ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Торжества, посвященные 90-летию восстановления Патриаршества
в Русской Православной Церкви

       В 2007 году Русская Православная Церковь отмечает 90-летие восстановления Патриаршества. 17 ноября 1917 года Поместный Собор Русской Православной Церкви принял постановление о восстановлении Патриаршества, а 18 ноября митрополит Московский и Коломенский Тихон в Храме Христа Спасителя был избран Патриархом Московским и всея России.
      
       11 октября 2007 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия открылась научная конференция «Патриаршество в Русской Православной Церкви». В работе форума приняли участие Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, прибывший с визитом в Русскую Православную Церковь; митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдавии Владимир.

       «Учреждение Патриаршества имело не только церковное, но и общенациональное значение, – сказал Святейший Патриарх Алексий, открывая научный форум. – Как в XVI, так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило накануне грандиозных социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром и средоточием народной жизни был Первосвятитель».
       «Верим, – подчеркнул Предстоятель Русской Церкви, – что путь, предначертанный святителем Тихоном и продолженный его преемниками, при всей сложности политических реалий XX века имел, в отличие от альтернативного “ухода в катакомбы”, все шансы для того, чтобы Русская Церковь заняла свое место в обществе».
       Выступивший на конференции Предстоятель Александрийской Православной Церкви Патриарх Феодор отметил существующие между его Церковью и Московским Патриархатом многовековые связи и подтвердил желание своей паствы совместно с Русской Церковью «идти к единству и сотрудничеству, сообща противостоять вызовам современности и трудностям, с которыми сталкивается человечество».

       В знак подтверждения «благодарности Александрийской Православной Церкви Московскому Патриархату» Патриарх Феодор подарил Святейшему Патриарху Алексию копию Евангелия, которое принадлежало Александрийскому Патриарху Мелетию.
       В рамках пленарного заседания были заслушаны доклады протоиерея Владислава Цыпина «Каноническое значение Патриаршества в истории Русской Православной Церкви» и директора Государственного архива России профессора С. В. Мироненко «Значение Патриаршества в истории России».
       После перерыва работа конференции продолжилась по секциям. Секцию «Церковно-каноническое значение Патриаршества» возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент, председателем секции «Патриаршество в истории России» выступил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, а секции «Поместный Собор 1917–1918 годов и Патриаршество в ХХ веке» – архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
       В работе секций приняли участие ректоры, преподаватели и студенты Московской, Санкт-Петербургской, Киевской, Тобольской, Курской Духовных школ, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сотрудники Института всеобщей истории Российской Академии наук.
      
       Торжественные мероприятия по случаю 90-летия учреждения Патриаршества в Русской Православной Церкви состоялись в ноябре 2007 года. 17 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении собора архиереев совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя. На богослужении присутствовали около девяноста архиереев Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил всех с началом торжеств, посвященных знаменательной дате.
       18 ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий в сослужении собора архиереев Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей совершил праздничную Божественную литургию и благодарственный молебен Спасителю.



       После праздничной Литургии Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с первосвятительским словом, в котором отметил, что восстановление Патриаршества в 1917 году помогло Церкви преодолеть страшные испытания ХХ века. «Пройдя через горнило испытаний, преодолев разделения, внеся свой вклад в победу в Великой Отечественной войне и сохранив главное, Церковь сегодня, как и прежде, остается той великой духовной силой, которая, объединяя страны и народы, хранит исконные традиции, воспитывает, созидает, умиротворяет и спасает», – сказал Первосвятитель.


       От имени Полноты Русской Церкви, всех предстоявших и молившихся за праздничной Божественной литургией Святейшего Патриарха Алексия поздравил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

       19 ноября в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Алексий возглавил благодарственный молебен Первосвятителям Московским Петру, Алексию, Ионе, Макарию, Филиппу, Иову, Ермогену и Тихону. Затем была совершена заупокойная лития «О всех в Бозе почивших Предстоятелях Российской Церкви». Во время богослужения Святейший Патриарх Алексий молился на историческом Патриаршем месте, в правой части собора, где в древности стоял посох святителя Петра.


       За богослужением молились иерархи Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и другие участники торжеств, посвященных 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. По окончании литии Святейший Патриарх Алексий обратился ко всем присутствовавшим с первосвятительским словом:

       «Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, матушки игумении, братья и сестры!
       Сегодня мы возносили молитвы ко Господу Вседержителю в главном храме нашего первопрестольного града – Успенском соборе Московского Кремля. Здесь на протяжении почти четырех столетий находили упокоение Предстоятели нашей Церкви. Под сенью этого древнего собора, уповая на милость Божию, предстательство Пресвятой Богородицы и Первосвятителей Московских, трудившихся на ниве Господней и почивающих мощами в этом святом месте, духом же предстоящих у Престола Вседержителя, испрашивали мы Церкви и народу Божию мира, благоденствия, тихого и безмятежного жития во всяком благочестии и чистоте.
       Нынешнее торжественное молебное пение связано со знаменательным юбилеем в истории Русской Православной Церкви – девяностолетием восстановления Патриаршества. Это решение было принято на Поместном Соборе 1917–1918 годов и в первую очередь связано с именем святителя и исповедника Патриарха Тихона, а также с именами многих других святых XX века: священномучеников Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, Петра, митрополита Крутицкого, Митрофана, архиепископа Астраханского, Илариона, архиепископа Верейского.
       Вспоминая сегодня эпохальные исторические события, мы должны сознавать, что постановление о возрождении Патриаршего служения в начале двадцатого века явилось не только утверждением канонически правильного церковного устройства, но и стало делом восстановления исторической справедливости и преемственности церковного служения.
       Промыслом Божиим накануне великих испытаний Церкви был дарован Патриарх. Она обрела в его лице печальника за весь скорбящий и обремененный невзгодами многострадальный народ, а также получила мощное основание для объединения всех духовно здоровых сил общества.
       И сегодня, обращая свой мысленный взор и устремление сердца нашего к угодникам Божиим, стоявшим у кормила церковного корабля во времена нестроений и мира, благоденствия и разорения, спокойствия и нестабильности, и памятуя слова Священного Писания: Поминайте наставников ваших... и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7), мы воздаем должное их подвигу. Вместе с тем мы молимся о упокоении Предстоятелей Церкви двадцатого столетия, а также всех, кто трудился на благо Православия, разделяя вместе с ними в трудные годы искушений и преследований все тяготы и невзгоды, выпавшие на долю Патриархов прошлого века.
       Убежден, что пример святителей Христовых и духовных наставников нашего народа не может потерять своего значения, несмотря на быстро меняющиеся обстоятельства нашей жизни и стремительно бегущий поток времени. Во все времена, независимо от политических или экономических реалий Церковь должна нести в общество мир и стремиться быть объединяющим началом для всего общества.
       Мы возносим им и благодарственные молитвы в твердой уверенности, что по их святым ходатайствам к Всеблагому Богу и Промыслителю Церковь Русская хранит чистоту православной веры, находя в ней силу для своей деятельности и утверждаясь в своем служении.
       Задача каждого христианина – самой жизнью свидетельствовать о евангельской истине, неся своим ближним свет Христовой веры и радость жизни с Богом.
       Сердечно поздравляю всех вас, дорогие собратья архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры, с девяностолетием восстановления в Русской Православной Церкви Патриаршего служения. Пусть Всещедрый Господь предстательством Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, по молитвам Первосвятителей Московских дарует всем нам многоразличную и всещедрую помощь Свою, укрепляя нас в трудах во благо Православной Церкви и народов наших, которые мы духовно окормляем. С праздником всех вас!»

       Затем Предстоятель Русской Православной Церкви и все участники богослужения поклонились честным мощам Первосвятителей Московских, которые покоятся в Успенском соборе.
       После богослужения Его Святейшество посетил выставку «Собор Русских Патриархов» в Мироваренной палате Патриаршего дворца в Московском Кремле. Святейший Владыка осмотрел экспозицию в сопровождении директора Музеев Московского Кремля Е. Ю. Гагариной. Первыми посетителями выставки стали участники торжеств в честь 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви.

       На выставке представлены предметы быта и богослужебные облачения митрополитов Московских, а также Святейших Патриархов Московских XX века. Среди экспонатов – печатная машинка святителя Тихона, облачения и панагии Святейших Патриархов Сергия, Алексия I, Пимена. Из ризницы Святейшего Патриарха Алексия на выставку были доставлены государственные награды, врученные Его Святейшеству в разные годы, уникальное шитое облачение, в котором Патриарх совершал богослужение в праздник Рождества Христова 2000 года, и другие предметы.
       Организаторами выставки выступили Музеи Московского Кремля, Московская Патриархия, Церковноархеологический кабинет Московской Духовной академии, Фонд «Русская культурная инициатива», церковь Святителя Николая в Толмачах. Многие экспонаты представлены широкому зрителю впервые.

       После осмотра выставки Святейший Патриарх поблагодарил ее устроителей за подготовку представительной и интересной экспозиции. Московский Кремль на протяжении многих веков был местом, где жили и совершали свое служение Предстоятели Русской Церкви и где находится усыпальница митрополитов и Патриархов Московских. Патриаршие палаты находились в непосредственной близости от царского дворца и ничем не уступали ему по своему великолепию. Сокровища, хранившиеся в Патриаршей ризнице, сопоставимы только с царской казной. Над их созданием трудились лучшие русские мастера – живописцы, серебряники, вышивальщицы.
       Затем в Александровском зале Большого Кремлевского дворца состоялась встреча Президента Российской Федерации В. В. Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, постоянными членами Священного Синода и архипастырями, прибывшими на торжества по случаю 90-летия возрождения Патриаршества в Русской Православной Церкви.


       Приветствуя собравшихся, В. В. Путин подчеркнул, что в истории России Православию «принадлежит особая роль в становлении государственности, культуры, морали, духовности». Актом восстановления Патриаршества Церковь в переломный для России момент проявила свою силу, самостоятельность и самоорганизацию.
       «Патриаршество помогло Русской Православной Церкви вместе с народом выстоять в тяжелейших испытаниях XX века, помогло защитить веру, объединить паству, сберечь не просто церковные, но национальные святыни, а позже, в условиях возрождения церковной жизни, помогло Церкви продолжить свое неустанное служение, – сказал Президент России. – И сегодня мы высоко ценим стремление Русской Православной Церкви вернуть в жизнь российского общества те идеалы и ценности, которые в течение многих веков являлись для него духовными ориентирами».

       В. В. Путин говорил также о важности сохранения в обществе межрелигиозного мира и согласия, подчеркнув, что государство придает большое значение усилиям Русской Православной Церкви по развитию межрелигиозного диалога и сотрудничества. В завершение своего выступления он проинформировал участников встречи о своем поручении рассмотреть вопрос о передаче Русской Православной Церкви особо чтимых христианских святынь из собрания Музеев Московского Кремля.
       В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий сердечно приветствовал Президента России от лица всех участников торжеств по случаю 90-летия возрождения Патриаршества в Русской Православной Церкви. Отметив, что опыт десятилетий советской эпохи может послужить осознанию многих исторических уроков прошлого и выстраиванию церковно-государственных отношений, приемлемых и полезных для обеих сторон, Его Святейшество высказал убеждение, что у Российского государства и Русской Православной Церкви на сегодняшний день имеется обширное поле для совместной деятельности на благо всего многонационального народа страны.
       Во время встречи В. В. Путин передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ковчег с фрагментом Ризы Христовой из собрания Музеев Московского Кремля. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В. В. Путина, отметив, что эта святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя.


       После этого Святейший Патриарх вручил главе государства новую награду Русской Православной Церкви – орден Славы и Чести. Как отмечается в наградных документах, орден вручен Президенту России «за неоценимый вклад в дело укрепления российской государственности и духовно-нравственного возрождения российского общества».


       В тот же день в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся Торжественный акт по случаю 90-летия восстановления Патриаршества, на котором присутствовали первый заместитель Председателя Правительства России Д. А. Медведев, вице-спикер Государственной Думы РФ Л. К. Слиска, Полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Г. С. Полтавченко, министр культуры и массовых коммуникаций А. С. Соколов, председатель Центральной избирательной комиссии В. Е. Чуров, председатель Мосгордумы В. М. Платонов, представители Поместных Православных Церквей и других традиционных религий.

       Вначале перед собравшимися выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий:
       «Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства! Уважаемые представители государственной власти и традиционных религий, дорогие братья и сестры!
       Девяносто лет назад в Храме Христа Спасителя после Божественной литургии свершилось судьбоносное деяние – избрание Патриарха Московского и всея Руси. После двухсотлетнего перерыва в управлении Церковью “первым епископом” и передачи его полномочий созданному светской властью Синоду на престол Первосвятителей Московских был поставлен Святейший Патриарх Тихон, вошедший в историю как мудрый пастырь и мужественный исповедник.
       Избрание одиннадцатого Патриарха спустя два столетия после насильственного упразднения Патриаршества царем Петром I явилось главным историческим итогом Поместного Собора 1917–1918 годов. Это событие, свершившееся на рубеже эпох, ознаменовало возвращение к каноническим нормам церковного устройства и определило судьбы Православия в нашем отечестве на протяжении всего ХХ века, исполненного противоречий и трагедий, ставшего горнилом огненного искушения (1 Пет. 4, 12) не только для Церкви, но и для всего нашего народа.
       Значение Патриаршества для Русской Православной Церкви не исчерпывается лишь функциями церковного управления. В 1589 году Патриаршество на Руси было учреждено решением русских архиереев, которое было подтверждено Восточными Православными Патриархами. Однако это было событие не только внутрицерковное, но и государственное, поскольку в нем сплелись как церковные, так и общенациональные интересы. Первосвятитель стал духовным символом народного единства, печальником и ходатаем за свою паству.
       Так было на протяжении всего XVII века, явившего нам замечательные образы Предстоятелей Русской Церкви: пламенного патриота священномученика Патриарха Ермогена и опытного устроителя церковных дел, мудрого советника самодержавной власти Патриарха Филарета. В последующие два столетия, несмотря на все трудности, пережитые Церковью, в период, когда императорская власть стремилась к осуществлению контроля над всеми сферами церковной жизни, Православие явило величайшие духовные достижения в тех областях, где государственная бюрократия не была всевластной.
       XIX век стал временем расцвета старчества и духовного делания в русских монастырях, временем подъема русской церковной науки, расширения сферы духовного образования. Это было время великих святых: преподобных Серафима Саровского и Оптинских старцев, великих святителей-миссионеров – Иннокентия Московского, Николая Японского, Макария (Невского). Русская Церковь достойно прошла через этот сложный период, сохранив живую веру, и дала христианскому миру в первые же годы жестокого атеистического гонения сотни и тысячи новых мучеников, среди которых были и епископы, и рядовое духовенство, и монашествующие, и миряне.
       Гонения на Церковь начались сразу после захвата власти в России большевиками, чье атеистическое мировоззрение приняло агрессивную форму богоборчества и террора против Церкви. Устами святого Патриарха Тихона Церковь обличала гонителей веры и одновременно предостерегала своих чад от участия в братоубийственных политических распрях, противных христианскому духу. Труды Первосвятителя не дали осуществиться планам разделения русского Православия на противоборствующие группировки. Слова “Патриаршая Церковь” стали синонимом верности Христу и готовности пострадать за Него даже до смерти (Флп. 2, 8).
       Именно святитель Тихон, чья духовная мудрость проникала в самые глубины народной жизни, сумел встать над политической борьбой и сохранить Церковь. Осуждая антирелигиозный террор, Патриарх уже весной 1918 года принял решение о невмешательстве Церкви в гражданскую войну, ибо его паства – православный народ – находилась в обоих противоборствующих лагерях.
       Нелегок был выбор, перед которым оказался святитель Тихон, а впоследствии и его преемник митрополит Сергий – это был выбор самой судьбы Русской Церкви: уйти ли ей в катакомбы, порвав с гонительницей-властью, или выстоять перед лицом господствующего атеизма, сохраняя легитимность своей иерархии, догматическую чистоту и самим своим зримым присутствием свидетельствуя, что она и есть в мире столп и утверждение истины.
       Митрополит, а впоследствии Патриарх Сергий выбрал последнее ради сохранения Церкви, поступая так по заповеди Христовой: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Понимая истинную сущность происходивших в двадцатые годы в России процессов, митрополит Сергий не поддался искушению апокалиптическими настроениями, царившими среди части русского духовенства и мирян. В своих обращениях к пастве он вместе со многими епископами писал о деснице Божией, неуклонно ведущей каждый народ к предназначенной ему цели. Эта глубокая вера в Божественный Промысл давала силы для преодоления суровых испытаний. Митрополит Сергий сознавал, что эти страшные времена не последние для Православия на Руси и что Церковь, когда Богу будет угодно, освободится, но для этого нужно ее сохранить. Чувство глубочайшей ответственности определяло его последовательную борьбу за единство Церкви Христовой.
       Твердая вера в Промысл Божий питала патриотизм Первоиерарха Русской Церкви. В условиях господства пролетарского интернационализма в 1927 году в своем послании митрополит Сергий употребил почти запрещенное тогда слово “родина”. Слова о родине прозвучали и в послании митрополита Сергия, призывавшем защитить страну, которое он собственноручно написал 22 июня 1941 года, в первые часы войны. Его патриотические воззвания давали ключ к пониманию духовного смысла борьбы с фашистской чумой. Фактически власти предержащие вынуждены были опираться именно на такую трактовку расстановки сил в войне. Внятный и авторитетный голос Предстоятеля оказался востребованным. С ним вынуждены были считаться. В 1943 году митрополит Сергий был избран Русской Церковью Патриархом всея Руси. Сколько ему пришлось пережить в эти десятилетия, ведомо только Богу!
       Его преемники по Патриаршему престолу вслед за ним принимали это крестоношение. Святейший Патриарх Алексий I и Святейший Патриарх Пимен вступили на путь служения Церкви, хотя все еще и гонимой и попираемой, однако сохраненной в канонической незыблемости и очищенной от расколов и внутренних распрей.
       На рубеже 1950–1960-х годов, в период так называемых хрущевских гонений, когда повсеместно закрывались храмы и упразднялись епархии, Святейший Патриарх Алексий вместе с Синодом и епископатом пытался противостоять этому всеми доступными способами. Когда он увидел, что государственная политика по отношению к Церкви стала ужесточаться и фактически началось новое гонение, то решился даже на открытый протест, выступив с яркой апологетической речью на конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года, где были такие слова: “Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его”.
       Люди, близко знавшие тринадцатого Патриарха Московского и всея Руси, неизменно отмечают его глубокую церковность, укорененность в традиционной православной культуре. О нем можно сказать: “Он жил в Церкви, он дышал воздухом Церкви”.
       В годы Патриаршества Его Святейшества Алексия I динамично развивались отношения с семьей братских Поместных Церквей, шел поиск путей сотрудничества со всем христианским сообществом. Поддержка со стороны христианского мира помогла сохранить многие святыни, а также спасла от угрозы закрытия многие храмы и монастыри.
       В 1960–1970-е годы наша Церковь вела активную миротворческую деятельность, стремясь к объединению усилий верующих всего мира в борьбе против гонки вооружений и преодоления состояния “холодной войны”.
       Четырнадцатым Патриархом после учреждения Патриаршества на Руси и четвертым после его восстановления стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В семидесятые годы прошлого века Церковь продолжала испытывать давление со стороны власти, однако и в этих условиях, встречаясь с множеством проблем и искусственно создаваемых трудностей, продолжала выполнять свою спасительную миссию.
       Главным для Святейшего Патриарха Пимена стало попечение о средоточии и сердцевине церковной жизни – богослужении. В эти непростые годы Церкви удалось достичь определенных успехов в сфере обеспечения литургической деятельности храмов всем необходимым. Эту задачу удалось осуществить благодаря созданию Художественно-промышленного предприятия “Софрино”.
       Патриарху Пимену суждено было возглавить празднование знаменательного юбилея – 1000-летия Крещения Руси, накануне которого власти вернули Церкви древнейшую московскую обитель – Данилов монастырь. Началось общецерковное возрождение этой порушенной в прошлом святыни. В 1988 году именно там состоялись главные юбилейные торжества. С тех пор монастырь стал Духовно-административным центром нашей Церкви.
       В июне 1990 года состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, перед которым стояла задача избрать нового, пятнадцатого Предстоятеля Русской Церкви и определить основной вектор развития церковной жизни в новых социально-политических условиях.
       Перед нами, архипастырями, духовенством и всей Полнотой Церковной стояли совершенно новые задачи, требовавшие принципиально новых подходов. Важнейшей среди них было сохранение единства Русской Церкви в условиях распада Советского Союза – масштабного дезинтеграционного процесса, охватившего не только бывшие союзные республики СССР, но и часть республик Российской Федерации. Необходимо было по-новому выстроить церковно-государственные отношения, укрепить позиции Православия в обществе.
       В минувшие годы получила развитие система церковного управления, восстанавливались и строились тысячи храмов в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Прибалтийских республиках, странах Средней Азии, находящихся в юрисдикции Московского Патриархата, вновь открывались десятки монастырей, началось массовое издание православной литературы, миллионы новых прихожан заполнили и переполнили храмы. Эти процессы были столь масштабны и столь компактны по времени, что стали говорить о новом Крещении Руси.
       Как и прежде, Церковь проявляла пастырское попечение о наших соотечественниках, в рассеянии сущих. Созидались новые православные общины в странах дальнего зарубежья, несмотря на возникавшие сложности, как и прежде, развивалось и укреплялось православное единство и международное сотрудничество. Благословенным результатом непростого и длительного диалога стало восстановление канонического единства внутри Поместной Русской Православной Церкви: 17 мая сего года, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении и совершена первая совместная Божественная литургия с иерархами Русской Зарубежной Церкви. Божией милостью многолетнее разделение было преодолено.
       В наше время перед Русской Православной Церковью, прошедшей через испытания минувшего века, открываются новые перспективы и горизонты для служения людям. Современные конструктивные взаимоотношения с государством могут быть охарактеризованы как уважительный диалог, социальное партнерство, имеющее главной целью благо отечества и наших сограждан. Такое сотрудничество благотворно сказывается на развитии всего нашего общества, и Церковь стала одним из значимых его институтов, его неотъемлемой частью, фактором стабильности межнациональных и межрелигиозных отношений. При этом она является хранительницей живого и пребывающего вовек (1 Пет. 1, 23) слова Божия и продолжает неустанно утверждать в общественном сознании принципы христианской нравственности, предостерегая от подмены прагматическими критериями единого на потребу (Лк. 10, 42).
       Сегодня Православной Церкви предлежит огромное поле деятельности. К нам вновь обращен Божественный глас, взывающий: ... укрепляйся и мужайся и твори: не бойся, ниже страшися, зане Господь Бог... с тобою, не отступит от тебе, ниже оставит тя, дондеже совершиши ты все дело служения дому Господня (1 Пар. 28, 20). Наши труды нужны ближним нашим, оторванным от многовековой традиции Православия и жаждущим услышать живое слово Истины. Нам предстоит осуществить еще много начинаний в области совершенствования миссионерства и катехизации, развития духовного и религиозного образования. И самое главное, мы все должны сделать все возможное для сохранения и приумножения церковного единства, взращенного трудами и кровью мучеников и исповедников двадцатого века.
       Девяносто лет назад, обращаясь с посланием к пастве по случаю вступления на Патриарший престол, святитель Тихон молитвенно призывал: “Да возгорится пламя светоча вдохновения в Церкви Российской, да соберутся силы, расточенные в безвремении”. Ныне, в иную историческую эпоху, слова первого Патриарха новейшего времени обретают свое реальное воплощение».
      
       Затем первый заместитель Председателя Правительства России вице-премьер Д. А. Медведев от имени российского Правительства поздравил присутствовавших с 90-летием Поместного Собора, на котором было принято решение о восстановлении Патриаршества в Русской Православной Церкви. Вице-премьер подчеркнул роль Святейшего Патриарха Тихона, которому довелось возглавить Русскую Православную Церковь в переломный момент отечественной истории.
       Вице-премьер отметил неизменно высокий авторитет Церкви в современном обществе. Государство, по словам Д. А. Медведева, со своей стороны, стремится к развитию сотрудничества с Русской Церковью. За последние годы около четырех тысяч зданий и сооружений религиозного назначения были переданы Московскому Патриархату. Государство оказывало и будет оказывать помощь в восстановлении памятников исторического и культурного наследия. Д. А. Медведев выразил уверенность в том, что разностороннее и благотворное сотрудничество государства и Церкви будет наполняться новым содержанием.
       По окончании Торжественного акта в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся праздничный концерт.

       К празднованию была приурочена Международная научная конференция «1917-й: Церковь и судьбы России», организованная Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Заседания конференции проходили 19–20 ноября 2007 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» и в Соборной палате Епархиального дома в Лиховом переулке, где 90 лет назад состоялись заседания Всероссийского Поместного Собора 1917– 1918 годов, и собрали множество участников из разных стран.
       Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам конференции, в котором, в частности, говорилось: «Сердечно приветствую всех вас в дни празднования девяностолетнего юбилея восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 1917 года и избрания на престол Первосвятителей Московских Небесного покровителя вашего учебного заведения – святителя Тихона, Патриарха Всероссийского».

       «Отрадно видеть, что ныне Свято-Тихоновский университет полагает одним из приоритетных направлений научной деятельности изучение новейшей истории Русской Православной Церкви, в первую очередь изучение подвига новомучеников и исповедников Российских, Собор которых возглавляет святой Патриарх Тихон», – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.
       Приветствие участникам конференции также направил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр, который, в частности, отметил: «Отрадно, что ваша конференция ставит целью осмыслить события, происшедшие в России в 1917 году. Действительно, без осмысления этих событий невозможно повлиять на современное положение русского народа».
       В конференции приняли участие представители Поместных Православных Церквей, синодальных учреждений Русской Православной Церкви, Духовных школ, университетов и академических институтов, отечественные и зарубежные ученые.

По материалам сайтов www.patriarchia.ru,
www.mospat.ru, www.sedmitza.ru