ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Никодима (Чибисова)
во епископа Шатурского, викария Московской епархии

Преосвященный Никодим, епископ Шатурский

       В заседании Священного Синода 27 декабря 2007 года было принято решение об избрании архимандрита Никодима (Чибисова), клирика Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве, епископом Шатурским, викарием Московской епархии.
      
       22 марта 2008 года, в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, в домовом храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Никодима (Чибисова) во епископа Шатурского, викария Московской епархии.
       Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Калужский и Боровский Климент, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, архиепископ Истринский Арсений, епископы Дмитровский Александр, Бронницкий Амвросий, Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх. При наречении во епископа архимандрит Никодим произнес речь:
       «Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Богомудрые архипастыри, святители Христовы!
       Во исполнение определения Вашего Святейшества и Священного Синода ныне предстою я, недостойный, в ожидании того часа, когда через возложение ваших святительских рук мне предстоит воспринять Божественную благодать епископского служения.
       Глубокое волнение и страх охватывают меня в эти незабываемые минуты. Чувства своего недостоинства, своей немощи, большой ответственности перед Богом и Святой Церковью волнуют и смущают мое сердце. Сознаю высоту сана, к которому призываюсь, трудность пути, на который должен вступить, всю страшную ответственность обязанности пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).
       Ведь одно дело – видеть, как несут подвиг архиерейского служения носители этого сана, другое – самому взять на себя этот крест. Одно дело – рассуждать об архиерействе, другое – быть архиереем. Если каждый христианин призывается быть солью земли (Мф. 5, 13) и светом миру (Мф. 5,14), то тем более таковым должен быть епископ. Если каждый христианин призван к стяжанию Духа Святого, то тем более духоносным должен быть епископ. Если каждый христианин призывается к совершенству и святости жизни, то тем более к совершенству и святости должен стремиться епископ.
       Велика ответственность епископского служения. Будучи архипастырем в Церкви Христовой, епископ должен быть готов к свидетельству за вверенную ему паству. Вместе с другими своими собратьями он должен служить делу чести и достоинства Святого Православия пред лицом мира, быть верным делателем вертограда Христова и в своем преданном служении быть примером для окормляемой им паствы.
       Взирая на образы духоносных мужей, просиявших в святительстве, не могу видеть себя способным к этому служению и достойным его, ибо несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс. 37, 4). Но смиренно исповедуя перед вами, святители Божии, свое недостоинство, утешаю себя верой в святое послушание и надеждой на всеблагую волю Господа, ибо сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9) и от Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23).
       От юности своей возлюбил я храм Божий и в служении Русской Православной Церкви видел смысл своей жизни. Одно желание господствовало в сердце моем – пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его (Пс. 26, 4). Через исполнение различных послушаний, которые возлагала на меня Святая Церковь, происходило мое духовное возрастание. Мне довелось быть преподавателем Духовных школ, священником в приходских храмах, проходить пастырское служение в женском монастыре, исполнять различные послушания при Московской Патриархии. Все это позволило мне узнать церковную жизнь в различных ее проявлениях, еще больше возлюбить Церковь Православную и убедиться в истинности избранного служения. Никаких иных желаний и стремлений, кроме того, чтобы отдавать все свои силы служению Богу, у меня нет и не было.
       В этот ответственный для меня день сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, за оказанное мне высокое доверие и призвание меня на послушание викария Московской епархии, которое я надеюсь исполнять со всем усердием и преданностью. Благодарю и вас, боголюбивые архипастыри, за участие, которое вы принимаете в посвящении меня в епископский сан.
       Со смирением молю вас, святители Божии, вознесите ваши молитвы ко Всещедрому Господу и испросите для меня Его благодатную помощь, дабы служение мое было спасительным и плодотворным, во славу Божию и во благо Святой Церкви. Аминь».

Исповедание Символа веры

       23 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил хиротонию архимандрита Никодима (Чибисова) во епископа Шатурского, викария Московской епархии. Его Святейшеству сослужили митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, архиепископ Истринский Арсений, епископы Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Бронницкий Амвросий, Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх.

Хиротония архимандрита Никодима

       По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Никодиму архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
      
       Преосвященный епископ Никодим!
       Дивным Промыслом Божиим, Нашим и Священного Синода волеизъявлением призываешься ты на великое святительское служение в число епископов Русской Православной Церкви. Будучи через возложение святительских рук возведен в достоинство преемников апостолов, предстоя перед нашим освященным собором под сводами Храма Христа Спасителя, внимай мыслям и чувствам, которыми хочу поделиться с тобой ввиду ожидающего тебя важного, многотрудного и ответственного служения в Церкви Божией.
       Мою мысль в настоящие, священные для тебя минуты привлекает одно из событий евангельской истории – явление Воскресшего Спасителя Своим ученикам на море Тивериадском. Господь обращается к Петру со словами: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?» И получив ответ, говорит ему: «Паси овец Моих!» Так призывается Петр Самим Господом к высшему пастырскому служению. Это поручение пасти овец стада Христова дается Петру при непременном условии – что он любит Христа. Поэтому Господь не сразу после вопроса говорит ему: «Паси овец Моих!», но каждый раз после утвердительного ответа с его стороны: «Так, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» (Ин. 21, 15–17).
       Безусловно, вопрос Спасителя «любишь ли ты Меня?» имеет значение не для одного только вопрошаемого апостола Петра, не для одних только прочих апостолов, но и для всех преемников их служения.
       Поэтому и ты, предстоящий перед нами новый епископ Церкви Христовой, в глубине своей архипастырской совести услышь этот Божественный вопрошающий тебя голос: «Любишь ли ты Меня?» и во смирении скажи: «Я люблю Тебя, Господи». Вместе с апостолом и я обращаю к тебе свое слово: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7–8).
       Какова же должна быть святость души и чистота сердца, чтобы, восприняв эту Божественную любовь, сделать ее началом архипастырского служения! Какая необходима твердость веры, высота благочестия и глубокое проникновение сердца духом Христа, чтобы достойно нести высокое епископское служение!
       Ты родился в православной семье и с детских лет воспитывался благочестивой родительницей в духе христианской веры; от юности ты стремился к иноческой жизни.
       Возблагодари Господа за все Его милости к тебе, а наипаче за великое счастье быть служителем Его Святой Церкви.
       Мы оказали тебе честь и доверие, избрав тебя викарием Нашей Патриаршей епархии, и твое первое архипастырское служение будет проходить под Нашим непосредственным руководством. Не посрами Наше избрание и, прилагая труды к трудам, духовно возрастай, дабы светильник души твоей горел и светил всем ищущим спасения и Жизни Вечной.
       Принимая сан епископа, вместе с архиерейской благодатью ты одновременно берешь на себя и великую ответственность за вверенные тебе души и сердца верующих людей. Отныне тебе придется быть руководителем паствы не только в пределах прихода или монастыря, но во многих приходах, которые могут быть поручены твоему архипастырскому окормлению.
       Непрестанно моли Всещедрого Господа, чтобы благодать Всесвятого Духа, «всегда немощная врачующая», которую ты получил в этот священный день твоей жизни, укрепляла твои силы в предстоящих святительских трудах во славу Божию, чтобы, по слову апостола, ты всегда являлся «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).
       Не личные свои выгоды и преимущества, не честь и славу должен ты иметь в виду, приняв сан епископа, но бескорыстное самоотверженное служение благу пасомых, до готовности «положить жизнь свою за овец» (см.: Ин. 10, 11).
       Доселе твоя деятельность ограничивалась тесным кругом твоих духовных чад. Ты знал их и мог звать их по имени (см.: Ин. 10, 3). Ты давал ответы вопрошающим и советы ищущим. Сегодня перед тобой более обширная нива, поспевшая к жатве, и нужно иметь много духовной мудрости, чтобы знать, «как отвечать каждому» (Кол. 4, 6).
       Сохрани как зеницу ока святую веру православную, которую ты исповедал ныне перед многими свидетелями. Принесенная на землю Господом нашим Иисусом Христом и проповеданная апостолами, она дана нам раз и навсегда. Человеческие измышления изменяются и совершенствуются, правда Господня «пребывает вовек» (Пс. 110, 3).
       Около двух тысячелетий назад апостол Андрей Первозванный водрузил на Киевских горах Святой крест, символизирующий грядущее христианское просвещение Руси. Но только в 988 году благодатью Святого Крещения, «словом крестным» о Христе Искупителе рода человеческого народ, погруженный во тьму язычества, изведен был в чудный свет Богопознания.
       Прошло еще тысяча двадцать лет. И вот мы с вами, чада Русской Православной Церкви, весь Великий пост прославляем «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 7). Мы познаем тайну нашего искупления и беспредельную любовь Божию к человеку, силу греха и строгость Божественного правосудия.
       Сегодня благовременно вспомнить, что тысячу двадцать лет назад «благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11), через Святое Крещение явила свою силу на земле наших предков. От тех далеких времен и доныне мы видим бесчисленные примеры величайшего самоотвержения христианского, образцы русской святости, изумляющие мир своей высотой, недоступной для естественных сил человеческих.
       Как слабы наши силы, как мы немощны по природе, знает каждый, кто старается жить по закону и духу Христову. Но при помощи благодати, действующей в нас невидимо, особенно в Таинствах Святой Церкви, мы можем сказать с апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
       Благодать Божия неоскудеваема, и пока будет стоять Церковь Христова на земле, а она будет существовать до скончания века, по неизменному обетованию Господа, – в ней все мы будем находить для себя благодатные токи.
       Вступая на путь епископского служения Церкви Христовой и сознавая свою немощь, со смирением уповай на помощь всесильной благодати Божией, покров и заступничество Пресвятой Девы Марии, молитвы святых подвижников веры и благочестия Земли Русской.
       В знамение вверенной тебе в Церкви Христовой власти прими жезл сей и от данной тебе благодати преподай благословение предстоящим здесь людям Божиим, молитвенно участвовавшим в твоей хиротонии.

Вручение архиерейского жезла

       Архимандрит Никодим (в миру – Юрий Валерьевич Чибисов) родился 30 декабря 1969 года в городе Павловский Посад Московской области, в православной семье. В 1985 году окончил в родном городе среднюю школу № 1, а в 1988 – СПТУ № 34. С детства посещал храм Вознесения Господня, где пел на клиросе.
       В 1988–1990 годах проходил срочную службу в рядах советской армии. С 1990 года помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм в Павловском Посаде, в котором исполнял послушание пономаря и другие послушания. Впоследствии этот храм был преобразован в Покровско-Васильевский мужской монастырь.
       В 1992 году поступил в Московскую Духовную семинарию, за время учебы в которой исполнял послушание лектора по истории Русской Церкви в иконописной школе при Московской Духовной академии. По окончании МДС был направлен Учебным комитетом на преподавательскую работу в Саратовскую Духовную семинарию, где исполнял послушание старшего помощника инспектора и проректора по воспитательной работе.
       24 декабря 1997 года принял монашеский постриг. 7 января 1998 года архиепископом Саратовским и Вольским Александром рукоположен во иеродиакона, а 18 января – во иеромонаха.
       5 апреля 1998 года за успехи в преподавательской работе был удостоен права ношения набедренника.
       29 апреля 1998 года был назначен исполняющим обязанности настоятеля Троицкого собора в Саратове, проводил восстановительные работы в этом храме. 12 октября того же года был назначен настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Александров Гай.

Первое архипастырское благословение

       В январе 1999 года перешел на служение в московский храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. 13 августа того же года назначен на служение в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь.
       В 2000 году заочно окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь».
       15 апреля 2006 года, ко дню празднования Святой Пасхи, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси удостоен права ношения наперсного креста.
       9 марта 2008 года, в Прощеное воскресенье, в Храме Христа Спасителя возведен Святейшим Патриархом Алексием в сан архимандрита.

Участники хиротонии
(крайний справа – епископ Никодим)