ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2008

ПРОПОВЕДЬ

Юридические консультации

Комментарий к законопроекту

       8 февраля 2008 года Государственной Думой Российской Федерации был принят в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в закон Российской Федерации “Об образовании” и статью 19 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” (в части лицензирования и аккредитации духовных образовательных учреждений)».
       Данный законопроект, предоставляя духовным образовательным учреждениям право на государственную аккредитацию, определяет порядок реализации этого права.
       Нормы о государственной аккредитации образовательных учреждений содержатся в статье 33 закона Российской Федерации «Об образовании», а также в статье 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
       Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством, в лице государственных органов управления образованием, государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).
       Согласно пункту 16 статьи 33 закона РФ «Об образовании» с момента государственной аккредитации вуза у него возникает право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, а также право на пользование печатью с изображением Государственного Герба Российской Федерации.
       Действующее законодательство (пункт 2 статьи 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») предусматривает для учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) возможность получения государственной лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Однако право этих учреждений на получение государственной аккредитации законом не предусмотрено. В результате выпускники духовных образовательных учреждений оказываются в неравном (дискриминированном) положении по сравнению с выпускниками светских вузов, имеющих государственную аккредитацию.
       1. Выпускники учреждений профессионального религиозного образования не имеют дипломов государственного образца, и поэтому полученное ими образование не признается государством. Окончивший Духовную семинарию или академию священник рассматривается как лицо, имеющее среднее образование, подтвержденное государственным аттестатом об окончании средней школы. В связи с этим у тех выпускников духовных образовательных учреждений, которые по каким-либо причинам не стали священниками, возникают проблемы с трудоустройством.
       2. В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на время обучения. Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на получение отсрочки от призыва на военную службу предоставлено студентам, обучающимся по очной форме обучения в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
       Таким образом, учащиеся духовных образовательных учреждений не могут воспользоваться правом на получение отсрочки от призыва на военную службу. Эта проблема особенно остро стоит для Духовных семинарий, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Поволжье. Например, в результате призыва студентов на срочную военную службу осенью 2006 года в Казанской Духовной семинарии Русской Православной Церкви из семидесяти пяти учащихся осталось только двенадцать. Аналогичные последствия неизбежны и для прочих духовных образовательных учреждений, расположенных в отдаленных от центра регионах.
       В связи с вышеизложенным Архиерейский Собор Русской Православной Церкви еще в 2004 году признал целесообразным «скорейшее получение Духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования». В докладе Святейшего Патриарха на Архиерейском Соборе подчеркивалось, что «аккредитация должна совершаться на основе признания государством сложившейся системы духовного образования. Мы должны добиваться признания ученых степеней и дипломов духовных учебных заведений, а не пытаться приспособить свою образовательную систему к стандартам светского образования. В противном случае нам грозит опасность потери ценнейших традиций Православной Церкви в области академического богословия и церковных наук. Духовные школы, включаясь в современную систему образования, не должны терять сокровища, которые были накоплены за более чем трехсотлетнюю историю их существования».
       С учетом этой позиции общий порядок государственной аккредитации, предусмотренный для светских вузов, оказался неприемлемым для духовных образовательных учреждений. Настораживало, в частности, следующее обстоятельство. Одной из необходимых предпосылок государственной аккредитации духовных образовательных учреждений является аттестация их профессорско-преподавательского состава.
       Согласно показателю № 2.5 государственной аккредитации, используемому при определении вида вуза (утвержденному приказом Рособрнадзора от 30.09.2005, № 1938), для государственной аккредитации вуза (например Духовной академии) в качестве академии не менее 60 % преподавателей должны иметь ученую степень и (или) ученое звание, при этом не менее 10 % преподавателей должны быть докторами наук и (или) профессорами.
       Для государственной аккредитации вуза (например, епархиальной семинарии) в качестве института не менее 55 % преподавателей должны иметь ученую степень и (или) ученое звание, при этом не менее 8,5 % преподавателей должны быть докторами наук и (или) профессорами. Важно подчеркнуть, что ученые степени и звания преподавателей должны подтверждаться документами государственного образца. Однако подавляющее большинство преподавателей духовных образовательных учреждений имеют ученые степени и звания, подтвержденные внутрицерковными документами.
       Таким образом, государственная аккредитация духовных образовательных учреждений в общем (предусмотренном для светских вузов) порядке потребовала бы существенных изменений в профессорско-преподавательском составе Духовных школ. С заменой преподавателей, вышедших из недр Духовных академий и семинарий, дипломированными, но зачастую невоцерковленными преподавателями светских вузов традиции духовного образования несомненно были бы утрачены.
       Именно поэтому Московская Патриархия предложила Министерству образования и науки России рассмотреть альтернативный вариант признания и установления эквивалентности документов о высшем богословском образовании, выдаваемых духовными образовательными учреждениями.
       В ходе переговоров был выработан законопроект, который, предоставляя духовным образовательным учреждениям право на государственную аккредитацию, предусматривает, что в ходе государственной аккредитации данных образовательных учреждений их государственный статус (то есть вид) не устанавливается.
       Таким образом, при государственной аккредитации Духовных школ от них не потребуется соблюдения утвержденных приказом Рособрнадзора от 30.09.2005, № 1938 показателей государственной аккредитации, используемых для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет). В результате Московская Духовная академия при прохождении государственной аккредитации сохранит свое историческое название, не будучи принуждена «подгонять» образовательный процесс под требования, установленные в отношении светских вузов, аккредитуемых в качестве академий.
       Вместе с тем согласно новому закону государственная аккредитация духовных образовательных учреждений не произойдет автоматически. Государственная аккредитационная комиссия будет проверять уровень реализуемых духовными образовательными учреждениями образовательных программ, а также соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
       Следует подчеркнуть, что согласно принятому закону дипломы государственного образца, выдаваемые выпускникам Духовных школ, получивших государственную аккредитацию, должны быть заверены собственной печатью духовного образовательного учреждения, не содержащей изображение Государственного Герба Российской Федерации. Это требование предъявлялось Минобрнауки России еще на стадии разработки законопроекта. Дело в том, что согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» духовные образовательные учреждения зарегистрированы в качестве религиозных организаций. Согласно статье 14 Конституции РФ религиозные объединения (в том числе Духовные школы) отделены от государства и поэтому, по мнению Минобрнауки России, не могут использовать в своей печати государственную символику.
       Хотелось бы отметить, что государственная аккредитация духовных образовательных учреждений возможна лишь в случае их перехода на государственный образовательный стандарт.
       Уже сейчас стоит вопрос о разработке специального государственного стандарта, предназначенного для духовных образовательных учреждений.
       К сожалению, государственный образовательный стандарт по специальности «теология» не имеет такого предназначения. Действительно, переход духовных образовательных учреждений Русской Православной Церкви на данный государственный образовательный стандарт предполагает коренную перестройку традиционной системы духовного образования, которая формировалась на протяжении трех столетий.
       Согласно требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки теолога по специальности «020500 теология» наибольшее количество учебных часов (1276 часов на весь срок обучения) отведено на общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (например, иностранный язык, физкультуру, правоведение); общие математические и естественнонаучные дисциплины (например, математику и информатику). Вместе с тем на изучение дисциплин, которые традиционно преподаются в духовных образовательных учреждениях, стандарт отводит 524 часа на весь срок обучения. Таким образом, в случае государственной аккредитации духовных образовательных учреждений по специальности «теология» на изучение излишних для будущих священнослужителей предметов придется выделить более половины учебных часов.
       Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2 Общей характеристики специальности «теология» в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов (пункт 1.2 Общей характеристики специальности «теология»). Данное требование также вступает в противоречие с традицией духовных образовательных учреждений, где учебные занятия начинаются и оканчиваются молитвой; имеются домовые храмы.
       Государственный образовательный стандарт по специальности «теология» не преследует целей подготовки священнослужителей, а рассчитан на подготовку научных работников; преподавателей и воспитателей; экспертов (пункт 1.4 Общей характеристики специальности «теология»). Между тем согласно статье 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» духовные образовательные учреждения создаются в целях подготовки кадров (служителей и религиозного персонала) для религиозных организаций. Таким образом, цели ГОСТа по специальности «теология» и цели духовных образовательных учреждений не совпадают.
       В августе 2007 года Священный Синод утвердил церковный образовательный стандарт высшего духовного образования специалиста в области православного богословия, который должен быть использован при разработке государственного образовательного стандарта, предназначенного для реализации духовными образовательными учреждениями Русской Православной Церкви.
       Важно отметить, что новый закон внес поправки в пункт 4 статьи 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
       Большинство духовных образовательных учреждений имеют соответствующие здания в безвозмездном пользовании, поскольку механизм безвозмездной передачи в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения еще не отработан. Кроме того, в ряде случаев занимаемые духовными образовательными учреждениями здания относятся к объектам культурного наследия, которые в силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» являются исключительной государственной собственностью и поэтому могут быть переданы религиозным организациям только на праве безвозмездного пользования.
       Данное обстоятельство не было учтено в прежней редакции пункта 4 статьи 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому лицензии высшим учебным заведениям, независимо от их организационно-правовых форм, могут быть выданы только при наличии у них необходимой учебно-материальной базы на правах собственности, оперативного управления или аренды.
       В результате многие духовные образовательные учреждения, имеющие здания в безвозмездном пользовании, получили отказ в выдаче (продлении) лицензий на право ведения образовательной деятельности.
       В связи с этим новый закон включил право безвозмездного пользования в установленный пунктом 4 статьи 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» перечень имущественных прав высших учебных заведений на учебно-материальную базу.

К. Чернега,
кандидат юридических наук
юрисконсульт Московской Патриархии