ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2009

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Казанская епархия: история и современность


ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

       На территории Республики Татарстан, границы которой совпадают с границами Казанской епархии, христианство появилось в глубокой древности. Об этом свидетельствуют найденные археологами в захоронениях, городищах и селищах нательные крестики и другие предметы христианской культуры. Однако в конце IX века территория Татарстана частично вошла в состав Волжской Булгарии, развитого государства на крайнем востоке Европы со столицей в городе Булгар, основу населения которого составляли булгары – приазовские языческие племена, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные племена.

Панорама Казани
Гравюра XIX века

       В X веке, после приезда в Булгарию багдадского посольства, съезд всех булгарских племен принял в качестве государственной религии ислам, но, несмотря на это, на ее территории продолжало жить достаточно большое количество христиан. Так, согласно летописям, в 990 году великий князь Киевский Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, результатом деятельности которого стало крещение четырех булгарских князей с семьями. Кроме того, один из древних памятников Булгара, получивший название «Греческая палата», по мнению историков, был когда-то православной церковью.
       В XIII веке Булгария была завоевана монголами во главе с Бату-ханом и вошла в состав Золотой Орды – крупнейшего средневекового государства на территории Евразии. С 1261 года века в Золотой Орде действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили и православные храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии. Резиденция правящего архиерея располагалась в столице Золотой Орды – городе Сарае. Казань впервые упоминается в летописи в 1276 году, в связи с тем, что хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, князю Смоленскому и Ярославскому Феодору, впоследствии канонизированному Русской Православной Церковью.

Благовещенский кафедральный собор в Казанском кремле
Фото начала XX века

Благовещенский кафедральный собор в Казанском кремле
Современный вид

Иконостас Благовещенского кафедрального собора

       В 1445 году в северных пределах Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство со столицей в Казани, где исповедовался ислам, принятый Золотой Ордой. Внутренняя и внешняя политика нового государства была весьма агрессивной: Казанское ханство проводило активную исламизацию проживавших на его территории коренных народов и народов соседних государств, захватывало в плен огромное количество русских людей и, кроме того, контролировало важнейший для России Волжский торговый путь. Для православного Русского государства такое соседство было опасным. В связи с этим первый русский царь, Иоанн IV, предпринял несколько дипломатических попыток посадить в Казанском ханстве своих ставленников, но после ряда неудач принял решение о необходимости взятия Казани.
       В 1552 году в верховьях Волги, в районе Углича, на берегу реки Свияги был сооружен деревянный город-крепость Свияжск, который на определенное время стал административным и торговым русским центром на востоке государства. Затем 150-тысячное русское войско осадило Казань и успешно штурмовало город. Казанский хан Ядигир-Магмет был взят в плен, впоследствии он крестился, получил имя Симеон и стал активнейшим союзником русского царя, за что даже получил во владение город Звенигород.
       Присоединение в середине XVI века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья привело к созданию Казанской епархии. Она была учреждена при митрополите Московском Макарии соборным определением от 3 апреля 1555 года. С этого времени началась новая эпоха – эпоха православной Татарии, ее активной христианизации.
       Первым святителем Земли Казанской стал архиепископ Гурий (Руготин, 1555–1563, † 1563), до того бывший игуменом Тверского Селижарова монастыря. Он отправился в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать их от суда воевод и наместников. Вскоре после кончины, в конце XVI века, архиепископ Казанский Гурий был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.
       Под руководством русского мастера Постника Яковлева был реконструирован Казанский кремль, внутри которого был построен величественный Благовещенский собор. В Казани стали возводить православные храмы и монастыри. В конце XVI века вышел указ царя Феодоpа Иоанновича о ликвидации всех мечетей на Казанской земле за их ненадобностью. Запрет на строительство мечетей был снят только императрицей Екатериной II, после чего в Казани была построена первая каменная мечеть.

Колокольный храм при Богоявленском соборе в Казани
Фото начала XX века

Казанско-Богородицкий монастырь
Фото начала XX века

       Первоначально епархия включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 году, а также Вятскую землю. В 1556 году, после завоевания Астрахани, в епархию вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, а во второй половине XVI – начале XVII века – вновь присоединенные территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 году от нее были отделены земли Нижнего Поволжья, которые вошли в Астраханскую епархию, в 1620 году – Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 году – Вятская земля (Вятская епархия). В первой половине XVIII века Казанская епархия включала в основном территории Казанской и Уфимской губерний, созданных царем Петром I.
       В 1780-е годы границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных по указу императрицы Екатерины II, и к середине 1790-х годов Казанская епархия включала Казанскую и Симбирскую губернии, а с 1832 года, после создания Симбирской епархии, – только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX – начале XX века входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский и Агрызский районы), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).
       В первой половине 1920-х годов границы Казанской епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская и Марийская АССР. В 1946 году была создана Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году – Йошкар-Олинская и Марийская, и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан.

       В дореволюционное время архиереи, управлявшие Казанской епархией, носили титул «Казанский и Свияжский», кроме митрополита Ермогена (1589–1606, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, священномученик, † 1612), титуловавшегося «Казанский и Астраханский» и митрополита Иоасафа (1674–1686, † 1686), имевшего титул «Казанский и Болгарский». В 1795–1831 годах Казанские архиереи имели титул «Казанский и Симбирский», в советское время до 1950 года – «Казанский и Свияжский», в 1944– 1958 годах – «Казанский и Чистопольский», с 1958 года – «Казанский и Марийский», а с 1993 года, в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея изменился на «Казанский и Татарстанский».

Рака с мощами святителя Гурия Казанского

Рака с мощами преподобных Ионы и Нектария Казанских
в Петропавловском соборе

       Пребывавший на Казанской кафедре с 1699 по 1724 год митрополит Тихон (Воинов, † 1724) вел активную миссионерскую деятельность. С 1701 по 1795 год в епархии крестились 3683 черемиса, для новокрещеных было открыто семь церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной миссии иеромонах Алексий (Раифский), позже настоятель Свияжского Успенского монастыря. К началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещеных чувашей, мордвы, черемис, татар и вотяков.
       В 1744 году, после церковной реформы Петра I, Казанский Архиерейский приказ был преобразован в Казанскую Духовную консисторию. По штатам 1764 года Казанская епархия была причислена ко второму классу. В ней было одиннадцать штатных монастырей: один – первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два – второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь – третьего класса, другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения: Московская епархия имела только 814).
       В 1799 году было создано Свияжское викариатство (в 1822 году отмененное), затем – Чебоксарское (1853), Чистопольское (1899), Мамадышское (1907). Все викарные епископы проживали в Казани, епископ Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский – настоятелем Кизического Введенского монастыря, Мамадышский – Спасо-Преображенского. В их ведении находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

Панорама Казани
Фото начала XX века

       Важнейшими событиями в жизни епархии были обретение в 1579 году чудотворной Казанской иконы Божией Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению Патриарха Ермогена, бывшего Казанского митрополита, и всероссийское прославление Казанской иконы Божией Матери. По преданию, обретение этой иконы произошло 8 июля 1579 года, при архиепископе Казанском и Свияжском Иеремии (1576–1581). Тогда по Казани прошел страшный пожар, после которого дочери казанского купца Онучина девятилетней Матроне во сне явилась Пресвятая Богородица и открыла, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый исповедниками христианства еще при татарском владычестве. После троекратного явления Пресвятой Богородицы Матроне 8 / 21 июля икона была найдена в указанном месте. Обретенный образ был перенесен в близрасположенный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. В обретении и перенесении иконы участвовал почитаемый в Казани священник Ермолай, который вскоре принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре, а 1589 году был хиротонисан во епископа и назначен на Казанскую кафедру. Это был будущий Патриарх Московский и всея Руси Ермоген.
       После молебна икону крестным ходом перенесли в Благовещенский собор Казанского кремля. В скором времени через этот образ были явлены многочисленные чудотворения.

Чудотворный список Казанской иконы
Пресвятой Богородицы. XVII век

       Отец Ермолай написал новоявленной Казанской иконе Божией Матери тропарь «Заступнице Усердная», ныне известный всей России, а позже составил «Сказание о чудесах Казанской иконы». С иконы был снят список, который вместе с описанием совершаемых от нее чудес был отправлен государю Иоанну IV. Тот повелел соорудить на месте обретения иконы храм в честь новоявленного образа и основать Казанский женский монастырь, что и было сделано отцом Ермолаем. Первой инокиней обители стала Матрона, принявшая монашеский постриг с именем Мавра.
       Подлинник иконы был перенесен в Казанско-Богородицкий монастырь и находился там до 29 июня 1904 года, когда несколько грабителей во главе с неким Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Святотатцев поймали, но ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний грабителей тогда ни к чему не привели, и судьба чудотворной иконы доныне неизвестна.

Крестовоздвиженский собор
Казанско-Богородицкого монастыря

Рака с мощами святителя Германа Казанского

       После святителя Ермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Казанский и Свияжский Ефрем (1606–1613, † 1613), пославший в 1612 году ополчению Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери.
       Эта чудотворная икона поистине являлась заступницей и охранительницей России на протяжении ее дальнейшей истории. Из множества икон Божией Матери ни одна не была распространена в таком количестве списков, как Казанская. Особо же чтимыми являются три чудотворных образа, которые пребывают: один – в Казанско-Богородицком монастыре, другой – в Казанском соборе на Красной площади в Москве и третий – в Казанском соборе в Петербурге.

Успенский собор Свято-Успенского монастыря
на острове Свияжск

Собор в честь иконы Божией Матери
«Всех скорбящих Радость» на острове Свияжск

Остров Свияжск

       В 1613 году митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство избранного Земским Собором первого царя из Дома Романовых Михаила Феодоровича. Подпись митрополита Ефрема стоит под Уложенной грамотой об избрании на царство первой.

Фрески в Успенском соборе
Свято-Успенского монастыря. XVI век

       В 1654 (по другим данным в 1656) году избавлением Казани от эпидемии чумы прославилась Смоленская Седмиезерная икона Божией Матери, в 1660-е годы Свияжск и Казанский край спасла от морового поветрия Грузинская икона Божией Матери.

Список чудотворной
Грузинской иконы Божией Матери

Чудотворная Смоленская
Седмиезерная икона Божией Матери

       Дальнейшая история православной Татарии связана с активной деятельностью Казанской епархии. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). Это было связано прежде всего с активной образовательной и миссионерской деятельностью, которую проводили ее священнослужители. В 1723 году была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобразованная в 1732 году в Казанскую Духовную семинарию. В 1798 году в Казани открылась Духовная академия, но первая попытка ее создания не удалась, и в 1818 году она вновь была преобразована в семинарию. Вновь Духовная академия была открыта в 1842 году.

Архиепископ Казанский и Свияжский
Филарет (Амфитеатров)

       Одной из основных целей деятельности епархии была катехизация нехристианского населения Татарии, поэтому проводилась активная работа по открытию православных церквей и школ для новокрещеных и инородцев. В 1731–1764 годах в епархии действовала Контора новокрещенских дел, благодаря миссионерской деятельности которой была катехизирована основная часть чувашей, удмуртов и марийцев.
       При архиепископе Казанском и Свияжском Амвросии (Протасове, 1816– 1826, † 1831) было открыто Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного Писания на местные языки. В 1814 году на татарский язык был переведен Новый Завет, а в 1819 году – Книга Бытия. 11 апреля 1830 года при архиепископе Филарете (Амфитеатрове, 1828–1836, † 1857), ставшем впоследствии митрополитом Киевским и Галицким, была учреждена Инородческая Миссия. В 1847 году при Казанской Духовной академии был открыт переводческий комитет, в 1854 году – три миссионерских отделения. Действовали также двухгодичные миссионерские курсы при Спасо-Преображенском монастыре, Казанское, Чебоксарское и Чистопольское Духовные училища, женское училище для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий, Епархиальное женское училище с сиротским приютом.

Казанская Духовная академия
Фото начала XX века

Казанская Духовная семинария
Фото начала XX века

       Во второй половине XIX века в епархии сформировалась и развивалась миссионерская и просветительная система. Ее создателем был Н. И. Ильминский, которого называли апостолом казанских инородцев. Основанное по его инициативе Братство святителя Гурия (1867) стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, а Казанская инородческая учительская семинария (1872) и Центральная крещено-татарская школа (1864), открытые благодаря его трудам, сформировали кадры национальной интеллигенции и духовенства чувашей, татар-кряшен*, марийцев, удмуртов, мордвы. В «инородческих» приходах стали совершаться богослужения на родных языках прихожан. Все это привело к подлинной христианизации народов Поволжья, преодолению пережитков язычества.

Воспитанники крещено-татарской школы
Фото начала XX века

       В 1909 году в епархии свыше полутора миллионов человек исповедовали Православие, действовало 18 соборных, 636 приходских, 37 домовых храмов, всего 739 церквей и 336 часовен, в которых служили 33 протоиерея, 770 священников, 279 диаконов, 770 псаломщиков. Были открыты 609 церковноприходских попечительств, 7 двухклассных и 470 одноклассных церковных школ, 225 школ грамоты, в них обучались свыше 27 тысяч человек. В Казани действовали 5 мужских и 2 женских монастыря. К 1917 году в епархии насчитывалось 794 церкви, 27 монастырей, 419 часовен, духовенства белого – 1554 человека, черного – 202 монахини и 1601 монах. В 1917– 1918 годах Казанская Духовная консистория была преобразована в Епархиальный совет, а затем в Епархиальное управление.

ЕПАРХИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

       После октябрьского переворота для Казанской епархии, как и для всей Русской Православной Церкви, наступили тяжелые времена. Уже в 1918 году были расстреляны более двадцати священников. Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов, † 1937) только дважды, в 1920 и 1921 годах, смог побывать в Казани, а все остальные годы провел в тюрьмах и ссылках, вплоть до своей мученической кончины. Мученический венец приняли и все остальные архиереи, управлявшие епархией в 1918–1937 годах, кроме архиепископа Казанского и Свияжского Афанасия (Малинина, † 1939). В 1937 году Казанское Епархиальное управление перестало существовать.
       В 1929 году были закрыты все монастыри, тогда же начались массовое закрытие церквей и репрессии против духовенства. Всего в 1929–1931 и 1937–1938 годах было расстреляно более ста священнослужителей и монашествующих, более семисот были отправлены в лагеря. Жертвами репрессий стали и многие сотни прихожан, выступавших против закрытия храмов. К 1939 году в Татарской АССР остались только два действующих храма – в Казани и Мензелинске.
       После 1938 года епархией управлял архиепископ Андрей (Комаров, 1942–1944, † 1955). В течение десяти лет кафедральным собором был единственный действовавший в Казани храм во имя Ярославских чудотворцев (на Арском кладбище).
       В 1944 году в стране началось некоторое возрождение церковной жизни, и к 1948 году на территории Казанской епархии уже действовало около сорока приходов, было восстановлено и Епархиальное управление. В 1947 году при архиепископе Казанском и Чистопольском Гермогене (Кожине, впоследствии митрополит Алеутский и Северо-Американский, † 1954) кафедральным собором стал Николо-Покровский храм Казани.
       Среди иерархов послевоенных лет особенно почитался верующими архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (Королев, † 1952), бывший епископ Пражский, вернувшийся в 1950 году из эмиграции и возглавлявший Казанскую епархию в течение двух лет (1950–1952).
       В первой половине 1960-х годов наступление властей на Русскую Церковь возобновилось. В 1960 году архиепископ Казанский и Марийский Иов (Кресович, 1953–1960, † 1977) был осужден по надуманному обвинению и приговорен к семи годам лишения свободы. В тот период количество приходов сократилось в Татарской АССР до пятнадцати, а в Марийской АССР – до восьми.

Архиепископ Казанский и Марийский
Иов (Кресович)

       Другим почитаемым иерархом послевоенного периода был архиепископ Михаил (Воскресенский, 1960–1975, † 1976), известный тем, что вместе с еще шестью иерархами подписал в 1961 году письмо архиепископа Ермогена (Голубева) с требованием пересмотра Положения об управлении Русской Православной Церкви, принятого под давлением светских властей, и проведения церковных реформ. Несмотря на различные трудности этих лет, архиепископ Михаил не допустил закрытия ни одного храма в епархии.

Архиепископ Казанский и Марийский
Михаил (Воскресенский)

       С 1975 по 1988 год епархией управлял епископ Казанский и Марийский Пантелеимон (Митрюковский, † 1993). При нем были зарегистрированы три прихода в крупных районных центрах, появилась возможность проводить реставрационные работы в действующих храмах. К концу 1988 года в Татарской АССР действовало 16 приходов, в Марийской АССР – 11 приходов.

Освящение Благовещенского собора
в Казанском кремле. 19 июля 2005 года

Лития на месте мученического подвига
настоятеля и насельников Свято-Успенской
Зилантовой обители. 2008 год

КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ СЕГОДНЯ

       В 1988 году началось активное возрождение православной жизни в Татарстане. В это время на Казанскую кафедру определением Священного Синода был назначен настоятель Никольского кафедрального собора, секретарь Епархиального управления архимандрит Анастасий (Меткин). Его хиротония во епископа Казанского и Марийского состоялась 11 декабря 1988 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий

       До того как в 1989 году епархии был возвращен Петропавловский собор, в Казани действовало всего два храма. В 1991 году Русской Православной Церкви был возвращен Раифский монастырь, в 1994 году – Варваринская и Софийская церкви в Казани, в 1996 году – Свято-Вознесенский Макариевский мужской монастырь, Седмиезерная пустынь, Свияжский Свято-Успенский монастырь, Тихвинская и Евдокиинская церкви в Казани. Процесс возвращения некогда насильственно отчужденных храмов епархии продолжается по сей день.
       В настоящее время в епархии совершают служение 307 священников и 57 диаконов. В 22 благочиннических округах действует 227 приходов, восстановлено девять монастырей (семь мужских и два женских). Идет строительство новых и восстановление разрушенных храмов, в десяти приходах строятся новые храмы, а в 22 храмах идут восстановительные работы.

Закладка памятной капсулы в основание храма
святых мучениц Веры, Надежды, Любови и
матери их Софии. 2005 год

Панихида у могилы архиепископа
Сергия (Королева). 2007 год

       В епархии выпускается семнадцать печатных периодических изданий. Постоянно выходят в эфир шесть православных теле- и радиопередач. Функционируют 22 православных интернет-издания, среди них официальный сайт Казанской епархии «Православие в Татарстане», сайт Казанской Духовной семинарии, а также информационно-просветительный сайт «Все о православных постах и праздниках», которые поддерживаются силами сотрудников Епархиального управления.
       В конце 1990-х годов при Епархиальном управлении были созданы отделы по социальному служению, религиозному образованию и катехизации, работе с глухонемыми и слабослышащими людьми, с молодежью, информационно-издательский, миссионерский отделы, отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, по канонизации святых, по противодействию наркомании и алкоголизму, паломнический отдел, отдел по взаимодействию с учреждениями здравоохранения.

Петропавловский собор в Казани

Успенский собор и малая звонница
Свято-Успенского Зилантова монастыря

Троицкий собор в Свято-Успенском
Зилантовом монастыре

Никольский собор в Чистополе

       Действует православное братство святителя Гурия, воссозданное в 1991 году в память о миссионерском братстве, существовавшем до революции. Братство создано при Богоявленском соборе в Казани. Целью его является православное просвещение, возрождение и укрепление православных традиций, православно-национального самосознания.
       Одной из самых распространенных форм социального служения является организация благотворительных столовых при монастырях и некоторых приходах епархии. Среди них – благотворительная столовая при Иоанно-Предтеченском монастыре в Казани, рассчитанная на ежедневное обслуживание ста человек, столовая прихода во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Красный Ключ Нижнекамского благочиния, где ежедневно около сотни нуждающихся получают бесплатный обед. Нерегулярно, один-два раза в неделю, благотворительные обеды организуются в 42 городских и сельских приходах.


Свято-Вознесенская Макариевская пустынь

       В марте 2006 года в Казани была проведена научно-практическая конференция «Роль религиозного просвещения в духовно-нравственном воспитании неслышащего человека». Участники форума приехали из Волгограда, Киева, Коломны, Львова, Москвы, Минска, Новосибирска, Пензы, Петербурга и Томска.

Всероссийская конференция
«Православие в поликонфессиональном обществе:
история и современность». 22 июля 2005 года

Научно-практическая конференция
«Сотрудничество науки и религии на пути решения
современных проблем общества»
16 марта 2006 года

       В октябре 2006 года между Министерством социальной защиты Республики Татарстан, Казанской епархией и Духовным управлением мусульман республики было подписано совместное соглашение о духовном окормлении граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах. После этого к домам-интернатам были прикреплены священнослужители епархии.
       25 марта 2007 года под председательством руководителя Епархиального отдела по взаимодействию с учреждениями здравоохранения протоиерея Романа Модина состоялось учредительное собрание Ассоциации православных врачей Татарстана.

Храм-памятник иконы Спаса Нерукотворенного Образа
в честь воинов, павших при взятии Казани в 1552 году

Часовня во имя Всех святых, в Земле Казанской просиявших,
при МВД Республики Татарстан

       23 октября 2008 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения, Казанской епархией Русской Православной Церкви и Духовным управлением мусульман Татарстана. Опыт последних двадцати лет пастырского служения Церкви в больницах Казани и республики показал необходимость присутствия священника в больнице. Представители двух основных религий в Татарстане осуществляют и поддерживают в последние годы все проекты сотрудничества с государством в социальной сфере. Поэтому вполне закономерно, что опыт их работы в медицинских учреждениях получил государственное признание. Следствием подписания соглашения стало начало работ по созданию на территории Республиканской психиатрической больницы имени В. Бехтерева православной часовни и мусульманской молельни.
       В 2006 году был создан отдел по работе с молодежью, который координирует взаимодействие православных молодежных общин. Отдел принимал участие в организации и проведении традиционного православного молодежного лагеря «Макариевские встречи». Сотрудники отдела привлекают молодых православных людей к участию в спортивных играх. Так, например, в спортивном комплексе Казанского автодорожного техникума еженедельно организуются волейбольные матчи. Налажены контакты с Синодальным отделом по делам молодежи и соответствующими службами Пермской и Ижевской епархий.
       Доброй традицией стало ежегодное проведение фестиваля детско-юношеского творчества «Сретение», Пасхального фестиваля колокольного звона в рабочем поселке Алексеевское, в котором участвуют известные звонари России, а также благотворительных концертов «Рождественский дар Раифы» на святочной неделе.

Общегородской крестный ход в
День народного единства

       В сентябре 2007 года в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан состоялась встреча представителей православной и мусульманской молодежи. Инициатором встречи выступил Епархиальный отдел по работе с молодежью, а организатором – Национальный благотворительный фонд «Булгар». Основной целью встречи было налаживание диалога между молодыми людьми, представляющими традиционные религии Татарстана, обсуждение насущных проблем современной молодежи, а также возможности совместного решения некоторых социальных проблем, напрямую связанных с подрастающим поколением.
       В епархии имеются два этнических благочиннических округа – кряшенский и чувашский, приходы которых окормляются духовенством, принадлежащим к этим народностям. Посещая эти приходы, правящий архиерей совершает в них богослужения на родном языке прихожан. Кряшенский Тихвинский приход в Казани занимается издательской, а также переводческой деятельностью, осуществляя совместно с Российским библейским обществом переводы Священного Писания на кряшенский язык.

Установка куполов на строящийся храм во имя
Преподобного Сергия Радонежского в Казани. 2008 год

       Значимым событием 2007 года стала разработка сигнального варианта школьного учебника «История религий», который был предложен в качестве учебного пособия для школ России.
       11 марта 2006 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Казанской епархией и Управлением Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан. В марте 2007 года в Казани состоялось открытие Православного информационно-просветительского центра в приходе во имя святителя Варсонофия Казанского, который был создан Отделом Казанской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму. Новый центр призван помогать людям, страдающим от наркотической и алкогольной зависимости, в процессе их лечения и реабилитации, а также вести работу с их родственниками.

Во время подписания соглашения о сотрудничестве
между УФС по контролю за оборотом наркотиков
Республики Татарстан и Казанской епархией
11 марта 2006 года

       30 мая 2007 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии ГУФСИН Республики Татарстан с Казанской епархией и Духовным управлением мусульман Республики Татарстан в духовно-нравственном воспитании осужденных.

После подписания соглашения о взаимодействии ГУФСИН
Республики Татарстан с Казанской епархией и
Духовным управлением мусульман Татарстана. 2007 год

Духовенство епархии поздравляет с
Рождеством Христовым инвалидов по зрению


Владыка Анастасий с детьми из Казанского
православного общества глухих

Владыка Анастасий с верующими сельского прихода

Воспитанники детского приюта
при Раифском монастыре

Занятия в епархиальном молодежном
лагере «Волжский светилен»

Рождественская елка в Епархиальном отделе
религиозного образования и катехизации. 2007 год

Рождественская елка для детей-сирот в
Раифском монастыре. 2008 год

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

       Начало духовному образованию в епархии было положено в XVIII веке, когда в 1718 году была открыта школа для детей духовенства, которая в 1732 году была преобразована в Казанскую Духовную семинарию.

Презентация книги Нового Завета
на кряшенском языке. 23 декабря 2005 года

       В 1798 году в Казани открылась Духовная академия, но первая попытка ее создания не удалась, и в 1818 году она опять была преобразована в семинарию. Вновь Духовная академия была открыта в 1842 году. Это была четвертая и последняя по счету Духовная академия в России. Вскоре она превратилась в крупнейший научный центр, сравнимый по своему масштабу с Казанским университетом. Как известно, в 1854 году знаменитый восточный разряд – факультет востоковедения Казанского университета был переведен в Петербург, но благодаря тому, что в Казанской Духовной академии открылось миссионерское отделение, Казань осталась вторым после Петербурга центром востоковедения в России.

Представители традиционных религий во время встречи
с делегацией Республики Калмыкии. 2006 год

Архиепископ Анастасий с главой Духовного управления
мусульман России Равилем Гайнутдином
и муфтием Татарстана Гусманом Хазратом
21 июля 2005 года

       За семидесятилетнюю историю Казанской Духовной академии в ней преподавали многие выдающиеся ученые, некоторые из них были выпускниками столичных академий, но большинство работали в своей alma mater. Среди самых известных – философ В. И. Несмелов, церковный правовед И. С. Бердников, историк П. В. Знаменский, исламовед Г. С. Саблуков.

Великое освящение воды
на реке Каме. 2008 год

       При архиепископе Григории (Постникове, 1848–1856, впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, † 1860) в фонды Казанской Духовной академии была передана древняя библиотека Соловецкого монастыря. В 1851 году был учрежден альманах «Православный собеседник», вокруг которого впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки Е. А. Будрин, Ф. А. Курганов, А. А. Царевский, П. А. Юнгеров, Л. И. Писарев, В. А. Кренский, А. П. Щапов, правовед И. С. Бердников, этнографы, ориенталисты и миссионеры Н. Ф. Катанов, М. А. Машанов, Н. И. Ильминский, протоиерей Ефимий Малов, философ В. И. Несмелов и другие. Расцвету духовного образования способствовало пребывание на посту ректора Духовной академии в 1895–1900 годах епископа Антония (Храповицкого, † 1936), будущего Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей. Более восьмидесяти выпускников Казанской академии стали архиереями.

Воспитанники детского приюта
при Раифском монастыре


Пасхальный крестный ход в
Свято-Успенском Зилантовом монастыре

       Многим из тех, кто окончил Казанскую Духовную академию в XX веке, архиерейский сан принес тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных в Соборе новомучеников и исповедников – последний ректор академии митрополит Анатолий (Грисюк, † 1938), ее выпускники архиепископ Варсонофий (Лузин, † 1937), архиепископ Виктор (Островидов, † 1934), архиепископ Гавриил (Аболымов, † 1958), архиепископ Герман (Ряшенцев, † 1937), архиепископ Гурий (Степанов, † 1938), епископ Иоасаф (Удалов, † 1937), архиепископ Иоанн (Поярков, † 1933), епископ Иов (Рогожин, † 1933), архиепископ Ириней (Шульмин, † 1938), архиепископ Иувеналий (Масловский, † 1937), епископ Симеон (Шлеев, † 1921), епископ Феодор (Поздеевский, † 1937) и другие.
       Казанская Духовная академия сыграла важную роль в истории братских Поместных Православных Церквей. Здесь училось немало иностранных студентов: арабов, греков, южных славян – православных жителей Австро-Венгрии, Болгарии, Греции, Сербии, Османской империи, Черногории, Японии.

Комплекс зданий и храм
Казанской Духовной семинарии

Храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского
в Казанской Духовной семинарии

Ковчег с мощами местночтимого святого –
преподобного Гавриила Седмиезерного
в семинарском храме

Во время заседания ученого совета
Казанской Духовной семинарии

       В отличие от Казанской Духовной семинарии академия была учебным заведением всероссийского масштаба. По приблизительным подсчетам, в начале XX века каждый шестой архиерей Русской Православной Церкви был ее выпускником.
       После 1917 года, принесшего тяжкие испытания нашему отечеству, декретом Совнаркома «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» богословские школы в России были практически уничтожены. Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, потеряли финансовую основу, а специальные богословские школы могли создаваться только заново, без предоставления им денежных средств и без права пользоваться учебными помещениями прежних академий, семинарий и духовных училищ, которые подлежали конфискации. Высшее Церковное Управление своим указом от 1 ноября 1918 года вынуждено было констатировать, что не располагает средствами для содержания Духовных учебных заведений. Однако их профессура предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные школы.
       Под угрозой прекращения существования Казанской Духовной академии ее совет, испросив благословения Священноначалия, был готов к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. Но как и в Петрограде, большевицкие власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение ее стало ухудшаться с каждым днем. В марте 1921 года двадцать преподавателей академии во главе с ректором епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком, впоследствии митрополит Одесский и Херсонский, священномученик, † 1938) были арестованы за нарушение декрета об отделении Церкви от государства. Епископа Анатолия перевезли из Казани в Москву и заключили в Бутырскую тюрьму, остальных преподавателей освободили, приговорив к одному году в концлагере условно. Но уже в ноябре того же года академическая корпорация организовала в Казани Богословский институт во главе с профессором Казанской академии протоиереем Н. В. Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.
       В 1990-х годах прошлого века вновь встал вопрос о создании духовной школы в Казанском крае. В 1997 году Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение об открытии Казанского Духовного училища, которое в 1998 году было преобразовано в Духовную семинарию – высшее духовное учебное заведение с пятилетним сроком обучения. Ректором семинарии со дня ее возрождения является архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий.
       Казанская Духовная семинария – единственное в Татарстане православное высшее духовное учебное заведение с дневной формой обучения. В семинарии работают преподаватели преимущественно высшей квалификации, имеющие научные степени докторов и кандидатов наук.
       В семинарии собрана ценная научная библиотека, являющаяся наследницей библиотек Казанских Духовных школ и насчитывающая более пятидесяти тысяч единиц хранения только дореволюционных изданий. В 1999 году решением Священного Синода библиотека Казанской Духовной семинарии наряду с библиотеками Московской и Петербургской Духовных академий была объявлена особо ценным книжным собранием, а хранящиеся в ней дореволюционные издания – уникальными. Среди семинарских библиотек России она по праву занимает одно из первых мест. Обновление фонда библиотеки происходит не реже трех раз в месяц. Воспитанники семинарии под руководством работников библиотеки осуществляют научную деятельность, создают компьютерные каталоги старого и нового фондов.

Занятия в библейском классе семинарии

В дореволюционном фонде семинарской библиотеки

Воспитанники Духовной школы за богослужением

       В 2000 году при семинарии был создан издательский отдел, который возобновил выпуск периодических изданий Казанской Духовной семинарии – журнала «Семинарский вестник» и альманаха «Православный собеседник». Издаются необходимые для учебного процесса пособия и другая печатная и полиграфическая продукция.

В издательском отделе семинарии

       В семинарии оборудованы специализированные классы: христианского искусства с обширным собранием икон, живописи, скульптуры и произведений прикладного искусства, библейской истории и истории христианства в Казанском крае, ведутся работы по созданию церковноархеологического музея. Функционируют два компьютерных класса, оснащенных современной техникой. С 2003 года семинария участвует в проекте дистанционного обучения. Учащиеся в режиме реального времени могут слушать лекции ведущих профессоров и преподавателей высших учебных заведений Русской Православной Церкви.
       В сентябре 2003 года в семинарии был введен факультативный курс «теоретической и практической иконописи». В ходе обучения воспитанники знакомятся с иконографией изводов, символизмом иконы, изучают основы реставрации и написания икон, приобретают навыки ухода за церковной утварью. По окончании курса им выдается диплом иконописца.


       Многим пользователям интернета на протяжении уже нескольких лет известен сайт Казанской Духовной семинарии. Под руководством проректора по воспитательной работе игумена Кирилла (Илюхина) пятеро студентов занимаются его постоянным обновлением. Создаются новые разделы, публикуются работы студентов и преподавателей семинарии. Многочисленные благодарственные отзывы в «гостевой книге» говорят о пользе и важности этого сайта. В 2006 году интернет-страница Казанской Духовной школы была удостоена высокой оценки Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В компьютерном классе семинарии

       Семинария проводит активную научную деятельность, сотрудничает с рядом отечественных (Институт российской истории РАН, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российское библейское общество), зарубежных (Союз библейских обществ, Институт перевода Библии, Гессенский и Оксфордский университеты) организаций и институтов, а также с Казанским государственным университетом, Институтом татарской энциклопедии, Институтом истории Республики Татарии и другими. Ежегодно семинарией проводятся региональные и всероссийские научные конференции.
       В 2007 году в семинарии состоялся семинар по внедрению и проблемам преподавания курса «История религий». В работе семинара принимали участие более сорока преподавателей из общеобразовательных учреждений Казани и Республики Татарстан.
       5–6 ноября 2007 года в Казани прошли торжества по случаю 10-летнего юбилея возрождения Казанской Духовной семинарии. В рамках торжеств в стенах Духовной школы состоялась VII ежегодная научно-практическая конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимодействия».
       Казанская Духовная семинария может по праву называться одним из центров духовной и церковно-научной жизни Русской Православной Церкви.

Свято-Вознесенское архиерейское подворье
в Набережных Челнах

       В 1996 году в Набережных Челнах при Свято-Вознесенском соборе был открыт филиал Православного Свято-Тихоновского богословского института (ныне ПСТГУ). Также в Казанской епархии функционируют духовно-просветительские курсы.

Обучающий семинар по преподаванию
истории религий. 2007 год

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

       Среди особо примечательных событий в епархии следует отметить обретение в 1995 году мощей преподобных Ионы и Нектария Казанских. Тогда же были подняты и останки святителя Ефрема Казанского, венчавшего на царство Михаила Феодоровича Романова. Подготовка к его канонизации была начата в начале XX века, но этому помешала революция. Ныне материалы к его прославлению находятся на рассмотрении в Синодальной комиссии по канонизации. Мощи преподобных угодников Божиих теперь покоятся в Петропавловском соборе в Казани, там же находятся и останки святителя Ефрема, издавна почитаемого народом Божиим.
       17–19 октября 1995 года торжественно отмечалось 440-летие Казанской епархии. В рамках этих празднований впервые за послереволюционный период в Казани была проведена историко-богословская конференция с участием иерархов Русской Православной Церкви, профессоров Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий, Московского Свято-Тихоновского богословского института.
       В 1997 году Казанскую епархию в первый раз с официальным визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В ходе визита Святейшего Владыки состоялось открытие Казанского Духовного училища, которое в следующем году было преобразовано в Казанскую Духовную семинарию.
       В 1997 году были прославлены в Соборе Казанских святых преподобномученики Раифской обители и схиархимандрит Гавриил (Зырянов), старец Седмиезерной пустыни. В 1999 году к лику святых был причислен священномученик епископ Амвросий (Гудко), настоятель Свияжского Успенского монастыря.
       2000 год был ознаменован прославлением в Соборе новомучеников и исповедников Российских казанских пресвитеров – иерея Филарета Великанова и иерея Димитрия Шишокина.
       21 июля 2004 года, в день празднования в честь явления Казанской иконы Божией Матери, впервые за восемьдесят с лишним лет был совершен крестный ход, посвященный 450-летию обретения чудотворного образа. В нем приняли участие более десяти тысяч человек. С тех пор крестный ход с чудотворной Казанской иконой Божией Матери от Благовещенского собора до Крестовоздвиженской церкви Казанско-Богородицкого монастыря совершается дважды в год – 21 июля и 4 ноября.
       В 2004 году в епархию были принесены святыни, почитаемые во всем православном мире: чудотворная Феодоровская икона Божией Матери из Костромы и Почаевская икона Божией Матери с Украины. Дважды в течение этого года верующие получили возможность поклониться чудотворной иконе преподобного Серафима Саровского из Дивеевской обители. В конце октября – начале ноября в Казани пребывали честные мощи святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
       В 2005 году исполнилось 450 лет Казанской епархии. Торжественные мероприятия, посвященные этому событию, были приурочены ко дню празднования в честь явления Казанской иконы Божией Матери, 21 июля, и к 1000-летнему юбилею города Казани. Духовенство и верующие с радостью встречали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, во второй раз посетившего епархию и возглавившего торжества на Казанской земле. К великому утешению верующих, Первосвятитель передал в епархию чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, долгое время хранившийся в Ватикане. Этот список ныне пребывает в Крестовоздвиженском храме Казанско-Богородицкого монастыря.

Святейший Патриарх Алексий II за молебном перед
чудотворной Казанской иконой Божией Матери
Июль 2005 года

       Напомним историю этого списка. После революции 1917 года богоборческий режим безжалостно уничтожал драгоценные православные святыни. Многие иконы были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров. Один из списков Казанской иконы Божией Матери XVIII века, украшенный драгоценным окладом, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен Папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 года. По некоторым предположениям, эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви в селе Дивееве.
       Папа Римский неоднократно высказывал желание передать эту икону Русской Православной Церкви. В 1997 году условием такой передачи ставилась личная встреча главы Римско-Католической Церкви со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви. В 2003 году смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона представляет собой копию XVIII века, выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.
       В 2004 году Римско-Католическая Церковь приняла решение передать список Казанской иконы Божией Матери Русской Православной Церкви. 25 августа в Риме состоялось торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2004 года, за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля делегацией Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
       Святейший Патриарх Алексий II назвал прошедшие в Казани торжества символом истинного церковного возрождения Татарстана. В рамках празднования юбилея состоялись освящение и открытие Благовещенского собора в Казанском кремле и Крестовоздвиженского храма КазанскоБогородицкого мужского монастыря, а также крестный ход к месту обретения Казанской иконы Божией Матери. Была проведена научно-практическая конференция «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность».

Святейший Патриарх Алексий II с президентом
Республики Татарстан М. Ш. Шаймиевым

За всенощным бдением в Петропавловском соборе
Казани. Июль 2005 года

Слово Святейшего Патриарха Алексия II при передаче
чудотворного списка Казанской иконы Божией Матери

       18 июня 2006 года состоялось прославление в Соборе новомучеников и исповедников Российских священномученика Михаила Вотякова, пресвитера Чистопольского.

Во время пребывания в Казани мощей святых
преподобномучениц Елисаветы и Варвары. 2004 год

Встреча крестного хода «Под звездой Богородицы»
Апрель 2008 года

Встреча святынь Толгского монастыря. 2007 год

       13 мая 2007 года Казанской епархии безвозмездно были переданы величайшая святыня христианского мира – частица Ризы Пресвятой Богородицы, которая ранее была доставлена из Италии, а также частицы мощей Святителя и Чудотворца Николая, святителя Василия Великого, мученицы Наталии и других святых.

Передача Казанской епархии ковчега с частицей
Ризы Пресвятой Богородицы и мощами святых
Май 2007 года

       24 мая в Казани отметили День славянской письменности и культуры. Министерство культуры и Национальный музей Республики Татарстан совместно с епархией организовали перед Благовещенским собором Кремля концерт, в котором выступили актеры Качаловского театра и Театра юного зрителя, а в самом соборе был совершен молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.
       15 октября Свято-Успенский Зилантов монастырь в Казани, основанный царем Иоанном Грозным, отпраздновал свое 455-летие. В тот день архиепископ Анастасий в сослужении наместников монастырей и епархиального духовенства совершил торжественные богослужения в монастырском Успенском соборе.
       14 ноября архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием была освящена часовня во имя Всех святых, в Земле Казанской просиявших, при Министерстве внутренних дел Республики Татарстан.
       25 ноября правящим архиереем был освящен собор в честь Казанской иконы Божией Матери в Альметьевске, который стал украшением не только самого города, но и всей епархии. Новоосвященный собор является одним из самых больших в Поволжье: его верхний храм вмещает более тысячи человек.
       18 декабря, в день памяти святителя Гурия Казанского, исполнилось 55 лет со дня кончины архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева). За недолгое время служения на Казанской кафедре Владыка Сергий приобрел искреннюю любовь и безграничное уважение верующих. До сих пор православные непрерывным потоком идут на могилу святителя, принося сюда свои скорби и прося помощи и заступничества Владыки. В настоящее время в Отделе по канонизации святых Казанской епархии ведется сбор документов для прославления архиепископа Сергия в лике святых.
       В декабре 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении монашеской жизни в бывшем Казанско-Богородицком женском монастыре в Казани, на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Монастырь был возобновлен как мужской.
       Среди знаменательных событий 2008 года можно отметить следующие. 22 апреля православные верующие Казанской епархии встречали участников самого длинного в мире крестного хода «Под звездой Богородицы», направлявшегося из Владивостока в Москву. В мае из Рима в Казань была привезена частица мощей великого угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, подаренная епархии папским нунцием в России архиепископом Антонио Меннини. Ковчег с частицей честных мощей занял почетное место в храме Казанской Духовной семинарии.

Общегородской пасхальный крестный ход

       В сентябре епархия встречала великую святыню православного мира – мощи святого апостола Андрея Первозванного. После двух дней пребывания в Казани святые мощи были перевезены в Набережные Челны – второй по значению город республики. За время пребывания святыни на Казанской земле ей поклонилось несколько тысяч православных верующих.

Во время пребывания в Казани мощей
святого апостола Андрея Первозванного
Сентябрь 2008 года

       2008 год был юбилейным для правящего архиерея епархии архиепископа Анастасия, так как в том году исполнилось сорок лет его служения в священном сане и двадцать лет со дня его архиерейской хиротонии. 26 июня в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ознаменование юбилея вручил архиепископу Анастасию орден святителя Московского Алексия II степени. Торжества в епархии по случаю юбилейных дат состоялись 10–11 декабря 2008 года. Поздравить Владыку Анастасия собралось многочисленное духовенство со всей епархии.

Владыка Анастасий отвечает на вопросы журналистов

Поздравление Владыки Анастасия с
40-летием иерейской хиротонии

* * *

       В заключение отметим, что самым драгоценным достоянием Республики Татарстан является мирное и равноправное сосуществование на ее территории двух народов и двух религий: русских и татар, Православия и Ислама. Об этом явно свидетельствуют происходящие в епархии события. Милостью Божией возрождается и укрепляется православная жизнь на Казанской земле.

Награждение архиепископа Анастасия
орденом святителя Московского Алексия
21 июня 2008 года

Игумен КИРИЛЛ (Илюхин),
Д. Аликин

       * Кряшены и татары-кряшены – тюркоязычная общность, сложившаяся благодаря исповеданию большинством ее представителей православного христианства.