|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2008 |
БИБЛИОГРАФИЯ
41-й выпуск сборника «Богословские труды»
По различным причинам сборник «Богословские труды» в 2006 году не выходил, поэтому в 2007 году он был выпущен в увеличенном объеме (592 страницы вместо обычных 400). Такой объем привел к необходимости использовать твердый переплет – впрочем, можно вспомнить, что в таком виде сборник уже выходил в 1981–1990 годах (№ 23–30), пока экономические трудности эпохи перестройки не вернули это издание к первоначальной мягкой обложке. Поскольку интерес к «Богословским трудам», в том числе вне пределов России, растет, содержание выпуска дано и в английском переводе.
Сборник состоит из девяти разделов и традиционно открывается публикациями русских переводов творений святых отцов и учителей Церкви. Думается, что рубрика «Из святоотеческого наследия» будет оставаться одной из важнейших и в обозримом будущем. В этом номере под ней помещены две статьи: византийские комментарии на Иисусову молитву – анонимный и принадлежащий святителю Марку Эфесскому (в переводе сотрудника Издательского Совета А. Г. Дунаева и декана богословского факультета Царицынского православного университета В. Г. Патрина). Вторая работа – комментарий Оригена на Евангелие от Матфея (10–11-я книги, перевод сотрудника ИФ РАН А. В. Серегина). Оба перевода снабжены необходимыми историко-текстологическими введениями и примечаниями.
Раздел «Догматическое богословие» представлен тремя публикациями. Продолжен начатый в предыдущих номерах перевод труда В. Н. Лосского «Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта» (глава 3, переводчик – Г. В. Вдовина, ИФ РАН) – классической работы о немецком мистике и в то же время последней из еще не переведенных на русский язык книг выдающегося православного богослова XX века. Статья сотрудника Издательского Совета М. М. Бернацкого посвящена, казалось бы, давно минувшим церковно-историческим событиям конца XVII века – деяниям Константинопольского Собора 1691 года, установившего правомерность при изложении православного учения о Таинстве Евхаристии использовать слово «пресуществление», говоря об изменении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа (некоторые византийские богословы считали, что православным является только термин «преложение»). Но деяния указанного Собора, исповедовавшего равнозначность «пресуществления» и «преложения» (и даже провозгласившего анафему на отрицающих первое), и их рецепция в России оказываются важными в свете современных споров о статусе этих терминов. Наконец, статья известного современного французского патролога Ж.-К. Ларше в переводе игумена Саввы (Тутунова) посвящена результатам богословских диалогов Православных Церквей с дохалкидонскими Церквами. Хотя со времени указанных собеседований прошло почти пятнадцать лет (два последних состоялись в 1990-м и в 1993 годах в Шамбези), вопрос об их результатах до сего дня остается открытым, ибо принятые на этих встречах документы вызвали ряд нареканий со стороны многих православных богословов во всем мире. После детального анализа упомянутых документов Ларше дает нелицеприятную оценку стремлению некоторых богословов к преодолению расхождений ценой фактической ревизии постановлений Вселенских Соборов, прикрываемой ссылками на исторические и психологические факторы.
После долгого перерыва в сборник «Богословские труды» вновь включен раздел «Библеистика» (последний раз исследования по этой теме печатались в № 31, почти пятнадцать лет назад), который в данном номере представлен работой А. А. Алексеева «Септуагинта и ее литературное окружение». Статья носит обзорный характер, автор ставит целью показать, что Ветхий Завет не отделен от Нового некой непреодолимой стеной, но напротив, в силу непрерывности письменных традиций обоих Заветов ряд новозаветных понятий вызревал в недрах раннего иудаизма, что служило подготовкой к последующему восприятию христианства.
Раздел «Агиография» представлен работой А. Ю. Виноградова «Предания об апостольской проповеди на восточном берегу Черного моря». Анализируя эти предания, автор на основании новейших научных достижений убедительно показывает недостоверность апокрифических сведений об основании апостолом Андреем Первозванным ряда епископских кафедр в Восточном Причерноморье.
Обширная статья диакона Михаила Желтова (раздел «Литургика») посвящена анализу древнейших славянских рукописей, содержащих чин Божественной литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Рассмотрев формуляры Литургий тридцати трех древнерусских Служебников XIII–XIV веков и двадцати пяти южнославянских Служебников XI– XIV веков, автор сопоставляет имеющийся в них набор молитв, ектений и других текстов с аналогичным набором константинопольского литургийного чина. Вывод, который делает исследователь, следующий: древнерусские Служебники в целом восходят не к константинопольской, а к некой иной, ныне утраченной греческой литургической традиции того времени (возможно, фессалоникийской).
В разделе «Из русской религиозной мысли» завершается подготовленная епископом Венским и Австрийским Иларионом публикация документов из Канцелярии Святейшего Синода, относящихся к делу об афонских монахах, то есть к вопросу об имяславии (начало см. № 39–40). Когда сборник был уже в типографии, под редакцией Владыки Илариона вышла отдельная книга «Споры об Имени Божием» (СПб., 2007), куда вошли все эти документы. Дальнейшая подборка материалов в том же разделе посвящена 125-летию со дня рождения и 70-летию со дня кончины священника Павла Флоренского.
Она открывается вводной заметкой митрополита Минского и Слуцкого Филарета, председателя Редакционной коллегии сборника «Богословские труды», содержащей интересные личные воспоминания об отношении к Флоренскому в МДА во время ректорства в ней Влыдыки (1966–1973), о его встречах с вдовой отца Павла А. М. Флоренской и др. Далее печатается не публиковавшаяся ранее студенческая работа отца Павла «Святой Иаков, брат Господень (характеристика “Послания” и личности)», которая представляет собой семестровое сочинение за третий курс по Новому Завету и которая, как и все работы этого автора, «крайне любопытна и оригинальна» – такую характеристику дал этой работе научный руководитель Флоренского профессор М. Д. Муретов. Завершает раздел статья В. П. Визгина (ИФ РАН), показывающая односторонность характеристики взглядов отца Павла как платонических и анализирующая соотношение в его мировоззрении платонической и экзистенциальной установок, которые по-разному выступают в различные периоды его творчества.
К 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви приурочена публикация статьи Е. В. Ивановой (ИМЛИ) «Святейший Патриарх Тихон и голод 1921–1922 годов в России» (рубрика «История Церкви»). На материалах, найденных автором в Гуверовском архиве Стэнфордского университета США (Г. К. Гувер – президент США в 1929– 1933 годах, в начале 1920-х возглавлял Американскую администрацию помощи, благотворительную организацию, действовавшую тогда в Европе и России), показана роль Церкви в организации помощи голодающим, которая в советские времена полностью замалчивалась.
Значительно расширен в этом номере «Богословских трудов» раздел «Критика и библиография», на который отведено почти 50 страниц и в котором помещены семь рецензий на вышедшие в последние годы богословские и церковно-исторические сочинения. Из первых отметим пространную рецензию А. Г. Дунаева на библиографию библиографий по патристике и смежным дисциплинам Д. Кранца, а также рецензию А. Г. Бондача на монографию архиепископа Петра Л'Юилье «Правила первых четырех Вселенских Соборов», защищенную в МДА в 1985 году, но на русском языке изданную впервые Сретенским монастырем в 2005 году. Из вторых – рецензию А. Г. Кравецкого на сборник материалов под заглавием «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году» (М., 2006; составитель М. А. Бабкин), которые во многом подтверждают вывод о либерально-демократическом настрое в 1917 году большинства представителей высшей иерархии. Отметим также интересную, хотя и не бесспорную рецензию М. Ю. Реутина, специалиста в изучении рейнских мистиков, на продолжающее печататься в «Богословских трудах» исследование В. Н. Лосского об Экхарте (автор, в частности, полагает, что Лосский преувеличивает роль апофатической составляющей в мистическом опыте Экхарта в ущерб катафатической части его учения).
Завершает сборник раздел «Конференции и семинары», одна из статей которого посвящена прошедшей в сентябре 2006 года в Киеве международной научной конференции «Православие и мир: экклезиология–антропология–культура» (конференция организована возрожденным при Киевской Духовной академии Киевским Религиозно-философским обществом), а другая – работе московского семинара «Русская философия (традиция и современность)».
Сборник вышел за несколько дней до начала работы V Международной Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о Церковных Таинствах» – на этом представительном богословском форуме и состоялась его презентация.Е. Полищук,
заместитель главного редактора
Издательства Московской Патриархии,
ответственный секретарь редколлегии
сборника «Богословские труды»