ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2007

ПРОПОВЕДЬ

О следовании за Христом

СЛОВО в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 37).
       Сегодня Господь Иисус Христос обращается к каждому из нас с вопросом: кто хочет идти за Ним? И дает на него ответ: тот, кто берет крест свой и идет вслед Ему. Каждому из нас Господь открывает путь – путь, который приводит к кресту, путь, на котором мы встречаемся с Господом, слышим Его голос и по которому идем следом за Ним. Каждому из нас открывается этот путь единения с Господом и Спасителем нашим.
       Иисус Христос пришел в мир, чтобы исполнить волю Небесного Отца. Он открывает нам то, что Отец возвестил Ему открыть верующим в Него людям. Нам с вами, чтобы идти вслед за Христом, надо понять, что путь следования за Ним – это путь личного опыта каждого человека. Каждый человек должен открыть свое сердце Богу, чтобы понять, какой путь и какое дело доверяет нам Господь, чтобы, взяв крест свой, следовать за Ним.
       Господь строит дом для спасения уверовавших в Него людей, и в этот дом каждый человек призывается войти как сотаинник Христов и как Его соработник, которому открывается тайна домостроительства спасения. И каждый человек возводит здание своего спасения, создавая условия, при которых он может жить в единстве с Богом, соблюдая Им установленный порядок жизни. Строящий это здание человек должен быть озабочен тем, чтобы этот порядок, законы христианской жизни вошли в его душу, отражались в его поступках, мыслях и желаниях, чтобы весь строй и дух его жизни стал воистину христианским.
       Каждый человек, который хочет взять крест свой и следовать за Христом, призывается все время следить за тем, какой дух управляет его жизнью. Христос говорит: По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). В этом основа христианской жизни. Поэтому, когда мы выполняем какие-то жизненные задачи, мы должны постоянно проверять, каков истинный дух нашей жизни, действительно ли мы хотим явить своей жизнью и поступками, что мы ученики Христовы. Чаще всего мы об этом забываем и живем своим духом, своими намерениями, своими интересами и работаем только на самих себя.
       Крестоношение должно определять дух жизни человека, генеральную линию его поведения, мыслей, стремлений. При этом главное – помнить о Боге, помнить о том, ради чего Господь пришел в этот мир, что Он сделал для того, чтобы мы вошли в Его Царство и спаслись.
       Как говорят богомудрые отцы, каждый из нас берет свой крест, если пробуждает в себе добрые чувства и намерения. Вступление на путь следования за Христом начинается с момента взятия креста на себя. Это означает, что человек начинает осознавать, что все его житейские тяготы и невзгоды и есть крест, который несет каждый из нас, и этот крест – дело Божие. Каждый из нас должен ощущать в своей душе трепет и благоговение, принимая любое порученное ему дело как от руки Божией. Благоговейный и трепетный в своей душе человек чувствует свое недостоинство перед Богом, понимает, что порученное ему дело для него слишком высоко, слишком ответственно. Тогда человек, понимая свою немощь, исповедует свое недостоинство и тем самым открывает в себе другое достоинство, то достоинство, которое он получает от Бога, давшего ему право взять крест и следовать за Ним.
       По замечанию апостола Павла, мы даже Отца Небесного не можем назвать своим Отцом, если Дух Святой не поможет нам в этом. Чтобы взять свой крест, человек должен осознать то огромное доверие, которое Бог оказывает нам, хотя мы и недостойны. Но сила Божия, по свидетельству Писания, совершается в немощи. И вот когда мы понимаем свое недостоинство, в нас открывается жажда святого, возвышенного дела, появляется желание услышать священные слова, пропеть священные тексты, в нашей душе рождается стремление к молитве. Это значит, что человек готов следовать за Христом, готов пойти туда, куда Господь его поведет, и воспринять слова, которые Господь ему откроет. Вспомним пример апостола Павла, который был восхищен до третьего неба и слышал там особые, неизреченные глаголы, которые перевести на язык человеческой речи невозможно.
       Точно так же и каждый из нас, желая взять крест свой, должен приобрести определенный навык видеть в своей душе те признаки, по которым можно определить, что мы готовы к несению своего креста. Это сердечный трепет, благоговение, осознание своего недостоинства и жажда священного. Таковы признаки пробуждения в нас способности внимать словам Божиим, и не только внимать, но и стремиться воплотить их в своей жизни. Тогда человек берет крест, следует за Христом и наследует Жизнь Вечную.
       Будем просить Господа, чтобы Он дал нам дар созерцания сердечного, чтобы мы могли увидеть пробуждение в себе этих священных чувств. Только испытав их, мы по-настоящему «возлюбим Господа Бога всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим» и с радостью последуем за Господом. Да поможет нам Господь идти вслед за Ним, взяв крест свой и воздавая Ему славу и честь вовеки. Аминь.

Протоиерей Геннадий Нефедов,
благочинный церквей
Покровского округа Москвы