|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2007 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь
«Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите... Он все видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видит Русь настоящую, и по-прежнему тихо сзывает он православных к молитве, по-прежнему мерно и заунывно звонит в свои колокола.
Поверьте мне: если вы будете в Нижнем Новгороде, сходите помолиться в Печерский монастырь...»Граф В. Соллогуб
Из повести «Тарантас»
Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь, расположенный на крутом правом берегу Волги, примерно в трех километрах от Нижегородского кремля, – одна из древнейших обителей Нижегородской земли. На рубеже 20–30-х годов XIV столетия сюда, на волжские берега, прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский и Нижегородский, крупнейший исторический деятель своего времени, чтобы основать здесь монастырь.
Подвижническая жизнь и деяния святителя Дионисия способствовали развитию этого края и духовному становлению всего русского народа.
О детстве и юности святителя Дионисия известно немногое. Он родился около 1300 года в Киевских пределах, в миру носил имя Давид – так полагают историки, опираясь на данные древнего синодика Нижегородского Печерского монастыря. С молодых лет он решил посвятить свою жизнь служению Богу. Монашеский постриг он принял в Киево-Печерском монастыре, где под руководством опытных наставников проходил монастырские послушания и обретал опыт строгой подвижнической жизни, а затем был облечен в священный сан.
О начальном периоде истории Вознесенского Печерского монастыря сведений сохранилось не много. Общепринятыми в исторической литературе датами основания обители считают 1328 или 1330 год, однако документальные подтверждения этого отсутствуют. Источниками, из которых можно составить представление о хронологии событий, монастырском уставе обители и быте ее насельников, являются жития учеников и последователей святителя Дионисия – преподобных Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского и Унженского, а также святой Вассы Нижегородской. Сведения, приведенные в этих житиях, позволяют утверждать, что к 30-м годам XIV столетия Нижегородский Печерский монастырь уже существовал.
Монах Дионисий, воспитанный на примере великих первоначальников, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, возгорелся желанием подвизаться в пещере. Получив благословение духовного отца, он отправился в путь, взяв с собою список Печерской иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим источникам – в 1105 году). Чудотворный образ Пресвятой Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только Печерского монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.
На крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона молодой отшельник ископал себе первую пещеру, где проводил время в посте и молитве. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала собираться братия из числа тех, кто желал так же, как и он, полностью посвятить свою жизнь Богу. Число монахов быстро росло, и вскоре им стало тесно в пещере, и даже новые пещеры не могли вместить всех желающих. К тому же жизнь в сырой каменной или земляной келлии не каждому под силу: пещерничество на Руси всегда считалось уделом немногих аскетов. Поэтому выше по склону, на уступе горы, началось строительство деревянного монастыря. Вначале была поставлена деревянная церковь в честь Вознесения Господня. Этот храм и дал название обители. Печерским же монастырь стал называться в память о первых пещерах («печерах»), ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли келлии, хозяйственные постройки, звонница. Число братии увеличивалось. Иеромонах Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем архимандрита.
Приняв настоятельский посох, игумен Дионисий совершенно не переменился: он был по-прежнему смирен сердцем, трудолюбив, нестяжателен и милосерд. Как и преподобный Феодосий, «всем служа и собою образ всем дая», он поучал братию не столько словом, сколько своим примером, прежде других выходя на работы и церковные службы. За высокие нравственные качества будущий святитель снискал любовь не только монашеской братии, но и многих именитых и знатных людей того времени. Основанную им обитель почитали и бояре, и великие князья. Они приходили в монастырь, чтобы испросить у настоятеля совета, молитв, получить благословение, и щедро жертвовали на церковное строительство.
Игумен Дионисий с истинно отеческой заботой и любовью вел своих учеников трудной дорогой совершенных иноков, и многие из них стали впоследствии основателями новых обителей. Так, двое юношей, уроженцев Нижнего Новгорода, в разное время пришли в Печерский монастырь и были приняты его святым игуменом в число ближайших учеников. Один из них в монашеском постриге получил имя Евфимий, другой стал называться Макарием. |
Преподобный Евфимий Суздальский |
|
Преподобный Макарий Желтоводский |
Спустя несколько десятилетий ученики и последователи святителя стали основателями новых обителей, а впоследствии были причислены к лику святых. Трудами преподобного Макария Желтоводского был основан монастырь во имя Богоявления, известный как Макариевская пустынь, а затем еще две обители: знаменитый Троицкий монастырь на озере Желтые воды (сейчас более известный как Макариевский Свято-Троицкий Желтоводский), и Макариевский Унженский монастырь. Преподобный Евфимий основал два монастыря в Суздале – Спасский и Покровский; его имя осталось и в самом названии устроенной им Спасо-Евфимиевской обители.
Нижегородский Печерский монастырь был устроен первым его игуменом по строгому общежительному уставу: монахи не имели собственности; имущество было общим; все вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата. Для порядка были заведены особые кормовые (или вкладные) книги, куда монахи записывали все вклады и пожертвования, сделанные разными лицами на помин души, с указанием, когда и по ком из вкладчиков отправлять заупокойное богослужение и какие «кормы ставить» в те дни на братскую трапезу. По духу вся жизнь монастыря соответствовала заветам преподобного Феодосия Киево-Печерского. |
Печерская икона Божией Матери |
Печерская обитель оказывала благотворное влияние на нравственную, культурную, политическую жизнь города и княжества. Ярким свидетельством усиления Суздальско-Нижегородского княжества стало возведение каменных храмов и укреплений. Работы велись с благословения признанного главы местного духовенства архимандрита Дионисия. В 1374 году архимандрит Дионисий был возведен святителем Московским Алексием во епископа Суздальского и Нижегородского. |
Строительство Печерской обители |
|
Миниатюры из Лицевого свода XVI века |
|
Синодик Вознесенского Печерского монастыря |
Русь готовилась к решительным битвам с Ордой, и видные иерархи Церкви, среди которых был и святитель Дионисий, своим авторитетом освящали борьбу с захватчиками, призывая русских князей к противостоянию ненавистному игу.
Много потрудился святитель Дионисий для процветания своей обители. Многое сделал он и для блага всей Святой Руси и Церкви Христовой.
Со времени основания Нижнего Новгорода (1221 год) так называемая Земля Низовская (Нижегородская) не имела статуса отдельной епархии, а была в подчинении у Суздальского архиерея. Позднее епископы, управлявшие и Нижним Новгородом, именовались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими. Впоследствии от Владимирской епархии отделились Суздальская и Нижегородская епархии, а самостоятельная Нижегородская архиерейская кафедра была учреждена в 1672 году. |
Летописец Вознесенского Печерского монастыря инок Лаврентий |
|
Страница Лаврентиевской летописи |
|
Вкладная книга Печерского монастыря |
Резиденция епископа Суздальского и Нижегородского Дионисия располагалась в Нижегородском кремле, однако святитель не оставлял братию обители без своего внимания. Печерский Вознесенский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр Земли Низовской. Предположительно, именно здесь по благословению епископа и при его участии монахом Лаврентием был создан древнейший из дошедших до нас летописный свод – Лаврентиевская летопись, пронизанная пафосом борьбы с ордынским игом. Книгописец, именовавший себя «худый, недостойный и многогрешный раб Божий Лаврентий мних», в послесловии к летописи указал даты начала и окончания своего труда (январь – март 1377 года), а также то, что книга писалась «по благословению священного епископа Дионисия». В основу летописи легли также сведения из древних книг, привезенных святителем Дионисием из Киева. Основатель Нижегородского Вознесенского монастыря был образованнейшим человеком своего времени и не раз посещал Константинополь.
В 1378 году, после кончины святителя Московского Алексия, появилось несколько претендентов на митрополичью кафедру. Сам святитель Алексий, думая о преемнике, хотел видеть во главе Русской Церкви Радонежского игумена Сергия. В житии Преподобного Сергия сообщается о призвании его зимой 1377 года в Москву, где митрополит Алексий имел с ним беседу, желая возвести игумена во епископский сан, а затем наречь своим наследником. Однако смиренный инок отказался от предлагаемой ему чести, до конца оставшись непреклонным в этом решении.
Одним из претендентов на митрополичью власть был архимандрит Новоспасского монастыря Михаил, известный в истории как Митяй, духовник и любимец великого князя Московского Дмитрия Ивановича (в будущем святого благоверного князя Димитрия Донского). Другим был митрополит Киприан, прибывший из Византии, болгарин по происхождению, поставленный на Русь в 1375 году Патриархом Филофеем. При жизни святителя Алексия он управлял православными епархиями Литвы и Польши, однако после кончины русского митрополита претендовал на власть в великорусских епархиях. Достойным преемником святителя Алексия мог стать святитель Дионисий Суздальский, если бы не развернулись драматические события, которые современники той эпохи назвали «мятежом во святительстве».
Архимандрит Михаил не имел заслуг и авторитета ни в церковных, ни в светских кругах, но пользовался покровительством великого князя благодаря своим личным качествам. Он был возвышен князем Дмитрием еще при жизни святителя Московского Алексия. Честолюбивый фаворит не годился для роли общерусского митрополита, способного перед лицом мощного наступающего врага – Орды призвать правителей Русской земли к единству. Однако сразу после погребения святителя Алексия он, не дожидаясь возведения в сан митрополита, переселился в митрополичий дом, стал управлять делами Церкви и собирать дань с духовенства, облачался в одеяния Владыки, готовясь ехать в Царьград для рукоположения.
В 1379 году состоялся Поместный Собор в Москве. Великий князь Дмитрий настаивал на поставлении архимандрита Михаила (Митяя) – вопреки воле усопшего святителя и мнению других видных иерархов. Среди церковных мужей возникло смятение: опасаясь княжеского гнева, многие противники Митяя предпочли смолчать и повиноваться. И только епископ Дионисий открыто возвысил свой голос против княжеского фаворита. Святитель осмелился доказывать великому князю, что неоправданное возвышение Митяя противоречит церковным правилам, грозил разоблачить ставленника князя перед Константинопольским Патриархом. Тогда великий князь Дмитрий распорядился взять святителя Дионисия под стражу, что нарушало священную традицию неприкосновенности архипастырей, неподсудности их мирским властям.
Игумен Сергий Радонежский, которому сразу же стали известны эти события, явился в Москву к великому князю и с кротостию, но твердо потребовал освобождения святителя Дионисия. Епископ был отпущен с условием не вмешиваться более в дело Митяя. Однако такой исход шел вразрез с мнением святителя Дионисия, и, навестив свою епархию, он немедленно отправился в Константинополь водным путем. Вскоре в Царьграде новым Патриархом Нилом епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий был возведен в сан архиепископа (в 1382 году он благополучно вернулся на Русь). Митяй же с большой свитой и богатыми дарами вознамерился посетить Константинополь летом 1379 года, сразу после церковных прений с великим князем, но по Промыслу Божию Царьграда ему увидеть так и не удалось: в море он внезапно занемог, скончался и был погребен в городе Галате. |
Бегство святителя Дионисия в Константинополь |
Спустя несколько лет Владыка Дионисий все же сумел примириться с великим князем Московским. Патриарх Константинопольский в грамоте своей отзывался об архиепископе Дионисии как о «муже честном, благочестивом и добродетельном, известном хранителе священных канонов». Вернувшись из Византии, святитель посетил не только Суздаль и Нижний Новгород, но и по поручению Патриарха – Великий Новгород и Псков, где, по свидетельству летописи, прекратил «соблазны и мятежи» еретиков-стригольников, а также беспорядки в Псковском Снетогорском монастыре.
Вскоре Дмитрий Донской лишил митрополичьей власти недолго возглавлявшего Московскую кафедру митрополита Киприана, который во время нашествия Тохтамыша в 1382 году бежал из Москвы перед ее осадой. Святитель Дионисий вновь отправился в Константинополь, теперь уже с ведома великого князя, и был в 1384 году поставлен митрополитом на Русь. Но обратно в Москву не вернулся: он заехал по дороге в Киев и был там пленен Литовским князем – в отместку Московскому князю за низложение митрополита Киприана. Проведя год в заточении, 15 октября 1385 года святитель Дионисий скончался и был погребен в Антониевой пещере родного Киево-Печерского монастыря. Великому подвижнику суждено было обрести упокоение в Печерской лавре, где он положил начало своим спасительным подвигам. Православная Церковь причислила митрополита Дионисия к лику святых. Его честные мощи долгое время оставались нетленными, но во время одного из нашествий крымских татар на Киев (1638–1686) были утрачены вместе с мощами многих других святителей, почивавшими в лавре.
Память святителя Дионисия совершается 26 июня (9 июля по новому стилю), ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого архипастырь носил в миру. В древнем синодике Печерского монастыря имеется среди прочих запись: «На память преподобнаго отца нашего Давида (26 июня) и на преставление Дионисия (в 15-й день октября) в оба дни панихиды и обедни служити собором».
Основанная святителем Дионисием Нижегородская Печерская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая, однако, и периоды запустения из-за вражеских набегов и иных бедствий. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали не только денежные средства, но и земли, охотничьи, бортные, рыболовные угодья, села. Простой люд также нес в обитель свою посильную лепту.
Вклады и пожалования стали главными источниками земельных приобретений монастыря в 1360– 1425 годы. Первоначально его владения возникли в Нижегородских землях, в относительной близости от самого монастыря. Это были хорошо развитые в хозяйственном отношении волости, что являлось немаловажным для растущей обители. К середине XVI века монастырь владел уже весьма обширными земельными вотчинами.
Не раз столь богатая и процветающая обитель разорялась вражескими набегами. Дважды, в 1378 и 1379 годах, Нижний Новгород, а вместе с ним и Печерский монастырь были сожжены дотла. Известно разорение монастыря в 1550 году. Лишь взятие Казани царем Иоанном Грозным ликвидировало опасность постоянных татаро-монгольских набегов. Вероятно, после этого в истории монастыря начался период активного каменного строительства. Благодаря пожертвованиям и вкладам великих князей, а также государей Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича к концу XVI века на крутом волжском склоне стояло уже несколько каменных храмов, среди которых выделялся красотой и величием пятиглавый Вознесенский собор. В исторических хрониках говорится о шести каменных церквах в Печерском монастыре того времени (тогда как в самом Нижнем Новгороде их было только три). В обители была каменная колокольня, имелись также деревянные и каменные келлии, поварня, больница, погреба, сушила и другие постройки. Территория ее была обнесена высоким деревянным частоколом со святыми воротами. Внизу, под горой, располагались пристани и шатровая деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Однако 18 июня (ст. ст.) 1597 года весь этот прекрасный архитектурный ансамбль был уничтожен гигантским оползнем. Признаки грядущей катастрофы обнаруживались еще за неделю до страшных событий, когда в монастыре начало «теснить» деревянную мостовую. В горе выше обители стала шириться трещина длиной почти в версту. Архимандрит Трифон, управлявший тогда монастырем, заблаговременно вывел в безопасное место всю братию, приказав унести с собою иконы, ризы, утварь – все, что можно было спасти. Когда в обители нельзя уже было долее оставаться, архимандрит взял крест и чудотворный Печерский образ Божией Матери и вышел, творя молебное пение.
Со слезами вознося молитвы Господу, монастырская братия смотрела на гибель родной обители. Подточенный родниками кусок горы начал оседать вниз вместе с растущим на нем лесом. От сотрясения колебались и рушились постройки: «В монастыре же означенною от горы оползиною храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания... каменная колокольня с колоколами свалилась на землю и разсыпалась, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю близ окошек олтарных», – повествовал «Нижегородский летописец». В одном месте язык оползня вышел в Волгу, образовав огромные волны. Суда, стоявшие у берега, оказались отброшенными далеко на сушу. Были разрушены храмы обители, службы, келлии, но никто из людей не пострадал.
Промыслом Божиим это величайшее несчастье имело не только разрушительные последствия. При обвале горы на третий день после катастрофы были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в Печерской обители и почившего приблизительно за тридцать лет до обрушения горы. «Совершенно сохранились и гроб, и ризы, и тело старца-схимника», – сообщал летописец, очевидно свидетель этих событий, так как писал он от первого лица: «По обретении мощей приехал в Печерский монастырь игумен Дудина монастыря Евфимий с братией, и мы вместе с ним вынули гроб, осмотрели мощи, осязали их собственными руками и поставили гроб на другое место... и устроили над ним гробницу». |
Обретение мощей преподобного Иоасафа |
|
Преподобный Иоасаф Печерский |
Спустя год для почитания святых мощей и «поминовения ради усопших братий» была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня, остававшаяся на прежнем месте, в то время как саму Печерскую обитель принялись восстанавливать не на старом участке, а ближе к городу. Позднее, в 1790– 1794 годы, вместо деревянного храма, пережившего пожары, воздвигли каменный. Спасо-Преображенская церковь и сегодня украшает Старо-Печерскую слободу Нижнего Новгорода. И по сей день от святых мощей преподобного схимонаха Иоасафа происходят чудесные исцеления духовных и телесных немощей людей, с верою притекающих к гробнице угодника Божия. В 1993 году преподобный Иоасаф Печерский был прославлен в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. |
Царь Иоанн Васильевич |
|
Царь Феодор Иоаннович |
|
Гробница преподобного Иоасафа Печерского |
Печерский монастырь, который простоял на первоначальном месте около 270 лет, после катастрофы был возобновлен – на том же правом берегу Волги, но выше по течению реки. Новое место, холмистое и неровное, пришлось выравнивать для последующего устроения обители. Архимандрит Трифон добился приема у царя Феодора Иоанновича, испросил помощи, и работы производилось поначалу за счет государевой казны, помимо прочих вкладов и пожертвований. Однако длительное время в монастыре возводились только деревянные рубленые здания. На свои прошения о строительстве каменных сооружений настоятели обители в московских приказах обычно получали отказ. |
Строительство настоятельского корпуса |
|
Архимандрит Трифон на приеме у царя Феодора Иоанновича |
И все же летом 1631 года мастер Федор Опарин с артелью костромских каменщиков начал класть в Печерской обители белокаменный подклет Вознесенского собора. Архимандрит Рафаил, в ту пору настоятель обители, настойчиво слал в столицу прошения «о благословенной грамоте воздвигнути каменная церковь во имя Вознесения Господня» и прочие храмы обители. Настойчивость архимандрита увенчалась успехом, и в обители развернулось каменное строительство. Известны имена создателей архитектурного ансамбля монастыря, почти полностью сохранившегося до наших дней. Это «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима и костромские и балахнинские каменщики. Кроме собора в 1640-е годы тем же Возоулиным в Печерской обители были сооружены две каменные шатровые церкви – надвратная во имя Евфимия Суздальского (1645) и Успенская (1648) с монастырской трапезной.
Архитектурный ансамбль обители был построен к середине XVII столетия. С любой из точек обзора Печерская обитель предстает как живописная композиция, центром которой является пятиглавый Вознесенский собор, главный храм обители. До 1927 года в соборе хранилась главная святыня монастыря – Печерская икона Божией Матери. Ранее уже говорилось, что святитель Дионисий в начале XIV века принес эту икону с собой на берега Волги, и можно предполагать, что если не сам он писал с нее список, то благословил на это кого-либо из иконописцев. В ХIХ веке святой образ был украшен чеканной серебряной позолоченной ризой с накладками из финифти и с различными на них надписями. |
Вознесенский собор Печерского монастыря Фото начала XX века |
|
Святые врата обители Фото начала XX века |
|
Крестовоздвиженская часовня Фото начала XX века |
Во времена бед и скорбей множество народа приходило в Печерскую обитель помолиться перед иконой Божией Матери. Существовала также традиция брать образ в дома нижегородцев, и многие по вере своей получали от иконы благодать и милость Божию. Начиная с 1857 года этот образ ежегодно на время проведения Нижегородской ярмарки переносили в специально построенную для него часовню.
Надвратная каменная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского располагалась на западной границе территории монастыря. Сначала церковь была деревянной, но сгорела в 1640 году, после чего на ее место был перенесен Никольский деревянный храм, уцелевший во время обвала 1597 года. Только в 1645 году над вратами был выстроен существующий доныне каменный храм. Это единственная в России дошедшая до наших дней шатровая церковь, поставленная над главными монастырскими воротами.
Вслед за надвратным храмом в обители началось возведение обширной трапезной палаты с теплой Успенской церковью. В трапезной были устроены два придельных алтаря, что давало возможность совершать здесь богослужения. В Успенской церкви находились монастырская ризница и библиотека. Храм и трапезная отапливались печами, украшенными великолепными изразцами от мастеров из Балахны. Еще в XVII веке Успенская церковь была соединена с Вознесенским собором крытой каменной галереей, построенной вдоль южного фасада этих храмов. Еще одна галерея соединяла Успенский храм с казначейским корпусом, который не сохранился до наших дней.
Одновременно с возведением храмов в монастыре строились корпуса для настоятеля и братии. Настоятельский корпус замыкал с запада линию келлий, вытянутую вдоль Волги. Покои настоятеля Печерского монастыря связывались деревянной галереей на каменных столбах с Вознесенским собором. Другая галерея вела на монастырскую стену, где была устроена смотровая площадка. Таким образом, по переходам на столбах можно было, не спускаясь на землю, обойти все основные монастырские строения. |
Монастырская колокольня Фото начала XX века |
|
Больничная церковь святых апостолов Петра и Павла Фото начала XX века |
|
Успенская церковь Фото начала XX века |
В XIX веке архитектурный облик и назначение настоятельского корпуса неоднократно изменялись. В 1866 году, когда в Нижегородской епархии была учреждена кафедра викарного епископа Балахнинского с правом настоятельства его в Печерском монастыре, этот корпус был переустроен под епископские покои. В 1887 году в обители была освящена домовая церковь при архиерейском доме, где проживал Владыка, с престолом во имя святителей Митрофана и Тихона Воронежских и великомученика Димитрия Солунского. Домовый храм находился в приемном зале, в нижних настоятельских покоях. Архитектурный ансамбль обители включал и сохранившиеся до нашего времени братские и больничные келлии, Палладиевский корпус, церковь во имя святых апостолов Петра и Павла и еще одну, надвратную, над восточными воротами, – Покровскую церковь.
Петропавловская церковь, построенная в 1687 году, первоначально называлась Макариевской (во имя преподобного Макария Желтоводского) и была деревянной. Ныне существующее здание было возведено в 1738 году. В 1858 году храм был освящен во имя святых апостолов Петра и Павла.
|
Настоятельский корпус Фото начала XX века |
|
Надвратная Евфимиевская церковь Фото начала XX века |
|
Фруктовый сад Фото начала XX века |
Далее, перпендикулярно по отношению к Петропавловской церкви, углом примыкая к ее алтарю, расположен восточный, или Палладиевский корпус (1758– 1765). Свое название он получил по имени жившего в нем в XVIII веке бывшего епископа Рязанского и Шацкого Палладия (Юрьева, † 1789). Ныне на втором этаже этого здания размещаются покои наместника Вознесенского Печерского монастыря.
Над восточными воротами Печерской обители находилась Покровская церковь. В 1800 году она сгорела и была возобновлена лишь спустя сорок восемь лет. В настоящее время здание церкви сохранилось частично. Стенам Печерского монастыря с момента возобновления обители на новом месте не пришлось послужить для обороны, по сей день они охраняют обитель лишь от суетного мира. В настоящее время архитектурный ансамбль Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря XVII– XIX веков признан памятником архитектуры федерального значения.
Отстроенный на новом месте монастырь приобрел еще большее величие и славу. Его настоятели играли весьма существенную роль в государственных делах. Так, Печерский архимандрит Трифон в грамоте об избрании царем Бориса Годунова подписался десятым в числе прочих настоятелей монастырей. Архимандрит Феодосий в 1612 году был послан с депутацией в село Пурех просить князя Дмитрия Пожарского принять на себя руководство нижегородским ополчением. Он также активно участвовал в избрании на царство первого государя из династии Романовых – Михаила Феодоровича.
Настоятель монастыря архимандрит Филарет (1658–1659) после учреждения в земле Низовской самостоятельной архиерейской кафедры стал первым митрополитом Нижегородским и Алатырским.
По указу Сената на погребение императора Петра Великого в 1725 году был вызван в Петербург и настоятель Нижегородского Вознесенского монастыря архимандрит Варсонофий.
Из летописи Печерской обители известны многочисленные случаи материальной помощи русскому войску от монастырской братии. Так, в 1619 году монастырь выделил 300 рублей и 1000 четвертей ржи и овса на жалование ратным людям. В 1646 году обителью было послано до двадцати человек ратников против крымских татар под Смоленск. Через год в осажденный Смоленск монастырь также выслал много хлебных припасов, а в Вязьму – конных вооруженных людей на государеву службу. Во время Русско-шведской войны на средства в том числе и Нижегородской Печерской обители в Воронеже был отстроен военный корабль «Орел». Монастырем было пожертвовано для литья пушек несколько колоколов весом более 300 пудов.
Бывало, что Печерский монастырь служил и местом содержания преступников – не только по делам веры и Церкви, но и государственных. Так, сюда заключено было пятьдесят стрельцов, участвовавших в бунте против государя Петра I. За крепкими монастырскими стенами они содержались до 1699 года, затем под караулом были доставлены обратно в Москву.
Монастырь всегда помогал бедным и нуждающимся, имел собственные больницы и богадельни, содержал на своем довольствии престарелых увечных воинов и инвалидов.
В Печерской обители в молодых летах проходил послушание Никита Минов – будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон. При избрании Патриарха в настольной грамоте от 6 июля 1652 года были перечислены двенадцать мужей – кандидатов на Патриаршество. Среди них упоминался и настоятель Нижегородского Печерского монастыря Стефан, но не ему, а митрополиту Новгородскому Никону суждено было Промыслом Божиим стать Патриархом Всероссийским.
Патриарх Никон любил Печерскую обитель и часто помогал ей, выделяя средства из собственной казны. Настоятелю монастыря архимандриту Герасиму было даровано особое право совершать Божественную литургию в митре, с рипидами, палицею и сулком, облачаться среди храма на ковре и во время Литургии держать осеняльную свечу – «якоже достоит епископу, ради почести Печерской обители».
Великие князья и цари Московские щедро даровали Нижегородскому Печерскому монастырю и другие привилегии. Так, настоятель монастыря был полновластным судьей над всеми монастырскими крестьянами, во всех делах, «кроме убийства, разбоя и татьбы»; все монастырские строения в городах и селах освобождались от казенного постоя и подвод; местные гражданские чиновники или их наместники не имели дозволения въезжать в монастырские вотчины, судить или посылать туда своих подчиненных для суда. Впервые эти права и преимущества были даны Печерскому монастырю в 1512 году великим князем Василием Иоанновичем, при архимандрите Илии, в 1602 году были подтверждены царем Борисом Годуновым, при архимандрите Трифоне, и позднее – царями Михаилом Феодоровичем, Алексеем Михайловичем, Иоанном и Петром Алексеевичами Романовыми.
Печерский монастырь издавна имел в своем ведении несколько приписных монастырей, отданных в управление со всем имуществом и крестьянами: Борисоглебский Кидекшанский близ города Суздаля; Спасский Толоконцев, на противоположном берегу Волги; Спасо-Преображенский монастырь в селе Мурашкино, приписанный в 1631 году по челобитной самой преображенской братии и крестьян; Успенская обитель в Заузольской волости. Наряду с этим Печерский монастырь имел три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве. В нижегородском селе Высоково был монастырский скотный двор.
В 1764 году, когда начались реформы императрицы Екатерины II в отношении монастырей, за Печерским монастырем числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ. Однако после секуляризации монастырских земель для обители наступили времена бедности и запустения. Печерский монастырь при составлении духовных штатов был включен в первый класс, степенью седьмым. Средств для содержания обители было явно недостаточно, монастырские строения ветшали. Лишь стараниями и молитвами оставшейся братии, весьма малочисленной, да пожертвованиями нижегородцев храмы и иные постройки в обители сохранились от полного разрушения.
После кончины архимандрита Иринея в 1847 году епископ Нижегородский и Арзамасский Иаков (Вечерков, † 1850) по благословению Святейшего Синода сам стал управлять Печерской Вознесенской обителью. Благодаря его трудам и заботам она постепенно возрождалась, а число братии росло. С этого времени настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи Нижегородские и Арзамасские, а с 1866 года – епископы Балахнинские, викарии Нижегородской епархии.
Дальнейшее устроение обители продолжили епископы – Преосвященный Димитрий (Самбикин, впоследствии архиепископ, † 1908) и Преосвященный Агафодор (Преображенский, впоследствии митрополит, † 1919). При них были обновлены все пять монастырских храмов, отремонтированы башни обители и ее святые ворота, частично восстановлены братские келлии. Трудами епископа Агафодора в 1888 году при Печерском монастыре было открыто Свято-Владимирское Духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей. Заботясь о внешнем благоустройстве обители, Владыка Агафодор приложил старания и к восстановлению внутреннего порядка, поднятию благочестия среди иноков. Число братии увеличилось к 1900 году до сорока человек.
С древнейших времен монастырская ризница являлась сокровищницей церковных произведений искусства. В ней к началу XX века хранилось немало древних святынь, таких, как Евангелия XVII и XVIII столетий, плащаницы, евхаристические сосуды, напрестольные кресты, митры, посохи и многое другое. Собрание монастырской библиотеки насчитывало до тысячи царских и патриарших грамот; в ней сохранялись семь монастырских рукописных синодиков, уникальные рукописные сборники и старопечатные книги.
Накануне 1917 года обитель по богатству своему превосходила многие монастыри России, и не случайно нижегородцы именовали ее лаврой.
Славилась обитель и своей благотворительностью. В годы Первой мировой войны Печерский монастырь содержал у себя девяносто пять беженцев из западной части России. В иноческих келлиях был обустроен лазарет для воинов-инвалидов, а всего на нужды войны было пожертвовано свыше четырех тысяч рублей.
После 1917 года Нижегородский Печерский монастырь разделил трагическую участь большинства православных обителей. Настоятель монастыря епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) 6 ноября 1918 года был расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности. На юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году Владыка Лаврентий, викарий Нижегородской епархии, был прославлен Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В 1925 году Печерский монастырь был передан в ведение губернского музея. Эта организация по своему статусу была призвана охранять исторические и культурные ценности, однако в отношении монастыря произошло обратное: ризница была разграблена, здания стали использоваться под жилье и различные хозяйственные нужды. В 1931 году сотрудники губмузея сдали на переплавку девять уникальных монастырских колоколов и все кованые ограды и кресты с монастырского погоста. В Вознесенском соборе расположилась столярная мастерская артели «Маяк», а в его подвалах устроили овощехранилище. В Успенской церкви разместился архив, в настоятельском корпусе расположился кинотеатр «Колхозник», а братские корпуса и даже башни были приспособлены под жилые квартиры.
Только в 1960 году Нижегородскому Вознесенскому Печерскому монастырю был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Работы по реставрации начались после перевода сюда в 1971 году Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской, трудами коллектива которой были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни. |
Современный вид монастыря |
В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началась новая страница в истории древней обители. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов, † 2001) принял переданный властями монастырь в свое ведение. В том же году наместником монастыря был назначен иеромонах Александр (Каменев). Первым храмом, который был вновь освящен Владыкой Николаем, стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского.
17 ноября 1999 года по распоряжению митрополита Николая исполняющим обязанности наместника Вознесенского Печерского монастыря стал игумен Тихон (Затекин), а 19 апреля 2000 года решением Священного Синода он был утвержден в должности наместника обители. |
Наместник монастыря архимандрит Тихон |
|
Братия монастыря |
24 ноября 1999 года был освящен храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла при братском корпусе, где в дальнейшем совершались богослужения. Спустя всего полгода, в престольный праздник Вознесения Господня в 2000 году, состоялось освящение главного, Вознесенского собора. Осенью того же года на колокольню был поднят колокол, отлитый в Сарове (точная копия сохранившегося в Суздальском музее-заповеднике старинного колокола, пожертвованного в XVI веке Печерскому монастырю Государем Иоанном Грозным).
На Светлой седмице в 2001 году в монастырь была доставлена рака с частицами святых мощей Киево-Печерских чудотворцев, привезенными на Нижегородскую землю из Киево-Печерской лавры. Мощи были поставлены в Вознесенском соборе обители. Наряду с этой святыней в монастырском соборе находятся ковчеги с частицами мощей преподобного Симеона Верхотурского, святой блаженной старицы Матроны Московской и других святых угодников Божиих.
Сегодня, по милости Божией, в монастыре полным ходом идут реставрационные и восстановительные работы. Всего за три года благодаря стараниям наместника и братии на пожертвования нижегородцев и паломников были отремонтированы настоятельский и келейные корпуса, открыта иконно-книжная лавка. По мере сил и возможностей восстанавливается внутреннее убранство Вознесенского собора, ведутся работы по росписи монастырской трапезной. На колокольне зазвучали новые колокола, отлитые по благословению наместника монастыря в городе Каменск-Уральске.
Возрождающаяся Печерская обитель помогает многим нижегородцам обрести православную веру, поклониться великим святыням Русской Православной Церкви. Так, зимой 2002 года сотни православных верующих смогли помолиться перед чудотворным Почаевским образом Божией Матери из Свято-Успенской Почаевской лавры, который был принесен в Печерскую обитель. |
Святейший Патриарх Алексий в Печерском монастыре 2005 год |
На заседании Священного Синода 26 декабря 2002 года архимандриту Георгию (Данилову), эконому Троице-Сергиевой Лавры, было определено стать епископом Нижегородским и Арзамасским. Вступив на Нижегородскую кафедру, Владыка Георгий стал настоятелем и священноархимандритом Печерского монастыря. |
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий |
1 мая 2003 года, на Светлой седмице, в стенах Печерской обители епископом Георгием было совершено освящение первого в Нижегородском крае музея истории епархии. Его экспозиция размещается в одном из корпусов монастыря. Два зала на первом этаже посвящены истории Печерского монастыря. В качестве экспонатов представлены как древнейшие археологические находки из раскопок на месте первоначального пребывания обители, так и копии редких архивных документов XVI– XIX веков. В экспозиции музея находятся церковная утварь, богослужебные сосуды, образцы старинных церковных облачений, а также дореволюционные награды, которых удостаивались представители духовенства. Здесь можно увидеть некоторые уникальные иконографические образы. Среди экспонатов представлены многочисленные дореволюционные фотографии, дающие представление о прежнем убранстве обители. История монастыря отражена также с помощью современных живописных репродукций. Кроме того, в залах второго этажа выставлены рукописные и старопечатные книги, многочисленные дореволюционные издания, которые посвящены истории Нижегородской епархии и жизнедеятельности ее архипастырей.
Один из разделов музейной экспозиции посвящен последним настоятелям Печерской обители начала ХХ века – новомученикам и исповедникам Российским, епископам Балахнинским Лаврентию (Князеву, † 1918) и Петру (Звереву, † 1929). Некоторые из залов музея используются для размещения сменных тематических выставок. |
Во время празднования 500-летия обретения мощей преподобного Евфимия Суздальского 2007 год |
|
Чин о Панагии в престольный праздник обители 2007 год |
Собрание музейной коллекции постоянно пополняется. На первом этаже музея в одном из его помещений для паломников и гостей монастыря открыто фотоателье. Здесь, в стилизованном интерьере, на фоне старинной мебели посетители могут сфотографироваться на память. Посещение музея истории Нижегородской епархии осуществляется за небольшие пожертвования, осмотр экспозиции сопровождается рассказом экскурсовода. Полученные средства идут на дальнейшую реставрацию Печерского монастыря.
В 2003 году по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в престольный праздник Вознесения Господня в монастырь была привезена православная святыня Урала и Сибири – Казанская Чимеевская икона Божией Матери. Чудотворный образ пребывал в обители в течение месяца, и сотни верующих смогли вознести перед ним свои теплые молитвы. |
Крестный ход во время празднования 500-летия обретения мощей преподобного Евфимия Суздальского 2007 год |
|
Монашеский постриг в обители |
|
Братия монастыря с ковчегом с частицей мощей преподобного Макария Желтоводского |
Продолжая традиции древних монастырей, Печерский монастырь ведет разнообразную духовно-просветительную работу. Под редакцией наместника обители издаются историко-краеведческий журнал «Нижегородская старина» и газета «Печерский благовест», повествующая о жизни возрождающейся обители. В нынешнем году к 140-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского, † 1944) издательский отдел обители выпустил книгу-альбом «Рожденный на Земле Нижегородской. Патриарх Сергий» [авторы – настоятель обители архимандрит Тихон (Затекин) и директор музея епархии О. В. Дегтева] и книгу «Богословское наследие Патриарха Сергия». Также был создан хроникально-документальный фильм о Патриархе Сергии, премьера которого состоялась 25 сентября 2007 года, накануне празднования юбилейной даты, на телеканале ННТВ. К празднованию 90-летия восстановления Патриаршества в нынешнем году был выпущен альбом «Рожденный на Земле Нижегородской. Патриарх Никон». |
Посещение Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II Вознесенской Печерской обители |
Монастырь окормляет Нижегородскую академию МВД, местную воинскую часть, а также областную больницу имени Семашко и туберкулезный диспансер. |
Духовник монастыря игумен Вассиан благословляет курсантов |
|
Молебен в домовом храме при больнице имени Семашко |
* * *
Милостию Божией не прервались древние традиции святой Печерской обители, не прекращается ее духовная и молитвенная жизнь. Ежедневно совершаются богослужения: полунощница, братский молебен, Божественная литургия, вечернее богослужение. В настоящее время немногочисленную братию Вознесенского Печерского монастыря составляют наместник архимандрит Тихон, семь иеромонахов, четыре иеродиакона, три монаха, два инока, шесть послушников. |
Архимандрит Тихон представляет экспозицию музея гостям обители |
|
В издательском отделе монастыря |
Для дальнейшего восстановления Вознесенский Печерский монастырь Нижнего Новгорода нуждается в помощи и посильных пожертвованиях благотворителей, дабы совместными усилиями возродить в былом величии эту древнюю и славную обитель.Адрес монастыря:
603093, Нижний Новгород, Приволжская слобода, 108.
Реквизиты монастыря:
ИНН 5260064742,
КПП 526001001,
р/с 40703810742050000770,
к/с 30101810900000000603,
БИК 042202603
в Волго-Вятском банке
СБ РФ, г. Н. Новгород
Архимандрит Тихон (Затекин)