ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Свет «Северной Фиваиды»:
страницы истории Вологодской епархии

       Христианство начинает свою историческую жизнь на Вологодской земле с ХI столетия, к которому относятся первые находки на Белоозере нательных крестов и иконок, привезенных из Киева и южнорусских областей. По мере освоения Вологодского края жителями Новгородской и Ростово-Суздальской земель на его территории возникали поселения, ставшие позднее городами и церковными центрами Вологодской епархии. Одно из таких поселений, расположенное на правом берегу реки Вологды (это название означало на финно-угорском языке «светлая вода»), стало впоследствии одноименным городом и центром обширных и богатых земель, неоднократно игравших важную роль в истории нашего отечества.
       Название древней Вологды в именовании архиерейской кафедры и титуле архиереев, управлявших церковной жизнью на территории этого северного заволжского края, появилось в конце XVI века, но церковная история начиналась здесь задолго до этого.
       Первое упоминание о Вологде содержится в Житии преподобного Герасима Вологодского и относится к 1147 году. В то время это было довольно большое селение с храмом в честь Рождества Христова. Герасим пришел на берега Вологды из Киева и поначалу был встречен местным населением настороженно и неприветливо. Он поселился в глухом лесу и начал подвизаться в посте и молитве. Вскоре кротостью и смирением Герасим победил недоверчивость поселян и стал для них духовным отцом и наставником. Он основал первый на Вологодской земле монастырь, посвятив его Живоначальной Троице, и управлял им в течение тридцати лет. После кончины преподобного игумена вологжане признали его своим Небесным покровителем, хотя официальная канонизация состоялась только в конце XVII века.

Преподобный Герасим Вологодский

       В XIV веке непроходимые вековые леса, раскинувшиеся на сотни километров вокруг Вологды, стали излюбленным местом монахов, искавших пустынного жительства по правилам и уставам святых отцов, населявших пустыни Египта и Палестины на заре истории монашества. Древние отцы учили, что главное в монашеской жизни – это преодоление греха и очищение души, чтобы во всей полноте и чистоте восстановить в себе образ и подобие Божие и утраченное в результате грехопадения богообщение.
       Духовным вождем и учителем для русского монашества в Московской Руси стал Преподобный Сергий Радонежский, Игумен Земли Русской. Полвека тихо и неприметно, с кротостью и поистине Христовой любовью он учил истинной монашеской жизни своих учеников и последователей. Его обитель стала центром притяжения всей духовной и общественной жизни Русской земли, школой иноческого подвижничества, целительным источником, в котором омылась душа народная, искаженная унынием и страхом в долгие десятилетия иноземного ига.

Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере

       Достигшие совершенного духовного возраста ученики Преподобного Сергия выходили из обители и шли на пустынное жительство в лесные пустыни Северного Заволжья и там становились основателями новых обителей. Из Сергиевой обители явились в заволжских болотистых лесах преподобный Сильвестр Обнорский; преподобный Сергий Нуромский, постриженник Святой Горы Афон, пришедший из Константинополя в Москву, чтобы стать учеником Сергиевым; преподобный Павел Комельский. Они стали основателями первых обителей в лесных дебрях, раскинувшихся вдоль берегов Обноры и Нурмы, а их ученики понесли их заветы в новые лесные пустыни.
       Преподобный Димитрий Прилуцкий, духовный друг и собеседник Сергиев, пришел из Переславля в дальнюю Вологду и неподалеку от нее основал Спасо-Прилуцкую обитель, ставшую центром духовной жизни прилежащих земель и матерью многих малых иноческих обителей.
       С самого начала Спасский монастырь святого Димитрия был устроен по общежительному уставу. Все, о чем в долгих беседах об иноческой жизни по заветам древних подвижников собеседовал преподобный Димитрий со своим духовным другом, Троицким игуменом Сергием, Радонежским старцем, воплотил преподобный Димитрий в жизни своей новой обители. Покаяние, очищение души, трезвение, непрестанная молитва, смирение, нелицемерное братолюбие, нестяжание, преданность в волю Божию – всему этому игумен учил братию обители и мудрым словом, и личным примером.
       Преподобный Димитрий, по свидетельству жития его, никогда не изменял и не отменял своего молитвенного правила, трудился со всеми наравне, не гнушаясь никакой работой, был прост душой и кроток в обращении.
       Он был великим нищелюбцем и страннолюбцем, помощником бедных, посещал суды и заступался за неправедно притесняемых, нередко выплачивал долги несостоятельных должников. Этому же учил братию. Бесконечно снисходительный к слабостям своих учеников, особенно новоначальных, преподобный был суров и требователен к себе. Его аскеза даже давним его ученикам казалась превышающей силы человеческие, потому преподобный утаивал свои подвиги от них. И в одежде своей преподобный Димитрий был истинным подвижником. Круглый год он носил одежду из грубой овечьей кожи, в которой зимой терпел холод, а летом обливался потом. Внешне прославленный старец, к которому за утешением шла вся округа, мало отличался от нищих, которым он так щедро благотворил. В этой худости риз не было ничего нарочитого, ничего рассчитанного на внешний эффект. Это был пример истинного смирения, которое достигается только в бескомпромиссной борьбе с собой, в распятии плоти своей со всеми ее страстями и похотями, по слову апостольскому. Не всем под силу такой подвиг, но стремление к подражанию великим подвижникам поддерживает высокий настрой внутренней жизни в обители.

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь

       Преподобный Димитрий еще при жизни своей был наделен благодатными дарами. Прозорливость его не раз была явлена и перед братией монастыря, и перед мирянами. Однажды братия трудились по устройству монастыря, когда игумен вдруг сказал с сердечной скорбью: «Мы, братия, устраиваем здесь земные вещи тленные, а благоверный великий князь Димитрий Иванович уже не заботится с нами о суетной жизни». И тут же стал молиться о упокоении князя. Через несколько дней пришла весть о кончине Донского героя в тот самый день, когда святой игумен прикровенно сказал братии о его кончине.
       Двадцать лет трудился преподобный Димитрий над устроением своей обители, полагая истинное ее основание не в крепости стен и не во внешнем благолепии храмов, но в верности духу истинного монашества, завещанному святыми отцами. В селения праведных отошел он в тот же год, что и духовный друг его и собеседник святой Сергий Радонежский, всего на несколько месяцев предварив того в Царстве Небесном. Память преподобного Димитрия Прилуцкого Святая Церковь совершает 11 / 24 февраля и в день Собора Ростово-Ярославских святых – 23 мая / 5 июня.

Рака преподобного Димитрия Прилуцкого

       Столицей Северной монашеской страны стал Белозерский Кириллов монастырь, основанный постриженником Московского Симонова монастыря преподобным Кириллом Белозерским. Симонов монастырь начинался с молитвы и благословения Преподобного Сергия, а первым его настоятелем был племянник и ближайший ученик Радонежского игумена Феодор, с отроческого возраста воспитывавшийся в келлии Преподобного, так что и преподобный Кирилл возрос в подвиге под сенью великого святого.
       Преподобный Кирилл родился в Москве, в небогатой, но знатной семье, состоявшей в родстве с Тимофеем Васильевичем Вельяминовым, окольничим великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Умирая, они поручили своего единственного сына Козьму боярину Тимофею. В доме Вельяминова Козьма жил до сорока лет. В нем рано проявилась склонность к иноческой жизни, но никто не решался постричь родственника столь знатного вельможи, не желавшего и слышать об этом, пока пришедший в Москву по делам своей обители преподобный Стефан Махрищский, не побоявшийся княжеской немилости, не помог ему поступить в Симонов монастырь.

Преподобный Кирилл Белозерский

       Новопостриженный инок был отдан в послушание старцу Михаилу, впоследствии епископу Смоленскому, и немалое время провел под его неусыпным оком. Потом пришла пора проходить одно за другим монастырские послушания: хлебня, поварня, переписывание книг, священство. Преподобный Сергий, когда случалось ему бывать в Симонове, всегда заходил сначала на хлебню – побеседовать с иноком Кириллом. В 1387 году иеромонах Кирилл был избран игуменом, но вскоре ушел в Старое Симоново на безмолвие.
       Почти десять лет вызревало в его душе решение удалиться в далекие северные леса, но осуществил он это намерение только после того, как получил небесное уведомление о том, что на это есть воля Божия: после молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в дивном свете, льющемся с северной стороны, ему был показан лесной край удивительной красоты, в котором ему должно было подвизаться.
       Преподобные Кирилл и его духовный друг Ферапонт, как и Кирилл, к тому времени шагнувший уже на седьмой десяток, отправились в заволжские леса и там, у подножия горы Мауры, обрели место, показанное преподобному Кириллу в видении. На берегу Сиверского озера они начали устраивать земляную келлию в склоне холма, крутым боком повернувшегося к воде. Так весной 1397 года началась история Кирилло-Белозерского монастыря, посвященного Успению Пресвятой Богородицы.
       С самых первых дней обитель Кириллова жила по общежительному уставу, которым управлялись Сергиев монастырь и московский монастырь в Симонове. Все, чему преподобный сам научился в этих двух обителях, он бережно и без изъятий перенес в свой монастырь.

Крестный ход вокруг Кирилло-Белозерского монастыря
в престольный праздник обители

       Преподобный Кирилл воспитал целое поколение своих учеников и последователей. Одни из них до конца дней своих оставались в Успенской обители и хранили заветы своего великого учителя. Другие вышли из обители и стали основателями новых монастырей. Таковы преподобные Савватий Соловецкий и Мартиниан Белозерский. Были у преподобного Кирилла и духовные друзья и собеседники, которые приходили к нему в обитель и жили в ней какое-то время, чтобы потом в своих пустынях завести такой же устав и такие же порядки, как в Великой лавре Пресвятой Богородицы, как стали называть Кириллову обитель еще при его жизни. Таковы преподобные Ферапонт Белозерский, Дионисий Глушицкий, Павел Обнорский, Александр Ошевенский, Корнилий Комельский. Так продолжилось дело Сергиево на Русской земле, и святой Кирилл стал преемником Преподобного Сергия в деле духовного водительства и устроения монашеской жизни.

Кирилло-Белозерский монастырь

       Преподобный Ферапонт в девятнадцати верстах от Кирилловой обители основал свой монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который в обиходе называют по имени основателя – Ферапонтовым. Эта обитель не была столь большой и славной, как Кириллова, но Промыслом Божиим в ней сохранились почти в первозданной красоте фрески великого русского иконописца Дионисия, запечатлевшего в своих иконах и росписях высоту духовно-нравственных идеалов Святой Руси, выше всего земного полагавшей немеркнущую красоту Царства Небесного.

Поклонный крест на острове Патриарха Никона
близ Ферапонтова монастыря

Ферапонтов монастырь

       Свидетельством неукоснительного следования русских подвижников примеру древних отцов явился Устав преподобного Корнилия Комельского, который он дал обителям, им основанным, впоследствии воспринятый многими другими обителями. Абсолютное нестяжание, смиренное послушание, братская любовь, постоянная молитва, посильный труд на благо обители – такова была жизнь насельников этих дальних пустыней, освятивших жизнь Северного края.
       С севера этот мощный поток духовной колонизации заволжских и поморских земель был поддержан выходцами из древнейшей вологодской обители, Спасо-Каменной, основанной на пустынном каменистом острове Кубенского озера святым князем Глебом Белозерским в середине XIII века. В XIV веке старинная обитель была обновлена пришельцем со Святой Горы Афон Дионисием, пришедшим в Москву во время княжения святого благоверного князя Димитрия Донского, очевидно, как и преподобный Сергий Нуромский, привлеченным славой смиренного Троицкого игумена. Он устроил иноческую жизнь в Спасо-Каменном монастыре по афонскому уставу. Его любимым учеником и преемником на игуменстве стал кирилловский инок Кассиан, постриженники которого, преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский, стали признанными учителями северного монашества и дали начало нескольким иноческим обителям.
       На протяжении XV– XVI веков этот процесс бурного развития монашеской жизни в северных заволжских землях продолжался, десятки больших и малых обителей, скитов и пустыней стали теми благодатными очагами, вокруг которых складывалась и земная, мирская жизнь, осененная незримым облаком благодати Божией, привлеченной молитвами безвестных пустынников.
       Вологодская земля стала в те годы поистине страной монашеской, страной пустынного подвига, какой в древние века была пустыня Фиваидская, в которой селились последователи преподобного Антония Великого. Потому духовно прозорливые люди дали Вологодско-Белозерской земле новое имя, в котором, как в капле воды, отразилась духовная ее история. Северной или Русской Фиваидой вошла эта земля в историю Русской Православной Церкви, и немеркнущий свет ее до сих пор озаряет Россию. Как от келлии преподобного Антония Великого начиналась Фиваида Египетская, так и от порога Сергиевой келлии на Маковце распространилась по бескрайним просторам Северного Заволжья Фиваида Русская, составившая славу и честь русского монашества.
       На такой богатой и живоносной почве складывалась история Вологодской епархии Русской Православной Церкви. Первоначально она была основана на Пермской земле просветителем зырян святителем Стефаном Пермским, другом и духовным собеседником святителя Московского Алексия и Преподобного Сергия. С начала XIV века зыряне платили дань Московским князьям, и потому основание первой в северных краях кафедры по благословению митрополита Московского произошло именно здесь, а не в Вологде, за которую шла в то время борьба между Новгородом, Тверью и Москвой. Кафедра называлась Усть-Вымской по названию погоста, а затем и города, который возник вокруг первого храма – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, поставленного святителем Стефаном на Пермской земле.
       Вологда была присоединена к Усть-Вымской епархии в 1492 году, когда спор за нее окончательно разрешился в пользу Москвы. В этом споре монашествующие по примеру своего великого учителя – Преподобного Сергия Радонежского неизменно держали сторону Москвы. Сам Преподобный и его ученики и последователи свято верили в заветы святителя Московского Петра, благословившего Москву Небесным благословением по откровению, данному ему Свыше.
       Перенесение архиерейской кафедры в Вологду и усвоение епархии статуса архиепископии произошло в конце XVI века и было утверждено Собором 1589 года, хотя Пермские святители задолго до того подолгу жили в Вологде и оттуда руководили жизнью своей обширной епархии, которая уже с 1556 года именовалась Вологодской и Великопермской. Утверждение архиерейской кафедры в Вологде отразило и значительные успехи Вологды в экономической жизни Российского государства в XVI веке. Расположение на важнейшей точке большого водного пути, шедшего на север по Сухоне и Северной Двине к Белому морю, превратило Вологду в крупный торговый и хозяйственный город, значение которого еще более возросло после заключения договора о торговом пути между Россией и Англией.
       В середине века царь Иоанн Васильевич Грозный уделял Вологде особое внимание. Царь четырежды приезжал сюда на богомолье и подолгу жил здесь. Вологда занимала важное место в политических планах Иоанна Васильевича. Предполагают, что он хотел сделать ее своей северной столицей. По его приказу в апреле 1565 года, в день памяти святых апостолов Иасона и Сосипатра, в городе заложили новый кремль, который по своим размерам должен был значительно превзойти Московский. В 1568 году в центре кремля началось строительство собора во имя Святой Софии. В 1571 году строительство уже близилось к завершению, но было неожиданно остановлено из-за приближения к Москве крымского хана и отрывшегося в Вологде мора. Грозный царь навсегда покинул Вологду.
       В Смутное время Вологда была втянута в самый водоворот политических событий. До 1608 года вологжане деньгами и «ратными людьми» помогали Москве бороться с интервентами: отряды вологодских ополченцев освобождали Галич, Кострому, Ярославль, входили в состав войска князя Пожарского.
       В 1612 году из-за отсутствия бдительности городских воевод интервенты захватили, разграбили и сожгли город. О грозящей опасности заблаговременно предупреждал горожан почитавшийся в городе старец Галактион, подвизавшийся сначала в Спасо-Прилуцкой обители, а затем по примеру своего духовного друга и наставника – преподобного Иринарха, затворника Ростовского, сковавший себя цепями и ушедший в затвор. Однако ни горожане, ни воеводы не вняли предостережению праведника. Епископ Вологодский Сильвестр, которого интервенты три дня пытали и трижды подводили к казни, только Божией милостью остался жив. Вот строки из его отчета в Москву: «В последнем часу ночи разорители нашей чистой православной веры и ругатели Креста Христова, поляки и литовцы, с черкесами и русскими изменниками нечаянным набегом пришли на Вологду. По грехам нашим, по нерадению воевод не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости. У ворот было несколько человек в карауле, да и те не слыхали, как литовцы вошли в город, а большие ворота не были заперты».

Колокольня и Спасский собор

       Уже на следующий день в Вологду вошел со своим отрядом воевода из Белоозера, но, как сообщает летописец, «никто не слушает его, друг друга грабят. Все от пьянства: воеводы пропили Вологду...» А 24 сентября от побоев, нанесенных захватчиками, преставился и преподобный Галактион. На месте его подвигов вологжане основали Свято-Духов монастырь, где под спудом и упокоились честные мощи преподобномученика Галактиона Вологодского. Там же хранились железный крест и вериги святого. Монастырь был полностью разрушен в советское время.
       Через три месяца, 18 декабря 1612 года, шайка поляков и литовцев вновь объявилась в предместьях Вологды. Не решившись на штурм города, враги напали на Спасо-Прилуцкий монастырь и захватили его. Разграбив обитель и окрестные села, интервенты заперли в трапезной палате и заживо сожгли 59 монахов и иных монастырских людей. Всего при этом злодействе в монастыре погибло более 200 человек.

Спасо-Прилуцкий монастырь

       Восстановилась Вологда на удивление быстро и даже в больших размерах, чем в прежние времена. В 1631 году в городе было 765 дворов и 4000 жителей, а в 1681 году уже 1220 дворов и 6100 жителей.
       В сентябре 1655 года в Вологде открылась моровая язва (эпидемия чумы). Перед угрозой всеобщей опасности вологжане приняли единодушное решение – построить «об един день» храм. Так в городе 18 октября 1655 года за один день возникла Спасообыденная церковь. «Начали рубить против 18 числа в 6-м часу ночи, а клали со светочи и зажигали скалы (бересту) на батогах, светили светло; а срубили за два часа до дни; а святить начали в пятом часу дни. И виде Господь веру и моление рабов Своих и покаяние слезное о своих согрешениих, той великий гнев Свой на милость преложи и моровую язву утоли, от того дне мор на Вологде преста». 23 октября того же года за один день («обыденно») был написан образ Всемилостивого Спаса. День 18 октября с тех пор стал отмечаться как местный церковный праздник.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь

       В 1698 году архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом (Кичигиным, † 1707) был освящен каменный Спасообыденный храм. Во время его постройки старая деревянная церковь стояла внутри храма. В 1895 году указом Святейшего Синода вологодскому Спасообыденному храму ввиду его особого значения как древней святыни был дарован статус собора. В 1972 году Спасо-Всеградский собор (в котором долгое время располагался кинотеатр) был полностью разрушен. На его месте 31 октября 1997 года был воздвигнут Поклонный крест. С тех пор от храма Покрова Пресвятой Богородицы на торгу к этому кресту совершается крестный ход.
       С 1657 года епархия стала именоваться Вологодской и Белозерской. В царствование Петра I Вологда также занимала особое место в планах царя-реформатора. В 1692 году юный царь Петр впервые посетил город. На Кубенском озере он хотел устроить потешную флотилию, наподобие той, какая была на Плещеевом озере в Переславле-Залесском. Но Кубенское озеро оказалось мелководным, и создание флотилии не состоялось.

Спасо-Всеградский собор в Вологде
Фото начала XX века

Рака преподобного Галактиона в Свято-Духовом монастыре
Фото начала XX века

Поклонный крест, установленный на месте
Спасо-Всеградского собора

Разрушение Спасо-Всеградского собора, 1972 год

       На следующий год по пути на Белое море Петр I вновь побывал в Вологде, молился в Тотемском Спасо-Суморином монастыре (основан в 1554 году выходцем из Спасо-Прилуцкого монастыря преподобным Феодосием Тотемским, † 1568). На образ святого Феодосия над его мощами царь собственноручно возложил янтарное Распятие Господа Иисуса Христа. Также царь посетил Успенский собор в Великом Устюге.
       В 1702 году от стен Вологодского кремля начался поход Петра I на крепости Повенец и Орешек, закончившийся победой русского войска над шведами и впоследствии строительством Петербурга. Однако с основанием новой столицы и открытием морского пути в Европу через Балтийское море экономическое и торговое развитие Вологды существенно замедлилось. Последний раз Петр I был в Вологде в 1724 году, за год до своей смерти.
       1780 год – начало истории Вологодской губернии. С 1796 года епархия стала именоваться Вологодской и Великоустюжской.
       В январе 1799 года император Павел Петрович в благодарность за то, что начало его царствования было озарено явлением нетленных мощей преподобного Феодосия Тотемского, послал в Спасо-Суморин монастырь драгоценную ризницу, сопроводив ее собственноручным письмом.
       В октябре 1824 года Вологду посетил император Александр I. Уезжая, Государь сказал: «Мне весьма приятно видеть согласие, господствующее в обществе. Все виденное мною в Вологде далеко превзошло мое ожидание во всех отношениях». Эти слова впоследствии были высечены золотом на мемориальной доске, которая до 1917 года помещалась в главном зале Дворянского собрания.
       Уроженцем Вологодских земель был святитель Игнатий (Брянчанинов, † 1867). Будущий духовный писатель и наставник русского монашества родился в 1807 году в древней дворянской усадьбе в селе Покровском неподалеку от Вологды. В 1827 году он стал послушником Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, а в 1831 году принял в родной Вологде монашеский постриг.
       В июле 1895 года Вологду впервые посетил святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. 28 июня 1896 года он останавливался в Вологде проездом в Петербург и совершил заутреню и обедню в Спасо-Всеградском соборе. Оставшийся день он посвятил посещению больных и разных городских учреждений: общины сестер милосердия, Дома трудолюбия городской тюрьмы, городского Общества трезвости и других. 30 июня 1897 года отец Иоанн вновь побывал в Вологде. Он останавливался на квартире городского главы Н. А. Волкова, где и принимал всех желающих. Этот дом на улице Ленинградской сохранился. Кронштадтский пастырь был в Вологде и в 1900 году, а 3 июня 1903 года служил в Успенском соборе в Великом Устюге.
       Начало ХХ столетия ознаменовалось пребыванием на Вологодской кафедре епископа Никона (Рождественского; 1906–1912, † 1919), известного церковного писателя и редактора «Троицких листков», автора самого полного Жития Преподобного Сергия Радонежского, члена Святейшего Синода и Государственного Совета. При нем в 1910 году в епархии действовали 972 храма (14 соборных, 65 монастырских и 743 приходских), 1452 часовни и молитвенных дома. В клире состояли 35 протоиереев, 848 священников, 295 диаконов.

Димитриевская набережная в Вологде
Литография XIX века

       31 июля 1912 года Вологодскую епархию посетила великая княгиня Елизавета Феодоровна. Прибыв в Грязовец, она направилась во Введенский Корнилиево-Комельский монастырь, где молилась у мощей святого Корнилия. В тот же день царственную паломницу встречали в Павло-Обнорском монастыре. На следующий день великая княгиня отбыла в Спасо-Нуромскую обитель, где молилась у мощей преподобного Сергия Нуромского. В семь часов утра, возвратившись в Павло-Обнорский монастырь, Елизавета Феодоровна молилась за Божественной литургией и участвовала в крестном ходе. Ровно через год, возвращаясь из паломнической поездки в Соловецкий монастырь, святая подвижница посетила Вологду. Не доезжая пяти верст, она вышла на платформу и направилась в Спасо-Прилуцкий монастырь для поклонения его святыням. Прибыв в Вологду, Елизавета Феодоровна посетила Спасо-Всеградский собор, кафедральный собор, архиерейский дом и Успенский женский монастырь.
       10 августа 1914 года в доме вологодского братства во имя Всемилостивого Спаса под председательством епископа Александра (Трапицына, впоследствии священномученика, † 1938) состоялось собрание городского духовенства для обсуждения способов оказания помощи больным и раненым воинам и семьям воинов, взятых на войну. В течение 1914–1915 годов лазареты для раненых воинов были устроены в зданиях Технического железнодорожного училища, Вологодской Духовной семинарии, Епархиального женского училища, Вологодского Духовного училища. Был объявлен сбор пожертвований на содержание коек для раненых воинов, приносивший ежемесячно в среднем около 1500 рублей.

       История Вологды связана с суровыми традициями политической ссылки, восходящими здесь еще к Средним векам, когда великие князья и государи заточали своих противников в северные монастыри.
       В конце XIX – начале XX века в связи с активизацией революционных антигосударственных выступлений в России ссыльная «практика» приобрела массовый характер, и Вологду в этот период стали называть «подстоличной Сибирью». Вологодскую ссылку (правда, часто в удивительно комфортных условиях) отбывали такие «радикальные и преступные элементы», как М. Ульянова, В. Воровский, В. Скрябин (Молотов), И. Сталин и многие другие «рыцари революции». Неудивительно, что когда пришло «их время», именно Вологодская епархия подверглась особо жестоким гонениям и притеснениям со стороны богоборческой власти.
       История Вологодской епархии в советский период, как и история всей Русской Православной Церкви, трагична, но и освящена кровью новомучеников и подвигами исповедников, духовно возвышенна и оптимистична. Она требует отдельного обстоятельного повествования. Отметим только, что около 70 монастырей и пустыней действовали в епархии в середине ХVII века, более 50 – в ХVIII столетии. После «Великой Октябрьской» уже в 1918 году были закрыты все монастыри Вологды, а во всей епархии осталось 16 мужских и 5 женских обителей.
       К 1933 году все монастыри были «ликвидированы», а в епархии оставалось 4 действующих храма, 21 священник и 4 диакона. В списках членов православных приходских общин Вологды в тот период было зарегистрировано 2578 человек. К 1941 году во всей епархии остался лишь один храм (кладбищенский) – Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде, имевшей тогда население свыше 60 тысяч человек. Но и в это страшное время в единственном храме совершался полный уставной литургический круг богослужений, в среде верующих сохранялись нормы христианской этики и церковное благочестие. Внутреннего кризиса не произошло – православная традиция продолжала существовать, концентрируясь вокруг Литургии и перенося нормы религиозной повседневности в «домашнюю церковь» – семью.
       22 апреля 1943 года в храм Рождества Богородицы в Вологде поступила телеграмма от Верховного Главнокомандующего РККА: «Вологда. Кладбищенская церковь. Настоятелю священнику Анатолию Городецкому. Председательнице общины Евгении Семеновой. Прошу передать членам общины Кладбищенской церкви г. Вологды, собравшим кроме ранее внесенных 300 000 рублей дополнительно 100 000 рублей на строительство танковой колонны, мой искренний привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
       С того времени в жизни Вологодской епархии начались положительные изменения. Уже в декабре 1943 года возобновились богослужения в Казанском храме в городе Устюжна и в храме Покрова Пресвятой Богородицы близ города Кириллова. К 1949 году в епархии было уже 19 действующих храмов, на 17 приходах совершали служение 30 священников и 7 диаконов. Такое положение сохранялось до 1988 года.

Воскресенский и Софийский соборы в Вологде

Вологда. Вид с колокольни Софийского собора

       Начало новейшего этапа истории и возрождения Вологодской епархии, как и всей Русской Православной Церкви, связаны с торжествами, посвященными 1000-летию Крещения Руси. За минувшие с того славного юбилея двадцать лет церковная жизнь в епархии необычайно преобразилась, стала полнокровной и многогранной. И что особенно радостно, она зримо становится неотъемлемой и все более важной составляющей жизни самих вологжан, на всех ее уровнях и во всех структурах государственного устройства.

Рака с мощами преподобного Феодосия Тотемского в Тотьме

Успенский собор и храм святого праведного
Прокопия Устюжского в Великом Устюге

Спасо-Каменный монастырь

Часовня во имя новомучеников Кирилловских в Кириллове

       Современные очертания Вологодской и Великоустюжской епархии соответствуют границам Вологодской области. Площадь ее территории – 145,7 тысяч кв. км, протяженность с севера на юг – 250–380 км, а с запада на восток – 650 км. Епархия разделена на семь благочиний: Вологодское, Череповецкое, Центральное, Белозерское, Тотемское, Харовское, Великоустюжское.
       Правящий архиерей – архиепископ Максимилиан (Лазаренко). На начало 2008 года в епархии насчитывается 103 прихода, в клире состоит 86 священников и 40 диаконов.
       Возрождение монашеской жизни в епархии началось в 1991 году с открытия Спасо-Прилуцкого мужского монастыря в Вологде. В 1997 году была возобновлена монашеская жизнь в Кирилло-Белозерском мужском монастыре (город Кириллов), в 1999 году – в Воскресенском Горицком женском монастыре (Кирилловский район, село Горицы. Основан в 1544 году княгиней Евфросинией Старицкой, в иночестве Евдокией) и в 2003 году – в Свято-Троицком Павло-Обнорском мужском монастыре (Грязовецкий район, село Юношеское).

       28 августа 1994 года, после 73-летнего перерыва, епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан совершил Божественную литургию в главном храме епархии – Софийском соборе Вологды. 2 июля 1995 года, в день празднества в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, епископ Максимилиан вновь совершил в Софийском соборе Божественную литургию. Накануне праздника Владыка направил в храмы епархии указ, которым благословил в этот день и в дальнейшем совершать крестные ходы к местночтимым святыням.

Храм Святителя Николая во Владычной слободе в Вологде

Воскресенский собор (ныне – картинная галерея) в Вологде

       22 февраля 2000 года в Лазаревском храме в Вологде при огромном стечении верующих был совершен чин прославления священника Александра Баданина как местночтимого святого. Священник Вознесенской церкви в Вологде отец Александр Баданин при жизни пользовался большим духовным авторитетом в городе, обладал даром прозорливости и исцеления. Когда к святому праведному Иоанну Кронштадтскому обращались вологжане с просьбой помолиться о них, он отвечал: «У вас в Вологде есть свой заступник».

       18 сентября 2003 года был совершен первый крестный ход в память 85-летия гибели за Христа новомучеников Кирилловских: епископа Варсонофия (Лебедева), игумении Ферапонтова монастыря Серафимы (Сулимовой) и с ними четырех мирян.
       Их взяли в заложники после убийства местного советского активиста Андрея Иудовича Костюничева. Никто не остановил воинствующих безбожников ни тогда, ни годы спустя, когда на могиле погибших за веру устроили свинарник. Однако память о мучениках вытравить не удалось. Крестный ход совершается ежегодно в день памяти Кирилловских новомучеников от стен Кирилло-Белозерского монастыря к месту казни мучеников за веру.

Храм святых равноапостольных Константина и Елены в Вологде

Воскресенский собор в Череповце

Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова в Вологде

       Активная и плодотворная деятельность проводится несколькими Епархиальными комиссиями: по религиозному образованию и катехизации; по миссионерской, антисектантской и антираскольнической работе; по социальному служению и благотворительности; по информационной и издательской деятельности; по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; по пастырской работе в исправительно-трудовых учреждениях; по работе с медицинскими учреждениями; по оказанию помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью; по канонизации святых; по работе с молодежью; по церковному строительству, искусству и реставрации; по церковному пению; по православному краеведению.
       С 1990 года при Вологодском Епархиальном управлении успешно действует Духовное училище. С 1994 года оно имеет три отделения – катехизаторское, регентское и ставленническое (пастырское). Интересный факт: дореволюционное Вологодское Духовное училище начало свое существование в день памяти преподобного Никона Радонежского – 17 ноября. Занятия в восстановленном училище начались также 17 / 30 ноября. Именно поэтому преподобный Никон Радонежский считается Небесным покровителем ВДУ. Вторым Небесным молитвенником за училище является праведный Александр Вологодский (Баданин), который почти десять лет преподавал здесь словесность, Закон Божий, был помощником смотрителя.
       На сегодняшний день в епархии действуют 39 воскресных школ, в них более 1800 учащихся и 185 преподавателей.

Настоятельница Воскресенского Горицкого монастыря
игумения Евфалия (Лебедева)

Воскресенский Горицкий женский монастырь

       Издательская деятельность в епархии осуществляется несколькими приходами, архиерейскими подворьями и монастырями, охватывает также и многие светские областные и районные периодические издания. Епархиальная газета «Благовестник» выходит четыре раза в год (три выпуска под одной обложкой), она содержательна, актуальна и пользуется у читателей высоким спросом. История и современная жизнь епархии оперативно отражается на нескольких православных сайтах: Вологодской епархии, газеты «Благовестник», Спасо-Прилуцкого монастыря.
       За сухими цифрами отчетов каждой из епархиальных комиссий – живая, разнообразная и кропотливая работа многих и многих конкретных людей, благочестивых, трудолюбивых, талантливых, интересных. Практически ни одно существенное событие в общественной жизни вологжан не проходит без участия воцерковленных благочестивых мирян, священнослужителей, а часто и самого правящего архиерея.
       Особое значение Владыка Максимилиан придает социальному служению Церкви. И плоды этой важной работы видны в епархии повсеместно. Приведем лишь несколько примеров социальной деятельности епархии, на наш взгляд наиболее характерных.
       В мае 1997 года было подписано соглашение о сотрудничестве между епархией и областным управлением здравоохранения, в феврале 1998 года – соглашение о сотрудничестве между епархией и департаментом образования Вологодской области.
       В феврале 2000 года в Вологде проходила Всероссийская церковно-научная конференция «Христианство и культура Русского Севера», организованная администрацией Вологодской области, Вологодским Епархиальным управлением, Вологодским государственным педагогическим университетом, Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И. Э. Грабаря.

Крестный ход в день памяти преподобного
Прокопия Устюжского в Великом Устюге

       В сентябре 2001 года здесь состоялась научно-практическая конференция «Духовность как основа межличностного и межэтнического общения в ХХI веке: образование и культура», организованная департаментом образования и департаментом культуры администрации Вологодской области, а также Вологодским государственным педагогическим университетом. Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан выступил на пленарном заседании с докладом, в котором определил понятие духовности с православной точки зрения.
       15 июня 2002 года в Вологде проходила научно-практическая конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): духовное наследие и современность» – к 195-летию со дня рождения, организованная Вологодской епархией совместно с духовно-просветительным центром «Северная Фиваида» и Вологодским институтом развития образования.
       В январе 2003 года на базе Вологодского института развития образования, Вологодского Духовного училища и духовно-просветительного центра «Северная Фиваида» были открыты курсы для преподавателей, ведущих предмет «основы православной культуры» в общеобразовательных школах.
       В декабре 2003 года было подписано совместное заявление о взаимодействии между управлением Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств по Вологодской области и Вологодской епархией. Принята перспективная программа взаимодействия в области профилактики наркомании и реабилитации лиц, имеющих устойчивую наркотическую зависимость.

Освящение храма в женском исправительном учреждении

       В апреле 2007 года в Вологодском государственном техническом университете в рамках молодежной гуманитарной акции «Мы в ответе за будущее» проводилась молодежная дискуссия («круглый стол») на тему «Традиции русской семьи», организованная Центром национальной славы России при поддержке правительства Вологодской области и департамента культуры Вологодской области. Живое участие в дискуссии приняли архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, ректор ВДУ протоиерей Алексий Сорокин, духовенство Вологодской епархии.
       В апреле 2007 года был подписан договор о сотрудничестве между Вологодской епархией, Череповецким военным инженерным институтом радиоэлектроники и Архиерейским Воскресенским подворьем в Череповце в области духовно-нравственного воспитания и духовного окормления военнослужащих.

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан

Духовенство Вологодской епархии

       Активно трудится и Епархиальная комиссия по пастырской работе в исправительно-трудовых учреждениях. В марте 2007 года в Вологодском институте права и экономики был проведен «круглый стол» по теме «Сотрудничество Русской Православной Церкви и учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам духовно-нравственного просвещения», организованный УФСИН по Вологодской области, ВИПЭ, Вологодской епархией, Комитетом информации, печати и телерадиовещания Вологодской области, Вологодской областной организацией Союза журналистов России. В работе «круглого стола» приняли участие Владыка Максимилиан и священнослужители Вологодской епархии, окормляющие исправительные учреждения.
       Думается, уже нет ни одного общественного института, ни одной государственной структуры или социального слоя – от высшего руководства Вологодской области до простого труженика, – где нельзя было бы встретить православного верующего человека, даже в числе осужденных. 4/17 февраля сего года в день памяти преподобного Кирилла Новоезерского архиепископ Максимилиан в сослужении священников Белозерского благочиния совершил молебен в Кирилло-Новоезерском монастыре, где под спудом почивают мощи святого. Эта островная обитель недоступна для паломников. В ней и по сей день находится тюрьма для пожизненно заключенных. Их руками были написаны иконы и искусно сделано все убранство молитвенной комнаты. Исповедовавшимся осужденным была передана святая крещенская вода. Сотрудники исправительного учреждения искренне поблагодарили Владыку Максимилиана за помощь, которую оказывает им Церковь.

Во время крестного хода

       Дважды, в августе 1992 года и 16–17 июня 2007 года, Вологодскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. «Когда мы определяли время посещения Вологды, – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви в аэропорту, – оказалось, что свободны у меня только эти два дня в середине июня. И уже потом выяснилось, что именно на это время выпадает в нынешнем году день празднования памяти Вологодских святых. Можно, наверное, считать это совпадением, но вы знаете, что случайного ничего не бывает... Кроме того, 16 июня – еще и особенный праздник Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря: память сретения образа преподобного Димитрия Прилуцкого».
       Первый визит в Вологду Святейшего Патриарха в 1992 году тоже был связан с именем этого дивного подвижника Божия. Его Святейшество открывал в Прилуках научную конференцию, посвященную 600-летию преставления преподобного Димитрия Прилуцкого.
       И вот, после 15-летнего перерыва у святых врат Спасо-Прилуцкой обители Первосвятителя встретил наместник монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский) с братией. Святейший Патриарх сразу же направился в нижний храм Спасского собора, где под спудом почивают мощи преподобного основателя древнего монастыря. Здесь был совершен краткий молебен. Затем Святейший Патриарх Алексий обратился к народу с балкона братского корпуса обители с первосвятительским словом. «Когда я впервые посещал эту благословенную землю, освященную подвигами многих преподобных подвижников веры и благочестия, духовное возрождение только начиналось, – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. – И вот, трудами Владыки Максимилиана, помощью и поддержкой областных и городских властей, благодаря вашему, дорогие братья и сестры, участию здесь восстанавливается духовная жизнь, возрождаются порушенные в прошлом храмы и обители. Уже по первым впечатлениям от посещения Спасо-Прилуцкой обители видно, как много уже сделано. Спасибо всем за ваши молитвы, труды и милости, и, говоря словами святителя Иоанна Златоуста, “слава Богу за все!”».

* * *

       В Вологодской епархии почитаются более ста тридцати святых, связанных с этой землей своим рождением и служением, – святителей и преподобных, блаженных Христа ради юродивых, праведных и благоверных князей. Многие из них прославлены не только как местночтимые святые, но почитаются и всей Русской Православной Церковью.
       Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, установленное в 1841 году, совершается в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. Недавно Собор Вологодских святых пополнили девятнадцать новомучеников, канонизированных на рубеже ХХI века.

В исправительной колонии

       С каждым годом святыни Вологодской земли привлекают к себе все больше паломников. И это со всей очевидностью означает, что благодатный свет Северной Фиваиды, распространившийся по Святой Руси от келейной лампадки Преподобного Сергия Радонежского, горит ярко и продолжает согревать и умягчать сердца всех верующих людей.

И. Сойкин