ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней

       Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы особенно радостно и торжественно звучал на Руси после победы русских дружин, собранных под знамена великого князя Московского Димитрия Иоанновича, на славном в истории России Куликовом поле. Тогда вселенская радость о рождении Преблагословенной Матери Спасителя рода человеческого от греха и смерти в сердцах наших далеких пращуров соединилась с горячей, благодарной радостью победы, дарованной русским воинам в самый день праздника Ее молитвенным предстательством за Землю Русскую. Эта радость глубоко проникла в душу народную, укрепила и ободрила ее, приготовила к новым нелегким испытаниям. Вещественными памятниками пережитого народом глубокого и радостного потрясения были храмы и монастыри, посвященные Рождеству Пресвятой Богородицы.

Боголюбская икона Божией Матери

       Московский Богородице-Рождественский женский монастырь был основан в 1386 году княгиней Марией, вдовой Серпуховского князя Андрея Иоанновича, брата великого князя Симеона Гордого. Оба они умерли в 1353 году от страшного мора, поразившего в середине XIV века всю Европу. Современники называли его черной смертью. Умирая, великий князь Симеон поручил свою княгиню с младшими детьми попечению брата Андрея, но он пережил брата всего на несколько недель. В сороковой день после его смерти у княгини Марии родился сын, которого нарекли Владимиром.

Рождественский монастырь
Фото начала XX века

       Овдовевшая княгиня всю свою жизнь посвятила воспитанию сына, будущего героя Куликовской битвы Владимира Храброго. Духовными наставниками княгини Марии и ее сына, как и семьи великого князя, стали святитель Московский Алексий и игумен Земли Русской Преподобный Сергий. К сказанному можно добавить, что Радонежские земли были унаследованы князем Владимиром Андреевичем от отца и старшего брата Иоанна (умершего вскоре после кончины отца). Князь и его мать покровительствовали Радонежским инокам, испрашивая их благословения, напутствия и молитв.

Рождество Пресвятой Богородицы

       В личности князя Владимира Андреевича воплотились лучшие черты русских князей: горячая вера, благочестие, воинские таланты, любовь к родной земле и умение жертвовать во имя этой любви своими личными интересами и самой жизнью. На протяжении многих лет Владимир Андреевич был верным соратником и другом своему двоюродному брату великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому. Имея право на великокняжеский престол не только по рождению, но и по своим выдающимся личным качествам, стяжавшим ему любовь и уважение современников, князь Владимир добровольно отказался от всяких претензий на первенство среди русских князей. Поистине княгиня Мария сумела вырастить и воспитать не только воина-героя, но и патриота, умевшего свое личное подчинить великому общему делу объединения русских земель в единое государство.


Белокаменные надгробные доски
над захоронениями XVII–XVIII веков

       Это великое дело единения всех русских людей под державной рукой Московского князя после Куликовской победы стало национальной идеей, заветной мечтой, Небесным благословением Руси. Потому и княгиня Мария, задумав основать обитель, посвятила ее не только памяти великой военной победы, но и памяти победы веры и братской любви во Христе русских людей, отложивших взаимные распри ради блага отечества.
       Первыми насельницами обители, в которой постоянно должна была возноситься молитва о воинах, отдавших жизнь за веру и отечество, были вдовы, матери и сироты погибших на Куликовом поле воинов. Отрекшись от мира и его суеты, они пришли в обитель, чтобы безраздельно служить Богу и памяти героев Куликова поля. Жертвенность, союз любви и молитвы между живыми и усопшими, единство душ во Всемилостивом Господе, у Которого нет мертвых, но все живы, – вот что явилось духовным основанием обители.
       Княгиня Мария, приняв великую схиму с именем Марфа в основанной ею обители, преставилась 2 декабря 1389 года и «положена бысть в церкве Рождества Пресвятой Богородицы, в честном ея монастыре на рву, его же сама созда имением своим еще сущу при своем животе».
       В летописях и исторических трудах в разные годы Богородице-Рождественский монастырь именовался как Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что за Пушечным двором; Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что на Москве, за Неглинною у трубы; Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице; Рождественский девичь, что на трубе; Рождественский Московский; Рождественский на рву; Богородицкий на трубе.
       Названия «ров» (очевидно, крутой берег реки Неглинной, над которой на холме стоял монастырь) и «труба» (пролом в построенной позднее стене Белого города, давший впоследствии название площади – Трубная) легли в основу версии о первоначальном нахождении обители в Кремле. В кремлевских стенах действительно была основана церковь Рождества Пресвятой Богородицы на рву, выстроенная в честь победы в Куликовской битве на средства великой княгини Московской Евдокии, но вряд ли этот храм имел отношение к Рождественской обители.

Церковь святителя Иоанна Златоуста
Фото начала XX века

Нижняя часть колокольни
Фото начала XX века

       Более достоверны сведения о том, что княгиня Мария с самого начала избрала местом основания обители Кучково поле на берегу реки Неглинной. Согласно преданию, это место приглянулось ей давно: дом княгини находился также на Кучковом поле, недалеко от дороги, ведущей в Радонеж, Ростов и Ярославль. Эту дорогу называли Троицкой или Святой. В названии «Кучково поле» сохранилась память о легендарном владельце здешних мест Стефане Ивановиче Кучке, которого, по преданию, в середине XII века казнил за какую-то вину князь Юрий Долгорукий и «села его забрал в казну». Таким образом, эти земли оказались во владении его рода.
       Супругой князя Владимира Андреевича была княгиня Елена Ольгердовна – дочь великого князя Литовского Ольгерда Гедиминовича. Недруг Московского княжества, не раз осаждавший Москву, Ольгерд был покорен душевной красотой и благородством своего храброго противника и пожелал породниться с ним, выдав за него замуж свою дочь. Оказавшись в этой благочестивой семье, Елена Ольгердовна стала подражать доброй жизни и нравам своей свекрови, помогая ей и в устройстве обители.

       Основание женского монастыря, управляемого игуменией, было на Руси делом новым. До тех пор монахини жили или при мужских монастырях, или же в отдельных обителях, но управляемых игуменами. Первый женский монастырь под началом игумении по примеру греческих монастырей был основан святителем Московским Алексием по просьбе его родных сестер – преподобных Иулиании и Евпраксии. Богородице-Рождественская обитель была также устроена по образцу византийских монастырей.
       По кончине княгини Марии ее невестка приняла на себя заботы о Рождественской обители. Оплакав смерть своего супруга, Владимира Андреевича Храброго (1353– 1410), и семерых сыновей, Елена Ольгердовна оставила мир, постригшись в монашество с именем Евпраксия. В 1452 году, умирая, монахиня Евпраксия оставила завещание, в котором было упомянуто и о монастыре: «А благословляю своя снохи и своего внука князя Василия Ярославича монастырем Рождества Святой Богородицы; а дала есьми тому монастырю, где ми самой лечи, село с деревнями». Княгиня завещала обители села Медыкино, Дьяковское, Глебково, Косино с озерами и мельницу в устье Яузы. Она не дожила десяти лет до времени княжения правнука Димитрия Донского – великого князя Московского Иоанна III Васильевича, благодетеля Рождественского монастыря.
       Дальнейшая судьба обители тесно связана не только с историей Московского великокняжеского и царских родов, но и с историей первопрестольного града Москвы. Чем более возвышалась столица, тем более процветала обитель; бедствия города были и ее бедствиями.
       Одной из первых монастырских построек стал возведенный в 1389 году собор Рождества Пресвятой Богородицы. Существует мнение, что собор и келлии с самого начала были не деревянными, но каменными. Каменное строительство, по словам доктора исторических наук, ректора Коломенского Государственного педагогического института профессора А. Б. Мазурова, в те времена было редчайшим событием, поскольку требовало больших затрат и немалого мастерства.
       Монастырь пострадал от пожара в 1500 году и был восстановлен великим князем Иоанном III. В 1501 году по повелению великого князя и под его наблюдением на месте пострадавшего от огня старого собора начали возводить новый. Предполагать, что до пожара здесь стояло каменное здание, можно по тому, что в восточной части фундамента сохранились остатки кладки, не совпадающей с кладкой начала XVI века. Великий князь восстановил не только собор, но и все другие постройки обители. Строительство же собора было завершено в 1505 году.
       По причине постоянной помощи монастырю представителей правящей династии и многих именитых родов его можно было с уверенностью назвать княжьим. В обители жило и постригалось в монашество много женщин знатного рода. В ее стенах приняла постриг с именем София и супруга великого князя Василия III великая княгиня Соломония Сабурова, которая пожертвовала своим личным счастьем ради блага родной земли.
       Государь избрал Соломонию, дочь князя Юрия Константиновича Сабурова, в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины. По преданию, род Сабуровых берет свое начало от татарского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 году Святое Крещение. Сабуровы утвердились среди русского служилого боярства и принадлежали к высшей знати. Но князя Василия Иоанновича привлекла не столько знатность рода его избранницы, сколько ее добродетели. Он понял, что именно Соломония сможет воспринять идею великокняжеского служения и разделить с ним трудности управления государством. Великий князь не ошибся в своем жизненном выборе. Ни близость к власти, ни богатство не изменили настроя души Соломонии, сироты, воспитанной в вере и благочестии родной теткой, горячо любившей ее. Великую княгиню знали и чтили на Руси, особенно в Москве, как щедрую благотворительницу Церкви и всех нуждавшихся в помощи, как подвижницу в миру.
       Более двадцати лет она прожила с супругом в любви и согласии, но брак был бездетным. Существует несколько исторических версий о расторжении брака, постриге и жизни в монастыре княгини Соломонии. В летописных свидетельствах, а также и в составленных сто лет спустя после кончины службе и житии святой не встречается подтверждений версии о насильственном расторжении брака. Ничего не говорится там и о принудительном пострижении великой княгини и последующем заточении ее в отдаленную обитель.
       Постриг великой княгини был совершен в Рождественском монастыре 28 ноября 1525 года под сводами монастырского собора, а ее монашеская жизнь протекала в Покровской обители в Суздале. Прожив там семнадцать лет в подвигах и молитве, преподобная София отошла ко Господу. Сохранились письменные свидетельства о многочисленных случаях ее чудесной помощи в болезнях и трудных жизненных обстоятельствах.
       В девяностых годах XX века по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и при его участии состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Произошло это событие более чем через 450 лет после кончины праведницы. Тогда и Богородице-Рождественский монастырь сподобился принять бесценный дар – частицу мощей своей святой постриженицы. Икона преподобной Софии с частицей ее святых мощей находится в Богородице-Рождественском соборе монастыря.
       Сын великого князя Василия III от его брака с Еленой Глинской царь Иоанн IV Грозный также благоволил к обители. Согласно преданию, в монастырском соборе, или близ собора, или же около обители первая супруга Иоанна IV – благочестивая царица Анастасия Романовна Захарьина, которую царь очень любил и почитал, почувствовала первое движение младенца во чреве. В память о происшедшем государь повелел устроить в соборе придел во имя Святителя и Чудотворца Николая.
       Царь и царица Анастасия восстанавливали монастырь после пожара 1547 года. Собор, вновь отстроенный под их наблюдением и сохранившийся до наших дней, является памятником эпохи Иоанна Грозного. Нужно заметить, что волна опричнины не коснулась древнего монастыря. Во все время своего правления Иоанн IV оставался благодетелем Богородице-Рождественской обители. Все связанное с именем его первой супруги было для Грозного царя священно.
       В период Смутного времени неподалеку от монастырских стен кипели ожесточенные бои защитников Москвы, выходцев из Пушечной и Кузнечной слобод, объединившихся под предводительством князя Пожарского, с иноземными захватчиками. Интересно, что род князей Пожарских исторически связан с полем Куликовым: предок князя Дмитрия Михайловича Василий Пожарский сражался там под стягом святого князя Димитрия Донского и Владимира Храброго.
       Дом Пожарского находился на Большой Лубянке. В 1611 году князь-герой и его ополчение сделали недалеко от его дома, у Введенской церкви, укрепление – знаменитый Введенский острожек, удерживая оборону этой части Белого города, сформировавшейся вокруг трех монастырей – Сретенского, Рождественского и Варсонофиевского. Павшие в боях защитники отечества упокоились на монастырских кладбищах. Участники боев на Большой Лубянке были потомками новгородцев и псковичей, переселенных из родных мест великими князьями Иоанном III и Василием III. Новгородцев поселили за Никольскими воротами Китай-города (за улицей Никольской, в районе Лубянской площади), а слобода псковичей тесно окружила Рождественский монастырь.
       В первой четверти XVI века идущая вдоль монастырской ограды береговая дорога стала именоваться Рождественкой. У начала Рождественки был устроен Пушечный двор. Заготовительный материал для литья пушек хранился в специально устроенных пушечных избах, располагавшихся на углу Кисельных переулков – Большого и Малого. Название самих переулков было связано с родом занятий их обитателей: здесь варили поминальные кисели, ведь переулки примыкали к кладбищу, расположенному в треугольнике между Богородице-Рождественским, Сретенским и Варсонофиевским монастырями.
       По окончании Смуты монастырю оказывали помощь первые цари из рода Романовых, а также князья Лобановы-Ростовские, род которых ведет свое происхождение от Рюрика. Лобановы-Ростовские избрали обитель местом упокоения почивших сродников, выстроили в обители усыпальницу, каменный храм святителя Иоанна Златоуста, возвели каменную монастырскую ограду (1670-е годы). Одна из самых усердных благотворительниц из этого рода, княгиня Фотиния Ивановна, закончила свои дни в стенах обители и здесь же была похоронена.
       Восемнадцатый век был трудным временем для всех русских монастырей. Начало бедствиям было положено церковной реформой Петра I, не понимавшего духовной жизни и не видевшего в существовании монастырей никакой пользы, кроме чисто практической. Последовавшие за временем Петра нестроения в государственной и общественной жизни, заражение умов и сердец безверием и вольнодумством были лишь мрачным предвестием тех бедствий, которые принесла обителям монастырская реформа Екатерины II, положившая конец существованию более половины русских обителей. Рождественский монастырь усердием своих благотворителей сохранился в числе действующих обителей и имел все необходимое для своего существования. Дух истинной любви, смирения и кротости, царивший в обители, неизменно привлекал к ней множество богомольцев и доброхотных жертвователей.
       Следующий, ХIХ век был богат событиями. В 1812 году обитель была чудесно сохранена от разорения и огня. Во время нашествия войск Наполеона, перед вступлением неприятельской армии в оставленную москвичами столицу, генерал-губернатор Москвы Ф. В. Ростопчин распорядился вывозить из города казенное имущество и отправлять учреждения в Казань, Нижний Новгород, Владимир. 27 августа последовало распоряжение о вывозе из столицы монастырских ценностей. С архиерейского подворья в монастыри присылались подводы, на сборы отводилось самое малое время. Подводы с сокровищами из монастырских ризниц 31 августа соединились в Кремле, и на рассвете 1 сентября двинулись в путь, взяв направление на Вологду.
       Подвод для эвакуации всех монастырских ценностей не хватило, поэтому игумения Богородице-Рождественского монастыря Эсфирь с сестрами спрятала церковную утварь и другие оставшиеся ценности в тайники: предположительно – в трапезной Богородице-Рождественского собора, или в усыпальнице князей Любановых-Ростовских, или в кладовой под колокольней. Но снимать драгоценные ризы с икон матушка не благословила.
       Большинство сестер во главе с игуменией вместе с другими жителями Первопрестольной покинули город. По благословению матушки в обители остались казначея монастыря и несколько сестер. Они должны были, насколько это представлялось возможным, сохранить достояние монастыря. Не надеясь на свои слабые силы, но во всем полагаясь на Господа, сестры прибегли в молитве к заступнику обители – Святителю Николаю. Каждый день, взяв его чудотворный образ, сестры с молитвой крестным ходом обходили монастырь, и пожар, охвативший весь город, не повредил тихой обители.
       5 сентября несколько подразделений армии Наполеона, вступившей в Москву, достигли стен Рождественского монастыря. Разбив монастырские ворота, французы во главе с одним из наполеоновских генералов ворвались в обитель. Грабеж и бесчинства неприятеля были остановлены чудом, произошедшим от иконы Святителя Николая. Солдат, начавший было срывать с иконы ее богатый оклад, поранился так, что не мог сдвинуться с места. Его на руках вынесли из церкви. После совершившегося над их товарищем грозного знамения Божия занявшие обитель французы не посмели разорять монастырские храмы и причинять вред насельницам монастыря. Мало того, они не тронули ни одного мирного жителя из тех, кто скрывался от неприятеля на территории обители. А за монастырской оградой, у северной стены, в наше время выходящей на Рождественский бульвар (в то время – к стенам Белого города) каждый день творилась расправа, совершались расстрелы ни в чем не повинных людей.
       Единственным актом осквернения святыни было устройство конюшни в трапезной палате Богородице-Рождественского собора. Но святые алтари и образа остались неприкосновенными. В храме святителя Иоанна Златоуста монастырский священник Александр Васильев ежедневно совершал богослужения.
       Французский генерал поселился в пустовавших монашеских келлиях. Каждый день из Рождественского монастыря французы отправлялись за добычей и приносили в мешках разные изделия из золота и серебра и многое другое. В одной из келлий была устроена кузница, где награбленное золото и серебро переплавлялось в слитки. Но ежедневные походы становились все менее удачными. Не хватало провизии, наступал голод. Продуктовые лавки и склады были уже дочиста разграблены, и солдаты нередко возвращались с пустыми руками. Тогда они шли к монахиням, жестами показывая, что голодны. «Кто что готовил, даст им, – рассказывали монахини, – потому ведь, захотят, так сами возьмут; опять же жаль их, сердечных, не умирать же им голодной смертью, а шли ведь они на нас не по своей воле».
       Оставляя Москву, солдаты наполеоновской армии по приказу своего главнокомандующего, который они сами называли варварским, сжигали и взрывали крупные здания. Был подожжен и Рождественский монастырь, но солома оказалась отсыревшей и не разгорелась.
       После победы в 1812 году монастырь с помощью Божией отстраивался и процветал. Обитель была крупным второклассным монастырем, в ограде которого находилось четыре храма, множество мастерских, приют для девочек, церковноприходская школа, гостиница для паломников. У обители было 33 гектара собственной земли, множество скитов и подворий.
       Высокая трехъярусная колокольня с надвратным храмом во имя священномученика Евгения Херсонесского была возведена в 1835– 1836 годах по проекту архитектора Н. И. Козловского на средства тайной советницы С. И. Штерич, которая внесла большой вклад на вечное поминание ее умершего сына отрока Евгения.
       Над благоустройством монастыря трудился знаменитый архитектор Ф. О. Шехтель – по его проекту к древнему собору была пристроена крытая паперть. Количество сестер и прихожан обители к началу ХХ столетия увеличилось настолько, что, несмотря на многочисленные приделы монастырских храмов, которые периодически расширялись, перестраивались, необходим был новый просторный храм. Проект такого храма был также предложен Шехтелем, но настоятельница обители игумения Ювеналия (Ловенецкая) сочла его слишком дорогостоящим. Она остановила свой выбор на проекте архитектора П. А. Виноградова.
       Величественная трапезная церковь в русско-византийском стиле в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1904–1906 годах, вмещает свыше 300 человек. Казанский храм был расписан в стиле русской художественной школы и имел прекрасный иконостас резного дуба. Закладку и чин великого освящения церкви совершил митрополит Московский Владимир (Богоявленский, † 1918), священномученик, пострадавший от безбожников в годы гонений. В Казанском храме служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн был духовным наставником последней настоятельницы обители игумении Ювеналии (Ловенецкой). Сохранились воспоминания духовной дочери матушки Ювеналии и отца Иоанна схиигумении Фамари (Марджановой) о пребывании Кронштадтского пастыря в Богородице-Рождественском монастыре.
       В 1922 году Богородице-Рождественский монастырь был закрыт и разграблен пришедшими к власти богоборцами. То, на что не решились в свое время оккупанты-французы, остановленные чудесным знамением, сделали отступившие от Бога соотечественники. Ризы с икон были сняты и вывезены. Всего из Рождественского монастыря было вывезено 17 пудов серебра. Насельницы обители были разогнаны или арестованы. Игумения Ювеналия и некоторые сестры были сосланы на Соловки, в известный на весь мир лагерь особого назначения, ставший Голгофой для множества новомучеников, исповедников и других лучших людей России. На Соловецких островах теряется след, оставленный на земле праведной жизнью Рождественской игумении Ювеналии.

Церковь святителя Иоанна Златоуста без крестов
Середина XX века

       Многие из Рождественских инокинь пострадали за веру в послереволюционные годы гонений. Одна из сестер-исповедниц была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских. Это преподобномученица Татиана (в миру – Татьяна Николаевна Бесфамильная). Будучи арестованной и заключенной в тюрьму на Лубянке, преподобномученица Татиана, как свидетельствуют следственные материалы тех лет, держалась мужественно: никого не предала и виноватой себя не признала. 21 октября 1937 года святая была расстреляна на полигоне в Бутове под Москвой и погребена в безвестной могиле. Память преподобномученицы Татианы празднуется 8 / 21 октября.

Рабочие мастерских,
устроенных на территории обители
1920-е годы

Богородице-Рождественский собор
Вид с юго-запада
1920-е годы

Интерьер Богородице-Рождественского собора
1920-е годы

1960-е годы

       В 1923 году монастырь был закрыт и разграблен. В советское время в монастырских храмах и строениях находились различные организации и жилые квартиры. Одно время на территории монастыря размещался исправительный трудовой дом (место заключения). Неремонтируемые, неправильно используемые здания ветшали и разрушались. Кладбище было варварски перекопано, за алтарями храмов была возведена насыпь, на которой, в буквальном смысле – на костях предков, построили школу. Разрушалась оказавшаяся под слоями земли древняя каменная кладка; фундаменты и основания храмов находились в аварийном состоянии. Памятникам архитектуры грозила опасность полного уничтожения.

Сестринский корпус
1970-е годы

Восточная стена обители
Конец 1980-х годов

Усыпальница с надстройками
Середина XX века

Башня монастырской стены,
заросшая кустами и деревьями
Середина XX века

       В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви. 21 сентября 1991 года возрождавшийся храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
       19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, Священным Синодом под председательством Святейшего Патриарха было принято решение об открытии первого восстанавливаемого в Москве женского ставропигиального монастыря. Незадолго до этого из Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря по благословению Первосвятителя в Москву прибыли монахини, поселившиеся у монастырских врат, в тесной комнате по соседству с шумным кафе. Возрождение обители начиналось с неизбежных трудностей, возникших в отношениях с жильцами и незаконными арендаторами. Восстановление много лет разрушавшихся храмов и монастырских построек также отняло и по сей день отнимает много сил и времени и требует больших затрат. Но самой сложной, первостепенной задачей было и остается возрождение молитвенно-богослужебной и духовной жизни обители.

Свято-Духовский придел Рождественского собора
На переднем плане –
крыльцо Казанского трапезного храма
1993 год


       Светильник, не излучающий света, будет лишь внешне похож на светильник. Обитель, в которой не будет духовного делания – молитвенной жизни, трезвения и созидающего, аскетического труда ее насельниц, не будет обителью в полном смысле этого слова.
       В 1993 году одна из Пюхтицких сестер, монахиня Викторина (Перминова), была назначена настоятельницей обители. Матушка Викторина и насельницы монастыря взялись за многотрудное дело возрождения святыни.

Восстанавливаемый Рождественский собор
1993 год

В старой, временной трапезной
1993 год


Первые насельницы у монастырского собора
1993 год

Трапезный храм в честь Казанской иконы
Божией Матери, 1990-е годы

Освящение колокола
1993 год

       С первых дней возобновления Богородице-Рождественского монастыря, на протяжении пятнадцати лет его существования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий принимает самое деятельное участие в жизни обители. Он совершает богослужения в дни монастырских торжеств, постриги сестер; ни одно дело в монастыре не начинается без его первосвятительского благословения.

Игумения Викторина (Перминова) с сестрами
и духовником обители
протоиереем Борисом Николаевым
1996 год

Усыпальница князей Лобановых-Ростовских
2008 год

       По ходатайству Святейшего Патриарха монастырю постепенно передавались принадлежавшие ему испокон веков здания храмов и корпусов, начиналось их восстановление. Так, при непосредственном участии Его Святейшества, по его ходатайству к началу 1995 года монастырю были переданы два храма – святителя Иоанна Златоуста и священномученика Евгения Херсонесского.

Святой апостол Иоанн Богослов и
мученик Лонгин сотник

Преподобная София Суздальская

       Сразу же после получения государственного акта на право владения землей по благословению Святейшего Патриарха была начата установка временной ограды, что позволило, наконец, установить режим посещения монастыря. Эта мера оказала благотворное влияние на жизнь обители. В июле 1995 года вышло постановление правительства Москвы, в соответствии с которым были выделены квартиры для отселения людей, живших на монастырской территории.

В день Ангела духовника обители
2003 год

2005 год

       В сентябре того же года монастырь ожидало большое торжество. В день престольного праздника Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Алексий. Патриаршее богослужение завершилось большим крестным ходом по обители под радостный звон установленных незадолго до праздника колоколов.

Первый крестный ход в Рождественской обители
1993 год

Пасхальный крестный ход
1995 год

       В 1996 году благодаря участию Святейшего Патриарха был окончательно утвержден план комплексной реставрации ансамбля монастыря, что позволило привлечь для проведения строительных работ бюджетные средства города.
       В августе 1997 года монастырю была возвращена часть трапезного храма Казанской иконы Божией Матери, а к празднованию 850-летия Москвы по благословению Святейшего Патриарха обители была передана вновь построенная часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниковом переулке. В том же году было начато оформление документов и разработка плановых смет для организации хозяйственного подворья монастыря в селе Федоровском Волоколамского района Московской области.

Исповедальня в Богородице-Рождественском соборе

Бывшая монастырская богадельня

       2 апреля 1998 года, в день празднования памяти преподобной Марии Египетской и преподобномучеников, в обители преподобного Саввы Освященного пострадавших, частица мощей которых хранится в монастыре, Литургию Преждеосвященных Даров совершил Святейший Патриарх. Его Святейшество возвел настоятельницу монастыря монахиню Викторину в сан игумении.

       В 1998 году начались сельскохозяйственные работы на подворье монастыря, которое находится за Волоколамском, в бывшем имении князей Шаховских.

Игумении женских монастырей за патриаршим богослужением
в монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Колокольня Рождественского монастыря

       30 июля 2000 года в обители произошло знаменательное событие: по благословению Святейшего Патриарха со Святой Горы Афон на Русскую землю была во второй раз принесена великая святыня – честная глава великомученика и целителя Пантелеимона, и Богородице-Рождественский монастырь стал одним из мест пребывания святых мощей.

Святейший Патриарх Алексий
благословляет прихожан обители
2002 год


Принесение в обитель святых мощей
великомученика и целителя Пантелеимона
2000 год

       В 2001 году, к празднику Пасхи, монастырю был передан трапезный корпус с храмом Казанской иконы Божией Матери. Несколько месяцев потребовалось для того, чтобы разобрать возведенные в советский период перегородки и очистить храм от мусора. Здание храма занимала кафедра института: на стенах красовались яркие граффити различного содержания, сделанные студентами; по вечерам из здания нередко доносилась громкая музыка, в больших окнах храма мелькали огни – очевидно, там проходила дискотека. После освобождения храма студенты стали гораздо реже появляться в этой части монастыря, что позволило привести в порядок внешний вид обители и упорядочить ее внутреннюю жизнь.

Иноческий постриг в Рождественской обители
1999 год

Праведный Симеон Верхотурский

Святейший Патриарх Алексий на Горнем месте
в алтаре Богородице-Рождественского собора
2005 год

       На протяжении многих лет Святейший Патриарх принимал самое активное участие в судьбе храма Казанской иконы Божией Матери, ходатайствуя перед городскими властями о его освобождении и возобновлении в его стенах богослужебной жизни.
       После праздника Пасхи в 2002 году по благословению Святейшего Патриарха было положено начало восстановлению монастырской стены по улице Рождественке. Строительство стены было завершено в том же году благодаря выделенным префектурой ЦАО бюджетным средствам. Одновременно производилась реконструкция фасада собора Рождества Пресвятой Богородицы. По ходатайству Святейшего Патриарха Государственной Думой были выделены бюджетные средства, благодаря чему удалось восстановить белокаменный фундамент, фасад и два гранитных крыльца собора, а также сделать вокруг него отмостку из гранита.
       В сентябре 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха, Богородице-Рождественский монастырь был включен в число исторических и памятных мест, где проходило празднование 625-летия великой победы на Куликовом поле. В том году произошло еще одно радостное событие. По благословению Его Святейшества 24–25 сентября, перед праздником Воздвижения Креста Господня, в монастырь была принесена великая святыня – частица Древа Животворящего Креста Господня. Во время пребывания святыни в обители обновилась икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника, находившаяся в одном приделе с принесенной частицей Крестного Древа.

Рождественский монастырь
2008 год


Иконостас Казанского храма

       В престольный праздник обители, 21 сентября 2006 года, в обители отмечалось 620-летие с момента ее основания. В тот день Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Алексий в сослужении епископа Прокопьевского Амвросия (ныне епископ Гатчинский). «Будьте Богом хранимы!» – сказал Святейший Патриарх, выходя из праздничной трапезной, где его с любовью и благодарностью встречали сестры обители.
       В 2006 году по благословению Святейшего Патриарха храмы-памятники Московского Богородице-Рождественского монастыря были включены в общий для России и стран СНГ проект «Золотое Кольцо».

Храм святителя Иоанна Златоуста

       21 сентября 2007 года, в престольный праздник обители, через сто лет после проведения в стенах Казанского храма первого богослужения, Святейший Патриарх Алексий совершил первую Божественную литургию в стенах возрожденного храма, наполненного молившимися.


       Одним из знаменательных событий 2007 года стала также закладка часовни во имя всех святых, в Земле Российской просиявших, которую 4 ноября 2007 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, совершил Святейший Патриарх Алексий. Торжество было приурочено также ко Дню народного единства.
       По завершении торжественной закладки часовни Святейший Патриарх совершил заупокойную литию по погребенным в обители защитникам отечества, почившим сестрам, благотворителям монастыря и тем, кто в годы гонений на Церковь пострадал за веру. Затем Святейший Патриарх обратился к присутствовавшим со Словом, в котором отметил важность восстановления исторической справедливости по отношению к почившим предкам, бережного отношения к родной истории.

Иконостас придела Сошествия Святого Духа
на апостолов в Рождественском соборе

       Главные же события, происходившие в обители, не были видны постороннему наблюдателю. Как ни велики были труды в области хозяйственной, они остались бы напрасными без духовного становления монастырских насельниц. Чтобы подвизающиеся в стенах древней обители обрели правильные духовные и жизненные ориентиры, в 1996 году первосвятительским благословением в Богородице-Рождественский монастырь был назначен опытный духовник. Святейший Патриарх остановил свой выбор на одном из старейших священнослужителей Русской Православной Церкви протоиерее Борисе Николаеве († 2005). Благодаря советам и молитвам старца-духовника насельницы монастыря избрали узкий, но спасительный путь духовного совершенствования. Кроме того, они многому научились у своего духовного отца: в обители был установлен точный и благоговейный порядок совершения богослужений, создан монастырский хор, налажено выпекание просфор, сестры обучены колокольному звону. 29 декабря 2005 года, в возрасте 90 лет, протоиерей Борис отошел ко Господу. По благословению Святейшего Патриарха он был погребен в монастырской усыпальнице.
      
       На сегодняшний день в монастыре подвизается двадцать сестер. Свои послушания монахини и послушницы несут в храме, на клиросе, в просфорне, трапезной, пошивочной, свечной, участвуют в создании библиотеки. Кроме того, они по очереди работают на монастырском подворье, где имеется подсобное хозяйство – сад, поля, огороды и пасека.





       На подворье обители продолжаются работы по восстановлению храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя Святителя и Чудотворца Николая и священномученика Василия Херсонесского. Богослужения совершаются в приделе Святителя Николая.

* * *

       22 марта 2008 года, в день памяти сорока Севастийских мучеников, Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в трапезном храме в честь Казанской иконы Божией Матери. По окончании богослужения, поздравив настоятельницу обители игумению Викторину с наступающим днем Ангела, Его Святейшество, в частности, сказал: «В тяжелом состоянии приняли мы обитель в 1993 году. Сослужащие мне сегодня Владыка Амвросий и отец протодиакон Владимир помнят разруху, которая царила здесь в начале 1990-х годов, и поражены нынешним благолепием этого храма. Совершая здесь Божественную литургию в день памяти сорока мучеников Севастийских, мы невольно вспоминаем подвиги новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру во Христа Спасителя в ХХ веке... Еще многое здесь предстоит восстановить: храм святителя Иоанна Златоуста и Богородице-Рождественский собор. Но знаменательно, что возвращение сей святой обители к жизни началось с храма Казанской иконы Божией Матери, с которым по величественности и благолепию не может соперничать ни один другой трапезный храм Москвы, а только лишь трапезный храм Преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре... Молитвенно желаю, чтобы Господь Вседержитель и Заступница Усердная рода христианского даровали Вам, матушка Викторина, насельницам и попечителям монастыря Свою благодатную помощь в Ваших трудах во славу Божию».

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

       Молитвенным пожеланием Предстоятеля Русской Православной Церкви хотелось бы окончить рассказ о прошлом и настоящем древней московской обители. В 2008 году монастырь празднует свое пятнадцатилетие. И сейчас, как и шесть столетий назад, по милости Божией, в стенах древнего собора Рождества Пресвятой Богородицы слышится та же победная, радостная песнь: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней», и так же поминаются воины, на поле Куликовом «за веру и отечество живот свой положившие», и тихим светом озаряются сердца молящихся – светом Христовым, просвещающим всех.

Монахиня СЕРАФИМА (Соснина)