ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2009

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Покровско-Васильевский мужской монастырь

       Основание Покровско-Васильевской обители в Павловском Посаде связано с именем святого праведного Василия. Как повествует Житие, Василий Иванович Грязнов (1816–1869) был крестьянином деревни Евсевьево. Село Вохна (ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры, и жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к Преподобному Сергию Радонежскому.

Василий Грязнов

       Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет он был боголюбивым отроком, умным, кротким и добронравным. В юности Василий поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Голос совести в душе звал юношу к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога. В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя «грязным», и это прозвище осталось за ним навсегда.

Рака с мощами святого праведного Василия

       Видя стремление Василия к исправлению, Господь направил его на путь спасения. Однажды один из его фабричных товарищей стал хулить икону Божией Матери, после чего скоропостижно скончался. Василий услышал голос, сказавший ему: «Если ты не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть». С этого момента он усилил покаянные молитвы и вскоре исправил греховный образ жизни. Одной ночью во время молитвы он услышал голос, повелевавший ему отправиться в Николаевскую Берлюковскую пустынь. Настоятелем монастыря в то время был последователь учеников Паисия Величковского отец Венедикт. Попостившись и причастившись в монастыре, Василий получил от отца Венедикта наставление в духовном делании. После этого он коренным образом изменился, стал регулярно посещать храм Божий, часто исповедоваться и причащаться. Василий избегал увеселительных сборищ и проводил свободное время в обществе благочестивых людей. Вскоре он сподобился особых духовный дарований, и многие люди стали обращаться к нему за советом и молитвенной помощью.
       Отовсюду стекались к Василию Ивановичу люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрым другом и помощником бедных, защитником притесненных и обиженных, опытным советником в затруднительных делах, желанным собеседником для благочестивых людей. Когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни.
       Праведный Василий вел миссионерскую деятельность среди старообрядцев, его стараниями многие из них обратились в Православие. В 1840-х годах другом и собеседником Василия Ивановича стал Яков Иванович Лабзин, владелец знаменитой Павлово-Посадской фабрики, выпускавшей платки и шали. Он вскоре женился на сестре Василия Акилине и убедил своего шурина стать совладельцем фабрики. С того времени для Василия Ивановича открылась возможность щедро благотворить нуждающимся и употреблять дарованное ему богатство на всякое благое дело, на служение ближним и Церкви Божией. По свидетельству протоиерея Сергия Цветкова, любовь Василия к ближним была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Благотворительность его не ограничивалась кругом людей ему известных, к нему приходили многие люди из отдаленных селений, совершенно ему неизвестные, и щедрая рука его, управляемая добрым сердцем, всегда готова была помочь нуждающимся.
       Даже будучи купцом первой гильдии, богатым фабрикантом, Василий Иванович всегда находил время для уединенной молитвы и богомыслия. Ему, мирянину, не имевшему священного сана, святитель Московский Филарет (Дроздов) поручил наблюдение за устроением Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря совместно с первым его настоятелем игуменом Парфением. Позднее, в 1860-е годы, по благословению святителя Филарета Василий Иванович Грязнов основал в Павловском Посаде мужское общежитие для ищущих постнического жития. Был построен двухэтажный дом, в котором разместились одиннадцать человек братии, рядом была устроена келлия для Василия Ивановича.

Святой праведный Василий Павлово-Посадский

       Устройство мужского монастыря в городе было одним из заветных его желаний. В 1868 году вместе с Яковом Лабзиным они подали в Духовную консисторию прошение об устройстве мужского монастыря с каменным трехпрестольным храмом. Однако разрешение получено не было, поскольку часть купеческого капитала, выделенная на обустройство, не была защищена от случайностей и место, выбранное для монастыря, посчитали неудобным: оно находилось в центре города, неподалеку от фабрики. Документ с отказом пришел спустя несколько дней после смерти праведного Василия.
       Святой Василий был похоронен на окраине Павловского Посада, над его могилой Яков Лабзин решил построить церковь в честь Покрова Божией Матери. Строительство Покровского храма было закончено в 1874 году, один из его престолов был освящен во имя преподобного Василия исповедника – Небесного покровителя Василия Ивановича Грязнова. Тело праведника было перенесено в построенный храм, при перезахоронении от тела были отделены два нетленных перста, которые поместили в серебряный ковчежец.
       Первоначально Покровская церковь была приписана к собору Воскресения Христова и не имела своего причта. Постепенно вокруг кладбищенского храма собралась благотворительная община из женщин, помогавших в церкви и читавших Псалтирь по умершим. Для общины Яковым Лабзиным были возведены деревянные корпуса, хозяйственные постройки, выделена земля. В 1891 году купец-благотворитель скончался. В 1894 году определением Святейшего Синода женское общежитие было переименовано в Покровско-Васильевскую женскую общину с детским приютом. 3 июля того же года произошло ее торжественное открытие. Богослужение возглавил епископ Можайский Тихон (Никаноров, впоследствии архиепископ Воронежский и Задонский; священномученик, † 1920) в сослужении архимандрита Сергия, настоятеля Волоколамского монастыря, и игумена Иеронима, настоятеля Спасо-Гуслицкого монастыря.

Гостиница для паломников с трапезной

Строящийся храм

Настоятельский корпус и библиотека

       Попечительницами общины стали дочери купца Лабзина Ольга, Анна и Наталия. Начальницей общины была назначена Мария Ивановна Овчинникова, в 1900 году принявшая монашество с именем Алевтина. 22 июня 1903 года Покровско-Васильевская женская община была преобразована в женский общежительный монастырь, монахиня Алевтина была возведена в сан игумении и назначена настоятельницей обители. Торжественное богослужение в тот день возглавил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский; священномученик, † 1918).
       Число насельниц в монастыре доходило до ста пятидесяти, в обители был открыт приют для сирот и бедных детей. Воспитанниц учили с семилетнего возраста Закону Божию, чтению, арифметике, рукоделию. Они пели в церковном хоре, летом огородничали, а по достижении шестнадцати лет их, по желанию, отпускали с приданым или оставляли в обители. Обитель растила благочестивых жен и матерей, добрых хозяек.
       После революции 1917 года монастырь лишился своего основного источника дохода – процентов с ценных бумаг. В 1919 году в Покровско-Васильевском монастыре был произведен обыск, в результате которого были конфискованы предметы, связанные с почитанием святого праведного Василия: его портреты, жизнеописание и ковчег с нетленными перстами. В 1920 году VIII следственным отделом Наркомюста в здании бывшего реального училища был проведен показательный суд над настоятельницей и попечителями монастыря. Они обвинялись в создании культа Василия Грязнова в целях эксплуатации «непросвещенных народных масс». После этого монастырь был закрыт, золотые и серебряные вещи расхищены, иконы уничтожены. Однако кладбищенская церковь оставалась действующей до 1931 года. После закрытия храма были арестованы служившие в нем священники Владимир Лейциус и Владимир Морозов, последний был расстрелян на Бутовском полигоне 19 ноября 1937 года.

Покровско-Васильевский храм

       В советские годы в монастыре находилась машинно-тракторная мастерская, в корпусах располагалось рабочее общежитие, в нижнем храме был устроен торговый склад.
       В 1989 году Покровско-Васильевский храм был возвращен Русской Православной Церкви, его настоятелем был назначен иеромонах Андрей (Тонков). Основную массу первых прихожан составляли пожилые люди, их трудами и начал восстанавливаться храм. К тому времени еще была жива последняя инокиня Покровско-Васильевского монастыря Ксения (Кокурникова), которой одна из прозорливых сестер предсказала: «Ты дождешься закрытия и открытия монастыря». Она пожертвовала возрождающейся обители иконы святого апостола Иакова и преподобного Василия исповедника, а также икону Спасителя, которой игумения Алевтина благословляла сестер на постриг.

Насельники монастыря
2008 год

       В праздник Рождества Христова в 1990 году в храме была совершена первая Божественная литургия. Не было отопления, сосульки, словно свечки, висели на стенах, но радость, которую испытывали настоятель и прихожане, затмила все проблемы и неудобства. Вскоре был отреставрирован нижний храм, построена небольшая привратная церковь во имя преподобного Андрея Рублева, где с тех пор читается неусыпаемая Псалтирь. Также была отреставрирована колокольня. Из старых колоколов не осталось ни одного – их сбросили в годы гонений. В настоящее время оборудованы два яруса колоколов, на одном звонят во время будничных служб, на другом – в праздники.

Молебен перед часовней во имя святого
великомученика и Победоносца Георгия

       В 1995 году Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о воссоздании Покровско-Васильевского монастыря. Спустя почти сто тридцать лет после кончины праведного Василия его желание Промыслом Божиим исполнилось – монастырь был восстановлен как мужской. 23 июля 1995 года иеромонах Андрей (Тонков) был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители.

Игумен Андрей (Тонков)

       7 августа 1999 года праведный Василий Павлово-Посадский был прославлен как местночтимый святой. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II начертал на прошении по поводу его канонизации такие слова: «Пусть служение ближним во имя Христово этого подвижника веры станет добрым и вдохновляющим примером для всех, кто будет прибегать к его молитвенному предстательству».
       Ежегодно 7 августа, в престольный праздник обители, в Покровско-Васильевском монастыре совершается торжественное богослужение, посвященное памяти святого праведного Василия, покровителя Павлово-Посадского края и его окрестностей.
       На сегодняшний день в монастыре подвизаются семь человек братии: игумен, два иеромонаха, один инок и три послушника. Удивительно, как им удается все успевать! Хозяйство в монастыре очень большое: огороды, теплицы, около тридцати коров, отара овец, свиньи, огромный птичий двор. На хозяйственном дворе находится небольшая часовня великомученика и Победоносца Георгия. 6 мая, в день памяти этого святого, который издревле на Руси почитается покровителем животных, в монастыре совершается молебен и освящение скота. За молоком, сметаной и творогом сюда приезжают со всей округи и даже из Москвы.
       В монастыре есть большая библиотека, просфорня, пасека, столярная мастерская, ризница, пошивочная мастерская, небольшая гостиница для паломников с трапезной. Заканчивается реставрация верхнего храма, где установлена новая серебряная рака для мощей праведного Василия. Строятся два новых храма, к одному из них примыкает новая большая трапезная для братии.
       Летом территорию монастыря украшают многочисленные цветники. В небольшом пруду, через который перекинут живописный мостик, плавают разноцветные рыбки, зимой для них включается подогрев.

Чтимая святыня обители –
икона Божией Матери «Скоропослушница»

       Богослужения в обители совершаются ежедневно. В шесть часов утра братия собирается на молебен перед ракой праведного Василия, после молебна совершается полунощница, затем утреня, часы и Литургия. Вечером начинается чтение девятого часа, затем вечерня и малое повечерие. По средам совершается молебен с Акафистом Покрову Пресвятой Богородицы. В праздничные дни в обители поют два хора – братский и смешанный.

Реставрация верхнего, Покровского храма

       Почитаемые святыни обители – иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Скоропослушница», написанные на Святой Горе Афон, чудотворная икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, чудом сохранившаяся с дореволюционных времен. В 2002 году в монастырь были переданы частицы мощей более ста Киево-Печерских святых. Перед иконостасом находятся три ковчега: один – с частицами мощей общерусских святых, другой – Киево-Печерских святых, а третий – новомучеников и исповедников, в земле Московской, Владимирской, Нижегородской и Воронежской просиявших.

Встреча архипастырей у врат обители


Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий
у мощей святого праведного Василия

       В 2003 году монастырь отметил свой столетний юбилей. В выставочном зале в Павловском Посаде была открыта выставка «Святые страницы». В память о празднуемой дате были изготовлены платки с изображением святого праведного Василия, которые были освящены на его мощах, и платки с видом монастыря. Были изданы Житие праведного Василия, небольшой альбом и буклет о монастыре, а также выпущен фильм «Цветник земли Павлово-Посадской», посвященный истории и современной жизни обители.





* * *

       С каждым годом увеличивается количество почитателей местночтимого угодника Божия. Ежедневно у раки с его святыми мощами можно видеть молящихся людей, которые с верою в его заступничество испрашивают молитвенной помощи в различных жизненных обстоятельствах. Насельники обители становятся свидетелями многочисленных чудес, совершившихся по молитвам праведного Василия. Исцеляются болезни, разрешаются проблемы, укрепляются семьи, люди, страждущие недугами пьянства и наркомании, обретают в лице праведника врача и покровителя. Люди политики и бизнеса научаются от него, как в современном мире, так далеко отошедшем от евангельских идеалов, оставаться благочестивыми христианами и употреблять свое богатство на благие цели.







Инок СЕРГИЙ (Маркин)
Фото О. КОНОВАЛОВА,
А. ЛЮБЧЕНКО, Ю. ЛИНДЕ