|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2008 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Опыт проведения учебного курса
«Основы духовно-нравственного образования» в вузе
В последнее время Русская Православная Церковь уделяет все больше и больше внимания духовно-просветительной работе с молодежью, от нравственного здоровья которой во многом зависит будущее нашей страны. Однако с горечью приходится констатировать, что среди молодых людей сегодня процветают распущенность, сквернословие, хулиганство и многие другие пороки. Все это так заполонило молодежную среду, что кажется, будто остановить или даже умерить ее духовное падение уже невозможно. Не будем в настоящий момент анализировать причины этого: все они происходят из одного глубинного корня – безверия, незнания законов духовной жизни, а отсюда – опустошенности и вседозволенности, безответственности и своеволия.
Семнадцать-восемнадцать лет – это особенно трудный возраст. Юношам и девушкам кажется, что они уже взрослые, сложившиеся люди, что у них есть свои жизненные позиции. Конечно, начинать духовно-нравственное воспитание молодежи в таком возрасте поздновато, надо было бы подумать об этом раньше – еще в школе или даже в детском саду. Процесс духовно-нравственного воспитания должен быть системным и последовательным: нужна концепция, звенья которой пронизывали бы все возрастные группы детей, подростков, молодежи. К сожалению, такой концепции пока нет, но существуют отдельные, порой очень перспективные формы работы с молодежью, появляющиеся по личной инициативе какого-либо священнослужителя или светского лица.
Воскресные школы, где ведется духовно-нравственное воспитание, охватывают небольшой процент детей. Большинство директоров школ и настоятелей храмов говорят, что по достижении старшего школьного возраста ребята перестают посещать воскресную школу. Так что сегодня редко кому удается удержать старших детей в ограде Церкви, найдя для них дело, соответствующее их запросам.
Когда же подросток приходит учиться в среднее или высшее учебное заведение, он сознательно выбирает свою будущую профессию. С нашей точки зрения, такая заинтересованность в будущей профессии не позволяет молодому человеку бросить учебу. Именно среднее или высшее учебное заведение с его предметным циклом и дисциплиной может стать основным местом нашей работы с молодежью. Поэтому мы попробовали организовать курс духовно-нравственного образования молодежи в рамках высшего учебного заведения. Нашими слушателями стали студенты Московской финансово-юридической академии, а также Международного гуманитарно-лингвистического института. С 2006 года по договоренности с ректоратом в учебный план первого курса был введен особый, необычный для светских учебных заведений предмет – «основы духовно-нравственного образования».
Студенты встретили новый курс по-разному: кто-то с любопытством, кто-то с усмешкой, кто-то даже с раздражением и неприязнью. Для многих было в высшей степени неожиданным появление на занятиях священника. Но без священника было не обойтись, так как именно он подбирал педагогов, которые стали вести данный предмет во всех группах первого курса вуза. А на первом курсе в этой академии учится шесть тысяч человек!
Подобрать «команду» оказалось непросто. Выйти к молодежной аудитории в 60–80 человек и удерживать ее внимание в течение четырех (!) часов, заставить себя слушать и заинтересовать темой – это нелегко. Но все же такие люди нашлись. Среди них есть священники, диаконы, алтарники и светские люди, занимающиеся общественно-просветительной или педагогической деятельностью. Я бы назвал этих людей подвижниками, вдохновленными идеей просвещения молодежи, введения ее в мир совершенно иных ценностей, нежели те, которые в изобилии предлагает им шумный, грубый, а иногда даже пошлый окружающий мир.
Заставить молодого человека размышлять о мире, о себе, об отношении к близким не просто, потому что для многих это совершенно неведомая и кажущаяся ненужной область. Здесь личность педагога, его внутренний духовный опыт, умение рассказать о том, что важнее всего в жизни человека, имеет первостепенное значение. Иначе никто не будет слушать, а главное – не поверит преподавателю. Ведь у молодежной аудитории имеется много специфических особенностей. К сожалению, в процессе занятий выяснилось, что наши студенты не знают истории своего отечества, не имеют представления о духовной стороне жизни и культуре своего народа. По сути, они вообще малообразованны и даже малограмотны.
Однако не только педагогам, но и студентам было нелегко. Почти все они впервые коснулись вопросов, о которых никогда не думали. Практически во всех без исключения семьях родители не общаются со своими детьми на духовные темы, в школе наблюдается то же самое. Потом ребята приходят в вуз, чтобы серьезно заниматься профессиональными предметами, не имея никакого представления о духовно-нравственной стороне жизни и о своей позиции в ней. А ведь почти всем выпускникам придется в будущем работать с людьми, решать их непростые проблемы. Каким внутренним устроением должен обладать человек, имеющий специальность юриста, адвоката, судьи, таможенника и т. п.? Как распознать добро и зло? Как противостоять злу? Как определить свой правильный путь в жизни, чтобы не сбиться с него и не пострадать от своих же ошибок? Как вовремя понять самые главные цели, основной смысл своего существования? Всему этому призван научить курс «основы духовно-нравственного образования».
Главной задачей курса было рассказать о непреложных законах духовной жизни человека – о заповедях, изложенных в Священном Писании, о том, что вся история человечества является последствием соблюдения или несоблюдения этих заповедей. Оттого, следуешь ты этим законам или нет, зависит твоя жизнь, взаимоотношения с людьми, успехи и неудачи. Или все идет гармонично, благополучно, или человек ввергается в тяжелейшие испытания, беды, скорби и страдания. |
На строительстве храма преподобной Евфросинии Московской |
В одной из заповедей указаны даже последствия ее соблюдения. Сказано: Почитай отца твоего и мать твою [чтобы тебе было хорошо и], чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20, 12). Сколько мы видим сейчас случаев раздоров между родителями и детьми, сколько вокруг нас жизненных катастроф, возникающих в результате этих раздоров. Злословящий отца или мать свою смертью да умрет (Мф. 15, 4), – говорит Священное Писание. Если бы наши дети знали эту заповедь, может быть, они поостереглись бы вступать в конфликты с родителями. Как были потрясены ребята, когда узнали об этом!
Есть также множество других вопросов, ответы на которые необходимо знать. Как быть, скажем, если тебя обижают, несправедливо и нечестно? Как ты должен вести себя при этом? Отвечать злом на зло и тем самым порождать новое зло? Или есть какие-то другие пути, о которых говорит нам Евангелие? Каким должен быть брак? Как строить отношения в семье, поддерживать и сохранять уважение и любовь мужа к жене и жены к мужу? Кто объяснит молодым людям законы этих взаимоотношений, соблюдение которых ведет к гармонии и благополучию, а несоблюдение – к разводам и страданиям? А ведь они изложены и разъяснены в Священном Писании.
Рассматривая заповедь «не убий», молодые люди узнали, что убить можно не только физическим насилием, но и словом, поведением по отношению к другому человеку и, наконец, убить можно и свое собственное дитя, которое еще не родилось на свет!
Как вольно молодые люди обращаются со словом: они сквернословят на каждом шагу, шлют направо и налево гадкие пожелания другим людям, не зная, что слово обладает огромной силой воздействия. Словом Божиим, один раз изреченным, был создан мир. Человеческое слово может иметь как созидательное, так и разрушительное действие. Словом можно поднять к жизни, а можно и уничтожить. Человек дает ответ за каждое свое праздное слово, ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36–37), – говорится в Священном Писании. Мир хранит память о сказанных словах, даже если они были произнесены невзначай. Слово – это показатель духовно-нравственного состояния человека и общества. Почему люди находятся в среде постоянной словесной грязи? Это одна из чрезвычайно важных тем в нашем курсе.
На основе заповедей Господних преподаватели стремятся указать молодежи некие нравственные ориентиры для понимания тех или иных жизненных проблем и ситуаций. На занятиях параллельно рассказывается о Священном Писании, о том, что в нем содержится: об апостолах, их деяниях и посланиях, о Таинствах Церкви, о назначении священников, об испытаниях и гонениях, выпавших на их долю, о роли пастырей во время войн, как прошлых, так и современных. Молодым людям демонстрируются наиболее впечатляющие видеофильмы.
Постепенно отношение ребят к предмету менялось. Не у всех, конечно, но у основной массы студентов. Когда в конце учебного года их попросили письменно высказаться о прослушанном курсе, были получены удивительные ответы. Практически все молодые люди написали, что этот курс был для них откровением, что они впервые в жизни задумались над многими вопросами. Некоторые писали, что изменили свое отношение к людям – родителям, близким, друзьям, что намереваются бросить сквернословить, курить, что благодарят педагогов за прекрасные лекции, и другие добрые слова. Приведем высказывания наших студентов.
«После лекций по предмету «основы духовно-нравственного образования» я отключаюсь от современного мира и начинаю обдумывать услышанное и увиденное и понимаю, что в этой жизни есть много вещей, которые гораздо важнее денег и материального благополучия, что нельзя быть эгоистом и думать только о себе».
«Я вижу в этом предмете огромную пользу для себя. Я узнаю много интересного и обнаруживаю много своих собственных ошибок. Нам приводят очень интересные примеры из жизни и истории, такие, какие мы нигде не могли слышать раньше. Я стараюсь их запомнить».
«На данной дисциплине мы многому учимся: уважать и почитать родителей и старших, не брать ничего чужого, не врать окружающим нас людям, быть благородными, не сквернословить, оберегаться от дурных мыслей, не гордиться, быть твердым в испытаниях и не впадать в отчаяние. Нас учат быть ответственными за свою семью. Учат жить во Христе и Церкви»
«Для себя в этом предмете я открыла много того, о чем раньше не думала и чего не замечала за собой и за своими близкими и товарищами. Я стала по-другому относиться к людям. Можно сказать, что у меня открылись глаза на то, что я раньше не видела».
«Я перестала обращать внимание на разные мелочи, стала проще смотреть на поступки людей, и мое поведение изменилось: я стала спокойней. Мне кажется, что, когда я бываю на этом предмете, я сближаюсь с духовным миром».
Это краткие выдержки, и привели мы их немного. На самом деле сочинения ребят показали, что многие из них способны задумываться над сутью вещей глубоко и серьезно.
Какие выводы можно сделать из опыта преподавания курса «основы духовно-нравственного образования»? Прежде всего, такой курс в вузах необходим. Он способен перестроить сознание молодых людей, направить их мысль на изменение своих жизненных приоритетов, на формирование положительных морально-нравственных ориентиров.
Конечно, еще требуется большая работа со стороны педагогов: обдумывание наиболее актуальной для молодежи тематики занятий, использование разных форм общения со студентами, более динамичного взаимодействия с ними – диалогов, дискуссий, семинаров и т. п. Может быть, стоит прислушаться к пожеланиям студентов и проводить отдельные занятия в храмах, а также в исторически значимых местах нашего города. Думается, что здесь не может быть никаких твердо регламентированных правил и норм. Нам даже показалось, что нет необходимости в утвержденных, санкционированных сверху программах и планах. Все должно зависеть от интересов и потребностей группы: тематический план должен быть гибким, а формы проведения занятий – разнообразными.
Устроителем курса является священник. Именно он берет на себя обязанность координировать содержание занятий всех групп, рекомендовать наиболее удачный опыт другим педагогам, давать советы в выборе иллюстративного материала и т. п. Главное, чтобы все занятия служили одной цели: воспитанию у молодежи духовно-нравственной жизненной позиции. |
Отец Алексий Ладыгин со студентами |
* * *
В марте 2008 года студенты Московской финансово-юридической академии приняли участие в строительстве храма преподобной Евфросинии Московской на Нахимовском проспекте. Эта благотворительная акция получила название «Именной кирпич». Учащиеся на заработанные деньги приобрели две машины кирпича для строительства храма. Каждый студент подписал свой кирпич и вложил его в строящееся здание церкви. Таким образом, символически было подтверждено, что храм строится не из кирпича и бетона, а из имен людей, что соответствует мистическому значению Церкви, глава которой – Христос, а все люди – части общего тела. Это был акт веры и почитания великой женщины – преподобной Евфросинии Московской, которая так много сделала для нашей родины.
Студенты не только привезли и подписали кирпичи, они еще вывезли снег со стройплощадки и убрали мусор. Молодые люди долго не уходили от храма, разговаривали с батюшкой, фотографировались. Многие сказали, что придут сюда обязательно еще раз – помочь или просто посмотреть, как строится церковь.Иерей Алексий ЛАДЫГИН,
настоятель строящегося храма преподобной Евфросинии Московской,
кандидат богословия, доцент Московской
финансово-юридической академии