ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2009

ПРОПОВЕДЬ

Слово о Патриархе

       Сегодня, когда мы отмечаем 80-летний юбилей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, до которого ему не суждено было дожить, мы обращаемся памятью к недавнему времени, когда вся наша страна со скорбью провожала своего Первосвятителя в последний путь.

       В день его погребения у нас на Руси Великой осуществилось подлинное духовное единство, единение, собрание окрест его гроба великих и малых, верхов и низов, просвещенных светом Евангелия и только-только устремившихся в объятия Христа Спасителя, воцерковленных и недавно крещенных, простецов и мудрецов, пастырей и пасомых.
       Да, мы были свидетелями всесословного единства. Разве не чудо, что даже телевидение уцеломудрилось, и то, что всем было не под силу, осуществилось в день кончины Святейшего Патриарха? Вмиг ушли пошлые, глупые развлекательные программы. Вместо них был дан подробный, по часам, отчет о том, что происходило в Храме Христа Спасителя, затем продолжалось на улицах Москвы, в соответствии с движением погребального шествия, и завершилось в Елоховском соборе, где был погребен пятнадцатый Патриарх всея Руси.
       Вся страна провожала в путь всея земли Святейшего Патриарха Алексия II. Две столицы – Москва и Петербург были лишены привычной вечерней иллюминации, как будто надели скорбные ризы. Калининград и Хабаровск, Север и Юг, каждый большой и малый, губернский и уездный город собрали в своих кафедральных храмах народ, дабы там возносились молитвы, идущие из глубин скорбных, но верующих сердец.
       О если бы каждый день в России проходил так, на едином дыхании, с единым устремлением сердец к Небу! Тогда наша страна, как предсказывал преподобный Серафим Вырицкий, став на колени, в едином покаянном порыве к Богу мгновенно освободившись от всех трудностей, скинув груз грехов, окрыленная Божией благодатью, уверенной поступью вошла бы в XXI столетие.
       Святейший Патриарх ценой своей кончины добился этого единомыслия, этого единства, когда не видно было ни злопыхателей, ни провокаторов, ни недобросовестных критиков. Даже самые ироничные и циничные смиренно сняли головной убор и склонили гордую главу, вынужденные признать всенародный нравственный авторитет, духовную силу Святейшего Патриарха.
       Лишь пережив эту утрату, мы в полной мере осознали, каким беззаветным тружеником на ниве церковной был наш Святейший отец. Матерь-Церковь, ее благо, ее духовная польза составляли главную цель и смысл его земной жизни. С юных, отроческих лет, дав внутреннее обещание посвятить себя Создателю и вступить на стезю священства, Святейший Патриарх Алексий трудился не покладая рук над самим собою, трудился на той ниве, которая показана была ему Господом и которая именуется православным пастырством.
       Кому много дано, с того много спросится. Большому кораблю – большое плавание. Став в достаточно молодых годах епископом, он приумножил данные ему пять талантов и сегодня сполна возвращает Небесному Сеятелю те золотые зерна духовных дарований, которые взрастил за почти что восемьдесят лет своей земной жизни.
       Заслуга Святейшего Патриарха перед обществом и историей в том, что он в эпоху безвременья, распада великой империи советского периода не отдался на волю обстоятельств, но крепко, как настоящий капитан, сжимая в руках штурвал Русской Поместной Церкви, повел корабль, ломая льды стереотипов безбожной инертности, отчуждения, холодности и злобы, доставшихся нам в наследие от прошлого.
       Эти усилия Святейшего Патриарха, поддержанные и приумноженные трудами архипастырей и пастырей, вывели корабль Русской Церкви в открытое море богопознания и богообщения, к которому стали причастны уже не тысячи, а миллионы наших сограждан. Церковь пожилых людей, Церковь благочестивых бабушек, которые не оставляли храмы в тяжелейшие годы реакции и безбожия, стала Церковью молодых людей, Церковью студенчества, Церковью православных семей, насчитывающих уже не три, не четыре, а пять, и шесть, и семь деток, к утешению грядущей России.
       Во многом это заслуга Святейшего Патриарха, который открывал глаза правителям, умел говорить с чиновным людом на его языке, не умаляя достоинства церковного сана, обладал политической мудростью, тонким искусством дипломатии и одновременно – горячим сердцем и сокровенной молитвой, воспринятой еще в юности от протоиерея Михаила, его отца. Протоиерей Михаил Ридигер, ставший священником в военные годы, дерзал входить в лагеря смерти, беря с собою сына, и там, смотря смерти в лицо, будучи чужд «страха иудейска», окормлял верующих соотечественников, невзирая ни на какие препятствия и обстоятельства.
       Святейший Патриарх Алексий – отец всего нашего народа – помышлял, по слову Ветхого Завета, о том, чтобы не отвергнуть и отверженного, умея своим мягким, прочувствованным, ласковым словом ободрить скорбящего, утешить потерявшего надежду, умягчить дерзкого, привести в задумчивое состояние циника и агностика, а главное – засвидетельствовать всему миру (иноверному и инославному в том числе), что Православная Церковь, всегда прекрасная и юная, никого не обделит материнским теплом и светом, но всех примет с распростертыми объятиями, никому насильственно не навязывая своего общения.
       Святейший Патриарх, объездивший весь свет, привлек к Русской Православной Церкви умы и сердца ее детей – русскую эмиграцию, которая, в течение многих десятилетий оставаясь вдали от родины, часто и соблазнялась, и огорчалась, и едва ли помышляла о вхождении в родимое лоно.
       Святейший Патриарх, поддержанный российским правительством, а главное, братской молитвой Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, уже ушедшего в вечность, сумел создать ту благоприятную среду общения, плодом которого стало подписание почти два года назад, в праздник Вознесения Господня, акта о возобновлении литургического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.
       Как символично и таинственно, что оба Первоиерарха – сначала митрополит Лавр, угасший на Торжество Православия, а теперь и наш Святейший Патриарх Алексий – отошли в лучший мир, чтобы, верим, предстать пред Божиим Престолом и, взирая на Господа, сказать: «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (см.: Евр. 2, 13).
       Это восстановление русского единства, или, как сказал Святейший Патриарх, окончательное завершение Гражданской войны, есть одно из главных деяний Первосвятителя, плод и последствия которого намного его переживут. Восстановленное литургическое общение двух частей нашей Церкви всегда будет совершаться о имени Господнем, с молитвой о упокоении тех, кто соделал трудное и почти неосуществимое, – о упокоении душ Святейшего Патриарха Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра.
       Отдавая дань благодарной памяти Святейшему Патриарху Алексию, вспомним о том, что его далекие предки, послужившие Царю и Отечеству, передали своему потомку свечу жертвенной любви, которую он пронес через всю свою жизнь и с которою ныне Святейший Патриарх предстоит Престолу Вечного Судии.
       В наш XXI век, когда так быстро меняются покрои, прически, платья, самый язык, мы будем вспоминать Святейшего Патриарха как охранителя русского начала, как созидателя культуры, как человека великой культурообразующей нации, усилиями которого наша Церковь, выйдя из подполья, стала подлинной законодательницей нравственности, стала возвышать свой голос в дни общественных потрясений, вновь восприяла служение примирительницы народов.
       И главным заветом Святейшего Патриарха Алексия для нас останется молитва о единстве. Наше единство – единство духовное, единство нравственное, единство культурное и историческое, основанное на общей вере в Единого Бога, прославляемого в Отце и Сыне и Духе Святом.
       Вот почему, поминая почившего Святейшего Патриарха, будем, братья и сестры, как зеницу ока, блюсти мир в собственной душе, дабы ум и сердце не противоречили друг другу, но в согласии поклонялись Господу Иисусу Христу; блюсти мир в семье, чтобы не возобладала рознь среди домочадцев, но каждый из нас, сознательных православных христиан, был источником и гарантом спокойствия, нежности, деликатности; блюсти мир во граде, в котором мы живем, и в Отечестве, дабы богатые от избытков своих делились с нуждающимися, а бедные памятовали, что скудость – не порок, если дары любви и милости сочетаются со скромным и умеренным образом жизни.
       Выполняя завет Святейшего Патриарха, будем приносить Господу наши горячие молитвы о мире, раскалываемом противоречиями, политическими интригами, и будем умолять Господа, дабы ненавистная «рознь мира сего» не возобладала над нами, но Господь умирил языки, хотящие бранем, расточил агрессоров, смирил их и возвел Россию на присущую ей высоту, которая заключается не в чем ином, как в свидетельстве о правой вере среди народов, соблюдении мира в Европе и вселенной благодаря державной мощи нашего государства.
       По молитвам почившего Патриарха жизнь продолжается. Ежедневно в наших храмах совершается Божественная литургия, за которой мы молимся о Святейшем Патриархе Алексии, и верим, что душа почившего, обретя милость на Божием Суде, не забудет и нас, чад Матери-Церкви, и через взаимную молитву веры и любви благодать умирит наши души, утешит и освятит их.
       Каждый из нас пусть несет крест своего служения так же преданно, так же жертвенно, так же спокойно и рассудительно, с той же молитвою о помощи Божией, как это было свойственно Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Протоиерей
Артемий ВЛАДИМИРОВ,
настоятель московского храма
Всех святых, что в Красном Селе