|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 11-2008 |
ПРОПОВЕДЬ
О душе воскрешенной
Слово на Евангелие от Марка (5, 35–43)
Мы слышали сегодня, братья и сестры, евангельское повествование о воскрешении дочери начальника синагоги. Христос совершил множество чудес. Он исцелил многих больных. И Он воскресил некоторых уже умерших. Даже смерть Христа отверзла гробы, вызвала к жизни отшедших прежде (см.: Мф. 27, 52–53). Христос воскресит всех, кто верует в Него, и даст им Вечную жизнь, ибо Он дал людям залог этой Вечной жизни. Таким образом, не на само чудо воскрешения отроковицы я хотел бы обратить наше внимание в этот воскресный день, но на слова евангелиста о том, что воскрешенная девочка сразу стала ходить и что Христос сказал, чтобы дали ей есть (Мк. 5, 43).
В этих словах Господа раскрывается великая тайна духовной жизни. Когда душа мертва, она безжизненна, она не хочет действовать. В этом проявляется страшная сила греховного пессимизма. И в духовных наставлениях православных подвижников говорится, что самый тяжкий грех, самое глубокое духовное падение – это уныние. Отчаяние, уныние, бездеятельное и безвольное расслабление духа – это смерть души, по природе своей умереть не могущей, но и не живущей своей полной природной жизнью. Душа, воскрешенная Христом и исцеленная от греха, не может не жить, она не может не действовать. Вспомним, как говорит святой апостол Павел: Мы... созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 10).
Воскрешенной девочке для жизни нужна была телесная пища. Но тот, кто живет в Церкви, должен прежде всего думать о пище духовной. Вы помните, как Христос сказал толпе народа: Вы ищете Меня... потому, что ели хлеб и насытились; старайтесь же не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6, 26–27).
И вот эту пищу, необходимую для Вечной жизни, ныне дает своим чадам Святая Церковь Христова. Та самая Церковь, которая впервые приобщилась Святых Таин в Сионской горнице. Та Церковь, которая вслед за Христом идет многие столетия по земным дорогам, совершая начатое Им дело возрождения и спасения людей.
Сила Церкви Христовой не во внешнем могуществе, не в богатстве и не в земной славе. Ее сила в том, что она может пробудить душу и дать ей то, чего ищет, чего жаждет душа для Вечной жизни.
А душа ищет нравственной чистоты. Душа ищет внутреннего мира и радости. Душа ищет любви – такой любви (агапе), которая способна переродить человека и соединить двоих, троих и все множество людей в единую большую семью.
Эту пищу душе дает Бог через Свою Святую Церковь. А Церковь – это вы, все мы вместе. Мы призваны исполнить завет Христа – дать пищу всякой душе, которая воскрешена или ждет воскресения. Это заповедь Христа, это наказ Его, это повеление Его ученикам Своим и последователям. И потому, повторяя эти слова Господа Иисуса Христа, Святое Евангелие зовет нас сегодня напитать бессмертной пищей нашу душу.
Когда мы присутствуем за Божественной литургией, душа возрождается, она как бы вновь воскресает из глубины повседневных забот. В ней пробуждается жажда духовной деятельности и духовной пищи. И поэтому мы прежде всего взалкавшей и жаждущей душе своей должны дать желанную пищу.
Ничто не питает душу так полно и ощутимо, как дело любви, совершенное во имя Христово, оказанное нашим ближним, нуждающимся в нашей помощи. Исполнив это, мы исполним волю Господа Иисуса Христа, Который велел земным родителям дать пищу воскрешенной отроковице и оставил ту же заповедь Своей Церкви – питать воскрешенных Им Самим ее духовных чад.
Так исполним же и мы эту заповедь Христову, не откладывая ее на неопределенное время, когда представится удобный случай, но сегодня, в день воскресный, исполним сейчас завет Христа – дадим пищу жаждущей душе своей в усердной молитве о любви, о мире, о всей жизни своей, и наших близких, и всех людей. Аминь.Митрополит Волоколамский и Юрьевский ПИТИРИМ
ПРИМЕЧАНИЯ
О душе воскрешенной. Слово на Евангелие от Марка (5, 35–43) // ЖМП. 1974. № 2. С. 30–31.