ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Слово Cвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви


Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
возлюбленные о Господе собратья архипастыри – участники настоящего
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви!

       Вновь Господь по милости Своей собрал нас воедино, позволяя оглянуться и обозреть жизнь Церкви за последние четыре года и определить, что предстоит нам с помощью Божией сделать в будущем. Особенно хочется отметить то, что в минувшем году Господь исполнил одно из самых сокровенных наших чаяний – восстановление единства и канонического общения с Русской Православной Церковью заграницей. Посему мне весьма радостно приветствовать Владыку митрополита Илариона – Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей, и ее архипастырей, которые впервые после подписания в прошлом году Акта о каноническом общении примут участие в работе Архиерейского Собора Единой Поместной Церкви.
       Говоря о жизни Церкви в межсоборный период, мы можем отметить, что последние годы ознаменованы дальнейшим развитием епархиальной и приходской жизни, строительством храмов, социальным служением и миссионерской деятельностью, просветительскими трудами и церковным возделыванием православной нивы. Особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения, укреплению семьи, сохранению духовного наследия, православному творчеству, диалогу Церкви с государством и обществом – деятелями науки, образования, искусства, созиданию мира и согласия. В то же время надо осознавать, что современное секулярное сознание, ориентированное на идеалы общества потребления с его жаждой удовлетворения подчас низменных страстей и инстинктов, уверовавшее в тотальную власть денег, возводящее в культ материальное благосостояние и возделывающее в себе похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2, 16), сопротивляется принятию Христовой Истины, отвергает евангельское Откровение. Оно противопоставляет христианскому учению о свободе и достоинстве личности свое обмирщенное понимание «прав» и «свобод» человека. Однако такое понимание, оправдывающее в человеке проявления его греховности и прикрывающееся защитой либеральных свобод, таит в себе опасность разрыва с нравственными законами и придает вид легитимности нарушению евангельских заповедей.
       Церковь должна быть готова ответить на этот вызов, исполнить слово Христа: Идите, научите все народы... соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20). Именно поэтому столь важными становятся проповедь Церкви, обращенная к миру, стяжание всеми ее чадами духа апостольства и ревности свидетельства об Истине. Это требует высокого профессионального богословского и культурного уровня миссионерских, образовательных, катехизаторских, просветительских программ. И для осуществления этого у Церкви накоплен огромный человеческий и интеллектуальный потенциал: за минувшие годы в добром соработничестве клира и паствы, людей церковных и светских немало было сделано, Богу содействующу, для возрождения Православия в наших странах. Но самым главным в проповеди слова Божия остаются наша вера, наше личное благочестие, наши дела. Именно это делает нас солью земли (Мф. 5, 13). Именно это делает нас светом мира (Мф. 5, 14), той свечой, зажегши которую, по слову Евангелия, не ставят под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем (Мф. 5, 15). Потрудимся же со тщанием в единомыслии и мире (1 Кор.13, 11), уповая на Божественную благодать, всегда немощная врачующую и оскудевающая восполняющую.
       Надо помнить и укрепляться мыслью о том, что Церковь всегда справлялась с внутренними нестроениями, шатаниями, привнесенными людьми не до конца воцерковленными и просвещенными, проявляющими «ревность не по разуму», подчас изолирующими себя от жизни Церкви, Глава Которой – Христос. О таких, в гордыне противопоставляющих себя Матери-Церкви, сеющих вокруг себя эсхатологическую панику, сказал еще апостол Иоанн: Они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. 2, 19). Мы надеемся, что при всесильной помощи Божией деяния Освященного Архиерейского Собора явятся ценным вкладом в наши труды по дальнейшему устроению церковной жизни. Призываю всех вас, дорогие о Господе собратья, принять самое деятельное участие в работе Собора и тем самым содействовать его успешному проведению во славу Божию и на благо нашей Святой Православной Церкви.
       На открывающемся ныне Соборе нам предстоит трудиться, отвечая на вопросы, поставленные сегодня временем. Это важнейшие темы: укрепление единства Церкви и противостояние пагубным разделениям, вопросы достоинства человеческой личности в контексте глобализации и при попытках навязывания секулярного понимания прав человека, выработка и принятие Положения о церковном суде, развитие информационной деятельности Церкви. Все это должно получить выражение в итоговых документах Собора.
       Дорогие Преосвященные архипастыри! Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны (Флп. 2, 2), да явим на настоящем Соборе всему внешнему миру наше единство. Только единодушно рассудив (см.: Деян. 15, 25), сможем мы принять ряд итоговых документов, которые послужат к славе церковной и во благо народа Божия. Только от достоверности нашего пастырского слова, обращенного к многомиллионной православной пастве, во многом зависит будущее Церкви и нравственный климат в обществе.
       Надеемся, что Всещедрый Господь укрепит всех нас в совершении предстоящих деяний. Да почиет на нас Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11, 2).
       Архиерейский собор 2008 года объявляю открытым.