|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 04-2008 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Переславский Свято-Троицкий Данилов монастырь
В 2008 году Свято-Троицкому Данилову мужскому монастырю в Переславле исполняется 500 лет. Основал обитель преподобный игумен Даниил, Переславский чудотворец († 1540). Память преподобного Даниила совершается в день его преставления – 7/20 апреля и в день прославления Собора Ростово-Ярославских святых – 23 мая / 5 июня.
Родители преподобного Даниила, в миру Димитрия, были жителями Мценска. Звали их Константин и Фекла. Родился же будущий подвижник в Переславле-Залесском, в правление великого князя Василия Темного – около 1460 года. Константин и Фекла приехали в Переславль вместе с боярином Протасьевым, который был вызван великим князем на службу из Мценска в Москву. Кроме Димитрия у них были сыновья Герасим, Флор и дочь Ксения.
От природы Димитрий был тихим, скромным, склонным к созерцанию ребенком, а потому мало играл со сверстниками, держась в стороне от их шумных забав. Его рано отдали учиться грамоте, и он показал редкое прилежание и способности к учебе. Больше всего мальчика занимало чтение духовных книг и посещение храма Божия.
В то время любимым домашним чтением в благочестивых семьях была житийная литература. Такие чтения устраивали и в семье Димитрия, и у ближайших его родственников и знакомых. Мальчик старался не пропускать этих чтений, потому что на них обычно присутствовал духовно опытный человек, который мог изъяснить слушателям прочитанное. Однажды пылкий отрок услышал чтение жития преподобного Симеона Столпника и, находясь под глубоким впечатлением от услышанного, подобно святому старцу, тайно срезал с лодки на реке Трубеж грубую волосяную веревку и туго обвил ею тело, чтобы «томить свою грешную плоть».
Мальчик мужественно переносил добровольные страдания, которые вызывала глубоко врезавшаяся в тело веревка. И только через много дней, когда отрок застонал во сне, его сестра увидела на нем окровавленную рубашку и в страхе позвала родителей. С укором и слезами на глазах стали снимать родители веревку, но Димитрий смиренно просил не делать этого: «Оставьте меня, дорогие родители, дайте мне пострадать за грехи мои». – «Но какие же у тебя, столь юного, грехи?» – спросили отец с матерью и продолжали свое дело. В несколько дней, со многими скорбями и болезнями, при обильном кровотечении веревка по кускам была отделена от тела, и Димитрий начал понемногу оправляться от ран.
Для завершения образования и усвоения добрых обычаев родители отдали мальчика вместе с его братом Герасимом своему родственнику Ионе, игумену Переславского Никитского монастыря. Отец Иона был известен как человек добродетельный и богобоязненный. Сам великий князь Иоанн III часто призывал игумена к себе в Москву и беседовал с ним. «Не ищи, человече, мудрости, – поучал отрока добрый наставник, – ищи кротости. Если обрящешь кротость, одолеешь и мудрость. Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот, кто много добра творит. Люби простоту больше мудрости. Высочайшего себе не ищи, глубочайшего себе не испытуй, а сколько тебе предано от Бога готовое учение, то и содержи. Разум Христов в себе имей».
Пример отца Ионы сильно подействовал на впечатлительную душу Димитрия и побуждал его вступить на путь монашеской жизни. Он с жадностью прислушивался к рассказам о тогдашних подвижниках благочестия и сильнее всего поражался равноангельному житию и великим трудам преподобного Пафнутия, игумена Боровского монастыря. У Димитрия созрело желание идти по его стопам и от него принять пострижение в иноческий образ. Но только по смерти преподобного (в 1477 году) Димитрий тайно вместе с братом удалился в Боровск, в обитель славного подвижника. Здесь оба брата были пострижены в монашество.
Димитрий получил в постриге имя Даниил и был отдан под начало к опытному старцу Левкию, под руководством которого пробыл десять лет, учась послушанию и смиренномудрию, с радостью перенося все строгости монашеской жизни. Все в монастыре настолько полюбили Даниила, что желали видеть его преемником преподобного Пафнутия – игуменом Боровской обители. Однако, избегая соблазнов власти, Даниил оставил обитель и в поисках духовного опыта обошел многие монастыри, изучая их добрые обычаи и беседуя с известными тогда старцами-подвижниками.
Наконец он прибыл в родной Переславль и узнал, что его отец уже умер, а мать постриглась в монашество с именем Феодосия. Он поселился в Переславском Никитском монастыре, нес пономарское послушание, а затем перешел в Переславский Горицкий монастырь Успения Пресвятой Богородицы, где игуменом был его родственник, отец Антоний. Здесь Даниил прилежно нес послушание просфорника. Сюда и пришли к нему его братья Герасим и Флор. Первый умер в Горицком монастыре в сане диакона в 1507 году, а второй перешел в обитель, которую позднее основал преподобный Даниил, и там окончил свои дни. Игумен Антоний убедил Даниила принять священнический сан. Нередко молодой иеромонах проводил в молитве ночи, а в течение целого года ежедневно совершал Божественную литургию. Строгой, богоугодной жизнью и неусыпными трудами отец Даниил обратил на себя всеобщее внимание: к нему приходили на исповедь и за советом не только иноки обители, но и мирские люди – от простолюдинов до бояр. |
Храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (слева), Троицкий собор с приделом преподобного Даниила Переславского (в центре) и храм Всех святых |
Помимо многоразличных монастырских обязанностей преподобный Даниил добровольно возложил на себя редкий даже в те времена подвиг – попечение об умерших в дороге, замерзших и погибших от разбойников, безродных и бездомных. Памятуя о том, что «у Бога все живы», преподобный ночью тайно выходил из монастыря и на своих плечах сносил тела умерших в особую городскую скудельницу (место погребения странников и нищих, братское кладбище), которая находилась недалеко от обители и называлась Божиим домом, Божедомьем. Здесь он отпевал безвестных гостей и поминал их в молитвах при совершении Литургии. Так продолжалось не один год. Сегодня нам, равнодушно проходящим мимо страдающих живых людей, кажется ненужной и невероятной подобная милость к умершим. Но сравнительно недавно обнаруженные при раскопках городские скудельницы подтверждают этот факт истинного милосердия и веры наших предков.
Часто по ночам, выходя из келлии на заднее крыльцо, откуда был виден на горе ряд скудельниц, он думал: «Сколько среди погребенных здесь людей угодников Божиих, которых недостоин весь мир, а мы, грешные, не только презираем их, но и унижаем. По отшествии из мира их не погребают у святых церквей, не совершают по ним поминок. Но Бог не оставляет их, а еще больше прославляет». По временам преподобный Даниил видел в скудельницах свет, и до слуха его доносилось оттуда пение. Особенно растревожил его душу некий таинственный странник, пришедший неизвестно откуда и назвавший себя «дядюшкой». Преподобный Даниил очень полюбил его, чувствуя в нем необычайную духовную силу, но однажды в морозную ночь обнаружил своего «дядюшку» замерзшим на дороге. Даниил одел умершего, отпел надгробные молитвы и отнес на Божедомье, сокрушаясь о том, что нельзя похоронить этого необыкновенного человека у церкви. «Что бы такое устроить для них?» – думал святой старец. И Бог внушил ему мысль устроить храм на том месте, где сиял свет, и поставить при нем священника, чтобы он поминал на Божественной литургии души усопших и прежде других – неведомого блаженного странника. |
Троицкий собор |
Очень скоро переславские бояре Челяднины, избавленные молитвами преподобного Даниила от княжеской опалы, представили его лично великому князю Василию Ивановичу, выпросили ему дозволение иметь в своем распоряжении Божедомье и выстроить там деревянный храм. Тогда же стали поступать приношения для построения храма и появились желающие поселиться при нем, так что на Божедомье неожиданно составилась иноческая обитель, которая стала жить под руководством преподобного Даниила. Он обнес Божедомье оградой, преподал насельникам правила монашеского жития и каждый день ходил из Горицкого монастыря совершать службу в Божедомском храме, строительство которого было завершено в 1508 году. Преподобный посвятил храм во имя Всех святых, чтобы вместе с прославленными святыми славить и погребенных здесь угодников Божиих. Мать преподобного инокиня Феодосия просила сына не оставлять попечения о строящейся обители, дала ему сто серебряных монет и завещала схоронить ее после смерти в этом монастыре. С того момента монастырь мало-помалу стал крепнуть, а число братии – расти.
Не силой и суровостью воспитывал, вразумлял преподобный Даниил братию, а кротостью и духовной любовью, всем подавая пример чистой жизни и глубокого смирения. Он учил со вниманием относиться к своей душе, постоянно находиться в состоянии трезвения, всячески избегая раздражительности, осуждения, празднословия. Правило для церкви и келлии он давал нетрудное, однако никому не позволял лениться. На упреки некоторых строгих поборников подвижничества в послаблении братии преподобный отвечал: «Надобно строгие правила налагать на людей сильных, по заветам великого Пахомия, а немощным и не привыкшим к чрезмерным трудам предъявлять более мягкие требования. Братия этой обители – из старых поселян и не привыкли к подвигам совершенных иноков. Проведши всю жизнь в простых обычаях и вступив в монахи с надломленными силами, они не могут вести себя как опытные подвижники: их добрые намерения, воздыхание сердечное, пост и молитва перед лицом Божиим заменят подвиги монахов, известных строгим соблюдением тяжелых иноческих уставов». |
Преподобный Даниил Переславский |
Однажды преподобный Даниил вместе с иноками шел около ограды монастыря и увидел троих увечных, брошенных без призора. Он распорядился взять несчастных в обитель и ухаживать за ними. Когда узнали об этом в Переславле, то стали тайно подбрасывать к воротам монастыря болящих в надежде, что они будут взяты и вылечены. И действительно, никто не получал отказа. В то время, когда не существовало никакой общественной помощи обделенным жизнью людям, здесь во имя Христово кормили голодающих и лечили больных. Так при Даниловском монастыре возникла первая в Переславле больница и первая организация помощи голодающим.
Многие из вельмож приходили к преподобному за утешением и назиданием. Посетители приносили в монастырь богатую милостыню и нередко сами становились иноками. Не однажды бывал в обители и сам великий князь Василий Иоаннович III. Венценосный гость, видя труды старца, благочиние иеромонахов, добрые порядки монастыря, был очень доволен и проникся большим почтением к преподобному: сажал отца Даниила с собой рядом, беседовал с ним долго и «отведал с великой княгиней монастырского хлеба и кваса, а квас тот вельми прост был».
В 1525 году Василий III, присутствуя на вечерней службе в монастыре на Божедомье, заметил, что на ектениях не поминают имени самого отца Даниила, все еще продолжавшего оставаться в Горицком монастыре. Великий князь сказал ему: «Перейди в свой монастырь и живи там; на ектениях вели поминать игуменом себя и составь там братское общежитие. О потребах не скорби, я сам буду заботиться об удовлетворении нужд твоего монастыря». Преподобный исполнил волю князя: оставил Горицкий монастырь, где был много лет настоятелем, и на 66-м году жизни перешел в основанный им монастырь, который по его имени стал теперь называться Даниловым.
Осенью 1528 года великий князь Василий Иоаннович посетил Переславль в четвертый раз. В паломничестве его сопровождала супруга, великая княгиня Елена, чтобы молиться вместе с ним о даровании наследника. Благоволение великого князя к обители преподобного Даниила ознаменовалось построением в 1530– 1532 годах каменного храма во имя Святой Троицы. Так Василий III благодарил Бога за рождение сына, будущего царя Иоанна Грозного, крестным отцом которого стал преподобный игумен Даниил. По этому храму и монастырь стал называться Троицким.
В начале 1539 года, в шестое лето правления Иоанна Грозного, богоносный старец посетил своего крестника и ходатайствовал о выделении средств на ремонт некоторых обветшавших храмов Переславля, а также о разрешении открыть мощи почитаемого в Переславле святого благоверного князя Андрея Смоленского, «которому в прежние времена, как он твердо знает и помнит, была служба со стихирами и каноном, и лик его писали на иконах». Великий князь и митрополит удовлетворили все прошения преподобного. В том же году в монастыре была учреждена архимандрия.
В конце 1539 года, после освидетельствования и прославления мощей святого благоверного князя Андрея, преподобный Даниил почувствовал, что слабеет от старости и в недалеком времени должен покинуть этот мир. Настоятельство он передал своему постриженику Илариону. По повелению князя и благословению митрополита подвижник Белоезерский Иларион был поставлен архимандритом Даниловской обители.
В своем предсмертном наставлении преподобный обращался к братии с такими словами: «Терпите всякую скорбь и бедствия ради Царства Небесного. Нам следует нести на себе немощи слабых, старых братий не раздражать, а угождать им; странников и нищих не оставлять без призора, насыщать и покоить, чтобы их ради приобрести Царство на Небесах. Бесчинства и пустых бесед избегайте. Бойтесь пьянства и не держите в обители хмельного, помня слова апостола Павла: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Изначала не было пьянства в этой обители, пусть и никогда не будет. Любите чистоту духа и тела. Всегда в мысли своей держите час смертный и помните, что дадите ответ Праведному Судии за всякое свое дело и каждое слово».
Святой старец с миром предал люботрудную душу свою в руки Божии 7 апреля 1540 года, в среду второй Недели по Пасхе. Жития преподобного было более восьмидесяти лет.
В 165З году по благословению Святейшего Патриарха Никона последовало обретение мощей преподобного Даниила. В 1660 году для нетленных мощей переславского святого в Троицком соборе был выстроен придел и освящен во имя преподобного игумена Даниила. Господь прославил Своего угодника многочисленными чудесами как при жизни, так и после его смерти. Чудесными явлениями своими неоднократно укреплял преподобный Даниил воинов во время походов Иоанна Васильевича Грозного. Но особенно удивительной и скорой была и остается по сей день его помощь страдающим и недужным, всем, кто с искренней верой обращается к нему. |
Придел преподобного Даниила Переславского в Троицком соборе |
Чудотворения святого всегда были полны глубокого душеспасительного смысла, и телесному исцелению страдальца всегда предшествовало покаяние, очищение и исцеление духовное. Являлся святой по молитвам скорбящих и мужам государственным, и, казалось бы, людям совершенно незначительным, и даже, по человеческим меркам, ничтожным, показывая нам, что пред Господом все равны и душа каждого человека одинаково бесценна и любима Богом.
Посещая Переславль, царь Иоанн Васильевич Грозный каждый раз навещал могилу преподобного Даниила и весьма интересовался его благочестивой жизнью. Ему было десять лет, когда умер преподобный, и царь помнил его. Желая иметь полное жизнеописание святого, он вместе с митрополитом Московским Макарием приказал составить его одному из клириков, что и было исполнено в 1562 году.
Автором жития стал один из современников и глубоких почитателей преподобного Даниила священник Андрей. Сначала он служил в Переславле-Залесском, потом стал протопопом Благовещенского собора в Московском Кремле и царским духовником. Его имя нередко упоминается в летописях. Например, при описании последнего победоносного Казанского похода царя Иоанна IV в 1552 году о нем говорится, что в звании духовника сопровождал царя, находясь во главе всего воинского духовенства. Он благословлял Иоанна Васильевича на ратный подвиг в день взятия Казани, предшествовал ему с крестом в руках во время торжественного въезда в покоренную Казань и при освобождении тысяч русских пленников, предназначенных для продажи в рабство. Он освящал первый устроенный в Казани православный храм – Благовещения Пресвятой Богородицы.
Впоследствии священник Андрей принял монашество с именем Афанасий и по кончине митрополита Московского Макария был избран на его место. При митрополите Афанасии на Поместном Соборе 1564 года было определено, чтобы Московские митрополиты носили белый клобук. При нем была напечатана первая на Руси книга – «Деяния святых Апостолов». Летописи упоминают о нем в последний раз, когда он в 1567 году, будучи искусным иконописцем, поновлял Владимирскую икону Божией Матери. Написанное им Житие преподобного Даниила считается ценным памятником культуры, в котором высокое духовное содержание естественно сочетается с историческими и биографическими данными. Житие создает яркий образ переславского подвижника, пример жизни которого доступен для понимания самых простых людей.
В Смутное время Троицкий Данилов монастырь, как и все монастыри Переславля-Залесского, подвергся тотальному разорению. В 1608 году его настоятель Иона с братией писал жалобу Лжедмитрию II на ограбление монастыря Сапегой – союзником и «воеводой» Лжедмитрия. Но в 1611 году монастырь был снова разорен и сожжен Сапегой, а через год – казаками атамана Заруцкого.
В 1662 и 1668 годах Троицкий собор был расписан артелью костромских мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. Эти уникальные фрески сохранились до нашего времени.
В 1667 году настоятелем Троицкого Данилова монастыря был назначен архимандрит Григорий (Неронов, † 1670), известный расколоучитель, единомышленник протопопа Аввакума, вернувшийся в лоно Православия.
При деятельном, энергичном настоятеле архимандрите Варфоломее (1675– 1701) монастырь был обустроен на средства князя Ивана Петровича Барятинского. В 1687 году на месте деревянного храма, построенного преподобным Даниилом, был заново выстроен каменный храм во имя Всех святых (возобновлен в 1892 году). К храму примыкало здание, в котором располагалась больница, а с 1753 и до 1882 года – Переславская Духовная семинария и Духовное училище. Таким образом, первое учебное заведение Переславля-Залесского, как и больница, зародилось в обители преподобного игумена Даниила.
Шатровая монастырская колокольня, и по сей день формирующая «лицо города», была возведена в 1689 году, а в 1695 году в монастыре был выстроен теплый каменный храм в честь Похвалы Божией Матери с трапезной и настоятельскими покоями (в 1793 году в этом храме был выстроен придел Преподобного Сергия Радонежского). В 1696 году южнее храма был построен каменный двухэтажный братский корпус.
В 1700–1702 годах над святыми воротами был устроен надвратный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Над монастырским колодцем, выкопанным преподобным Даниилом, была установлена одна из башен монастырской стены.
В 1710 году был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Данилова монастыря игумен Переславского Борисоглебского, «что на песках», монастыря Варлаам (Высоцкий). Он был духовником царевны Натальи Алексеевны (сестры Петра I) и царицы Прасковьи Феодоровны. В 1705 году он способствовал переходу в Православие Марты Скавронской, получившей имя Екатерина Алексеевна (будущая императрица Екатерина I), и в дальнейшем также стал ее духовником.
В 1716 году усердием архимандрита Варлаама мощи преподобного Даниила, находившиеся ранее под спудом, были открыты и переложены в раку. Он много потрудился для прославления и других переславских святых. Активная деятельность архимандрита Варлаама находилась в противоречии с новой религиозной политикой Петра I, за это он неоднократно подвергался со стороны самодержца многим оскорблениям и гонениям. Только заступничество сестры и жены императора избавили доброго пастыря от сурового наказания. |
Рака с мощами преподобного Даниила Переславского |
По отзывам современников, архимандрит Варлаам отличался благочестием и вел аскетический образ жизни. В 1726 году по указанию Екатерины I он был назначен настоятелем подмосковного Троице-Сергиева монастыря (с 1744 года – Лавры) и немало сделал для его благоукрашения и устроения. Похоронен архимандрит Варлаам в 1737 году в им же созданной Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом.
Вошел в историю России и назначенный в 1809 году настоятелем Данилова монастыря архимандрит Иосиф (Величковский). В 1814 году он уже был ректором Владимирской Духовной семинарии, в 1819 году был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского, а в 1821 году – переведен на Смоленскую кафедру. В 1834 году уволен на покой. Поводом к этому послужил такой случай. В 1834 году Государь Николай Павлович посетил Смоленск. Епископ Иосиф приготовил торжественное слово, но при виде Государя так оробел, что вместо проповеди начал кропить его святой водой. Государь в гневе и недоумении закричал на него: «Что вы делаете, Владыко, бесов из меня выгоняете, видно? Вы совсем облили меня водой!»
Духовенство считало своего архипастыря очень умным и добрым. Резолюции он писал иногда стихами, оригинально и остроумно. В обращении с людьми отличался простотой и добродушием. Жизнь Преосвященного Иосифа была очень строгой, подвижнической. Он мирно скончался в 1851 году и был погребен в Киево-Печерской лавре, где до кончины пребывал на покое, в церкви над Дальними пещерами.
И в дальнейшем многие настоятели Троице-Данилова монастыря трудились на поприще духовно-нравственного просвещения и образования.
На кладбище Данилова монастыря похоронено много выдающихся людей. В их числе и Степан Петрович Хметевский (1730–1800), контр-адмирал, владелец сельца Хомяковка в Переславском уезде. В 1768– 1774 годах капитан 1-го ранга С. П. Хметевский командовал знаменитым флагманским кораблем русской эскадры «Три святителя». В первый день Чесменского сражения он подошел к турецким кораблям на близкое расстояние и, действуя смело, «сбил четыре корабля». Турецкий флот отступил в Чесменскую бухту, где ночью был сожжен русской эскадрой под командованием адмирала Г. А. Спиридова (могила адмирала Спиридова находится неподалеку от Переславля, в селе Нагорье, в храме Преображения Господня, который великий русский флотоводец сам и построил).
В 1923 году Свято-Троицкий Данилов монастырь был закрыт богоборческой властью. Святые мощи преподобного Даниила вместе с первой посеребренной ракой были перенесены в только что созданный городской историко-краеведческий музей, по-хозяйски расположившийся в Успенском Горицком монастыре. При этом вторая серебряная рака (устроенная попечением коммерции советника Крестовникова в 1816 году) бесследно исчезла, как и вся монастырская утварь. О судьбах насельников Данилова монастыря, к сожалению, и по сей день ничего не известно.
За семь последующих десятилетий архитектурный ансамбль обители был изуродован до неузнаваемости. Стены и башни разобраны до фундамента. Колодец преподобного Даниила засыпан. Фрески Троицкого собора оставлены на произвол судьбы. Все постройки приведены в «нецерковный вид». |
Собор святых Земли Переславской |
20 апреля 1994 года, в день памяти святого, мощи преподобного Даниила усилиями некоторых сотрудников музея и благочестивых горожан были перенесены из музея во вновь открывшийся Свято-Никольский женский монастырь. А еще через два года, в 1996 году, торжественно, крестным ходом перенесены в Свято-Троицкий Данилов монастырь, где и пребывают по сей день. Это главная святыня возрождающейся обители, и поклониться ей приезжают не только местные прихожане, но и многочисленные паломники.
Сам же Троице-Данилов монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1993 году. К этому моменту в разрушенной обители не оставалось ни одного пригодного для проживания помещения, и первым насельникам монастыря в прямом смысле приходилось бороться за выживание, собирая по крохам самое необходимое. Автору этих строк памятны скромные объявления-записки, иногда появлявшиеся в городе, с просьбой оказать монастырю поддержку самыми необходимыми вещами: от кружек, ложек и мисок до стульев, молотков и гвоздей. Внешний вид переданной Церкви обители повергал в уныние самых больших оптимистов. Но его насельники были очень сильные духом люди. Не земным, а духовным взором они прозревали благолепие будущей возрожденной обители и ощущали ту великую помощь, которую оказывал им сам преподобный Даниил и многие иные угодники Божии, просиявшие на этом богоизбранном месте.
Стали появляться у монастыря и первые помощники, и первые благотворители: кто ненужную табуретку принесет, кто пару тарелок, а кто свою лепту в церковную кружку положит. Приходили и те, кто готов был потрудиться лично на расчистке храмов и территории обители. Начало возрождения Данилова монастыря очень походило на первый период его создания: практически в нищете, без уверенности, что будет пропитание для братии на следующий день, во многих скорбях, но с полной уверенностью в правоте и необходимости начатого дела.
Вначале все усилия насельников были направлены на восстановление и приготовление к богослужению первого монастырского храма во имя Всех святых. Начать в нем богослужения удалось уже через несколько месяцев, но для создания достойных условий пребывания в храме великой святыни – мощей основателя обители преподобного Даниила требовалось еще очень многое. Братия делали все возможное для защиты уникальных, брошенных государством на произвол судьбы фресок Троицкого собора. И вот, в 1996 году преподобный игумен Даниил торжественно вернулся в свою обитель. День перенесения его святых мощей из Никольского монастыря в Троице-Данилов (20 апреля) стал поистине праздничным днем для всех горожан. В крестном ходе участвовало более тысячи человек.
После этого исторического события монастырь начал заметно крепнуть и его восстановление пошло значительно активнее. К святым мощам преподобного нескончаемым потоком потянулись богомольцы, и не только переславские, но и из самых отдаленных уголков России. Всероссийская слава преподобного Даниила на глазах возрождается. Скорую и надежную помощь святого ощутили уже многие и многие сотни, а возможно и тысячи паломников, с верой и надеждой прибегающих к защите преподобного игумена Даниила, Переславского чудотворца.
И тем не менее потребовалось десять лет суровой подвижнической жизни и горячих молитв братии, чтобы восстановительные работы в монастыре стали не просто заметными, но и появилась реальная перспектива их завершения.
В 2005 году у Даниловского монастыря появились постоянные благотворители, сердцем и умом постигшие значение святого Даниила и его обители не только для возрождения нашей страны, но и для спасения души каждого православного человека. Был разработан план реконструкции монастыря, назначены конкретные сроки его выполнения, и работа закипела. Без внимания не остался ни один квадратный метр Божедомья. В настоящее время работы ведутся на всех объектах. Подобных масштаба и темпов восстановления даже бывалым переславцам видеть не приходилось. В кратчайший срок была восстановлена внушительных размеров монастырская стена с башнями. К великой радости насельников и всех переславцев, при расчистке ее фундамента удалось обнаружить (в северо-восточной башне) сохранившийся источник, ископанный самим преподобным. |
Наместник Свято-Троицкого Данилова монастыря игумен Иоанн (Коваленко) |
Кропотливо трудятся над реставрацией фресок Троицкого собора, которые являются шедеврами мирового значения, владимирские иконописцы. И восстановленные лики святых, как и 400 лет назад, с невыразимой любовью и скорбью смотрят на нас, сегодняшних, и взгляды их проникают в самую душу.
Как до революции братия монастыря не превышала 20–30 человек, так и сегодня она малочисленна и составляет около полутора десятков человек. Спрашиваю у наместника Троицкого Данилова монастыря игумена Иоанна (Коваленко), как братии удается вести такое огромное строительство.
Отец Иоанн с улыбкой отвечает, что они стремятся достойно совершать богослужение, а остальное – в руках Божиих.
Но пусть не покажется читателю, что, кроме службы и молитвы, братия ничем в обители не озабочены. Это, конечно, не так. На каком бы «объекте» строительства мы ни появлялись, при осмотре восстановительных работ мы обязательно встречали кого-либо из насельников или самого игумена и всегда получали на любой вопрос самую точную и исчерпывающую информацию.
Конечно же столь масштабное церковное строительство ведется при духовной поддержке и отеческом попечении архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла. Все увиденное и услышанное здесь вселяет полную уверенность в том, что 500-летний юбилей древней обители Русской Православной Церкви, который будет отмечаться летом 2008 года, встретят здесь достойно. Братия с надеждой ожидают приезда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, чтобы разделить с Первосвятителем радость праздника и вместе помолиться преподобному Даниилу, Переславскому чудотворцу.И. Сойкин