ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2008

ПРОПОВЕДЬ

О преданности воле Божией и следовании
Божественному призванию

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       Возлюбленные о Господе братья и сестры!
       Сегодня, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Христова Церковь празднует Воплощение Сына Божия, которое, по словам праздничного тропаря, является «главизной», то есть началом и основанием нашего спасения. По словам святителя Московского Филарета, «во творении мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное “да будет”, слово Творца производило в мир твари. Но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное “буди”... слово твари низводит в мир Творца... Потребно было ее смиренное “буди”, чтобы воздействовало Божие величественное “да будет”»*.
       Сегодня нам даже страшно представить, как сложилась бы судьба человечества, если бы в тот знаменательный день, в честь которого мы совершаем нынешнее празднество, Дева Мария, будучи побежденной сомнением или смущением, сказала «нет», ответила на Божественный призыв отказом. Ведь Священное Писание не укрывает от нас того, что первоначально, услышав приветствие Архангела Гавриила, Дева Мария пришла в смятение: Она смутилась от слов его (Лк. 1, 29).
       Как часто, сожалея о том или ином не- совершившемся событии, говорят: увы, у истории нет сослагательного наклонения! Но сегодня мы скажем: слава Богу, какое счастье, что у истории нет сослагательного наклонения и что все даже, казалось бы, совершенно незначительные события в жизни человека совершаются действием всеблагого Промысла Божия.
       Итак, более двух тысяч лет назад у тихого источника в мало кому известном галилейском городе Назарете совершилось величайшее таинство мировой истории. Именно Деве Марии, предочищенной подвигами поста и молитвы, Промысл Божий доверил решить участь всего человечества. Несомненно, что краткие и кроткие слова: се раба Господня, да будет мне по слову Твоему (Лк. 1, 38) – были произнесены Божией Матерью благодаря Ее величайшей преданности Божественной воле.
       И хотя духовные дарования и добродетели Пресвятой Девы были совершенно исключительными, тем не менее каждый из нас, соприкасаясь с Таинством Благовещения, может вынести из этого величайшего события для себя огромную пользу. Многие из нас задаются вопросом, как познать Божественную волю, как не ошибиться в выборе жизненного пути. И конечно же пример совершенной преданности Пресвятой Богородицы Божественной воле может послужить для нас наилучшим наставлением в постижении этого высочайшего искусства духовной жизни.
       Первое, чему учит нас Пресвятая Дева своим примером, – это осторожность в принятии решений, особенно жизненно важных. Исправляя погрешность праматери Евы, которая, отвергнув эту спасительную осторожность, вступила в беседу с искусителем, Божия Матерь, услышав приветственный глас Ангела, не сразу и не вдруг отвечает на него, но останавливается в размышлении, что бы это было за приветствие (Лк. 1, 29)? Действительно, было от чего прийти в смущение благочестивой душе юной Девы. Как ответить на приветствие, которое так трудно и страшно принять и которое не менее трудно отвергнуть? Здесь необходима не только помощь Свыше, но и знамение, которое рассеяло бы страх и недоумение. И это знамение явилось – на глубокомысленное молчание Святой Девы Архангел Гавриил отвечал: Не бойся, Мария (Лк. 1, 30)! Из этого Она смогла заключить, что Господь открыл Ангелу Ее внутреннее состояние и послал Ей то слово, которое разрешило Ее недоумение.
       Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что в течение всей своей жизни христианин находится в поисках ответа на вопросы, в чем состоит Божественная воля по отношению лично к нему, к членам его семьи, к обществу, в котором он живет, к стране, где он родился и вырос и где будут жить его дети. Поиск ответов на эти вопросы – это непрекращающийся процесс, который требует от человека напряжения всех его духовных сил. Как только человек ослабляет свои усилия в этом поиске, ослабевают и его духовные силы, и он начинает, что называется, плыть по течению, становясь щепкой в волнах бушующего моря человеческих страстей.
       Какие же есть у нас ориентиры на пути познания воли Божией? Многие считают, что волю Божию можно узнать только через духовно опытных наставников – старцев, которые одни только могут безошибочно сказать, что должен делать человек в этой жизни, каким путем он должен идти. Но единственный ли это способ познания воли Божией и как быть, например, тем, кто не имеет возможности посоветоваться с мудрым старцем? Мы видим, что в тот момент, когда Дева Мария должна была принять важнейшее решение, от которого зависела не только ее судьба, но и ни много ни мало судьба всего человечества, у нее не было возможности вопросить кого-либо о том, как ей следовало поступить. Что же стало залогом ее судьбоносного решения? Только преданность воле Божией.
       В вероучении Православной Церкви нет понятия о предопределении, о котором учит, например, мусульманство или некоторые течения в протестантизме, но есть гораздо более глубокое и емкое понятие – Божественный Промысл. Именно преданность Божественному Промыслу способна оградить нас от опасных шагов и необдуманных решений. И если в силу тех или иных причин и обстоятельств мы не можем посоветоваться с духовно опытным наставником, то по примеру Божией Матери мы должны размыслить в сердце своем, в чем заключается воля Божия для нас в той или иной ситуации.
       На определенном этапе своей жизни христианин должен сделать выбор в пользу какой-либо профессии или служения, а также должен определиться в своем образе жизни – одним словом, человек должен почувствовать, в чем состоит его призвание, и сделать шаг навстречу Божественному зову. Часто бывает так, что нам очень сложно понять, в каком направлении нужно идти. Многие из нас стремятся получить для этого какое-то особое знамение, но Господь предостерегает нас от этого, говоря: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12, 39). Поэтому прежде чем стремиться к чему-то вышеестественному, необходимо исследовать те обстоятельства, в которых мы находимся.
       Давайте задумаемся над тем, что даже в том, что каждый из нас родился в определенное время и в определенном месте, принадлежит к определенной семье и народу, появился на свет мужчиной или женщиной, является гражданином той или иной страны, и во множестве других причин уже проявился Промысл Божий. Очень важным фактором для самоопределения человека является также его предрасположенность к тому или иному роду занятий, иными словами, призвание человека, в котором также со всей очевидностью сказывается Промысл Божий. Таким образом, исходя в своем выборе даже из этих очевидных, или естественных, причин, мы уже сможем избежать многих искушений, в которые по безумию своему впадает современное человечество.
       Однако одних только естественных причин человеку далеко не всегда бывает достаточно, чтобы познать волю Божию в совершенстве. Иногда Господь призывает человека на то поприще, которое далеко отстоит от его обычных занятий и привычной ему среды. И именно в таких ситуациях от человека требуется подвиг веры и преданности Божественному зову. Поверил Авраам Богу – и это вменилось ему в праведность (Рим. 4, 3), – наставляет нас Священное Писание; откликнулась Пресвятая Дева на глас Архангела – и соделалась Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим, – возвещает нам Церковь в богослужении. Таких подвижников веры Господь удостаивает особых знамений, которые свидетельствуют им, что они не впали в обольщение, не поддались на обман врага. Такие подвиги веры являются высочайшим проявлением свободы человеческой воли, поскольку Промысл Божий не ограничивает в человеке свободу воли и тем самым постоянно ставит его перед необходимостью выбора. И каждый человек – хочет он того или нет – должен в своей жизни решить для себя вопрос духовно-нравственного выбора и в соответствии с этим строить в дальнейшем свою жизнь.
       Очевидно, что в своем выборе каждый человек должен опираться на определенные принципы, но, к сожалению, сегодня можно с уверенностью сказать, что наше общество стоит перед проблемой не только нравственного, но и ценностного выбора – иными словами, очень многие люди попросту не знают, какие ценности являются подлинными, а какие мнимыми. В наше время, когда и государство, и общество объявили практически все вопросы, касающиеся духовно-нравственной сферы жизни, исключительно частным делом гражданина, весь груз ответственности за принятие решений о религиозном и нравственном выборе ложится на плечи каждой отдельной личности, то есть каждого из нас. Поэтому сегодня от умения сделать правильный духовный выбор зависит очень многое.
       Адепты современных либеральных течений объявили традиционные христианские ценности устаревшими, предлагая взамен единственно верное с их точки зрения учение о свободе личности и правах человека. Ценности, которые должен положить в основу своей жизни современный человек, объявляются общечеловеческими. Предполагается, что это некие универсальные нормы морали и поведения, которые должны признаваться всем человечеством как нечто само собой разумеющееся. Но еще ни один философ, ни один мыслитель не смог дать вразумительного ответа на вопрос: что же такое общечеловеческие ценности и на чем они базируются?
       Печально, что многие наши современники, в том числе и именующие себя православными христианами, забывают и об осторожности, с которой нужно принимать любое новое учение, и о смиренномудрии, которое не позволяет человеку сделать самого себя мерилом правды и лжи, и уж тем более о преданности воле Божией – о чем, увы, многие не имеют никакого понятия. Такие горе-христиане с удовольствием внимают обольстительным речам современных искусителей, принимая их за чистую монету. Но мы не должны забывать, что с точки зрения христианства общечеловеческие ценности – это всего лишь фикция нашего времени, поскольку никакие ценности не могут безотносительно к заповедям Евангелия стать прочным основанием для благоразумного и прочного устройства человеческого общества.
       Возлюбленные о Господе братья и сестры! Празднуя великое событие Благовещения Пресвятой Богородицы, будем помнить о той огромной ответственности, которая лежит на нас как на православных христианах. Если по милости Божией мы являемся чадами Святой Православной Церкви, то именно христианские ценности должны стать для нас единственным верным ориентиром в нашей жизни. Если же обстоятельства ставят нас перед нравственным выбором, то необходимо всеми силами стараться сделать его в соответствии с заповедями Евангелия, в чем лучшим судьей для нас будет наша совесть.
       Если мы и попадем в затруднительное положение и не будем знать, у кого спросить духовного совета, то, тем не менее, да не предадимся унынию, но вместе с псалмопевцем Давидом будем взывать: Спаси мя, Боже, яко оскуде преподобный (Пс. 11, 2). И только если мы всецело предадим себя в волю Божию, то в любых, подчас самых сложных жизненных обстоятельствах мы вместе с Матерью Божией сможем сказать; се, мы рабы Господни, да будет нам по слову Твоему, и тогда обязательно получим вразумление Свыше, которое рассеет все наши недоумения. Аминь.

Иеромонах Евфимий (Моисеев)

       * Святитель Московский Филарет (Дроздов). Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы (1822 год) / Избранные труды. Письма. Воспоминания. М., 2003. С. 169–170.
      
       Проповедь произнесена в Покровском храме Московской Духовной академии в день Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 2005 года.