|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2008 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
К 125-летию со дня кончины митрополита Макария (Булгакова)
Жизнь и служение митрополита Макария (Булгакова)
Прошедший год был ознаменован несколькими юбилейными датами, связанными с именем митрополита Макария (Булгакова). В 2007 году исполнилось 125 лет со дня преставления архипастыря. 140 лет назад, в 1867 году, Высокопреосвященнейший Макарий подал Государю императору Александру II и обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому прошение «о ежегодных премиях для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий». В 1857 году, 150 лет назад, начал издаваться основной многотомный труд митрополита Макария «История Русской Церкви».
Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), святитель, историк и богослов, всю свою жизнь отдал исследованию, изучению и написанию истории Русской Церкви. Результатом его многолетней исследовательской деятельности явилась многотомная «История Русской Церкви», которая принадлежит к числу наиболее полных исследований не только по русской церковной истории, но и по истории России. За этот труд митрополит Макарий был удостоен звания действительного члена Российской Императорской Академии наук.
Будущий архипастырь родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии, в многодетной семье бедного сельского священника Петра Булгакова и его супруги Стефаниды Григорьевны. Младенец был настолько слаб, что отец сразу же крестил его. Во Святом Крещении мальчик получил имя мученика и исповедника Михаила, князя Черниговского.
Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы его проходили среди горькой нужды, бедности и лишений. Но несмотря на трудности, разумная и благочестивая мать его старалась дать своим детям образование. Михаил учился основам грамоты в доме своего крестного отца священника П. Никитского. С 1825 года обучался в Корочанском Духовном училище, с 1827 года – в окружном уездном Духовном училище в Белгороде, при Курской Духовной семинарии. Болезненный ребенок не преуспевал в науках, учеба требовала от него огромного трудолюбия и усидчивости. «Кто мог подумать, – писал его биограф П. А. Смирнов, – что из этого жалкого, забитого, признанного безнадежным мальчика выйдет великий святитель, наставник многих поколений, направитель церковной жизни, доблестнейший слуга отечества, подвижник и покровитель просвещения».
Поворотным пунктом в развитии умственных способностей Михаила явился один исключительный случай, бывший с ним в годы учебы его в уездном училище. Нечаянно брошенный его товарищем камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние. Божией милостью в процессе лечения неожиданно исчезла постоянно мучившая мальчика золотуха и произошло какое-то прояснение ума. Вскоре после этого Михаил стал одним из лучших воспитанников училища. В июле 1831 года он блестяще окончил училище и был переведен в Курскую Духовную семинарию.
В семинарии раскрылись выдающиеся дарования Михаила Булгакова. Юный семинарист отличался благородством, любознательностью, трудолюбием и благочестием. Он пользовался особым вниманием ректора семинарии архимандрита Елпидифора (Бенедиктова) и даже жил в его квартире. Другие преподаватели с интересом наблюдали за юношей и старались развить его незаурядные способности. Он приобрел такое расположение наставников, что они уважительно называли его по имени и отчеству, а не по фамилии, как обычно именовали учеников. Семинарские сочинения Михаила Булгакова отличались оригинальностью мысли, строгой логикой, последовательностью изложения и живым, безукоризненно правильным литературным языком. Он окончил семинарский курс первым по списку и в августе 1837 года поступил в Киевскую Духовную академию. В академии студент Михаил Булгаков особенно проявил себя в сочинениях (это были стихи, проповеди, философские, богословско-догматические и церковно-исторические исследования), отличался блестящим знанием русского и иностранных языков.
По окончании Киевской Духовной академии юноше предстоял выбор дальнейшего жизненного пути. В то время Михаил Булгаков писал об «искреннем и решительном желании принять иноческий облик» и в последующей своей жизни всегда обращался к неисчерпаемому духовному опыту и мудрости древних подвижников. 15 февраля 1841 года он был пострижен в монашество с именем Макарий, в честь священномученика Макария, митрополита Киевского; 25 марта 1841 года – рукоположен во иеродиакона, а 29 июня, после окончания выпускных экзаменов, – во иеромонаха. Он окончил курс со степенью магистра и был оставлен при академии на только что открывшейся кафедре русской церковной и гражданской истории.
«Воспитав молодого талантливого историка, Киевская Духовная академия получила возможность открыть кафедру церковной и гражданской истории, возглавить которую предстояло иеромонаху Макарию. До того времени историю, как церковную, так и гражданскую, в академии практически не изучали, и первому преподавателю пришлось готовить лекции совершенно самостоятельно», – отмечала Н. Ильичева.
В стенах Киевской Духовной академии были созданы «План христианской аскетики» и «История Киевской академии», за которую иеромонах Макарий был удостоен звания магистра.
В 1842 году иеромонах Макарий был назначен ректором Киевско-Подольских Духовных училищ, а летом того же года переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию и назначен помощником инспектора. В 1844 году, в двадцать восемь лет, иеромонах Макарий стал ординарным профессором Духовной академии и был возведен в сан архимандрита. В академии ему была поручена одна из важнейших кафедр – кафедра догматического богословия. В должности профессора и инспектора академии он прослужил семь лет, причем инспекторская деятельность архимандрита Макария имела столь же плодотворные результаты, как и профессорская его служба. Академическое начальство высоко ценило его труды и усердие и всегда содействовало продвижению его по службе. Сам же архимандрит Макарий, благодаря своему глубокому благоговению, никогда не тщеславился своими успехами, а искренне радовался им, считая их прямым следствием бесконечного милосердия Божия к нему.
Прочитанный им в академии курс лекций лег в основу первого самостоятельного, ставшего знаменитым труда «Введение в православное богословие» (1847), за который автору была присуждена ученая степень доктора богословия.
В 1848 году архимандрит Макарий начал создание полного свода «Православно-догматического богословия», и уже в 1849 году вышел первый его том, а в 1851 году – второй и третий тома. Одновременно неутомимый автор трудился в Комитете духовного ведомства по изданию духовно-нравственных книг для народа: житий святых, описаний святых мест и др.
Начиная с 1846 года стали издаваться труды архимандрита Макария, связанные с русской церковной наукой. Фактически он был зачинателем нового направления – систематического изложения истории Русской Церкви. 1847 год считается началом издания многотомного труда архимандрита Макария «История Русской Церкви».
20 декабря 1850 года архимандрит Макарий был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии. Через год после этого, 24 января 1851 года, было совершено наречение архимандрита Макария во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, с оставлением в должности ректора и назначением настоятелем Шаргородского Свято-Николаевского монастыря, а 28 января – его архиерейская хиротония. В письме к своему наставнику архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию (Борисову, † 1857) он писал: «О, какое обилие благости Божией ко мне, недостойному...»
В мае 1851 года епископ Винницкий Макарий был переведен на Тамбовскую кафедру. Его стараниями в епархии улучшилась деятельность Духовных учебных заведений, широко развивалось миссионерство. У епископа Макария, человека доброго, отзывчивого, мягкого, оказалась железная воля, строгая самодисциплина, высокая ответственность за взятое на себя дело. Он терпеть не мог невежества, низкопоклонства и лести. Владыка Макарий был строг, но строгость его оценок была следствием высоких требований, предъявляемых историком-патриотом и православным богословом к соотечественникам, исповедующим истинную веру.
За это время епископ Макарий подготовил к печати ряд ценных историко-литературных работ, а главным итогом его творчества в этот период стали изданные в журнале «Христианское чтение» проповеди.
В 1854 году архипастырь получил Демидовскую премию и был удостоен звания ординарного академика Императорской Академии наук.
18 апреля 1859 года Преосвященный Макарий был назначен епископом Харьковским и Ахтырским. В мае Владыка Макарий покинул Тамбов. «Много было при проводах искренне плачущих. Утешались все понимающие люди только тем, что этому редкому в архипастырстве архипастырю предстоит быть светилом Русской Церкви, светящимся на высоте, и принести великую пользу ей во главе управления, что и оправдалось», – писал его современник протоиерей В. Е. Певницкий.
Будучи на Харьковской кафедре, Владыка Макарий заботился о жизни простых сельских священников, духовно-просветительных учреждениях, о развитии миссионерской деятельности, а также о строгом соблюдении церковной дисциплины. Тогда же он создал новый духовно-литературный журнал «Духовный вестник», но главное, продолжал работу над «Историей Русской Церкви».
Владыка Макарий на протяжении всей своей жизни следовал строгому распорядку дня, который нарушался только в экстраординарных случаях. Он всегда вставал в пять часов утра, час гулял в саду во всякую погоду, затем молился за ранней Литургией, с девяти до двенадцати часов принимал посетителей и занимался делами епархиального управления, далее купался, гулял в роще. С половины первого до половины четвертого читал книги духовного содержания, после чего следовали занятия, связанные с «Историей Русской Церкви». В шестом часу пил чай и снова занимался «Историей». В одиннадцать часов вечера после продолжительной молитвы отходил ко сну.
В начале 1867 года Высокопреосвященнейший Макарий обратился к обер-прокурору Святейшего Синода графу Д. А. Толстому с письмом такого содержания: «В 1841 году переходя со студенческой скамьи на кафедру бакалавра Киевской Духовной академии, я дал себе следующий обет: если Бог благословит мое намерение и труды, то все деньги, какие будут следовать за мои сочинения, хранить неприкосновенными, чтобы на проценты учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий... и присуждать их отнюдь не прежде, как со времени моей смерти». В том же году император Александр II утвердил главные положения для присуждения Макариевских премий.
10 декабря 1868 года Преосвященный Макарий был назначен архиепископом Литовским и Виленским, что повергло всю харьковскую паству и особенно харьковское духовенство в неописуемое горе. После кончины митрополита Макария его имя было внесено на вечное поминовение в синодики всех храмов Харьковской епархии.
Если петербургский период был самым радостным периодом жизни Владыки Макария, то его литовский период был самым значительным и сложным. Это было связано с сильным влиянием католицизма в Литовском крае. За время служения Высокопреосвященного Макария в Литве были построены, восстановлены и освящены 293 церкви, открыта Виленская Духовная семинария, отреставрированы кафедральный собор и большой храм Свято-Духова монастыря. Владыка Макарий возглавлял работу двух значительных комитетов при Святейшем Синоде, инспектировал все четыре российские Духовные академии, участвовал в справе русского и славянского переводов текстов Священного Писания, участвовал от имени Русской Православной Церкви в разрешении греко-болгарской церковной распри, был одним из главных экспертов Святейшего Синода по делам раскола и сект. В те же годы вышли в свет VII, VIII и IX тома его «Истории Русской Церкви».
8 апреля 1879 года вышел Высочайший указ о назначении архиепископа Макария митрополитом Московским и Коломенским, Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и членом Святейшего Синода. Об этом событии ректор Московской Духовной академии С. К. Симонов писал: «Москва имеет нового митрополита и благодарит Бога и Государя за назначение такого великого, ученейшего святителя». Новому Московскому митрополиту пришлось очень трудно, положение в Московской епархии было непростым. Сурово наказывая виновных в нерадивости, Владыка обрушил на себя столь сильный град незаслуженных упреков, что последние годы его жизни современники нередко уподобляли мученичеству.
Но несмотря на чрезвычайную напряженность работы в Московской митрополии, Владыка Макарий продолжал трудиться над своей «Историей Русской Церкви». В тот период были закончены еще три тома его капитального труда – X, XI и XII и начат XIII, который завершить ему уже не удалось. Было также издано около двухсот проповедей митрополита Макария.
Преосвященный Владыка сознавал, что не сможет полностью написать свою «Историю», хотя и стремился к этому. Со временем вышли в свет ее X и XI тома. Начало XII и начало XIII тома были опубликованы уже после кончины святителя, благодаря усилиям его брата протоиерея Александра, служившего в Казанском соборе в Петербурге.
Академик П. А. Плетнев говорил, что сочинения митрополита Макария будут служить образцом того, как надобно собирать исторические материалы, как приводить их к единству, как излагать историю в высоком ее значении. Но его оппонентами высказывались и возражения, одним из которых была односторонность исторической перспективы (только со стороны Церкви). Действительно, митрополит Макарий подчеркивал, что в русской истории развитие Церкви и государства идут параллельно и взаимоотношения Русской Церкви и русского государства напоминают отношение души к телу. В своей методологии он исходил из понимания этой особенности России.
Жизнь Владыки Макария соответствовала его духовному облику беззаветного труженика на ниве православного просвещения. Не жалея собственных сил и трудов на благо науки, он был необычайно щедр и внимателен к любому светлому явлению в науке, даже если новая концепция не соответствовала его собственной. До сих пор поступок митрополита Макария, на собственные средства издавшего книгу самого талантливого своего противника – Е. Е. Голубинского, остается редким примером благородства в науке и его высоких душевных качеств.
Митрополит Макарий принимал деятельное участие в реформе Духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. В 1869 году по его инициативе и под его редакцией был издан новый устав Духовных академий, составивший, по отзыву профессора А. П. Лебедева, «бесспорную эпоху в развитии церковно-исторической науки у нас в России». Согласно этому уставу все науки академической программы распределялись на три отделения, одно из которых было церковно-историческим. Его студенты четыре года могли посвятить преимущественно изучению исторических наук. Благодаря новому уставу церковно-историческое отделение сделалось вскоре самым популярным в Московской Духовной академии.
Другое важное нововведение «макариевского» устава 1869 года – изменение порядка присуждения ученых степеней. Степень магистра богословия присваивалась за опубликованный труд, публично защищенный. Степень доктора богословия теперь стали присуждать не в Святейшем Синоде, очень редко удостаивавшем этой степени богословов, а в самих Духовных академиях. Таким образом, благодаря митрополиту Макарию в академиях были введены такие же порядки присвоения ученых степеней, как и в университетах. Новый устав закрепил тенденцию к возрастанию роли предмета «история Русской Церкви» как области для ученых занятий.
Митрополит Макарий был горячим патриотом своей родины, и тема любви к отчизне была одной из главных в его проповедях. «Чувство любви к отечеству, высказанное некогда в таких сильных выражениях сынами Израиля, есть одно из самых естественных и священнейших чувствований человеческого сердца. Эту любовь внушает людям сама природа, эту любовь укрепляют незаметно нравы и обычаи каждой страны, ясно предписывают политические законы каждого государства. Но никогда не возвысятся до истинной любви к родине люди, не знающие христианства или живущие не по христианству и чуждые его духа. Одно, одно христианство, приготовляющее истинных граждан для Неба, может образовывать и истинных граждан для земли», – писал он.
Как неутомимый ревнитель православного просвещения, митрополит Макарий глубоко страдал оттого, что народные массы живут почти в совершенном невежестве. И люди чувствовали доброе сердце Владыки: к нему обращались за помощью студенты, молодые ученые, погорельцы, голодающие и всегда получали его поддержку.
Многие труды, обязанности и невзгоды подкосили здоровье митрополита Макария. 7 июня 1882 года на летней архиерейской даче в селе Черкизово за Преображенской заставой Владыке стало плохо, а через день, 9 июня, он тихо скончался. 12 июня тело Московского архипастыря торжественно перенесли в кафедральный Чудов монастырь в Кремле, где состоялось отпевание. На следующий день с Троицкого вокзала отошел траурный поезд, который повез тело митрополита Московского и Коломенского Макария к месту его последнего упокоения – в Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. |
Памятник митрополиту Макарию у здания Белгородской Духовной семинарии, сооруженный в 2004 году |
15 июня после торжественного богослужения тело митрополита Макария было опущено в гробницу, на которой были высечены названия наиболее значительных его трудов: «Введение в православное богословие», «Православно-догматическое богословие» и «История Русской Церкви» и памятные слова, отражающие суть его жизненного пути: «Премудрость его поведят людие, и похвалу его исповесть церковь» (Сир. 44, 14). Многочисленная паства заполнила территорию Лавры и все пространство вокруг нее, чтобы проводить в последний путь глубоко почитаемого народом молитвенника Земли Русской.
О митрополите Макарии, великом иерархе Русской Православной Церкви, можно сказать словами летописца: «Такого же не бысть прежде в Русской земле, и по нем не вем, будет ли таков».