ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
07-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита
Иеронима (Чернышова)
во епископа Орловского и Ливенского

В заседании Священного Синода 15 апреля 2008 года было принято решение об избрании архимандрита Иеронима (Чернышова), настоятеля храма во имя святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, епископом Орловским и Ливенским.

Преосвященный Иероним,
епископ Орловский и Ливенский

       1 июня 2008 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в домовом храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве, было совершено наречение архимандрита Иеронима (Чернышова) во епископа Орловского и Ливенского.
       Чин наречения совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Калужский и Боровский Климент, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, архиепископы Истринский Арсений, Орехово-Зуевский Алексий, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Амвросий, Шатурский Никодим. При наречении во епископа архимандрит Иероним произнес речь:
       «Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, духоносные архипастыри Божии! Христос воскресе!
       Когда я узнал об определении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода нашей Святой Церкви быть мне, многогрешному и недостойному, епископом, сердце мое исполнилось смущения многого, и, по слову псалмопевца Давида, страх и трепет прииде на мя (Пс. 54, 6).

Речь архимандрита Иеронима
при наречении во епископа

       Господи! Мне ли, не научившемуся управлять собой, быть управляющим епархией? Могу ли я стать на сей великий свещник, чтобы светить верным людям? Ведь светильник мой едва теплится от скудости елея добрых дел моих. Что есть во мне хоть сколько-нибудь стоящего, чтобы я стал епископом Церкви Твоей, которую Ты приобрел бесценною Твоею Кровию?
       Знаю я, что путь епископского служения есть путь беспрерывных трудов и подвигов, путь терпения, страдания, уничижения, путь крестный. Сам Великий Архиерей Господь Иисус Христос, пройдя свой Крестный путь до Голгофы, сказал продолжателям дела Его на земле: Аще кто Мне служит, Мне да последствует (Ин. 12, 26). Страшится человеческая немощь моя сего Божественного последования. Страшится подвигов Голгофских.
       Трепещу я епископского избрания и служения, однако уклонение от него будет подобно непослушанию и своеволию, а это есть грех против воли Божией. Боюсь быть всем для всех, нести немощи немощных, но слышу я голос Господа: Жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37) и нахожу утешение в словах Божиих, сказанных пророку Исаие: Ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя; не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41, 9–10). И потому вместе с пророком-мучеником восклицаю: Вот я, пошли меня, Господи (Ис. 6, 8), ибо Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21, 15).
       Вдумываясь в смысл и значение моего нового послушания, я представляю себе состояние избранников Божиих, которые боялись своего избрания, но, подкрепляемые силой Божией, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет, шли и творили великие дела.
       В очередной раз я перечитал житие святителя Григория Неокесарийского, в храме которого мне суждено было служить последние четырнадцать лет. Меня удивляло, что он бежал от епископства в пустыню, считая себя недостойным высокого святительского служения. Но так как Господь избрал его, то ему невозможно было уклониться от этого избрания, и он, вопреки желанию, стал епископом Церкви Христовой и принес великие плоды в сокровищницу церковную. Так размышляя, я еще глубже осознал, что и волос с головы нашей не падает без воли Божией и сие поставление на великое дело архиерейского служения есть воля Божия, а не следствие личных достоинств и заслуг поставляемого. От Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23), поэтому я, неключимый раб и недостойный, с глубоким смирением повергаюсь в прах перед Всемогущим Богом, избравшим меня, и перед вами, Святейший Владыка и святители Христовы, свидетели и тайнодетели Его, и с трепетом восклицаю: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».
       Оглядываясь на пройденный путь жизни моей, я не нахожу ничего более или менее достойного, высокого, ценного, талантливого, значимого, что могло бы делать меня пригодным к сему высокому служению. Единственное, что я исповедую, что всегда и везде я был рядом с храмом Божиим: в Воронеже, где прошли мои детство и юность; в Коломне, где я служил в армии; в Московском Свято-Даниловом монастыре, где я принял постриг, диаконский и священнический сан; в Троице-Сергиевой Лавре, где я получал богословское образование и воспитывался в духе святоотеческих традиций; в храме святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, где до сего дня я нес свое послушание. Едино просих от Господа... еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его (Пс. 26, 4).
       В сей нареченный и святый для меня день, предстоя перед Вами, Ваше Святейшество, и сим освященным собором епископов, я искренне исповедую немощи мои, но и веру свою, и любовь к Церкви Божией и торжественно обещаюсь Всемогущему Господу и Вам, что, Богу содействующу, буду стараться неленостно трудиться в винограднике Христовом до последнего моего издыхания.
       Молю Триединого Бога, Пресвятую Богородицу, святителя Григория, чудотворца Неокесарийского, первосвятителей Московских и всех святых, да будут их помощь, покров и молитвы укреплением в моем новом служении.
       Вас же, Святейший Владыка, Ангела Церкви Земли Российской, и вас, богомудрые архиереи Божии, слезно прошу: примите меня, недостойного, в свою святительскую любовь, будьте мне старшими братьями, научите меня, как пасти вручаемую мне паству, чтобы ни один член сего словесного стада не был исторгнут из спасительной ограды Церкви Христовой. Да и в час последнего воздыхания моего мог бы я непостыдно предстать перед Неумытным Судией с духовными чадами моими и услышать радостный глас Владыки моего: Рабе благий и верный... вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21). Аминь. Христос воскресе!»

       2 июня, в день обретения мощей святителя Московского Алексия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил хиротонию архимандрита Иеронима (Чернышова) во епископа Орловского и Ливенского. Его Святейшеству сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, архиепископы Истринский Арсений, Рязанский Павел, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Орехово-Зуевский Алексий, Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Амвросий, Шатурский Никодим.

Исповедание Символа веры

Хиротония архимандрита Иеронима

       По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх, вручая епископу Иерониму архиерейский жезл, обратился к нему со Словом.
      
       «Преосвященный епископ Иероним!
       Волей Божией, церковным избранием, через возложение на главу твою Святого Евангелия и рук архиерейских освящен ты благодатию Святого Духа и поставлен во епископа.
       Что скажу тебе в назидание при столь знаменательном для тебя событии? Сейчас ты стоишь на пороге новой для тебя жизни и нового труда – нелегкого архиерейского служения. Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит, что служение епископское – высокое, трудное и спасительное: высокое – по благодати, данной ему, смиренное – по примеру и заповеди Спасителя Христа, трудное – по причине страстей и немощей человеческих, спасительное – по своей цели.
       Епископ должен быть человеком высокой, святой жизни, ни в чем не подающим соблазна своей пастве. Он должен быть смиренным в своих мыслях, сильным волей, сведущим в Священном Писании, мудрым. «Какая власть больше этой?!», – восклицает святитель Иоанн Златоуст. Этой власти и ответственности бежали святые мужи. Преподобный Сергий Радонежский на увещания святителя Московского Алексия принять епископский сан ответил: «Выше меры моея есть дело сие».
       Понятны страх и трепет, которые ты должен испытывать, принимая этот апостольский жребий. Но если пророк Божий Иона побоялся идти в Ниневию искоренять грех и проповедовать покаяние и потому стал причиной бедствия на море не только для себя, но и для всех находившихся с ним, то тем более ты, как и всякий человек, имеющий свои немощи и недостатки, не можешь противиться воле Божией, призывающей тебя на этот трудный подвиг.
       Твердо верь словам, сказанным Христом Спасителем апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Уповай на милость Господа, Который всегда готов наставить, укрепить и поддержать немощного. Мы глубоко убеждены в том, что в деле созидания Церкви Христовой каждому пастырю и архипастырю преподается благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».
       Прими это призвание как дар Божий, сходящий на тебя Свыше, прими его как святыню Господню, туне тебе даруемую, прими его как высокий подвиг, обязывающий тебя к постоянному вниманию к самому себе и вручаемому тебе делу.
       Да поможет тебе Господь «быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2, 24–25). «Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2, 22), «храни таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3, 9), чтобы «ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).
       Мы сегодня молились, чтобы Господь укрепил твои силы и помог следовать заповедям Христовым, апостольским правилам, законам Церкви, наставлениям святых отцов «в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (2 Тим. 3, 10).
       «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2), чтобы на закате дней твоих ты мог, по милости Божией, с чистой совестью сказать словами святого апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4, 7).
       Помни, что вручаемая тебе паства – не твоя, а Божия, и ты призван не господствовать над Его наследием, но подавать пример веры, молитвы и истинного благочестия.
       Архиерейское служение открыто миру, обществу, это свеча, высоко стоящая на церковной свещнице и светящая всем, даже не пребывающим в спасительном лоне Церкви Христовой. Архиерейское служение сопряжено со многими внешними проявлениями почтения и признательности паствы. Но духовная, внутренняя жизнь архипастыря должна быть окружена тайной, непроницаемой для людей и открытой только Богу.
       Фимиам мирской славы туманит голову, поклонение людей возбуждает тщеславное стремление к самовозвеличиванию, и, почти не замечая того, можно начать желать и искать славы. Нужно большое нравственное мужество и устойчивость воли, чтобы не поддаться соблазну и оттолкнуть от себя славу мира, которая назойливо преследует тех, кто облечен высокой церковной властью. Невозможно требовать награды от Бога, получив славу и похвалу как награду от людей уже здесь, в земной жизни.
       Твоя архиерейская хиротония совершена в Богоявленском кафедральном соборе первопрестольного града Москвы. Многие десятилетия он был главным соборным храмом столицы. Здесь находится чудотворная Казанская икона Божией Матери, цельбоносные мощи святителя Московского Алексия. Стены этого храма намолены многими поколениями москвичей. В этом соборном храме в годы Великой Отечественной войны возносились горячие молитвы о воинах, которые сражались, защищая родину. Сколько слез было пролито, а молитв и воздыханий вознесено в этом храме! Образ великого святителя Земли Русской митрополита Алексия да будет для тебя примером, и молитвенное предстательство его да укрепляет тебя в предстоящем архипастырском служении. Да будет оно благоуспешным для Церкви Христовой, отечества нашего и спасительным для тебя и твоей паствы.
       Тебе предстоит нелегкий путь, но благодатная помощь велика и обильна. В знак духовной силы, преподанной тебе в великом Таинстве, вручаем тебе архиерейский жезл. Да напоминает он тебе непрестанно о необходимости и cамому шествовать, и паству свою вести ко спасению, в Жизнь Вечную.


Вручение архиерейского жезла

       Архимандрит Иероним (в миру – Игорь Анатольевич Чернышов) родился 12 июля 1966 года в Воронеже. В 1985 году окончил исторический факультет Воронежского педагогического университета. После службы в армии в 1987 году поступил послушником в возрождающийся Свято-Данилов монастырь в Москве. В 1988–1989 годах обучался в Московской Духовной семинарии.
       В 1990 году принял монашеский постриг, в том же году был хиротонисан во иеродиакона, а затем – во иеромонаха.
       В 1994 году указом Святейшего Патриарха был назначен настоятелем восстанавливающегося храма святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве. За время настоятельства награжден Святейшим Патриархом наперсным крестом, набедреником.
       30 ноября 1996 года в храме святителя Григория Неокесарийского Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан игумена. В 2003 году возведен в сан архимандрита.
       В 2006 году окончил Московскую Духовную академию. 12 июля 2006 года награжден Святейшим Патриархом орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Первое архипастырское благословение


Участники хиротонии
(крайний справа – епископ Иероним)