ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2007

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Якутская епархия: история и современность

К 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства


ПЕРВОПРОХОДЦЫ

       Уже в 20-х годах XVII века на реке Лене побывали первопроходцы, среди которых были отряды промышленника Пантелея Пянды, казаков Василия Бугора, Антона Добрынского, Мартына Васильева, Ивана Галкина и других. Однако датой вхождения Якутии в состав Российского государства принято считать 1632 год, когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на берегу реки Лены острог и отправил царю челобитную: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу поставил я с служилыми людьми на Лене острог для государева величества в дальней окраине и для государева ясачного збору и для приезду якуцких людей. А преж тово на Лене реке и в якуцкой земле государева острогу не бывало нигде».

Памятник Петру Бекетову

       Конечно, в первые годы освоения новых территорий случалось всякое – и кровавые стычки с местными жителями, и их обман, и даже вероломство по отношению к ним. Но все же, поскольку казаки-первопроходцы были людьми православными и не представляли своей жизни без Бога, а священники напоминали им о милости и любви ко всем людям, присоединение «якуцкой земли» и народов, ее населяющих, происходило большей частью мирно. Именно поэтому царское правительство в 1638 году сочло возможным учредить в Якутском остроге самостоятельное воеводство и направило туда первых священников, «чтобы на Лене реке без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали». Новообразованное воеводство было приписано к учрежденной в 1620 году Тобольской епархии.
       В 1641 году вместе с первыми якутскими воеводами в Ленский острог прибыли два иеромонаха, два женатых священника и соборный диакон. От Тобольского митрополита они получили антиминс и строгий наказ: «А буде кто из ясачных людей похочет креститца своею волею и тех людей велети крестить, сыскав про них допряма, что своею ли волею они хотят креститца, а крестя, устраивать их в государеву службу... а будет кто из них женского полу, жонки или девки похотят крестица, и тех женок и девок велеть крестить и выдать замуж за новокрещеного ж и за русских служилых людей».
       Летом 1643 года воевода П. П. Головин построил новый Якутский острог, который сразу же приобрел значение административного и церковного центра в уезде. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы. Сюда из Тобольска присылались священники для совершения служб и приходили местные жители, желавшие принять крещение. Вначале таковых было немного, и все же с 1646 по 1649 год в Якутском крае крестились 119 человек.
       Важным событием стало строительство в 1663 году в Якутске по инициативе служилых людей Спасского мужского монастыря – первого на Северо-Востоке азиатской территории России (сегодня на этом месте располагается Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера). Монастырь на многие годы стал главным очагом духовной, культурной и хозяйственной жизни всей Восточной Сибири. Братия обители кроме совершения служб и треб занималась миссионерством и распространяла азы православной веры и грамотности среди местного населения. А с основанием около 1700 года пришельцами из разных мест России Спасской церкви в городе Зашиверске было положено твердое начало христианскому просвещению среди инородцев, населяющих северо-восточный угол Сибири – юкагиров и эвенов.

ПЕРВЫЕ МИССИОНЕРЫ

       Оживление миссионерской деятельности в Сибири начинается с назначением на Тобольскую кафедру митрополита Филофея (Лещинского, † 1727) в 1702 году. Однако значительная отдаленность Якутского уезда от Тобольска, а главное, суровый климат оставались весьма серьезным препятствием для успешной деятельности. Поэтому в 1725 году Святейший Синод принял решение об открытии при Тобольской епархии Иркутского викариатства, в состав которого с 1731 года вошли якутские церкви. Теперь процесс христианизации местных народов пошел быстрее, тем более что Иркутские святители стали посещать якутскую паству.

Спасский монастырь в Якутске
Фото начала XX века

       В 1735 году в Якутск впервые прибыл архиерей – епископ Иркутский Иннокентий (Нерунович, † 1746). Во второй свой приезд Владыка Иннокентий прожил в этом крае с 1741 по 1744 год и успел сделать многое: подготовил местных миссионеров, построил и освятил церкви, совершил крещение многих инородцев, учредил школу для детей духовенства. Он внес предложение о том, чтобы проповедующий слово Божие хорошо знал язык того племени, к которому обращается с проповедью. Владыка Иннокентий давал указание духовенству учить прихожан молитвам, создавал школы для новокрещеных, ходатайствовал о различных льготах для них. Деятельность Владыки Иннокентия дала положительные результаты – совместно с духовенством епархии он окрестил большое количество язычников, которые долгое время назывались «неруновскими».
       Для улучшения миссионерской работы в 1764 году Святейшим Синодом была учреждена для Якутии особая должность «веропроводника», которую занимали сначала священник Григорий Ноговицин, затем его брат, тоже священник, Гавриил – ревностные и неутомимые проповедники слова Божия. Их стараниями немало жителей Якутии приняли веру Христову.
       Умножалось число новокрещеных, появлялись новые приходы и церкви, причем храмы все чаще возводились по просьбе, а порой и на средства местного населения. По свидетельству историка Г. Попова, в тот период «христианство уже не делается чуждым и враждебным... новое поколение, родившееся от христиан-родителей, уже значительно свыклось с ним... вообще заметна значительная христианизация». К концу XVIII века в Якутском крае значилось кроме Спасского монастыря пятнадцать церквей.
       Тем не менее бедность и кочевой образ жизни местного населения не способствовали быстрому появлению приходов. Согласно экстракту* «о числе церквей Якутского заказа и приписанного к ним населения» за 1806 год в крае действовало всего девятнадцать храмов, пять из них – в Якутске. Священники были вынуждены окормлять огромные районы с большим количеством жителей, иногда им приходилось проезжать по 300–700 верст, чтобы добраться до своей паствы. Поэтому в отдаленных поселениях священника видели не более одного-двух раз в год, и часто он ограничивался только исполнением треб.

Троицкий собор в Якутске
Фото начала XX века

       В 1838 году по благословению Святейшего Синода в Якутской области были учреждены два походных храма: соорудили специальные тележки, на которых разместились Николаевская и Благовещенская походные церкви. В одной из них нес пастырское служение тогда молодой священник Димитрий Хитров, будущий епископ Якутский Дионисий († 1896). «По нескольку месяцев кряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих полярных морозах, – вспоминал он, – отчего некоторые из нас, священников, преждевременно сходили в могилу, другие, страдая несколько лет от цинги, до конца расстроили свое здоровье».

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ)

       27 августа 1852 года по определению Святейшего Синода Якутская область отошла к Камчатской епархии под начало святителя Иннокентия (Вениаминова, † 1879), имевшего огромный практический опыт миссионерской работы на Аляске и Камчатке. С его именем связан качественно новый подход к христианизации народов Якутии.

Святитель Московский
Иннокентий (Вениаминов)

       Владыка перенес свою архиерейскую кафедру в Якутск, где и поселился в сентябре 1853 года, став настоятелем Спасского монастыря. Святитель предпринял поистине титанические усилия. Он построил новые храмы и часовни, открыл и благоустроил новые приходы и церковноприходские школы, занимался призрением сирот и обучением населения грамоте, перевел с острова Ситхи (Аляска) в Якутск Новоархангельскую Духовную семинарию.
       По ходатайству святителя Иннокентия в 1858 году Святейший Синод увеличил число клириков в области за счет выпускников семинарий Центральной России. Всем отправлявшимся на священно- и церковнослужение в Якутскую и Приморскую области были Высочайше дарованы особые привилегии: двойные прогонные средства на каждого члена семьи и годовой оклад жалования, а по выслуге десяти лет, если кто-то хотел вернуться, – то же самое пособие и оплата обратного пути.
       Святитель создал и возглавил комитет по переводу священных и богослужебных книг на языки народов Якутии. 19 июля 1859 года в Троицком кафедральном соборе в Якутске была впервые совершена Божественная литургия на якутском языке, причем Евангелие читал сам святитель Иннокентий. «С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день, – записал очевидец. – Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев... Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили Владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке».

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в Якутске (Богородский)
Фото начала XX века

Никольский храм в Якутске
Фото начала XX века

       В январе 1858 года указом Святейшего Синода кафедра правящего архиерея Камчатской, Курильской и Алеутской епархии была перенесена в Благовещенск-на-Амуре, а в Якутске и в Новоархангельске (Аляска) были созданы викариатства.

ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ И ЕЕ АРХИПАСТЫРИ

       В 1867 году Якутским викарием стал ректор Якутской Духовной семинарии протоиерей Димитрий Хитров, постриженный в монашество с именем Дионисий. Святитель Иннокентий охарактеризовал его перед Синодом как человека, который «опытно и основательно знает край... который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана».

Епископ Дионисий (Хитров)

       Однако Высокопреосвященный Иннокентий прекрасно понимал, что для удобства церковного дела Якутия должна стать самостоятельной епархией, и последовательно добивался этого. В результате его ходатайств в конце 1869 года был издан царский указ об учреждении Якутско-Вилюйской епархии. Ее торжественное открытие состоялось в Якутске 29 марта 1870 года, а первым епископом стал Владыка Дионисий (Хитров).
       Преосвященный Дионисий сорок три года (1841–1883) прослужил Богу и людям на Якутской земле. Он исходил всю ее вдоль и поперек пешком, объездил на собаках, оленях, лошадях, в утлых лодках пускался в плавание по рекам и Северному Ледовитому океану, каждый год совершая огромный путь – до десяти тысяч верст. Лютыми зимами, в сорокаградусные морозы спал на снегу, под открытым небом, замерзал, проваливался в снег, блуждал в тундре, подвергая себя смертельной опасности, питался во время постов одними ржаными сухарями и целыми днями, не присев, принимал исповеди.

Преображенский храм в Якутске
Фото начала XX века

       Под руководством святителя Иннокентия, еще будучи председателем переводческого комитета, Владыка Дионисий совершил грандиозный труд по переводу Священного Писания и богослужебных книг на якутский язык, составил также «Краткую грамматику якутского языка». Он создал многие приходы и возвел множество храмов и часовен, открыл библиотеки и церковноприходские школы, Духовную консисторию и Епархиальный комитет миссионерского братства. Заботился о просвещении якутян, побуждая их к поступлению в Духовные училища и Духовные семинарии. Он сам был ректором Якутской Духовной семинарии и преподавал в ней. Участвовал в деятельности общественных комитетов – народного здравия, статистическом, попечительства и других. Доставлял климатические и этнографические сведения в Императорское географическое общество. Неусыпно заботился о вдовах и сиротах.
       Епископа Дионисия любили все жители Якутии, с ним стремились лично познакомиться иностранные гости, наслышанные о подвигах святителя Русской Православной Церкви.
       Вторым епископом Якутской епархии в 1883 году стал также незаурядный человек – Преосвященный Иаков (Домский). Он согласился принять архиерейскую кафедру в шестидесятилетнем возрасте. Оставив спокойную монастырскую жизнь в центре России, Владыка Иаков сумел за пять оставшихся ему лет жизни многое сделать в суровом северном крае. Он добился открытия в Якутске новой семинарии (прежняя в 1874 году была переведена в Благовещенск), миссионерской школы с пансионом при Спасском монастыре, женского Епархиального училища. Значительно расширилась при нем и сеть церковноприходских школ.

Епископ Иаков (Домский)

       Епископ Иаков продолжил деятельность по переводу и изданию церковной литературы на якутском языке. В конце 1880-х – начале 1890-х годов в Якутии вышло в свет более сорока богослужебных, духовно-нравственных и учебных книг. Его трудами стала выходить газета «Якутские Епархиальные ведомости». В начале 1886 года по ходатайству епископа Иакова в Якутске была открыта первая городская публичная библиотека-читальня: он организовал сбор книг и пожертвовал личные средства на подписку и приобретение литературы, а также выплату жалования библиотекарю.
       Преосвященный епископ Иаков скончался 27 мая 1889 года и был погребен в Вознесенской деревянной церкви Спасского монастыря. В 1917 году этот храм сгорел до основания. Через 110 лет после захоронения, 14 декабря 1999 года, при проведении земляных работ мощи Владыки Иакова были обретены нетленными и перенесены в Никольский храм, где и покоятся ныне. Тело святителя полностью сохранилось, хотя крышка гроба была повреждена. Целыми оказались даже одежда, Евангелие, крест и записочка с разрешительной молитвой, в которой было вписано имя священника, отпевавшего епископа.
       Епископы-подвижники Дионисий и Иаков пока не прославлены нашей Церковью, а вот их последователь – епископ Мелетий (Якимов, † 1900) 15 июня 2003 года был причислен к лику местночтимых святых Якутской и Рязанской епархий.

Святитель Мелетий (Якимов)

       Святитель Мелетий получил назначение на Якутскую кафедру в 1889 году. Прежде всего он продолжил дело построения храмов и часовен. В течение пяти лет им было освящено четырнадцать новых церквей. Он учредил в Якутске церковное братство во имя Христа Спасителя. В 1892 году для женского Епархиального училища им было построено новое здание с домовой церковью во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. При личном участии и попечительстве святителя в Якутске открылся областной музей.

Святитель Мелетий (Якимов)
с духовенством Якутской епархии

       Владыку Мелетия очень волновала судьба больных проказой, живущих в далекой тайге, в полной изоляции от людей. В российских газетах появились статьи, в которых архипастырь описывал судьбу несчастных страдальцев. Его стараниями при колонии прокаженных под Вилюйском была построена церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона, для которой со Святой Горы Афон была привезена икона этого святого, освященная на его мощах. Владыка Мелетий сам привез святую икону прокаженным.
       Во время восьмилетнего служения святителя Мелетия в Якутии неоднократно были замечены случаи благодатной помощи Божией и исцелений по его молитвам.

Общий вид Якутска
Фото начала XX века

ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

       Благодаря трудам многих ревностных архипастырей и пастырей к началу XX века в Якутии сформировалась четко организованная система духовных учреждений, оказывающих влияние на жизнедеятельность всего населения области. В 1899 году здесь действовали 49 церковноприходских школ и 21 школа грамоты, пятиклассное женское Епархиальное училище и воскресная школа в Якутске, образцовая школа при семинарии и школа грамоты при Епархиальном училище. В церковноприходских школах получала образование вся будущая элита якутского народа.

Общий вид города Олёкминска
Фото начала XX века

       Священники многие годы оставались самыми образованными людьми в улусах и им часто приходилось выступать в роли врачей, педагогов, писарей и судей. Некоторые из них были самыми настоящими учеными. Они занимались лингвистикой, этнографией, вели естественнонаучные наблюдения, участвовали в научных экспедициях, но главное, благодаря их трудам в крае была создана и успешно действовала система народного образования.
       Духовная семинария, открытая в 1858 году по инициативе святителя Иннокентия (Вениаминова), выпускала ежегодно по 10–12 человек. Они трудились на всей территории Восточной Сибири, вплоть до Камчатки и Аляски.
       Трудно переоценить роль православного священства в создании якутской письменности. Еще в 1819 году священник Олёкминской церкви Георгий Попов впервые составил якутский алфавит на русской основе и опубликовал его в своей книжке «Сокращенный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому, переведенный на якутский язык, с приложением впереди таблицы для складов и чтения гражданской печати». Через двадцать лет были изданы «Краткий катехизис» и Евангелие от Матфея в переводе священника Михаила Охлопкова.
       Переводческий комитет под руководством протоиерея Димитрия Хитрова подготовил и издал в Московской Синодальной типографии девять книг на якутском языке: «Священное Евангелие на якутском языке» (все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса), «Краткую грамматику якутского языка, составленную протоиереем Д. Хитровым», две книги из Ветхого Завета – Бытие и Псалтирь, богослужебные книги, знаменитую книгу святителя Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное», а также две книги на тунгусском (эвенкийском) языке.

Здание Якутской Духовной семинарии
Фото XIX века

       Священник Ытык-Кёльской церкви протоиерей Димитриан Попов, участвовавший в переводческом комитете святителя Иннокентия, стал одним из создателей словаря якутского языка. Многие годы он записывал якутские слова и пословицы, а на склоне лет безвозмездно передал их ссыльному студенту Эдуарду Пекарскому и в течение тринадцати лет после этого помогал ему в составлении словаря.

Протоиерей Димитриан Попов

       Благодаря созданию и распространению через систему церковноприходских школ якутской письменности православным духовенством был сохранен древний якутский эпос «Олонхо», фольклорные, исторические, этнографические сведения о жизни народа и заложена основа для появления национальной литературы на языке саха.

БЕЗВРЕМЕНЬЕ

       В начале XX века в Якутию из России вместе со ссыльными стали проникать новые веяния. К 1917 году население области в большинстве своем было православным, но атеистические и антицерковные настроения и идеи ослабляли веру, распространяясь главным образом в среде якутской и русской интеллигенции.

Театр эстрады в бывшем
Троицком соборе в Якутске

       После октябрьской революции в результате широкой атеистической работы среди населения республики было разрушено практически все, что с таким трудом насаждалось православными миссионерами и священниками. Все храмы и Духовные учебные заведения были ликвидированы. В 1939 году в Якутске закрыли последний православный храм на всем Северо-Востоке России – Николаевскую церковь. В страшные годы репрессий Республика Якутия стала местом ссылки и гибели для сотен священнослужителей и мирян.
       В 1970-х годах в ЯАССР, по официальным данным, верующих насчитывалось всего около двухсот человек. Духовная жизнь в республике, казалось, окончательно умерла.

Музей имени Емельяна Ярославского
в бывшем братском корпусе Спасского монастыря

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

       Началом возрождения Православия в республике следует считать 1983 год, когда благодаря усилиям многих верующих Совет по делам религий при Совете Министров СССР принял решение о регистрации прихода во имя Святителя и Чудотворца Николая в Якутске. Затем появились молитвенные дома в городах Олёкминске и Нерюнгри.
       23 февраля 1993 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Якутско-Вилюйская епархия была восстановлена. Правящим епископом стал Преосвященный Герман (Моралин, ныне архиепископ Курский и Рыльский).
       «Мы поехали в скромную деревянную церковь на улице Ушакова, – вспоминал Владыка Герман о начале своего служения. – Я обрадовался тому, что есть храм, хотя он был, конечно, очень бедный и запущенный: скромные иконки, отсутствие иконостаса, бедные облачения. Но я был утешен, когда вошел в алтарь: престол есть, принадлежности для совершения Литургии есть. Несколько человек певчих стояли на клиросе, священник начал совершать службу. А вечером в тот же день я уже и сам приступил к богослужению. Служить стал ежедневно утром и вечером...

Богородский храм в Якутске
в начале восстановления

       Меня удивило то, что в церковной лавочке не было никаких духовных книг, на руки выдавали по две свечки, даже крестиков не было – бедность и убожество!.. Надо было собирать литературу, церковную утварь просить, искать людей, которые могли бы сюда поехать, прежде всего священников. На первое время в помощь мне Святейший Патриарх дал трех монахов из Троице-Сергиевой Лавры и диакона из Данилова монастыря. Они потрудились у нас два-три месяца. А потом ко мне в Якутск стали приезжать люди из других городов и поселков республики, начали звонить, писать, говорить, что тоже хотят иметь у себя храмы, ждут моего приезда, хотят организовать общины. Я начал знакомиться с людьми, с обстановкой, стал совершать поездки по республике».

Святейший Патриарх Алексий
с первым президентом Якутии М. Е. Николаевым
1993 год

       Во главу угла своего служения епископ Герман, как и его предшественники, поставил миссионерскую деятельность. Он тщательно подбирал себе соратников, стараясь рукополагать тех людей, которые или родились, или давно жили в Якутии. Большинство из них получали духовное образование параллельно со служением. Владыка находил средства на миссионерские поездки, вникал во все трудности, возникающие в разных улусах Якутии, расспрашивая пастырей о подробностях их путешествий и общения с людьми. Постепенно под руководством епископа Германа начали возводиться и восстанавливаться храмы – в Якутске, Нерюнгри, Мирном, Алдане...

Никольский храм в Якутске

Градоякутский Преображенский кафедральный собор

       Большое значение Владыка Герман придавал распространению слова Божия на якутском языке. Он открыл курсы якутского языка для священнослужителей и возглавил деятельность коллектива, осуществляющего Якутский проект Института перевода Библии. Как сказал литературный редактор нового перевода Евангелия, народный писатель Якутии Дмитрий Кононович Сивцев (Суорун Омоллоон), «новые переводчики прошли по мосту, построенному первопроходцами – отцами-подвижниками, и, переняв традицию бережного отношения к тексту, продолжили путь». Почти двенадцатилетняя работа переводчиков М. Е. Алексеевой, А. Е. Шапошниковой, богословского редактора Саргыланы Леонтьевой, филологического редактора, доктора филологических наук Н. Н. Ефремова, и, наконец, самого Суоруна Омоллоона завершилась в конце 2004 года изданием в Москве прекрасно оформленной книги, снабженной справочным аппаратом.
       Под руководством первого архиерея возрожденной епархии в Якутске прошли конференции: «Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов)» – в 1997 году и «Христианство в судьбах народов Якутии» – в 2000 году. В центральной газете «Якутия» с 2000 года есть ежемесячная православная полоса «Благовест», а в 2003 году стала издаваться молодежная православная газета «Логос».

Владыка Герман со своей паствой

Архиепископ Якутский и Ленский Герман

       14 сентября 1993 года состоялся визит в Якутск Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия по пути Его Святейшества на Аляску. Святейший Патриарх посетил тот самый храм на улице Ушакова, о котором упоминает Владыка Герман, и дом, в котором располагалось тогда Епархиальное управление. Этому храму суждено было дать начало первому и пока единственному в Якутии женскому монастырю. Покровский монастырь был открыт в 1996 году, и сегодня в нем подвизаются четыре монахини, семь инокинь, шесть послушниц во главе с настоятельницей монахиней Архелаей (Бияновой).

Во время визита Святейшего Патриарха Алексия
в Якутию. 1993 год

       В июле 1996 года Святейший Патриарх Алексий посетил столицу алмазного края город Мирный, где освятил памятную плиту в основание Троицкого храма, побывал на алмазоперерабатывающей фабрике № 14 в поселке Айхале, встретился с православными верующими в храме Рождества Христова в городе Удачном.
       Визиты Святейшего Владыки оставили драгоценные воспоминания в душах сотен верующих Якутской епархии. Сегодня Предстоятеля Русской Церкви ждут в Якутии уже тысячи православных христиан.
       В августе 2004 года архиепископ Герман уехал из полюбившегося ему края, чтобы возглавить Курскую епархию. За одиннадцать лет его служения было восстановлено и построено в Якутии 18 храмов, создано 49 приходов. В епархии несли свое служение 29 диаконов и священников.


ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

       По решению Синода Русской Православной Церкви Якутскую епархию возглавил епископ Зосима (Давыдов). Его хиротония во епископа Якутского и Ленского состоялась 27 сентября 2004 года в Москве, в Храме Христа Спасителя. Новый Владыка энергично принялся за дело. Он продолжил строительство храмов – теперь их в епархии уже 26 (12 каменных и 14 деревянных) и 17 часовен. В епархии получили развитие новые формы миссионерского служения.

Спасский храм в Олёкминске
(построен в 1870 году)

Никольский храм в селе Кердем

Покровский монастырь в Якутске

       Под руководством епископа Зосимы в августе 2006 года группа епархиальных миссионеров вместе с учащимися Калужской Духовной семинарии, якутскими деятелями культуры и представителями республиканской власти совершила миссионерский сплав по реке Лене с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая. «Мы везли мощи любимого святого народов Якутии, – вспоминает Владыка, – посещали города и поселки, давали концерты, и это был своеобразный крестный ход, который завершился в заполярном поселке Тикси. Мы как бы показали Святителю Николаю нашу необъятную республику».

Епископ Якутский и Ленский Зосима

       А в нынешнем году епископ Зосима вновь возглавил миссионерский сплав с верховьев Лены до поселка Тикси с частицей мощей святителя Московского Иннокентия, в котором приняли участие якутское духовенство, учащиеся и преподаватели Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Ярославской Духовной семинарии.
       Эти поездки были подготовлены Миссионерским отделом Якутской епархии, многообразную деятельность которого возглавляет настоятель Преображенского собора в Якутске иерей Сергий Клинцов. Он не только совершает дальние путешествия по якутским приходам, но и старается запечатлеть красоту природы, храмов и людей на фотоснимках.

Троицкий храм в городе Мирном

       Сегодня перед Миссионерским отделом стоит множество проблем. Дело православной миссии в этом отдаленном крае нуждается в общецерковной поддержке. Возможно, следовало бы разработать специальную программу церковной миссии в отдаленных епархиях, в которой бы принимала участие вся Русская Православная Церковь, как это было принято до революции.
       Другим важным направлением сегодняшней жизни епархии стала подготовка священнических кадров из числа местного населения. 19 июля 2006 года решением Священного Синода в Якутске возобновило свою деятельность Духовное училище. Сегодня в двух его классах учатся четырнадцать человек, преподавание ведется выпускниками Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий, священнослужителями епархии и местными педагогами.

Никольский храм на улице Ушакова
Фото начала XX века

       Много времени и сил уделяется в епархии работе с молодежью и прежде всего воцерковлению детей в воскресных школах. При всех храмах Якутии действуют воскресные школы, которые посещают дети в возрасте от 6 до 15 лет. В сентябре 2005 года в городе Мирном под руководством председателя отдела по делам молодежи иеромонаха Серафима (Рошки) была открыта первая в республике православная гимназия. В Якутске создан Детско-молодежный центр во имя Святителя Николая, который возглавляет иеродиакон Мелетий (Ткаченко). Во время рождественских и пасхальных мероприятий ребята выступают с благотворительными концертами и театральными постановками во Дворце детства и на других сценах, а также посещают детские дома, интернаты и дома инвалидов. Кроме того, при центре открыты катехизические курсы для взрослых. За свою успешную деятельность отдел по делам молодежи Якутской епархии в 2006 году был удостоен Синодальным отделом по делам молодежи премии «Обретенное поколение».

Настоятельница Покровского монастыря
монахиня Архелая


Насельницы Покровской обители

       Братство святителя Иннокентия Московского в городе Нерюнгри ведет катехизаторскую работу. Силами братства издается приходской листок, ведутся огласительные беседы в окрестных приходах.
       В декабре нынешнего года в епархии пройдут третьи Рождественские чтения – на тему «Общество, школа и Церковь: воспитание личности». Участники чтений в прошлом и позапрошлом годах выразили свою благодарность Владыке Зосиме за организацию этого форума, дающего возможность выступить на общественной трибуне, поднять наболевшие вопросы и обменяться опытом. В педагогической среде остро ощущается нужда в объединяющем начале, и даже якутяне, живущие в отдаленных улусах, считают, что эту роль должна взять на себя Православная Церковь.

В храме святителя Иннокентия Московского
в Ленске

Новопостроенный Покровский храм
в городе Покровске

В Троицком храме города Мирного


Диаконская хиротония

       Важным направлением работы в епархии является общественно-просветительная деятельность. С Пасхи 2006 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия на канале НВК «Саха» при участии телекомпании «Глас» выпускается еженедельная телевизионная программа «Простые истины», в которой рассказывается об основах православной веры, о святых местах и подвижниках благочестия. С октября нынешнего года на канале СТВ в эфир стала выходить также еженедельная программа о жизни епархии.
       30 декабря 2004 года было организовано издательство «Якутский благовестник», которое с августа 2005 года ежемесячно выпускает цветной новостной листок «Православный вестник», распространяемый по приходам. Вышли в свет Молитвослов, Обедница, Акафист Святителю и Чудотворцу Николаю на русском и якутском языках, сборник статей богословских конференций, календари, миссионерские листки.

Храм святителя Иннокентия Московского
в Ленске

Введенский храм в поселке Сунтар

Часовня во имя святого Александра Невского
в Олёкминске

Храм святителя Иннокентия Московского
в Ленске

Строительство Никольского храма
в селе Жиганске

Строительство Покровского храма
в городе Покровске

       В Институте перевода Библии завершается работа над Псалтирью на якутском языке. «Хотелось бы, конечно, создать комитет по переводу, как было во времена святителя Иннокентия, – отмечает Владыка Зосима. – Нам уже сейчас необходимы требник на якутском языке и другие книги: каноны, акафисты. Изданный нами Акафист Святителю и Чудотворцу Николаю на якутском языке, несмотря на большой тираж, мгновенно разошелся, потому что этот святой очень почитаем и любим в народе и каждому хочется помолиться ему на родном языке. Безусловно, придется учитывать тот путь, которым прошли древние переводчики, их ошибки. Надо, чтобы современные ученые, носители якутского языка, вдохновлялись трудами великих предков, стараясь донести красоту богослужебных текстов до современных жителей Якутии».




       В 2005 году была проведена научно-практическая конференция «На службе Богу и якутскому народу». В 2006 году состоялась межрегиональная конференция «Основы духовной безопасности Дальневосточного региона». В работе этих форумов приняли участие представители якутской научной и творческой интеллигенции, общественные деятели из разных уголков региона и из Москвы.

Во время миссионерской поездки
с мощами святителя Московского Иннокентия
Село 1-й Нерюктяй, 2007 год

Спасский храм на территории военной части
в поселке Тикси

       В епархии активно работает Военный отдел, который возглавляет священник Михаил Павлов, ведущий, кроме того, миссионерскую работу на Колыме и в Верхоянье. Духовенство осуществляет пастырское окормление военнослужащих. На территории Якутии располагаются две военные части: в самом Якутске и в поселке Тикси. В прошлые годы хор одной из военных частей принимал участие в ряде богослужений. По традиции военнослужащие посещают богослужение в день празднования в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, 4 ноября. В нынешнем году в этот день многие солдаты причастились Святых Христовых Таин. Некоторые из них накануне приняли Крещение.

В Никольском храме города Якутска
2005 год

       Священство, как и в прежние времена, участвует в торжественной церемонии присяги на верность родине, которую приносят новобранцы, благословляет на ратный подвиг отбывающих в горячие точки. Ежегодно сотрудники Военного отдела поздравляют солдат с главными христианскими праздниками – Рождеством Христовым и Пасхой. Также для них организуются концерты патриотической песни, которые помогают военнослужащим, еще далеким от веры, через любовь к родине приблизиться к ее духовным корням.
       24 августа 2006 года Владыка Зосима совершил освящение самого северного храма в России, расположенного на берегу моря Лаптевых, на территории военной части в поселке Тикси.
       Отделом налажена работа не только в войсковых частях, но и во всех шести исправительных колониях на территории республики. В Табагинской колонии строгого режима построен храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, в Ленской колонии храм пока только заложен, а в остальных открыты молельные комнаты. Священники по крайней мере раз в месяц, а подчас и каждую неделю, посещают исправительные заведения и совершают там Божественную литургию. Военный отдел поддерживает бывших заключенных после выхода из исправительного учреждения, оказывая им помощь в трудоустройстве.
       Сотрудником Военного отдела протоиереем Алексием Зарубиным проводится большая работа среди казаков, объединенных в Якутский казачий полк. Отец Алексий присутствует на сходах и казачьих кругах, направляя общественную деятельность казаков в традиционно православное русло.
       Епархиальным отделом по социальному служению организована постоянная помощь детским домам, больницам, дому инвалидов, а также помощь малоимущим, в частности тем, кто живет в отдаленных поселках за Полярным кругом. Такую же социально направленную деятельность ведет сестричество во имя преподобномученицы Елисаветы при Троицком храме в городе Мирном.


Во время миссионерской поездки
с мощами святителя Московского Иннокентия
Село 1-й Нерюктяй, 2007 год

Во время миссионерской поездки
с мощами Святителя и Чудотворца Николая
2006 год

Участники миссионерской поездки
2007 год

Встреча ковчега с мощами
святителя Московского Иннокентия

Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая


Священник Павел Слепцов
19 августа 2007 года

       При Никольском храме в Якутске действует общественный центр помощи жертвам деструктивных культов и нетрадиционных религий, где консультируют и оказывают помощь юристы, психологи и психиатр, а также, если необходимо, сотрудники МВД.
       В 2007 году в епархии широко отмечается 210-летие со дня рождения святителя Московского Иннокентия. Торжества, посвященные этому событию, прошли в столице Якутии, а также в городе Ленске, где находится храм, освященный во имя святителя Иннокентия. В этом храме было совершено праздничное богослужение.

Молебен на начало учебного года
в Якутском Духовном училище

На занятиях в Якутском Духовном училище

Преподаватели и учащиеся
Якутского Духовного училища

       Во всех школах Ленска прошли конкурсы детского рисунка и сочинений, посвященных жизни и деятельности святителя. Лучшие работы были отмечены подарками, которые дети получили из рук правящего архиерея. В школах проводились классные часы, посвященные истории края и Православной Церкви. В очередном номере городской газеты «Ленский вестник» вышел вкладыш с материалом о святителе Иннокентии. Были подготовлены соответствующие теле- и радиопередачи, организована фотовыставка «Ленск православный». Приходом во главе с иереем Анатолием Астафьевым подготовлены к печати православный Молитвослов на русском и якутском языках, аудиокнига «Путешествия и подвиги святителя Иннокентия», а также красочный буклет о самом святителе и жизни посвященного ему прихода.

Дар епископа Зосимы якутскому казачеству –
Касперовская икона Божией Матери
2005 год

В день города Якутска
2006 год

Выступление Владыки Зосимы на конференции
«Основы духовной безопасности Дальневосточного региона»
Октябрь 2006 года

       6 января 2006 года Президент Российской Федерации В. В. Путин, находясь с рабочим визитом в Якутске, молился за всенощным бдением в Преображенском кафедральном соборе. После помазания Владыка Зосима передал в дар Владимиру Владимировичу икону Господа Вседержителя, выполненную в технике резьбы по кости местным умельцем.
       Сегодня Церковь в Якутии живет многообразной жизнью. Совместно с Министерством культуры республики в 2007 году уже в шестой раз прошел пасхальный фестиваль «Золотые купола». Среди мероприятий фестиваля концерты местных и приглашенных творческих коллективов, концерты классической музыки и выставки картин. В епархии был устроен показ фильмов кинофестиваля «Верное сердце», сюда приезжали работники киностудии «Илья Муромец» во главе с генеральным директором А. Ковтунцом и режиссером И. Литваком, состоялся премьерный показ фильмов «Рождественские истории».

На рождественской елке
2005 год

Рождественский концерт
2007 год

       В нынешнем году торжественно отмечается 375-летие вхождения Якутии в состав Российского государства. В Москве, Петербурге, в Казахстане и Киргизии пройдут Дни Республики Саха (Якутии) с разнообразной программой, в рамках которой по благословению Святейшего Патриарха Алексия намечено провести в Москве международную церковно-практическую конференцию «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и Православие в Сибири и Америке». В Храме Христа Спасителя будет совершена торжественная Божественная литургия с участием детских хоров и духовенства Якутской епархии.

Во время визита В. В. Путина в Якутию
6 января 2006 года

* * *

       Православие приобретает все большее значение в жизни Якутии. Как и прежде, святая вера несет людям, живущим в этом далеком северном краю, свет Христовой истины и вновь скрепляет духовное и культурное единство наших народов.

Пресс-служба Якутской епархии

       * Краткое изложение содержания дела с приведением выдержек из документов в государственных учреждениях России XVIII – начала XX веков.