ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
12-2008

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

День милосердия и сострадания ко всем
«во узах и темницах пребывающим»

       По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2008 года, в московских следственных изоляторах в пятый раз прошел День милосердия и сострадания ко всем «во узах и темницах пребывающим». День милосердия отмечается и в других епархиях: в Екатеринбургской, Самарской, Йошкар-Олинской (14 октября), Вологодской (19 декабря, в день памяти Святителя и Чудотворца Николая), Белгородской (10 января, в попразднство Рождества Христова). Все более активной становится помощь Церкви своим чадам, находящимся в заключении, которые сугубо нуждаются в милосердии и сострадании, все шире круг наших соотечественников, вовлекаемых в это благое дело.

Радуйся, крепкая Заступнице
сущих в плену и изгнании;
радуйся, Попечительнице
во узах и темнице сидящих.
Акафист Покрову
Пресвятой Богородицы, икос 10

       Пять лет назад, в 2003 году, в своем Послании по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Алексий отметил: «В евангельской притче о Страшном Суде говорится, с какой любовью приемлет Господь добро, совершаемое по отношению к тем, кто находится в заключении (см.: Мф. 25, 36). Церковное Предание сохранило в назидание нам наставления о том, с каким усердием, подвергая свою жизнь опасности, служили узникам христиане первых веков. Со времен апостольских минуло почти две тысячи лет. Но сегодня по-прежнему актуально звучит призыв апостола Павла: Помните узников, как бы и вы с ними были в узах (Евр. 13, 3)».

       Цель данной акции Русской Православной Церкви в том, чтобы привлечь духовенство и мирян к более активному участию в окормлении пенитенциарных учреждений. Его Святейшество призвал каждого человека внести «свою посильную лепту в благое дело возрождения церковного служения в местах лишения свободы».
       Сегодня в учреждениях уголовно-исправительной системы создано свыше семисот православных общин, но не везде еще есть храмы. Число действующих православных храмов и часовен на начало 2008 года составило 403, за год освящается около десяти храмов, но этого явно недостаточно. Очевидно, что для создания храмов в местах лишения свободы требуется активная помощь со стороны Церкви и общества. И здесь предстоит еще много трудов.


       Общее число находящихся в местах лишения свободы в нашей стране в последние пять лет колеблется между двумя округленными цифрами: 800 тысяч – 1 миллион человек. Это значит, что в среднем один-два жителя стандартной пятиэтажки на данный момент находятся за решеткой, еще столько же не более семи лет назад освободились и еще столько же в ближайшие годы могут попасть в места не столь отдаленные.
       На Руси забота об узниках всегда воспринималась как святая обязанность. Долгое время люди, находящиеся в неволе, были не на казенном содержании, а питались народным подаянием: те, у кого были родственники, получали помощь от них, остальные – от добрых людей. Еще в начале XIX века на улицах наших городов можно было увидеть печально бредущих под охраной скованных одной цепью узников, уныло распевающих: «Подайте бедным заключенным». И подавали – столько, что заключенные могли сносно существовать. Можно только удивляться, насколько велико было милосердие наших предков. Тогда не было нужды в каком-то особом «дне милосердия», потому что люди были милосердными каждый день.
       Сейчас же приходится призывать наших соотечественников относиться по-человечески к тем, кто преступил закон. Государство взяло на себя обязанность содержать осужденных, тем самым заменив доброхотные приношения, но человеческое общение и участие заменить ничем нельзя.
      
       Святейший Патриарх Алексий уделяет служению в тюрьмах особое внимание. В декабре 2004 года по благословению Его Святейшества при Епархиальном совете города Москвы была создана Комиссия по социальному служению в местах лишения свободы, которую возглавил епископ Дмитровский Александр. Благодаря работе комиссии удалось значительно расширить помощь заключенным.
       Ежегодно в День милосердия Святейший Патриарх Алексий обращается к своей пастве с посланием, во всех приходах Москвы совершаются молебны по особому чину и проводится сбор пожертвований на нужды заключенных. И в 2008 году многие христиане внесли посильную лепту в дело служения узникам.

Богослужение на Светлой седмице
2006 год

       Пожертвования – это основной резерв денежных средств комиссии. Ее работа весьма разнообразна. Это не только подарки для более десяти тысяч подследственных и осужденных, пребывающих в Москве, но и постоянная помощь тюремным храмам для обеспечения регулярных богослужений. Комиссия помогает следственным изоляторам и в хозяйственной деятельности. Так, в 2006 году был проведен капитальный ремонт котлов в СИЗО № 2, так как ресурс их службы был полностью выработан. В 2008 году здесь же был благоустроен тюремный двор, в центре которого расположен храм. В СИЗО № 6, где находятся женщины, в том числе и беременные, был оборудован медицинский кабинет, оснащенный дорогостоящим оборудованием.
       В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 2008 году не только каждый заключенный получил подарочный набор, были сделаны также крупные подарки каждому из семи СИЗО: десять полностью укомплектованных компьютеров, теннисный стол, стиральная машина (по потребностям каждого изолятора).
      
       В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2008 года, богослужения были совершены во всех московских СИЗО, среди которых наиболее известны Бутырский и «Матросская тишина». Празднование Дня милосердия предполагает участие заключенных в богослужении. Однако в СИЗО подследственных изолируют, и контакты между камерами ограничены. В связи с этим тюремные храмы рассчитаны на небольшое число молящихся. Поэтому по традиции праздник завершается обходом всех камер и вручением подарков каждому узнику. По просьбе заключенных им дарят крестики, иконки, духовную литературу. Подобный обход совершается также на Рождество Христово и в дни Святой Пасхи, камеры и другие помещения СИЗО также освящаются крещенской водой.

Крестный ход в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
14 октября 2008 года

       В состав традиционного подарка, который получили заключенные в День милосердия в 2008 году, вошли открытка с изображением иконы Покрова Пресвятой Богородицы, письменные принадлежности, шоколад, печенье. Впервые в подарок была включена книга, посвященная делу православной миссии в тюрьмах.
       В домовых храмах СИЗО регулярно совершаются богослужения. Сотрудники-воспитатели приводят заключенных в храм по очереди. Очередь эта большая: одни желают креститься, другие – получить крестик взамен отобранного в день ареста, многие стремятся освободиться от тяжести осознанного ими греха.

Пугачевская башня в Бутырском замке

       На службы допускаются также работники отряда хозяйственного обслуживания – осужденные, которые после подписания приговора не уехали в колонии, а остались отбывать свой срок в СИЗО. Они обеспечивают потребности большого хозяйства изолятора: пекут хлеб, готовят и разносят еду, убирают помещения и территорию, выполняют строительные, ремонтные и другие работы. Это наиболее стабильный контингент следственных изоляторов. В церковной общине они играют основную роль.

Звонарь заключенный Сергей

       Тем не менее постоянный приход тюремного храма создать невозможно: в хозяйственный отряд попадают лишь люди, осужденные на небольшой срок, а состав подследственных меняется еще быстрее. Основная задача православной миссии в изоляторах, по словам епископа Дмитровского Александра, заключается в том, чтобы «посеять в людях семена веры, которые могли бы в дальнейшем дать добрые всходы».
       Поскольку на богослужение в храме можно собрать только немногих, священникам приходится чаще обходить камеры, выяснять и удовлетворять потребности находящихся там людей. Порой прямо в камере приходится крестить, исповедовать и причащать. Это служение в каждом из столичных СИЗО совершают десять священников. К работе с заключенными активно привлекаются миряне.

Иерей Константин Кобелев и начальник Бутырской тюрьмы
полковник Н. Ф. Дмитриев встречают икону «Неупиваемая Чаша»
из Высоцкого Владычного монастыря в Серпухове
14 декабря 2005 года

Венчание в тюремном храме

       В 2008 году центром празднования Дня милосердия стал по традиции храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырском тюремном замке (СИЗО № 2 в Москве). Председатель Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы в Москве епископ Дмитровский Александр уже в пятый раз возглавил богослужение в день престольного праздника этого храма.
       Торжество традиционно начинается со встречи Владыки Александра и сопровождается колокольным звоном. Деревянная колокольня стоит в тюремном дворе, справа от входа в храм. Это дар прихода храма Живоначальной Троицы в Никитниках (настоятель – протоиерей Арсений Тотев). Значение колокольного звона в данных условиях трудно переоценить. На службу в храме, как уже говорилось, могут попасть немногие, но колокольный звон слышат все. По нему можно судить о регулярности богослужений, о днях недели, в которые они совершаются. Службы проходят обычно в понедельник и четверг, дважды в неделю. Божественные звуки колоколов, доносящиеся до узников, заставляют их задуматься о вечном, вселяют надежду в их души.

Встреча епископа Дмитровского Александра
14 октября 2008 года

       В День милосердия благодаря колоколам епископа Александра встречала вся Бутырская тюрьма. Встречали его и священники, служащие в других СИЗО, приглашенные на праздник. За Божественной литургией в Покровском храме присутствовали руководящие работники Федеральной службы исполнения наказаний России и УФСИН по Москве, начальники московских СИЗО, благотворители, представители общественных организаций, журналисты, сотрудники Бутырской тюрьмы и заключенные.
       В целом праздник в 2008 году проходил как обычно, но были и приятные неожиданности. Храм оказался переполненным. Такого количества заключенных здесь прежде не собиралось. Среди них были не только труженики хозяйственного отряда, но и подследственные из одной камеры. В прежние годы в такой день это не допускалось. Врата храма были распахнуты настежь, и служба была видна даже со двора. Причастников набралось много – только из числа заключенных было около 45 человек.
       Как обычно, при пении молитвы «Отче наш» и Символа веры поближе к заключенным вынесли щиты с текстами песнопений, так как не все знают их наизусть. По запричастном стихе было оглашено послание Святейшего Патриарха, встреченное всеми с большим вниманием. В нем Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, отметил: «Отрадно сознавать, что многие из тех, кто вняли евангельскому призыву в местах лишения свободы, являют достойный пример веры и верности заповедям Христовым вопреки весьма нелегким условиям жизни. Несомненно и то, что истины христианского учения, проникая в искалеченные грехом души человеческие, полагают предел торжеству зла и духовному растлению в местах заключения, являя силу Божию, в немощи совершающуюся».
       В обращении Святейшего Патриарха подчеркивалось, что священнослужителям необходимо уделять больше внимания сотрудникам и служащим исправительных учреждений, которые желают обрести свою дорогу к храму и пребывать в спасительном лоне Церкви Христовой.

Крестный ход в день праздника
Покрова Пресвятой Богородицы

       После причастия заключенные сами подготовили все для крестного хода. В Покровском храме крестные ходы проводятся несколько раз в год, и все их очень любят. Фонарь и древки для запрестольных образов и хоругвей с большой любовью и усердием изготовили работники хозяйственного отряда. Другие смастерили носилки и особый аналой для храмового образа Покрова Пресвятой Богородицы – старинной иконы, полученной в дар от Троице-Одигитриевской женской Зосимовой пустыни. Примечательно, что священномученик протоиерей Димитрий Розанов, служивший в этом монастыре, пребывал в заключении в Бутырской тюрьме.
       Заключенным, которые несли святыни, были розданы также специальные платы, на которые они приняли иконы святых новомучеников и исповедников – бывших бутырских узников. По окончании Божественной литургии под молебное пение и колокольный звон крестный ход вышел через храмовые врата. Как обычно, шествие останавливалось четыре раза. Владыка Александр читал Евангелие, окроплял святой водой стены тюрьмы и здание храма.

За Божественной литургией в тюремном храме.
Слева – начальник управления по воспитальной работе
УФСИН РФ В. Л. Полозюк
14 октября 2008 года

       Быть может, некоторые капли попали на заключенных, которые прильнули к открытым окнам своих камер. Все они хорошо видели крестный ход, и те, кто верует, получили благодать, щедро изливавшуюся на участников богослужения и сочувствовавших ему.
       «Этот день, – сказал по завершении крестного хода епископ Александр, – в Москве стал праздником для всех находящихся в узах и темницах – таких же, как и мы с вами, братьев и сестер, только они на какое-то время (у каждого оно разное, кому меньше, кому больше дано) находятся в особенных условиях – тяжких, скорбных. И они нуждаются в нашем внимании, в нашей любви, в нашем сострадании. Конечно, они нуждаются и в строгости, и в каких-то особых мерах. Но прежде всего они нуждаются в понимании, чуткости и нашей помощи.
       Уже пятый год мы собираемся в храме Бутырской тюрьмы, чтобы привлечь внимание тех, кто, быть может, еще равнодушно относится к судьбе заключенных. К прискорбию, их не становится меньше. Долг всех людей доброй воли – почаще прислушиваться к голосу своей совести. Я думаю, она подсказывает, что к этим людям надо относиться с жалостью. Потому что не одними только карательными мерами, но прежде всего терпеливым отношением к ним мы можем кого-то из них исправить и подготовить к обычной человеческой жизни».
       По традиции в праздник Покрова отмечаются усердные труды тех, кто жертвенно служит своим ближним, оказавшимся в заключении. Среди них начальник УФСИН по Москве В. А. Давыдов. По представлению епископа Дмитровского Александра Святейший Патриарх Алексий удостоил Владимира Анатольевича ордена святого равноапостольного князя Владимира III степени. Вручая награду, Владыка Александр отметил, что В. А. Давыдов делает все возможное, чтобы духовное окормление подследственных проходило успешно, а затем поздравил его с высокой наградой, 50-летием со дня рождения и присвоением звания генерал-майора и пожелал ему успехов в служении отечеству и в благородной миссии милосердия.

Владыка Александр награждает начальника УФСИН
по Москве В. А. Давыдова

       Во внимание к трудам на ниве духовного просвещения заключенных медалями преподобного Серафима Саровского и Преподобного Сергия Радонежского I степени были награждены иерей Михаил Донченко (служащий в СИЗО № 1), иерей Иоанн Власов (служащий в СИЗО № 2), иерей Евгений Батаев (служащий в СИЗО № 3), игумен Сергий (Объедков, служащий в СИЗО № 4), иереи Иоанн Чураков и Орест Оршак (служащие в СИЗО № 5), иерей Андрей Орлов (служащий в СИЗО № 6), протоиерей Димитрий Медведев (служащий в СИЗО № 7). Иерей Феодор Сидоров, окормляющий туберкулезных больных в «Матросской тишине» (СИЗО № 1) был награжден Патриаршей грамотой. По представлению каждого изолятора награды получили также миряне: сотрудники или наиболее активные прихожане храма, которые помогают организовывать службы, либо благотворители.
       После богослужения Владыка Александр за большой личный вклад в укрепление уголовно-исполнительной системы, оказание духовной, моральной и материальной помощи лицам, содержащимся под стражей, был награжден серебряной медалью Министерства юстиции Российской Федерации. Награду вручил генерал-майор юстиции В. А. Давыдов.
       Затем священнослужители посетили все тюремные камеры, поздравили заключенных с праздником Покрова Божией Матери и каждому из 2500 узников вручили подарок.
      
       Покровский храм при Бутырском тюремном замке – старейший среди тюремных церквей столицы, он был построен и освящен в 1782 году. Работой архитекторов руководил М. Ф. Казаков, в то время главный архитектор Москвы. За прошедшие века храм неоднократно переживал периоды как благолепия, так и запустения.
       Одним из возобновителей тюремной христианской миссии на рубеже XIX–XX веков был известный московский священник Иосиф Фудель, автор воспоминаний и наставлений тюремным священникам «Дневник священника пересыльной тюрьмы». Отец Иосиф, воспитанник преподобного Амвросия Оптинского, не только утешал заключенных и преподавал им Церковные Таинства, но и отечески заботился о безродных, собирал для них передачи, одежду. Он нередко беспокоился и о том, как устроился тот или иной подопечный по прибытии на каторгу, случалось, отправлял посылки даже на Сахалин. Его заботами было налажено обучение заключенных основам грамотности. Батюшка толковал им слово Божие и раздавал душеполезную литературу.
       До октябрьского переворота при Бутырской тюрьме действовали столярные, переплетная, сапожная, портняжная мастерские, а также мастерские по изготовлению венских стульев и выжигания по дереву. Здесь также был организован Сергиево-Елисаветинский приют для жен и детей, добровольно следующих за ссыльными в Сибирь.
       В советское время Покровский храм, как и другие домовые храмы, опекавшие престарелых, больных, учащихся и солдат, по декрету об отделении Церкви от государства был закрыт. Его помещение было разделено на специальные камеры для сбора на этап. Возможно, именно здесь многие новомученики и исповедники Российские провели свою последнюю ночь перед отправкой на Север, в Сибирь, на Соловки, в Казахстан. Отсюда многих увозили и на Бутовский полигон – место массовых расстрелов в 1937–1938 годах.
       Протоиерей Глеб Каледа, первый настоятель Покровского храма в Бутырке в постсоветское время, тогда еще юноша, в те страшные годы поддерживал семьи репрессированных, среди которых оказался и его духовный отец – ныне канонизированный Русской Православной Церковью священномученик протоиерей Владимир Амбарцумов. Пройдя Великую Отечественную войну, он взял в жены дочь своего батюшки – Лидию Владимировну. Впоследствии священномученик Владимир, как и сотни христиан, заключенных в Бутырской тюрьме, был расстрелян на Бутовском полигоне. Знаменательно, что возрождать Покровский храм после периода гонений довелось отцу Глебу Каледе.

Протоиерей Глеб Каледа – участник научной конференции
Ленинград, 1985 год

       Задолго до начала диаконского служения в храме святого пророка Божия Илии в Обыденном переулке Промыслом Божиим я близко познакомился с Глебом Александровичем Каледой. Вначале мы не знали, что он священник, так как его рукоположение было тайным. Когда Святейшим Патриархом стал митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий (Симанский), отец Глеб по благословению Его Святейшества приступил к открытому служению в Обыденском храме. С 1991 года батюшка окормлял заключенных Бутырской тюрьмы. Отец Глеб стоял у истоков движения милосердия ко всем, кто находится в местах лишения свободы. По его словам, «наши тюрьмы, наши заключенные остаются с нами, как наши кровоточащие раны, и нам их лечить».
       После Великой Отечественной войны бывший тюремный храм разделили перегородками на два этажа и надстроили третий. Храм оказался внутри здания почти кубической формы, в помещениях второго и третьего этажей, окружавших его, разместилась медсанчасть.
       Первоначально богослужения в Покровском храме возобновились на третьем этаже, в круглом зале, находившемся на месте бывшего свода под храмовым куполом. Тюремная больница оставалась, как и сейчас, в прежних помещениях. Первую Божественную литургию отец Глеб совершил в 1992 году, на Светлой седмице. Впоследствии он был назначен настоятелем Покровского храма.

Протоиерей Глеб Каледа в тюремном храме в Бутырке
Кадр из фильма 1993 год

       Помимо совершения храмового богослужения отец Глеб обходил камеры, в том числе в коридоре смертников, подолгу беседовал с заключенными, готовил их к принятию Церковных Таинств, крестил, исповедовал, причащал. Свой богатый опыт протоиерей Глеб Каледа изложил в книге «Остановитесь на путях ваших», которая остается и ныне основным руководством по православному служению в местах лишения свободы.

Отец Глеб в одной из тюремных камер

Протоиерей Глеб Каледа за богослужением
в тюремном храме, 1992 год

       После кончины отца Глеба в 1994 году служение в тюрьме продолжали его соратники и последователи. Его преемником стал протоиерей Николай Матвиенко, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Он окормлял заключенных в Бутырке в течение десяти лет. Вторым священником был отец Михаил Михайлов, ныне настоятель церкви Святителя Николая у Соломенной сторожки. В Покровском тюремном храме служили протоиереи Владимир Жаворонков, Иоанн Разиньков и другие.
       К сожалению, в 1997 году для ремонта разобрали крышу, и большая часть убранства храма пострадала от дождей. Совершать богослужения на старом месте стало невозможно.
      
       В 2002 году Святейший Патриарх Алексий принял особые меры по улучшению церковного служения в московских СИЗО. С этой целью к каждому следственному изолятору было прикреплено по десять священников. В СИЗО № 2 пришли протоиерей Иоанн Зарецкий, иереи Иоанн Власов, Андрей Кожевников, Владимир Гавриков, Иоанн Сирота, Алексий Пеньков, Владимир Родионов, Игорь Осипенко, Анатолий Копалкин и Владимир Лапшин, которые окормляют заключенных доныне.
       По милости Божией, благодаря заботе Святейшего Патриарха и его викария, епископа Дмитровского Александра, богослужения в Покровском храме стали более регулярными. Если за 2005 год в Покровском храме было совершено пятнадцать Литургий, то за 9 месяцев 2008 года их было совершено уже 63. Прихожан было соответственно 293 и 941 человека, причастились 121 и 610 человек, крестились 6 и 32 человека. А вот венчаний было всего два – по одному в 2006 и 2008 годах. Богослужения совершаются не на третьем этаже, а на первом. Доска вновь сооруженного престола покоится на святом престоле, сохранившемся со времени служения отца Глеба, который мы бережно сохраняем. Сохраняется и прежний жертвенник внутри нового.
       Постепенно интерьер храма воссоздается таким, каким он был до октябрьского переворота. Восстановлен алтарь, который в советское время был разбит на отдельные помещения. Сооруженные тогда стены оказались несущими, и убрать их уже невозможно. Удалось лишь проделать в них арки, соединяющие алтарь в одно целое. Для возведения свода, купола и креста над храмом сооружено бетонное опорное кольцо.
       В Покровском храме имеется все необходимое для совершения богослужений во многом благодаря активной помощи московских приходов, особенно храмов Святителя и Чудотворца Николая в Бирюлеве и Живоначальной Троицы на Грязех. За последние годы с помощью жертвователей специально для храма написано большое количество икон. Устроен отдельный вход в храм, над которым установлены мозаичные изображения. Отремонтированы подсобные помещения. Уже полностью восстановлен первый этаж. На очереди – разборка перекрытий, которые ныне разбивают храм на три этажа. Эта работа требует разрешения руководства УФСИН, которое пока еще не получено. Проект дальнейшей реконструкции тщательно проработан архитекторами и согласован с соответствующими инстанциями, он предполагает сохранение больничных камер и всех функциональных помещений медсанчасти. Священникам даже удобно, когда заключенные, которым необходимо больничное лечение, находятся рядом с храмом, как сейчас. Это позволяет в случае необходимости посещать людей, требующих особой заботы, до или после каждого богослужения. Изолятору оказана помощь в реконструкции камер и системы канализации на втором этаже больницы.
       Восстановление прежнего облика храма имеет большое значение. Люди приходят и говорят: «Мы думали, что это просто молитвенная комната, а здесь – настоящий храм». Это производит на них сильное впечатление.
       Божественная литургия совершается в храме два раза в неделю, но он открыт постоянно. Заключенные из хозяйственного отряда и сотрудники СИЗО могут прийти поставить свечу, помолиться, оставить записку. Сделать это легко – храм стоит в центре Бутырки. То, что храм положительно влияет на обстановку в СИЗО, на взаимоотношения между заключенными и персоналом, сейчас уже для всех очевидно. Правда, хотелось бы получать больше помощи от воспитателей, но и среди них есть такие, кто содействует духовенству.

Исповедь



Перед Причастием

       В работе тюремного священника многое также зависит от катехизаторов-мирян. С помощью Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в СИЗО удалось наладить занятия по основам Православия. Среди наших помощников – монахиня Рафаила, прихожанки храма Святителя и Чудотворца Николая в Бирюлеве. Заключенные очень ценят их внимание и заботу. Опыт показывает, что зачастую им психологически легче обратиться с вопросом к сестрам, чем к священнику.
       Порядок посещения храма в СИЗО таков: если есть желающие, обычно один-два человека в камере, они пишут прошение. Но если в храм идет один человек, то с ним обычно отправляются и все остальные сокамерники. С каждым из пришедших священник старается побеседовать, в результате около половины из них исповедуются. Стремление прийти в храм не всегда бывает осознанным, ведь для заключенного важна сама возможность выйти куда-то из камеры. Часто на богослужения приходят не только православные, но и христиане других конфессий, мусульмане, представители других религий.
      
       С руководством Бутырской тюрьмы, которое время от времени меняется, отношения каждый раз приходится налаживать заново. Среди начальников СИЗО были люди, активно помогавшие делу духовного окормления заключенных. Особенно следует отметить подполковника внутренней службы Николая Федоровича Дмитриева. Он вместе с духовенством Покровского храма 14 декабря 2005 года принимал участие во встрече иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», написанной для Покровского храма главным иконописцем Серпуховского Высоцкого монастыря Владимиром Артемьевым. Мы с Дмитриевым приняли эту святыню из рук жертвователей.
       Активно помогает Покровскому храму и новый начальник СИЗО № 2 – майор внутренней службы Дмитрий Викторович Комнов. При его деятельном участии к празднику Покрова Пресвятой Богородицы в 2008 году прилегающая к храму территория преобразилась: был очищен от мусора и заасфальтирован внутренний двор Бутырского замка, расширены дорожки, что очень важно для крестного хода, установлены бордюры и фонари. «Многие люди, – отмечает Д. В. Комнов, – приходят к вере именно здесь. Оставаясь наедине с собой, человек начинает видеть мир по-другому. Он осознает иные, духовные ценности».
       Покровский храм вмещает 50–80 человек, а желающих прийти сюда гораздо больше. Поэтому, по словам начальника СИЗО, священникам разрешено ходить по коридору, посещать камеры. У работников тюрьмы и служителей храма сложились нормальные отношения.
       Начальник следственного изолятора отмечает, что и на сотрудников, и на заключенных большое воздействие оказывает тот факт, что в XX веке казематы Бутырской тюрьмы были освящены пребыванием в них новомучеников и исповедников Российских. «Их жизнь и смерть, – по слову Святейшего Патриарха Алексия, – были убедительнейшей проповедью истинности и нерушимости Христова дела. Как это перекликается с настроением, мирочувствием и подвигом первых христиан! ХХ столетие – особое время в жизни Русской Церкви. Это эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности, коварству и жестокости превосходящим все, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых».
       Как и в Древнем Риме, христианские новомученики XX века терпели гонения и истреблялись за то, что не отрекались от Христа и Его Церкви. Лишение гражданских прав, непосильные денежные поборы, аресты, ссылки и лагеря, изъятие имущества – эти и другие притеснения претерпели практически все мученики и исповедники. Но ничто не заставило их изменить вере православной. Укрепляемые Господом, они посрамляли своих мучителей стойкостью и крепостью духа.
       Ныне более двухсот прошедших казематы Бутырки новомучеников и исповедников причислены к лику святых. Это священномученики митрополиты Крутицкий Петр (Полянский), Петроградский Серафим (Чичагов), Одесский Анатолий (Грисюк), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), исповедники митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), знаменитый хирург; епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), преподобный Георгий Даниловский и многие другие. Их подвиг вдохновляет нас на миссионерскую работу в тюремном храме.
       Уже написаны иконы многих новомучеников и исповедников, находившихся в заключении в Бутырской тюрьме. Эти иконы находятся в Покровском храме, они приносились в храм новомучеников и исповедников Российских в Бутове, а также на православные выставки, которые регулярно проводятся на ВВЦ. Изображения икон и материалы по церковному служению в тюрьмах размещены в интернете на сайте Бутырского Покровского храма (http:// www. butyrka. st-nikolas. ru).
       На радиостанции «Радонеж» в программе «Благовещение» священнослужители Покровского храма в течение всего года рассказывают о житиях новомучеников и исповедников Российских, в том числе совершивших свой подвиг в застенках Бутырской узницы.
       Иконы священномучеников Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского, и Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, были в числе святынь крестных ходов Афон – Одесса – Москва и Якутск – Кострома – Иваново – Москва, которые состоялись в рамках международной духовно-просветительной программы «Под звездой Богородицы», проходившей по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 2007–2008 годах и посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви.
       Благодаря принесению этих святынь в различные епархии Украины и России тысячи людей узнали о православной миссии в местах лишения свободы, в частности в Бутырской тюрьме.

Стена тюремного храма с иконами
новомучеников и исповедников Российских –
узников Бутырской тюрьмы

* * *

       За прошедшие годы отношение заключенных к Церкви значительно изменилось. Сначала во многих камерах не было даже икон, и священнослужителей встречали настороженно. В настоящее время там есть кресты, иконы, духовная литература, которые духовенство раздает при обходах либо сами заключенные приносят из храма. В некоторых камерах собиралось так много духовных книг, что тюремное начальство стало ограничивать их количество: каждому заключенному позволялось иметь не более десяти. Таким образом, в камерах на двадцать и более человек могла бы собраться целая библиотечка, но книги надолго здесь не задерживаются – часто как самое дорогое сокровище осужденные берут их с собой на этап.
       Пастырская работа ведется с учетом того, что здешние обитатели – временные: вскоре они разъедутся во все концы России. Поэтому священники наставляют их, чтобы они несли свет Христов повсюду, куда бы ни попали. Бутырку можно назвать в некотором роде кузницей кадров. От того духовного окормления, которое заключенные здесь получат, зависит их поведение на новом месте. Каждый из них в будущем может стать ядром церковной общины. Там, в колонии, для православного человека всегда найдется, где приложить свои силы. В каждой колонии следует добиваться открытия молитвенной комнаты; там, где она уже есть, – создания храма, а где храм уже устроен, – строительства отдельно стоящего церковного здания.
       В заключение хотелось бы затронуть еще один вопрос – о введении института армейских и тюремных капелланов, освобожденных от приходского служения. На наш взгляд места лишения свободы должны окормлять именно приходские священники. Во-первых, приход может обеспечить все, что нужно для богослужения, в частности свечи, вино, просфоры. Таким образом, заключенные бесплатно подают записки, берут свечи, иконки, брошюры, духовную литературу. В богослужениях могут принимать участие приходские певчие и алтарники. Приход имеет возможность предоставлять заключенным и материальную помощь, приобретать для них подарки.
       Во-вторых, что очень важно, приход может поддержать узников не только материально, но и морально, духовно. Среди прихожан всегда найдутся люди, желающие переписываться с заключенными и духовно их поддерживать. В-третьих, наконец, приход может помочь освободившимся из заключения наладить жизнь на свободе.

Раздача подарков заключенным
в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
14 октября 2008 года

       После Божественной литургии в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 2008 году Владыка Александр, обращаясь к молившимся, сказал: «Многие, выходя отсюда, не знают, где приложить свои руки, они никому не нужны. Многие из них мне говорили: наступает зима, жить негде, работать негде, одеваться не во что, питаться нечем. И часто, помыкавшись вот так, они опять совершают какое-то преступление, чтобы вернуться сюда, где их кормят, одевают, заботятся о них, как могут. Получается, что для многих эти места скорби становятся родными и близкими, потому что других мест для них просто не существует. Что ожидает в будущем тех, кто, отсидев срок за преступления, получают свободу, но не получают работы и не находят себе места в обычной жизни? На основе приходских храмов и монастырей можно было бы наладить систему реабилитации людей, освободившихся из мест лишения свободы, нужда в которой сейчас ощущается очень остро, так как процент рецидивов преступлений необычайно высок».
       Наконец, надо отметить, что служить только лишь в тюрьме священнику исключительно тяжело. Приход – это та живительная церковная среда, которая нужна как воздух и священнику, и его пастве, находящейся в заключении.

Иерей Константин КОБЕЛЕВ,
старший священник храма Покрова Пресвятой Богородицы
при Бутырском тюремном замке,
клирик храма Святителя Николая в Бирюлеве
Фото А. РАДКЕВИЧА