ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2007

ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Из жизни епархий

«На сем месте начинались победы»
Борисоглебский, что на Устье, мужской монастырь

       Дорога из первопрестольного града Москвы и из Ростова Великого на Углич, Каргополь, Белоозеро и другие северные города приводит путника к стенам одной из самых древних русских обителей – Борисоглебскому, что на Устье, мужскому монастырю. Высокий холм держит саженные стены с тремя линиями боя и четырнадцать башен-великанов в низко надвинутых шатрах-шлемах – монастырь-крепость, мощное боевое укрепление, готовое к любой осаде. Уже сам вид этой святой обители свидетельствует о том, что Божий Промысл уготовал ей великое предназначение в судьбах России.
       В XIX веке в своих трудах по истории Земли Русской А. Нечволодов и И. Забелин писали: «На сем месте начинались победы почти над каждой русской смутой».
       Борисоглебский монастырь, третий (после Троице-Сергиевой Лавры и Андроникова монастыря) из основанных Преподобным Сергием Радонежским, был создан в 1363 году, когда Русь собиралась с силами для освобождения от татарского нашествия.


ОСНОВАНИЕ ОБИТЕЛИ

       Предание говорит, что пришел из Новгородской земли в это пустынное тогда место преподобный Феодор и прожил три года отшельником. Потом пришел к нему брат по иночеству по имени Павел. Преподобный принял его с радостью, и отцы-пустынники решили поставить здесь святую обитель. Однажды, когда они были в Ростове, сюда из своей радонежской глуши пришел смиренный Троицкий игумен Сергий. Это была великая радость для Феодора и Павла: они восприняли приход великого старца в Ростов как благодатный знак, которого они ждали. Они умолили Преподобного благословить место будущей обители.

Борисоглебский мужской монастырь
Фото С. М. Прокудина-Горского
1911 год

       Преподобный Сергий внял просьбам и обошел с ними всю округу. На том месте, где теперь находится собор Бориса и Глеба, он простоял на молитве три дня. Окончив молитву, он взял свой деревянный крест, наподобие того, который монахи держат в руке при постриге, и этим крестом благословил монахов-отшельников – первостроителей и первых игуменов, и при этом сказал: «Призрит Господь Бог и Пресвятая Богородица на место сие и великие страстотерпцы Христовы Борис и Глеб да в помощь вам будут, и место сие вельми возградится и превозносимо будет над большими лаврами». С этого благословения и началась Борисоглебская обитель. Крест Преподобного Сергия хранился в обители вплоть до ее закрытия в XX веке. Драгоценная святыня, благословение Радонежского игумена, сохранилась до наших дней, но пока еще находится в музее.

Северные ворота с надвратным
Сретенским храмом
Фото С. М. Прокудина-Горского

       Преподобные Феодор и Павел принялись за работу, стали очищать это место от леса, чтобы поставить деревянный храм. Однажды, устав от трудов праведных, они прилегли отдохнуть. Им обоим одновременно в тонком сне явились «два светлых воина, вооруженных и облаченных в царские багряные одежды, и сказали: “Трудитесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего, и мы неотступно будем помогать вам и тем, кто будет после вас строить место сие”». Один из них назвался Романом, другой – Давидом. Это и были святые страстотерпцы Борис и Глеб (во святом крещении Роман и Давид), которых призвал Преподобный Сергий Радонежский в своих молитвах. Вскоре храм был построен, и в нем стала совершаться служба Божия.
       Слава о подвижниках пошла по окрестностям. Множество людей, ищущих иноческой жизни, стали приходить на помощь преподобным Феодору и Павлу. По преданию, среди них был и герой Куликовской битвы преподобный Александр Пересвет, он на этом месте принял монашеский постриг, а в Лавре Преподобный Сергий постриг его в схиму.

Вид на восточную стену монастыря
Фото С. М. Прокудина-Горского

       Борисоглебская обитель была расположена недалеко от дороги на Север, и проезжавшие охотно посещали монастырь, приносили для братии все, что им было потребно. Одними из первых благодетелей Борисоглебской обители были Ростовский князь Константин Васильевич и его супруга Мария Иоанновна, дочь великого князя Иоанна Даниловича Калиты. От них пошел среди русских князей обычай щедро благотворить Борисоглебскому монастырю.
       С первых лет существования обители рядом с ней стали селиться миряне. Сначала поселились строители, вслед за ними вокруг монастыря поселился другой мастеровой люд и крестьяне. Жизнь селян была тесно связана с жизнью обители. Вместе с братией они составляли как бы один приход. Поселения около монастыря со временем стали называть Борисоглебскими слободами.

Сергиевская надвратная церковь

Крыльцо трапезной

МОНАСТЫРЬ В XV–XVII ВЕКАХ

       Об истории Борисоглебской обители в первые полтора века ее существования сведений сохранилось не много. Одним из самых важных событий в духовной жизни всей средневековой Руси и Борисоглебской обители было обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского в 1422 году.
       Со времени правления великого князя Василия Васильевича Темного (1425– 1462) монастырь считался великокняжеским. Во время княжеской междоусобицы 1440-х годов в Борисоглебском монастыре укрывалась семья великого князя. С тех пор князь называл его своим и щедро благотворил ему.
       Особую приверженность к Борисоглебскому монастырю имел царь Иоанн Грозный. Первое паломничество в эту обитель великий князь Иоанн Васильевич совершил в 1545 году, когда ему было пятнадцать лет. Этот первый приезд в обитель святых страстотерпцев Бориса и Глеба произвел на него такое сильное впечатление, что всю жизнь потом он посылал в монастырь богатые вклады. Многие из ближайшего окружения царя Иоанна IV свой жизненный путь закончили монахами Борисоглебского монастыря и были здесь погребены. В монастыре по сей день сохраняется предание, что и сам царь собирался здесь постричься в монашество.

       Начало каменного строительства в монастыре связано с именем игумена Феофила, шестого по счету настоятеля обители. Он управлял обителью в течение тридцати лет. При нем были построены каменный собор во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (освящен 22 сентября 1523 года архиепископом Ростовским Иоанном) и каменная же теплая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (освящена 7 октября 1526 года архиепископом Ростовским Кириллом).
       Игумен Феофил, приступая к строительству каменных зданий, очень печалился, что известь приходится возить издалека, так как это было очень дорого. Однажды, стоя на вечернем правиле, игумен Феофил забылся и слегка задремал. В легком сне ему предстали страстотерпцы Борис и Глеб и утешили его: «Не печалься об извести, даст тебе Пречистая в родной нашей вотчине известь близ монастыря – при тебе и после тебя начнется и не прекратится каменное строительство. А мы будем помогать постройке монастыря». И стали невидимы.
       На третий день после этого видения пришел к игумену крестьянин из монастырской деревни Кочарка и принес лукошко камней, которые он нашел на поле поверх земли. Когда обожгли эти камни в печи, все увидели, что это известь и она «бела как снег». Залежей извести оказалось достаточно для строительства каменных зданий монастыря.
       Собору Бориса и Глеба, построенному игуменом Феофилом, почти пятьсот лет. За это время не один раз производились существенные изменения, менявшие его облик в соответствии с духом времени и возникавшими нуждами.
       В 1810 году возникла необходимость пристроить к западной стене придел во имя Пророка Божия Илии. В 1836 году на четырехскатной крыше надстроили по углам четыре главы, и собор стал пятиглавым.
       Внутри собора крестовые своды покоятся на четырех столпах. Два восточных столпа расположены в алтаре, к ним крепится иконостас. Иконостас, который сегодня находится в храме, привезен в 1990-е годы из храма села Губычево Борисоглебского района. Часть икон иконостаса не сохранилась, вместо них написаны новые.
       Главной святыней древнего собора являются мощи основателей обители – преподобных Феодора и Павла, которые находятся под спудом в юго-западном углу храма.

Северные ворота с надвратным
Сретенским храмом
Современный вид

       В XVI веке Борисоглебскую обитель окружили каменными крепостными стенами, цоколь которых обнаружили в земле во время ремонтно-реставрационных работ в 1990-е годы. Кирпичные стены окружали Борисоглебский собор, Благовещенскую церковь и другие монастырские здания.
       Специалисты предполагают, что каменное строительство в Борисоглебском монастыре вел мастер Григорий Борисов, который затем был приглашен в Ферапонтов монастырь и свою дальнейшую судьбу связал с обителями Севера.
       Заметный след в истории монастыря оставил строитель Варлаам. Он управлял обителью всего три года, но сумел сделать для нее очень много, в первую очередь в устроении внутренней, молитвенной жизни братии и паломников. О предшествующей жизни его сведений сохранилось не много. Известно, что до принятия пострига в Борисоглебском монастыре он был ключарем Архангельского собора в Москве. С собой из Москвы он принес две иконы: Лиддскую Римскую икону Пресвятой Богородицы и икону Собора Архистратига Михаила с чудесами – и поставил их в соборе Бориса и Глеба.
       Во второй половине XVI века в Москве принесение древних икон обставлялось пышными церемониями встреч и проводов. Будучи свидетелем и участником прославления чтимых икон в Москве, старец Варлаам установил и в Борисоглебской обители праздник сретения икон, принесенных им из Москвы. Этот праздник сохранялся в обители вплоть до ее закрытия в 1920-х годах.
       При строителе Варлааме в обитель вернулся преподобный Иринарх, которому предстояло сыграть исключительную роль в преодолении Смуты и освобождении России от иноземных интервентов. Благословение на затворничество преподобному Иринарху игумен Варлаам дал в 1587–1588 года.

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ ПРЕПОДОБНОГО ИРИНАРХА

       Наибольшую славу Борисоглебский монастырь приобрел в XVI веке благодаря старцу Иринарху. О нем можно сказать, что это последний монах, который нес подвиги монахов первых христианских веков – затворничество и ношение вериг. Этому святому Россия обязана своим избавлением от бед страшной Смуты XVII века: сколько сделал Преподобный Сергий Радонежский для победы на поле Куликовом, столько же и преподобный Иринарх для освобождения Москвы и всей России от польско-литовских захватчиков в 1612 году.

Крест Преподобного Сергия Радонежского
Фото С. М. Прокудина-Горского

Медный крест преподобного Иринарха
Фото С. М. Прокудина-Горского

       Имя преподобного Иринарха затворника, святого подвижника Русской Церкви, его роль в судьбах нашего отечества, в течение многих десятилетий пребывали в забвении и, к сожалению, пока еще мало известны современникам. Его мирское имя – Илия, родился он в селе Кондаково, в двадцати пяти километрах от Борисоглебского монастыря по дороге на Углич. С юных лет возлюбил он молитву и уединение. В возрасте тридцати лет в монастыре святых страстотерпцев Бориса и Глеба Илия принял постриг с именем Иринарх. В горячей и слезной молитве просил он Господа открыть ему путь спасения. И Свыше было ему извещение: «Иди в келлию свою, будь затворником, так и спасешься!» Началась его жизнь для Бога, стяжавшая ему славу одного из выдающихся русских подвижников.

«Охранное знамя польского воеводы Сапеги»
Фото С. М. Прокудина-Горского

       Затворившись в маленькой, убогой келлии у восточной монастырской стены, подвижник заковал себя в железо: «Были на нем плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованых креста». Проводя время в непрестанной молитве, подвижник спал два-три часа, не давая отдыха и своим рукам: делал одеяния нищим, вязал волосяные свитки, клобуки. «Добропроизвольный мученик» покорял свою плоть, его страданиям дивилась вся Русская земля. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать подвижник провел в затворе, и «терпению его дивились ангелы». За свои подвижнические труды преподобный удостоился от Господа дара прозорливости, изгнания бесов, исцеления недужных.

«Труды» (вериги, цепи, обруч, палица железная)
и камилавка преподобного Иринарха
Фото С. М. Прокудина-Горского

       Старец Иринарх принес царю Василию Шуйскому пророчество о предстоящем порабощении Московского царства. В видении ему было открыто, что Литва придет на Русь, разорит Москву и все Российское царство. Спустя время предсказания его сбылись.
       Когда пришла Смута, преподобный прибавил себе оков, цепь его стала длиной в двадцать сажен, весом в четыре пуда, общий вес его «трудов» составил 106 килограммов.
       Горячо молился преподобный Господу об избавлении отечества от бедствий. Когда молодой воевода князь Михаил Скопин-Шуйский под Калязином одержал первую победу над Литвой, он послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх благословил крестом и просфорой и велел сказать: «Дерзай, князь Михаил, и не бойся: Бог тебе поможет». И князь побил Литву. Князь Михаил Скопин-Шуйский благополучно дошел до Троицкого монастыря, дальше пошел на Москву и освободил ее. Но через короткое время накатилась новая волна интервенции, поляки вновь захватили Москву и другие русские города.
       Стоявшему в Ярославле ополчению Дмитрия Пожарского старец Иринарх послал записку: «Не медли, князь, иди на Москву смело и узришь славу Божию». После этой записки воодушевленное ополчение двинулось к Москве. По дороге Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский пришли в Борисоглебский монастырь к преподобному Иринарху и испросили его благословения. Коленопреклоненно просили они его молитв о победе русского воинства. И старец дал им свой медный поклонный крест. Перед Иринарховым крестом ополченцы поклялись освободить Москву от захватчиков. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Московского Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство Небесного заступничества и помощи в прекращении Великой смуты в русском царстве. А начало победы было положено у стен Борисоглебского монастыря.
       Житие повествует, что даже поляки относились с уважением к трудам преподобного Иринарха. «Правда в батьке велика. Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку я не видел», – сказал после посещения затворника польский воевода Ян Сапега и не велел трогать обитель.
       Еще при жизни Бог прославил Своего угодника чудесами, его молитвами исцелялись больные и бесноватые, чудесную силу имело его благословение. В житии упоминается девять чудес Божиих, совершенных по молитвам Борисоглебского затворника. Старец молился, заставлял больных молиться и поститься, возлагал на них свой честной крест или часть своих вериг или приказывал лежать на железных цепях. Особенно много исцелялось одержимых, бесноватых.
       По преставлении преподобного в 1617 году совершались чудеса и при его гробе, исцелялись больные от разных болезней. Происходили исцеления также и при возложении на больных либо креста «трудов» Иринарха, либо части его вериг.

Икона преподобного Иринарха

Келлия преподобного Иринарха
Фото С. М. Прокудина-Горского

       В лесной чаще неподалеку от села Кондаково струит свои воды святой источник. Почитание этого места началось еще при жизни преподобного Иринарха: сюда юный подвижник Илия удалялся для молитвы, здесь он ископал своими руками колодчик, а потом построил над ним часовенку. Еще при жизни преподобного здесь было многолюдно. По его кончине установилась традиция приходить на это место крестным ходом из Борисоглебского монастыря, а колодчик стали называть Иринарховым. Крестный ход продолжался целую неделю. Монастырская братия и многочисленные паломники шли от храма к храму: Литургия, молебен, лития – и дальше, к следующему храму, с остановками на ночлег. Известно, что уже тогда люди съезжались сюда со всех концов Русской земли. В крестном ходе участвовали и люди, «известные в государстве». Эта благочестивая традиция была прервана октябрьским переворотом.

ИЗ ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ В XVII–XIX ВЕКАХ

       Ко второй половине XVII века Борисоглебский монастырь достиг наивысшего экономического расцвета и стал одним из самых крупных среди 1200 монастырей России. Устойчивое хозяйственное положение обители позволило расширить ее территорию, построить новые храмы, звонницу, мощные каменные стены и необходимые хозяйственные здания.
       Строительство пришлось на время правления игумена Иосифа (Юматова, † 1691), назначенного на эту должность митрополитом Ростовским Ионой в 1676 году. Уже через три года, в 1679 году, была построена над святыми вратами Сергиевская церковь. В те же годы перестраивались Борисоглебский собор и Благовещенская церковь, возводились стены и башни. В 1688 году игумен Иосиф стал первым архимандритом Борисоглебского монастыря. Он был уже в преклонном возрасте и преставился в 1691 году, не успев докончить строительство Сретенской надвратной церкви.

Борисоглебский собор

       Крепостные стены имеют длину более километра, высота их колеблется от десяти до двенадцати метров, толщина достигает трех метров. По стенам сделаны открытые пешеходные переходы вокруг всего монастыря (гульбище), прежде их использовали для проведения крестных ходов. Стены приспособлены и для ведения боевых действий.
       По периметру крепостных стен размещены четырнадцать башен высотой от 25 до 38 метров. Самая высокая башня – северо-восточная, Максимовская, высота ее 38 метров, с ее обзорной площадки местность видна на расстояние до пятнадцати километров. Большей частью своего объема башни вынесены за крепостную стену, что должно было обеспечивать наилучшее ведение огня вдоль стен.

Благовещенская церковь

       По реформе 1764 года Борисоглебский монастырь лишился своих владений и был отнесен ко второму классу штатных обителей, в котором числился 41 мужской монастырь. Однако и в новых условиях монастырь оставался одним из самых почитаемых и посещаемых в России.

РАЗОРЕНИЕ ОБИТЕЛИ

       В начале XX века монастырь имел устойчивое хозяйственное положение, славился строгой жизнью насельников, был любим церковным начальством и паломниками. В обители совершали богослужения святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, и священномученик Агафангел, митрополит Ярославский и Ростовский. Последним крупным событием в жизни обители перед потрясениями 1917 года было празднование 300-летия преставления преподобного Иринарха в 1916 году.
       В 1923 году в стенах монастыря было учреждено Борисоглебское отделение Ростовского государственного музея, а в следующем году подписано постановление о передаче музею всех монастырских зданий. До 1928 года братии официально упраздненного монастыря удавалось сохранять монашескую жизнь под видом общины при храмах, в которых им разрешалось служить. Судьба большинства из братии Борисоглебского монастыря не известна, за исключением иеродиакона Феофана (Графова), которого за прекрасный голос называли борисоглебским Шаляпиным. Он дважды был судим за «антисоветскую деятельность» и умер в Каргопольском лагере в октябре 1938 года.

Купальня возле источника
преподобного Иринарха

В Сергиевском храме


Надвратный Сергиевский храм

       С 1928 года в Благовещенской церкви монастыря располагались различные отделы Ростовского музея, а в остальных помещениях обители размещались госбанк и архив (настоятельские покои), общежитие милиции, кондитерское производство (братский корпус), колбасное производство (подклет Благовещенской церкви), склад зерна (Сергиевская церковь), гаражи райпотребсоюза (в Святых воротах), на паперти собора соорудили электростанцию. Территория монастыря была заброшена, развалены могильные памятники.
       В 1970 году архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря стал филиалом Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника.

ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ

       Собор Бориса и Глеба был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году и вначале действовал как приходской храм. Богослужения в нем возобновились с 1990 года, настоятелем стал протоиерей Виктор Янович.
       В 1994 году возродился к монашеской жизни и Борисоглебский монастырь. Указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея от 17 октября 1994 года временно исполняющим обязанности наместника Борисоглебского мужского монастыря был назначен иеромонах Иоанн (Титов), первый постриженик и насельник Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом, а 24 ноября 1994 года Священный Синод утвердил иеромонаха Иоанна (Титова) игуменом обители. Первая Божественная литургия в возрожденном монастыре была совершена в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери и памяти первостроителей и основателей обители Феодора и Павла – 4 ноября 1994 года.
       Много сил приложил игумен Иоанн с братией, чтобы возродить духовную жизнь в округе, восстановить почитание Борисоглебских подвижников, и в первую очередь преподобного Иринарха. Игумен объездил весь район, посетил музеи Углича, Ростова, Ярославля, побывал в Москве, чтобы узнать, какие святыни Борисоглебской обители там хранятся. В первые же годы после возвращения в лоно Русской Православной Церкви были изданы пять небольших книжек с кратким описанием монастыря, его истории и святынь.


Интерьер Борисоглебского собора

За богослужением в Борисоглебском соборе

       С самого начала одной из главных забот игумена и братии стало восстановление святого источника. На помощь им пришли ученики и учителя школ поселка Борисоглебского и села Ивановского. За летние каникулы был расчищен колодчик и построена купальня. Теперь здесь многолюдно в любое время года. Слава о целительной силе святого источника пошла далеко за пределы поселка Борисоглебский. От скольких болезней спасли людей воды источника! Даже при самых безысходных диагнозах – рак позвоночника, рак крови, несахарный диабет, воспаление головного мозга, тяжелые формы кожных заболеваний – приходила помощь по молитвам Борисоглебского затворника. Медики только разводили руками, снимая со своих пациентов диагнозы-приговоры.
       Келлия преподобного Иринарха была восстановлена в 1990 году в прежнем виде и сегодня она также является местом паломничества, дорожка к ней всегда протоптана – и зимой, и летом. «Мимо келлии старца, прославившегося своими подвигами и трудами, ни пеший не прохаживал, ни конный не проезживал, все приходили к нему благословиться в путь, облегчить душу и сердце», – писал ученый-краевед И. А. Тихомиров. И сегодня паломники замечают, какое умиротворение и живительную теплоту получает душа на этом святом месте. Приходит ощущение невидимого присутствия преподобного, скорого помощника в наших бедах и нуждах.
       В 1997 году был совершен первый после семидесятилетнего перерыва крестный ход. В нем участвовало около ста человек. Вскоре крестные ходы стали ежегодными.
       Преподобный Иринарх вновь стал почитаемым святым в Борисоглебском поселке и далеко за его пределами. Ежегодный Иринарховский крестный ход и Иринарховские чтения сделали Борисоглебский монастырь известным по всей России.
       По своей направленности Иринарховские чтения вполне созвучны Международным Рождественским образовательным чтениям и вносят свою лепту в дело духовно-нравственного обновления отечества.

* * *

       В настоящее время в монастыре три иеромонаха, иеродиакон, два монаха, три послушника. Большинство насельников подвизаются в обители уже более десяти лет. Послушниками становятся только после трех-четырехлетнего искуса монастырской жизни. По мере духовного возрастания принимают и монашеский постриг. За образец устроения иноческой жизни взяты уставы Троице-Сергиевой Лавры и Спасо-Яковлевского монастыря. В обители возрождена традиция в период от Пасхи до Покрова проходить крестным ходом вокруг монастырских стен по воскресным дням после Божественной литургии. С братией монастыря идут прихожане, паломники, гости и жители поселка. Во время крестного хода на желающих попеременно надеваются вериги преподобного Иринарха. По воскресным же дням братия монастыря особо для прихожан и паломников служат молебен с Акафистом преподобному Иринарху у его раки.

       Монахи ежедневно несут послушания в трапезной, котельной, топят печи, ухаживают за территорией, выращивают овощи, ягоды, яблоки – все делают сами, без какой-либо помощи. Есть в монастыре и своя пасека.

На монастырской пасеке

       Монастырь активно участвует в программах Борисоглебского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры. При духовном окормлении и финансовой поддержке монастыря действует программа «Погост» – по благоустройству и восстановлению исторических и действующих кладбищ района; военно-патриотический клуб «Святогор» для детей и юношества района, где проводятся регулярные занятия по военной истории России и военно-прикладным видам спорта; спортивный клуб «Борисоглебская застава» – для развития русской лапты и школа «Славяне» – для духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников. Воспитанники клубов «Святогор» и «Борисоглебская застава» неоднократно становились победителями и призерами всероссийских и международных состязаний. При участии монастыря издается газета «Славянский рубеж».
       В последние годы изменился и внешний облик поселка Борисоглебский – в 2005 и в 2006 годах здесь были воздвигнуты памятники герою Куликовской битвы Александру Пересвету, князю Дмитрию Пожарскому и преподобному Иринарху-затворнику.

Игумен Иоанн (Титов)

       На территории монастыря до сих пор находится филиал Ростовского музея, в ведении которого остается монастырская звонница, Иоанно-Предтеченский храм, северный надвратный храм Сретения Господня, просфорный корпус (или архиерейская кухня) и казначейский корпус (он же архиерейские покои). В этом корпусе сейчас находится выставочный зал музея, а три помещения занимают братия монастыря.

КРЕСТНЫЙ ХОД

       В возрожденном Борисоглебском монастыре уже десять лет подряд совершается многодневный Иринарховский крестный ход. В июльские дни сравнительно небольшой поселок Борисоглебский заметно оживляется – подъезжают автобусы с иногородними номерами, легковые автомашины, идут с автовокзала пешие люди, нагруженные кладью. Потоки людей и автомашин сливаются на монастырском дворе. Это собираются участники крестного хода, чтобы в очередной раз пройти путь от келлии преподобного Иринарха до Иринархова колодчика в селе Кондаково.

Начало крестного хода



Выход крестного хода из
Борисоглебской обители

       Иринарховский крестный ход был возрожден в июле 1997 года по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея († 2005). Тогда часть пути не прошли, а проехали на автобусах сто паломников с братией обители. По пути совершались молебны в разоренных храмах. На колодчике был отслужен водосвятный молебен. В тот же год здесь установили поклонный крест. С 1998 года по благословению Преосвященного архиепископа Михея была восстановлена традиция пеших крестных ходов. С того времени, как и в старину, крестные ходы начинаются Божественной литургией в Борисоглебском монастыре. После молебна у келлии преподобного Иринарха крестный ход выступал в путь.
       Начиная с 2004 года Иринарховский крестный ход стал четырехдневным. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл на четвертый день совершает Божественную литургию в храме в селе Кондаково и потом возглавляет крестный ход к источнику преподобного. На источнике Владыка совершает молебен, завершая крестный ход. Это самый радостный и торжественный из всех дней крестного хода. В 2005 году Владыка Кирилл прибыл в Кондаково с ковчегами со святыми мощами преподобного Нила Столобенского и частицей Ризы Господней.
       Готовясь ко второму крестному ходу, игумен Иоанн решил непременно найти вериги преподобного Иринарха. После преставления преподобного они хранились в обители и были одной из самых почитаемых святынь монастыря. Часть вериг преподобного Иринарха 6 июня 1872 года по просьбе прихожан церкви села Кондаково с разрешения архиепископа Ярославского и Ростовского Нила (Исаковича, † 1874) настоятель Борисоглебской обители передал на родину угодника Божия, в Христорождественский храм. О дальнейшей судьбе этой части вериг отец Иоанн узнал из рассказов старожилов. Вериги хранились в селе Кондаково вплоть до закрытия храма, а потом были переданы в Троицкий храм в селе Губычево. После закрытия храма в Губычеве в 1960-е годы вериги увезли в музей Углича.
       Во втором крестном ходе игумен Иоанн шел впереди всех в веригах преподобного Иринарха. Когда его спросили, не было ли ему тяжело идти, отец Иоанн удивленно ответил: «Это теперь тяжело, а в веригах было легко – сами вериги меня несли». В последующие годы к источнику преподобного Иринарха в его веригах по очереди шли все участники крестного хода.
       В 2007 году крестный ход начался 19 июля. По традиции в соборе Бориса и Глеба была совершена Божественная литургия, потом молебен у келлии преподобного Иринарха, и многолюдный крестный ход широкой рекой вылился из стен Борисоглебского монастыря. За крестом и хоругвями плыла крестоходная икона преподобного Иринарха, на плечах наместника монастыря игумена Иоанна – вериги, «труды» преподобного. Впереди четыре дня пути, три ночлега, Божественная литургия в храме Тихвинской иконы Божией Матери в селе Павлово, в Ильинском храме в селе Ивановское, в храме Рождества Христова в селе Кондаково, молебны в разрушенных, поруганных храмах и молебен на источнике преподобного Иринарха в последний, четвертый день. Около шестидесяти километров шествия с молитвой и святынями по Борисоглебской земле.

Первая остановка у колодца

       «Иринарха предивного песньми хвалебными почтим и к нему припадающе, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим», – звучал тропарь над крестным ходом.
       Вскоре крестный ход растянулся на добрый километр. Замыкали вереницу людей молодые мамы и папы с младенцами в колясках и на руках.
       Иринарховский крестный ход собрал в свои ряды людей с разных концов нашего государства и из далекой заграницы. Что примечательно, многие из зарубежных гостей шли крестным ходом уже далеко не впервые.
       Уже с первого взгляда на идущих можно было сделать вывод: это молодежный крестный ход. Едва ли не половина его участников – дети разных возрастов, от грудничков до подростков, и молодежь. В Иринарховском крестном ходе привлекает его красочность, какое-то особое отношение к внешнему виду. В одежде заметно преобладает русский национальный стиль – повсюду сарафаны, кокошники, косоворотки, и с каждым годом их становится все больше. Заметна и сосредоточенность, строгий настрой на молитву, без посторонних разговоров во время движения. Наверное, это потому, что добрая половина участников идут уже не по одному разу. По выражению игумена Иоанна, они – костяк крестного хода.

В селе Ильинском

       Братия монастыря, заботясь о паломниках, составили наставления для идущих крестным ходом: «Будьте внимательны друг к другу. Не проявляйте самочиния, считайтесь с тем, что говорят священники. Что получили на ужин – тем и будьте довольны. Не будет смирения – не будет и сытости. Где вам благословили отдыхать – там и отдыхайте, тогда и отдохнете. Считайте себя хуже всех – и будете лучше всех. Движение с разговорами о земном, без молитвы ослабляет силы... Раньше в крестных ходах было народной традицией давать обеты: пройти в веригах, с тяжестями, в неудобной обуви, постясь. Ради блага своей души во время крестного хода нужно потерпеть неудобства, пострадать».
       Для директора Ивановской сельской школы Борисоглебского района В. С. Мартышина это был одиннадцатый крестный ход. Владимир Сергеевич – участник всех крестных ходов, с самого первого по нынешний. Иринарховский крестный ход стал частью его жизни: и личной, и служебной. «Это своеобразная школа воспитания наших педагогов и учащихся, – делится он впечатлениями. – Прежде всего это труды по подготовке крестного хода и его проведению. Обычно за декаду до начала хода на источнике разворачиваются работы по его благоустройству, в котором дети принимают самое непосредственное участие: вырубка кустарников и деревьев, устройство мостков, выкладывание русла ручья камнем и многие другие работы, которые приходилось выполнять ребятишкам. А за несколько дней до начала хода мы отправляемся осматривать путь: где скосить траву, где поправить мостики, а в заброшенных храмах навести порядок.

Остановка возле одного
из Поклонных крестов


Храм в честь Тихвинской иконы
Божией Матери в селе Павлово

       Уже первый Иринарховский крестный ход стал предметом изучения юных любителей истории. Ребята готовили научные доклады, которые читались не только на Всероссийских Иринарховских чтениях, но и на научных конференциях школьников в Ярославле, Москве. Эти изыскания имели практическое продолжение. После того как была добыта информация о том, что до революции жители деревень встречали участников хода угощением, эта традиция начала возрождаться на нынешних ходах. Сегодня практически все селения считают за честь встретить крестный ход обильной трапезой.
       За десять лет образовалось целое пространство крестного хода, которое для нас является постоянно действующим. В этом пространстве наше село заняло особое место – оно дает людям пристанище на ночлег. Лагерь устраивается на базе школы, многим сотням людей необходимо дать кров и накормить. Так наше село стало центром притяжения для многих. Десятки людей переезжают сюда на постоянное жительство.
       Крестный ход подвигнул нас на строительство в селе церкви. Первые молебны проходили на изрытой воронками площадке, где в 1960 году был взорван старинный храм. Игумен Иоанн в проповеди после молебнов не раз говорил о том, что когда-нибудь наступит время и здесь возродится храм. И вот уже пятый крестный ход принимает новая деревянная церковь, и община стала расти буквально на глазах.
       Крестный ход послужил возрождению еще одной старинной традиции. Перед селами и деревнями, через которые проходит крестный ход, были установлены поклонные кресты. Всего теперь на Борисоглебской земле насчитывается более тридцати крестов.

Молебен возле храма во имя
Пророка Божия Илии в селе Ильинском

       Иринарховский крестный ход оказал самое непосредственное влияние на мою судьбу, стал неотъемлемой частью жизни нашей семьи, стал точкой отсчета многих наших семейных событий. Как и десятки других православных молодых людей, наш сын женился, пройдя со своей невестой крестным ходом, старшая дочка тоже нашла свою половину на крестном ходе.
       За это время выросли наши дети, и в нынешнем году впервые наша семья шла крестным ходом в полном составе, уже вместе с внуками. Через крестный ход мы обрели много верных и надежных друзей. Каждый год в конце июля для нас нет дела более важного, но вместе с тем немного грустно, что крестный ход за десять лет не стал всеобщим праздником для всех жителей этого края».
       А для жителей селений, через которые идет крестный ход, день встречи крестного хода – это праздник, и ждут его целый год. Как в праздник, надевают лучшую одежду, пьющие в этот день не пьют, даже самые опустившиеся надевают чистые рубахи... Всем селением готовится угощение, накрываются столы. Равнодушных нет, у каждого дома стоят люди – встречают, провожают, крестятся, узнают знакомые лица, радуются встрече... И надо видеть, как они с детской радостью подставляют лица под капли святой воды, которой кропит их игумен Иоанн.
       Только в селе Кондаково, на родине преподобного Иринарха, жители еще до прошлого года оставались сторонними наблюдателями, не встречали крестный ход. Но теперь и здесь стало меняться отношение к нему. В прошлом году впервые в центре села крестный ход встретили девушки в русских сарафанах, с хлебом-солью, с угощеньем, собранным жителями. Исключительно для этого случая шили сарафаны и готовили пирожки и бутерброды, по всему селу собирали подносы и вышитые полотенца.
       По пути крестного хода за эти годы возрождались храмы. В селе Ивановском вырос новый храм на месте взорванного в 1960-е годы. В 2004 году, на седьмом по счету крестном ходе, он был освящен во имя Пророка Божия Илии. В селе Давыдово возродилась молитвенная жизнь в храме Владимирской иконы Божией Матери.

Ильинский храм в селе Ивановском

       На девятом крестном ходе, впервые после долгих лет запустения была совершена Божественная литургия в Христорождественском храме в селе Кондаково, на родине преподобного Иринарха. Начались работы по восстановлению часовни в Троице-Борском монастыре (был приписным к Борисоглебской обители), «заговорила» молчавшая восемьдесят лет колокольня разрушенного Троицкого храма, иконописцы приступили к написанию иконы Святой Троицы на стене этой колокольни.
       По пути крестного хода стоят два разоренных храма – Георгиевский и Ильинский. Страшную картину представляли они собой в первые годы возрождения: полуразрушенные, они были превращены в свалки мусора. Но со временем у местных жителей появилось желание очистить святое место, придать храму благообразный вид. Теперь в этих храмах заделаны дверные проемы и окна, уже не проникают туда дождь и снег и никто уже не несет сюда мусор. Теперь в дни престольных праздников и к крестному ходу местные жители украшают храм живыми цветами из своих садов или скромными полевыми, приносят иконы.

Храм великомученика и Победоносца Георгия
в селе Георгиевском

Никольский храм в селе Зубарево

       Завершается Иринарховский крестный ход в воскресный день. Отзвучали последние слова молебна у колодчика, но еще долго продолжается молебное пение у купальни – всем хочется именно сегодня окунуться в воды чудесного источника, набрать его студеной воды с собой.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл
за Божественной литургией
в Христорождественской церкви
в селе Кондаково

       Удивительно, но завершение крестного хода почему-то не радует, а как-то даже огорчает, нередко услышишь: «Как обидно, что все кончилось – я бы еще шла и шла». Да, такая же «обида» бывает, когда кончается Великий пост.
       Одна из юных участников крестного хода, восьмилетняя Апполинария, вернувшись вечером домой и едва успев перевести дух, сказала: «Мама, ты знаешь, о чем я мечтаю? Чтобы завтра я проснулась и наутро опять был крестный ход...»

* * *

       Борисоглебская земля – благодатное, веками намоленное место, это ощущает каждый ступивший на нее хоть раз. Здесь дважды являлись святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб и обещали впредь не оставлять место сие. На этом месте сам Преподобный Сергий три дня возносил свои молитвы Богу и Пречистой Его Матери, прося благословить строительство монастыря. В этой обители жил на покое святитель Ростовский архиепископ Тихон (Малышкин, † 1512), соратник преподобного Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия в борьбе Русской Церкви в начале XVI века с ересью жидовствующих. К его могиле, чудесным образом обретенной в первые годы возрождения монастыря, верующие люди приходят помолиться, попросить помощи в своих нуждах, и помощь эта приходит. Блаженный Алексий Стефанович († 1781), Христа ради юродивый, подвижник Борисоглебский, похоронен рядом со святителем Тихоном. Помощь этого святого также ощущают прибегающие к нему с молитвой.
       Святые мощи первостроителей обители преподобных Феодора и Павла пребывают в Борисоглебском соборе под спудом. Над ними сохранились богато украшенные резьбой рака и сень. Мощи преподобного Иринарха находятся под спудом в Ильинском приделе собора. На этом месте устроена новая дубовая резная рака и положена вышитая золотом пелена.

Возле колодчика преподобного Иринарха

       «И прославил Бог дом великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба досточудными мужами и страдальцами, и учениками, и наставниками!», – восклицает автор жития преподобного Иринарха инок Александр. К этому добавим: прославляет и сейчас. В соборе Борисоглебских святых засияло еще одно имя – в лике преподобномучеников прославлен Борисоглебский иеродиакон Феофан (Графов), погибший в Каргопольлаге в 1938 году.
       «Побывайте, люди, у затвора Преподобного! Вы почувствуете ту живительную теплоту, обдававшую каждого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы затворника», – хочется повторить эти слова вслед за ученым-краеведом И. А. Тихомировым для тех, кому не открыто пока имя Борисоглебского затворника, «всенародного печальника страждущей Руси».

Рака преподобного Иринарха в
Борисоглебском соборе

Л. Данилова

       Для желающих оказать возрождающейся Борисоглебской обители посильную финансовую помощь приводим ее реквизиты:

ИНН 7614002796 Борисоглебский мужской монастырь, пос. Борисоглебский
Ярославской области, р/с 4070381047710109163 в СБ РФ № 2525 Ростовское отд.
г. Ростов, БИК 047888670 к/с 30101810500000000670, Северный банк СБ РФ г. Ярославля
Назначение платежа – пожертвование.
Адрес обители: 152170, Ярославская обл., пос. Борисоглебский,
Борисоглебский мужской монастырь, тел. 8 (48539) 2-19-00; 2-15-41.