвалиды, дети, оставшиеся без попечения. Работают сестричества и братства, общества православных психологов, врачей, православные семейные клубы.
       Важное значение имеет взаимодействие с государственными структурами, ответственными за социальную работу. Администрация, как правило, сама привлекает священнослужителей к обсуждению социальных проблем. Социальные вопросы решаются совместными усилиями отделов управлений социальной защиты и епархии. К взаимодействию с Церковью стремятся многие государственные медицинские учреждения.

Владыка Георгий в
Автозаводском православном центре

Настоятельница Георгиевского
Абабковского женского монастыря
игумения Никона
с опекаемыми обителью детьми

       В епархии создан отдел по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями. Его обязанности заключаются не только в сотрудничестве с этими учреждениями, но и в выявлении возможностей того или иного прихода оказывать помощь социально незащищенным категориям людей, накапливании положительного опыта приходов в данном служении, координации определенных направлений социальной работы на уровне благочиний, и при необходимости – в привлечении консультантов, специалистов. Практически в каждом благочинии есть приходы, взявшие на себя тот или иной вид социального служения. При таких приходах складываются группы энтузиастов, желающих послужить нуждающимся, они собирают продукты, одежду, ищут спонсоров, налаживают плодотворное взаимодействие с администрацией.
       Отдел проводит конференции и семинары по различным социальным проблемам с участием представителей приходов епархии и государственных организаций, работающих в социальной сфере. Организуются социальные акции: «Пасхальные дни милосердия», «Рождественские дни милосердия», акции к памятным дням и т. д.

       Особое внимание уделяется детям-инвалидам, сиротам, детям из малоимущих семей. Священнослужители и прихожане регулярно посещают детские дома и больницы, выезжают на дом для совершения Таинств и оказания помощи, привлекают благотворителей к заботе о детях. Детям передаются вещи, продукты питания, игрушки, лекарства. Стало доброй традицией поздравлять с праздниками детей, находящихся на лечении в больницах, а также воспитанников детских домов и школ-интернатов. Во время таких встреч священнослужители и миряне устраивают концерты, дарят детям подарки.
       Во многих воскресных школах особое внимание уделяется воспитанию и поддержке детей из неблагополучных семей. К примеру, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Лыскове окормляет Лысковский реабилитационный центр, в котором находятся дети из неблагополучных семей. В трех женских монастырях епархии сегодня существуют приюты для девочек-сирот (Макариевском, Выксунском Иверском, Абабковском Георгиевском).
       Одним из наиболее востребованных видов социального служения является кормление бездомных, осуществляемое при многих приходах и монастырях епархии.
       Значительное место в социальной деятельности Нижегородской епархии занимают медицинские программы, помощь страдающим людям в медицинских учреждениях. В настоящее время в стационарах медицинских и социальных учреждений Нижегородской области действуют 34 часовни и молитвенные комнаты, 7 храмов. Проводятся регулярные встречи и беседы священнослужителей с пациентами и персоналом, другие совместные мероприятия.
       Создан Православный медицинский центр – лечебно-профилактическое учреждение поликлинического типа, в котором проводятся обследование, диагностика и лечение семей священнослужителей, сотрудников епархии, а также студентов Духовной семинарии и училищ. Кроме того, существуют монастырские больницы.
       В 2006 году подписан договор о взаимодействии в духовно-просветительной деятельности между епархией и Нижегородской государственной медицинской академией. В академии работают факультативы по основам Православия и христианской антропологии; стали традиционными встречи студентов и преподавателей с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, священнослужителями, известными миссионерами и богословами. Преподаватели медицинской академии встречаются со студентами Духовной семинарии, участвуют в Международных образовательных Рождественских чтениях.
       Важным направлением деятельности можно назвать подготовку дипломированных сестер милосердия в Нижегородском медицинском колледже и работу православных медсестер в штате государственных больниц. Созданное в 2000 году отделение сестер милосердия носит имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Наряду с профильными предметами студентки изучают духовные дисциплины: катехизис, Священное Писание, христианскую антропологию, введение в литургическое богословие, основы нравственности, историю Церкви и т. д. Особым предметом является социальная диакония, включающая вопросы духовно-психологического сопровождения страждущих.

Учащиеся отделения сестер милосердия
медицинского колледжа

       При помощи сестер милосердия за последние два года Таинства Крещения и Причащения приняли около ста детей-сирот. Крещение таких детей – одно из многих направлений, в котором сестры работают в рамках социальной диаконии. Воспитанницы отделения сестер милосердия ухаживают за тяжелобольными и социально неблагополучными людьми.
       В последнее время самая животрепещущая проблема, с которой приходится сталкиваться сестрам милосердия, – это брошенные дети. Сестры не остаются равнодушными к беде этих ребятишек и по очереди дежурят в больницах, даже после учебы. Несколько выпускниц колледжа устроились работать в детские приюты, чтобы продолжать заниматься с детьми. Нередки случаи, когда для крестников Свято-Елисаветинского отделения удается найти усыновителей.
       Многие сестры милосердия по окончании колледжа работают в самых трудных отделениях больниц, а некоторые продолжают обучение в медицинских вузах, что дает надежду на увеличение количества православных врачей. С 2003 года при отделении сестер милосердия формируется постоянно действующий семинар для православных врачей, проводятся семинары, «круглые столы», конференции по социальной тематике.

За богослужением в больничном храме

       С 2007 года при сестринском отделении колледжа открыт Центр социального служения. Центр постепенно расширяет сферы деятельности: налаживается патронажная служба, действует методический кабинет, ведется работа в лечебно-профилактических учреждениях.
       В 2004 году был открыт православный центр детства и родовспоможения во имя преподобного Серафима Саровского. Объектами его деятельности являются детские и гинекологические лечебно-профилактические учреждения Нижнего Новгорода и области. В некоторых учреждениях открыты часовни, молитвенные комнаты, которые становятся порой единственным прибежищем и местом утешения для многих женщин.
       При храмах действуют семейно-психологические, медицинские лектории, где специалисты осуществляют просветительную деятельность среди населения. В ряде общеобразовательных гимназий и школ проводятся внеклассные факультативные занятия по программам «Становление», «На пороге семьи», часть из которых разработана сотрудниками центра.
       Ведется и многоплановая работа с медицинским персоналом. Вместе с Нижегородской государственной медицинской академией и областным департаментом здравоохранения организуются просветительные форумы, конференции, семинары по проблемам биоэтики и демографии. Священнослужители регулярно организуют встречи с врачами, непосредственно наблюдающими будущих матерей и оказывающими помощь при родах.
       Работают школы для православных молодых мам, где проводится духовная подготовка к беременности и родам. Сотрудники центра пытаются поддержать каждую женщину в трудный период выбора: иметь или не иметь ребенка. Как показывает опыт, подобная работа позволяет сократить число абортов на 10–30 процентов.
       Еще одним направлением социальной деятельности является просветительная работа среди молодежи по профилактике опасных привычек и заболеваний. Планируется реализация в образовательных учреждениях постоянно действующего проекта «Ярмарка здоровья», который заключается в чтении учащимся лекций о вреде курения, наркомании и алкоголизма.
       Запланировано открытие духовно-просветительного православного центра «Здравница» на базе подворья Благовещенского мужского монастыря. Центр создается с целью оказания медико-психологической и медико-социальной помощи больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; профилактики различных видов зависимости (алкоголизм, курение, наркомания, игромания, компьютерная зависимость), социальной реабилитации лиц, пострадавших от наркомании.
       Доброй традицией стало проведение благотворительных вечеров и концертов для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда и, конечно, для детей с участием духовенства и детских хоров воскресных школ.

СЛУЖЕНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

       Одним из успешно развивающихся направлений церковной жизни в Нижегородской епархии является пастырское окормление заключенных. Взаимодействие Епархиального управления и органов исполнения наказаний осуществляется уже пятнадцать лет. В начале 1990-х годов появление священнослужителя в местах лишения свободы было событием из ряда вон выходящим. Поначалу в учреждениях исполнения наказаний с недоверием относились к священникам, не понимали миссии Церкви по отношению к людям, преступившим закон. Несмотря на это, пастыри шли в тюрьмы и колонии, тихо и незаметно продолжая делать дело, заповеданное Христом.
       Такая деятельность не замедлила принести плоды. В колониях стали создаваться молитвенные комнаты, кое-где силами осужденных были даже построены храмы, росли общины верующих осужденных. Нижегородским священникам приходилось крестить по 20–30 человек не только заключенных, но и сотрудников, которые тоже начинали приходить к вере. Все это положительно оценивалось руководством системы исполнения наказаний. На ежемесячные собрания священнослужителей, окормляющих места лишения свободы, стали приходить руководители воспитательных служб Управления исполнения наказаний (УИН).

В женской колонии

       В 1996 году митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем и начальником УИН ГУВД по Нижегородской области полковником (ныне генерал-лейтенант) внутренней службы Ю. И. Лабутиным было подписано соглашение о совместной деятельности. Наступил новый этап развития взаимоотношений, епархия на постоянной основе закрепила священнослужителей за местами лишения свободы. Священники получили свободный доступ на территорию колоний и тюрем, что положительно сказалось на обстановке в исправительных учреждениях.
       Важной, хотя и не основной составляющей деятельности епархии в местах лишения свободы являлось оказание благотворительной помощи. Особенно ощутимая помощь оказывалась колониям и тюрьмам в конце 1990-х годов, когда государство с трудом справлялось с обеспечением осужденных продуктами питания и товарами первой необходимости. Церковь пришла на помощь и в этот раз. Продукты питания, одежду, медикаменты передавали в исправительные учреждения как простые верующие, так и крупные поставщики, откликнувшиеся на призыв епархии о помощи.
       В связи с острой потребностью в священнослужителях, специально подготовленных для служения в учреждениях исполнения наказаний, в 2001 году на четвертом курсе Нижегородской Духовной семинарии был введен специальный курс, посвященный пастырскому служению в тюрьмах, где наряду с теоретическими знаниями студенты получают навыки практического служения в местах лишения свободы.

Во время посещения архиепископом Георгием
мужской колонии

       Успешно развивается начатая в 2005 году программа дистанционного обучения осужденных основам православной веры по курсу, разработанному Рязанским государственным педагогическим университетом имени С. А. Есенина. В настоящее время на курсах обучается более 500 верующих осужденных.
       Стало доброй традицией проведение летней двухнедельной практики по служению в местах лишения свободы для студентов пятого курса семинарии. Осужденные с большим нетерпением ожидают приезда семинаристов, и эти встречи становятся важным событием в жизни исправительного учреждения.
       На сегодняшний день поставлена задача строительства православных храмов во всех двадцати исправительных учреждениях Нижегородской области и уже привлечены инвесторы. В 2007 году планируется закладка и строительство десяти таких церквей. И в этом деле поддержку епархии всегда оказывает руководство уголовно-исполнительной системы Нижегородской области.

Тюремный храм

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

       В апреле 2002 года при Нижегородской Духовной семинарии на общественных началах был создан Информационно-аналитический центр во имя священномученика Илариона (Троицкого). Сотрудники центра занимались изучением деятельности сект непосредственно во время встреч и собраний адептов, проводили разъяснительную работу среди населения города и прихожан. Организовывали семинары и консультации с психологами и психиатрами, специализирующимися на работе с сектантами, читали лекции по религиозной безопасности в высших и средних учебных заведениях. Была создана группа реагирования для пресечения противозаконных акций псевдорелигиозных организаций.
       В августе 2003 года представители епархии участвовали в организации в Дивееве международного паломнического лагеря «Общее дело», приуроченного к 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского. В сентябре того же года двое сотрудников центра в качестве делегатов приняли участие во II Всероссийском съезде православной молодежи в Москве.
       В октябре 2003 года в связи с отсутствием финансирования Информационно-аналитический центр был расформирован, и его задачи взяла на себя община православных студентов при церкви Успения Божией Матери, которая к тому времени сформировалась благодаря воскресным собраниям. Молодые люди посещали детские дома, интернаты, онкологическое отделение детской областной больницы, где показывали спектакли, проводили праздничные мероприятия и конкурсы.
       В феврале 2005 года по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия представители молодежного движения присутствовали на конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения», проходившей в рамках Сретенского молодежного лагеря «Феодоровский городок».
       В мае 2005 года при непосредственном участии актива молодежи под эгидой отдела религиозного образования и катехизации в епархии прошел межрегиональный съезд руководителей отделов по делам молодежи различных епархий Русской Православной Церкви.

Крестный ход с мощами
святого Иоанна Предтечи
Нижний Новгород. 2006 год

       5 октября 2006 года в епархии был образован отдел по делам молодежи и миссии. Духовным центром отдела стал нижегородский храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Основная работа новой структуры сегодня направлена на увеличение численности членов Православного молодежного центра (за счет проведения массовых мероприятий и еженедельных встреч) и на их катехизацию.
       Сотрудники отдела еженедельно проводят воскресные встречи с молодежью, на которых читается и объясняется Священное Писание, а также тематические беседы, посвященные изучению Священного Писания, основ богословия, литургики и церковной истории. По вторникам и четвергам читаются лекции по программе православного катехизиса и семинарского курса догматического богословия.
       С января нынешнего года отдел начал сотрудничать с обществом глухих и слабослышащих людей. При храме Преподобного Сергия Радонежского была создана община, для которой богослужения сопровождаются сурдопереводом. Перевод богослужения на язык глухих потребовал специальных знаний и подготовки переводчиков.
       По инициативе прихожан Сергиевского храма отделом организован «семейный клуб» для православных семейных пар в возрасте до 40 лет. Встречи проводятся еженедельно, по субботам, перед началом вечернего богослужения.

Архиепископ Георгий на праздновании
75-летия Горьковского автомобильного завода

ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

       Информационная деятельность играет все более активную роль в жизни Нижегородской епархии. Издается газета «Нижегородские Епархиальные ведомости», начало которой было положено еще в 1864 году. Газета перестала выходить в 1905 году, была возобновлена в апреле 2001 года. По традиции «Епархиальные ведомости» выходят два раза в месяц и состоят из двух частей: официальной, включающей информацию, указы и распоряжения правящего архиерея, и неофициальной, отражающей современную церковную жизнь.

Во время пасхального крестного хода
вокруг Нижнего Новгорода

Церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы
в Нижнем Новгороде (Строгановская)

       В 2001 году начал выходить в свет литературно-художественный альманах «Нижегородская старина», который издается под руководством и при особом попечении архимандрита Печерского Вознесенского монастыря Тихона (Затекина). В этом издании повествуется о святынях Нижегородской земли, публикуются биографические материалы о новомучениках и исповедниках Российских, которые так или иначе были связаны с Нижегородской землей.
       В 2003 году по благословению Владыки Георгия был создан епархиальный сайт (адрес в интернете: www.nne.ru), который оперативно отражает основные события епархиальной жизни, содержит официальную информацию, сведения о приходах, свои сайты имеют многие монастыри и отдельные благочиния.
       В 2005 году был создан просветительный центр «Глагол», сотрудники которого занимаются изданием газеты «Нижегородские Епархиальные ведомости», сайтом епархии, радио «Преображение». Это объединенная редакция православных СМИ. Издательство выпускает в свет научно-богословскую и историческую литературу. Сотрудники телерадиокомпании «Образ» подготавливают сюжеты о церковной жизни для светских СМИ.
       Нижегородская епархия совместно с Нижегородской областной телерадиостудией ННТВ с 1994 года готовит передачу «Источник жизни», которая с 2003 года выходит в эфир ежедневно, а с 2006 года – два раза в день.

Во время открытия памятника Минину и Пожарскому
в Нижнем Новгороде
4 ноября 2005 года

Встреча делегации
Русской Православной Церкви заграницей
в Дивееве. 2005 год

* * *

       Важнейшими задачами епархии архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий считает активное противодействие злу через проповедь добра, миссионерское делание, заботу о детях, укрепление института семьи, противостояние пропаганде безнравственного образа жизни. Для этого всемерно должны использоваться православные средства массовой информации, развитие которых также является одним из приоритетных направлений деятельности Нижегородской епархии.

Святейший Патриарх Алексий
осматривает экспозицию
Церковноархеологического музея
в Вознесенском Печерском монастыре
4 ноября 2005 года

Во время посещения Президентом РФ В. В. Путиным
Архангельского собора Нижегородского кремля
16 февраля 2006 года

       Возрождение духовной жизни в нашей стране должно быть важнейшим делом не только для Церкви, но и для государства, общественных организаций, представителей предпринимательства. Только общими усилиями можно сделать нашу родину могучей и процветающей державой, сильной прежде всего духом своего народа.

Архимандрит Тихон (Затекин),
О. Дегтева