ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2009

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Не мечом, но любовью...

Русская Православная Церковь приходит в Колумбию

Панорама города Картахена-де-Индиас

       В последние годы заметно укрепляются позиции Русской Православной Церкви в Латинской Америке. Важная заслуга в этом принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Еще будучи председателем Отдела внешних церковных связей, он возглавил делегацию Московского Патриархата во время Дней России в Латинской Америке (17 октября – 17 ноября 2008 года). Целью этой поездки было свидетельство о возрождении России, об истории и современной жизни Русской Церкви, о плодах воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в отечестве, а также укрепление духовных и культурных связей между Россией и латиноамериканскими странами. Нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с первыми лицами ряда государств, представителями общественности и русских колоний, освятил первую православную церковь на Кубе – храм в честь Казанской иконы Божией Матери, обсудил проекты организации первой в Латинской Америке православной семинарии в Гаване, строительства нового русского храма в Венесуэле и открытия первого прихода Русской Церкви в Колумбии.
      
       Православие в Латинской Америке имеет более чем столетнюю историю. В 1887 году православные Аргентины обратились к императору Александру III с ходатайством о сооружении храма на их второй родине. Царь внял этой просьбе, и уже через год, 14 июня 1888 года, в Буэнос-Айресе открылась православная церковь, приписанная к Императорской Российской Миссии. С установлением советской власти русские общины Латинской Америки попали под омофор Русской Православной Церкви заграницей. В 40-х годах XX века на юг Нового Света вернулся Московский Патриархат.
       Сейчас приходы воссоединенной Русской Церкви несут свою миссию в Аргентине, Бразилии, Чили, Парагвае, Венесуэле, Уругвае, Эквадоре, Боливии, Мексике, Панаме, на Гаити и Кубе. География приходов, которые пока не имеют храмов, более обширна. Кафедра правящего архиерея Аргентинской и Южно-Американской епархии Русской Православной Церкви располагается в Буэнос-Айресе. Ее долгие годы занимает митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон. В аргентинской столице находится также кафедра управляющего приходами Русской Православной Церкви заграницей в Южной Америке епископа Каракасского Иоанна.

«Первый колумбиец» и митрополит Московский Платон

       Первый латиноамериканец, соприкоснувшийся с Русской Церковью и вообще ступивший на Русскую землю,– Франсиско де Миранда (1750–1816). Сын состоятельного торговца из Венесуэлы, он задался целью избавить Испанскую Америку от колониального ига, мечтал объединить ее в одно государство, которое Франсиско де Миранда именовал Колумбией – в память о Христофоре Колумбе. Потомки нарекли его «первым колумбийцем». В 1811 году, на заре войны за независимость от Испании, Миранда удостоился звания генералиссимуса первой в колонии суверенной республики – Венесуэлы, но вскоре был предан соратниками, выдан испанцам и умер в заточении. В 80-е годы XVIII века он ездил по Европе, изучая местные политические системы и стараясь найти поддержку своей миссии. В России дон Франсиско пробыл почти год – с октября 1786 по сентябрь 1787 года, исколесил всю европейскую часть империи. Свои впечатления Миранда обстоятельно заносил в дневник.

Франсиско де Миранда

       Немалый интерес у «первого колумбийца» вызывали русские святыни. В Киеве он остановился в гостином дворе Киево-Печерской лавры, осмотрел ее пещеры, любовался Софийским собором («одним из самых старинных и замечательных здешних храмов»1). Знакомство с церковной жизнью Москвы Миранда начал с Донского монастыря, о котором писал: «Находились там около получаса, и все это время я рассматривал фрески внутри собора, украшающие его плафоны, стены и т. д. По своему изяществу, манере письма и колориту они превосходят все то, что мне довелось видеть в греческих церквах; даже архитектура кажется более совершенной»2. Собор Василия Блаженного латиноамериканец охарактеризовал так: «Композиция и замысел этой постройки поистине исключительны, так что это необходимо увидеть своими глазами»3. Он выезжал в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру где пообедал «с настоятелем на церковный манер: рыба, постное масло, но притом хороший мед и пиво4, и Новоиерусалимский монастырь, в котором получил в подарок от настоятеля литографию с панорамой обители.
       Миранда поддерживал отношения с самыми известными государственными и военными деятелями России последней четверти XVIII века, не раз встречался с императрицей Екатериной II. Среди его российских друзей был митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин, † 1812). «Это человек огромных познаний и очень откровенный,– отметил путешественник. – Доказательством отсутствия здесь терпимости, сказал он, служит то, что он не может мне сказать, что она существует»5. Дон Франсиско навещал архипастыря в его резиденции. Однажды «застал его в саду как истинного философа... Мы рассуждали о политике и философствовали с той свободой, какая встречается лишь среди просвещенных и добродетельных людей»6. Владыка Платон показал чужестранцу наперсные кресты и драгоценности, украшающие митру, «агатовое распятие, перед которым преклонила колена фигура в монашеском одеянии, возносящая молитвы к Иисусу Христу»7.

Митрополит Московский и Коломенский Платон

       Церковной теме посвящены многие страницы дневника Франсиско де Миранды. Заинтересованный читатель может сам ознакомиться с этим ценным источником: усилиями московских латиноамериканистов российские записи легендарного борца за независимость латиноамериканских народов вышли в свет отдельной книгой (см.: Де Миранда Ф. Путешествие по Российской Империи / Пер. с исп. М., 2001).

«Русские латины»

       Проводниками православной веры в Латинской Америке стали выходцы из России, волею судьбы покинувшие отчизну. Первые группы переселенцев – безземельные украинские и белорусские крестьяне – прибыли на континент в 60-е годы XIX века. В Аргентину в 1861–1920 годах перебрались 163,8 тысячи человек, в Бразилию в 1901–1920 годах – 107,6 тысячи8. После 1917 года поток эмиграции ослаб. Тем не менее русские общины, многочисленные и не очень, постепенно освоили латиноамериканский ареал. «Русские латины» оставили заметный след в истории. Главным хирургом чилийского флота в период Тихоокеанской войны с Перу и Боливией (1879–1883) был А.Я. Щербаков. Н.А. Фердинандов, на рубеже 10–20-х годов XX века живший в Венесуэле, признан основоположником живописи этой страны. Генерал И. Т. Беляев принес победу Парагваю в Чакской войне с Боливией (1932–1935).

Кафедральный собор на площади Боливара в Боготе

       В Колумбии, одном из наиболее развитых государств региона, присутствие россиян долгое время было незначительным. В первой половине XX века русские попадали туда, как правило, случайно, странствуя по миру в поисках лучшей доли. Ситуация несколько изменилась в 1960-е годы, когда советские вузы, в первую очередь Университет дружбы народов, распахнули свои двери для студентов из так называемого третьего мира. В стране строящегося социализма получали образование сотни колумбийцев, многие возвращались домой с любимыми женщинами. Из «русских жен» и формировалась русская колония. Позднее она пополнилась сотрудниками представительств крупных компаний, частными предпринимателями, учеными, преподавателями, деятелями культуры. Ныне численность россиян, проживающих в Колумбии,– около 400 человек.

Памятник Освободителю Южной Америки
Симону Боливару в Боготе

Успенский храм в Боготе

       Первый православный храм в Колумбии основали греки. В середине прошлого века в столице департамента Антиокия городе Медельине обосновался монах Афанасий. В 1967 году состоятельный предприниматель Кристос Арванитис построил в колумбийской столице Боготе православную церковь – в память о своих пропавших без вести родителях. Храм был освящен 15 августа 1967 года, в день Успения Пресвятой Богородицы (по новому стилю). Церковь расположена в небольшом кирпичном здании под синим куполом в Византийском стиле, в престижном районе на севере города. Более тридцати лет она не функционировала и открывалась только на время визитов греческого священника из Венесуэлы.

Успенский храм в Боготе –
первая православная церковь в Колумбии

       В 1999 году в храме появился настоятель – колумбиец, священник Михаил (до принятия Православия – Эрнандо) Гарсиа, изучавший богословие в Греции. Службы он совершал на греческом и испанском языках. В августе 2008 года владелец здания неожиданно закрыл Успенский храм. Спустя полгода он так же внезапно подарил его Константинопольской Церкви, однако богослужения пока еще не возобновились. Три года назад на юге Боготы была возведена церковь во имя святителя Иоанна Златоуста, где настоятелем является священник Иосиф (Доминго) Руис.

Памятная доска на Успенском храме с надписью о том, что он возведен
на средства Кристоса Арванитиса в память о его родителях

Внутреннее убранство Успенского храма

       Православные храмы Колумбии находятся в юрисдикции митрополии Мексики Константинопольского Патриархата. Викариатство в Боготе возглавляет архимандрит Иосиф (в миру – Хуан Рамон Саравиа). В крупных городах действуют греческие приходы: святого апостола и евангелиста Марка в Медельине (настоятель – священник Давид (Марио) Сапата), святого апостола Андрея Первозванного в Кали (настоятель – священник Хризостом (Альберто) Ариас), святого великомученика Димитрия Солунского в Кукуте (настоятель – священник Серафим (Эктор) Валенсиа). Существуют общины верующих в городах Перейре и Манисалесе. В 2008 году открылась домовая церковь во имя Архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила при столичном викариатстве. Константинопольский Патриархат выделил средства на строительство храма в городе Кукуте. На приходах Константинопольской Церкви стажируется несколько семинаристов-колумбийцев. Колумбию четыре раза посещал митрополит Панамский Афинагор, экзарх Центральной Америки и Карибских островов.

       Приоритетные направления служения духовенства Константинопольского Патриархата в Колумбии – социальная работа, благотворительность и миссионерство. Оно вносит весомый вклад в борьбу с наркоманией и сектантством. Большинство этнических колумбийцев, перешедших в Православие,– бывшие участники сект. Священнослужители путешествуют по стране с проповедями, выезжают в поселок Хесус-Мария в департаменте Сантандер, где большинство жителей – православные. В этом отдаленном уголке построена православная часовня.

Настоятель Андреевского прихода в Кали отец Хризостом Ариас
за Божественной литургией

Отец Хризостом за чтением Евангелия

       В Колумбии около пяти тысяч человек православных (при населении более 44 миллионов) – это преимущественно греки, ливанцы, сербы, русские, украинцы, румыны, болгары, хорваты, палестинцы и американцы, по профессии – служащие, инженерно-технические сотрудники, преподаватели.

Основание прихода во имя преподобного Серафима Саровского

       «В Успенском храме Боготы, а теперь в церкви трех Архангелов, на важных службах, таких, как пасхальная, можно встретить около шестидесяти русских. При этом русскими в Колумбии называют граждан всех республик бывшего СССР,– рассказывают представители российской диаспоры. – После каждой воскресной службы устраивается трапеза, поскольку всегда у кого-нибудь из прихожан находится причина пригласить за стол». Русские трудятся в приходах Константинопольского Патриархата. У истоков прихода в Кукуте, что неподалеку от границы с Венесуэлой, стояла единственная россиянка, проживающая в этом городе (любопытно, что более половины его паствы составляют православные венесуэльцы).
       Известны случаи, когда в смешанных семьях мужья-колумбийцы присоединялись к восточной христианской традиции (правда, живут они за пределами Колумбии). Например, журналист Эрнандо Пиньерос, в годы работы в СССР встречавшийся с иерархами Русской Православной Церкви, освещавший торжества в честь тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, накануне венчания принял Святое Крещение с именем Ипполит и теперь является прихожанином храма Христа Спасителя в Майами (США) Православной Церкви в Америке.

       Первым из священников Московского Патриархата наших соотечественников в Колумбии навестил протоиерей Геннадий Героев. В 1989–1991 годах, будучи секретарем Экзархата Центральной и Южной Америки, а затем Аргентинской и Южно-Американской епархии Русской Православной Церкви, он два раза в год совершал богослужения в молитвенном доме в столице, устроенном на квартире балерины Александры Красноперовой. В январе 1999 года в Боготу приезжал настоятель прихода Покрова Пресвятой Богородицы в соседней Панаме архимандрит Товия (Глазырин). «На первую службу с участием отца Товии в храме Успения пришло много народу, подавляющее большинство женщины,– вспоминает сотрудница колумбийского отделения нефтяной компании «Лукойл-Оверсиз» Л.И. Горбатова. – Верующими нас назвать было трудно, семьдесят лет атеизма бесследно не прошли. Народ просто не знал, как себя вести, шумел, разговаривал. Отцу Товии было очень тяжело организовать нас. На следующий день он крестил несколько человек, в том числе моего годовалого сына. Второй раз он приезжал в 2000 году: служил, крестил, освящал дома».
       С 2001 года русскую паству в Колумбии окормляет преемник отца Товии священник Александр Горбунов. В Боготе богослужения проводятся в здании торгового представительства России (раньше братьев по вере принимал греческий храм), а в других городах – на дому.
       Колумбийские православные разных национальностей все чаще говорят о необходимости создания русского православного прихода и строительства храма, который канонически должен принадлежать Московскому Патриархату «Россия – главная православная страна мира, с глубокими церковными традициями,– объясняют они свою приверженность Русской Церкви. – Ей выпала миссия нести свет Православия по всему земному шару».

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
с протодиаконом Андреем Пасхиным и
священником Александром Горбуновым
Богота, 25 октября 2008 года

       В мае 2007 года в притворе Успенского храма под председательством отца Александра Горбунова прошло собрание группы русскоязычных боготинцев, принявшее решение об организации прихода во имя преподобного Серафима Саровского и избравшее приходской старостой Л. И. Горбатову В январе 2009 года русская церковная диаспора направила Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу обращение о благословении на открытие прихода Русской Церкви в Боготе. В Москве подготовительную работу координируют сотрудник посольства Колумбии в России М. Паласио и редактор информационного агентства «Русская Колумбия» М.А. Киселев.

Национальный капитолий в Боготе

Резиденция Президента Колумбии

Митрополит Кирилл в Колумбии

       Важным шагом в сближении Русской Православной Церкви и Колумбии стала встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и колумбийского вице-президента Франсиско Сантоса Кальдерона 4 июня 2008 года. Сантос, его супруга Мария Виктория Гарсиа де Сантос и члены колумбийской делегации были приняты Предстоятелем Русской Церкви в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве. «Я искренне рад встрече с вами. Нас разделяет большое расстояние, но народы наших стран должны иметь знание друг о друге. Русская Православная Церковь не оставляет своих соотечественников и окормляет православных выходцев из России, живущих сегодня в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и в странах Латинской Америки: Колумбии, Аргентине, Бразилии, Чили, Панаме и других странах»9,– отметил Святейший Патриарх Алексий.

Во время встречи Святейшего Патриарха Алексия II
с вице-президентом Колумбии Ф. Сантосом.
4 июня 2008 года

       «Для меня большая честь познакомиться с Предстоятелем Русской Православной Церкви – одним из главных духовных лидеров мира,– сказал вице-президент Сантос. – Наша страна – очень консервативна и религиозна. Церкви принадлежит огромная роль в обществе. Она способствует установлению мира в Колумбии, пережившей десятилетия насилия, и решению национальных проблем, в частности проблемы наркотиков. Церковь патронирует многие учебные заведения». Он выразил озабоченность тем, что в европейских государствах «Церковь вытесняется на периферию». «В Колумбии такое невозможно, ведь Церковь – хранительница основополагающих ценностей, таких, как семья»,– заключил Сантос.

       По окончании аудиенции Святейший Владыка провел гостей в крестовый храм во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, где по просьбе Франсиско Сантоса помолился о народе Колумбии. В интервью автору этих строк вице-президент признался, что общение с Его Святейшеством – едва ли не самый запоминающийся эпизод его недельного пребывания в России. Вице-президент Колумбии приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви, как принято у православных,– скрестив ладони, приложился к его руке.

Монастырь на горе Монсеррат – одна из главных
достопримечательностей столицы Колумбии

       Это была первая встреча Патриарха Московского и всея Руси со столь высокопоставленным государственным деятелем не только Колумбии, но и всей Латинской Америки. Вскоре она имела продолжение: 22 июля 2008 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял посла Колумбии в России Диего Хосе Тобона и автора настоящей статьи. В ходе беседы затрагивались вопросы, касающиеся положения русской колонии в Колумбии и налаживания ее полнокровной церковной жизни. «Идея открытия русского прихода и постройки храма,– сказал Д. Тобон,– обязательно найдет отклик у колумбийского правительства. Мы готовы приложить все усилия для ее реализации».

Святейший Патриарх Алексий II и гости из Колумбии
в крестовом храме Всех святых, в Земле Российской просиявших.
4 июня 2008 года

Во время встречи председателя Отдела внешних церковных связей
митрополита Кирилла с послом Колумбии в России Д. Тобоном.
22 июля 2008 года

       Заметим, что глава колумбийской дипломатической миссии очень близок Русской Православной Церкви и мог бы послужить примером для других иностранных дипломатов. Он принимает участие в церковных мероприятиях, посещает храмы и монастыри в различных городах, молится за православными богослужениями. Диего Тобон был в числе послов, присутствовавших на Божественной литургии и чине интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя 1 февраля 2009 года и лично поздравивших Его Святейшество на торжественном приеме 2 февраля.
       14 сентября 2008 года православные верующие Боготы собрались на заупокойную службу по жертвам агрессии правительства Грузии в Южной Осетии, совершенную отцом Александром Горбуновым. На панихиде поминались и погибшие в сентябрьской авиакатастрофе в Перми: в разбившемся самолете находились родственники сотрудников боготинского офиса «Лукойл-Оверсиз».
       24–25 октября 2008 года в рамках Дней России в Латинской Америке митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл нанес пастырский визит в Колумбию, ставший историческим событием, ведь русские архиереи еще никогда не приезжали в эту страну. Владыка Кирилл совершил молебен с водоосвящением в здании российского торгпредства в Боготе и встретился с прихожанами Русской Церкви. Они рассказали архипастырю о работе, проделанной для организации прихода Московского Патриархата, и получили его поддержку в этом благом деле. Вскоре после восшествия на престол Московских Первосвятителей Святейший Патриарх Кирилл был официально приглашен вновь посетить Колумбию.

       Предстоятель Русской Православной Церкви радеет о всестороннем укреплении отношений с Латинской Америкой. По его словам, «настало время, когда власть и общество должны осознать, что Латинская Америка должна стать приоритетом в сфере международной политики... Россия и Латинская Америка сегодня остаются двумя центрами христианской цивилизации в глобальном масштабе»10.
       Священный Синод Русской Православной Церкви 24 декабря 2008 года, заслушав сообщение Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Кирилла об участии делегации Московского Патриархата в Днях России в Латинской Америке, постановил «признать необходимыми дальнейшие усилия, направленные на укрепление присутствия Русской Православной Церкви в Латинской Америке и упрочение духовных и культурных связей с нашими соотечественниками, проживающими в данном регионе»11.

Колумбийские раскольники

       Статья 19 Конституции Колумбии гласит: «Каждый человек имеет право открыто исповедовать свою веру и распространять ее в индивидуальной или коллективной форме.
       Все религиозные конфессии и церкви равны перед законом»12. Свобода вероисповедания, к сожалению, играет на руку неканоническим религиозным объединениям, объявляющим себя православными. В Колумбии действуют «Украинская православная автокефальная церковь», «Украинская автономная православная церковь в Америке» (УАПЦА), «Старокатолическая православная церковь», «Англиканская православная церковь», «Пресвитерианская православная церковь Колумбии» и проч. и проч.
       Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15) – сказано в Священном Писании. Самосвяты – умелые дельцы, они практикуют денежные сборы, рекламируют себя в средствах массовой информации, вводят в заблуждение государственных, общественных и религиозных деятелей. «Архиепископия Эквадора, Центральной и Южной Америки УАПЦА» на своем сайте в фотогалерее предшественников ее главы, «архиепископа» Хризостома, бессовестно разместила портреты Предстоятелей Русской Церкви, от Патриарха Тихона до Патриарха Пимена, после которого следует отлученный от Церкви Филарет Денисенко.

       Из греческих священнослужителей лишь священник Хризостом Ариас, настоятель Андреевского прихода в Кали, противостоит мошенникам, обряжающимся в рясы. В январе 2009 года он встречался с юристами Министерства внутренних дел и юстиции Колумбии, объяснил им устройство Православной Церкви и убедительно показал, что раскольнические группировки наносят урон каноническому Православию.

Выставка русских икон

       Один из факторов, потворствующих процветанию фальшивых «церквей»,– нехватка знаний о православной вере. Для колумбийцев она остается terra incognita. Завесу тайны над Православием приоткрыла выставка 53 икон из собрания Государственной Третьяковской галереи, организованная в октябре 2002 – феврале 2003 года в крупном культурном центре Боготы – библиотеке Луиса Анхеля Аранго. А в мае – июне 2002 года в московском Храме Христа Спасителя экспонировались полотна выдающегося живописца вице-королевства Новая Гранада (такое название в колониальную эпоху носила Колумбия) Грегорио Васкеса Себальоса. Выставку можно назвать беспрецедентной по ряду причин: во-первых, творения католического мастера были представлены в одном из крупнейших православных храмов мира; во-вторых, они впервые покинули стены кафедрального собора Боготы – кафедры примасов Колумбии; в-третьих, экспозицию открыли супруги Президентов России и Колумбии – Л.А. Путина и Нора Пуйана де Пастрана.

Панорама города Кали

       Систематически изучением восточного христианства и русской иконописи в Колумбии занимается только один человек – глава католического университетского фонда Lumen Gentium отец Альваро Дуарте. Результатами своих изысканий он делится на лекциях и конференциях. В марте 2008 года отец Альваро подробно рассказал об основах православного вероучения на семинаре, посвященном России, в университете Исеси в городе Кали. На том же семинаре с докладом «Философские умозрения в красках: русская средневековая иконология» выступила профессор факультета гуманитарных наук университета Валье (Кали) уроженка России Ирина Васкес.

* * *

       Более пятисот лет назад Новый Свет был вовлечен в орбиту мировой цивилизации. Конкистадоры, захватывая новые территории, соревновались в жестокости по отношению к коренным американцам. Воякам не уступали некоторые католические миссионеры: они считали индейцев, этих мудрых, трудолюбивых, наивных Божиих созданий, «чертовым отродьем», силой обращали их в христианство, непокорных пытали и убивали.

       Православные пастыри добрались до Америки намного позже и всегда демонстрировали глубокое уважение к местной культуре и традициям, шли к людям с открытым сердцем. Свою паству они обретали не мечом, но любовью, помня слова святителя Григория Богослова о том, что все, что делается не добродетельно, кроме того, что оно насильственно и неприятно, еще и непрочно. Приход Русской Православной Церкви в Колумбию несомненно окажет благотворное воздействие на духовное здоровье общества, позволит верующим приблизиться к древнейшей христианской Церкви и даст дополнительный импульс развитию диалога между Россией и Колумбией.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Де Миранда Ф. Путешествие по Российской Империи. М., 2001. С. 93.
       2 Там же. С. 174.
       3 Там же. С. 177.
       4 Там же. С. 195.
       5 Там же. С. 184.
       6 Там же. С. 191
       7 Там же. С. 192.
       8 См.: Хачатуров К.А. Латиноамериканские уроки для России. М, 1999. С. 281.
       9 Предстоятель Русской Церкви встретился с вице-президентом Колумбии Франсиско Сантосом Кальдероном // www.patriarchia.ru 4 июня 2008 года.
       10 Латинская Америка должна стать приоритетом внешней политики России, считают в Московском Патриархате // www.interfax-religion.ru 15 октября 2008 года.
       11 Определение Священного Синода от 24 декабря 2008 года
       12 Constitucion Politica de Colombia. Bogota, 2005. Р 10.

М. Паласио