|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 03-2008 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Ярославская и Ростовская епархия: история и современность
|
Ростовский кремль |
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Ярославская и Ростовская епархия – одна из древнейших в России, ее история неразрывно связана с историей всего Государства Российского. С первых десятилетий распространения на Руси христианства проповедниками веры в этом крае выступали великие князья. По словам летописи, святой князь Владимир повелел приводить к Крещению людей по всем градам и весям, и население Ростовского края крестилось сразу после Киева и Новгорода.
В Х веке административным и торговым центром обширной территории от верховьев Волги до Белоозера был Ростов, о котором впервые упоминается в летописи в 862 году. Жители этого края – меря, чудь, мурома, а также славяне-переселенцы из северо-западных и южных окраин древнерусского государства, были язычниками.
Сюда в 991 году с проповедью Евангелия прибыл святитель Киевский Михаил (988–992), присланный на Русь из Константинополя, первый на Руси митрополит, с Добрынею, дядей великого князя Владимира, Анастасом, корсунским священником, и еще четырьмя священниками, среди которых был Феодор, родом из Греции. Именно он, приняв сан епископа, возглавил учрежденную тогда же в Ростове Великом кафедру. |
Ярославль. Общий вид города и река Волга Фото начала XX века |
|
Ярославль. Воздвиженский спуск |
|
Ярославль. Подзеленье |
|
Ярославль. Вид от «Стрелки» |
Сам город был основан поселенцами из Новгородской и Киевской Руси, и утверждение христианства здесь проходило с участием святого равноапостольного князя Владимира. В этом торгово-политическом центре и была основана Ростовская епархия. Первый ее епископ, святитель Феодор, сразу же приступил к строительству первого в Ростове христианского храма, первоначально деревянного. Он был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Ростовские жители довольно враждебно встретили и самого архипастыря, и все его начинания. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Притеснения с их стороны все увеличивались, поэтому в 992 году епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов Великий. Мощи святителя Феодора, первого епископа Ростовского, ныне почивают в Суздале, в Богородице-Рождественском соборе. |
Святители Ростовские Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и преподобный Кирилл Белозерский |
Вторым епископом Ростовским стал Владыка Иларион, но под давлением язычников он тоже был вынужден покинуть кафедру.
Тогда же в этих краях подвизался преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский. Преподобный Авраамий, сам от рождения будучи язычником, получил по молитве ко Христу исцеление от тяжкой болезни, уверовал и крестился, а затем обратил в истинную веру население, проживавшее у озера Неро и поклонявшееся «скотьему богу Велесу».
Преподобный Авраамий удостоился видения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который вручил ему жезл для сокрушения идола. По благословению епископа Ростовского Феодора преподобный поставил на месте явления святого апостола Иоанна Богослова церковь во имя евангелиста, а на месте сокрушенного идола устроил церковь в честь Богоявления и общежительную обитель при ней. По преданию, в XVI веке, отправляясь походом на Казань, царь Иоанн Грозный побывал в Ростове и взял жезл, которым был сокрушен языческий идол. Одержав победу над Казанью, царь заложил в Авраамиевом монастыре каменный храм Богоявления, существующий до сих пор.
|
Авраамиево-Богоявленский монастырь в Ростове Великом |
|
Крестный ход в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия |
В Суздальском крае, входившем тогда в состав Ростовской области, проповедь Евангелия прозвучала из уст самого Крестителя Руси – великого князя Владимира. Затем миссионерскую деятельность в Ростово-Суздальской земле продолжили его младшие сыновья – святые страстотерпцы Борис, князь Ростовский († 1015), и Глеб, князь Муромский († 1015). Они поддерживали церковное строительство и устройство обителей, а своей праведной жизнью подавали пример всем верующим.
Первые русские князья-христиане строили храмы на свои средства. Так, Ярослав Мудрый, покорив своей воле язычников, живших в месте слияния Волги и Которосли, в 1010 году основал город Ярославль, первым строением которого стал деревянный храм во имя Пророка Божия Илии.
Князь Всеволод, сын благоверного князя Ярослава Мудрого, хотя и владел Ростовским уделом, сам здесь не бывал, и из истории мы знаем, что кафедра в Ростове пустовала много времени. Новому епископу Ростовскому, святителю Леонтию, пришлось столкнуться с ожесточенным сопротивлением язычников. Монах Киево-Печерского монастыря, проходивший послушание под духовным руководством преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, он был поставлен на Ростовскую кафедру в 1054 году. Новый епископ был изгнан из Ростова, но проявил терпение и кротость: поселился за городом, построил небольшой деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила и продолжал проповедовать веру Христову. |
Башня Спасо-Преображенского монастыря (ныне музей) |
|
Храм святой Параскевы Пятницы на Туговой горе в Ярославле |
|
Крестный ход в день памяти благоверных князей Василия и Константина Ярославских, 16 июля 2007 года |
В «Сказании о Леонтии Ростовском» так описываются его труды: «Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице... Старики же, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям». Тогда он стал учить молодых, собирать в церковь детей, наставлять их в православной вере и крестить. Родители-язычники чинили препятствия, даже подвергали святителя побоям и мучениям. Однажды они собрались толпой и, вооружившись, направились к церкви, чтобы убить миссионера. В полном святительском облачении с крестом в руках в окружении причта святой Леонтий вышел навстречу язычникам. Его твердость и спокойствие перед лицом смерти возымели действие, возбужденная толпа стихла и стала слушать благодатное слово. Многие тогда приняли Святое Крещение.
Более шестнадцати лет святитель Леонтий возглавлял Ростовскую кафедру. В 1073 году во время восстания под водительством двух волхвов, вспыхнувшего в Ростовской земле, он принял мученическую кончину. За миссионерские труды и подвиги Церковь прославила святителя Леонтия в лике святых. Нетленные мощи епископа были обретены спустя почти сто лет, в 1164 году. |
У мощей святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля |
Миссионерская деятельность в крае была продолжена преемником святителя Леонтия – святителем Исаией. Он родился около Киева, подвизался в Киево-Печерской обители, был известен своими добродетелями. В течение тринадцати лет святитель Исаия был игуменом Димитриевского монастыря в Киеве, основанного князем Изяславом Ярославичем. В 1077 году он был возведен на Ростовскую кафедру, где укреплял в вере принявших Крещение и обращал в христианство язычников. Известно, что епископ Исаия в первую очередь обратил внимание на языческие окрестности Ростова и Суздаля, объезжал их «грады и месты» и, находя там идолов, предавал их огню. Господь удостоил святителя Исаию дара чудотворений. В 1090 году последовала блаженная кончина епископа Исаии, а в 1164 году были обретены его нетленные мощи.
В XII столетии в трех городах епархии, Ростове, Ярославле и Переславле, были построены каменные храмы. Развивалось церковное искусство, князья не жалели денег на дорогие книги, основывали, пока еще в городах, иноческие обители. В те годы началась слава преподобного Никиты, столпника Переяславского, и монастыря, в котором он подвизался. |
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле Фото начала XX века |
В начале XIII века в епархии были устроены иконописные мастерские, а также мастерские, где создавались лицевые рукописи. До наших дней сохранились Апостол 1220 года, одна из самых больших русских пергаментных книг, и «Спасское Евангелие» – два выдающихся памятника древнерусского книжного искусства. Закладывались основы житийной (агиографической) литературы, прославлявшей первых канонизированных Русской Церковью святых – страстотерпцев Бориса и Глеба, святителя Леонтия.
Распространению православной книжности в крае особенно способствовал епископ Пахомий († 1216), духовник князя Константина Всеволодовича. При его участии сложилась одна из крупнейших в то время на Руси библиотек, в которой только греческих книг, в том числе полученных князем в дар от восточных патриархов, насчитывалось более тысячи. Греческие книги переводились на славянский язык специально приглашенными для этого учеными людьми. По завещанию князя библиотека была передана Духовному училищу, первому на Севере, открывшемуся также по инициативе и по благословению епископа Пахомия при Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле.
В XIII веке в Ростовской епархии сложились традиции местного летописания. Церковные летописцы сообщали обо всех значительных событиях в жизни края, включая историю Ростовской епархии. Идея религиозного единства прозвучала в «Молении Даниила Заточника», одном из самых ранних литературных произведений, созданных в крае накануне татарского нашествия. Православный автор восклицал: «Не дай же, Господи, в полон земли нашей языком, не знающим Бога, да не рекут иноплеменницы: где есть Бог их». |
Никитский монастырь в Переславле-Залесском |
Как предполагают ученые, Ростов не стал оказывать сопротивления татаро-монгольским захватчикам, тем самым сохранив свои веками накопленные духовные ценности. Опьяненные успехом татары предложили Ростовскому князю Василько сотрудничество, которое он отверг, сохранив веру и потеряв жизнь в битве на реке Сити в 1238 году. Канонизация князя Василька состоялась в XX веке, накануне революции.
В этих трагических обстоятельствах духовные пастыри взяли на себя тяжелую и опасную миссию защиты прав Русской Церкви, духовенства и населения перед монгольскими ханами. По-видимому, первым, кто с этой целью отправился в Орду к хану Берке (1257– 1266), был епископ Ростовский Кирилл II († 1262). Ходатайствуя о своей епархии, он с такой искренностью и теплотой рассказывал о подвиге епископа Леонтия и о чудесах, совершавшихся у мощей святого, что произвел огромное впечатление на хана и еще более сильное – на его племянника.
Во второй раз Владыка Кирилл был приглашен в Орду для исцеления тяжело заболевшего сына хана Берке. По святым молитвам епископа совершилось чудо – ханский сын исцелился, а племянник решил принять христианскую веру. Божий дар убеждения и раньше помогал епископу Кириллу утверждать людей в вере своими проповедями и богословскими трудами («О страхе Божием», «О небесных силах», «О злых дусех», «О мытарствах» и др.). Вскоре епископ Кирилл крестил племянника хана в Ростове, дав ему новое имя Петр. Новообращенный создал церковь и монастырь на берегу озера Неро во имя святых апостолов Петра и Павла и жил в Ростове праведной жизнью. Незадолго до своей кончины в 1290 году святой Петр Ордынский принял схиму.
В Ярославле во времена зависимости от Золотой орды несли служение вере и отечеству святые князья Василий и Константин. Князь Константин погиб в битве с захватчиками в 1257 году. Более 750 лет место сражения в Ярославле называют Туговой горой, местом великой туги – печали русских. Затем в Ярославль был поставлен князь Феодор. Вынужденный несколько лет прожить в Орде, он получил от хана Менгу-Темира в кормление несколько городов, в которых возводил церкви. Дочь хана Менгу-Темира, выходя замуж за Ярославского князя Феодора, изъявила желание принять Святое Крещение и получила на то благословение Константинопольского Патриарха в 1279 году. Новообращенная княгиня Анна построила в Ярославле церковь во имя Архангела Михаила и другие храмы, украсила святую икону Божией Матери, была известна своей благочестивой жизнью. Благоверный князь Феодор, принявший схиму перед своей кончиной в 1299 году, а также правившие после него сыновья Давид и Константин, чьи нетленные и чудотворные мощи были обретены в 1463 году, причислены Русской Церковью к лику святых и почитаются как Небесные покровители края.
Подвижничество православного духовенства Ростовской епархии в суровые годы привело к тому, что уже во второй половине XIII века большинство населения Северо-Восточной Руси приняло Крещение. Социальная и политическая активность церковных иерархов и некоторых князей, направленная на сохранение мирных отношений с Ордой, в конечном итоге обеспечила самое главное – то, что религиозное просвещение людей в это тяжелое время не угасло.
Первоначальные знания приобретались в училищах, которых в пределах епархии было не менее двух – в Ростове и Устюге. Литературные произведения: проповеди, послания, жития, описание путешествий, богослужебные книги – хранились в библиотеках. Наиболее крупными признавались два хранилища древних и редких рукописей – при соборной церкви Пресвятой Богородицы в Ростове, а также в епископском монастыре святого Григория Богослова.
В Григориевской обители ревностно изучал священные книги выдающийся религиозный мыслитель средневековой Руси преподобный Епифаний Премудрый. Он родился в Ростове, там же принял монашеский постриг, большую часть жизни провел в Троице-Сергиевой Лавре, совершил паломничество в Палестину и на Афон. Он написал жития Преподобного Сергея Радонежского и святителя Стефана Пермского, в которых в том числе отметил важное значение монастырей как источников просветительства и духовного обновления Руси.
В период татаро-монгольского ига в епархии увеличилось количество обителей, оно достигло 180. Именно в эти трудные для отечества годы на Ярославской земле был создан Свято-Введенский Толгский монастырь.
В 1314 году, путешествуя по своей епархии, святитель Трифон, епископ Ростовский, остановился для ночлега на берегу Волги, неподалеку от Ярославля. Ночью он увидел на противоположном берегу образ Пресвятой Богородицы в лучезарном столпе. Чудесным образом преодолев Волгу, святитель стал усердно молиться перед ним. Наутро икону увидела вся свита архиерея, но уже не на воздухе, а на земле между деревьями, и при ней посох святителя Трифона. Горячо помолившись, православные немедленно приступили к строительству малой церковки, которая в тот же день при содействии жителей Ярославля была окончена и освящена. Событие сопровождалось чудесными исцелениями от иконы, и на месте ее явления тогда же был основан Толгский монастырь.
Управлялись монастыри игуменами или архимандритами, в зависимости от их значения. В Ростовской епархии сан архимандрита имели настоятели Авраамиева монастыря в Ростове, Спасо-Преображенского в Ярославле, Горицкого в Переславле. Сравнительно недалеко от них находилась Троице-Сергиева Лавра, основанная Преподобным Сергием Радонежским, «всей Русской земли учителем и наставником». |
Преподобные Кирилл и Мария |
|
Преподобный Сергий Радонежский |
Жизнь Преподобного Сергия была тесно связана с Ростовским краем. Он родился в начале XIV века в селе Варницы, в трех верстах от Ростова. Позднее, в 1427 году, на этом месте был заложен Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Именно в училище Ростова отрок Варфоломей и его братья получили начальные знания. Здесь же произошла промыслительная встреча со старцем-черноризцем, повлиявшая на будущее Преподобного. С этого времени в поведении Варфоломея обнаружилось горячее стремление к духовному совершенствованию. Спустя годы, уже начав монашескую жизнь, святой Сергий Радонежский неоднократно возвращался на родину. В 1363 году он побывал в Ростове с целью убедить местного князя Константина Васильевича отказаться от борьбы против великого князя Московского Димитрия Ивановича, что вполне ему удалось. Хорошо известна роль Преподобного Сергия Радонежского в духовной поддержке князя Димитрия Донского, всего русского воинства накануне и в ходе Куликовской битвы. Однако главный подвиг Преподобного состоял в прославлении им Святой Троицы, в учении, ставшем религиозной основой национального единства и государственно-политического возрождения Руси.
Миссионерская деятельность Преподобного Сергия Радонежского приумножалась монашескими подвигами его учеников, среди которых был подвизавшийся с двенадцати лет в Троицкой пустыни племянник Преподобного Феодор. Впоследствии основатель двух монастырей, духовник и доверенное лицо князя Димитрия Донского, он часто исполнял важные церковные и государственные дела, воспитал много известных подвижников веры. В 1390 году Константинопольский Патриарх возвел архимандрита Феодора в сан архиепископа Ростовского. С того времени кафедре была присвоена архиепископская степень, которой до того была удостоена только Новгородская кафедра. Управление епархией святителем Феодором способствовало укреплению ее тесных связей с митрополичьим двором в Москве, а значит, и дальнейшему развитию союзнических договоров между великим князем Московским и Ярославскими, Ростовскими, Мологскими, Угличскими князьями. |
Благословение Преподобного Сергия Радонежского Димитрию Донскому на Куликовскую битву |
Ростовские архипастыри, обладая поистине христианской кротостью, проявляли также мужество и мудрость. Так, святитель Ростовский Иаков вошел в историю Русской Церкви как непреклонный обличитель ереси иконоборчества. В его житии говорится о Маркиане, армяновере, проповедовавшем, что иконы суть идолы. Будучи «зело хитр в словесех и в писании книжном коварен», еретик имел успех и поколебал не только простой народ, но и бояр с князем. Епископ Иаков победил Маркиана в открытом диспуте, поразив жителей Ростова глубокими богословскими познаниями. Еретик был обличен и изгнан из города. Но вскоре сострадательный епископ участливо помиловал одну женщину, осужденную князем на смерть. Этот евангельский поступок возмутил судей и некоторых горожан, которые изгнали святителя Иакова с кафедры. Удалившись из города, он построил себе хижину на берегу озера Неро. Когда ростовцы опом-
нились и пришли просить епископа вновь занять кафедру, святитель простил их, но в Ростов не вернулся. В 1392 году он скончался в основанной им Спасо-Яковлевской обители. Спустя столетия эту обитель для своего последнего земного пристанища избрал святитель Димитрий, митрополит Ростовский. |
Введенский собор в Толгском монастыре |
|
Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле |
Когда эпоха удельной раздробленности ушла в прошлое, настало время централизации. Тогда христианство достигло здесь наивысшего расцвета. Возникли многочисленные приходы, погосты и обители, которые мы знаем до сих пор. Утешением и поддержкой для местных христиан стало явление на самом краю епархии, среди лесов и болот, чудотворного Распятия. Ныне эта святыня находится в церкви ростовского села Годеново.
Расцвет Русской Церкви в патриарший период ее истории начался в тревожных для страны условиях. Наследник престола восьмилетний царевич Димитрий, сын Иоанна Грозного и царицы Марии Нагой, был удален из Москвы в Углич, где в 1591 году трагически погиб от рук заговорщиков. Спустя несколько лет, в царствование Василия Шуйского (1606–1610), царевич Димитрий – невинная жертва придворных интриг, был канонизирован, а его святые мощи перенесены в Архангельский собор Московского Кремля. Колокольный набат, созвавший угличан в день гибели царевича на место трагедии, словно символизировал наступление Смутного времени – времени самозванцев, измен и открытой польско-шведской интервенции.
|
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь |
Героизм, верность священным архипастырским обетам в те страшные времена явил находившийся на Ростовской кафедре митрополит Филарет (Романов, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, † 1633). Нашествие поляков сопровождалось разорением православных храмов и обителей, убийством священников и иноков.
В октябре 1608 году один из польских отрядов вместе с переславскими изменниками приблизился к Ростову, жители которого, спасаясь, бежали в Ярославль. Владыка Филарет с духовенством, немногими воинами и горожанами скрылись в соборной церкви. |
Крестный ход в день Собора Ростово-Ярославских святых |
|
Игумен Серафим (Симонов), наместник Спасо-Яковлевского монастыря |
|
В день празднования в честь Собора Ростово-Ярославских святых |
Готовясь к неминуемой смерти, митрополит причастился Святых Таин и велел всем также исповедоваться и причаститься. Когда захватчики ворвались в храм, началась резня. Митрополита Филарета, увещевавшего злодеев словами Божественного Писания, схватили, сдернули с него святительские одежды и босого, подвергая разным бесчестиям, повели в подмосковное Тушино, где обосновался Лжедмитрий II. Однако очередной самозванец, как и его предшественник, продемонстрировал заботу о своем мнимом родственнике: оказал ему знаки уважения, вернул святительские одежды и даже повелел быть «нареченным» Патриархом Московским и всея Руси.
Эти лицемерные жесты врага не изменили твердой позиции Ростовского митрополита. Вскоре он выступал на Лобном месте перед москвичами, которых бояре уговаривали присягнуть польскому королевичу Владиславу. «Не прельщайтесь, – призывал он народ, – мне самому подлинно известно королевское злое умышление над Московским государством: хочет он им завладеть и нашу истинную христианскую веру разорить, а свою латинскую утвердить».
Вновь захватив Ростов в 1609 году, интервенты подвергли его пожару, «раку чудотворцову Леонтьеву златую сняша и разсекоша по жеребьем, казну ж церковную всю, и митрополии, и градскую, пограбиша, и церкви Божия разориша». При разорении Толгского монастыря в Ярославле были убиты 46 иноков и послушников. Сожжен был город Романов-Борисоглеб, разграблены его церкви, уничтожены иконы и другие святыни.
Бесчинства совершались повсюду, но особенно пострадал Углич. В то время это был один из крупнейших городов не только Руси, но и всей Европы. В нем проживало около тридцати тысяч человек, но после нашествия в живых осталось не более пяти тысяч. Когда поляки захватили его, часть оставшихся в живых горожан укрылась в Николо-Улейминском монастыре, где вместе с иноками и игуменом Варсонофием они горячо молились о спасении Святителю и Чудотворцу Николаю. Не сумев открыть двери храма, захватчики вырыли глубокие рвы вокруг собора, нарушив фундамент. Под сводами рухнувшего храма оказались погребенными 77 преподобномучеников из числа братии и тысяча мучеников-мирян. В 1611 году архимандрит Арсений с шестьюдесятью иноками угличского Алексеевского монастыря и более чем пятьюстами жителями города, спрятавшимися за его стенами, стойко держали оборону, но сгорели в пожаре. |
Святыня Ярославской земли – Годеновский крест |
|
Храм святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново |
В середине XVI века Ярославль оказался на пересечении торговых путей с запада на восток. К тому времени он был самым развитым городом епархии. Ведя крупные торговые дела, ярославские купцы оставались благочестивыми и набожными, следуя заветам своих предков. В дни испытаний Смутного времени город стал оплотом патриотических сил. В 1612 году, перед победоносным освобождением Москвы от интервентов, народное ополчение собралось в Ярославле. Здесь ополченцы в течение трех дней постились, молясь перед Казанским образом Пресвятой Богородицы.
В то время в Борисоглебском монастыре подвизался преподобный Иринарх, который в течение тридцати лет нес тяжелейший подвиг затворничества, непрестанно молясь об избавлении Руси от врагов. Подобно Преподобному Сергию Радонежскому, благословившему на Куликовскую битву князя Димитрия Донского, старец Иринарх благословил на ратный подвиг и спасение отечества народных вождей Минина и Пожарского, вручив им свой медный поклонный крест – святое и необоримое оружие. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир.
В XVII веке в епархии велось активное храмоздательство. Богатые ярославские купцы строили многочисленные храмы, большая часть которых сохранилась до наших дней. Именно тогда и был создан в архитектуре, иконописи и стенописи древнего города особенный стиль, который со временем стали называть ярославским.
Митрополит Ростовский Иона III (Сысоевич, † 1690) возвел в Ростове бессмертный шедевр зодчества – Ростовский кремль, который является основной достопримечательностью города. Митрополит Иона прошел путь от инока одного из угличских монастырей до архипастыря, был Местоблюстителем Патриаршего престола после отстранения Патриарха Никона от управления Церковью. |
Казанский храм в Тутаеве |
|
Храм в Тутаеве, еще не возвращенный Церкви |
|
Воскресенский собор в Тутаеве |
Митрополит Иона управлял Ростово-Ярославской епархией в сложный период церковной истории – во время раскола, который был вызван проводившейся правительством и Патриархом церковной реформой: унификацией церковной службы, обрядов, богослужебных книг. Нововведения не затрагивали основ православной веры, но вызывали в народе много кривотолков. Митрополит Иона стремился укрепить доверие людей к Русской Церкви, воспрепятствовать их отпадению в ересь. Сооружение новых храмов, попечение об уставном совершении богослужений составляли значительную часть ежедневных забот архипастыря. |
Казанский монастырь в Ярославле |
|
Иринарховский крестный ход |
|
Успенский кафедральный собор в Ярославле |
Зодчие митрополита Ионы строили храмы в разных городах и селениях, но шедевром их искусства признавался Ростовский кремль (в то время это был архиерейский дом) – величественный ансамбль церквей и звонницы, который до сих пор поражает своей монументальностью, оригинальностью и красотой. |
Церковь святителя Иоанна Златоуста в Ярославле |
|
Храм Спаса на Городу в Ярославле |
|
Храм во имя пророка Божия Илии в Ярославле |
|
Ильинская площадь в Ярославле |
|
Церковь Николы Мокринского в Ярославле |
|
Иоанно-Предтеченская церковь в Ярославле |
|
Богоявленский храм в Ярославле |
|
Храм святых апостолов Петра и Павла на реке Которосли, Ярославль |
|
Церковь Рождества Христова в Ярославле |
|
Ильинский храм в Ярославле |
Во всей же обширной Ростовской епархии во второй половине XVII века насчитывалось около тысячи церквей. Несомненно, богаче всех церквами был Ростов, за ним – Ярославль, в котором только каменных посадских храмов было возведено, по разным сведениям, от 35 до 39, в том числе церковь святителя Иоанна Златоуста, церковь святого Иоанна Предтечи, храм пророка Божия Илии. Деятельность митрополита Ионы способствовала возвеличиванию Церкви вообще и прославлению Ростовской епархии в частности. Его авторитет в крае был очень высок, и это во многом обеспечило сравнительно спокойное течение жизни вверенной ему паствы. |
Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл |
Яркой звездой на ниве христианского просвещения стал святитель Димитрий Ростовский. В Ростове он закончил труд над Четьими Минеями, здесь он проповедовал, открыл одно из первых в России Духовных училищ, здесь он упокоился и здесь почивают его многоцелебные мощи. Развитие религиозного просвещения в крае было главной заботой святителя Димитрия, который управлял Ростовской епархией с 1702 по 1709 год. Духовенство он поучал особыми посланиями, мирян же просвещал проповедями, проникнутыми глубоким религиозным смыслом и при этом отличавшимися доступностью изложения. |
Святитель Димитрий Ростовский |
Святитель Димитрий часто объезжал свою епархию, непосредственно общаясь с вверенной ему паствой. Так, жители Ярославля возмущались царским повелением брить бороды и платить за отказ от бритья пошлины, считая, что их тем самым лишают подобия Божия. Митрополит, выслушав горячие заявления ярославцев о том, что они готовы за бороды головы положить, заметил: «Что отрастет – борода ли обритая или голова отрубленная?» Вспыхнувшее волнение было погашено. Митрополит Димитрий «бодрствовал о пастве без суровости, хранил достоинство сана своего без кичения, ко всем великим и малым являл нелицемерную любовь», – так отзывался о нем его современник, насельник Спасо-Яковлевского монастыря иеромонах Пимен.
«Моему сану (его же несмь достоин), – писал святитель Димитрий, – надлежит слово Божие проповедовати не точию языком, но и пишущей рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность». Святитель создал несколько духовных драм, которые по силе воздействия на душу человека сравнивались с трагедиями Эсхила, так же как его стихи – с произведениями Горация, а проповеди – с творениями древних отцов Церкви. Главный же труд святителя Димитрия Ростовского – Четьи Минеи, законченный и напечатанный в 1705 году, читала вся Россия. Жития святых пересказывались повсюду. «Слышал я... эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали... – писал Ф. М. Достоевский. – В этих рассказах заключается для русского народа... нечто покаянное и очистительное».
В 1709 году святитель Димитрий сделал еще один ценнейший вклад в дело борьбы с расколом. Из-под его пера вышла книга «Розыск о раскольнической брынской вере, об их учении, о делах их и изъявлении, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны». Это произведение, как и все его труды, на долгое время определило путь борьбы за единство православной веры против религиозного раскола. |
У мощей святителя Димитрия Ростовского |
Святитель усердно заботился о духовном образовании. 1 сентября 1702 года была открыта школа при архиерейском доме, в которой бесплатно обучались около двухсот детей, в основном из семей духовенства. В круг преподаваемых дисциплин входили русский, греческий языки, латынь, риторика, церковное пение. Владыка проявил себя талантливым педагогом – сам обучал детей, сочинял канты и псалмы, приобретал учебники. Несмотря на то, что уже спустя два года училище пришлось закрыть из-за отсутствия средств на его содержание, церковное образование получило свое развитие при последующих архиереях. Митрополит Димитрий прославился как российский Златоуст и явился первым святым, удостоенным общерусского почитания в синодальный период истории Русской Церкви.
Последствия церковных преобразований, дворцовых переворотов, происходивших после смерти императора Петра I, непосредственно затронули Ростовских архиереев. В царскую опалу попали архиепископ Георгий (Дашков, 1718–1731, † 1739) и митрополит Арсений (Мацеевич, 1742–1763, † 1772). Лишенные сана, они были осуждены на вечное заточение. |
Святитель Арсений (Мацеевич) |
Принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, святитель Арсений (Мацеевич), почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность, был прославлен в лике святых на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.
Владыка Арсений получил блестящее образование: окончил Львовскую, а затем Киевскую Духовные академии, занимался религиозным просвещением на Украине и в Тобольском крае. Он участвовал в четырех северных морских экспедициях Витуса Беринга в 1734– 1737 годах. Эта деятельность требовала особого мужества и силы духа.
В 1742 году он получил назначение в члены Святейшего Синода и одновременно на Ростовскую кафедру, статус которой по-прежнему оставался высоким. По данным Синодальной канцелярии, в 1751 году в Ростовской епархии имелось 5 городов, около 30 мужских монастырей, 5 женских обителей и до 850 приходских храмов. Большинство церквей были деревянными, остальные каменными. При этом Ярославль с уездом уже опередил Ростов с его уездом по количеству храмов вообще и каменных в особенности. Большинство церквей находилось в сельской местности. Например, если в городе Пошехонье был один каменный приходской храм, то в его уезде – 18 каменных и 107 деревянных. В епархии насчитывалось до 980 священников, около 430 диаконов, более 850 дьячков и псаломщиков и около 800 пономарей.
Митрополита Арсения (Мацеевича) признавали наиболее энергичным и деятельным церковным реформатором в Ростовской епархии XVIII века. Он составил новый штат служащих архиерейского дома, реформировал церковно-административный аппарат, разрабатывал должностные обязанности для служащих Епархиального управления, вносил изменения в сферу церковного образования и многое другое. В нем жила постоянная потребность лично вникать во все дела епархии, быть в ней настоящим хозяином.
Сам он отличался высочайшей дисциплиной, уважением к иерархии и того же требовал от других.
Летом 1743 года им был установлен крестный ход из ростовского Успенского собора в Ярославль с одной из главных святынь кафедрального храма – Владимирской иконой Божией Матери, а также крестный ход в самом Ярославле в честь благоверных князей Василия и Константина. |
Крестный ход в день памяти святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев |
17 марта 1763 года митрополит Арсений по распоряжению Святейшего Синода был арестован за «оскорбление Ея Величества» императрицы Екатерины II. Настоящей причиной послужили протесты Владыки против покушения государственной власти на права поземельной собственности Русской Церкви. Митрополит, основываясь на каноническом праве, искренне считал, что эти права Церкви священны, но власть решала этот вопрос, опираясь на общегосударственные законы, и стремилась включить церковные земли в экономический оборот страны. Митрополит Арсений был безвыходно заточен в крепостной башне в Таллине, где и погиб от голода.
В XVIII и XIX веках продолжалось развитие епархии. Деревянные храмы заменялись каменными, была основана Ярославская Духовная семинария. В 1778 году кафедра была переведена из Ростова в Ярославль. Первой в стране епархия стала выпускать свое собственное издание – газету «Ярославские Епархиальные ведомости». |
Здание Ярославской Духовной семинарии |
По общероссийским статистическим данным, в течение XVIII – первой половины XIX века духовенство по образованию превосходило дворянство. Глубокие знания, освещенные религиозной истиной, всегда были обязательным условием духовного служения пастырей, но в годы социально-политических перемен значимость их еще более возрастала. Современник преобразований государственного и церковного строя в 1860–1870-х годах святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал об этом: «От развития идей Православия и от твердости в Православии зависит энергия народа нашего, самостоятельность его духа». Он указал также на два опасных для России проявления «духа времени» – угасание веры и страсть к деньгам: «Вместе с разгульной жизнью явилось особенное охлаждение к Церкви и духовенству». |
Частица Ризы Господней |
|
Рака с мощами святителя Игнатия в Толгском монастыре |
Местом своего пребывания на покое святитель Игнатий (Брянчанинов) избрал тихий Николо-Бабаевский монастырь на берегу Волги. Много сил положил он на восстановление этой, к тому времени нищей обители, устройство которой было связано с явлением у берега реки на «бабайке» (так называлось весло) иконы Святителя и Чудотворца Николая. Здесь святитель Игнатий писал свои творения, занимался перепиской. Трудами и молитвами святителя Игнатия в монастыре был построен красивейший Иверский собор, купол которого напоминал митру. В годы богоборчества Николо-Бабаевская обитель была практически разрушена, Иверский собор взорван, Никольский храм разобран на кирпич. Сегодня все эти святыни восстановлены. Мощи святителя Игнатия (Брянчанинова) ныне пребывают в Толгском монастыре. |
Архиепископ Михей (Хархаров) |
Среди Ярославских архиереев XIX века особой заботой о развитии духовного образования в крае отличался архиепископ Ионафан (Руднев, † 1906). Почти исключительно его энергии, трудам и пожертвованиям обязано своим возникновением Ярославское Епархиальное женское училище, где воспитывались сироты – дочери умерших священнослужителей епархии. По распоряжению Владыки были устроены новые учебные здания с общежитиями в Угличском, Ростовском и Пошехонском училищах, а также двухэтажное каменное здание для Ярославской семинарии и общежития для сверхштатных ее учеников. Архиепископ Ионафан создал в Ярославле попечительство о бедных учениках семинарии, которые стали получать денежное пособие. При поддержке Владыки Ионафана в Ярославле были созданы общество любителей древнего церковного пения, церковно-певческая школа, летние курсы церковного пения для сельских учителей. |
Крестный ход в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) в Толгском монастыре |
Одной из тяжелых социальных проблем в России было злоупотребление населения спиртными напитками, наносившее страшный вред моральному и физическому облику народа. Главной формой борьбы с этим злом стали общества народной трезвости, создававшиеся духовенством для просвещения и религиозно-нравственного воспитания. В Ярославле таких обществ было организовано несколько. |
Новопостроенный храм в честь Рождества Христова в селе Артемьево |
С 1907 по 1913 год Ярославскую епархию возглавлял архиепископ Тихон (Белавин), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Он прибыл в Ярославль 11 апреля 1907 года и в своем первом обращении к духовенству и мирянам говорил об одном из проявлений кризиса в Православной Церкви, о том, что русские слишком увлеклись западноевропейскими идеями и слишком стремятся обезличить себя. Владыка Тихон отмечал, что любовь к православной вере и Церкви, посещению храма и украшению его являются отличительными чертами русского народа, которую уважают в русских и европейцы.
Архиепископ Тихон активно занимался административной деятельностью по управлению Ярославской епархией, внимательно изучал рапорты благочинных, журналы правления Духовной семинарии. Однако архипастырь избегал пышных встреч, чинопочитания, в деревнях сам ходил по домам, посещал больных, раздавал детям иконы и крестики. За семь лет служения архиепископ Тихон привел епархию в состояние духовной сплоченности, он был терпеливым и гуманным руководителем. Святитель был вынужден покинуть Ярославскую епархию вследствие перевода на Литовскую кафедру. В прощальной речи архиепископ Тихон сказал, что скорбит по поводу оставления Ярославской земли, так как здесь он нашел обилие благолепных храмов и религиозный народ, с которым ему жаль расставаться.
В годы Первой мировой войны ярославское духовенство активно осуществляло моральную и материальную помощь населению. Священник каждого прихода регулярно проводил денежные, вещевые и продуктовые сборы в пользу Белого и Красного Креста, Александровского комитета раненых, Императорского Православного Палестинского общества, Всероссийского комитета помощи русским военнопленным. К осени 1914 года епархия устроила помещения для раненых воинов на 60 коек. Семьям солдат было выделено 5 тысяч рублей. Югская Дорофеева пустынь пожертвовала 2 тысячи рублей и открыла в одном из своих зданий лазарет на 15 мест. В Спасо-Яковлевском монастыре был открыт госпиталь на 150 мест с полным содержанием. Настоятель храма в селе Семеновском Даниловского уезда обратился к духовенству с предложением обменять имеющиеся золотые украшения на кредитные билеты и полученные деньги направить на улучшение положения российских военнопленных. Призыв нашел горячий отклик не только у священнослужителей, но и среди гражданского населения. |
Спасо-Преображенский собор в Рыбинске |
|
Никольский собор Переславского Никольского монастыря |
|
Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и В. И. Тырышкин в Спасо-Преображенском соборе в Рыбинске |
В эти сложные годы епархией управлял митрополит Агафангел (Преображенский, † 1928), будущий священноисповедник. Жизнь Владыки Агафангела была подчинена исполнению христианского долга – заботе о страждущих воинах, их семьях и сиротах. Он благословлял проведение разнообразных мероприятий в помощь нуждавшимся, сам принимал в них участие, делал пожертвования. 7 октября 1914 года архиепископ Агафангел возглавил освящение и открытие епархиального лазарета на 75 коек, оборудованного в доме наследников П. А. Градусова на Большой Московской улице на средства духовенства, церквей, монастырей и церковных старост. Он являлся председателем комитета по устройству и управлению лазаретом. На содержание больных Владыка жертвовал личные средства.
1917 год принес русскому народу новые бедствия. Вместе с народом и Церковью на свой крестный путь вступил и митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел: домашний арест, тюремное заключение, ссылка... Один из Местоблюстителей Патриаршего престола после святого Патриарха Тихона, он был низведен гражданской властью до положения «лишенца», лишенного всех гражданских прав бывшего административно-ссыльного. Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году святитель Агафангел был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Благодаря неустанным трудам ярославского духовенства население губернии было очень верующим. В «Ярославских Епархиальных ведомостях» тех десятилетий приводилось множество сообщений о щедрых пожертвованиях в храмы. Вот лишь некоторые из них. В память о спасении императора Александра III и его семьи 17 октября 1888 года прихожане церкви в селе Воскресенском Угличского уезда соорудили колокол весом почти 700 пудов и стоимостью более 13 000 рублей. В церкви в селе Каменки Мышкинского уезда купцами Н. Веселовым и Е. Большаковым был устроен новый трехъярусный позолоченный червонным золотом иконостас стоимостью около 6 тысяч рублей. Большие пожертвования вносили и крестьяне.
После октябрьского переворота, в 1918 году, Ярославль, как и в годы Великой смуты, оказал врагам православной веры отчаянное вооруженное сопротивление, которое было жестоко подавлено. Однако до недавнего времени богатейший духовный опыт, накопленный епархией, не был востребован. Впрочем, верующий народ был утешен явлением духовного подвижника и исповедника архимандрита Павла (Груздева, † 1996). В юные годы, будучи послушником монастыря, он был репрессирован, после войны служил на глухих приходах, а последние годы провел в Тутаеве, часто общаясь с духовенством и православными мирянами, наставляя их в вере и благочестии.
В 1910–1917 годах в Переславле бесплатно лечил сестер Феодоровского монастыря будущий святитель Лука (Войно-Ясенецкий). В Угличе подвизался священномученик Серафим (Самойлович, † 1937), архиепископ Угличский, а в Тутаеве – священномученик Вениамин (Воскресенский, † 1932), епископ Романовский. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и в послесоборное время в лике святых были прославлены более девяноста новомучеников и исповедников Российских от Ярославской епархии.
В военные и послевоенные годы в Ярославской и Ростовской епархии, как и в других епархиях Русской Церкви, были открыты некоторые храмы, но впоследствии многие из них закрылись, в том числе и из-за массового оттока населения из деревни в город.
На Ярославской кафедре продолжительное время несли служение архиепископ Димитрий (Градусов, 1947–1954, † 1956) и митрополит Иоанн (Вендланд, 1967–1984, † 1989). Это были замечательные, интеллигентные люди, самоотверженные архипастыри, которые укрепили веру в сердцах многих и многих прихожан. Значительный след оставило недолгое служение митрополита Никодима (Ротова, 1960–1963, † 1978). Видя забвение жителями Ярославской земли своих христианских корней, он учредил празднование в честь Собора Ростово-Ярославских святых. Владыка Никодим лично сохранил чтимую Ватопедскую икону Божией Матери, принадлежавшую святителю Димитрию Ростовскому, и честную главу святителя Исаии, епископа Ростовского, которые впоследствии были возвращены в Спасо-Яковлевский монастырь.
В годы выстраивания новых отношений между Церковью и государством Ярославскую кафедру возглавлял архиепископ Михей (Хархаров, 1993–2002, † 2005). Прошедший всю Великую Отечественную войну Владыка всегда сохранял в своем сердце дух миролюбия и смирения. Многие помнят Владыку Михея, он снискал огромную любовь на Ярославской земле.ЯРОСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ В НАСТОЯЩЕМ
Сегодня в епархии действуют около трехсот приходов и восемнадцать монастырей, одиннадцать подворий и один скит, Духовная семинария, пять православных гимназий, школа звонарей, иконописная и регентская школы. При Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского открыто отделение теологии.
В последние годы в храмы вернулись такие великие святыни, как Толгская икона Божией Матери и частица честной Ризы Господней. |
Толгская икона Божией Матери |
|
Игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Толгского монастыря |
|
Освящение куполов в Толгском монастыре |
|
Свято-Введенский Толгский монастырь |
Современная жизнь Ярославской епархии неразрывно связана с ее богатым духовным прошлым. Подвиг святителя Леонтия, епископа Ростовского, – преодоление невежества и язычества, просвещение молодежи, детей – предлежит и современному духовенству. «Господь велел беречься нам от беззаконного пьянства» – этот завет прозвучал в Ярославской епархии еще в ХVI веке, но донести его до современников как в деревнях, так и в больших городах насущно необходимо и сегодня. Недочеты духовного воспитания могут поразить даже духовенство, как заметил еще святитель Димитрий Ростовский, и кто, как не он, поможет современному пастырю найти правильный путь! Словом, на каждый вопрос, который ставит нам современность, мы можем найти ответ в богатом духовном опыте Ярославской епархии. |
Крестный ход в Толгском монастыре |
|
Крестный ход по Волге |
|
Встреча крестного хода в Толгском монастыре в день празднования в честь Толгской иконы Божией Матери 20 августа 2006 года |
По этой причине автобусы с паломниками здесь частое явление. Каждый видит в наших святынях что-то свое, кто-то с верой и любовью прикладывается к ним, кто-то созерцает умиротворяющую красоту храмов, кто-то познает славную историю наших предков.
О каждом храме и монастыре можно рассказывать отдельно, и это будет интереснейшее повествование*. Процесс церковного возрождения в России, начавшийся в 1990-е годы и названный нашими современниками Вторым Крещением Руси, совершается и в Ярославской епархии. Люди ищут свою дорогу к храму и на пути этом изменяются духовно. Восстанавливаются святыни – в Ярославской епархии это делают даже простые пенсионеры. Так, в течение семи лет семья Поповых собирала по копейке со всей округи, ездила за деньгами в столицу, искала благотворителей. Результатом этих трудов стал вновь построенный храм в селе Артемьево. Храмы строятся в городах и селах, в детских санаториях и тюрьмах...
Имя москвича Тырышкина, бывшего полковника Космических войск в отставке, а ныне строителя, сегодня хорошо знают в Ярославле, Переславле, Ростове, Рыбинске. Знают не по словам, а по делам. Такого вклада в восстановление церквей и монастырей Ярославской земли несколько столетий уже не делал ни один предприниматель – с того самого времени, когда русские купцы украсили Ярославль неповторимыми храмами.
Знакомство Виктора Ивановича с Ярославской землей состоялось случайно: он заехал по дороге домой в Никольский монастырь в Переславле. Тогда его только что передали Церкви, и назвать монастырем несколько разрушенных, изуродованных временем и людьми построек было трудно. Душа заболела: тяжело верующему человеку видеть такое надругательство над обителью. Он потерял покой надолго – пока не восстановил все обветшавшие здания и не выстроил новый собор в честь Святителя Николая, который ни по величию, ни по красоте, ни по богатству внутреннего убранства не уступает лучшим храмам этой древней земли. 1 августа 2005 года Божественную литургию в Никольском соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, посетивший возрожденную обитель. |
Байкерский крестный ход |
|
Возвращение в Алексиевский монастырь чтимой иконы Святителя Николая, написанной для обители в начале XX века на Афоне |
|
Молебен в Исааковой пустыни |
Грандиозные реставрационно-восстановительные работы проведены и в Спасо-Преображенском соборе в Рыбинске. В настоящее время это самый большой храм епархии; в нем молился святой праведный Иоанн Кронштадтский и служил замечательный проповедник протоиерей Родион Путятин. Этот собор когда-то был назван «красой Поволжья». Ныне эта красота возвращена людям.
Теперь все мысли и дела Виктора Ивановича Тырышкина направлены на Ярославль. К 1000-летию города, которое будет праздноваться в 2010 году, должен быть возведен кафедральный собор в честь Успения Божией Матери, взорванный в 1937 году. Все строительство Тырышкин «взял на себя», без привлечения средств бюджета города и области. Удивительно, что благотворителем-то он себя и не считает, говоря с гордостью: «Не каждого до такого дела Господь допустит, для меня это большая честь». Его главная мечта – постоять вместе со всеми на первой службе в новом Успенском соборе. Строительство собора он воспринимает как свою миссию. «Врачи подписали мне приговор двадцать лет назад. Господь на столько лет продлил мне жизнь», – говорит Виктор Иванович.
Ярославская епархия занимает огромную территорию. Вековая древность сочетается здесь с днем сегодняшним и практически каждый день – праздничный, так как в Соборе Ростово-Ярославских святых более двухсот имен.
Особым праздником для жителей Ярославской земли является Толгин день, день обретения Толгской иконы Божией Матери. Во все времена ярославцы притекали к своей Заступнице, просили Ее помощи и Покрова. И ныне 21 августа, в день обретения святыни, Свято-Введенский Толгский монастырь принимает гостей со всей России. В 2007 году вся Ярославская епархия отмечала двадцатилетие восстановления обители, возвращенной Церкви одной из первых. За эти годы Толгская обитель поднялась из руин и засияла светом веры и вечной надежды. |
Крест на месте Сохотской пустыни |
По традиции накануне Толгиного дня по Ярославлю, отчасти повторяя путь святителя Трифона, основателя обители, совершается крестный ход. Часть пути паломники, идущие с чудотворным списком Толгской иконы Божией Матери, преодолевают на небольшом теплоходике по Волге. В прошлом году множество паломников из разных городов специально прибыли поучаствовать в этом крестном ходе и в торжествах на Толге, помолиться перед спасительным образом Божией Матери, который уже на протяжении последних пяти лет пребывает в обители. Для иконы изготовлен специальный футляр, так что все требования музея, предъявляемые к хранению святыни, выполняются. К этому знаменательному дню приурочен и ставший уже традиционным байкерский крестный ход со списком Толгской иконы. Крестные ходы на мотоциклах в нашей епархии никого не удивляют. Священник на мотоцикле – реалия наступившего времени.
Крестные ходы в Ярославской епархии совершаются в большом количестве, особенно в летнее время. Тысячи паломников полюбили Иринарховский, Казанский, Романово-Борисоглебский, Толгский крестные ходы, собирающие тысячи участников. В Ярославской епархии крестные ходы совершаются не только по земле, но и по воде. В течение двух недель идет по Волге «кораблик спасения», причаливая к разным деревенькам и селам, где стоят разрушенные храмы, и тогда вновь звучат там молитвы, духовные песнопения. На борт кораблика приносятся мощи благоверных князей Василия и Константина Ярославских, икона святого праведного воина Феодора Ушакова, уроженца Ярославской земли, с частицей мощей и величайшая святыня – частица Ризы Господней. |
Теплицы Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря |
|
Ученик школы звонарей |
|
На фестивале постной кухни |
Крестные ходы совершаются и на вертолете. Они направляются в те места, куда иначе добраться невозможно, например в Исаакову пустынь, которую последний житель покинул восемь лет назад. И только отважные паломники с благословения батюшки добираются сюда, чтобы в течение нескольких дней помолиться, побыть в одиночестве, помолчать, послушать забытые звуки природы, испить водицы из святого колодчика, где, по преданию, был явлен образ Рождества Пресвятой Богородицы.
Чудотворные источники преподобных Иринарха Затворника, Никиты Столпника, Преподобного Сергия Радонежского прославлены множеством исцелений. И в наши дни в эти святые места приезжает множество людей.
Ростово-Ярославская земля прославлена деяниями и подвигами множества подвижников Божиих: святителей Феодора, Леонтия, Исаии, преподобного Авраамия. Их имена стали символом победы истины Христовой над тьмой языческого неверия. Чтобы и в наши дни преодолеть эту тьму людского равнодушия и отчужденности от Церкви, в Ярославской епархии постоянно ведется просветительная работа. Ежегодно проводятся конференции, чтения, организуется показ православных фильмов. Минувшей осенью фестиваль православных теле- и радиопрограмм «Радонеж» впервые выехал из столицы – в Ярославль. И сразу стало понятно, как люди хотят смотреть кино, заставляющее думать, сопереживать, соучаствовать. |
Владыка Кирилл |
Каждый год в Ростовском кремле звучит старинная музыка. Здесь можно услышать рожки, гудки, лиру, ворган и даже целый оркестр гусляров. В первых числах июня старинной музыкой наполняется все древнее пространство Кремля. В 2008 году фестиваль «Живая старина» будет проходить в шестой раз. Его организаторами являются Ярославская епархия и музей-заповедник «Ростовский кремль» совместно с органами местной власти. Если вы хоть раз приедете в Ростов в дни фестиваля, то почувствуете, как звучит древность.
Попробовать «древность» на вкус можно в рамках фестиваля постной кухни. Вы не подумайте, что готовят из старых продуктов. Просто некоторые участники представляют на конкурс блюда Древней Руси: каши, навары, калью, сименуху и коливо. Участников этого мероприятия достаточно много – и приходы со всей епархии, и монастыри. Причем на протяжении всех лет существования фестиваля в лидерах оказывается Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Свои постные столы выставляют и предприятия общественного питания, и рестораны, и кафе, и студенты техникумов общественного питания, ученики православных гимназий и школ. В 2008 году будет проводиться уже пятый фестиваль, так что в Ярославль можно приехать за рецептами и продегустировать постные блюда.
Всегда полон участников и зрителей традиционный епархиальный хоровой фестиваль имени священника и композитора Василия Зиновьева, уроженца Ярославского края. Одно из самых известных его произведений – «С нами Бог!» – на протяжении столетия является жемчужиной русской церковной музыки. Талант отца Василия был многогранен: он положил на музыку самые разные церковные тексты. В начале своего священнического и творческого пути написал множество детских песен на слова великих русских поэтов. Даже в годы Первой мировой войны, служа полковым священником, он не оставлял своего призвания – сочинял песни. Его песня «Спите, орлы боевые» стала очень популярной в полку. Исследователи приписывают ему авторство известной песни «Вечерний звон».
Музыкой русского неба называют звоны ростовской звонницы, считающейся эталонной по гармоничности колокольного звона. В епархии действует школа колокольного искусства, выпускникам которой присваивается квалификация церковного звонаря. Помимо ярославцев в ней обучались монахи Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прихожане храмов Нижегородской, Владимирской, Московской, Казанской епархий. Один ученик специально приезжал из Греции. А двое музейных работников теперь радуют своим умением всех посетителей и туристов Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». На Ярославской земле более пятнадцати лет назад заработал и колокололитейный завод, ныне известный по всей России и за ее пределами.
За пределами епархии многие знают и о Царевом Дне, единственном в России православном детском празднике, проводящемся в день памяти царевича Димитрия Угличского. Накануне в Угличе проходит неделя милосердия «Благостина». На праздник съезжаются ученики православных гимназий и воскресных школ епархии. Все матери города 28 мая стараются причастить своих чад. Так печальный день убиения царевича Димитрия становится днем светлой духовной радости для людей, собравшихся почтить Небесного покровителя Углича, и их детей. |
Принесение Благодатного огня в Ярославль |
Ярославская епархия – сельская. Большинство приходов находится на селе, где порой местных жителей и не осталось, так что храм посещают только дачники. Воскресных школ в епархии сто. Одна из лучших – это воскресная школа храма Параскевы Пятницы на Туговой горе в Ярославле. Она существует уже около семнадцати лет. С первых дней школу посещали более тридцати детей и около двадцати взрослых. Им самим пришлось ремонтировать переданное приходу аварийное здание при храме, в котором было решено организовать школу. Трудились все: батюшка (протоиерей Димитрий Денисов), матушка (Галина Григорьевна Денисова, мать семерых детей), прихожане. После богослужения люди собирались на лавочках у храма и беседовали. Отремонтированная школа стала новым местом общения, где дети и родители вместе постигали азы Православия, где обычная круговерть суетной жизни на несколько часов уступала место созерцанию духовной красоты мира.
Губернская гимназия имени святителя Игнатия (Брянчанинова) была создана пять лет назад. В настоящее время в ее стенах обучаются 153 гимназиста. В мае в гимназии проходят детские Игнатиевские чтения. Доклады, сообщения, выступления, посвященные жизни святителя Игнатия, его времени, его окружению, местам, где он бывал, ученики гимназии готовят в течение всего учебного года.
Каждый год в епархии проводится слет православной молодежи, организуются православные лагеря, действуют центры творчества детей, устраиваются выставки, праздники – например в честь победы в Полтавской битве. Село Великое Ярославской области с храмовым ансамблем – памятник победе в том сражении.
Прошедшим летом состоялась первая и единственная в своем роде совместная акция Ярославской епархии и Ярославского УВД под девизом «Спасем и сохраним». В ее рамках устраивались спортивные состязания (один дружеский футбольный матч состоялся между командой сотрудников УВД и батюшками), организовывалась помощь трудных подростков монастырям епархии (они пололи грядки, поливали, собирали жуков, одним словом, помогали по хозяйству), паломнические поездки и концерты патриотической песни с участием ансамбля духовенства Ярославской епархии.
Ярославия – уникальная по красоте древняя русская земля. Недаром именно она стала родиной святого благоверного князя Александра Невского, Преподобного Сергия Радонежского, святого праведного воина Феодора Ушакова, преподобного Серафима Вырицкого и многих других святых угодников Божиих. Здесь повсюду сохранились следы их великих деяний. |
На Епархиальном собрании 14 декабря 2007 года |
Может ли Церковь помочь людям? Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл уверен в этом. К Церкви, замечает он, порой относятся как к музею, а ведь она может с большой пользой приложить свои силы в разных социальных сферах.
Мы закончим статью словами нашего правящего архиерея, трудами и попечением которого возрождается ныне церковная жизнь в древней Ярославской епархии, – Владыки Кирилла: «Государство и Церковь могут осуществить многие проекты. Такой опыт есть. Да и доверяют Церкви больше, чем другим общественным институтам. Нередко к священнику человек приходит тогда, когда ему уже больше идти некуда, когда он больше никому и ничему не доверяет. Священник не должен замыкаться внутри Церкви. Он должен общаться с молодежью, осваивать и эту среду. Вот у нас в области каждый год совершается молодежный крестный ход, и на священника в кроссовках во главе молодежи некоторые смотрят как на чудака: зачем ему это – рюкзаки, лодки, гитары? А это нормальная, радостная жизнь – жизнь, связанная с Богом, жизнь, наполненная идеей, духовным смыслом.
Сегодня человеку не хватает любви. Над ним постоянно проводят какие-то эксперименты, он брошен, никому не нужен. Именно этого не хватает – ощущения, что тебя ждут и любят, что к тебе относятся как к самому близкому и родному. Этого не хватает везде – на работе, в семье, в школе. Приходя в Церковь, человек должен ощущать, что двери храма открыты именно для него...»Священник Александр Парфенов,
главный редактор журнала
«Ярославские Епархиальные ведомости»,
Ю. Стихарева
* В «Журнале Московской Патриархии» в последние годы опубликовано несколько подробных статей о монастырях Ярославской епархии: о Переславском Никитском монастыре (2005, № 8); Переславском Свято-Никольском монастыре (2006, № 4); монастыре Святителя Николая на Сольбе (2006, № 6); Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре (2007, № 3); Борисоглебском, что на Устье, монастыре (2007, № 9).