ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2009

ПРОПОВЕДЬ

Размышление в день праздника Входа Господня в Иерусалим

Ублажи, Господи,
благоволением Твоим Сиона.
Пс. 50, 20

       Иерусалим, священный город мира... Кто более тебя готовился к встрече долгожданного Мессии, Царя Израиля? Как невеста, чающая жениха своего, в радостном волнении снова и снова окидывает взором праздничные одежды свои, так и ты весь пришел в возбуждение, в движение, услыхав, что Царь твой Иисус грядет к тебе с Елеонской горы, восседая на ослике. Жители твои выходили из врат, ибо им не терпелось собственными очами узреть Пророка из Назарета... Иные постилали на пути верхние ризы свои, другие – оливковые ветви, третьи подымали ветви пальмовые, восклицая: Благословен грядый во имя Господне, благословено грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида: осанна в вышних! (Мк.11, 9–10).

       Что увидел ты, древний и священный град, явив в ожидании Христа Господня народное воодушевление и волнение? Ты увидел, как оросились слезами ланиты Прекраснейшего из сынов человеческих... Что услышал ты в ответ на праздничную суету твоих жителей? Ты услышал исполненные скорби слова Богочеловека: «Иерусалиме, Иерусалиме, о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!.. Не останется в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (см.: Лк. 19, 42, 44).
       Пусть каждый читающий эти строки уразумеет, что бессмертная его душа и есть град великого Царя Иерусалим, предназначенный к вселению в него Бога мира, любви и утешения. Вот, душа, грядет Царь твой к тебе, кроткий и спасающий (см: Ис. 62, 11; Зах. 9, 9). Убойся прогневать Его, дабы не восплакал Он о тебе и не изрек страшных слов: «Се, оставляется дом твой пуст» (см.: Мф. 23, 38). Не хочет Он от тебя всесожжений, не требует жертв, не смотрит ни на одежды, полагаемые долу, ни на ветви, постилаемые по дороге или подъятые горе! Но Ему как Сердцеведцу свойственно взирать на сокровенное. Всевидящий и Вездесущий испытывает мысли и намерения сердечные, а потому, раскрывая пред Господом врата сердца, скажи себе: Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими (Лк. 3, 5).
       Итак, отринь расслабление и уныние, смири свою гордыню, изгони вон лукавство, прямыми сделай стези Господу (см.: Лк. 3, 4). Слыша глас хлада тонка (3 Цар. 19, 12) – шествие Спасителя, произнеси смиренное исповедание сотника: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой (Мф. 8, 8). Припадая же к стопам Жениха Своего, выдохни вместе с апостолом Петром исполненные трепета слова: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). Видя очами веры благоуветливый лик Христов и вспоминая Марфу, отринь всякую суету; уподобься же скорее Марии, исполни относящееся ко всем боголюбцам: Упразднитесь и уразумейте, яко есмь Бог.
       Смирись пред Небесным Гостем в прах, в персть, в ничтожество, ибо Он есть полнота, все собою наполняющая (см.: Еф. 1, 23). Обратись к Нему с лепетом детской молитвы, ибо из уст младенец принимает Он хвалу (см.: Пс. 8, 3).
       И тогда уже не Спаситель восплачет о тебе, но ты восплачешь слезами радости о Бозе Живе, веселящем юность твою. Сами собою будут произноситься в сердце твоем исполненные Духа слова: Светися, светися, Новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе, Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего!

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ