ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2008

ОФИЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Определение Освященного Архиерейского Собора
о деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского

       Освященный Архиерейский Собор, движимый заботой о верных чадах Русской Православной Церкви и заботой о свидетельстве миру об Истине Христовой, внимательно рассмотрел деятельность Преосвященного епископа Анадырского и Чукотского Диомида.
       Начиная с января 2007 года от имени Преосвященного Диомида стали распространяться публичные обращения, которые нарушили мир в Церкви, смутили верующих, явившись для них соблазном, а также вызвали недоумения у внешних.
       Преосвященный епископ Диомид отсутствовал на Архиерейском Соборе без уважительной причины. Его ссылка на болезнь не была подтверждена официальным медицинским заключением. В то же самое время публичные деяния Преосвященного в преддверии Собора, включая проведение им Епархиального собрания, свидетельствуют о его физической способности приехать в Москву.
       Не имея возможности выслушать собрата лично, Собор тем не менее счел необходимым высказать свое суждение в связи с его деятельностью. Собор ознакомился с письменными обращениями епископа Диомида, а также со свидетельством церковных представителей, вступавших с ним в диалог. Особое внимание было уделено богословско-каноническому анализу, предоставленному Синодальной богословской комиссией, а также посланию Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, увещевательному письму Преосвященного епископа Сергиево-Посадского Феогноста, комментариям преподавателей Московской Духовной академии и оценкам многих других членов Церкви.
       По исследовании всех документов, свидетельств и обстоятельств дела самую тяжкую вину Преосвященного епископа Диомида Освященный Собор усматривает в том, что своими обращениями и заявлениями он культивирует дух раскола в Церкви, разрушая ее единство, заповеданное Самим Господом (см.: Ин. 17, 21). Нам особенно больно об этом свидетельствовать после восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви 17 мая 2007 года. Именно в это время враг рода человеческого, недовольный вновь обретенным братским общением, возбуждает дух разделения.
       Отдельные утверждения и выражения, присутствующие в обращениях епископа Диомида, ведут к конфронтации Церкви с государством и обществом. Некоторые высказывания претендуют на исключительную правоту воззрения автора по поводу тех вопросов, в отношении которых в Церкви всегда допускалось разномыслие, – в частности по вопросам, затрагивающим политическое устройство общества. В результате делается попытка отождествить Святое Православие с определенным политическим выбором.
       Высказывая свои мнения по актуальным проблемам церковной жизни, которые сами по себе заслуживают обсуждения, епископ Диомид делает это не в духе братской любви, а в форме грубых обличений своих собратьев. Угрожая расколом Церкви, автор обращений вынуждает принять его точку зрения, а не проявляет заботу о соборном выявлении истины, основанной на Священном Писании и Священном Предании Святой Церкви. Адресовав свои обращения ко всей Церковной Полноте, Преосвященный Диомид превысил канонические права епархиального архиерея и проявил посягательство на те полномочия, которые в Русской Православной Церкви принадлежат Архиерейскому Собору, Священному Синоду и Святейшему Патриарху. Поступая таким образом, епископ Диомид нарушил 34-е правило Святых Апостолов и действующий Устав Русской Православной Церкви (глава X. 15).
       В обращениях Преосвященного Диомида Собор нашел много примеров клеветы, дезинформации и прямой лжи относительно действий Предстоятеля Церкви и отдельных архипастырей. Охранение чистоты Святого Православия не может совершаться с помощью вышепоименованных поступков. Ибо, как говорит Господь Иисус Христос, по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (Мф. 7, 16). Волнующие совесть вопросы необходимо ставить в установленном порядке на Архиерейском Соборе, перед Священным Синодом, Святейшим Патриархом. Иерарху, вступающему в дискуссию со своими собратьями, необходимо соблюдать смирение, уважение и братскую любовь, не пытаясь заранее предопределять решений Церковной Полноты по тому или иному вопросу.
       Епископ Диомид несет полную ответственность за соблазн некоторых членов Церкви, приведший их к конфронтации со Священноначалием и настоящим Освященным Архиерейским Собором, и признан виновным за раскол, нестроения и развал пастырской деятельности во вверенной ему епархии.
       Мы молимся о примирении душ и водворении единомыслия в Анадырско-Чукотской епархии, призываем ко всеобщей молитве о сохранении единства нашей Матери-Церкви. В то же самое время, осознавая ответственность перед Богом, Собор считает необходимым действовать твердо, чтобы не допустить распространения раскольнического духа. Ввиду серьезности проступков Преосвященного епископа Диомида и группы клириков Собор постановляет:
       1. Решительно осудить деятельность Преосвященного епископа Анадырского и Чукотского Диомида, содержащую в себе нарушение канонических норм (34-го Апостольского правила, 6-го правила II Вселенского Собора, 13-го, 14-го и 15-го правил Двукратного Собора, 9-го правила Антиохийского Собора) и вносящую соблазн в церковную жизнь.
       2. За совершение канонических преступлений, выразившихся в клевете и лжи в адрес Священноначалия, за возбуждение раскольнических настроений и действий епископ Диомид извергается из священного сана.
       3. Желая содействовать исправлению и духовному исцелению собрата, Собор призывает епископа Диомида к немедленному прекращению деятельности, соблазняющей чад Церкви и провоцирующей раскол, и к принесению покаяния за содеянное перед всей Церковной Полнотой в лице Священного Синода на его ближайшем заседании.
       4. Священному Синоду в случае раскаяния епископа Диомида иметь суждение о его дальнейшем служении.
       5. Решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступает в силу в случае его отказа выполнить указания, содержащиеся в пункте 3 настоящего определения.
       6. За уклонение в раскол игумена Илию (Емпулева) лишить священного сана. Протоиерея Владимира Мордвова, иерея Иоанна Балицкого, иеромонаха Антония (Шляхова) запретить в священнослужении впредь до раскаяния.

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ

       ЧЛЕНЫ ПРЕЗИДИУМА АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА:
      
       Митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР
       Митрополит Токийский и всей Японии ДАНИИЛ
       Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР
       Патриарший Экзарх всея Белоруссии
       Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ
       Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ
       Председатель Отдела внешних церковных связей
       Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ
       Управляющий делами Московской Патриархии
       Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ
       Митрополит Кишиневский и всея Молдавии ВЛАДИМИР
       Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский ИЛАРИОН
       Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР
       Митрополит Рижский и всея Латвии АЛЕКСАНДР
       Митрополит Таллинский и всея Эстонии КОРНИЛИЙ
       Архиепископ Корсунский ИННОКЕНТИЙ
       Архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН
       Архиепископ Ярославский и Ростовский КИРИЛЛ