|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2007 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Празднование 175-летия прославления
святителя Митрофана Воронежского
Имя святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, хорошо известно всему православному миру. Он по праву является одним из самых почитаемых русских святых. В этом светильнике Русской Православной Церкви дивно сочетались высота молитвенного и аскетического подвига – любовь к Отечеству Небесному и горячая любовь к отечеству земному, к людям. Наставляя свою паству в благочестии, он направлял людей к благоустроению не только своей духовной жизни, но и жизни общественной – к чести и славе Государства Российского.
В нынешнем году Русская Православная Церковь празднует 175-летие прославления святителя Митрофана Воронежского в лике святых и обретения его честных мощей. Основные торжества, посвященные этому событию, прошли в Воронеже 19–20 августа 2007 года. В них приняли участие многочисленные гости: архипастыри Русской Православной Церкви и паломники из России и стран ближнего зарубежья.
Первый Воронежский епископ святитель Митрофан, во Святом Крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии (ныне Ивановская область). О том, кто были его родители, какое положение они занимали, не имеется сведений. Известно лишь, что они принадлежали к духовному званию. Сохранилось ценное свидетельство самого святителя о том, каковы были его родители и как воспитали они своего сына: «Я родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере». Половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском, расположенном недалеко от города Шуи.
На сороковом году жизни священник Михаил лишился супруги и тогда же решил отречься от мира. Он поселился в Золотниковской пустыни Успения Божией Матери, расположенной близ города Суздаля. Здесь в 1663 году он был пострижен в иночество с именем Митрофан. Несмотря на старание подвижника укрыться от славы человеческой, о его строгой монашеской жизни стало известно окрестному населению: спустя три года по вступлении его в Золотниковскую обитель братия соседнего, Яхромского Космина монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратились с просьбой поставить игуменом их обители инока Митрофана. В июне 1665 года блюстителем Патриаршей кафедры митрополитом Сарским и Подонским Павлом святой Митрофан был «благословен во игуменский чин». Всю свою жизнь угодник Божий сильно скорбел о том, что не смог выполнить обета о безысходном пребывании на месте своего пострижения, хотя он нарушил его не самовольно, а по послушанию. В Яхромском монастыре святой Митрофан был настоятелем почти десять лет. Насаждая среди братии дух благочестия, он неустанно заботился и о внешнем процветании обители.
В 1675 году святому Митрофану, как «мужу благоговейному и добродетельному», Патриарх Иоаким поручил обширную и славную Унженскую обитель во имя Живоначальной Троицы. Унженский Желтоводский монастырь пользовался особым покровительством Дома Романовых и по воле Михаила Феодоровича был учинен «наравне с Соловецким монастырем», а игумены его получили право ежегодного приезда в Москву к царю и Патриарху с образом преподобного Макария и со святой водой после дней празднования преподобного. Большую любовь и веру к преподобному Макарию Унженскому имел и внук царя Михаила, Феодор Алексеевич. Высокое покровительство царствующего дома благоприятно отразилось на положении обители, которая из малоизвестной и малонаселенной превратилась в знаменитую и многолюдную.
Назначение святого Митрофана игуменом такой обители показывает, что Патриарх Иоаким высоко ценил его за благочестие и мудрую распорядительность. И действительно, обитель получила надежного и опытного руководителя. Святой Митрофан управлял Унженским монастырем почти семь лет. Он был любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями за его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители. Тщанием и попечением игумена Митрофана всего за три года был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освященный в 1680 году. Известно, что в храме преподобного Макария, основателя обители, находился образ Спасителя с надписью: «1680 года, по обещанию монаха Митрофана».
На Московском Соборе 1681–1682 годов в числе мер по борьбе с расколом старообрядчества и в целях содействия большему распространению христианского просвещения положено было увеличить число епархий и открыть новую кафедру – Воронежскую. На эту кафедру был избран святой Митрофан, вызванный из Унженской обители в Москву на чреду священнослужения. Современники объясняют это избрание высокой подвижнической жизнью святителя – «мужа воистину праведна и свята».
28 апреля 1682 года скончался благочестивый царь Феодор Алексеевич, и игумен Митрофан совершал установленное поминовение по усопшем Государе. Тогда же пришлось ему присутствовать и при венчании на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей, в числе других священнослужителей он подносил Патриарху Иоакиму державу для вручения царям.
Лето, проведенное святителем в Москве после хиротонии, было неспокойным. На глазах игумена Митрофана происходили кровавые неистовства стрельцов, державших в постоянной тревоге и правительство и народ в продолжении всего лета 1682 года.
Первый Воронежский епископ 5 июля присутствовал на Соборе в Грановитой палате, устроенном для прений с раскольниками. Он был свидетелем проявлений необузданного фанатизма невежественных защитников «старины». Их предводитель суздальский поп Никита Пустосвят, не стесняясь присутствия на Соборе правительницы Софии, вдовой царицы Наталии Кирилловны и Патриарха, даже нанес побои Холмогорскому епископу Афанасию, когда тот обратился к нему со словами увещания.
Эти нестроения в церковной и общественной жизни, расшатывавшие государство и грозившие новой смутой, сильно встревожили душу будущего святителя. Потому он до конца своих дней ревностно заботился о благоустроении не только Церкви, но и государства.
В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Край требовал для своего церковного устройства больших трудов, забот и настойчивости. В одной из своих челобитных святитель давал такой отзыв о своей епархии: «У нас место украинское и всякаго чину люди привыкли жить не подвластно, по своей воле».
Воронежский край в то время был еще сравнительно молодым и малонаселенным, столице его, городу Воронежу, не было еще и ста лет. Первые поселенцы пришли сюда не по своей воле: их согнало сюда правительство из разных сел и городов России для охраны границы от нападения крымских татар. К ним впоследствии присоединились беглые крестьяне, покидавшие из-за тяжелых условий жизни родные места и искавшие приволья в Придонской Украине. Были здесь и выходцы из Приднепровья, бежавшие от притеснений польских панов.
Святитель Митрофан обратился к священникам своей новоучрежденной епархии с таким архипастырским посланием: «Честные иереи Бога Вышнея! Вожди словесного стада Христова! Пастыри трояко пасут врученное им стадо: словом учения, молитвой и силой Святых Таинств, наконец, образом жизни. Эти три вида пасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, старайтесь преподавать им Святые Таинства, то есть просвещайте неверующих Святым Крещением, согрешивших после Крещения старайтесь приводить к покаянию и исправлению жизни, достойных сподобляйте Пречистых Таин Тела и Крови Христовых, заботьтесь о больных, особенно чтобы не отходили из этой жизни без Святых Таин и не лишались последнего елеосвящения. И молю вас, братие, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем». Первосвятитель с присущей ему ревностью и рассудительностью занялся устройством своей епархии, он был доступен для каждого, помогал бедным, навещал больных и заключенных в темницах.
Любящий храм Божий и убежденный в глубоком значении его для усвоения народом истин веры и добрых нравов, святой Митрофан сумел вдохнуть эту любовь в свою паству. Во время его управления в Воронежской епархии развернулось церковное строительство, число храмов увеличилось со 182 до 239, были основаны два монастыря. По его распоряжению в 1682 году Рождественский скит на Каменной горе, принадлежавший Елецкому мужскому монастырю во имя Живоначальной Троицы, был обращен в женский общежительный монастырь для поселения «черных стариц», скитавшихся в миру по городу Ельцу «с великою нуждою».
Для Воронежской епархии деятельность святого Митрофана была истинным благословением Божиим. Под мудрым управлением святителя подверглись благодатным переменам не только церковная, но и государственная жизнь края. Заботясь о процветании благочестия и добродетельных нравов среди насельников обителей, святитель Митрофан имел неустанное попечение о том, чтобы жизнь иноков полностью соответствовала монашеским обетам.
Истинный архипастырь и патриот Государства Российского, святитель Митрофан в течение своего двадцатилетнего пребывания на Воронежской кафедре (1682– 1703) оставался духовным наставником и сподвижником царя Петра I в укреплении державы и строительстве ее боеспособного военного флота и армии. Желая открыть России доступ к Азовскому и Черному морям, Петр I в 1694 году приступил к постройке в Воронеже боевых кораблей для войны с турками. Часто посещая город, он близко познакомился со святителем Митрофаном, который словом и делом помогал Государю. Когда на флотилию недостало денег, святитель Митрофан принес собранные средства и вручил их царю со словами: «Всякий сын отечества должен из своего достатка помогать нужде государственной». Он послал от себя четыре тысячи рублей на приостановленное из-за нехватки денег строительство кораблей, а в следующем году – три тысячи на жалование солдатам.
Воронежский святитель в своих поучениях объяснял необходимость и пользу предпринятого царем строительства и вносил умиротворение в сердца воронежцев и корабелов верфи, на плечи которых легли великие тяготы освоения совершенно нового для России дела – создания боеспособного военного флота. Да и сам царь Петр во многих своих начинаниях по преобразованию Российского государства и армии нередко получал от своего духовного наставника бесценные советы.
Такое соработничество на благо Государства Российского не мешало святителю Митрофану обличать те действия государя, которые были противны правилам благочестия. Известен следующий случай, ярко характеризующий взаимоотношения царя-реформатора и мудрого и мужественного архиерея Православной Церкви. Деревянный дворец, который был построен для императора в Воронеже, снаружи был «украшен» статуями языческих божеств. Прибыв к царю на освящение дворца, святитель Митрофан увидел эти изваяния и вернулся назад. Царь, оскорбившись поступком епископа, вновь послал за ним. «Пока государь не велит низвергнуть идолов, которые соблазняют народ, не могу явиться во дворец пред его царские очи», – смело и прямо отвечал посланному святитель Митрофан. Царь посылал за ним еще три раза, но ответ оставался прежним. Разгневанный царь велел передать архиерею, что если тот немедленно не явится во дворец, то он, как ослушник царской воли, будет казнен. «Жизнь моя во власти царя, – отвечал епископ, – но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана. Лучше мне умереть, чем своим присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество. Неприлично православному государю ставить болваны языческие и тем соблазнять простые сердца народа». На эти слова ответа не последовало, и святитель Митрофан, не зная окончательного решения грозного самодержца, стал готовиться к смерти и распорядился звонить во все колокола, созывая народ ко всенощной. «Что за праздник завтра?» – спросил Петр. «Никакого нет», – отвечали ему. Он послал спросить об этом архиерея. «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть, и поэтому я хочу совершить соборное моление о прощении моих грехов, чтобы Господь явил надо мною милость Свою». Немедленно Петр послал успокоить святителя и приказал срубить с фасада дворца языческие изваяния.
В мае 1696 года построенный в беспримерно короткие сроки (за один год!) воронежский военный флот обеспечил взятие турецкой крепости Азов, которая закрывала России выход в Азовское и Черное моря.
За усердные и безупречные труды во славу отечества святитель Митрофан был пожалован двумя государевыми грамотами, а после взятия Азова царь повелел именовать святителя Воронежским и Азовским. Святитель Митрофан благословлял военные походы царя, освящал корабельные орудия и корабли молодого российского флота. Справедливости ради стоит отметить, что после победы под Азовом царь Петр не только переливал церковные колокола на пушки, но, под влиянием своего воронежского духовника, наоборот, в честь побед переливал пушки в церковные колокола. В это же время святитель Митрофан устраивал столы для нищих, раздавал им одежду, помогал тюремным «сидельцам». Покупка гробов и саванов бедным усопшим составляла обычную статью его расходов. Бесспорно, вся долгая и многотрудная жизнь Воронежского первосвятителя была единым беспримерным добрым делом.
Поразительны пророческие слова святителя Митрофана, ставшие благословением царю Петру на знаменательные победы в будущем, а также на основание Санкт-Петербурга и возведение в Северной столице Казанского собора. Предание говорит о том, что святитель чудотворным Казанским образом Божией Матери благословил царя со словами: «Возьми Казанскую икону Божией Матери, и она поможет тебе победить злого и сильного врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу, великий город в честь святого Петра. Пока будет сей святой образ Пречистой Девы на берегах Невы, благодать Божия и Покров Богородицы не покинут стольный град».
Нам и по сей день еще трудно оценить духовное значение влияния богомудрого святителя Митрофана на молодого и горячего царя Петра. Но факт остается фактом: внешняя, по юношески недальновидная политика Петра резко изменилась, и все свои дальнейшие усилия он сосредоточил уже не на Азове, не на войне с Турцией, принесшей России столько потерь и несчастий, а на борьбе за выход в Балтийское море, за утверждение авторитета России в Европе. Итогом этих усилий стало основание на берегах Балтики великого русского града во имя святого апостола Петра – Петербурга. Не просто окно в Европу «прорубил» Петр. Он поставил, ведая то или нет, крепкую «дверь» между православной Россией и католическо-протестантской Европой – надежный форпост России, защищающий ее от потока ересей и сект, испокон веков беспрепятственно проникающих в страну нашу через западные ее пределы. И в то же время, эта «дверь» не только защищала страну, но и разумно пропускала все полезное и необходимое для экономического развития молодой, набирающей силу православной империи.
По благословению святителя Воронежского Митрофана, следуя путем своего великого предшественника – святого благоверного князя Александра Невского, царь Петр заградил шествие западной, наиболее опасной для русского сердца ереси на Русь. И конечно, не случайно день памяти преподобного Митрофана совпадает со днем памяти святого благоверного князя Александра Невского, святые мощи которого царь Петр повелел перенести из Владимира в Петербург, в Александро-Невскую лавру. И год смерти первосвятителя Воронежского, конечно, не случайно совпадает с годом основания великого города на Неве, судьба которого не раз определяла и, по многим пророчествам русских святых, еще будет определять судьбу России.
Достигнув восьмидесятилетнего возраста, святитель Митрофан принял схиму и мирно почил 23 ноября (6 декабря по новому стилю) 1703 года. О его кончине сохранилось лишь следующее краткое свидетельство: «В лето от Рождества Христова 1703, ноября 23 в шестом часу дня, во второй четверти, во вторник, изволением Всемогущего Бога он, Преосвященный Митрофан, епископ Воронежский, а в схиме Макарий, отошел в вечное блаженство... А на престоле своем в Воронеже в архиерействе был двадцать лет и восемь месяцев, всех же лет жития его восемьдесят лет и полмесяца».
Святитель был погребен в Благовещенском соборе в Воронеже. На погребении присутствовал сам царь Петр I, оказавший почившему невиданные доныне почести, которые едва ли оказывал кто-либо из русских государей архиерею. Обратившись к своей свите, царь сказал: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем его тело сами». После панихиды, с великим прискорбием обращаясь к своим приближенным и иноземцам, государь громко возопил: «Не осталось у меня такого святого старца!»
С 1830 года особенно усилилось стечение богомольцев ко гробу святителя и возросло число чудесных явлений помощи Божией у места его упокоения. Святейшему Синоду было представлено 99 свидетельств о чудесах, совершившихся по заступничеству первосвятителя Воронежского. Благодатную и скорую помощь святителя Митрофана ощущают верующие и в наши дни многих и трудных перемен.
Святитель Антоний (Смирницкий, † 1846), архиепископ Воронежский и Задонский, неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя Митрофана. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя. В 1831 году, по освидетельствовании нетленного тела святителя, было вынесено решение о прославлении его в лике святых. В письме к наместнику Троице-Сергиевой Лавры преподобному Антонию (Медведеву) святитель Московский Филарет (Дроздов) сообщал историю, рассказанную святителем Антонием (Смирницким), который накануне торжественного открытия мощей святого Митрофана вознамерился положить на мощи новое архиерейское облачение, но внезапно почувствовал слабость и услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания». Стремясь все-таки исполнить задуманное, он открыл хранилище с облачениями и тут же обнаружил схиму, незадолго до этого полученную от неизвестной особы при странных обстоятельствах. «Теперь, увидев сию схиму, он понял, что слова “не нарушай моего завещания” есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставить оныя в схиме», – писал святитель Филарет.
Современники святителя Митрофана не оставили нам описаний его христианских подвигов, и только его духовное завещание открывает благодатные сокровища любви и смирения, которыми была преисполнена его душа. Духовное завещание святителя Митрофана не утратило своего значения и в наше время. Святитель премудро наставляет: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будешь. Воздержанно пей, мало ешь – здрав будешь. Твори благо, бегай злаго – спасен будешь. Необходимо жить в чистоте, воздержании, святости и покаянии, являя собой образ добрых дел.
Всей душой любите православную веру и Святую Церковь, почитайте ее как мать и неотступно держитесь ее непоколебимо правильного учения, берегите и неизменно храните предания и учения, определенные и утвержденные святыми отцами на Соборах. Как без истинной веры невозможно угодить Богу, так и без мудрости и светлого, данного Богом учения Святой Церкви невозможно никому спастись. Через святой Символ веры исповедуем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Так и надлежит ее охранять, от всяких ересей оберегать и от соблазнительных наветов...».
В своем завещании святитель Митрофан кротко просил молиться о спасении его души. Жители Воронежа исполнили последнее желание своего горячо любимого архипастыря: на его могиле день и ночь совершали панихиды, испрашивая его молитвы в болезнях и несчастьях, и по вере получали просимое. Особенно велика помощь святителя Митрофана Воронежского верующим, просящим семейного благополучия.
Цельбоносные мощи святителя Митрофана вскоре после канонизации его Святейшим Синодом в 1832 году были открыты, вложены в драгоценную раку и поставлены в Воронежском Митрофановском монастыре, созданном молитвами и неустанными трудами святителя Воронежского Антония.
На Святой Горе Афон имя Воронежского архипастыря, который считается покровителем афонского монашества, тоже окружено особой любовью и почитанием. Чудесно являясь святогорцам, он побуждает братию монастыря к бдительности и молитве. Каждый день на отпустах богослужений в храмах Святой Горы поминаются его святое имя и российский град Воронеж. Такая любовь связана с тем, что в середине ХIХ века, в тяжелые времена русско-турецких войн, святой Митрофан помог русским монахам, которых тогда на Святой Горе практически не осталось, твердо укрепиться на Афоне. Воронежский святитель не допустил закрытия Русского Пантелеимонова монастыря. Он являлся и русским, и греческим инокам и увещевал их, чтобы они молились в то непростое время и за нашу Россию, и за весь православный мир. А в ответ на расспросы, кто он такой, отвечал: «Я Воронежский епископ Митрофан».
Наступил трагический 1917-й год. Горько говорить о тех потерях, которые понесла Воронежская епархия, весь православный церковный народ в это жестокое время. Народное предание гласит, что в 1919 году безбожники подняли на штыки мощи святителя Митрофана. После массового разорения почти все храмы Воронежа пустовали, но не ослабевал поток молящихся к честным мощам святителя. И тогда в 1929 году новые власти, видя тщетность своих антирелигиозных действий, решили ликвидировать «очаг суеверий». Традиционно в августе к Благовещенскому собору Митрофановского монастыря стекались десятки тысяч богомольцев. Но неожиданно для всех богослужения в тот день были властями запрещены. Мощи святителя увезли. Православные воронежцы тяжело переживали утрату великой святыни, горько раскаиваясь в своих грехах.
Во времена гонений на веру мощи святителя Митрофана были возвращены Церкви. Это случилось в 1964 году, когда епископом Воронежским был нынешний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). В его покои верующими были принесены святые мощи, долгое время хранившиеся в антирелигиозном музее города. Двадцать пять лет эта великая святыня покоилась в архиерейском доме, а в 1989 году святые мощи были изнесены в Покровский кафедральный собор, где и почивают ныне в резной раке под сенью. С тех пор каждое воскресенье перед мощами святителя совершается водосвятный молебен с пением всем церковным народом Акафиста Небесному покровителю Воронежской земли.
Дни памяти святителя Митрофана Воронежского отмечаются Церковью 23 ноября/6 декабря и 7/20 августа (обретение святых мощей).
Празднование прославления святителя Митрофана традиционно проходит 20 августа. Но 2007 год выдался юбилейным дважды – 175-летие обретения нетленных мощей и 325 лет Воронежской епархии. По этой причине с 14 марта по 22 августа крестным ходом ковчежец с частицей мощей первого воронежского епископа был обнесен по области и побывал во всех храмах епархии. Маршрут движения крестного хода специально был рассчитан так, чтобы верующие, у которых не было возможности приехать в Воронеж на празднование 20 августа, смогли приложиться к святыне в своем родном приходе.
14 августа из Сретенского храма, расположенного на территории 37-й учебной автомобильной бригады города Острогожска, крестный ход направился в Воронеж. После Божественной литургии в храме святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, участники крестного хода 18 августа прибыли в храм во имя святителя Антония (Смирницкого) в поселке Тенистый. 19 августа, в праздник Преображения Господня, участники крестного хода и множество паломников со всех районов области и многих областей России направились из Антониевского храма в Покровский кафедральный собор, у которого для них силами МЧС и войсковых частей области был разбит палаточный городок, обеспечивший участников крестного хода не только кровом для ночлега, но и горячей пищей. |
Крестный ход к Покровскому кафедральному собору |
|
Покровский кафедральный собор |
|
Палаточный городок возле Покровского собора |
Вечером того же дня в Покровском соборе началось всенощное бдение, а затем непрерывно, в течение всей ночи у мощей святителя Митрофана совершались богослужения. |
За всенощным бдением |
|
За всенощным бдением |
20 августа в Покровском кафедральном соборе были совершены три Божественные литургии. Позднюю Литургию возглавил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Ему сослужили схимитрополит Ювеналий (Тарасов), возглавлявший Воронежскую епархию в 1975–1982 годах; архиепископы Тобольский и Тюменский Димитрий, Курский и Рыльский Герман, Белгородский и Старооскольский Иоанн; епископ Липецкий и Елецкий Никон, в 1990–1991 годах бывший духовником Алексиево-Акатова женского монастыря в Воронеже; епископы Саратовский и Вольский Лонгин, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Святогорский Арсений, Магнитогорский Феофилакт. Великое множество воронежцев и участников крестного хода заполнили не только обширный собор, но и все прилегающее к нему пространство, где можно было слышать трансляцию богослужения по радио.
|
За Божественной литургией |
Божественная литургия сопровождалась великолепным пением митрополичьего хора Покровского кафедрального собора, мужского хора Воронежской Духовной семинарии, сводного хора священнослужителей и насельниц монастырей Воронежской и Борисоглебской епархии. |
Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий у раки с мощами святителя Митрофана |
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил участникам торжеств поздравительное послание, в котором, в частности, говорилось: «Поистине всенародное почитание и многочисленные чудеса, совершавшиеся у гроба святителя, сделали возможным состоявшееся в 1832 году причисление его к лику святых и обретение честных мощей святителя Митрофана. С тех пор к его цельбоносным мощам из самых отдаленных уголков России идут люди, жаждущие духовного утешения, идут, чтобы поклониться святыне, вознести горячие молитвы и получить исцеление от душевных и телесных недугов...
В годы гонений не оставлял святитель Митрофан своей паствы... Во время Великой Отечественной войны по молитвенному предстательству своего первоиерарха Воронеж, разделенный ожесточенными боями надвое, в течение 212 дней и ночей выстоял и победил, став первым городом на пути фашистских войск, дальше которого враги продвинуться так и не смогли... Промыслом Божиим в 1964 году его честные мощи возвратились из музейного пленения, а в 1989 году стали доступны для всеобщего поклонения в Покровском кафедральном соборе. Молитвами и покровительством первого Воронежского архипастыря возрождается ныне Православие на благословенной Воронежской земле, открываются новые храмы, благоустраиваются монастырские обители, воскресают и преображаются души людей».
По окончании Божественной литургии митрополит Сергий поздравил всех молившихся с праздником прославления первого епископа града Воронежа и обратился со словами любви и приветствия к архипастырям, прибывшим на торжества. Особо Владыка Сергий поблагодарил схимитрополита Ювеналия (Тарасова) за то, что он смог прибыть в Воронеж, помолиться и разделить духовную радость с тысячами православных христиан, пришедших в этот день в Покровский кафедральный собор, почтить память Небесного покровителя Воронежской земли. Владыка Ювеналий управлял Воронежской епархией в трудное для Церкви время. Несмотря на всевозможные запреты, в те годы успешно и достойно прошли торжества, посвященные 150-летию со дня обретения мощей святителя Митрофана и 300-летию основания Воронежской епархии.
Затем крестный ход, возглавляемый собором архиереев, монашества и священства, направился к главному корпусу Воронежского государственного университета, в парке которого был освящен крест-памятник на месте бывшего Митрофановского монастыря. Без малого две сотни лет здесь покоились мощи святителя Митрофана. Этот монастырь был одним из важнейших религиозных духовных центров России, привлекая к себе ежегодно десятки тысяч паломников. В 1930– 1950-е годы монастырский комплекс был полностью разрушен, а на его месте возведен университет. |
Крестный ход на Университетскую площадь |
Когда крестный ход подошел к университетской площади, стало особенно заметно, как он многолюден: тысячи людей, многие с образами и крестами, с молитвенным пением (невзирая на сорокоградусную жару) стройно и чинно следовали по согласованному с дорожной службой маршруту.
Воронеж с четырех сторон – у главных дорожных магистралей – осенен поклонными крестами. Теперь такой крест как свидетельство веры и благочестия православных воронежцев воздвигнут и освящен в самом центре города.
После водосвятного молебна и освящения памятного креста по традиции крестный ход направился далее – в город Задонск, где в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы почивают мощи святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.
После освящения памятного креста губернатор Воронежской области В. Г. Кулаков встретился с Преосвященными архиереями и почетными гостями, принимавшими участие в торжествах. «Губернатор рассказал нам о перспективах развития области, ответил на вопросы присутствовавших, – подчеркнул, выступая на брифинге, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. – Вопросы были о жизни области. И не было каких-то закрытых, специфических тем, потому что все, что интересует губернатора, как правило, интересует и архиерея. Могут быть различия во взглядах и способах решения тех или иных вопросов, но сами вопросы у нас общие».
В. Г. Кулаков отметил огромную роль, которую ныне играет Церковь в духовном воспитании нации. «У нас сегодня основным хребтом общества стала Церковь, потому что у власти нет возможности для духовного воспитания человека, – сказал он, – а Церковь взяла на себя эту нелегкую миссию. И за это мы все должны быть Церкви благодарны».
После встречи с представителями местной власти в здании областной администрации гости во главе с Владыкой Сергием отправились к строящемуся в центре города, на территории Первомайского сада, Благовещенскому собору, где возложили цветы к памятнику святителю Митрофану. Участники торжеств также осмотрели будущий кафедральный Благовещенский собор, освящение которого планируется совершить в 2008 году.
На праздничной трапезе в женском Алексиево-Акатовом монастыре прозвучало много добрых, искренних слов благодарности в адрес Русской Православной Церкви, ее дивного святителя Митрофана Воронежского и всех тех, кто способствовал осуществлению этого поистине всенародного торжества. Отмечалась четкая организация всех мероприятий, душевная теплота и внимание, с которыми встречали своих гостей хозяева юбилейных торжеств, и особенно руководство и учащиеся Воронежской Духовной семинарии, на чьи плечи легли основные хлопоты по встрече, размещению и сопровождению многочисленных гостей праздника.
Торжественные мероприятия, посвященные юбилею святителя Митрофана, продолжились и осенью нынешнего года. 18–20 сентября в Воронежском государственном университете на базе исторического факультета состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «175-летие прославления святителя Митрофана Воронежского – выдающегося церковного и государственного деятеля», на которую были приглашены представители научных кругов и епархий, территориально входивших при жизни святителя Митрофана в состав Воронежской губернии.
В Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 1 по 4 ноября в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» пройдет церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь», центральной темой которой станет 175-летний юбилей прославления святителя Митрофана. Специально для этого в Москву будет доставлен ковчег с частицей святых мощей Воронежского святителя.
«Благодатным пастырем» и «святым старцем» называл своего духовного наставника император Петр I. «С явлением нового угодника Божия» поздравлял преподобный Серафим Саровский святителя Воронежского Антония, еще до прославления святителя Митрофана пророчески засвидетельствовав подвиг его служения «граду Небесному и граду земному».
Духовными наследниками святителя Митрофана были святые Воронежские архипастыри Тихон Задонский и Антоний (Смирницкий), люди высочайшей ревности по Боге и благочестия. В период великих испытаний и богоборческих гонений духовные преемники святителя Митрофана – священномученики Тихон (Никаноров, † 1919) и Петр (Полянский, † 1937), Захария (Лобов, † 1937) и Петр (Зверев, † 1929) – своей жизнью и мученической кончиной засвидетельствовали всепобеждающую силу истинной любви к Богу и ближнему.
Будем же и мы чаще прибегать к святителю Митрофану с теплой, сердечной молитвой, помнить его духовные наставления и стараться следовать им в нашей повседневной жизни. Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас!И. Сойкин