|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 08-2008 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
С 24 по 29 июня 2008 года в Москве проходил очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Перед открытием Собора, 24 июня, в Храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий прочитал особую молитву, в которой призвал благословение Божие на труды Собора. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молившимся с первосвятительским словом.
Для участия в работе Архиерейского Собора прибыли 183 архиерея Русской Православной Церкви, все они участвовали в церемонии открытия в Зале Церковных Соборов. На церемонию были также приглашены настоятели монастырей, московских храмов, сотрудники Синодальных отделов, многочисленная пресса. Собор почтили своими приветствиями Президент России Д. А. Медведев и Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.
В нынешнем Архиерейском Соборе впервые принял участие епископат Русской Православной Церкви заграницей: среди членов президиума Собора был Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, а мандатную комиссию Собора возглавил архиепископ Берлинский, Западно-Германский и Великобританский Марк. Участники Собора молитвенно помянули Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, скончавшегося в Неделю Торжества Православия в нынешнем году.ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
По традиции в первый день работы Архиерейского Собора Святейший Патриарх Алексий выступил перед собравшимися с докладом, в котором дал оценку различным аспектам церковной жизни*. |
Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия |
Затем с докладом, посвященным работе Синодальной комиссии по канонизации святых, выступил глава комиссии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Как сообщил Владыка Ювеналий, в межсоборный период основной объем деятельности комиссии был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. В 2000 году в Соборе новомучеников были поименно прославлены 1097 человек. На сегодняшний день число поименно прославленных – 1765 человек, из них за период с октября 2004 года, когда состоялся предыдущий Архиерейский Собор, в состав Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века были включены имена 177 подвижников, пострадавших за веру в годы гонений.
Епархиальные комиссии по канонизации, созданные по решению Архиерейского Собора 1992 года, в течение более чем десяти лет вели успешную работу по изучению и сбору архивных материалов и устных сведений о новомучениках и исповедниках Российских в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества с сотрудниками государственных и ведомственных архивов. «К сожалению, на сегодняшний день положение дел изменилось, – констатировал митрополит Ювеналий. – За последнее время принят ряд новых законов, которые кардинальным образом изменили ситуацию, сделав невозможным для епархиальных комиссий ознакомление с фондом следственных дел в отношении пострадавших за веру в годы гонений и получение необходимых копий».
Несмотря на возникающие трудности, нет оснований для упрощения методов подхода к вопросу канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века. «Тщательный и всесторонний подход Синодальной комиссии по канонизации святых к вопросам прославления новомучеников и исповедников Российских продиктован стремлением не принять ошибочные решения из-за неполноты информации», – заявил митрополит Ювеналий. |
Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия |
Особое внимание в докладе было уделено вопросу канонизации святых в свете восстановления общения с Русской Зарубежной Церковью. Как известно, Зарубежная Церковь канонизировала святых и, в частности, новомучеников и исповедников Российских, однако, не имея доступа к мученическим актам и не располагая всей необходимой полнотой материалов, не могла осуществить поименную канонизацию.
В настоящий момент следует привести к единству церковный календарь в отношении памяти конкретных новомучеников, а также решить вопрос о включении в общецерковный календарь имен тех подвижников, которые прославлены только в Русской Зарубежной Церкви, отметил митрополит Ювеналий. Эти вопросы требуют углубленного изучения, поэтому их невозможно решить на данном заседании Архиерейского Собора. В связи с этим Владыка Ювеналий предложил дать полномочия Священному Синоду в послесоборный период, после предварительного изучения в смешанной комиссии из представителей Синодальной комиссии по канонизации святых и Русской Зарубежной Церкви, принять по этому вопросу окончательное решение.
Митрополит Ювеналий ознакомил участников заседания с материалами к рассмотрению вопроса об общецерковном прославлении преподобных жен игумении Иулиании (1300–1393) и монахини Евпраксии (1302–1394) Московских; святителей Антония (Смирницкого; 1773–1846), архиепископа Воронежского, и Иоанна (Максимовича, 1896–1966), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
Прославление святителя Антония как местночтимого святого (в Воронежской епархии) состоялось в мае 2003 года, преподобных Иулиании и Евпраксии (в Московской епархии) – в мае 2001 года. Святитель Иоанн был прославлен Русской Православной Церковью заграницей в июне 1994 года. Учитывая, что чин канонизации святителей Антония Воронежского, Иоанна Шанхайского и преподобных Иулиании и Евпраксии Московских уже был совершен, Владыка Ювеналий от лица Синодальной комиссии предложил в случае общего соборного согласия на прославление их как общецерковных святых повторно этого чина не совершать, согласно утвердившейся традиции, а только включить имена прославленных подвижников в месяцеслов Русской Православной Церкви. Преосвященные участники Собора во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви одобрили это предложение.
Имена новых святых будут сообщены Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. Священному Синоду было поручено в межсоборный период рассмотреть и принять решение по вопросу прославления святых Русской Православной Церковью заграницей, канонизированных в период разделения. Учебному комитету Архиерейский Собор поручил включить в образовательный процесс в Духовных школах изучение жизненного пути и богословского наследия новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Далее с докладом «Православное единство и православное свидетельство в современном мире» на пленарном заседании выступил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Напомнив, что внешняя деятельность Русской Православной Церкви осуществляется Отделом внешних церковных связей в соработничестве со многими Преосвященными архипастырями и другими Синодальными учреждениями Московского Патриархата на основании постановлений Архиерейских Соборов, при непосредственном руководстве Святейшего Патриарха и Священного Синода, митрополит Кирилл подчеркнул: «Свидетельство о православной вере всегда являлось и является основным смыслом внешней церковной деятельности. Содержание свидетельства никогда не меняется. Однако каждое поколение тружеников на этой ниве должно творчески осуществлять его, исходя из обстоятельств своего времени. Хранение на протяжении истории истинной веры предполагает такую ее передачу последующим поколениям и в каждой культуре, которая помогала бы людям усвоить спасительные истины этой веры как норму жизни». |
Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла |
Год, который прошел со времени подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, был достаточно богат положительными примерами развивающегося взаимодействия, подчеркнул митрополит Кирилл. В качестве примеров такого взаимодействия он назвал, в частности, поездку делегации Московского Патриархата по ряду епархий Зарубежной Церкви в Америке, Австралии и Западной Европе осенью прошлого года; участие зарубежных архиереев в мероприятиях, связанных с визитом Святейшего Патриарха во Францию; участие архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка в праздновании 160-летия Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, как и успешно развивающееся сотрудничество в Святой Земле в целом; участие в феврале нынешнего года делегации Зарубежной Церкви во главе с блаженнопочившим митрополитом Лавром в работе XII Всемирного Русского Народного Собора и другие мероприятия.
«Если же приводить примеры повседневного доброго пастырского взаимодействия на местах, то говорить пришлось бы очень долго, – отметил Владыка Кирилл. – Но все они имеют большое значение, потому что свидетельствуют: наша Церковь не только провозглашена теперь единой, она на деле таковой является. Даже удивительно, как быстро и легко пали многолетние барьеры. Убежден, что это стало возможным именно потому, что мы являлись и являемся носителями одной и той же русской православной традиции, у нас совпадают все главные ценности, которые мы несем миру».
Отметив в докладе важность трезвой оценки существующих различий между Православной Церковью и иными Церквами и общинами, необходимость твердо придерживаться связанных с этим правил и традиций, председатель ОВЦС особо остановился на вопросе о возможности присутствия православных на молитве христиан иных конфессий. «Тема эта злободневна отнюдь не только в контексте официальных межхристианских диалогов», – отметил митрополит Кирилл. Он напомнил, что из года в год растет количество верующих Русской Церкви, которые совершают паломнические поездки к святыням, являющимся общехристианским достоянием, – в Святую Землю, Бари, Париж, Рим, Милан, Неаполь, в другие города и страны. Многие из этих святынь находятся в храмах инославных христиан.
Кроме того, как отметил председатель ОВЦС, присутствие православного христианина в культовом здании иной религиозной традиции, в том числе в момент, когда там происходит молитва, становится неизбежным не только во время паломничества, но и тогда, когда член Православной Церкви, занимая государственную должность, посещает культовые места различных религий в соответствии с протоколом и программой визита.
ВТОРОЙ ДЕНЬ
25 июня, во второй день работы Архиерейского Собора, с докладом «Украинское Православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития» на пленарном заседании выступил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
В докладе отмечалось, что Украинская Православная Церковь на настоящем этапе своего развития демонстрирует неизменно высокую динамику роста – она постоянно растет и количественно, и качественно. Сегодня Украинская Церковь состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10 900 реальных общин. В Украинской Православной Церкви несут послушание 8 962 священнослужителя (из них 8 517 священников и 445 диаконов), действуют 20 духовных учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ; 4 650 монашествующих подвизаются в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских. |
Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира |
По словам митрополита Владимира, резкое увеличение количества приходов привело к тому, что во многих епархиях их число выросло до 400–500 и более, что сделало практически невозможным эффективное управление такими епархиями одним архиереем. Поэтому Священный Синод Украинской Церкви принял решение о разделении многих епархий, в результате чего епископы получили возможность теснее общаться со своей паствой и церковная жизнь стала развиваться еще более динамично.
Также Первоиерарх Украинской Церкви отметил, что в последнее время на Украине активизировалась реформа Духовных школ и повысился уровень богословских знаний. Динамично повышается уровень присутствия Церкви в информационном пространстве. Активно развиваются связи Церкви с различными светскими медиа-ресурсами. Все это способствует тому, что Церковь в Украине пользуется значительным доверием общества, добавил Владыка Владимир.
Украинская Православная Церковь на современном этапе ее развития сталкивается с целым рядом угроз, связанных с тенденциями развития современного украинского общества, среди них национализм, секуляризация, консюмеризм (потребительство. – Прим. ред.). Популярность идеологии национализма, обусловленная процессами национального возрождения и обретения государственности, достигла своего пика в девяностые годы прошлого столетия, констатировал митрополит Владимир. Одним из главных объектов критики со стороны адептов этой идеологии стала каноническая и молитвенная связь Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом, которая, по мнению националистов, делает невозможной независимость Украины.
При этом мужественное противостояние идеологии национализма не отразилось негативным образом на готовности Церкви участвовать в процессах национального и государственного возрождения Украины, подчеркнул митрополит Владимир. По его словам, «сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью, мы стали подлинной Церковью украинского народа».
Вместе с тем продолжающиеся почти двадцать лет церковные расколы чрезвычайно ослабляют Церковь. Более того, «с каждым годом стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше, так что уже в скором времени общество будет воспринимать наличие в Украине нескольких православных церквей как норму». Именно поэтому Украинская Православная Церковь «стремится максимально дистанцироваться от любых политических и идеологических платформ» и не берет на себя «ответственности предопределять цивилизационный выбор Украины», заявил митрополит Владимир.
Вот почему состоявшийся в декабре 2007 года Собор епископов Украинской Православной Церкви осудил попытки политизировать церковную жизнь, «указав экстремистски настроенным силам внутри нашей Церкви на то, что их деятельность вредит церковным интересам, в том числе усилиям, направленным на преодоление церковного раскола». Владыка Владимир выразил надежду на то, что аналогичный шаг будет сделан представителями самопровозглашенного Киевского патриархата, в идеологической платформе которого лежит «политическое православие».
В докладе был отмечен определенный прогресс в диалоге Украинской Православной Церкви с так называемой Украинской автокефальной православной церковью и указывалось, что сотрудничество в деле преодоления раскола становится конструктивным, когда участники диалога демонстрируют искренность в намерениях и готовность принимать аргументы другой стороны.
«В силу названных причин Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни», – заявил митрополит Владимир.
Именно на таких позициях остается Украинская Православная Церковь и в диалоге с государством. Владыка считает положительным то, что украинские политики заботятся о консолидации общества и именно в Церкви видят помощника для решения этой задачи. Он выразил надежду на то, что власти удовлетворят «законные требования предоставить Церкви статус юридического лица и вернуть отобранное у нее имущество».
Вместе с тем, по его словам, активное участие государства в разрешении церковных проблем даже при благих намерениях может привести к тяжким последствиям и появлению новых расколов. «Поскольку темой настоящего Архиерейского Собора избрано единство Церкви, я акцентировал внимание именно на вопросе восстановления церковного единства в Украине. Надеюсь, что Полнота Русской Православной Церкви, представленная здесь в лице ее епископата, должным образом оценит тяжесть и актуальность этой проблемы, что также найдет отражение в соборных определениях», – сказал в заключение Блаженнейший митрополит Владимир.
Затем с докладом о современной церковной ситуации в Республике Молдова выступил митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир. |
Доклад митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира |
На пленарном заседании также выступил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей остановился на том опыте зарубежной церковной жизни, который «мог бы быть с пользой применен в России». Наиболее ценный опыт подобного рода, по мнению Владыки Илариона, накоплен в области взаимоотношений со светскими властями. «За девяносто лет отдельного существования нашей Церкви нам пришлось волей-неволей учиться сосуществовать и взаимодействовать с самыми разными государственными структурами», – подчеркнул Владыка, сославшись на непростые исторические ситуации, требовавшие особой гибкости со стороны Зарубежной Церкви: в 1920–1930-е годы в условиях тоталитаризма, в западных демократических обществах, в иноверных государствах Востока.
Докладчик высказал принципиальную убежденность в том, что «главным принципом действия Церкви в демократическом обществе представляется достижение или сохранение максимальной свободы от вмешательства государства в ее жизнь». Функция государства должна заключаться прежде всего в том, чтобы «установить или сохранить необходимые условия для свободного существования Церкви». |
Доклад митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона |
«Во все века существовал особый соблазн для государственной власти: пытаться влиять на Церковь в своих, не всегда благовидных интересах. Пережив разные тоталитарные системы, наша Церковь должна осознать необходимость отстаивать свою богодарованную свободу при любом режиме, осознать необходимость быть выше переменчивых политических обстоятельств», – заключил митрополит Иларион.
Особое внимание Владыка Илларион уделил развенчанию ложных трактовок такого важного историко-богословского понятия, как симфония между Церковью и государством. «Само понятие это, введенное и теоретически разработанное благочестивыми византийскими императорами, во-первых, подразумевало симфонию (то есть созвучие, согласие) православного самодержца (а не любой власти) и православного патриарха, а во-вторых... оно так и осталось невоплощенным в реальности идеалом. И история Византии, и история России свидетельствуют о том, что нередко вместо чаемой симфонии получалась, увы, душепагубная какофония. Не следует забывать, что государство и Церковь Христова вовсе не равноправные “партнеры”, поскольку не равноправны временное и Вечное, земное и Небесное», – отметил докладчик.
Среди достижений Зарубежной Церкви во взаимоотношениях с государством митрополит Иларион назвал предоставление Церкви статуса юридического лица, освобождение священнослужителей от воинской повинности и включение православных праздников в светский календарь выходных дней во многих странах мира.
Первоиерарх Зарубежной Церкви выразил обеспокоенность политизацией церковного вопроса на Украине и стремлением к «скороспелой автокефалии». Митрополит Иларион затронул также вопрос об экуменическом движении. Он отметил, что в Зарубежной Церкви восприятие проблемы отношений между православными и инославными или иноверными имеет свои особенности, так как многие верующие происходят из смешанных семей (или живут в таких семьях) и потому чувствуют особую ответственность перед инославными родственниками.
Владыка Иларион подчеркнул, что зарубежный опыт показывает, что вполне реально отстаивать свою веру и сохранять традиции и обычаи, живя в мире и цивилизованном общении с инославным или даже иноверным местным населением.
В докладе был затронут вопрос о взаимодействии Церкви и Вооруженных Сил. Первоиерарх Зарубежной Церкви рассказал о положительном опыте миссии в армии: «Наша Церковь имеет своих священников в вооруженных силах, наряду со священнослужителями других вероисповеданий. Наши священники в большинстве западных стран беспрепятственно посещают заключенных в тюрьмах, окормляют православных верующих в больницах, университетах и школах вплоть до регулярного обучения Закону Божию как государством признанному школьному предмету».
В перерыве между заседаниями состоялся брифинг для представителей прессы. В нем приняли участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, которые ответили на многочисленные вопросы журналистов. Такой же брифинг был организован и на следующий день, 26 июля, а в завершающий день Собора, 27 июля, состоялась итоговая пресс-конференция.
Во второй день работы Архиерейского Собора также начались заседания рабочих групп, на которых Преосвященные архипастыри обсудили важнейшие вопросы внешней и внутренней жизни Церкви.
Свыше пятидесяти иерархов приняли участие в заседании рабочей группы «Деятельность приходов и монастырей Русской Православной Церкви». Сопредседателями рабочей группы были архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк и архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, секретарем – епископ Магнитогорский Феофилакт, викарий Челябинской епархии.
С основными докладами выступили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, и архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей. |
Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента |
Доклад митрополита Климента был посвящен наиболее актуальным проблемам, существующим сегодня в приходской жизни Русской Церкви. Основное место в докладе занимали вопросы организации пастырской деятельности духовенства, просветительской и миссионерской работы на приходах, усиления взаимодействия между приходами и священнослужителями, поиск новых направлений в работе с молодежью и детьми.
В условиях современной жизни Церкви, когда активно идет восстановление и строительство храмов и монастырей, особую актуальность приобретает вопрос возвращения соотечественников к вере, сказал митрополит Климент. Он заявил о необходимости корректировки целей, которые стоят сегодня перед Церковью и которые в большинстве своем были намечены еще двадцать лет назад.
«Не отрицая важнейшего значения созидания и благоукрашения храмов, все же думается, что сегодня нам следует гораздо больше внимания уделять теме внутреннего просвещения. Вполне благое и оправданное стремление к утолению духовной жажды нашего общества привело к тому, что сотни тысяч или даже миллионы наших соотечественников вошли в Церковь, стали православными христианами, приняв крещение, но при этом они не получили необходимых знаний о пути к спасению и не имеют достаточного духовного опыта», – подчеркнул Владыка Климент. Миссионерские задачи должны стоять как перед приходскими храмами, так и перед монастырями, которые призваны стать не только тихими пристанищами для ищущих спасения, но и образцовыми духовными центрами, заботящимися о развитии паломничества, бережно хранящими литургические обычаи и традиции душепопечения.
Владыка Климент напомнил о важности личного общения духовенства с верующими: «Никакая серьезная работа по приобщению людей к вере невозможна без личного общения настоятеля, духовенства, а также сотрудников храма с прихожанами, и особенно с теми нашими согражданами, кто только еще находится на пути богоискания и не обрел единства со Христом через исповедание Православия, жизнь по заповедям и участие в богоустановленных Таинствах».
Митрополит Климент отметил, что нередко приход человека в храм связан с поиском ответа на важные мировоззренческие вопросы, поэтому отсутствие живого контакта со священством, невозможность услышать вразумительные ответы зачастую подталкивают человека к поиску истины в иных конфессиях или даже иных религиозных движениях.
Владыка Климент также указал на то, что напрямую с этой проблемой связан и выбор литературы для продажи в православных храмах: «Иногда в церковных лавках невозможно найти Новый Завет, зато есть полная подборка брошюр сомнительного содержания самого широкого спектра, начиная от знахарских советов относительно исцеления от различных болезней и заканчивая живописанием самых невообразимых пророчеств об антихристе и последних судьбах мира».
Митрополит Климент подчеркнул необходимость строгого контроля этой сферы приходской жизни и личной, в том числе дисциплинарной, ответственности настоятеля за содержание продаваемых в храмах книг и брошюр.
Владыка призвал духовенство не замыкаться в кругу личных интересов: «Хотелось бы, чтобы не только настоятели храмов, но и сами архипастыри подавали добрый пример доступности и личной заинтересованности в утолении духовных нужд православных христиан». Он подчеркнул важность братского общения между приходами, общинами и их руководителями, указав на то, что ряд священнослужителей, восстановив храм и сделав приход обеспеченным, утрачивают интерес к приходской жизни: «Всякому правящему архиерею хорошо известно, что такие настоятели совершенно не интересуются тем, как организована жизнь на других приходах, какие там используются методы работы с молодежью, в социальной сфере, в области катехизации и воцерковления, в решении сложных пастырских вопросов. О том, что духовное горение такими отцами утеряно, красноречиво свидетельствует почти полное отсутствие их чад в Духовных школах нашей Церкви, а тот, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим. 3, 5)».
Митрополит Климент также указал, что недопустимо, чтобы недавно рукоположенный священник, назначенный в известный храм, смотрел свысока на своих собратьев, получивших менее престижное место служения. Главным способом преодоления межприходского отчуждения Управляющий делами Московской Патриархии считает Епархиальные собрания, которые можно проводить чаще, чем раз в год, а также пастырские собрания под председательством благочинных.
«Как известно, учителя светских школ раз в несколько лет проходят курсы усовершенствования, а врачи – обязательную переаттестацию. Еще нужнее такие “пастырские курсы” для духовных учителей и врачей, от которых зависит духовное здравие и вечная жизнь пасомых», – заявил Владыка Климент. Митрополит Климент критически оценил деятельность современных воскресных школ, которые пока еще недостаточно содействуют воспитанию активных участников приходской и общественной жизни, обладающих твердой христианской позицией во всех важных вопросах.
В докладе архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, были затронуты важнейшие аспекты развития монашеской жизни на современном этапе.
Оба доклада положили начало обширной и многоплановой дискуссии. Среди наиболее активных участников прений по докладам были митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Волгоградский и Камышинский Герман, Псковский и Великолукский Евсевий, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископ Истринский Арсений, епископы Белгород-Днестровский Алексий, Святогорский Арсений, Унгенский и Ниспоренский Петр и другие Преосвященные Владыки.
В ходе состоявшегося обсуждения иерархи признали необходимым усиление пастырской и просветительной деятельности приходов и монастырей. Было отмечено, что приоритетным направлением работы на приходах должна стать внутренняя миссия – более глубокое воцерковление крещеных людей. Предложено побудить пастырей к более тесным и живым контактам с прихожанами и всеми обращающимися за духовной помощью людьми.
В выступлениях многих иерархов прозвучала серьезная обеспокоенность распространением в ряде приходов разного рода сомнительной литературы псевдодуховного содержания. Прежде всего речь шла о материалах, содержащих искажения эсхатологического учения Церкви и сеющих панические настроения среди верующих. В связи с этим было предложено просить Архиерейский Собор рекомендовать пастырям более ответственно подходить к выбору литературы, предлагаемой книжными лавками приходов.
Обсуждая проблемы юридического характера, архиереи – участники заседания рабочей группы с удовлетворением восприняли предложение архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона о совершенствовании принятого в 1998 году Устава прихода Русской Православной Церкви. По мнению Владыки Тихона и поддержавших его иерархов, необходимо внесение в Устав существенных исправлений и дополнений, которые учитывали бы изменения, происшедшие за последнее десятилетие в законодательстве России и других государств, на территории которых расположены епархии и приходы Московского Патриархата, а также принятые новые церковно-правовые акты. Прежде всего в изменениях нуждаются разделы Устава, регламентирующие отчетность приходов, их образовательную и социально-благотворительную деятельность.
После выступления ряда архиереев было также предложено внести изменения в Устав монастыря, которые бы учитывали, что руководит обителью не «общее монастырское собрание», а «духовный собор». Еще одно изменение в Уставах прихода и монастыря должно учитывать, что указ архиерея об отстранении клирика от управления приходом или монастырем должен автоматически приостановить административную и финансовую деятельность освобожденного. Было высказано мнение о необходимости обратиться в государственные органы власти с предложением об упрощении форм отчетности и требований различных инспекций, предъявляемых приходам, а также об освобождении монастырей от налогов на экологию.
Касаясь монашеской жизни, архиереи предложили более систематично проводить работу с паломниками, прибывающими в монастыри, как в отношении духовного просвещения, так и по части организации бытовой стороны паломничества. Также была высказана мысль о необходимости проведения общецерковных съездов настоятелей и духовников монастырей.
Участники заседания рабочей группы признали целесообразным создание при монастырях, Духовных школах и приходах древлехранилищ, которые функционировали бы как церковные музеи, подобно тому, как это было в дореволюционные годы. В то же время архипастыри выразили обеспокоенность затягиванием процесса возвращения Русской Православной Церкви зданий храмов, монастырей и других церковных строений. Было предложено активизировать диалог с государственными учреждениями о возвращении Церкви икон, богослужебных предметов и облачений из музейных собраний.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратил внимание собратьев архиереев на обилие разного рода крестных ходов, которые в последнее время возникают во множестве и далеко не всегда согласованы со Священноначалием. Архиереи подняли вопрос о том, целесообразно ли проводить так много крестных ходов, и призвали обратить более пристальное внимание на их идейное содержание. Было предложено дать соборную оценку крестным ходам исходя из того, что крестный ход должен собирать народ Божий для общего молитвенного делания, совершаемого вместе с клириками по благословению правящего архиерея, а не становиться демонстрацией маргинальных умонастроений.
В тот же день под председательством архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана и архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана прошло заседание рабочей группы «Церковь, государство и общество». В ходе заседания были рассмотрены вопросы взаимоотношений Церкви с органами государственной власти и общественными институтами, сотрудничества с армией, Министерством внутренних дел, учреждениями пенитенциарной системы, а также юридические аспекты деятельности Церкви. В работе группы приняли участие 24 архипастыря. |
Во время заседания рабочей группы «Церковь, государство и общество» |
Были заслушаны доклады заместителя председателя Отдела внешних церковных связей протоиерея Всеволода Чаплина «Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений» и юрисконсульта Московской Патриархии К. А. Чернеги «О правовых вопросах жизнедеятельности Русской Православной Церкви».
По мнению участников дискуссии, сегодня открывается новая страница в истории церковно-государственных и церковно-общественных отношений, и применение опыта Византийской империи или Синодального периода и, тем более, советского времени в полной мере невозможно. В связи с этим очень важно правильно трактовать принцип светскости государства. В современных условиях нельзя интерпретировать светскость государства таким образом, что всякое проявление религиозности за оградой храма должно быть ограничено, считают архипастыри.
В ходе работы группы было отмечено, что в странах, составляющих каноническую территорию нашей Церкви, складывается определенная модель церковно-государственных отношений, которая предполагает, что при равенстве прав граждан перед законом вне зависимости от их отношения к религии государство и общество могут отдавать предпочтение отдельным религиозным общинам исходя из их численности, времени создания, вклада в государственность и культуру страны, гражданской позиции.
На заседании было высказано мнение, что многолетний опыт преподавания в общеобразовательных школах основ православной культуры и подобных предметов показал их востребованность и позитивный вклад в воспитание подрастающего поколения. Вот почему Церковь должна активно участвовать в процессе формирования новых образовательных программ и стандартов в этой области.
Архипастыри выразили озабоченность в связи с ликвидацией в России отсрочки от призыва в Вооруженные Силы для священнослужителей и учащихся Духовных школ. Подобные инициативы представителей власти говорят о недопонимании частью политической элиты роли духовного образования и Русской Православной Церкви в целом в деле утверждения в обществе нравственности. Гораздо большую пользу может принести стране служение священника в армии в качестве капеллана, убеждены участники рабочей группы.
Члены Архиерейского Собора считают, что важнейшей задачей на сегодняшний день – в условиях роста числа незарегистрированных «гражданских браков», которые часто приводят к искусственно прерванной беременности, – является возрождение традиций крепкой, здоровой семьи.
«Мы призываем государство, средства массовой информации, бизнес-сообщество, общественные организации к всемерному поощрению полноценной многодетной семьи как залога выживания и полноценного развития нашего многонационального общества», – отметили архипастыри, предположив, что в сложившейся ситуации приоритетным должно стать усыновление сирот, а не пребывание их в детских домах. Необходимо поддерживать патронажные семьи, малые приюты семейного типа, в том числе церковные.
Кроме того, участвовавшие в работе этой группы рассказали о многих сложных и конфликтных случаях, связанных с возвращением церковной собственности. Было предложено исследовать исторические последствия отчуждения церковных земель, а также высказано пожелание о необходимости закрепить за религиозными организациями исключительное право на реализацию предметов религиозного назначения.
Помимо этого архипастыри выразили озабоченность неоправданным обложением таможенными пошлинами духовной литературы, в том числе предлагаемой для бесплатного распространения. Подобные меры препятствуют просветительной миссии Церкви.
В ходе работы группы было признано необходимым исключить религиозные организации из числа юридических лиц, на которые распространяется действие статьи 32 закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» и аналогичных норм законодательства других стран, которые предусматривают подотчетность и полную подконтрольность религиозных организаций государственным органам.
Участники дискуссии отметили недопустимость такой интерпретации истории, которая может привести к разделению братских народов России, Украины, Белоруссии и возбуждению вражды между ними. «Русская Православная Церковь, уважая труд журналистов, ожидает от медиасообщества адекватных шагов по защите культурного пространства от пропаганды агрессии, разврата и банальной глупости, а также гедонизма, разрушающего общественную нравственность», – подчеркнули архипастыри.
Участники заседания рабочей группы «Духовное образование и просветительная деятельность Церкви» обсудили вопросы духовного образования, катехизации и образовательной деятельности Церкви. Группу возглавили архиепископ Корсунский Иннокентий и епископ Бориспольский Антоний, викарий Киевской митрополии, ректор Киевской Духовной академии и семинарии. Докладчиками были архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, епископ Бориспольский Антоний, архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем, архимандрит Иоанн (Экономцев). |
Во время заседания рабочей группы «Духовное образование и просветительная деятельность Церкви» |
На заседании был заслушан отчетный доклад архиепископа Верейского Евгения за 2004–2008 годы, в котором нашло отражение современное состояние духовного образования и были обозначены перспективы его дальнейшего развития. В настоящее время Русская Православная Церковь имеет 5 Духовных академий, 2 университета, 2 богословских института, 38 Духовных семинарий, 39 Духовных училищ, а также пастырские курсы, иконописные и регентские школы. Общее количество студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви сегодня составляет более 10 тысяч человек. |
Доклад архиепископа Верейского Евгения |
Благодаря проведенной в 1998–2003 годах реформе духовного образования семинарии стали высшими духовными учебными заведениями, реализующими программу высшего духовного образования. В 2006 году состоялся первый выпуск в реформированных академиях, которым определено стать научно-педагогическими и научно-богословскими центрами Русской Православной Церкви. В рамках проведенных изменений срок обучения в академиях был сокращен до трех лет, учреждены специализации. Требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям, приведены в соответствие с уровнем требований в светских научных заведениях. Отметив, что в последние годы в России получило значительное развитие светское православное теологическое образование, архиепископ Евгений сообщил, что к сентябрю 2008 года лицензию на подготовку теологов будут иметь 40 вузов, из них 25 – государственные университеты. При этом православная теология преподается в 34 вузах. По специальности и образовательному направлению «теология» учится примерно 3500 студентов. Председатель Учебного комитета обратил внимание на то, что для полноценного участия выпускников теологических кафедр в научной и образовательной деятельности необходимо решить вопрос о введении теологии в номенклатуру научных специальностей ВАК.
В настоящее время Учебным комитетом ведется разработка единой автоматизированной системы управления информационными процессами системы духовного образования. Научно-богословский портал «Богослов.ru» показал высокую эффективность открытого обсуждения научных публикаций и авторефератов диссертаций.
Значительное место в докладе председателя Учебного комитета было уделено вопросам взаимодействия с органами государственной власти в области совершенствования законодательства о свободе совести и о религиозных организациях. Итогом стало подписание Президентом России 28 февраля 2008 года поправок к действующему законодательству, открывающих возможность государственной аккредитации реализуемых духовными учебными заведениями учебных программ образовательного стандарта «теология» и получения выпускниками дипломов государственного образца.
Председатель Учебного комитета подчеркнул, что в случае успешной реализации Концепции высшего духовного образования Русской Православной Церкви система духовного образования «сможет стать по-настоящему действенной и эффективной, сочетающей в себе укорененность в богатейшем духовном Предании Церкви с нацеленностью на подготовку добрых пастырей Церкви Христовой, способных самоотверженно и мудро нести православное свидетельство современному миру».
Следующий докладчик, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви епископ Бориспольский Антоний, отметил, что в духовных учебных заведениях Украинской Православной Церкви также происходит реформа духовного образования. В настоящее время система духовного образования Украинской Православной Церкви включает в себя одну Духовную академию, 7 семинарий, 10 Духовных училищ и 2 богословских института. В настоящее время обучение на дневных отделениях проходят свыше 1560 учащихся и 2409 человек обучаются заочно.
Епископ Антоний отметил проблему отсутствия законодательно оформленных отношений между светской и духовной системами образования на Украине. «Законодательная база украинского государства, – подчеркнул епископ Антоний, – до сих пор страдает от многих рудиментов, унаследованных от атеистического прошлого. Одной из главных проблем является отсутствие у Церкви статуса юридического лица». С сожалением было отмечено отсутствие в законодательстве юридического механизма для интеграции духовных и светских образовательных систем.
Проблема вовлечения в активную церковную жизнь христиан, которые не могут принять священный сан, считает епископ Антоний, может быть решена через передачу части образовательных функций теологическим факультетам при светских вузах и богословским вузам, работающим по стандарту «теология».
Особое внимание епископ Антоний обратил на необходимость четкого разграничения «понятий образования теологического и классического богословского, осуществляемого традиционными высшими Духовными школами Православной Церкви», поскольку цели образования на теологических факультетах и в духовных учебных заведениях отличаются.
В сообщении ректора Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии архиепископа Тихвинского Константина было отмечено, что в настоящее время в Духовных школах обучаются 560 студентов, а профессорско-преподавательская корпорация состоит из 92 человек. В межсоборный период Санкт-Петербургская Духовная академия активно участвовала в проведении реформы духовного образования: состоялся первый выпуск в реформированной академии, были повышены требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям. Архиепископ Константин обратил внимание на то, что «за последние несколько лет в связи с введением практики предзащиты кандидатских диссертаций и привлечением внешних рецензентов уровень диссертационных работ значительно повысился, некоторые из них по своему уровню превосходят даже прежние магистерские диссертации, защищавшиеся в еще не реформированной академии».
Ректор СПбДА рассказал о создании Межвузовской ассоциации духовно-нравственного воспитания «Покров», в рамках которой был проведен ряд ежегодных научно-практических семинаров и конференций.
В ходе дискуссии архиепископ Полтавский Филипп обратил внимание на то, что в западных областях Украины уже на протяжении нескольких лет в общеобразовательных школах преподается курс «христианской этики», однако для преподавания привлекаются представители Украинской Греко-Католической Церкви.
В докладе председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви архимандрита Иоанна (Экономцева) прозвучала обеспокоенность из-за отсутствия лицензий на ведение образовательной деятельности у ряда церковноприходских школ и православных гимназий. «Необходимо срочно начать процесс лицензирования православных средних общеобразовательных учебных заведений», – подчеркнул архимандрит Иоанн.
Коснувшись преподавания курса основ православной культуры (ОПК) председатель отдела отметил, что в настоящее время преподавание данного курса активно ведется в 56 епархиях Русской Православной Церкви. В ряде епархий преподавание ОПК осуществляется путем интеграции в предметы гуманитарного направления либо в рамках этнокультурных образовательных программ. Архимандрит Иоанн обратил внимание на то, что согласно решению Министерства образования и науки в 2009/2010 учебном году планируется ликвидировать региональный компонент образования, поэтому необходимо изыскать возможности сохранить в новом школьном общефедеральном стандарте образования блок предметов «духовно-нравственная культура».
В сфере высшего религиозного образования на сегодняшний день числится 10 православных университетов и институтов, а также 9 религиоведческих факультетов в государственных вузах, 6 отделений и 6 центров дистанционного обучения. Особое внимание в докладе архимандрит Иоанн уделил Международным рождественским образовательным чтениям – ежегодному церковно-общественному форуму. «Свидетельством все возрастающего интереса к чтениям со стороны общества служит то, что в 2008 году в них приняли участие 12 500 человек, представлявших почти все епархии Русской Православной Церкви», – отметил архимандрит Иоанн. С 2006 года образовательные чтения стали проводиться и в федеральных округах России.
С целью координации и интеграции религиозной образовательной деятельности архимандрит Иоанн предложил создавать центры подготовки и переподготовки преподавателей основ православной культуры на базе лучших православных школ.
Члены группы одобрили работу Учебного комитета при Священном Синоде за 2004–2008 годы. Большое значение имела проведенная в межсоборный период работа Комиссии по подготовке концепции духовного образования и анализу реформ, проводимых в Духовных школах. Таким образом, были подведены итоги реформы духовного образования, проведенной в период с 1998 по 2006 год. Члены группы полностью согласились с оценкой реформы, данной Святейшим Патриархом в его докладе: «Итоги реформы следует оценить как положительные».
Члены Архиерейского Собора акцентировали внимание на том, что следует активно вести работу по превращению Духовных академий в центры научно-богословских исследований. Это не только способствовало бы росту богословской науки, но и обеспечило серьезную базу для принятия решений по вопросам церковной жизни. Для реализации поставленной задачи было предложено создать Фонд научных исследований при Учебном комитете.
В ходе заседания группы был также предложен ряд мер по совершенствованию системы духовного и религиозного образования Русской Православной Церкви, среди которых, в частности, создание православных образовательных округов, проведение «дней открытых дверей» в Духовных семинариях и академиях, учреждение совета ректоров Духовных школ и союза православных школ при Отделе религиозного образования и катехизации.
Рабочая группа «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» под председательством архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа и епископа Саратовского и Вольского Лонгина обсудила задачи и проблемы развития православных СМИ и церковного книгоиздания, а также вопросы работы с молодежью. В заседании рабочей группы приняли участие 26 архиереев из России, Украины, Белоруссии, Западной Европы и Северной Америки. Секретарем был епископ Бобруйский и Быховский Серафим. С докладами выступили председатель Синодального отдела по работе с молодежью архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев и руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. |
Во время заседания рабочей группы «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» |
|
Доклад руководителя пресс-службы Московской Патриархии священника Владимира Вигилянского |
В обсуждении докладов приняли участие митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, епископ Гродненский и Волковысский Артемий, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, епископ Кливлендский Петр.
В докладе архиепископа Костромского и Галичского Александра отмечалось, что в последние годы в Церкви формируется твердое убеждение, что духовно-просветительная и воспитательная работа в молодежной среде требует особых форм и методов. Важнейшая стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед Церковью, заключается в необходимости завершить процесс интеграции молодежных инициатив в целостную многоуровневую программу воспитания детей и молодежи, причем начало этому должно быть положено во время работы с молодыми семьями. Продолжением программы станут детские программы, от ясельного возраста до подросткового, а завершением – молодежные программы от профильных студенческих до программ семейного типа.
Владыка Александр заявил: «Необходимо изменить представление многих священнослужителей о самих принципах миссионерской и духовно-просветительной работы в молодежной среде. Не следует ожидать молодых людей на пороге храма, следует идти к ним навстречу». В качестве примера организации молодежной работы он привел Екатеринодарскую и Кемеровскую епархии, где созданы и успешно действуют учебно-методические молодежные центры, в основу работы которых положено использование методик Братства православных следопытов и Всероссийского православного молодежного движения.
Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский отметил, что в течение последних лет православные СМИ превратились в эффективное средство миссии. Значительно повысился уровень официальных церковных изданий. Целый ряд газет и журналов, выпускаемых как различными епархиями Русской Православной Церкви, так и частными православными издателями, прекрасно зарекомендовали себя в работе с еще не воцерковленной, но тянущейся к вере аудиторией. Высокие темпы развития сохраняет православный сегмент сети интернет, что особенно актуально в наши дни, когда пользователями сети являются порядка 25 миллионов россиян, причем число это постоянно растет. Намного чаще, чем прежде, священнослужители становятся участниками теле- и радиопрограм.
Вместе с тем остается ряд вопросов, на которые необходимо дать ясный ответ. Среди них – развитие проповеди, обращенной к людям, находящимся еще вне Церкви, однако стремящимся к ней. При этом в стремлении быть «ближе к людям» издания миссионерской направленности не должны поддаваться соблазну упрощения и обмирщения Православия. Из поля зрения церковных СМИ не должен выпадать современный мир с теми его явлениями и проблемами, которые требуют христианской оценки. Особое внимание следует уделить подготовке квалифицированных специалистов для церковных средств массовой информации.
В своем докладе председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев подчеркнул, что православное книгоиздание сохраняет в последние годы высокие темпы роста. Издательский Совет с успехом ведет координацию издательской деятельности в Русской Православной Церкви, проводя открытые книжные конкурсы и выявляя книги, соответствующие высоким нравственным идеалам духовного и патриотического воспитания читательской аудитории. Решению той же задачи служит деятельность по организации выставок православной литературы, которые в последние годы стали заметным явлением современной церковной жизни и проводятся не только в Москве, но и в других регионах. Наконец, еще одной формой координации православного книгоиздания является проведение духовной экспертизы книг различных издательств с последующим предоставлением грифа «Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви». |
Доклад председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева |
Среди основных проблем докладчиком были названы: отсутствие современного (по языку) катехизиса, необходимость возрождения Календарной комиссии для решения сложных вопросов формирования и развития церковного календаря, пренебрежение авторским правом со стороны ряда православных издательств, необходимость формирования единого реестра тех СМИ, которые выносят в свой заголовок слова «православный» или «церковный», а также упорядочение практики благословения епархиальными архиереями печатных изданий.
Заседание рабочей группы «Православное свидетельство и современность» проходило под председательством митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. На заседании обсуждались такие темы, как «Богословская наука и современность: глобализация, секуляризм и другие проблемы современного мира», «Миссионерское служение», «Внутрицерковное единство и вызовы современности». С докладами выступили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, и архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет рассказал о деятельности Синодальной Богословской комиссии в межсоборный период. Первоочередной задачей Богословской комиссии является изучение стоящих перед Церковью и ее Священноначалием актуальных богословских вопросов. В частности, за истекший период комиссия рассмотрела ряд вопросов, связанных с учением Православной Церкви о Евхаристии, начала исследование проблематики учения о первенстве в Православной Церкви. Существенным направлением деятельности комиссии является проведение богословских конференций и семинаров, а также конференций и встреч с представителями светской гуманитарной науки. Крупнейшими событиями стали Международные богословские конференции, проведенные в 2005 и 2007 годах. |
Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии |
В заключение своего доклада митрополит Филарет подчеркнул необходимость серьезной богословской работы, повышения уровня богословской культуры в нашей Церкви для развития православного свидетельства в современном обществе, в котором уровень образования, объем доступной информации и роль интеллекта постоянно растут.
Рабочая группа одобрила деятельность Синодальной Богословской комиссии, выразив благодарность ее председателю и членам. В ходе обмена мнениями ряд епархиальных архиереев призвали к более широкому распространению материалов комиссии и проводимых ею международных богословских конференций. Кроме того, члены рабочей группы высказали пожелание, чтобы на международные богословские конференции приглашались официальные представители Поместных Православных Церквей, что придаст конференциям значение межцерковных форумов.
Председатель Синодальной Богословской комиссии также доложил о результатах осуществленного комиссией богословско-канонического анализа «Открытого письма», «Обращений» и иных документов, подписанных правящим архиереем и представителями духовенства Чукотской епархии. После обстоятельного обмена мнениями члены рабочей группы подготовили по данному вопросу свое заключение, которое передали на рассмотрение Архиерейского Собора.
С докладом о миссионерском служении выступил председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, отметивший, что главным событием в развитии миссионерского служения в межсоборный период стала разработка, принятие и реализация Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. «Роль миссии Церкви сегодня, – сказал архиепископ Иоанн, – заключается в активизации процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы по отношению к Церкви, которые появились в современном нам обществе».
Важной задачей миссионерской деятельности является противодействие деструктивным религиозным культам. Среди методов миссионерской деятельности – организация региональных центров православной миссии, совершение миссионерских экспедиций в отдаленные епархии, созыв епархиальных миссионерских съездов. Особо в докладе была подчеркнута роль приходов. Приходская миссионерская деятельность может осуществляться в катехизаторской сфере, в свидетельстве о Христе делами милосердия, в созидании подлинно церковнообщинного, евхаристического духа. Важнейшую роль здесь играет личный пример клириков.
В докладе также была развита идея о миссионерском богослужении, специфика которого может состоять в чтении Священного Писания на местных языках, а также во включении в богослужение комментариев к последнему в положенных для проповеди богослужебных моментах.
В ходе дискуссии было высказано пожелание тесного сотрудничества Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, равно как и других Синодальных отделов, с соответствующими отделами Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, самоуправляемых Церквей. Прозвучало предложение выработать памятку для миссионеров, работающих в епархиях. Обсуждался ряд тем, связанных с актуальными вопросами миссионерской деятельности.
Последней на рабочей группе обсуждалась тема «Внутрицерковное единство и вызовы современности». В докладе митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия было указано на необходимость объединения паствы вокруг пастырей и архипастырей для противостояния соблазнам века сего. Консолидация паствы требует преодоления духовного невежества, к сожалению еще присущего части паствы и клира. В этом важная роль принадлежит Духовным школам; митрополит Сергий напомнил о необходимости соблюдения определений Архиерейских Соборов 2000 и 2004 годов о рукоположении в священный сан лишь лиц, имеющих семинарское или аналогичное высшее богословское образование. Сплочение церковного народа также осуществляется через эффективную деятельность епархиальных структур и отделов, основными свойствами которых должны являться мобильность, коммуникабельность и близость к народу. |
Доклад митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия |
Выразив согласие с содержанием и выводами представленного доклада, члены рабочей группы также обсудили ряд вопросов, связанных как с внутренним единством Русской Православной Церкви, так и с межправославным единством.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ
26 июня 2008 года на пленарном заседании Архиерейского Собора с докладом «Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей. Он представил участникам Архиерейского Собора проект документа «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», разработанный во исполнение решения Священного Синода от 11 апреля 2006 года.
«Это соборное деяние вызвало живую реакцию со стороны как российского общества, так и мировой общественности, – отметил митрополит Кирилл. – Интерес к работе нашей Церкви в области прав человека не исчезает до сих пор». По его мнению, значение этих идей в числе прочего состоит и в том, что они открыли новые горизонты для миссии Церкви в современном обществе; они также привлекли внимание представителей власти, науки, культуры, средств массовой информации.
Владыка Кирилл объяснил, что возникла потребность в разработке более детализированного документа, имеющего серьезное богословское обоснование. Предлагаемый ныне на утверждение Архиерейского Собора документ является плодом двухлетней работы группы православных священнослужителей, богословов, ученых и общественных деятелей. В 2006–2008 годах было проведено 15 заседаний рабочей группы, включая встречи подгрупп, ответственных за разработку отдельных глав. В процессе выработки документа организовывались экспертные консультации со светскими философами и юристами, которые позволили предметно обсудить актуальные научные подходы к проблемам прав человека, существующие в соответствующих науках. Кроме того, велась серьезная исследовательская и реферативная работа между встречами.
«Особенное значение для представления тематики прав человека имели публичные заявления Святейшего Патриарха. Так, его выступление на Парламентской ассамблее Совета Европы в октябре 2007 года позволило широкому кругу людей ознакомиться с православным видением прав человека на самом высоком уровне», – подчеркнул митрополит Кирилл.
Обосновывая необходимость представить ныне от лица Церкви документ по правам человека, Владыка Кирилл напомнил: «Права человека – эта та реальность, с которой нам приходится иметь дело, хотим мы того или нет. Современный человек не только живет в рамках общественно-государственных институтов, основанных на правах человека, но ощущает на себе воздействие мировоззрения, которое порождает эта идея. Права человека декларированы как центральный принцип построения правовых систем стран, окормляемых Русской Православной Церковью. Кроме того, многие верующие, живущие в диаспоре, а это в основном западные страны, также находятся в условиях доминирования этой концепции». Учитывая все это, Церковь призвана возвысить свой пастырский голос и сказать о своем видении прав человека, считает Владыка.
Исходя из Священного Писания и Предания Церкви нельзя утверждать, что права человека являются Божественным установлением, отметил митрополит Кирилл. Он напомнил, что права человека имеют различные мировоззренческие источники: с одной стороны, они родились в культуре, которая в течение веков просвещалась христианством, с другой – они отразили и впитали в себя идеи, появившиеся в среде, отошедшей от евангельских истин в эпоху Возрождения и в Новое время. «Однако, несмотря на заметное ослабление религиозности, в общественной морали западных стран до сравнительно недавнего времени сохранялась приверженность христианской системе ценностей. Сегодня положение совершенно иное. Нравственное согласие утрачено не только в обществе, но и во многих христианских общинах», – засвидетельствовал председатель Отдела внешних церковных связей.
После обсуждения доклада Владыки Кирилла с сообщением об изменениях и дополнениях, внесенных в «Положение о наградах Русской Православной Церкви», выступил митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии. Затем Владыка Климент представил членам Собора проект «Положения о церковном судопроизводстве». Положение было разработано в результате длительной работы во исполнение поручения, данного Священному Синоду Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, поскольку принятый последним Собором Устав Русской Православной Церкви предусматривает создание церковно-судебной системы в трех инстанциях. При окончательной подготовке проекта были, в частности, учтены отзывы, присланные более чем 80 епархиальными архиереями.
Митрополит Климент отметил, что Священным Синодом будут утверждены формы судебных документов. Кроме того, в связи с тем, что нормы «Положения о церковном суде» дополняют и конкретизируют отдельные положения Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, было предложено внести соответствующие изменения в Устав.
По обсуждении представленного проекта Архиерейский Собор утвердил «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви» и предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви. Собор избрал в состав Общецерковного суда сроком на четыре года митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (председатель), митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (заместитель председателя), архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, епископа Дмитровского Александра (секретарь).ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ
27 июня, в четвертый день работы Архиерейского Собора, в Храме Христа Спасителя состоялось заключительное пленарное заседание. На заседании был принят ряд итоговых документов Собора, в первую очередь Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви, в котором намечены основные направления ее дальнейшей деятельности, а также Послание клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Кроме того, на состоявшемся утром в пятницу пленарном заседании было принято соборное решение о прещениях в отношении епископа Чукотского и Анадырского Диомида.
Вопрос о деятельности епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Дзюбана) был рассмотрен на заседании рабочей группы «Православное свидетельство и современность». С докладом об итогах ее работы выступил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Деятельность епископа Диомида была признана наносящей вред Русской Православной Церкви и ведущей к церковному расколу, его высказывания в адрес Священноначалия – оскорбительными и клеветническими. После продолжительной дискуссии, в ходе которой свое мнение высказали Святейший Патриарх Алексий и около двадцати архиереев, большинством голосов Собор принял решение об извержении епископа Диомида из сана. В то же время, дабы оставить для Владыки Диомида возможность покаяться в совершенном, Собор постановил отложить исполнение данного решения до очередного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. В случае если епископ Диомид принесет покаяние, Синод рассмотрит вопрос о его дальнейшем служении в числе епископов Русской Церкви. Если же покаяния не последует, соборное деяние о лишении сана епископа Диомида будет считаться вступившим в силу**.
На рассмотрение Архиерейского Собора был представлен подготовленный Синодальной Богословской комиссией под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским.
На этом Архиерейский Собор Русской Православной Церкви завершил свою работу. Участники Собора единодушно подтвердили приверженность единству Русской Церкви на всей ее канонической территории и недопустимость любых попыток поставить его под угрозу.
Преосвященные архипастыри рассмотрели и приняли два основополагающих документа: «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
Участниками Архиерейского Собора было определено прославить как общецерковных святых и включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имена святителей Воронежского Антония (Смирницкого), Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича), преподобных Иулиании и Евпраксии Московских. Священному Синоду поручено в межсоборный период рассмотреть и принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых Русской Православной Церковью заграницей, канонизированных в период разделения.
На прошедших в дни Собора заседаниях рабочих групп были рассмотрены важнейшие вопросы современной приходской и монастырской жизни, проблемы и перспективы издательской и информационной деятельности Церкви, пути развития современного духовного образования и богословской мысли.* * *
В субботу 28 июня, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси, в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля был совершен благодарственный молебен, посвященный благоуспешному завершению трудов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, а также празднованию 1020-летия Крещения Руси. В богослужении участвовали все участники Архиерейского Собора. По традиции Святейший Патриарх Алексий молился на историческом Патриаршем месте. Во время богослужения протодиаконом были произнесены молитвы по случаю 1020-летия Крещения Руси. В завершение молебна Святейший Патриарх Алексий прочитал благодарственную молитву по окончании Архиерейского Собора. Затем Его Святейшество обратился с амвона ко всем присутствовавшим с первосвятительским словом. |
Во время молебна в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 28 июня 2008 года |
Слово Святейшего Патриарха Алексия
после молебна в Успенском соборе Московского Кремля
Дорогие собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Вчера завершились рабочие заседания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который в течение четырех дней обсуждал важнейшие вопросы церковной жизни и пути служения Церкви на грядущие годы. Только что мы молитвенно возблагодарили Господа за Его милости, ниспосланные всем нам, за дух братской любви и единомыслие, за Его всесильную помощь нашим соборным деяниям.
По образцу подвижнической жизни наших святителей, начиная с первого святителя Михаила, митрополита Киевского, и заканчивая святителем Тихоном, Патриархом Московским, а также тех святителей, которые покоятся в этом соборе – митрополитов Петра, Феогноста, Фотия, Киприана, Ионы, Макария и Филиппа, Патриархов Иова и Гермогена, – мы осознаем ответственность, возложенную на всех нас за будущее Церкви Христовой. Одной из главных забот святителей была забота о единстве Церкви. Все они стояли выше каких-либо человеческих разделений своего времени. Для них Церковь была едина независимо от всяческих границ, разделявших паству. Каждый из них дал нам пример исполнения призыва апостола Павла: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16, 13).
В дни празднования 1020-летия Крещения Руси мы вновь и вновь мысленно обозреваем путь, пройденный нашей Церковью за эти века. Этот путь был освящен жизнью святых подвижников, окроплен кровью мучеников, на нем многократно были явлены свидетельства Божия благословения и действия Святого Духа – это был голгофский путь сораспятия Христу, но и пасхальной радости, утверждающей торжество Православия.
Сегодня, в день памяти святителя Ионы, мы вспоминаем многотрудное служение Первоиерарха нашей Церкви по объединению своей паствы. Он ясно осознавал всю опасность, которую несла Флорентийская уния, угрожавшая единству и самому вероучению Православной Церкви. В историю нашей Церкви святитель Иона вошел как архипастырь, до конца исполнивший свой святительский долг, верный канонам и преданиям, лежащим в основании православной церковности со времен святого равноапостольного князя Владимира.
По молитвам святителя Ионы и всех Первосвятителей нашей Церкви Господь да благословит всех нас миром, соединит в любви и согласии, наполнит сердца наши радостью и милосердием, укрепит наши силы и подаст разумение хранить заповеданный нам великий дар – единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3) во славу Его всесвятого имени и на благо Святой Церкви.
От лица Архиерейского Собора Святейшего Патриарха Алексия с завершением Архиерейского Собора и началом торжеств в честь 1020-летия Крещения Руси поздравил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и Крутицкий и Коломенский Ювеналий преподнесли Его Святейшеству в качестве памятных знаков панагии, крест и памятную медаль «1020-летие Крещения Руси». По окончании молебна Святейший Патриарх Алексий и все архиереи приложились к мощам святителей Московских, почивающим в Успенском соборе.
В тот же день в Государственном Кремлевском дворце состоялся Торжественный акт, посвященный 1020-летию Крещения Руси. На Торжественном акте, который открыл череду праздничных мероприятий, присутствовали участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и традиционных религий, политические и общественные деятели, священнослужители и миряне Русской Православной Церкви.
Открывая Торжественный акт, Святейший Патриарх Алексий отметил, что, «выйдя из Киевской купели, Русь обрела силы для созидания единой и могущественной державы, богатой не только землями и достоянием, но и великой православной культурой».
«Какие бы трудности ни переживал наш народ, как бы ни менялись формы его государственности, он всегда оставался внутренне приверженным Истине Христовой, незлобивым и терпеливым, способным видеть, ценить и созидать красоту», – подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
Говоря об общей купели Крещения братских народов и о богоспасаемом Киеве, городе, сохранившем важнейшее духовное и историческое значение, Святейший Патриарх напомнил о том, что «нас объединяют православная вера, православная культура, православный образ жизни, православные нравственные и общественные идеалы». Единство, созданное многими поколениями, было подтверждено и на завершившемся накануне Архиерейском Соборе, участники которого, по мысли Святейшего Патриарха, «были единодушны в своем желании сохранять и крепить церковное единство в вере, соблюдать принцип соборности, трудиться на общем поприще».
«Будем же всегда помнить – вместе мы необоримы, – подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. – Общность, взаимная помощь и братская поддержка принесут нам достойное будущее».
«Единству в вере, молитве и любви не помеха и океаны, пролегающие между родиной и теми ее чадами, которые, живя вдали, хранят в сердце и осуществляют в своей жизни заветы веры», – сказал Святейший Патриарх, особенно подчеркнув в связи с этим преодоление разделения с Русской Церковью заграницей, иерархи и клирики которой отныне полноправно присутствуют в жизни единой Русской Православной Церкви. |
Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии Торжественного акта в честь 1020-летия Крещения Руси |
«Будем твердо хранить мир и единство, основанные на истинной вере и нелицемерной любви. Да помогают нам в этом все святые Церкви Русской», – заключил свое выступление Его Святейшество.
В завершение Предстоятель Русской Церкви обратился к премьер-министру России В. В. Путину, поблагодарив его за «многолетние труды, направленные на благо Российского государства и общества, за заботу о духовном благополучии наших сограждан и поддержку духовных, исторических и культурных традиций нашего народа».
Затем с приветственной речью выступил премьер-министр Российской Федерации. В. В. Путин, который поблагодарил Русскую Православную Церковь за большой вклад в объединение «русского мира». «Государство и впредь намерено поддерживать инициативы Церкви, направленные на укрепление гражданского и межрелигиозного согласия, ее социальную, культурно-просветительную, благотворительную миссию», – сказал премьер-министр России.
«Православие неразрывно связало судьбы народов России, Украины, Белоруссии, народов других стран, – отметил В. В. Путин. – У нас общие ценности и единый духовный путь, начало которому было положено у Днепровской купели. Это бесценное богатство мы обязаны беречь». По мнению главы правительства, те двадцать лет, которые прошли с момента празднования тысячелетия Крещения Руси, стали для Русской Православной Церкви, для всего российского народа и общества поворотными. «Это было время возрождения церковной жизни и истинных духовно-нравственных ориентиров», – сказал российский премьер. |
Приветственная речь премьер-министра РФ В. В. Путина |
Он особо отметил значение восстановления единства Русской Церкви, назвав его «воплощением мечты нескольких поколений наших соотечественников о взаимном прощении и преодолении трагического раскола братоубийственной гражданской войны».
По завершении Торжественного акта состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие Государственный академический большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, хор Сретенского монастыря, Патриарший хор Храма Христа Спасителя, хор Государственной Третьяковской галереи, детский хор Союза композиторов России, дирижер Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы», Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени Н. С. Надеждиной и другие исполнители из России, Украины и Белоруссии.
В фойе Государственного Кремлевского Дворца была представлена выставка «Соловецкий монастырь – северный форпост России», организованная Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным монастырем, Международным Фондом единства православных народов, Комитетом Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций. Выставка проводилась в преддверии возвращения объектов монастырского комплекса Русской Православной Церкви и была призвана показать многовековое наследие Соловецкого монастыря, его историю, природную и духовную красоту архипелага, являющегося уникальным национальным достоянием всей России и особо ценным объектом мирового культурного и природного наследия.
На выставке были представлены экспонаты по истории обители XV–XX веков и материалы по проблемам сохранения и восстановления наследия Соловецкого монастыря. Международный фонд единства православных народов также представил в рамках выставки фотоэкспозицию «Соловки в объективе фотокамеры», включающую более пятидесяти работ известных фотографов.
Вечером архиереи – участники Собора совершили всенощные бдения во многих московских храмах. Архиерейские богослужения прошли в Сретенском мужском монастыре, храмах Вознесения Господня у Никитских ворот, Святителя Николая в Кузнецах и других.
29 июня, в праздник Всех святых, в Земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в сослужении всех присутствовавших на Соборе архипастырей Русской Православной Церкви.
По запричастном стихе Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет огласил Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. |
В алтаре Храма Христа Спасителя 29 июня 2008 года |
После Божественной литургии в храм прибыл Президент Российской Федерации Д. А. Медведев с супругой. По окончании краткого молебна Д. А. Медведев обратился к присутствовавшим с приветственным словом. Президент высоко оценил состоявшийся Архиерейский Собор, а также поздравил всех собравшихся с началом празднования 1020-летия Крещения Руси.
«Собор, прошедший в столь знаменательный год, подтвердил единство Русской Православной Церкви во всей ее полноте и поставил заслон попыткам ее разделения», – сказал глава государства. «Сами торжества стали еще одним поводом для глубокого обращения к отечественной истории – как к истокам Православия, так и к началу формирования самой российской государственности», – подчеркнул Д. А. Медведев.
Отметив, что Православной Церкви в России постепенно возвращается то, что принадлежит ей по праву, в частности церковные святыни, Президент России передал Предстоятелю Русской Церкви ряд святынь, хранившихся на протяжении десятилетий в запасниках Московского Кремля. Святыни были внесены в храм ротой почетного караула Президентского полка. Святейший Патриарх принял из рук Д. А. Медведева часть ризы Пресвятой Богородицы и частицу мощей святого равноапостольного князя Владимира. Церкви также были переданы гвоздь от Креста Господня, части мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святителей Григория Богослова и Василия Великого, великомученика Феодора Стратилата, мученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина. Все они до революции находились в храмах Московского Кремля. |
Святейший Патриарх Алексий и Президент РФ Д. А. Медведев во время передачи святынь Русской Православной Церкви |
Святейший Патриарх Алексий тепло поблагодарил Президента России. «Возвращение Церкви утраченных ею в годы лихолетья святынь... знаменует собой восстановление добрых отношений между Церковью и государством. Убежден в том, что эти святыни послужат духовному и нравственному возрождению нашего народа», – сказал Его Святейшество.
Говоря о начинающемся праздновании 1020-летия Крещения Руси, Святейший Патриарх подчеркнул, что это празднование будет носить не только церковный, но и светский характер. «Ведь воспринятие нашими предками православной веры легло в основу развития государственности на земле Древней Руси, сплочения ее народа и зарождения ее самобытной культуры. Единство веры, принесенной на Русь святым равноапостольным великим князем Владимиром, до сего дня является твердой основой единства потомков первых христиан на нашей земле, ныне населяющих Россию, Украину, Белоруссию и другие страны, входящие в каноническую территорию нашей Церкви», – сказал Святейший Патриарх.
В тот же день Святейший Патриарх Алексий приветствовал Президента России Д. А. Медведева на приеме, организованном в Храме Христа Спасителя в честь благоуспешного завершения трудов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и празднования 1020-летия Крещения Руси.По материалам сайта www.patriarchia.ru
* Доклад Святейшего Патриарха, а также «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» будут опубликованы в следующем номере «Журнала Московской Патриархии».
** Поскольку в официальный Православный церковный календарь на 2009 год не вошли сведения о Чукотской епархии, приводим ее новый адрес: 689000, г. Анадырь Чукотского АО, ул. Ленина, дом 21. Телефон: (42722) 2–88–22. Факс: (42722) 2–88–22.