ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Свято-Екатерининский мужской монастырь

К 15-летию возобновления иноческой жизни

       Подмосковная Екатерининская пустынь была основана почти 350 лет назад царем Алексеем Михайловичем. Излюбленными охотничьими угодьями государя была местность Ермолинские рощи, названная так по соседнему селу Ермолино, входившему в дворцовую Домодедовскую волость. 26 ноября 1658 года после охоты царь остался здесь на ночлег. В сонном видении ему явилась святая великомученица Екатерина, которую он очень почитал, и возвестила о рождении у него дочери. Царь приказал немедленно собирать шатры и спешно возвращаться в Москву. В селе Коломенском их встретил гонец от царицы с известием о появлении на свет дочери. По преданию, царь воскликнул: «Чудны дела твои, Господи!» Он повелел основать пустынь во имя святой великомученицы Екатерины на месте чудесного видения, а новорожденную наречь в ее честь.

       Первые строения монастыря были деревянными, но уже в мае 1664 года Алексей Михайлович распорядился возвести здесь каменные сооружения: одно – для церковного причта, другое – для содержания престарелых царских слуг. В 1665– 1666 годах палаты и келлии строила бригада каменщиков и плотников во главе с Иваном Кузьминым Кузнечиком, знаменитым «каменных дел подмастерьем». Деньги на строительство и содержание пустыни, церковную утварь и облачения были пожалованы из «комнатных государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович преподнес икону святой великомученицы Екатерины. Вероятно, уже в те годы сложилась традиция совершать крестные ходы с этим чудотворным образом. При большом стечении народа братия обходила близлежащие деревни, в каждой совершая молебен. Другой святыней обители стал подаренный царевной Екатериной Алексеевной (1658–1718) образ священномученика Антипы.
       С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями стала именоваться пустынью «Екатерининския рощи». Каменная церковь во имя святой великомученицы Екатерины была освящена 11 октября 1679 года. В тот день Государь Феодор Алексеевич «ходил из Москвы в село Коломенское, а из села Коломенского – в Екатерининскую рощу ко освящению церкви... А за ним, Великим Государем, бояре и князья: Василий Васильев Голицын, Михаил Григорьев Ромадановский... Собакин... Шакловитый».
       Имена первых настоятелей дворцовой Екатерининской пустыни не установлены. Известно только, что при государе Феодоре Алексеевиче из казны отпускались средства на содержание тридцати насельников. Первое дошедшее до наших дней имя настоятеля, иеромонаха Варлаама, упоминается в документах 1690 года. Пустынь не имела приписных сел и деревень, поэтому так называемая руга (хлебное и денежное жалованье) выдавалась из приказа Большого дворца. Иногда ее надолго задерживали, и «от великой нужды» останавливалась даже церковная служба, а голодающие монахи побирались по близлежащим селам. В марте 1717 года строитель-иеромонах Гавриил написал на имя государя Петра Алексеевича отчаянное послание: «Ныне мы, богомольцы твои, весьма оскудели и платьем обносились... И дров, и хлеба, и свеч купить не на что, а без одежды и без дров от морозов погибаем смертию». По указу царя задержанное жалование было вскоре выплачено.
       В XVIII веке Екатерининская пустынь начала испытывать те же трудности, что и другие русские монастыри, постепенно приходившие в упадок. В 1737 году во время пожара в дворцовой канцелярии сгорели вместе с другими документами царские жалованные грамоты обители.
       Особенно трудными выдались 1740–1750-е годы, когда в пустыни часто менялись настоятели. После увольнения за финансовые упущения строителя-иеромонаха Сергия в 1748 году в течение четырех–пяти лет на его должность никого не могли назначить, и монастырем поочередно управляли иеромонахи Иоанникий, Митрофан и Питирим, тяготившиеся своими обязанностями. Положение улучшилось с назначением 15 января 1760 года строителем пустыни иеромонаха Пахомия. При нем в 1763 году иждивением князя Дмитрия Юрьевича Трубецкого в соборном храме был устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия Ростовского. Это стало большой поддержкой для братии, ибо пустынь в результате реформы 1764 года была оставлена за штатом. В ней положено было иметь настоятеля в звании строителя и шесть монахов.

Екатерининская пустынь в конце XIX века
Хромолитография

       Екатерининская пустынь, расположенная в глухих лесах, подвергалась серьезным опасностям. В ночь с 7 на 8 мая 1766 года в обитель ворвались четверо солдат, дезертировавших из Воронежского полка, вышибли дверь в келлию строителя, его самого пытали огнем, требуя денег, жестоко избили дубинками, остригли волосы и бороду. Настоятель едва выжил. Оправившись от травм, отец Пахомий продолжал благополучно руководить пустынью до января 1769 года, когда был уволен на покой в кафедральный Чудов монастырь.
       Еще одной примечательной личностью среди настоятелей Екатерининской пустыни был строитель-иеромонах Варнава, управлявший ею в 1769–1770 годах. 7 августа 1771 года строителем пустыни был назначен иеромонах Иринарх. Ко времени его вступления в должность здания пустыни находились в неплохом состоянии, как это следует из подробной описи от 16 мая 1772 года. Каменная Екатерининская церковь с двумя пределами – во имя Преподобного Сергия Радонежского и святителя Димитрия Ростовского, крытая тесом, была увенчана одной главой с железным крестом, местами вызолоченным.
       Образ великомученицы Екатерины украшала серебряная риза чеканной работы с позолоченным венцом и короной, усыпанной яхонтами, изумрудами и жемчугом. Икона находилась в резном иконостасе. В алтаре находилась другая икона святой Екатерины, шитая золотом, с унизанными жемчугами венцом и короной. Библиотека храма насчитывала 27 богослужебных книг и четыре напрестольных Евангелия. Колокольня над Святыми вратами была выкрашена желтой краской, глава ее и железный крест местами позолочены. На колокольне имелись часы с боем и семь колоколов, самый большой из которых весил 72 пуда. Каменные врата на противоположной стороне венчал небольшой железный крест. Все было во вполне исправном состоянии.

Почитаемая икона святой
великомученицы Екатерины

       Однако за период правления строителя Иринарха пустынь пришла в упадок не только материальный, но и духовный. Судя по сохранившимся документам, он не ладил с монашествующими и допускал множество финансовых нарушений. 13 марта 1779 года по жалобе насельников он был отстранен от должности и переведен в Московский Знаменский монастырь. На его место назначили иеромонаха этой обители Петра, который зарекомендовал себя как честный и надежный человек. Но ни слабый здоровьем иеромонах Петр, уволенный на покой в Николо-Перервинский монастырь и умерший в 1781 году, ни опытный в духовной жизни иеромонах Авксентий, скоропостижно скончавшийся во время посещения Николо-Угрешской обители в 1784 году, наладить дела в Екатерининской пустыни не успели.
       Возрождение обители святой Екатерины произошло благодаря подвижнической деятельности игумена Мелхиседека. Он был известным старцем, окормлял мирян из разных сословий, пользовался глубоким уважением и поддержкой митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина, † 1812). 30 марта 1784 года отец Мелхиседек был назначен настоятелем Екатерининской пустыни в должности строителя, затем посвящен в сан игумена. Под его мудрым правлением обитель была обновлена и благоустроена на пожертвования его духовных детей: возведен Екатерининский собор, а прежняя церковь обновлена и заново освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, построены два братских корпуса, каменная ограда с башнями, надвратная церковь с колокольней, ставшая одним из красивейших архитектурных памятников Подмосковья.

       Петропавловская церковь была соединена в одно здание с Екатерининским собором, возведенным в стиле классицизма. Внутри храм был двухъярусным: внизу – престол во имя святой великомученицы Екатерины, вверху над алтарем – престол в честь Успения Божией Матери. Хоры и иконостасы были украшены искусной резьбой и полностью вызолочены.
       В 1802 году отец Мелхиседек был назначен настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря и возведен в сан архимандрита. Этот находившийся в духовном и материальном упадке монастырь старец привел в цветущее состояние. С 1802 года под его управлением был также Серпуховской Владычный монастырь, в 1806 году преобразованный в женский. Милая сердцу архимандрита Мелхиседека Екатерининская пустынь находилась под его «присмотром и распоряжением» с 1803 по 1809 год, и настоятели должны были во всем с ним советоваться. Скончался старец 5 октября 1813 года и был по завещанию погребен в Екатерининской пустыни.

Западный братский корпус

       11 октября 1809 года строителем пустыни был назначен иеромонах Николо-Пешношского монастыря Дорофей. Митрополит Платон в своем указе особо отмечал, что целью отца Дорофея является введение в Екатерининской пустыни общежительного устава по образу Николо-Пешношского монастыря, перешедшего на такой устав в 1780-х годах.
       10 мая 1810 года был утвержден новый штат пустыни: вместо шести монахов теперь можно было иметь четырех иеромонахов и двух иеродиаконов. В пустыни было введено общежитие. Для пополнения братии отец Дорофей приглашал монашествующих из других монастырей. Вместе с ним пришел из Пешношского монастыря иеромонах Иаков, исправлявший должность казначея. Численность братии пустыни увеличилась вдвое и в 1812 году составляла 16 человек.
       В 1812 году отец Дорофей по указанию епископа Дмитровского Августина собрал все ценности и святыни обители и отправил их обозом в Суздаль. В конце 1812 года все было возвращено в целости. Обитель была захвачена наполеоновскими солдатами, но урон они причинили небольшой: сорвали серебряные клейма с оклада единственного оставленного для богослужений Евангелия, уничтожили скот и значительную часть съестных припасов. Здания и все остальное имущество не пострадало.
       Судя по сохранившимся документам, отец Дорофей пользовался большим уважением начальства и любовью вверенной ему братии. В сентябре 1813 года он освятил новую каменную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Ирининском, принадлежавшем графине А. А. Орловой-Чесменской. При настоятеле Дорофее в пустынь особенно часто присылали на епитимью провинившихся священнослужителей и мирян, совершивших преступления, за которые не предусматривалось уголовное наказание. Нелегко было увещевать оступившихся людей, пробудить в них искреннее покаяние, но отцу Дорофею, как правило, это удавалось. К глубокой скорби братии, отец Дорофей отошел ко Господу 1 декабря 1822 года в Москве, в больнице графини А. А. Орловой-Чесменской. Похоронили его в Екатерининской пустыни.
       В 1823–1829 годах настоятелем Екатерининской пустыни был строитель-иеромонах Назарий (Бордоносов, † 1857), который строго соблюдал монашеские правила, богослужебные каноны, неусыпно окормлял братию. Впоследствии он четверть века управлял Старо-Голутвиным Богоявленским монастырем.
       2 июня 1829 года строителем Екатерининской пустыни был определен иеромонах Мелхиседек. Обитель при нем содержалась в полном порядке. В 1837 году митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов, † 1867) освятил поновленный Екатерининский собор. При отце Мелхиседеке численность братии была в полтора-два раза больше положенной по штату, и в мае 1832 года штат обители увеличили на семь послушников. Фактически при отце Мелхиседеке численность братии составляла 23–28 человек вместо четырнадцати. Одной из причин этого являлась традиционная ссылка в пустынь иноков, совершивших различные проступки.
       Отец Мелхиседек управлял Екатерининской пустынью до 1842 года, когда был уволен по собственному прошению на покой из-за болезни: его разбил паралич. Он скончался в Екатерининской пустыни в 1849 году в возрасте 64 лет.
       15 июля 1842 года строителем пустыни назначили иеромонаха Мисаила (Егорова), ревностными трудами которого обитель была обновлена и благоустроена. При нем ризница пополнилась богатой утварью, были вызолочены главы и кресты на соборном храме и колокольне, построены два братских корпуса у западной стены монастыря, две гостиницы, множество хозяйственных помещений, грунтовая дорога к усадьбе Суханово. В 1844 году в Екатерининской церкви были возобновлены росписи. На фасаде сделали надпись об основании пустыни и поместили портрет царя Алексея Михайловича.
       Иеромонах Мисаил славился своей простотой, смирением, трудолюбием, гостеприимством и ласковым обращением со всеми иноками и прихожанами. Он пользовался любовью братии, жителей окрестных селений и приезжавших в обитель паломников. Скончался иеромонах Мисаил 15 октября 1854 года на 52-м году жизни и был похоронен с южной стороны Екатерининского собора. Незадолго до кончины его представили к игуменству, но из-за болезни не успели посвятить в этот сан.

Интерьер храма святых первоверховных
апостолов Петра и Павла

       16 октября 1854 года в пустынь на должность настоятеля был переведен из Вознесенской Давидовой пустыни иеромонах Мефодий (Сухотин). Он много внимания уделял как поддержанию строений в надлежащем порядке, так и духовной жизни братии и всех насельников, отличался строгостью и милосердием. Его стараниями была обновлена обветшавшая крыша теплой церкви с двумя престолами: Преподобного Сергия Радонежского и святителя Димитрия Ростовского, заменена кровля башен ограды, пристроена паперть к Петропавловской церкви, к странноприимному дому пристроены конюшенный и каретный дворы. В январе 1865 года строитель-иеромонах Мефодий был уволен на покой из-за тяжкой болезни. Скончался он в Покровском монастыре в том же году.
       Следующий настоятель Екатерининской пустыни, назначенный строителем 3 ноября 1865 года, иеромонах Варсонофий, много лет занимался благотворительной деятельностью среди заключенных, за что имел несколько благодарностей от митрополита Московского Филарета. Отец Варсонофий настоятельствовал в Екатерининской пустыни до лета 1870 года. Внешне дела при нем шли вполне благополучно: в документах отражены текущие богослужения и молебны по особенным случаям, хозяйственные и строительные работы, в числе которых обновление келейного корпуса. В 1867 году пристроили паперть во всю ширину Екатерининского собора, установили два новых иконостаса. Скорее всего, именно тогда в надвратный храм перевели престол во имя святителя Димитрия Ростовского. Материальному благополучию монастыря способствовало возросшее в связи со строительством в 1864–1869 годах Московско-Курской железной дороги число паломников, которые добирались до обители шесть верст от станции Бутово. Главный въезд в пустынь перенесли с северной стороны на южную. Там же, за южной стеной и гостиницами, проходила традиционная ежегодная ярмарка в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
       Занятый хозяйственно-административными делами, отец Варсонофий стал, видимо, все меньше внимания уделять вверенной ему пастве, очерствел душой. 18 июля 1870 года он был отстранен от должности строителя и переведен в Покровский монастырь на больничную вакансию при богадельне. Эту скромную должность он занимал до своей кончины в 1874 году.
       Его преемник игумен Арсений (Егоров) отличался человеколюбием и искренним благочестием. По свидетельству преподобного Пимена Угрешского, при отце Арсении пустынь содержалась в чистоте, богослужения совершались очень строго, пение на службе было весьма благолепное. Находясь в 1872 году на отдыхе и лечении в Екатерининской пустыни, преподобный Пимен любил подолгу беседовать с настоятелем. В 1888 году была обновлена и заново освящена Петропавловская церковь, хозяйство приведено в образцовый порядок, доходы возросли до шести тысяч рублей серебром в год.

Ковчег с частицами мощей
святой великомученицы Екатерины
и других святых

Ковчег с частицами мощей
Оптинских старцев

       Игумен Арсений управлял обителью до своего ухода на покой в январе 1891 года из-за слабости зрения и старческой немощи. Скончался он в феврале 1894 года и был похоронен в Екатерининской пустыни.
       Примечательна судьба следующего настоятеля Екатерининской пустыни – строителя иеромонаха Стефана (Зварыгина), который четырнадцать лет добровольно служил в Якутской епархии, а потом вернулся в Екатерининскую пустынь. При отце Стефане осуществлялась перестройка и обновление Екатерининского собора. Скончался он в августе 1893 года в возрасте около 64 лет.
       17 декабря 1893 года настоятелем обители стал игумен Вассиан (Смирнов, † 1902), угрешский постриженик. За усердное служение в Николо-Угрешском монастыре и Екатерининской пустыни 6 мая 1895 года игумен Вассиан был награжден наперсным крестом. При нем была завершена внутренняя отделка Екатерининского собора. Впоследствии собор, как и надвратная церковь, были заново расписаны. В 1896 году отремонтировали часовню у южных врат монастыря. Разросся ухоженный фруктовый сад в восточной части монастыря. Пруд был вычищен, берега обложены мрамором. Число паломников значительно увеличилось в 1899 году, когда началось движение поездов по Рязанско-Уральской (ныне Павелецкой) дороге. Рядом со станцией вырос дачный поселок Расторгуево. От нее до монастыря нужно было идти всего два километра по живописной лесной тропе. Но нередко богомольцы шли в пустынь крестным ходом от своих приходских церквей. Их принимали в обители очень радушно и непременно устраивали им трапезу после богослужений. 6 мая 1899 года отец Вассиан был возведен в сан игумена. Он настоятельствовал в Екатерининской пустыни до своей кончины весной 1902 года.
       Более трагично сложилась судьба следующего настоятеля – игумена Мартирия (Михайлова), который, как и отец Вассиан, был Угрешским пострижеником. При нем жизнь обители шла своим чередом, несмотря на революционные потрясения 1905 года. В документах пустыни значатся сообщения о сборе пожертвований в помощь раненным на Русско-японской войне. Трагедия случилась позже, когда пустынь готовилась отпраздновать 250-летие. Утром 13 сентября 1908 года игумен Мартирий был убит из револьвера эсерами-«максами» при попытке ограбления. Дерзкими нападениями и грабежами боевики пополняли тогда свои партийные кассы. Убийцы не нашли в его келлии ничего ценного и скрылись, бросив в монастырской гостинице свои паспорта.
       Похоронили игумена Мартирия в Екатерининской пустыни, установив беломраморное надгробие, которое чудом сохранилось до наших дней, хотя в советское время кладбище было практически уничтожено.
       На место настоятеля назначили иеромонаха Пантелеимона (Пушкевича), но из-за слабого здоровья он управлял обителью только несколько месяцев и по собственному прошению в октябре 1909 года был возвращен в Серпуховской Высоцкий монастырь.
       Должность настоятеля занял угрешский иеромонах Феогност (Яковлев), возведенный в сан игумена 21 декабря 1909 года. За беспорочное служение 6 мая 1912 года он был награжден наперсным крестом. Этот игумен управлял обителью до своей кончины весной 1915 года.
       Пострижеником игумена Феогноста был отец Иоасаф (Крымзин), ныне причисленный к лику святых как новомученик. Накануне революционных потрясений он исполнял послушание заведующего Московским подворьем пустыни.
       Яркой личностью был следующий настоятель – отец Пантелеимон (Орлов). 6 июня 1916 года он был посвящен в сан игумена. Игумен Пантелеимон, впоследствии архимандрит, настоятельствовал в Екатерининской пустыни до зимы 1918 года, когда братия была переведена вместе с ним в Серпуховской Высоцкий монастырь, а здания переданы Красностокскому женскому монастырю Рождества Пресвятой Богородицы, эвакуированному из-под Гродно в 1914 году.
       Однако не все иноки перешли в Высоцкий монастырь. К примеру, иеромонах Иоасаф (Крымзин) подвизался в Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре. После закрытия в 1929 году этой обители он служил в Никитской церкви близ деревни Бывалино под Павловским Посадом. В трудное время гонений и обновленческого раскола он оставался верен Православию. 24 сентября 1935 года отец Иоасаф был возведен в сан игумена. 18 ноября 1937 года он был арестован и 2 декабря 1937 года расстрелян.
       Последней настоятельницей Екатерининской пустыни была игумения Красностокского женского монастыря Елена (Коновалова). В 1915 году эвакуированный монастырь разместился в Александринском дворце в Нескучном саду, а в январе 1918 года по ходатайству Патриарха Тихона был переведен в здания Екатерининской пустыни. Здесь игумения Елена настоятельствовала до закрытия обители летом 1931 года. Она в полной мере проявила свои педагогические и организаторские способности, четко наладив в трудные годы экономику сельскохозяйственной артели, в которую официально была преобразована Екатерининская пустынь. Игумения Елена сумела максимально сохранить монастырский уклад жизни, оставаясь истинной духовной матерью 164 сестрам.

Правый придел Екатерининского собора
во имя Святителя и Чудотворца Николая

Левый придел Екатерининского собора
во имя Преподобного Сергия Радонежского

       Первые годы красностокских матушек в стенах Екатерининской пустыни были крайне тяжелыми. Пришлось терпеть и голод, и холод, и гонения новых властей. Но самоотверженным трудом монахини через несколько лет настолько наладили хозяйство, что кормили всю округу, а также лечили окрестных жителей. Медицинские навыки они получили в госпитале во время Первой мировой войны.
       На ярмарку в Петров день, как и раньше, съезжалось множество народу, но крестные ходы запретили. Зато прихожане получили возможность приходить на ночную Рождественскую или Пасхальную службу с маленькими детьми, для которых сестры устраивали «детсад» на одну ночь. Увеличилось и число святынь обители: беженки привезли с собой редкой красоты чудотворную Красностокскую икону Божией Матери.
       Настоятелем Екатерининского храма был священник Красностокского монастыря протоиерей Ярослав Савицкий, диаконом – Иаков Ференец. Они эвакуировались в начале Первой мировой войны вместе с Красностокским монастырем, приютом и многочисленными школьными учреждениями, находившимися при нем. По прибытии в Екатерининскую пустынь они поселились вместе со своими семьями за монастырской оградой в двух домиках, относившихся прежде к монастырскому гостиному двору. Когда в 1928 году отец Ярослав был изгнан властями из Екатерининской пустыни и перешел служить во Флоро-Лаврскую церковь в селе Ям, настоятелем Екатерининского храма стал игумен Пантелеимон (Кунахович), также приехавший из Гродно.

Иконостас собора святой
великомученицы Екатерины

       Екатерининская пустынь постоянно была на грани закрытия: священники и монахини подвергались нападкам властей, издевательствам со стороны активистов-безбожников. Монахиням ставились все новые и новые обязательные условия, несовместимые с церковной жизнью. Летом 1931 года пришло распоряжение из Москвы в двадцать четыре часа освободить помещения монастыря. Большинству матушек ехать было некуда: в 1922 году Красносток отошел к Польше, а сам монастырь еще раньше был захвачен католиками. Более шестидесяти сестер выехали в Гродно, в монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторых монахинь взяли в свои семьи местные жители, другие сняли комнаты в Москве.
       В том же 1931 году игумению Елену и нескольких сестер арестовали и сослали в Казахстан, откуда они вернулись в 1934 году. Матушка Елена проживала в Малоярославце. Скончалась она 5 сентября 1937 года, за две недели до начала повальных арестов среди священнослужителей и верующих мирян.
       После закрытия Екатерининской пустыни четыре года действовала монастырская надвратная церковь. При церкви были оставлены игумен Пантелеимон и несколько монахинь. Строения бывшего монастыря передали тюрьме, где содержались уголовники, имевшие сроки заключения до двух лет за бродяжничество, попрошайничество, мелкие кражи. Но были среди узников и профессиональные воры. Режим тюрьмы не отличался строгостью. Заключенным даже разрешали иногда приходить на службу в храм. В здании Петропавловской церкви открыли клуб. Вскоре в монастыре разместили и колонию для малолетних преступников, при которой действовал сельскохозяйственный техникум.

Петропавловский храм

Екатерининский собор

Трапезная церковь во имя
святого Патриарха Тихона

       В 1934 году весенней ночью на колокольне была убита монахиня Екатерининской пустыни – старая и убогая Вера. Убийцей оказался сбежавший из-под стражи уголовник, который проник в надвратную церковь, чтобы ограбить церковную кассу. Чудом спасся тогда старец Пантелеимон. После убийства церковь закрыли, чудотворные и чтимые иконы, некоторые предметы церковной утвари тайно вывезли в Ермолинский храм. Часть из них находится там и теперь. К несчастью, чудотворная икона великомученицы Екатерины вместе с несколькими другими образами была украдена в начале 1970-х годов и до сих пор не найдена.
       Когда монастырь был полностью передан Главному управлению местами заключения (ГУМЗ), восьмидесятилетнего старца Пантелеимона выселили из келлии. Его взял под свой кров диакон Иаков Ференец, который в конце 1920-х годов купил себе домик в так называемом Фельдмаршальском поселке. Но в ночь с 15 на 16 октября 1935 года отца диакона арестовали. Его содержали несколько месяцев в Бутырках, потом перевезли в Караганду. В 1937 году посланная ему посылка вернулась с надписью: «Адресат умер». Вместе с отцом диаконом были арестованы игумен Пантелеимон, монахиня Матрона (Гордеева) и еще несколько матушек. Все они проходили по одному следственному делу. Дальнейшая судьба их неизвестна. Старожилы говорили, что старец Пантелеимон был сослан в Каргополь, где и умер.

Братская усыпальница
На заднем плане – колокольня и надвратная церковь
во имя святителя Димитрия Ростовского

       25 ноября 1937 года в селе Ям был арестован священник Ярослав Савицкий. Только в начале 1995 года из архивных документов ФСБ стало известно, что отец Ярослав был приговорен тройкой НКВД к расстрелу за «антисоветскую агитацию» и «клеветнические измышления против руководителей партии и правительства». Приговор был приведен в исполнение в шести километрах от Екатерининской пустыни – в Бутове. Отец Ярослав, не признав предъявленного ему обвинения, никого не оговорив, принял мученическую кончину на исходе дня престольного праздника монастыря – дня великомученицы Екатерины, в ночь с 7 на 8 декабря 1937 года.
       По генеральному плану реконструкции Москвы и Московской области, утвержденному в 1935 году СНК СССР, земли вокруг имения Суханово, включая Екатерининский монастырь, были объявлены заповедником и переданы в аренду Союзу архитекторов СССР. Уголовную тюрьму отсюда перевели, а помещения монастыря использовались как жилье для переселенцев. В конце 1938 года на территории бывшей обители начались обширные работы по переустройству ее в секретную политическую тюрьму, которая приняла первых подследственных в январе 1939 года. Западная стена была отодвинута, две старинные башни снесены и вместо них поставлены вышки для часовых. Над невысокими стенами нарастили железную арматуру, бывший монастырь опутали колючей проволокой. Капитальным внутренним переделкам подверглись Екатерининский собор, Петропавловская церковь и другие строения. Святые врата наглухо замуровали. Хозяйственные ворота восточной стены были переоборудованы под контрольно-пропускной пункт с помещением для охраны. В здании бывшей монастырской гостиницы у южных ворот открыли клуб для работников НКВД.
       Устроителем тюрьмы был нарком внутренних дел Н. И. Ежов. Он вложил немало сил и изобретательности в создание печально знаменитой «дачи пыток», как впоследствии стали ее именовать. Тюрьма была рассчитана на 150–160 заключенных. Надзирателей вместе с внутренней охраной было 70 человек. Снаружи тюрьму дополнительно охраняла спецрота дивизии НКВД особого назначения. По рассказам местных жителей, охрана стояла даже в полях, вдалеке от тюрьмы.
       Все имевшее отношение к новой тюрьме содержалось в строжайшей тайне. Имен здесь не было: заключенным и охранникам присваивались личные номера. Даже трупы умерших отправляли (поначалу в Бутырки, потом на Бутовский полигон) под номерами. Родственникам узников сообщалось, что их родные находятся на Лубянке, в Бутырке или Лефортове. В официальных бумагах для внутреннего пользования тюрьма именовалась «спецобъект № 110», а в народе ее называли Сухановкой из-за близости имения Суханово.
       Здесь содержали в основном лиц, прежде занимавших крупные государственные посты, но попадали сюда и члены семей «врагов народа», и обыкновенные граждане. По свидетельствам немногих уцелевших, узников здесь подвергали особенно изощренным пыткам.
       7 апреля 1938 года Ежов был смещен с поста наркома внутренних дел, а на его место назначен Лаврентий Берия. 8 декабря 1938 года Ежов был арестован, а 10 апреля 1939 года переведен в основанную им тюрьму, где он пробыл девять месяцев. После его казни страшная тюрьма продолжала действовать под руководством Берии, ее даже прозвали в народе «дачей Берии». Тюрьма просуществовала до 1953 года. Имеются свидетельства, что в Екатерининском соборе действовал крематорий, хотя в официальных документах подтверждения этому нет.
       С 1931 по 1991 год монастырь принадлежал НКВД–КГБ–МВД. В 1958 году здесь разместилась областная тюремная больница, а с 1965 года – Учебный центр ГУВД, основные подразделения которого в середине 1970-х годов были переведены в новое здание, построенное по соседству. В бывшей пустыни остались складские службы, тир, несколько служебных квартир, гараж, авторемонтные мастерские и спортзал в соборе. Часть зданий пустовала и разрушалась.

Собор святой великомученицы Екатерины
Конец 1980-х годов

       В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, местная жительница Нина Филипповна Решетина начала ходатайствовать о возвращении пустыни Русской Православной Церкви. К ней присоединилась горстка единомышленниц. Казавшиеся почти безнадежными хлопоты увенчались успехом. В 1991 году часть храма возвратили верующим, а с 1992 года началась поэтапная передача строений Свято-Екатерининского монастыря Церкви. Н. Ф. Решетина († 2005) со дня открытия монастыря до своей кончины исполняла в обители различные послушания.
       14 апреля 1992 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия иеромонах Тихон (Недосекин) был назначен настоятелем обители. В июле иеромонах Тихон был возведен в сан игумена и назначен благочинным вновь образованного Видновского церковного округа. В 1992 году в обители было всего три насельника. В конце 1993 года совершили монашеский постриг еще пятерых послушников. Жизнь в обители постепенно налаживалась.
       С расчистки братского корпуса в монастыре начались работы по устройству помещений для богослужений и келлий для насельников. Велась промывка росписей в храме первоверховных апостолов Петра и Павла. С трудом удалось снять с колокольни восьмитонный водонапорный бак, установленный в 1935 году. К 7 декабря 1993 года были отремонтированы настоятельские покои.
       Летом 1994 года в прессе появились первые публикации о Свято-Екатерининской пустыни и ее трагедии в годы советской власти, по телевидению демонстрировался фильм об этом. Постепенно о монастыре стало известно довольно широкому кругу людей. В обитель потянулись паломники, богомольцы и люди, интересующиеся историей Русской Церкви и государства.
       У обители появились первые благотворители. Были оборудованы хозяйственные помещения, слесарные и столярные мастерские. Из собора великомученицы Екатерины наконец-то вывели гараж ГУВД. Скорейшее восстановление собора стало настоятельной необходимостью: в дни особых церковных торжеств верующих на богослужение стало собираться столько, что небольшой храм не вмещал всех желающих. Паломники стояли на лестницах, заполняли просторный монастырский двор. Вскоре реставраторы приступили к разборке межэтажных перекрытий в соборе и затем восстановили алтарь.
       23 апреля 1994 года, на 6-й седмице Великого поста, принял схиму иеродиакон Алексий (Семенов, † 1994) с именем Антоний. Потерявший зрение в ГУЛАГе, он с помощью Божией чудом остался в живых и странствовал по России почти всю жизнь. Лишь в последние шесть лет он обрел покой в доме своей келейницы в городе Жуковском. Бог наградил старца даром прозорливости. Многие его предсказания сбывались, по его молитвам люди получали исцеление. 19 декабря 1994 года старец отошел ко Господу и по его последней воле был похоронен у северной стены храма великомученицы Екатерины. Этим было положено начало братской усыпальнице.

Схииеродиакон Антоний (Семенов)
1994 год

       В августе 1994 года было начато строительство трапезной и храма при ней, посвященного святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси. В 1996 году купол церкви был увенчан крестом. С февраля 1995 года в специальных мастерских монастыря начали сооружать престолы и жертвенники для самой обители и храмов благочиния, а также кресты-голгофы, которые расписывал художник-иконописец из Подольска. В середине 1990-х годов были полностью восстановлены две угловые башни. Флюгеры в виде позолоченных трубящих ангелов на них установили в 1997 году.

В начале возрождения обители

       В июле 1995 года учебный центр ГУВД окончательно освободил территорию монастыря. Несколько лет заняла очистка территории монастыря и рекультивация земли, где не росла даже трава. Верхний слой пришлось полностью снять. При земляных работах и раскопке фундаментов храма и келейных корпусов были обнаружены надгробия утраченного монастырского кладбища и некоторые захоронения в полуразрушенных склепах, которые привели в порядок.


Восстановительные работы

       В храме святых апостолов Петра и Павла художники-реставраторы начали росписи, которые были завершены к концу 1999 года. Резчики работали над иконостасом и смонтировали его в конце 1997 года. 14 ноября 1996 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, совершили первую Божественную литургию в надвратном храме святителя Димитрия Ростовского. На колокольне установили колокола, подаренные Московским коксогазовым заводом. В 1998 году завершили восстановление купола Екатерининского собора, над которым засиял новый позолоченный крест.


       Восстановительные работы велись не только в самом монастыре, но и на его подворьях. Вскоре после открытия монастыря была возрождена Успенская церковь в селе Таболово (ныне на территории города Видное). В годы советской власти этот храм начала XVIII века, использовавшийся под водонапорную башню, сильно пострадал. Длившееся более десяти лет восстановление его архитектурного ансамбля в основном завершилось к лету 2002 года. В мае 2003 года Успенский храм в Таболово был зарегистрирован как приходская церковь.
       Второе подворье монастыря – храм Рождества Пресвятой Богородицы в старинном селе Иван-Теремец был возрожден в апреле 1994 года. Храм, возведенный в начале XVIII века, впоследствии не раз поновлялся. В 1937 году церковь была закрыта, ее настоятель священномученик Федор Кореинов был арестован и расстрелян. В апреле 1996 года настоятелем возрождающегося подворья был назначен иеромонах Свято-Екатерининского монастыря Пантелеимон (Лапшин). Постепенно был восстановлен не только старинный храм, но и возведена каменная часовня в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы над источником .

       Новое подворье появилось в 1999 году, когда Русской Православной Церкви была передана земля бывшего спецобъекта НКВД «Коммунарка». Там в 1938– 1941 годах производились массовые захоронения жертв политических репрессий, многие из которых были высокопоставленными государственными деятелями или их родственниками. 3 июля 1999 года братией Свято-Екатерининского монастыря у въездных ворот был установлен Поклонный крест и оборудована площадка для совершения поминальных служб. В первой половине 2000 года в бывшем здании спецслужб НКВД устроили небольшую домовую церковь во имя новомучеников и исповедников Российских, настоятелем которой был назначен иеромонах Стефан (Макаров).
       В 2001 году было начато строительство нового каменного храма во имя новомучеников и исповедников Российских. Первая Божественная литургия в нем была совершена в 2005 году. 22 сентября 2007 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении духовенства монастыря совершил великое освящение храма.
       Постоянно пополняется число святынь обители. Первой из них стала почитаемая старинная икона великомученицы Екатерины. В день престольного праздника, 7 декабря 1996 года, епископ Можайский Григорий передал для духовного укрепления братии икону священномученика Константина (Голубева) с частицей его святых мощей. В январе 1997 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и архиепископ (ныне митрополит) Виленский и Литовский Хризостом передали в дар обители икону святителя Иннокентия, митрополита Московского, с частицами святых мощей и икону трех виленских святых – Антония, Иоанна и Евстафия, освященную на мощах этих мучеников.
       7 декабря 1997 года при большом стечении богомольцев была освящена икона великомученицы Екатерины, исполненная и подаренная иконописцами Новоспасского монастыря. В конце апреля 1998 года, на Светлой седмице, освятили образ священномученика Антипы, который крестным ходом обнесли вокруг Екатерининского собора. В 2000 году кто-то из прихожан принес почерневшую от времени, расколотую на три части Ченстоховскую икону Божией Матери. На пожертвованные средства осуществили реставрацию и золочение иконы, которая стала одной из почитаемых святынь обители. Ныне в Свято-Екатерининском соборе хранятся два ковчега с мощами, в числе которых есть мощи великомученицы Екатерины.
       7 декабря 1998 года Свято-Екатерининский монастырь торжественно отметил 340-летие со дня своего основания. 25 июля 1999 года настоятель обители игумен Тихон (Недосекин) был возведен в сан архимандрита, а 10 августа хиротонисан во епископа Видновского.

Настоятель Екатерининского монастыря
епископ Видновский Тихон

       Постепенно монастырь возобновлял забытые за годы советской власти традиции. На Радоницу братия монастыря теперь отправляется на городское кладбище, где по просьбам местных жителей служит многочисленные заупокойные литии. С Рождества 1995–1996 годов в монастыре стали устраивать детскую елку. В последующие годы все большее число детей приходило на праздник в монастырь. Силами прихожан обычно организовывался концерт, и ни один ребенок не уходил домой без подарка. С 1998 года елка стала общегородской. С годами в монастыре появились и новые традиции. 31 декабря после всенощной совершается очередной постриг, после чего в новогоднюю ночь Владыка Тихон возглавляет ночную Божественную литургию. Также стало правилом купание братии на Крещение в Сухановском пруду.

       В год 2000-летия Рождества Христова духовная жизнь братии Свято-Екатерининского монастыря была особенно насыщенной. В течение всего юбилейного года епископ Видновский Тихон совершил множество постригов и хиротоний как в Екатерининском монастыре, так в других монастырях и храмах Московской епархии. Им были освящены возрожденные и вновь выстроенные храмы, больницы, школы, дома для престарелых, интернаты.



Крестный ход со Святой Плащаницей
2007 год

       В 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором в Соборе новомучеников и исповедников Российских были прославлены насельник Свято-Екатерининского монастыря преподобномученик Иоасаф (Крымзин) и священник, окормлявший в стенах монастыря эвакуированных из Гродно сестер женского Красностокского монастыря, – священномученик Ярослав Савицкий. В числе прославленных на Соборе Бутовских новомучеников оказались новые Небесные покровители Свято-Екатерининского монастыря.
       В 2000–2005 годы восстановительные работы в Свято-Екатерининском монастыре не прекращались: были перестроены архиерейский и западный братский корпуса. В приделах Екатерининского собора установлены новые иконостасы замечательной работы палехских мастеров, реконструирован главный иконостас. Особенно значительный объем работ был выполнен иконописцами обители: они расписали стены в братской трапезной и в надвратной церкви во имя святителя Димитрия Ростовского, написали иконы для Петропавловской церкви, Екатерининского собора и храма во имя святителя Тихона, который был освящен в 2004 году. В братской усыпальнице, на каменном постаменте в виде символической голгофы, установлен большой поминальный крест в память обо всех невинных жертвах трагедий XX века.
       Сейчас в монастыре проживает 12 насельников и 5 трудников. Помимо традиционных монастырских послушаний у них много других обязанностей. Это не только хозяйственные и ремонтно-строительные работы. Здесь усердно ведется просветительная работа. В обители очень радушно принимают паломнические группы со всей России и из-за рубежа.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
совершает закладку храма-часовни
во имя Иоанна Воина
7 декабря 2006 года

Крестный ход на Светлой седмице

       Особое внимание уделяется детям. Стало доброй традицией проведение рождественских и пасхальных детских праздников с концертами, в которых принимают участие сами ребята, и раздачей подарков. Для детей и взрослых открыта церковноприходская школа. Занятия проводятся по предметам: Закон Божий, история Церкви, катехизис, библейская история, церковное пение. Взрослые изучают также основное богословие и основы православной культуры. Детей учат бисероплетению и рисованию. Библиотека обители насчитывает более пяти тысяч книг и является важным подспорьем в просветительной работе, особенно в борьбе с сектантством и другими опасными заблуждениями.
       Вскоре после возобновления иноческой жизни Свято-Екатерининский монастырь начал окормлять Дом ребенка в городе Видное. Ежемесячно с медицинским персоналом проводятся беседы на духовные темы, раздается литература, нательные крестики и брошюры, устраиваются паломнические поездки по монастырям Московской епархии. С особой любовью иноки относятся к маленьким воспитанникам Дома ребенка. Более 120 младенцев приняли Таинство Крещения, малышей каждый месяц причащают Святых Христовых Таин.


За Божественной литургией
в Екатерининском соборе
17 июля 2005 года

Владыка Тихон с учащимися
воскресных школ

       Около четверти прихожан Екатерининской обители – молодые люди. Они активно участвуют в жизни монастыря. Алтарно-клиросное послушание исполняют четырнадцать человек. Молодежь помогает в строительных и реставрационных работах. Монастырь принимает много молодежных паломнических групп, особенно летом.



       Свято-Екатерининская обитель поддерживает многолетние дружественные отношения с Учебным центром ГУВД Московской области. В 2005 году эти отношения были скреплены договором. Духовенство монастыря регулярно проводит встречи и беседы с командирами и рядовыми, совершает молебны, участвует в церемонии принятия воинской присяги, в торжествах, посвященных Дню Победы. Ежегодно монастырь совместно с Учебным центром ГУВД проводит праздник «День пожилого человека».
       При поддержке руководства ГУВД на территории учебного центра строится храм-часовня во имя святого мученика Иоанна Воина. В настоящее время завершается отделка внутренних интерьеров, закупается церковная утварь, ведется подготовка к освящению храма.
       Монастырь плодотворно сотрудничает со студией кабельного телевидения Учебного центра ГУВД, которая показывает православные фильмы. В районной газете «Видновские вести» выходят очерки и заметки о жизни обители, о православных праздниках и святынях. Статьи о монастырской жизни помещаются в журнале «Епархиальные ведомости» и других православных изданиях. Монастырь выпустил в свет несколько книг об истории обители, о подвизавшихся в ее стенах подвижниках, набор открыток, а также аудиокассету и компакт-диск с церковными песнопениями в исполнении монастырского хора.
       В 2005 году был создан официальный сайт Свято-Екатерининского монастыря (http://www.ekaterinamon.ru).
       Обитель ведет переписку с 23 исправительно-трудовыми учреждениями. Заключенным отправляются посылки с продуктами, одеж-дой, духовной литературой и медикаментами. Помощь медикаментами и денежными средствами оказывается малоимущим. В 2006 году на эти цели было потрачено 176 тысяч руб. С 2004 года в обители действует медицинский кабинет, в котором прихожанка монастыря, врач-терапевт В. И. Дорохова, ведет прием насельников, трудников и прихожан.
       Окинув мысленным взглядом историю Свято-Екатерининского мужского монастыря, понимаешь, что в его судьбе отразилась непростая история всей Русской Православной Церкви. Среди настоятелей обители были подвижники, благодаря деяниям которых обитель благоустраивалась духовно и материально: архимандрит Мелхиседек, строители-иеромонахи Дорофей и Мисаил. Большинство настоятелей и иноков честно и скромно исполняли свое трудное послушание: служили, молились, преодолевая трудности и недостаток средств, занимались благоустройством и необходимыми административными делами, воспитывали посланных в пустынь заблудших собратьев и мирян.
       Революция 1917 года, Гражданская война, смена общественного строя и начавшиеся гонения на Церковь не потушили в обители огонь духовной жизни, который в тяжелейших условиях поддерживала приютившаяся в ее стенах община инокинь Красностокского женского монастыря Рождества Богородицы во главе с игуменией Еленой (Коноваловой).
       Самым трагическим периодом истории Екатерининской обители стали 1937–1953 годы, когда здесь действовала секретная политическая тюрьма НКВД, где тысячи заключенных приняли тяжкие муки и смерть. Но даже в это лихое время венчавшие храмы кресты словно благословляли страдальцев на переход в мир иной.
       На долгие шесть десятилетий была прервана иноческая жизнь в монастыре, строения которого были разорены и пришли в запустение. Но вера Христова, сохранившаяся в сердцах даже немногих людей, способна творить чудеса, о чем свидетельствует открытие монастыря в 1992 году благодаря хлопотам небольшой группы верующих женщин.
       Трудами и молитвами братии обители во главе с настоятелем – епископом Видновским Тихоном, а также трудников, прихожан и благотворителей Свято-Екатерининский монастырь был постепенно восстановлен и благоустроен. Но самое главное, в этих стенах, оскверненных жестокими преступлениями палачей с Лубянки, вновь сияет очищающим светом лампада иноческой жизни. Храмы обители теперь стоят «на крови» невинных жертв политических репрессий, и молитва о их упокоении в вечных обителях стала частью монашеского подвига братии.
       В 2008 году Екатерининская пустынь будет праздновать 350-летие основания и 15-летие своего возвращения из богоборческого плена. Впереди еще целый год неустанных трудов и забот, но главное уже сделано, уже состоялось: обитель живет и действует, озаряя округу незримым духовным светом, исцеляющим искореженные страхом и неверием души людей, и каждого паломника встречая с радушием и сердечным гостеприимством.

Список использованной литературы

       1. Архимандрит Григорий (Воинов). Историческое описание Московского Златоустовского монастыря. М.: Типолитография И. Ефимова, 1914.
       2. Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря. Дзержинский: Издание Свято-Никольского Угрешского монастыря, 1998 (по изданию 1883 г.).
       3. Вознесенская Давидова пустынь Серпуховского уезда Московской губернии. М.: Русская печатня, 1915.
       4. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М.: Университетская типография, 1877.
       5. Головкова Л. А. Свято-Екатерининский мужской монастырь / Издание Свято-Екатерининского мужского монастыря. М.: Лето, 2003.
       6. Егорова Е. Н., Антонова И. А. Угреша. Страницы истории. Дзержинский: МГУП «Информационный центр», 2005.
       7. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М.: Типолитография И. Ефимова, 1909.
       8. Жития преподобномученика Иоасафа и священномученика Ярослава / Составители А. А. Трофимов, Л. А. Головкова. М.: ПСТБИ, 2002.
       9. Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни. М.: Университетская типография, 1875.
       10. Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе. М.: Типография А. И. Мамонтова, 1866.
       11. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. М.: Товарищество Северного мореходства, 2004.
       12. Монастыри Святой Екатерины. Москва: Рарог, 1998.
       13. Пешношский патерик. Подвижники благочестия Николо-Пешношского монастыря. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998.
       14. Православные обители России. Путеводитель. М.: Правило веры, 1998.
       15. Старец архимандрит Мелхиседек /Ред.-сост. И. Н. Жиянова. М.: ПСТБИ, 2002.
       16. Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь. Его иконы и достопамятности. М., 1902.

Материалы архивных фондов

       1. Российский государственный архив древних актов РГАДА: ф. 1192 оп. 1, ф. 1204 оп. 1, ф. 1205 оп. 1, ф. 1207 оп. 1.
       2. Центральный исторический архив Москвы ЦИАМ: ф. 203 оп. 205, 250, 386, 744, 746,751, 757, 758, 760, 763, 767; ф. 423 оп.1; ф. 709 оп. 1; ф. 736 оп.1; ф. 1323 оп.1; ф. 1368 оп. 1; ф. 1371 оп. 1.

Е. Егорова, член Союза писателей и Союза журналистов России,
лауреат литературных премий имени М. Пришвина и Я. Смелякова