ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
07-2009

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Назария (Лавриненко)
во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии

       27 мая в храмe Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Назария (Лавриненко) во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии. 28 мая, в праздник Вознесения Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви за Божественной литургией в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершил его хиротонию.



* * *

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
ПРИ ВРУЧЕНИИ ЖЕЗЛА ЕПИСКОПУ ВЫБОРГСКОМУ НАЗАРИЮ,
НАМЕСТНИКУ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ

       Ваше Преосвященство, дорогой Владыка и возлюбленный о Христе наш сослужитель!
       Ныне, когда Православная Церковь торжественно воспоминает одно из основополагающих событий строительства таин Божиих – Вознесение Господа и Бога нашего Иисуса Христа на небо и введение человеческой природы в недра Божественной жизни, ты воспринял за литургией через возложение рук архипастырей благое бремя епископского служения.
       Благодать Божия соделала тебя архиереем, дабы ты, подражая Начальнику нашего спасения, стал преемником апостолов, продолжателем их миссии и, по слову учителя языков, домостроителем таин Божиих (1 Кор. 4, 1).
       Свое служение тебе предстоит нести в должности наместника одного из известнейших монастырей Русской Церкви – Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, которой ты долго управлял, внутренняя жизнь которой стала неотъемлемой частью твоей собственной жизни и в главном храме которой совершилась, в восстановление древнего обычая, архиерейская твоя хиротония.
       Этот прославленный монастырь, задуманный и устроенный Петром I как духовная цитадель новой столицы, со дня своего основания нес бремя общественного служения. И сегодня обитель, расположенная в шумном мегаполисе, посреди людской суеты и треволнений моря житейского, снова призывается к устроительству духовной жизни города. Вновь и вновь она должна свидетельствовать о непреложности божественного обетования и неизменной верности пути, начертанного основателями иноческого жития.
       В чем же состоит служение Богу иноческим житием в наше непростое время, когда человек измучен борьбой за возможность жить по совести в искаженном грехом мире?
       Прежде всего иночество должно дать современному человеку пример внутреннего горения, твердой и непоколебимой веры, чистоты сердца, готовности жертвовать собой по примеру «Пастыря доброго, полагающего жизнь свою за овец» (см.: Ин. 10, 11).
       Монастырям необходимо быть очагами миссионерского свидетельствования о Христе, о красоте и истине православия, о радости жизни в единстве с Богом.
       Это значит, что монастырские стены должны быть не средостением между братией и народом, между монастырской общиной и обществом, но прибежищем для ищущих утешения и отрады, местом духовного успокоения и богообщения для тех, кто живет и трудится рядом с нами, кто нуждается в помощи и поддержке. Монашествующие ныне призваны к тому, чтобы служить людям, «каждый тем даром, какой кто получил от Бога» (см.: 1 Пет. 4, 10). Поэтому так важно, чтобы к традиционным монашеским заботам было добавлено ныне и попечение о духовных нуждах и нравственном состоянии наших сограждан, осуетившихся и, нередко, обезверившихся. А применительно к Санкт-Петербургу – огромная ответственность лежит на всей обители: быть действительно подлинным средоточием духовной жизни. Именно на это должны быть направлены твои усилия, именно к этой цели ты должен обращать внимание и усилия всей братии.
       Монастырские стены не являются прибежищем и местом тихой жизни – монастырские стены даются для того, чтобы суета мира сего не разрушила внутренней жизни монашествующих; для того, чтобы дать им возможность, сосредоточившись, отдавать великий благодатный дар людям.
       Деятельность любого монастыря сегодня должна иметь практическое приложение, соотнесенное с нуждами всей Церкви, будь то осуществление социальных, благотворительных или образовательных программ. Каждая подобная инициатива может служить связующим звеном между православием и людьми, ищущими дорогу к храму, может быть, пока еще не обретшими веру, но готовыми к общению с Церковью в сфере общественно значимых дел.
       Следует уделять особое внимание духовнической практике. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан. Люди идут сюда не только для того, чтобы причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. То, что человек услышит на исповеди в обители, может стать для него руководством в решении многих коллизий и в определении вектора своего духовного развития. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений Святых Отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека, стоящего перед необходимостью решения проблем, связанных с семейной жизнью, вопросами общественного устройства, профессиональной деятельностью.
       Уверен, что только так – служа людям евангельской проповедью и духовным наставничеством – монастыри наши с новой силой привлекут к себе тех, кто жаждет просвещения разумом Истины и молитвенного общения с Богом. Да будет и впредь Свято-Троицкая Александро-Невская лавра оплотом спасения для многих граждан сего богоспасаемого града, для сограждан наших, стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания.
       Именно поэтому монашество, бывшее для тебя на протяжении многих лет благодатным источником духовной мудрости и училищем благочестия, ныне должно стать предметом твоей особой заботы и сугубого попечения.
       Твое архиерейское служение будет сопряжено с исполнением обязанностей викария Санкт-Петербургской славной столичной епархии. Не имея полноты власти правящего архиерея, ты несешь отныне на плечах полноту Божественной благодати, ниспосланной тебе от Господа в таинстве хиротонии. Ты призван к тому, чтобы в предстоящем тебе архиерейском служении являть высочайшее достоинство послушания. Невозможно никаким другим определением именовать высокий обет послушания, как словом «достоинство», потому что именно это послушание во имя Божие уподобляет нас Самому Христу, который быв послушным до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Это послушание не следует понимать формально, а тем более лицемерно и фарисейски, ибо оно должно получить творческое осмысление и стать для клира и паствы образцом соработничества правящему архиерею в решении самых разнообразных вопросов, некой системой восполнения недостатков каждого из нас, кто вовлечен в систему церковного управления через благодать рукоположения.
       Прими в руки свои жезл сей, и да будет он для тебя жезлом спасения, достигаемого единством дерзновения личного подвига и послушания Церкви. Аминь.


* * *

СЛОВО АРХИМАНДРИТА НАЗАРИЯ (ЛАВРИНЕНКО) ПРИ НАРЕЧЕНИИ
ВО ЕПИСКОПА ВЫБОРГСКОГО, ВИКАРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МИТРОПОЛИИ

       Ваше Святейшество, Святейший Владыка!
       Ваше Блаженство,
       Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Ныне с трепетом стоя пред вами, могу только, следуя заповеди апостола Павла, благодарить вас за призвание меня, недостойного, к высшему в земной Церкви служению.
       Сейчас в моей душе смешались разные чувства. С одной стороны, чувство радости, но при этом я всегда помню, что радость способна заслонить чувство долга и возбуждает самонадеянность. С другой стороны, чувство страха. Чем больше я вчитывался в богодухновенные слова о епископском служении, тем больше я осознавал свое недостоинство, и даже утешительные слова апостола Павла о «силе Божией в немощех совершающейся» (см.: 2 Кор. 12, 9) не совсем помогли мне преодолеть страх взойти на высокую свещницу и стать «светом миру».
       Все вы, Ваше Святейшество и дорогие архипастыри, стояли на этом месте и легко можете понять и простить мои сомнения. То, что я не являюсь исключением, подтверждают слова святителя Григория Богослова: «Из предизбранных благодатию в звание Предстоятелей Церкви ни те не подвергаются осуждению – за свою боязнь, которые страшатся принимать дар, ни те – за свою ревность, которые с готовностью следуют избранию. Ибо одни страшатся величия служения, а другие повинуются – по вере в Призывающего».
       Верю и надеюсь, что и я отношусь к тем, кого избрал Господь, так как избран был Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, а сказано: ...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Значит, и ко мне грешному относятся слова Господа нашего Иисуса Христа: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). Знаю, что Господь, избирая кого-либо, не оставит, а даст силы осуществить Его заповедь, если только избираемый останется верным Господу и не угасит своей любви к Нему.
       Последние годы моего служения проходят в Свято-Троицкой обители. В день хиротонии в сан епископа я буду просить Всемогущего Бога о ниспослании и этом святом Таинстве «...духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия» (см.: Ис. 11, 2). Смею прибавить к сим словам пророка Исаии – духа любви и мира. Ибо если я не буду иметь любви, то все остальные слова о вере и благочестии будут ложью и я никогда не сумею постичь Бога, который есть Любовь, а если я не буду иметь духа мира, то, по слову преподобного Серафима Саровского, не сумею не только стать примером в спасении для тысяч, но и спастись сам.
       Почти два с половиной десятилетия я являюсь пастырем для народа Божия и пытаюсь быть для него пастырем добрым. Но епископское служение обязывает быть примером не только для паствы, но и для пастырей. Сознаю, что действенным и сильным мое слово может быть только в том случае, если я своей духовной и богоугодной жизнью буду подавать пример пасомым, и только тогда исполню завет апостола Павла его ученику Тимофею: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12). Твердо знаю, что в пастырстве можно настаивать и призывать исполнить других только то, что исполняешь и чему следуешь сам. Только так твое слово будет весомым, а не лицемерным пред Богом и людьми.
       Родился я в эпоху, когда жить было совсем «весело». Годы детства и юности прошли во времена суровой «оттепели» и дальнейшего построения «светлого коммунистического будущего». Рос в обычной большой крестьянской семье и был в ней самым младшим. Молитвенницей за всех нас была наша мама, раба Божия Александра (Царство ей Небесное). Она же стала моим «апостолом».
       Вспоминаю один эпизод моего детства: 1961 год, Пасха. Мы с мамой идем в храм. Облава комсомольцев, и на другой день в школе мне выстригают крест на голове и запрещают стричься, чтобы зарастал долго и все имели возможность издеваться над «святошей». Теперь, конечно, можно относиться к этому с улыбкой и рассматривать как прообраз настоящего пострига – через 24 года.
       Моим первым Евангелием стали четыре листочка малого формата из Евангелия от Матфея с параллельным славяно-русским текстом. По ним же я учился читать на церковнославянском. И сейчас помню, что это была четвертая глава, где повествовалось о призвании апостолов. Затем был Крымский сельскохозяйственный институт, работа в миру, одновременно с этим – пение в церковном хоре.
       Когда Господь призвал, через большие препятствия, но без колебаний и долгих раздумий, я приехал в город на Неве и поступил в Духовные школы, где ректором был тогда архиепископ Выборгский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Даже после успешной сдачи экзаменов мне не давали прописку в Ленинграде, и только личное вмешательство Владыки ректора позволило мне стать воспитанником Духовной семинарии.
       За два года мне удалось окончить полный семинарский курс. От рук Вашего Святейшества я получил первую степень церковнослужителя – чтеца. На первом курсе Духовной академии по благословению тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) я принял монашеский постриг, который совершил архимандрит Мануил, ныне архиепископ Петрозаводский и Карельский.
       Всегда молитвенно поминаю Высокопреосвященнейшего митрополита Антония, который совершил мою хиротонию сначала в иеродиакона, а затем в иеромонаха, причем первая хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. В этом же соборе я нес послушание после смерти Владыки Антония и был первым монахом в клире лавры после долгих десятилетий перерыва монашеского служения в ее стенах.
       С глубокой благодарностью вспоминаю почившего Первосвятителя Московского и всея Руси Алексия II, который, будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, доверил мне, тогда еще студенту Духовной академии, стать настоятелем очень сложного и важного прихода в городе Выборге. Именно он на выпуске академии в 1988 году возвел меня в сан игумена, а в первый свой визит уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси вручил крест с украшениями. Он же назначил меня начальником подворья Валаамского монастыря, процесс возрождения которого тогда только начинался.
       Собственно, с того времени начались мои «строительные университеты», на все последующие годы до сего дня ставшие моим основным послушанием в Церкви. Валаамское подворье, Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Александро-Невская лавра – везде разруха и запустение. Эпоха «игуменов-мусорщиков» выпала на самые активные годы моего церковного служения. Смею надеяться, что эти труды хотя бы частично будут зачтены Господом вместо молитвенных подвигов, которые надлежало бы нести мне как монаху.
       Отдельное и особое слово благодарности я должен сказать вам, ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Владимир. Вы оценили результаты моих трудов в Коневской обители и доверили потрудиться вместе с вами над восстановлением Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Благодарю Господа, вас, Владыка, и всю братию за долготерпение к моим немощам. В истории Александро-Невской лавры только несколько наместников исполняли это послушание около десяти лет. Меня же вы терпели и терпите уже почти тринадцать лет. С 1996 года по вашему благословению я являюсь благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии. Нижайший поклон вам за доверие, всегдашнюю помощь и отеческое отношение ко мне.
       Двадцать четыре года я несу церковное послушание в монашеском чине. И если Святая Церковь призывает меня сегодня на высшее служение, то я рассматриваю это как продолжение послушания с еще большей ответственностью и ревностью и как новую возможность быть максимально полезным Церкви Божией и народу ее.
       Надеюсь, что в помощь мне в предстоящем апостольском служении к осуществлению этих обещаний и чаяний будут молитвы Святителя и чудотворца Николая, с именем которого я был крещен; мученика Назария – моего небесного покровителя в монашеском постриге; преподобного Арсения Коневского, чудотворца, мощи которого я обретал из поругания; святого благоверного великого князя Александра Невского, нашего небесного покровителя и молитвенника. Уповаю на предстательство Матери Божией о мне, грешном и недостойном, пред Ее Сыном и Спасителем нашим Иисусом Христом.
       Молю вас, Ваше Святейшество, дорогие богомудрые архипастыри, о ваших молитвах обо мне, дабы благодать Божия уврачевала мою немощь и восполнила мою скудость, чтобы быть делателем непостыдным, твердо стоящим на Божественной страже и право правящим слово Господней истины, и чтобы мое архипастырское служение принесло пользу Святой Церкви, Отечеству нашему и на Страшном Судищи Христовом не было бы мне в осуждение.


* * *

БИОГРАФИЯ

       Архимандрит Назарий (Лавриненко Николай Алексеевич) родился 11 августа 1952 г. в селе Ивковцы Черкасской области.
       В 1974 г. окончил Крымский сельскохозяйственный институт.
       В 1974–1975 гг. служил в армии в группе Советских войск в Германии.
       С 1978 г. работал в Центральном ботаническом саду Академии наук Украины в должности старшего инженера.
       В 1982–1988 гг. учился в Ленинградской духовной семинарии и духовной академии.
       В 1985 г. принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона, затем – в иеромонаха.
       С марта 1986 г. служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
       С ноября 1987 г. – настоятель Спасо-Преображенского собора города Выборга.
       В 1988 г. возведен в сан игумена.
       С 1 января 1990 г. – настоятель подворья Казанской иконы Божией Матери Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Ленинграде.
       В феврале 1991 г. в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рождество-Богородичного Коневского монастыря.
       В 1996 г. назначен благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии.
       25 октября 1996 г. назначен исполняющим обязанности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
       17 апреля 1997 г. решением Священного Синода утвержден в должности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
       С 1990 г. по настоящее время – член Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии.
       С 27 мая 2009 г. – епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской митрополии.
       Церковные награды: орден прп. Сергия Радонежского (III степени), орден прп. Андрея Рублева (III степени), орден Финской Православной Церкви «Святого Агнца» (I степени).