ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Владивостокская епархия в прошлом и настоящем

К 110-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ


УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА БЕРЕГАХ ТИХОГО ОКЕАНА

       После присоединения к России в XVII веке Сибири русские первопроходцы шли дальше на Восток. Они первыми несли народам, населявшим восточные пределы Евразии, свет Православия. В составе русской флотилии на Амуре, которую в 1649–1653 годах возглавлял известный землепроходец и предприниматель Ерофей Хабаров, находилось судно «Спасское», где была устроена походная часовня.
       В 1655 году отряд казаков Онуфрия Степанова Кузнеца вышел через Амур на Уссури и поднялся до устья Имана, впервые достигнув территории современного Приморья. И на всем своем пути к Тихому океану первопроходцы устанавливали простые деревянные кресты. В 1671 году при Албазинском остроге на Верхнем Амуре иеромонах Ермоген с помощью казаков построил православный храм и монастырь во имя Всемилостивого Спаса. А спустя десять лет, в 1681 году, митрополит Сибирский Павел († 1692) благословил игумену Феодосию и нескольким монахам составить братию этой самой восточной российской обители.
       Однако в 1689 году маньчжуры полностью разрушили селение Албазино, и русским поселенцам пришлось уйти с юга Дальнего Востока. Часть албазинцев бежала с Амура, обосновалась на реке Уде и основала там Удский острожек. Первые албазинцы принесли в этот храм иконы Божией Матери «Знамение» и Святителя и Чудотворца Николая. Церковь Всемилостивого Спаса стала средоточием духовной жизни переселенцев. Впоследствии через удских албазинцев весть о Христе стала распространяться среди тунгусов, кочевавших в этих местах.
       Первые русские, достигшие берегов Амура в середине XIX века, обнаружили между прибрежными жителями-язычниками почитание Святителя и Чудотворца Николая. Однако после Нерчинского договора с Китаем в 1689 году на амурское левобережье проникали лишь немногие подданные Российской державы: редкие купцы и отважные охотники. В течение следующих двух столетий, с конца XVII по первую половину XIX века, миссионерская деятельность Русской Православной Церкви распространялась на север от Приамурья и Приморья – в Якутии, на Камчатке и в Америке, а Уссурийский край фактически оставался недоступным.
       В начале XIX столетия в связи с проникновением европейских государств в северную часть тихоокеанской акватории Россия стремилась присоединить земли Приамурья. Важную роль в этом сыграла Амурская экспедиция под командованием адмирала Геннадия Невельского, которая в 1851–1855 годах исследовала и описала Приамурский и Уссурийский края. В составе экспедиции находился протоиерей Гавриил Вениаминов. В 1854 году император Николай I утвердил указ Святейшего Синода о принятии в ведение Камчатской епархии территорий в Амурском крае, присоединенных к России Амурской экспедицией.
       В Китае, Корее, Японии уже давно действовали католические и протестантские миссии, но амурская и приморская земли оставались неизвестными для инославных. Промыслом Божиим этих земель достигали русские православные люди. Благоприятные условия для православного миссионерства на юге Дальнего Востока появились вследствие русско-китайских пограничных договоров (в 1858 году – Айгуньского и в 1860 году – Пекинского). С этого времени Православие стало распространяться в Приморье.
       Первые приходы и церкви в Уссурийском крае находились в ведении Камчатских епископов и Камчатской Духовной консистории, располагавшейся в Благовещенске. Святитель Иннокентий (Вениаминов, † 1879), архиепископ Камчатский и Благовещенский, несколько раз побывал в Приморье в 1860-х годах. В составе епархии было создано Южно-Уссурийское благочиние.

Святитель Иннокентий (Вениаминов)

       Первый православный приход и храм в Приморье начал действовать в военном посту Владивосток, где в 1861–1862 годах была возведена небольшая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1865 году была открыта часовня в поселке Ольга. Строительство церквей для принявших Православие корейцев в Южно-Уссурийской Миссии началось в 1860-е годы, а первую фанзовую часовню поставили в Новокиевском селении.
       Второй старейший приход Южно-Уссурийского края появился в селе Камень-Рыболов на озере Ханка, где в 1867 году был возведен храм в честь Богоявления. При преемнике святителя Иннокентия по Камчатской кафедре епископе Вениамине (Благонравове, впоследствии архиепископ, † 1892) в 1872 году в селе Никольском усердием прихожан была построена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Ранее церковная жизнь в селении сосредотачивалась в частном молитвенном доме.

Священники в Уссурийской тайге
Вторая половина XIX века

       При следующем Камчатском архиерее, епископе Павле (Попове, † 1877), летом 1876 года во Владивостоке было освящено место под строительство каменного храма. Затем епископ Камчатский Мартиниан (Муратовский, впоследствии архиепископ, † 1898) в 1883 году освятил для православных корейцев церковь во имя святителей Московского Филиппа и Иркутского Иннокентия в селе Нижнее Янчихэ.
       С 1883 года начались регулярные рейсы в Приморье пароходов из Одессы. Численность русского православного населения стала быстро увеличиваться, в связи с этим возникла потребность в большем количестве церквей, которых на этой обширной территории было лишь семь. В 1885–1892 годах, когда Камчатскую кафедру занимал Преосвященный епископ Гурий (Буртасовский, † 1907), в Приморье было построено 25 новых церквей. В последующие годы, при епископах Камчатских Макарии (Дарском, † 1897) и Евсевии (Никольском, впоследствии митрополит, † 1922) церковное строительство продолжилось. Заметную помощь в деле утверждения Православия в Приморье оказал фонд имени императора Александра III, который был учрежден в 1894 году при Комитете Сибирской железной дороги и ставил целью содействие строительству православных храмов и школ на юге Сибири и российском Дальнем Востоке.

Корейская фанза в Приморье, XIX век

Владивосток, 60-е годы XIX века

       Численность духовенства в Приморье росла медленно. В 1860-е годы первый и единственный священник служил во владивостокской Успенской церкви. К 1884 году в крае было всего три священника, в 1890 году – 15, в 1898-м – 30. Пастыри делили с русскими переселенцами все тяготы освоения нового края. Многие поселения находились в десятках и даже сотнях километров от сел, где были построены церкви.

Архиепископ Приморский и Владивостокский Евсевий
Фото начала XX века

       В 1880-е годы были открыты первые церковноприходские школы.
       Миссионерская работа велась среди корейцев, которые в 1860-х годах начали переселяться в практически незаселенные пограничные приморские районы. Сначала для принявших Православие корейцев строились фанзовые часовни. С 1882 года в корейских селениях стали учреждать самостоятельные миссионерские станы, первый из которых открылся в Янчихэ. К 1880– 1890-м годам в Приморье действовали восемь миссионерских корейских станов.

Священник походной церкви в
Южно-Уссурийском крае, XIX век

Церковь-школа в Приморье, Начало XX века

ОБРАЗОВАНИЕ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ ЕПАРХИИ

       История Владивостокской епархии началась 4 (17) июня 1898 года, когда Высочайшим указом императора Николая II было утверждено предложение Государственного Совета об учреждении Владивостокской епархии, выделенной из состава Камчатской епархии. 21 марта 1899 года был совершен торжественный молебен по случаю открытия Владивостокской Духовной консистории. В епархию вошли приходы Владивостока, острова Сахалина и следующих округов Приморской области: Командорских островов, Петропавловского, Анадырского, Гижигинского, Южно-Уссурийского и части Удского с Удской приходской церковью на мысе Чемункан и приписной к ней Аянской церковью.

Успенский кафедральный собор
во Владивостоке, Конец XIX века

Вид из бухты Золотой Рог на Успенский собор
во Владивостоке, Начало XX века

       В ведении епархии с 1899 года находились 69 церквей и Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский мужской общежительный монастырь, 43 церкви находились в Южно-Уссурийском крае, одна – во Владивостоке, одна – при монастыре. На Сахалине действовали 10 тюремных церквей, две приходские церкви (Удская и Аянская). Две церкви располагались на Командорских островах, две – на Камчатке и три – на севере Приморской области, две из которых были миссионерскими. Кроме того, к епархии причислили 17 часовен в Южно-Уссурийском крае, некоторые из них имели алтари и при необходимости использовались в качестве храмов; 31 часовню на Камчатке и 6 – на Сахалине. Епархиальный архиерей носил титул «Владивостокский и Камчатский».
       Указом Святейшего Синода первым правящим архиереем Владивостокской епархии назначили епископа Евсевия (Никольского, † 1922), бывшего епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского. Возглавляя Камчатскую кафедру, епископ Евсевий ревностно трудился на ниве церковной: при нем были возведены многие храмы в Южно-Уссурийском крае. По его благословению в октябре 1899 года прошел первый съезд духовенства епархии, в сентябре 1900 года при Свято-Троицком мужском монастыре открылся столь необходимый свечной завод, с 1903 года стали издаваться «Владивостокские Епархиальные ведомости». Епископ Евсевий был прост и доступен для верующих, он многократно совершал поездки по самым отдаленным приходам обширной епархии.
       В 1906 году Владыка Евсевий был возведен в сан архиепископа. По установленным нормам, прослужив двадцать лет на восточной окраине России, архиепископ Евсевий имел право на перевод в другую, более обустроенную епархию с благоприятным климатом. В 1913 году, будучи вызван в Синод, он отказался от предложения сменить свою епархию на другую. Этот достойный архипастырь управлял Владивостокской епархией до 1918 года.
       Благодаря активному строительству Сибирской железной дороги и регулярному морскому сообщению с Владивостоком все большее число россиян переселялось в Приморье. Основывались новые железнодорожные станции, вырастали новые поселения, шло освоение края. Однако во Владивостоке к концу XIX века действовал один Успенский кафедральный собор. История возведения в столице Приморья второго храма началась в марте 1898 года. Прежде всего требовалось собрать пожертвования. Император Николай II из собственных средств выделил на строительство церкви 5 тысяч рублей. Одним из первых жертвователей стал также Приамурский генерал-губернатор Н. Гродеков. Средства поступали от купцов, чиновников, простых горожан.

Никольский собор в городе Никольск-Уссурийске
Начало XX века

Покровская церковь во Владивостоке
Начало XX века

       Сооружением храма занимался строительный комитет под председательством протоиерея Александра Муравьева. 3 мая 1900 года при значительном стечении народа епископ Евсевий возглавил многолюдный крестный ход к месту закладки храма. 29 сентября 1902 года во Владивостоке состоялось освящение храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
       Открытие храмов и приходских школ на станциях строящейся железной дороги имело исключительную важность для всего Дальнего Востока. Император Николай II призвал благотворителей обеих столиц оказать помощь в строительстве православных церквей в Сибири и на Дальнем Востоке, и на средства или при содействии фонда императора Александра III в Приморье к 1901 году было сооружено 15 новых церквей.

Внутренний вид молитвенного дома
Конец XIX века

       Некоторые храмы возводились на пожертвования частных лиц. Так, в поселке Комаровка на средства, собранные митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым, † 1898), была сооружена церковь-школа в честь Казанской иконы Божией Матери. В селе Хвалынка открылась церковь святого апостола Андрея Первозванного, построенная на деньги, поступившие от Ф. Блиновой, которую благословил на благородное дело святой праведный Иоанн Кронштадтский. В селе Новороссийском храм сооружался на средства, собранные братией Николо-Перервинского монастыря в Москве.
       В 1905 году во Владивостокской епархии насчитывалось 95 храмов, в которых служили 97 священников. В 1907 году в состав епархии вошли приходы храмов, находящихся по линии Китайско-Восточной железной дороги в Маньчжурии. В 1909 году действовало уже 111 храмов, имелось 114 священников, через два года – 154 храма и 162 священника. В 1911 году для нужд русских переселенцев были созданы три походные церкви. В 1916 году в епархии было 252 храма и часовни.
       Важную миссию выполняли воинские храмы, так как значительная часть православного населения проживала в войсковых частях. К 1900 году во Владивостоке существовали три военные домовые церкви. На острове Русском действовал храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Этот храм, приписанный к 35-му Сибирскому стрелковому полку, называли Поспеловским, так как он стоял на высоком берегу мыса Поспелова.
       После окончания Русско-японской войны в Приморье переместились новые войсковые части. Среди новых воинских храмов на острове Русском своими большими размерами выделялась церковь во имя святого великомученика и Победоносца Георгия 36-го Сибирского стрелкового полка. В бухте Воевода, где размещался 33-й Сибирский стрелковый полк, был возведен храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Воинские полковые церкви действовали и в Южно-Уссурийском крае: в Раздольном, Шкотово, Никольск-Уссурийске, Анучино.
      
       С распространением Православия на юге Дальнего Востока очень скоро стала очевидной необходимость устроения в новых российских землях монастырей. В 1894 году Святейший Синод постановил учредить в пределах Камчатской епархии первый мужской монастырь. В августе 1895 года на берегу реки Уссури, близ станции Шмаковка, открылся Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь*. Первым настоятелем обители стал игумен Алексий (Осколков). Преемник первого настоятеля иеромонах Сергий (Озеров) принял управление обителью 1 января 1897 года.

Игумен Алексий (Осколков)

Игумен Сергий (Озеров) – справа
и иеромонах Герман (Богданов)

       Уссурийское братство жило по строгому общежительному уставу Валаамского монастыря. Главное внимание в обители уделялось правильному устроению внутренней жизни братии, молитвенному подвигу. С этими духовными трудами гармонично соединялся физический труд. Уссурийский монастырь имел большое хозяйство, содержавшееся в образцовом порядке. К 1917 году насельниками обители стали 140 монахов и послушников, но монастырь давал кров гораздо большему числу людей: учащимся монастырской школы, паломникам, трудникам и наемным рабочим. Уссурийская обитель за годы своего существования стала центром Православия на Приморской земле.
       Вслед за мужским монастырем в Приморье была образована и женская обитель. В 1899 году бывшей настоятельницей Читинского Богородицкого женского монастыря Забайкальской епархии игуменией Павлой (Трегубовой) в нескольких верстах от Никольск-Уссурийска была основана монашеская женская община. К концу 1900 года в обители уже подвизались 39 сестер. Игумения Павла ввела общежительный устав, как и в Свято-Троицком Николаевском монастыре. В ноябре 1906 года община получила статус монастыря. Новая обитель была наименована Южно-Уссурийским Богородице-Рождественским общежительным женским монастырем. С 1909 года настоятельницей стала игумения Сергия (Воронова). К 1917 году в монастыре было 105 монахинь и послушниц.

Насельницы и воспитанницы Южно-Уссурийского
Богородице-Рождественского монастыря
Начало XX века

Игумения Павла (Трегубова)

       Обитель содержала две школы. Одна до 1906 года находилась в самом монастыре, и там обучались девочки, принятые монахинями на воспитание, а также дети из близлежащих деревень Линевичи и Кугуки. Вторая церковноприходская школа существовала при монастырском подворье в Никольск-Уссурийске.
      
       В ноябре 1900 года в селе Осиновка священник Григорий Ваулин образовал Иоанно-Предтеченское общество трезвости, которое вскоре распространило свою деятельность на Владивосток, Никольск-Уссурийск и многие селения Южно-Уссурийского края. В 1906 году общество построило в Осиновке женскую школу-читальню имени Н. Гродекова.
       В Приморье действовало Уссурийское братство Пресвятой Богородицы, председателем которого был настоятель Уссурийского Свято-Троицкого монастыря игумен Сергий (Озеров). Братство активно содействовало просвещению в Приморье, боролось с языческими суевериями и сектантством. В 1910 году братство организовало массовое паломничество в Свято-Троицкий монастырь, приурочив его к 13 октября – дню престольного праздника храма в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1911 году было осуществлено второе паломничество в монастырь – к дню прославления новоявленного угодника Божия святителя Иоасафа Белгородского. С того времени крестные ходы протяженностью более 300 верст стали епархиальной традицией.
       Во Владивостоке в 1910 году открылось Камчатское православное братство в честь Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса. Возглавляемое архиепископом Евсевием, оно содействовало успешному распространению Православия среди коренных жителей Дальнего Востока и Камчатки, имело отделения в нескольких городах европейской части России и объединяло около трех тысяч человек. При поддержке братчиков создавались походные православные миссии, сооружались храмы, часовни, врачебные пункты, школы, учреждались стипендии для обучения детей камчадалов, издавались книги.

Слушатели миссионерских курсов во Владивостоке
Начало XX века

       Еще одно братство – в честь Воскресения Христова было основано 16 октября 1911 года во Владивостоке при Покровской церкви как отделение одноименного братства в Москве. Под руководством протоиерея Василия Попова братство привлекало многих жертвователей и благотворителей к возведению новых храмов и школ в Приморье, осуществляло миссионерскую работу.
      
       При учреждении епархии в ней насчитывалось 23 церковноприходские школы и 15 школ грамоты. Для управления церковными школами Святейший Синод указом от 28 сентября 1899 года образовал Епархиальный училищный совет. В 1901 году архиепископ Евсевий устроил в пригороде Владивостока, на станции Седанка, архиерейский дом с домовым храмом и церковноприходской школой для архиерейских иподиаконов.
       В 1908 году при Новонежинской церковноприходской школе открылась первая в крае народная библиотека, в которой насчитывалось 1820 томов книг различной тематики, имелись наглядные пособия и лабораторные приборы для учащихся, был даже устроен музей сельскохозяйственных орудий. В 1909 году во Владивостокской епархии действовали 107 церковноприходских школ, из них 7 двуклассных и 95 одноклассных, и 5 школ грамоты. Общее число учащихся составляло 4 959 человек. В 1914 году при архиерейском доме на Седанке открылась церковно-учительская семинария для девочек из семей церковнослужителей. К 1917 году число школ утроилось.
       10 октября 1899 года открылся Владивостокский епархиальный комитет Православного миссионерского общества. В ведении комитета состояли походная миссия в селе Гижига (Камчатка) и одиннадцать миссионерских станов. Станы объединяли несколько корейских селений, обычно на территории в 40–50 верст в округе, и включали в себя православные миссионерские храмы и образовательные учреждения: школы грамоты и церковноприходские школы.
       Святейший Синод указом от 27 октября 1908 года присоединил к Владивостокской епархии учрежденную в 1897 году Русскую Духовную Миссию в Корее. В 1912 году в епархии начал свое служение первый миссионер, в задачи которого входила борьба с сектами, – священник Сергий Толпегин.
       Во Владивостоке в 1913 году был созван первый Епархиальный миссионерский съезд, принявший решение открыть во Владивостоке при церкви-школе одногодичное катехизаторское училище для корейцев. Для нужд миссии организовали переводческий комитет, были переведены на корейский язык и изданы Служебник, Требник и другие богослужебные книги.
       6 ноября 1914 года был учрежден Епархиальный миссионерский совет во главе с епископом Никольск-Уссурийским Павлом (Ивановским, † 1919). В 1917 году состоялся пятый Епархиальный миссионерский съезд.

Епископ Никольск-Уссурийский Павел
1912 год

       Освоение края, строительство городов, умножение числа поселений, увеличение русского населения в Приморье, миссионерская деятельность – все это обусловило учреждение в составе Владивостокской епархии двух викариатств. Никольск-Уссурийское викариатство, образованное в 1912 году, возглавил епископ Павел (Ивановский); Петропавловское, созданное в 1916 году, – епископ Нестор (Анисимов, впоследствии митрополит, † 1962). Решением Святейшего Синода Петропавловское викариатство в том же году стало самостоятельной Камчатской епархией.

Храм во имя святого великомученика и Победоносца Георгия
на российско-китайской границе

ЕПАРХИЯ В 1917–1990 ГОДАХ

       Летом 1917 года архиепископ Приморский и Владивостокский Евсевий и епископ Никольск-Уссурийский Павел направились в Москву для участия в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Владыка Евсевий вернулся во Владивосток в начале 1918 года после объявления перерыва в работе Собора, но как член Синода в марте 1918 года снова был вызван в Москву на заседание.
       Революция и перипетии Гражданской войны не позволили архиепископу Евсевию вернуться во Владивосток: в 1919 году он был назначен временно управляющим Смоленской епархией, в 1920 году возведен в сан митрополита Крутицкого и Коломенского, стал ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона. В феврале 1922 года окончилось земное поприще Владыки Евсевия, его погребение было совершено у стен Смоленского собора в Новодевичьем монастыре в Москве.
       В апреле 1918 года во Владивостоке высадился японский, а затем и английский десант, в конце апреля – начале июня в город прибыли эшелоны чехословацких войск, и в июне власть советов была свергнута. В декабре 1918 года управление Владивостокской епархией принял бывший викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский Михаил (Богданов, † 1925). Вновь продолжилась работа Епархиального совета, благочиний, приходов, действовали монастыри, в учебных заведениях возобновилось преподавание Закона Божия.
       Согласно постановлению Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 года об увеличении числа епископов Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах в епархии действовали три викариатства: Камчатское и Петропавловское, Никольск-Уссурийское и Охотское.
       В марте 1920 года в районе Морского кладбища Владивостока игумения Руфина (Кокорева) организовала иноческую женскую общину в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Весной того же года началось строительство обители, в 1921 году общине было передано Морское кладбище для содержания погребений в должном порядке.
       В июле 1922 года во Владивостоке проходил Приамурский Земский Собор, в котором участвовали 8 делегатов от духовенства и 24 – от приходов Приморья.
       25 октября 1922 года Владивосток захватила народно-революционная армия Дальневосточной республики, 16 ноября 1922 года Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР. Богоборческая власть стремилась уничтожить православную веру. Начались притеснения священнослужителей и верующих, обыски, изъятия святынь, аресты. С 1923 года органы советской власти приступили к национализации церковного имущества. В 1924 году в бывшем архиерейском доме с церковью был организован дом отдыха.
       Часть духовенства Приморья эмигрировала вместе с остатками Белой армии из Владивостока в Маньчжурию. В Приморье активную деятельность развернули обновленцы, поддерживаемые советской властью. Однако монастыри сохранили верность Святейшему Патриарху Тихону. Во второй половине 1920-х годов влияние обновленцев стало ослабевать, многие приходы вернулись под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
       В то же время храмы продолжали закрываться, происходили аресты духовенства и верующих. К 1924 году все монастыри были закрыты, но во Владивостоке и Уссурийске в конце 1920-х годов существовали тайные монашеские женские общины.

Семья одного из репрессированных священников
Приморья, 1920-е годы

Разрушение Покровской церкви
во Владивостоке, 1930-е годы

       13 ноября 1925 года на Владивостокскую и Приморскую кафедру назначили епископа Семипалатинского Киприана (Комаровского, † 1937), находившегося в 1925–1927 годах в ссылке во Владивостоке после заключения в Соловецком лагере. За время служения во Владивостоке епископ Киприан был возведен в сан архиепископа. Священникам, сохранившим верность Церкви, Владыка Киприан дал благословение нелегально совершать по воскресным дням Божественную литургию на частных квартирах. 15 сентября 1927 года архиепископа Киприана назначили на Нижнеудинское викариатство Иркутской епархии.
       С сентября 1927 года по 1928 год Владивостокской епархией управлял епископ Нифонт (Фомин, † ?). В течение следующего года во главе епархии находился епископ Хабаровский Пантелеимон (Максунов, † 1933), бывший духовник Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря. В 1928 году состоялось наречение и хиротония архимандрита Пантелеимона во епископа Владивостокского и Камчатского, однако спустя некоторое время он был переведен в Хабаровск.
       С 1929 года правящим епископом был Преосвященный Марк (Боголюбов, † 1935), а с 25 июня 1930 года на Владивостокскую кафедру был назначен епископ Варсонофий (Лузин), однако в мае 1931 года он был арестован вместе с епископом Хабаровским Пантелеимоном. 15 февраля 1932 года Владыка Варсонофий был осужден за «антисоветскую агитацию и распространение контрреволюционной литературы» и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Заключение архипастырь отбывал в Карельском лагере «Беломорстроя». В 1937 году выездным заседанием «тройки» ОГПУ он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

Епископ Владивостокский и Камчатский
Варсонофий (Лузин)

       После ареста Владыки Варсонофия в течение двух лет (1931–1932) Владивостокской, Хабаровской и Приморской епархиями временно управлял епископ Никольск-Уссурийский Герман (Коккель). В августе 1932 года Владыку Германа перевели на Барнаульскую кафедру, где его ждали новые испытания и в конце концов заключение. 2 ноября 1937 года Преосвященный Герман был расстрелян в лагере в городе Свободном Амурской области.
       В 1932 году у верующих был отобран Успенский собор во Владивостоке. Храм был разрушен, а на его месте выстроен дом для руководящих советских чинов. Из 150 храмов, действовавших в Приморье до 1917 года, за два десятилетия сохранились только 14 церковных зданий. Покровская церковь во Владивостоке и Никольский собор в Уссурийске также были разрушены.

Клир и прихожане Никольской церкви
во Владивостоке, 1959 год

Никольский храм на Первой Речке
во Владивостоке, середина XX века

       Приморье стало местом ссылки многих новомучеников и исповедников Российских, священников и мирян. Одними из первых в 1918 году за Христа пострадали настоятель Черниговской церкви протоиерей Андрей Зимин вместе с членами своей семьи и несколько монахов Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря. Массовые аресты пастырей и прихожан производились по сфабрикованным органами НКВД обвинениям в 1930-х годах.
       Владивостокская епархия начала возрождаться только после 1943 года, когда изменилась политика руководства страны по отношению к Русской Православной Церкви. В 1944 году во Владивостоке, в районе Первой Речки, открылась новопостроенная небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. 25 декабря 1945 года определением Священного Синода на территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Камчатской областей была учреждена Хабаровская и Владивостокская епархия с подчинением ей приходов Якутского и Читинского викариатств Иркутской епархии. 30 января 1946 года архимандрит Венедикт (Пляскин, † 1976) был хиротонисан во епископа Хабаровского и Владивостокского и управлял епархией до 3 июня 1948 года.
       В тот период всего по одной православной церкви действовало во Владивостоке, городах Спасске-Дальнем, Сучане и Уссурийске. После назначения в 1948 году Владыки Венедикта епископом Петрозаводским и Олонецким приходы Приморского края были включены в состав Иркутской епархии, а с 1988 года они вошли в Хабаровскую и Владивостокскую епархию.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕПАРХИИ

       Началом активного возрождения Православия в Приморье стало 31 января 1991 года, когда определением Священного Синода Владивостокская епархия была выделена из состава Хабаровской епархии и вновь обрела самостоятельный статус. Архиепископом Владивостокским и Приморским был назначен викарий Московской епархии архиепископ Орехово-Зуевский Николай (Шкрумко, ныне митрополит Ижевский и Удмуртский). Начались труды по возрождению православной жизни в Приморье. В то время в крае действовало всего несколько храмов, среди которых были Покровский в Уссурийске, Рождества Богородицы в Партизанске, Нерукотворенного Образа Спасителя в Дальнереченске, Преображенский в Спасске.

Храм Нерукотворенного Образа Спасителя
в Дальнереченске

Покровский храм в Уссурийске

Преображенский храм в городе Спасске-Дальнем

       Во Владивостоке был один действующий храм – Свято-Никольский на улице Махалина. Он был построен в начале XX века в память о российских воинах, павших в Русско-японской войне. Здание храма было соединено со школой для детей православных корейцев. В нем же располагались Духовная Миссия, катехизическое училище, библиотека. В 1927 году под предлогом капитального ремонта храм был закрыт, в дальнейшем в нем находился детский дом, а в послевоенное время – жилые квартиры. В 1971 году храм был возвращен верующим, и началось его возрождение. Главный престол в 1976 году был освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, а придел – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1991 году Свято-Никольский храм получил статус кафедрального собора.

Архиепископ Владивостокский и Приморский
Николай, 1991 год

       Архиепископ Владивостокский и Приморский Николай вскоре был назначен в другую епархию. По решению Священного Синода Владивостокскую кафедру возглавил новый архиерей – Преосвященный Вениамин (Пушкарь), рукоположенный во епископа Владивостокского и Приморского 21 сентября 1992 года. Ко дню приезда в епархию Владыки Вениамина здесь насчитывалось всего 22 прихода: 9 храмов и 13 молитвенных домов; клир епархии состоял из 16 священников и 4 диаконов. Во главу угла своего служения епископ Вениамин, как и его предшественники, поставил проповедь спасительной евангельской вести, поиск верных соратников, открытие новых домов Божиих.
       Началось возведение и восстановление храмов по всему Приморью. Были проведены большие работы по благоустройству Свято-Никольского собора во Владивостоке. В храм были переданы иконы и частицы святых мощей многих подвижников веры и благочестия. В 1995 году сюда были доставлены икона святого великомученика и Победоносца Георгия, а в 1998 году – вновь обретенная Порт-Артурская икона Божией Матери**.

Свято-Никольский кафедральный собор во Владивостоке

Почитаемая икона Святителя и Чудотворца Николая
в Никольском соборе

Крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери
во Владивостоке, сентябрь 2007 года

       В Покровском парке в центре Владивостока на месте разрушенного в 1930-е годы собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы стоял памятник Ленину. В 1991 году часть территории парка была передана епархии. Сначала в одном из небольших помещений, находившихся в парке, был открыт храм во имя преподобного Серафима Саровского. Затем стоявший на месте Покровского храма памятник демонтировали и установили здесь Поклонный крест. В 1998 году в парке был открыт небольшой храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Побывавший в Приморье в 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил начать работы по возрождению Покровского собора.

Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин

Икона «Торжество Пресвятой Богородицы»
(Порт-Артурская)

Епископ Вениамин во время первого
крестного хода по епархии, 1995 год

       К работам приступили в 2005 году. Это стало общим для всех православных жителей Владивостока делом. Уже в 2007 году на Покровском храме засияли купола, были подняты на звонницу десять колоколов, а на Пасху 8 апреля 2007 года жители Владивостока услышали колокольный звон возрожденного Покровского собора, созывавший людей на молитву.

Серафимовская церковь в
Покровском парке, 1996 год

Установка купола на храм святого праведного
Иоанна Кронштадтского, 1998 год

Установка куполов на Покровский собор
во Владивостоке, 2007 год

Освящение колоколов для Покровского собора

       Другим важным событием стало возвращение епархии в 1996 году здания, входившего в архитектурный комплекс разрушенного в 1930-е годы Успенского кафедрального собора. По благословению Владыки Вениамина, усилиями первого настоятеля собора игумена Сергия (Чашина) начались восстановительные работы, и уже весной 1997 года в новом храме Успения Пресвятой Богородицы была совершена первая Божественная литургия. К празднику Рождества Христова в 2002 году были установлены купола, сооружен новый трехъярусный иконостас. Сегодня это один из самых посещаемых храмов Владивостока.


Освящение закладного камня храма
Успения Пресвятой Богородицы во Владивостоке
1998 год

Успенский храм во Владивостоке

       Конец XX – начало XXI века ознаменовались появлением новых православных церквей в приморской столице. В районе полуострова Эгершельд в 1999 году был возрожден на историческом месте храм в честь Казанской иконы Божией Матери. При храме создан Духовно-просветительный центр. Здесь проводятся различные епархиальные мероприятия: собрания духовенства, конференции, семинары, концерты и спектакли, просмотр духовно-познавательных видеопрограмм.

Освящение храма во имя святого благоверного
князя Игоря Черниговского, 2006 год

Никольская церковь во Владивостоке

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
во Владивостоке

       В 2000 году возле Дальневосточного государственного технического университета по инициативе ректора Г. П. Турмова была построена церковь святой мученицы Татианы, которая стала средоточием духовной жизни православного студенчества и молодежи Владивостока. В Первомайском районе, традиционно рыбацком, открылся храм Святителя и Чудотворца Николая. При православной гимназии Владивостока построен и в январе 2002 года освящен храм во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Ныне эта церковь собирает на молитву не только гимназистов и их родителей, но и прихожан со всего городского микрорайона «Вторая Речка».

Памятник святым равноапостольным
Кириллу и Мефодию

Храм святой мученицы Татианы во Владивостоке

       В 2006–2007 годах во Владивостоке построены и освящены храмы во имя преподобного Серафима Саровского и святого благоверного князя Игоря Черниговского. Храм во имя святого князя Игоря Черниговского посвящен памяти сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей. Он построен при участии личного состава Управления внутренних дел Приморского края и многих жителей Владивостока.
       В других городах и селах Приморского края, в глубинке, также начали возводиться новые церкви. В 2008 году продолжается строительство более пятнадцати новых храмов и часовен: Святителя и Чудотворца Николая в Уссурийске, Серафима Саровского в Кировке, Живоначальной Троицы в Свято-Троицком монастыре, Вознесения Господня в Спасске-Дальнем, Георгия Победоносца в поселке Дунае, Преображения Господня в селе Новодевице, великомученика и целителя Пантелеимона в Славянке и других. Вместе с открытием храмов оживляется и приходская жизнь.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СВЯТЫХ ОБИТЕЛЕЙ

Икона Божией Матери «Объятия Отча»

       С первых лет пребывания на кафедре архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин поставил задачу возрождения в епархии монашеских обителей. В 1993 году началось восстановление Богородице-Рождественского женского монастыря. Располагавшаяся на месте монастыря войсковая часть вернула епархии четыре здания с прилегающей территорией. Вскоре в обители появились первые насельницы, среди которых была и нынешняя настоятельница монастыря игумения Варвара (Волгина).

Игумения Богородице-Рождественского монастыря
Варвара (Волгина)

       В 1994 году начался ремонт настоятельского корпуса. Храмовая колокольня в советские времена превратилась в водонапорную башню. Только в 1999 году на ее месте вновь была восстановлена колокольня, установлен купол на соборном храме. В сентябре 2000 года обитель отметила 100-летие со дня своего основания. В июле 2001 года состоялось освящение монастырского храма в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.
       В обители хранится одна из святынь епархии – образ Божией Матери «Объятия Отча». Подобную икону первостроитель Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря схиигумен Алексий (Осколков) прислал в дар монастырю со Святой Горы Афон. После закрытия монастыря в 1920-х годах след святыни затерялся. В 1993 году образ был найден во Владивостоке и передан на хранение в Уссурийский Богородице-Рождественский монастырь.

Реставрация домового храма
в Богородице-Рождественском монастыре
1998 год

Крестный ход в
Богородице-Рождественском монастыре

       Сегодня обитель живет по валаамскому уставу, как и в дореволюционное время. Паломники приезжают сюда не только из городов и поселков Приморского края, но и из Хабаровска, Биробиджана, Благовещенска. Часто они остаются здесь подолгу: возрождается обычай говеть в монастыре во время многодневных постов. Сестры во многом обеспечивают себя сами: шьют монашескую одежду, ведут хозяйство. На скотном дворе – коровы, овцы, куры. Земельные угодья дают обители пшеницу, ячмень, сою, овес, овощи.


Келейный корпус и храм в честь
Нерукотворенного Образа Спасителя
в Богородице-Рождественском монастыре

       Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь стал восстанавливаться в 1995 году. Сохранившиеся монастырские строения находились в ведении разных организаций. Самое большое количество зданий отошло к Дальневосточному военному округу, на их базе был создан Шмаковский санаторий. Епархии была возвращена только полуразрушенная часовня в честь Преображения Господня на вершине Медвежьей сопки. Рядом с часовней построили небольшой деревянный домик с двумя келлиями, в котором поселились иеромонах, монах и пятеро трудников.

Преображенская церковь
в Свято-Троицком монастыре, 1999 год

Бывший дом настоятеля Свято-Троицкого монастыря
(ныне – административный корпус
Шмаковского военного санатория)

       В 1998 году обители были возвращены земли, которые в советское время занимала ферма военного совхоза. До революции там находился монастырский скотный двор. На этой территории были снесены все ветхие постройки, отремонтированы два дома, в одном из которых устроена домовая церковь во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. В 2002 году была закончена реконструкция храма-часовни Преображения Господня. Заканчивается строительство нового храма во имя Святой Живоначальной Троицы. Постепенно обустраивается хозяйство.
       В настоящее время настоятелем обители является игумен Василий (Кулаков). Монастырь живет по уставу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители хранится образ «Троица Новозаветная», писанный для монастыря его первооснователем схиигуменом Алексием (Осколковым) на плашке из древа Мамврийского дуба.

Строящийся храм во имя Святой Троицы
в Свято-Троицком монастыре, 2007 год

       Марфо-Мариинская женская обитель милосердия была основана в 1995 году на станции Седанка в пригороде Владивостока после того, как епархии возвратили здание бывшего архиерейского дома, построенного в 1901 году для первого Владивостокского епископа Евсевия (Никольского). Настоятельницей обители была назначена игумения Мария (Пономарева). Средоточием иноческой жизни является домовый храм – священномученика Евсевия Самосатского. Рядом с ним находится еще одна церковь – святого благоверного князя Александра Невского. Построены келейный корпус, гостиница для паломников.

Игумения Марфо-Мариинской обители
Мария (Пономарева)

       При монастыре существует сестричество милосердия. Обитель попечительствует над Приморской детской краевой туберкулезной больницей, детским приемником-распределителем, «социальным отделением» для брошенных младенцев в городской больнице, Домом ребенка, детскими домами Владивостока, домом престарелых и туберкулезным диспансером на Седанке. Монастырь не только продолжает традиции Марфо-Мариинской обители, некогда устроенной в Москве великой княгиней Елизаветой Феодоровной, но и являет миру пример бескорыстного жертвенного служения ближним.

Марфо-Мариинская обитель милосердия
во Владивостоке, 1999 год

Иконостас в храме священномученика
Евсевия Самосатского

Чтение Великого канона Андрея Критского
в Марфо-Мариинской обители

       Женский монастырь Казанской иконы Божией Матери находится в селе Раздольном, на территории бывшей военной части, неподалеку от возвращенного епархии здания Казанской церкви. Храм был построен в 1898 году, в 1928 году закрыт. Сначала в нем располагалась школа, а затем артиллерийский склад. С 1986 года в бывшей Казанской церкви находился солдатский клуб. В 1994 году храм был передан Владивостокской епархии, и началось его восстановление. В одном из переданных корпусов были устроены сестринские келлии и создан домовый храм. Первой настоятельницей монастыря была назначена монахиня Елизавета (Гудакова, † 2000), после ее кончины все заботы по возрождению обители легли на плечи монахини Филареты (Фурмановой).

Монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери
в селе Раздольном

Настоятельница Казанской обители
монахиня Филарета (Фурманова)

       Свято-Серафимовский мужской монастырь создан в 2001 году на острове Русском, при храме преподобного Серафима Саровского. Построенная здесь в 1904 году воинская церковь до 1917 года находилась в ведении 34-го Сибирского стрелкового полка. В 1930-х годах храм был закрыт, в нем размещался клуб; в 1980-х годах здание сильно пострадало от пожара. После передачи церковного здания епархии было решено открыть на острове Русском мужской монастырь, строительство которого возглавил игумен Никон (Анненков).

Свято-Серафимовский мужской монастырь
на острове Русском

Братия Серафимовского монастыря благословляет
воинов перед началом учений, 2004 год

Храм во имя преподобного Серафима Саровского

       Сейчас монастырский храм отремонтирован, благоукрашен, имеет двухъярусный иконостас. Литургическая жизнь обители начинается в половине шестого утра пением молебна преподобному Серафиму Саровскому перед почитаемой иконой святого.
       В обители имеется собственное хозяйство: скотный двор, огороды, пчельник. Недавно построены келейный корпус, гостиница для паломников.


       Жизнь приморских монастырей, как и многих других обителей современной России, наполнена заботами о внешнем и внутреннем благоустройстве. Преодолевая немалые сложности, монахи являют многим жителям края образ живой, действенной веры, опыт жизни во Христе, укрепляя тех, кто ищет у них духовной поддержки.
      
       В 2000 году, впервые за всю историю Православия на юге Дальнего Востока, Владивостокскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Святейший Владыка прибыл во Владивосток 10 мая. Программа трехдневного пребывания Его Святейшества в епархии была насыщенной. Главным событием стало торжественное совершение Божественной литургии на центральной площади города, которое состоялось 11 мая. На деревянном помосте воздвигли сень, увенчанную куполом с крестом, под которой установили престол. Несмотря на проливной дождь, тысячи приморцев, прибывших со всего края, молились за Литургией. Святейшему Патриарху сослужили митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Владивостокский и Приморский Вениамин, все священники епархии.



Во время визита Святейшего Патриарха Алексия
во Владивосток, 2000 год

       По окончании службы Святейший Владыка обратился с приветственным словом к пастве и поблагодарил всех собравшихся за ревностную веру, горячую молитву и труды, совершаемые во славу Божию, на благо отечества и Церкви. Он отметил особую значимость Приморья как восточного форпоста России. Поздравив жителей края с пасхальными торжествами, Предстоятель Русской Православной Церкви передал в дар епархии икону Святой Живоначальной Троицы.

       В тот же день Святейший Патриарх посетил Свято-Никольский кафедральный собор, встретился со студентами и преподавателями Дальневосточного государственного университета, где действует кафедра теологии и религиоведения, побывал на ракетном крейсере «Варяг», а затем направился в православную гимназию во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Предстоятель Русской Церкви осмотрел здание гимназии, восстановленное буквально из руин, побеседовал с учениками и их родителями. Его Святейшество передал в благословение гимназии Казанскую икону Божией Матери.
       2 мая, в последний день своего визита, Святейший Патриарх побывал в Марфо-Мариинской обители милосердия на Седанке. Предстоятель Русской Церкви благословил сестер монастыря Смоленской иконой Пресвятой Богородицы.
       Святейший Патриарх Алексий преподал свое благословение правящему архиерею, духовенству и всей пастве на дальнейшее восстановление православной жизни в этом богоспасаемом крае.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИИ

       С первых месяцев пребывания на кафедре епископ Владивостокский и Приморский Вениамин столкнулся с острой нехваткой пастырей. Помощники нужны были всюду. Первым из них для Владыки стал тогда еще студент Московской Духовной семинарии Николай Чашин, прибывший во Владивосток в 1992 году. Через некоторое время он принял монашеский постриг с именем Сергий, в честь Преподобного Сергия Радонежского. Многие годы ни одно значимое для епархии событие не обходилось без внимания и попечения иеромонаха, игумена, а затем архимандрита Сергия, который в 2007 году был рукоположен во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии.

Епископ Уссурийский Сергий (Чашин)

       В числе многих других соратников епископа Вениамина на земле Приморья в 1990-е годы были архимандрит Иннокентий (Третьяков), протоиереи Василий Кабанов, Владимир Капитанюк, Василий Капитанюк, Герман Герасимов († 2005), Игорь Талько, Михаил Ребрий, игумен Варнава (Губорьков, † 2000).
       Для подготовки местных кадров священнослужителей в 1992 году было открыто Владивостокское Духовное училище. Его ректору, епископу Вениамину, пришлось приложить немалые усилия, чтобы этот первый «островок» духовного просвещения в Приморье начал действовать. Несколько лет ушло на подбор преподавательского состава, и только в 1995 году начались учебные занятия. Сегодня в училище двадцать преподавателей, имеющих ученые степени и высшее богословское образование. Многие выпускники Духовного училища приняли священный сан и совершают свое служение Церкви Христовой в Приморье. Некоторые из них продолжают обучение в Духовных семинариях.
       Не менее важной является просветительная деятельность. В 1996 году в епархии открылись курсы по изучению основ Православия с двухлетней учебной программой. Курсы включают преподавание некоторых дисциплин семинарской программы. Заметным явлением стало учреждение в 1997 году во Владивостоке православной гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимназия стала крупным учебным и просветительным центром епархии.

Первые выпускники православной гимназии
во Владивостоке, 2007 год

Учащиеся православной гимназии
во время крестного хода по Приморью

Архиепископ Вениамин и председатель ОАО «РЖД» В. И. Якунин
на экзамене в православной гимназии, 2007 год

       В 1998 году в Епархиальном управлении был создан отдел религиозного образования и катехизации, его председателем стал протоиерей Ростислав Мороз. Сейчас отдел координирует целый ряд образовательных программ. В 1999 году по предложению ректора Дальневосточного государственного университета В. И. Курилова епископ Вениамин возглавил кафедру теологии и религиоведения, созданную при Институте истории, философии и культуры. Будущие теологи углубленно изучают православную духовную традицию, получают фундаментальные богословские знания, проходя программу традиционных университетских курсов.

Храм святых Кирилла и Мефодия
в Православной гимназии

       В мае 2000 года во Владивостоке прошла первая Всероссийская научно-практическая конференция «Приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия». С тех пор этот форум стал ежегодным. Непосредственными организаторами чтений вместе с Владивостокской епархией выступают администрация Приморского края, Дальневосточный государственный университет, Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.
       Введение в средних общеобразовательных школах основ православной культуры потребовало подготовки квалифицированных учительских кадров. С этой целью при участии епархии в 2004 году в Приморском институте повышения квалификации работников образования была создана лаборатория православной культуры, где прошли переподготовку около 600 педагогов из большинства районов Приморья. Это позволило ввести ОПК в 35 школах Приморского края.

       В 1997 году был организован Епархиальный миссионерский отдел, который возглавляет игумен Иннокентий (Ерохин). Первый миссионерский Епархиальный съезд был посвящен 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова). Миссионерские съезды состоялись в 2002 и 2003 годах.
       В марте 2003 года начало свою деятельность Братство православных следопытов при православной гимназии.

Здание Владивостокского Епархиального управления

Архиепископ Вениамин совершает иерейскую хиротонию

Заседание Епархиального совета

       Владивостокская епархия осуществляет информационную и издательскую деятельность. По благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина с 1994 года ежемесячно издается газета «Приморский благовест», на страницах которой публикуются новости епархиальной жизни, репортажи с приходов, церковно-исторические материалы, статьи по основам Православия.
       Приходские церковные издания выпускаются в храмах Владивостока, Уссурийска, Находки. Епархия активно сотрудничает с Владивостокским филиалом государственной телерадиокомпании (ГТРК), телекомпанией «ОТВ-Прим», православным телеканалом «Спас».
       С 1999 года действует епархиальная пресс-служба, в том же году открыт сайт Владивостокской епархии. С февраля 2001 года епархия осуществляет поддержку ежедневной трансляции на Приморский край передач православного радио «Радонеж».
       Вот уже пять лет действует созданное по инициативе Епархиального отдела по социальному служению и благотворительности (председатель – протоиерей Александр Талько) Общество православных врачей Владивостока, в задачи которого входит духовная поддержка людей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях, медицинская помощь и миссионерство.

Выход крестного хода «Под Звездой Богородицы»
из Владивостока, 2007 год

Молебен у Николаевской арки
во Владивостоке, 2006 год

       Одним из православных центров по работе с больными и страждущими стал храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого), действующий при Приморской краевой клинической больнице № 2. Создан Душепопечительский центр при храме святого праведного Иоанна Кронштадтского. Насельники центра получают помощь опытных священнослужителей и врачей.
       Творить добро, оказывать посильную духовную и материальную помощь немощным, одиноким инвалидам и престарелым людям призваны члены сестричеств милосердия при Марфо-Мариинской женской обители и при храме Успения Пресвятой Богородицы. Свою работу они проводят в городских больницах Владивостока, в хосписах, домах инвалидов, детских домах и других социальных учреждениях, а также осуществляют патронажное обслуживание тяжелобольных на дому.

       Несколько приходов опекают детские дома и исправительные детские учреждения, устраивают благотворительные обеды для беспризорных и малоимущих. При храме Преображения Господня в городе Спасске-Дальнем действует Дом трудолюбия в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Здесь помогают тем, кто освободился из мест заключения и желает встать на путь христианской жизни.
       Приходы взаимодействуют с медицинскими учреждениями. Например, в городе Находка при храме великомученика и целителя Пантелеимона создан центр поддержки материнства «Колыбель», который в родильных домах и поликлиниках проводит просветительскую работу по предупреждению абортов, духовной и материальной поддержке женщин, попавших в тяжелые жизненные ситуации.
       Отдел по взаимодействию с правоохранительными органами, во главе которого стоит иеромонах Тихон (Иршенко), организует миссионерскую деятельность в исправительных учреждениях Приморья. На территории одного из них, в городе Большой Камень, открыт православный храм, в ряде других учреждений действуют молитвенные комнаты. Такие места посещают православные катехизаторы и священники, которые помогают преступившим закон людям осознать свои грехи и примириться с Богом и ближними.

Памятник героям Русско-японской войны
во Владивостоке

       Традиции церковного попечения о воинах возрождает отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами, его председатель – протоиерей Виктор Жильцов. Духовенство епархии проводит для воинов беседы на нравственные и патриотические темы, помогает верующим из воинских частей посещать храмы во время больших православных праздников, благословляет на ратный подвиг служения родине и народу во время церемонии принятия присяги.


Архиепископ Вениамин и
губернатор Приморья С. М. Дарькин

       Архиепископ Вениамин принял личное участие в учебных походах на кораблях Тихоокеанского флота в 1997, 2001, 2004 годах. Эти походы были посвящены памяти русских моряков, погибших в сражениях Русско-японской войны 1904–1905 годов. Дважды на военных кораблях Тихоокеанского флота Владыка посещал Японию. В феврале 2004 года архиепископ Вениамин с группой клириков епархии принял участие в походе кораблей, посвященном столетней годовщине со дня героического подвига крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Руководил походом командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров. Во время похода Владыка Вениамин крестил тех воинов-моряков, кто возжелал стать христианином. Архиепископ Вениамин стал почетным членом гвардейского экипажа.
       Приморская епархия граничит с тремя государствами: Японией, Кореей и Китаем, что придает особый характер ее миссионерскому служению. До 1918 года во Владивостокской епархии викарный епископ Никольск-Уссурийский Павел возглавлял Корейскую Духовную Миссию. Революционные потрясения 1917 года, казалось, совсем уничтожили ростки Православия среди корейцев. Но настало время возрождения. При активном участии епархии в столице КНДР Пхеньяне был построен первый православный храм во имя Живоначальной Троицы. В августе 2006 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, епископ Абаканский и Кызылский Ионафан в сослужении русских и первых корейских священников совершили освящение храма.

Храм Святой Живоначальной Троицы
в Пхеньяне (КНДР)

За Божественной литургией в
Свято-Никольском кафедральном соборе

Иерей Сергий Якутов и корейские клирики
в Троицком храме в Пхеньяне

       По решению Священного Синода Русской Православной Церкви на Владивостокскую епархию возложено попечение о становлении Православной Церкви в Северной Корее. Православные северокорейские священники Феодор Ким, Иоанн Ра и регент Николай Ким проходили богослужебную практику в Свято-Никольском кафедральном соборе во Владивостоке. Для организации праздничных богослужений и торжеств в православном храме Пхеньяна в помощь корейским клирикам выезжают клирики епархии и хор кафедрального собора.
       Епархия принимает деятельное участие и в общецерковных трудах по возрождению Русской Духовной Миссии в Китае и Японии. В апреле 2007 года клирик Покровской церкви в Уссурийске иеромонах Венедикт (Лимонов), владеющий китайским языком, приезжал в Пекин, где совершил богослужения Страстной седмицы и Пасхи на территории посольства Российской Федерации в Китае – в старинном здании Красной фанзы, которое в прошлом веке было частью Русской Православной Миссии в Китае. В пасхальных торжествах приняли участие более 300 человек, среди них были не только русские, но и украинцы, белорусы, болгары, сербы и представители других православных народов.
       В октябре 2007 года Священный Синод постановил принять в юрисдикцию Московского Патриархата новообразованный православный Успенский приход в Сингапуре. Архипастырское окормление этой общины поручено совершать викарию Владивостокской епархии епископу Уссурийскому Сергию.
       С 2001 года епархия по благословению Святейшего Патриарха Алексия ежегодно организует паломничества к православным святыням. Специально для этой цели в Приморье доставляются почитаемые иконы и мощи святых. Столь значимые для всего края события стали возможны благодаря личной поддержке губернатора Приморья С. М. Дарькина, помощи ОАО «Владивосток Авиа» и Дальневосточной железной дороги.

Архиепископ Вениамин благословляет выпускников
Тихоокеанского военно-морского института, 2006 год

После установки Поклонного креста
на вершине Ольховой горы

Во время установки креста на купол храма
во имя преподобного Алексия, человека Божия
2006 год

Освящение воды в праздник Богоявления
Южно-Китайское море, 2008 год

       В августе 2002 года Владивостокская епархия и Тихоокеанский флот России прославляли святого праведного воина Феодора Ушакова. В Приморский край из Мордовии была доставлена частица святых мощей прославленного адмирала Российского флота. В те дни гостями епархии стали архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, епископы Магаданский и Синегорский Феофан (ныне архиепископ Ставропольский и Владикавказский), Хабаровский и Приамурский Марк. На торжествах присутствовал Президент Российской Федерации В. В. Путин, который находился в те дни во Владивостоке. После этого события на территории главного госпиталя Тихоокеанского флота была возведена часовня во имя святого праведного Феодора Ушакова, куда была помещена икона с частицей его мощей.

Открытие Приморских образовательных чтений
2007 год

Православные следопыты во время занятий
в летнем лагере, 2007 год

В детском реабилитационном центре «Слово истины»

Раздача бесплатных обедов нуждающимся на вокзале

Иерей Георгий Зуев в доме ветеранов в городе Артеме

       Несколько десятков тысяч жителей Приморского края, Приамурья и Камчатки поклонились мощам святого апостола Андрея Первозванного, принесенным во Владивосток в 2003 году. Ни днем, ни ночью не прекращался поток православных паломников к ковчегу с мощами святого.
       Святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары были привезены во Владивосток в августе 2004 года. Два дня святыня находилась в Марфо-Мариинской обители на Седанке, которая носит имя преподобномученицы; а после того – в нескольких храмах Владивостока.
       В августе 2005 года в Приморье была принесена частица мощей великомученика и Победоносца Георгия из Свято-Данилова монастыря в Москве. В сентябре того же года в край прибыла рака с мощами святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского.
       В сентябре 2006 года в Приморский край был доставлен ковчег с великой святыней – частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая из Свято-Данилова монастыря в Москве. Ковчег побывал в храмах Владивостока, в Богородице-Рождественском женском монастыре в престольный праздник обители.

Принесение мощей Святителя Николая
во Владивосток, 2006 год

Во время крестного хода с мощами великомученика и
Победоносца Георгия во Владивостоке, 2005 год

Принесение мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары
во Владивосток, 2004 год

       20 мая 2007 года в путь от берегов Тихого океана к столице нашей родины отправился крестный ход Владивосток – Москва. Он стал частью международной духовно-просветительной программы «Под звездой Богородицы», посвященной восстановлению единства Русской Православной Церкви.
       Знаменательным событием в духовной жизни Приморья стало принесение во Владивосток древней чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы. В сентябре 2007 года эта святыня была доставлена на Дальний Восток крестным ходом по воздуху. За неделю, которую икона находилась во Владивостокской епархии, около 100 тысяч приморцев молились перед святыней, прикоснулись к древнему чудотворному образу, перед которым совершилось избрание первого царя династии Романовых.
       Жители Дальнего Востока из-за экономических трудностей лишены возможности совершать паломнические поездки в центральную часть страны, к великим русским святыням. Поэтому прибытие на Приморскую землю православных святынь – это всегда великая духовная радость.

* * *

       Милостью Божией восстанавливается и укрепляется православная жизнь в Приморье. Как и прежде, Святая Церковь несет живущим здесь людям свет Христовой истины. В монашеских обителях возносится неусыпная молитва за весь мир, дети учатся основам православной веры, совершается служба Божия в восстановленных и новопостроенных храмах. Православие возрождает души жителей Дальнего Востока, и они с надеждой смотрят в будущее.

Материал подготовлен
информационно-издательским отделом
Владивостокской епархии

       * Подробная статья об истории Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря напечатана во втором номере «Журнала Московской Патриархии» за 2006 год.
       ** Чудесному обретению Порт-Артурской иконы Божией Матери посвящена статья, опубликованная в десятом номере «Журнала Московской Патриархии» за 1998 год.