ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
05-2009

ПРОПОВЕДЬ

Слово в Неделю 5-ю Великого поста

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       В только что прослушанном отрывке Евангелия от Марка мы находим очень важное повествование: Господь, обращаясь к ученикам, сказал о том, что Ему надлежит пострадать, быть казненным и в третий день воскреснуть. Это удивительное откровение, которое Учитель передал своим ученикам, но также удивительна и нелогична реакция учеников на это откровение. Двое ближайших учеников Спасителя – Иаков и Иоанн, братья Зеведеевы, обратились к нему с неожиданной просьбой: «Господи, посади нас по правую и левую стороны от Тебя, когда Ты явишься во славе Твоей». В их словах не было сострадания к Учителю, не было переживаний и горя, а было желание использовать силу своего Учителя, чтобы обрести некое благо, возвыситься над другими людьми. Господь говорит им, что не имеет власти посадить их по правую и левую сторону от Себя. И завершается евангельское повествование словами: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10, 43).
       В человеческую природу заложено стремление к развитию, совершенствованию. И чаще всего люди определяют степень своего развития, жизненной удачи по тому, какое положение в обществе они занимают. Поэтому стремление обрести более высокое положение диктуется самой природой человека, предрасположенной к развитию и совершенствованию. Иногда в жизни это стремление приобретает болезненный характер. Про таких людей мы говорим: «Это честолюбивый, тщеславный человек, который все свои силы направляет только на то, чтобы стать выше других, сесть по правую или левую стороны, конечно, не Господа, а какого-нибудь начальника, сначала местного, затем и выше, а потом, может, и вообще занять его место».
       Удивительно, что Господь не осуждает учеников за то, что они попросили Его о высоком месте. Он не сказал им: «Почему вы думаете о себе, когда Я говорю вам о Своих страданиях?». Он не сказал им, что их мысли неправильны и греховны, Он не оспаривает их желания, но Он дает ясное понимание того, что означает для человека положение высшее, чем то, которое имеют окружающие. Господь ясно определяет основную ценность высокого положения человека – единственную ценность в очах Божиих. Этой ценностью является способность служить другим.
       Стремление к власти может быть греховным и буквально убийственным для человеческой души, если оно сопровождается непременным стремлением получать от власти личные блага – материальные, социальные, общественные, служить самому себе, поднимаясь по ступеням служебной лестницы. Всякое использование власти во имя личных интересов является грехом. Почему один человек должен господствовать над другими? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям?
       Существует тайна человеческой власти, до конца, быть может, не понятая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерения. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим, и нет иного измерения власти – только служение. Чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем больше должно быть внутреннего смирения, тем выше должно быть осознание необходимости употреблять свое положение во благо других людей.
       Это справедливо не только по отношению к тем, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет власть экономическую. Это справедливо по отношению к богатым людям, потому что богатство – это всегда власть, в том или ином размере. Богатство может быть человеку во благо, и богатство может быть ему в осуждение и погибель. Если человек имеет средства, которые по своему объему превышают необходимые затраты на его жизнь, это означает, что Богом ему вручается особая ответственность за других. Добрые дела, благодеяния – это не прихоть богатого человека, это требование к нему, если он желает, чтобы богатство не обернулось для него погибелью души. Точно так же и для людей, обладающих политической властью,– требование служить другим заключает в себе единственное правильное и Богом определенное понимание власти.
       Почти все беды человеческой истории – скорби, болезни, войны, революции, общественные катаклизмы – порождались безудержным стремлением людей иметь власть. Для того чтобы завладеть властью, многие шли на страшные преступления. Разве власть, принятая безнравственно и преступно, может обернуться служением для других? Никогда! Разве деньги, нажитые нечестным путем и направляемые на удовлетворение всевозрастающих потребностей, могут принести счастье и благополучие? Никогда!
       То, что мы говорим о власти и богатстве, имеет непосредственное отношение и к власти церковной. В Церкви тем более всякая власть должна сопровождаться служением, и чем выше поднимается человек по ступеням церковной власти, тем более жертвенным и самозабвенным должно быть его служение. Только этим может оправдаться тот, кому Бог вручает власть над другими. Вот почему Спаситель, отвечая на странное вопрошание Иакова и Иоанна, говорит им: Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит (Мк. 10, 40). В противном случае это было бы нарушением Богом учрежденного порядка, разрушение которого приводит к уничтожению человеческой жизни. Мы знаем, что ни одна кровавая борьба за власть, ни одна революция не сопровождались миром, покоем, радостью, благополучием, потому что те, кто устремлялся к власти, прежде всего думали не о служении, а о том, чтобы именно они получили вожделенную возможность повелевать другими людьми.
       Мы говорим с вами о высоких материях – о политической власти, о богатстве... Однако большинство тех, кто сейчас слушает меня, не имеют политической власти и богатства. Так что же, это слово евангелиста Марка обращено не к нам? К нам, потому что стремление властвовать над другими в той или иной мере присуще каждому человеку.

Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ

Исаакиевский собор в Петербурге
5 апреля 2009 года