ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2007

ПРОПОВЕДЬ

Слово в день Усекновения главы Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

29 августа / 11 сентября

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       В сегодняшнем воскресном евангельском чтении святой апостол и евангелист Матфей повествует нам о юноше, который ищет истинный путь жизни и спасения. Он всей душой хочет угодить Богу, желая устроить не только жизнь земную, временную, но и жизнь духа – вечную. Этот юноша многое слышал об Иисусе Христе как о необыкновенном Учителе, который учит не как другие; народ почитает Его как Божественного Посланника, долгожданного Мессию, о котором говорил Господь праотцам в Эдемском саду. Подойдя ко Христу, юноша спрашивает у Него: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16). Ответ Спасителя оказался для юноши неожиданным: Если хочешь войти в Жизнь Вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17). В те времена у евреев было много учителей – законников и книжников, и каждый из них старался привнести в толкования закона что-то новое, особенное, что отличало бы его от других учителей, привлекало бы к нему внимание учеников и славу. Господь неоднократно говорил своим земным соотечественникам о том, что пришел исполнить закон, а не разрушить его. Исполнить – значит наполнить содержанием. Не формально выполнять его предписания, а проникнуть в суть заповедей Божиих, стать совершенным в исполнении Божественной воли.
       Каждому из нас, дорогие братья и сестры, предложена такая возможность – стать совершенными, и каждому из нас сопутствует всевосполняющая Божественная помощь. И то, что кажется неосуществимым для человека, с помощью Божией становиться возможным: Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26).
       Однако, к сожалению, далеко не всегда мы бываем последовательными в достижении этой блаженной цели. И лишь немногие, всецело посвятившие себя Богу, становятся совершенными. В списке святых особое место занимает Пророк, Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа – Иоанн, память которого сегодня празднуется Святой Церковью. Вся его жизнь была безраздельно посвящена служению Богу. Он был верным рабом Божиим и пророком на рубеже Божественных Заветов, верным свидетелем славы Сына Божия.
       Верным свидетелем был он, когда получил повеление от Господа проповедовать людям скорое пришествие Спасителя и крестить людей крещением покаяния; верным свидетелем явился он, когда по откровению пославшего его крестить в воде указал он народу Сына Божия, имеющего крестить Духом Святым (см.: Ин 1, 33); верным свидетелем явился он, когда возгремел глас его в пустыне и при водах Иордана, когда приходили к Нему люди всех званий и сословий, и каждому сердцу, изъяв из него греховное ослепление, подавал он надежду на духовное возрождение; верным свидетелем истины Божией был он, когда в лицо обличил нечестивого царя, нарушившего закон и соблазнявшего народ тем, что взял себе жену брата своего, отняв ее у живого мужа.
       Свет неприятен больному глазу, истина не приемлется испорченным сердцем. К кому бы ни обращалось обличение, редко исполняется слово древнего мудреца: Обличай мудрого, и он возлюбит тебя (Притч. 9, 8), чаще исполняется другое: Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя (Притч. 9, 8). Нечестивый царь, обличаемый пред всеми в своем беззаконии, схватил святого Иоанна Крестителя и посадил его в мрачную темницу. Там, в узах, он был утешен уверением Спасителя в Своем Небесном посланничестве, что Он, Иисус Христос, и есть Тот Самый долгожданный Мессия, когда отвечал учеником Иоанновым: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11, 4–6). Затем Господь восхвалил Иоанна самой высокой похвалой из возможных для смертных: Истинно говорю вам, из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Укрепленный в вере Иоанн вскоре кровью своей засвидетельствовал верность истине, приняв смерть от руки палача.
       В день своего рождения царь Ирод устроил пир, на который собралось множество знатных гостей. В разгар праздника в зал вошла Саломия – племянница Ирода, дочь Иродиады, с которой Ирод незаконно сожительствовал. Саломия начала танцевать перед собравшимися. Танец был исполнен сладострастной неги и привел Ирода в исступление. Царь пообещал Саломии дать ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Она не сразу объявляет свое желание, но идет к матери за советом. Уязвленное самолюбие, жажда возмездия за праведное обличение овладевают Иродиадой, и она выбирает месть пророку-обличителю. Пока не охладела восторженность пирующих, возбужденных вином и танцем, пока не переменилось настроение царя, она посылает Саломию, чтобы та просила его сейчас же дать ей главу Иоанна Крестителя. Ирод, имея великое уважение к святому Иоанну, но главным образом опасаясь возмущения народа, почитавшего Иоанна Крестителя за пророка, на время опечалился, но ради клятвы, хотя и безрассудно данной, не отказал в беззаконном требовании и послал в темницу стража, который отсек честную главу праведника и отдал девице, а девица отдала ее матери. В порыве безумного восторга Иродиада спешит насладиться местью и пронзает обличавший и вразумлявший ее язык святого Предтечи иглой и бросает его главу в бесчестное место. Святитель Иоанн Златоуст с ужасом описывает эти события: «Ныне Евангелие возвестило нам о злодеянии Ирода, о неистовстве жен, о безумном веселии мужей, о нечестивом пире, о беззаконном даре, о преступном деле и о погребении честного тела. Я ужасаюсь, возлюбленные мои, когда взору моему представляются совершенные Иродом дела».
       Святая Церковь отметила этот день воспоминания о смерти праведного и верного свидетеля Господня особо – установлением поста в знак того, что мы должны быть далеки от нечестивого образа жизни: от блуда, пьянства, безумия пиршеств и всякого непотребства, в которых пребывали убийцы святого пророка – Ирод, Иродиада, ее дочь и все окружавшие царя.
       Невольно перед нашим духовным взором предстают и все подражатели святого Предтечи, подобно ему кровью засвидетельствовавшие верность Истине. Это святые мученики, исповедники, страстотерпцы, пострадавшие за Христа и Его Церковь по всей земле. Имена их вечно в похвалах Церкви Божией.
       К этому примеру любви ко Господу призваны стремиться и мы с вами, дорогие братья и сестры, и если временами сомнения колеблют нашу веру и нам кажется невозможным преодоление испытаний, встречающихся на нашем пути, мы должны помнить о сопутствующей каждому из нас благодати Господней, и тогда все невозможное для человека станет возможным с помощью Божией. Аминь.

Священник Андрей Шумилов,
настоятель храма
святого Архистратига Божия Михаила
при клиниках на Девичьем поле