ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
08-2009

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Волгоградская епархия. История и современность

       Почти полторы тысячи лет назад на Нижней Волге появились первые христиане. За прошедшие с тех пор века не раз менялся национальный состав местного населения, создавались и разрушались города и целые государства, но христианская вера сохранялась и крепла. Сегодня Волгоградская епархия включает в себя 308 приходов (из них около 80 – в Волгограде), объединенные в 13 благочиний. Возрождены к жизни старинные донские и волжские монастыри. Этот рассказ – об истории Волгоградской епархии и о ее сегодняшнем дне.

       Византийское влияние
      
       Первые христиане появились на берегах Нижней Волги и Дона в середине VI века. В VII–VIII веках. Византия завязывает тесные связи с Хазарским каганатом, частью которого в то время являлась территория современной Волгоградской области. Столица Хазарии – город Итиль, судя по последним находкам археологов, располагалась в дельте Волги, близ современной Астрахани. Несмотря на преобладание язычества, веротерпимые хазары спокойно относились к христианам, мусульманам и иудеям, молящимся в своих храмах, мечетях и синагогах.
       Средневековые арабские историки говорят о множестве христиан и их храмов в хазарской столице Итиле, упоминая даже о существовании там христианской юриспруденции – особые судьи вели разбор спорных дел христиан. В столице находилась и кафедра византийского епископа Астильского. Во второй половине VIII века здесь создается Доросская митрополия из семи епархий.
       Однако после государственного переворота, который произошел в 802 году, христиан начинают преследовать, а их церкви разрушать. Большая часть христиан уходит в Крым и на Нижний Дон.
       Византийская империя направляет в Хазарию посольство во главе с известными проповедниками Кириллом и Мефодием. В их житии говорится, что, проходя через Крым, они обнаружили Псалтирь и Евангелие, писанное «руськими письменами». Благодаря их миссии крестились 200 семейств хазарских подданных (возможно, они происходили из славянских племен, подчиненных Хазарии). Просветители Кирилл и Мефодий в ходе споров между христианами, иудеями и мусульманами смогли убедительно объяснить догматы своей веры и спасли христиан от гонений. Но история отмерила каганату недолгий срок – в 965 году князь Святослав штурмом взял его столицу Итиль, а в 985 году князь Владимир окончательно уничтожил хазарское государство.
      
       Под властью монголов
      
       Крепнувшая Русь возводит на берегу Керченского пролива город Тмутаракань, где в 1023 году князь Мстислав закладывает православный храм. Однако до середины XIII века русских на территории Нижнего Поволжья и Среднего Подонья можно назвать скорее гостями, чем коренными жителями.
       С началом татаро-монгольского нашествия ситуация меняется. В Нижнем Поволжье кочевники создают свое государство – Золотую Орду. Русские князья с целыми отрядами сопровождающих приезжают сюда уже на продолжительное время – когда по своей воле, а чаще по приказу ордынского правителя. Жестокие завоеватели с почтением относятся ко всем религиям, и под их властью мирно сосуществуют христианство и язычество, буддизм и ислам.
       Среди монголов довольно широкое распространение получило несторианство – одно из еретических христианских течений, осужденное на III и IV Вселенских Соборах (431 и 451 годы). На Востоке несториане славились своей грамотностью и знанием врачебного дела. Многие сторонники этого вероучения занимали важные посты в Орде.
       Да и о православии ордынцы знали не понаслышке. В золотоордынской столице – городе Сарай православные храмы были даже при ханской резиденции. Известно, например, что перед шатром хана Гуюка стояла часовня и из «страны Русов» в его столицу приходили священники.

       Во второй половине XIII века число православных христиан в Золотой Орде стало довольно большим, и в 1261 году в Орде была создана Сарайская епархия. Митрополит Московский и всея Руси Кирилл II назначил ее главой епископа Митрофана, и тот, в свою очередь, ставил священников в города, где проживали православные, защищал их перед лицом хана и вел миссионерскую работу среди язычников.
       Сарайские епископы играли важную роль в развитии дипломатических отношений Орды не только с Русью, но и с Византией. Своей политикой они препятствовали натиску Запада и утверждению католичества на Руси и в Монгольской империи, выполняя заветы Александра Невского. Наличие при ставке хана клириков позволяло снабжать Русь ценнейшей политической и военной информацией, а также воздействовать на русскую политику Орды. В те годы священникам этой епархии даже разрешалось участвовать в сражениях с оружием в руках: «Аще поп на рати человека убиет, не удерживают его потом святые каноны, чтобы вновь служил». С 1340 года епархия именуется Сарайской и Подонской, что свидетельствует о повышении внимания со стороны Руси к территории по берегам Дона.
      
       Между Казанью и Астраханью
      
       С 1454 года архиереи перебираются в Москву и поселяются на Крутицах, именуясь Сарайскими (затем Сарскими), Подонскими и Крутицкими, но практически уже не имея влияния на дела далекого разоренного Поволжья и Подонья.
       Новый подъем православной жизни начинается с походами в эти края Ивана Грозного. Его войска в 1545–1552 годах сопровождали священники, многие из которых после взятия Казани оставались в Поволжье. В 1555 году была создана Казанская епархия, которая занималась вопросами духовной жизни всей поволжской земли.

Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман

       После взятия Астрахани в 1556 году вдоль Волги расселяется все большее число русских людей. Управлять такой огромной епархией становится трудно, поэтому в 1602 году территория Казанской епархии была уменьшена и на юге центром новой епархии становится Астрахань.
       По мере заселения Поволжья и увеличения здесь православного населения возникает потребность в более оперативном решении вопросов управления приходами, руководства священниками, пастырского попечения. Синод и правительство принимают решение выделить из Астраханской епархии ее северную часть. Так, 16 октября 1799 года появляется Саратовская и Пензенская епархия. К ней относится вся территория Саратовского наместничества (позднее губернии), включая Царицынский и Камышинский уезды. Пока в Саратове не было подходящих помещений, владыка жил в Пензе. Собственная кафедра в Саратове появляется в 1828 году. С этого времени название города Царицына впервые включается в епископский титул: владыка именуется Саратовским и Царицынским.
      
       Донская вольница
      
       Еще во время распада Золотой Орды в труднодоступных местах вдоль рек Дон, Хопер и Медведица стали основываться поселения вольных людей – казачьи городки. В повествовании о Донской иконе Божией Матери рассказывается, что донские казаки, в 1380 году прибывшие на помощь к Дмитрию Донскому, поднесли ее великому князю на Куликовом поле. Однако вплоть до XVIII века храмов и священнослужителей на Дону было немного. В казачьих городках часто служили вдовые или беглые священники, нередко неграмотные.
       После Азовских походов Петра I Дон передается в подчинение святителю Митрофану, которого стали называть епископом Воронежским и Азовским. Эта обширная и трудноуправляемая территория подчинялась то Азовскому владыке, то епископу Тамбовскому, то Воронежскому и Елецкому митрополиту. Подобная чехарда с переподчинением свидетельствовала о фактической автономии донских атаманов и священников.
       Лишь постепенно в хуторах и станицах налаживается нормальная церковная жизнь. Возле некоторых из них поселились и монахи, проводившие все дни свои в посте и молитве. Так рождаются два древнейших донских монастыря – Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский и Кременско-Вознесенский. К расцвету первого из них, называемого «жемчужиной Тихого Дона», имела прямое отношение игумения Арсения (Себрякова) – почитаемая в народе подвижница и молитвенница.
       В 1786 году была официально учреждена Земля Войска Донского, но в церковном отношении эти края по-прежнему находились в ведении воронежского архиерея. Только в 1829 году состоялось открытие Донской епархии. С 17 июля 1842 года ее архиерей получил титул Донского и Новочеркасского.
      
       Расцвет православия в Царицыне
      
       По легенде, первую церковь в Царицыне велел построить сам царь Иван Грозный, назвав ее в честь своего небесного покровителя святого Иоанна Предтечи. Однако, вероятнее всего, храм был основан примерно в 1588–1589 годах. Первая церквушка располагалась в Царицынской крепости, на острове, напротив устья реки Царицы. Но остров заливался во время весеннего половодья, и в 1614 году крепость переносится на мыс, в месте впадения Царицы в Волгу. Кроме Иоанно-Предтеченского храма здесь появляются Никольский, Воскресенский, Успенский и другие.
       При храмах святого Иоанна Предтечи и Святой Троицы одно время действовали женский и мужской монастыри, где находили приют посвятившие себя Богу женщины и ушедшие от ратных трудов стрельцы и казаки. В 1670-х годах на богомолье в царицынские монастыри заходили восставшие казаки атамана Степана Разина. Посещал храмы Царицына и император Петр I, шедший то в Азовский поход на турок, то на войну с Персией. Некоторые церкви на Дону (в станицах Качалинской и Паньшинской) строились именно по его приказу. Несмотря на то что Царицын в XVI–XVIII веках представлял собой захолустный городок на окраине России, в нем в конце XVIII в. имелось семь храмов – четыре каменных и три деревянных.

Пасхальная служба на Центральной набережной. 2004 год

       Быстрое развитие экономики края привело к росту числа церквей.
       Долгие годы главным храмом города был Успенский собор, где в 1871 году молились император Александр II с супругой и детьми. В ознаменование чудесного спасения Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы местная Дума решает возвести Александро-Невский кафедральный собор. Он закладывается в 1901 году, а освящение его происходит лишь в 1918 году.
       При неразвитости государственной системы образования, здравоохранения и социальной защиты школы, больницы, приюты для престарелых и другие богоугодные заведения действовали именно при храмах. Священники, монахи и простые верующие горячо ратовали за распространение грамотности, заботились о больных и бедных, активно изучали историю родного края. При Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре во второй половине XIX века строится первая на Дону электростанция; священник хутора Самсоновский (ныне г. Новоаннинский) открывает одну из первых типографий.

Панорама старого Царицына с видом
на Александро-Невский собор

Царицынский Свято-Духов монастырь

Царицын. Успенский собор

       Некоторые храмы Донского края расписывались известными мастерами русской живописи, в частности Петром Соколовым (учеником К. Брюллова), Борисом Кустодиевым и другими. Росписи Александро-Невского собора в начале XX века выполнялись по эскизам Виктора Васнецова.
       Образованное царицынское духовенство отличалось высоким слогом проповедей. Некоторые священнослужители входили в состав различных научных обществ, выпускали сборники своих научных трудов и произведений религиозно-философского характера. Так, протоиерей Успенского собора Петр Лугарев написал «Историю города Царицына» и «Историю калмыцкого народа». В Поволжье до революции существовали духовно-просветительские организации, священники которых беседовали с прихожанами о вере, организовывали народные чтения, издавали газету «Царицынский пастырский листок».

       В начале XX века духовенство Поволжья начинает серьезную борьбу с пьянством. При храмах и заводах создаются общества трезвости. В ноябре 1909 года по благословению епископа Гермогена (Долганева) при одной из чайных-читален было основано Общество трезвости во имя Святителя Николая. В 1911 году в обществе уже насчитывалось более трех тысяч членов. На собраниях трезвенников постоянно выступал хор Вознесенской церкви под управлением П.М. Денежкина.
       В марте 1911 года при Скорбященской церкви также создается Общество трезвости во имя святого Феодосия Черниговского. Вскоре выходит первый номер еженедельного журнала «Царицынский трезвенник». Летом общество организовывало паломничество в Городище к иконе мц. Параскевы.
       В декабре 1911 года был торжественно освящен Дом трезвости. При нем действовал кинотеатр «Трезвость», в котором показывали научно-популярные и видовые кинофильмы. Тогда же родилось и Общество трезвости во имя Святой Троицы на заводе «Урал-Волга».
       Царицынское общество трезвости в 1911 году удостаивается дипломов, серебряных и бронзовых медалей на противоалкогольной выставке в итальянском городе Милане. А 28 апреля 1913 года царицынские трезвенники участвовали во Всероссийском празднике трезвости.
       Церковь не только борется с грехом пьянства, но и создает возможности для его исправления. Священники устраивают для рабочих пешие прогулки и пароходные экскурсии, открывают ссудо-сберегательные товарищества, пекарни для кормления неимущих, проводят семейные чайные вечера, концерты и лекции. В 1916 году при участии духовенства создается Царицынское человеколюбивое общество «для содействия беднейшему населению по приисканию всевозможных работ и занятий». Церковь окормляет заводских и фабричных рабочих, воинские казармы, тюрьмы и кладбища, содержит в Царицыне три богадельни, четыре ночлежки, детский приют, отдает свои дома под нужды общества.

Пещеры в меловой горе. Каменно-Бродский
Свято-Троицкий монастырь

       Церковные приходы имели возможности для попечения о нуждающихся – почти каждый храм владел землей и недвижимостью, возделывал сады и виноградники, монахи и монахини ухаживали за многочисленными стадами, ремонтировали и прокладывали дороги. Все ярмарки края проходили при прямом попечительстве духовенства.
       Как видим, сфера служения Церкви была огромна. К 1917 году в крае насчитывалось около 600 храмов (из них около 30 в Царицыне и окрестностях) и с десяток монастырей. При храмах работало более 500 библиотек и почти тысяча школ, в которых обучалось 56 тысяч учеников.
       Все это можно назвать расцветом православной культуры.
      
       Страшные годы
      
       Как уже отмечалось, с 1602 года Царицын был приписан к Астраханской епархии, а почти через сто лет территория Царицынского уезда вошла в состав Саратовской епархии. До революции города Царицын и Камышин относились к Саратовской губернии, значительная часть нынешнего региона принадлежала к Области Войска Донского, а ряд поселений и целых районов – к Астраханской и Самарской губерниям. Большевистская власть ввела новое административное устройство страны, которое не могло не сказаться на епархиальной жизни. Нередко новые губернии кроились из частей нескольких прежних, что разрушало устоявшиеся связи священников и приходов с архиереями. Одной из таких губерний была Царицынская, образованная из частей бывших Саратовской, Астраханской, Самарской губерний и Области Войска Донского.
       Первым епископом Царицынским стал Дамиан (Говоров). На новообразованной кафедре он находился с 1918 года, но ему не довелось наладить полноценной епархиальной жизни, поскольку вскоре запылала гражданская война, начались казни священнослужителей и поджоги храмов. Новые власти превратили террор против Церкви в часть государственной политики – на верующих обрушились репрессии, храмы и обители начали закрывать. Под предлогом помощи голодающим были устроены настоящие грабежи церковной собственности. Пытаясь расколоть Церковь изнутри, коммунисты поддержали создание в крае обновленческих организаций, которые, правда, оставались практически без прихожан.
       Репрессии против духовенства и мирян достигли пика в 1937–1938 годах. В результате к 1941 году в городе, получившем к тому времени имя Сталина, практически не остается действующих храмов, а в области без церквей оставались целые районы. Но, несмотря на гонения, уровень религиозности людей продолжал оставаться очень высоким.
       С началом Великой Отечественной войны власти в поисках опоры во всех слоях населения обращают свои взоры и на православие. Из тюрем и лагерей освобождают архиереев и священников, открываются храмы, восстанавливаются епархии. 1 октября 1942 года епископ Григорий (Чуков) получает назначение на Саратовскую епархию, некоторое время управляя и Сталинградской епархией.
       В 1943 году, сразу после победы в Сталинградской битве, верующие открыли молельный дом во имя святого благоверного князя Александра Невского, а позднее отремонтировали Казанский храм, здание которого во время боев десятки раз переходило из рук в руки.
       В ночь на Пасху 1946 года в Казанский собор Сталинграда пришли свыше 8 тысяч верующих. Храм мог вместить не более 4–5 тысяч, остальные стояли с зажженными свечами под открытым небом. В Никитской церкви собралось 6 тысяч верующих, столько же – в церкви поселка Красная Слобода. Стоит отметить, что все население разрушенного Сталинграда насчитывало тогда около 70 тысяч человек. Вытравить религиозную суть русского народа не удалось.
      
       Возрождение епархии
      
       С 10 ноября 1961 года в связи с переименованием города Сталинграда в Волгоград за местными архиереями на 30 лет сохраняется титул Саратовских и Волгоградских.
       Решение о выделении Волгоградской епархии из состава Саратовской было принято Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом 31 января 1991 года правящим архиереем назначается архиепископ Берлинский и Лейпцигский Герман. В новой епархии насчитывается 72 священнослужителя и 43 прихода, из них всего три – в самом Волгограде: кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, храмы преподобного Никиты Исповедника и Святителя Николая Чудотворца. Главной задачей новой епархии становится возрождение нормальной церковной жизни – возвращение Церкви разрушенных храмов и монастырей, строительство новых храмов, открытие духовного училища.

Встреча мощей св. Елисаветы Московской,
ноябрь 2004 года


Мощи св. Луки в храме Иоанна Предтечи

       В июне 1993 года Волгоград посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, приехавший вместе с участником Сталинградской битвы архимандритом Кириллом (Павловым). Патриарх Алексий II служил Божественную литургию на Центральной набережной и в нескольких приходах, освятил места под строительство храмов – Всех святых на Мамаевом кургане, преподобного Сергия Радонежского, Всех святых, в земле Российской просиявших.
       Благословление Святейшего очень помогло верующим. За 18 лет в Волгограде удалось открыть, восстановить или построить заново около 80 храмов, в том числе храм святого Иоанна Предтечи (по преданию, являвшийся первым в Царицыне) и множество других. Был отреставрирован Казанский кафедральный собор. Храмы открылись и на заводах, в больницах, домах престарелых, тюрьмах и других социальных учреждениях. Церкви возвращена территория Свято-Духовой обители, идет подготовка к восстановлению Александро-Невского собора на главной городской площади.

Часовня на могилах семи братий в
Кременско-Вознесенском монастыре

       Сегодня Волгоградская епархия состоит из 13 благочиний, в ней более 270 священнослужителей и 308 приходов (из них около 80 – в Волгограде). Возрождены к жизни и старинные донские и волжские монастыри – Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский, Кременско-Вознесенский, Каменно-Бродский Свято-Троицкий, Дубовский Свято-Вознесенский, Волгоградский Свято-Духов, Гусевский Ахтырский. К ним не иссякает поток паломников. Имеются скиты в Заволжье и в городе Волжском. На левом берегу Волги идет строительство обители во имя архистратига Михаила.


Вот таким будет Спасо-Преображенский храм


Роспись Казанского кафедрального собора

       Но возвращение духовных ценностей православия шло непросто. Люди, которым долго запрещали верить, остро нуждались в проповеди, пробуждении от духовной спячки, в объяснении смысла веры во Христа. С августа 1991 года начала выходить епархиальная газета «Православное слово», главным редактором которой является митрополит Герман. В 1992 году открылась публичная библиотека Волгоградской епархии.

Александро-Невская часовня на месте разрушенного
Александро-Невского кафедрального собора

Строящийся храм в ст. Сергиевская

Богоявленский храм в ст. Островская

Часовня во имя св. Целителя Пантелеимона
в санатории Эльтон

       Сегодня православные библиотеки работают во многих приходах. Митрополит Герман выступает с проповедями по муниципальному телевидению в программе «Благовест», участвует в съемках популярной телепрограммы «Свеча», встречается с журналистами, педагогами, представителями власти и общественности.
       В ноябре 1991 года в Волгограде открылось духовное училище, а вскоре появились Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского (ЦПУ) и Свято-Сергиевское училище церковной педагогики и православной катехизации. При их становлении пришлось преодолеть огромные трудности, но за эти годы на очных и заочных отделениях Духовного училища, богословского и церковно-певческого факультетов ЦПУ прошли обучение более тысячи студентов. Многие из них стали священнослужителями, православными педагогами и регентами.

Освящение часовни во имя
св. Георгия Победоносца, 22 июня 2008 года

Николо-Сретенский храм в с. Орехово

Храм во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского

       В становлении богословского образования очень помогли профессора волгоградских государственных вузов. Студенты и преподаватели ЦПУ ежегодно участвуют в научно-богословской конференции «Мир православия», в работе Международных Рождественских образовательных чтений в Москве. Они входят в творческий коллектив православного молодежного театра «Благодатное небо», ставят под руководством режиссера Елены Дмитриевой спектакли духовно-нравственного содержания. Студенты ЦПУ принимали участие в международном молодежном фестивале «Братья» на Украине и во Всероссийском театральном фестивале «Русская драма» в Москве.
       Параллельно со становлением высшего богословского образования в Волгограде и городе Волжском стали создаваться духовные и воскресные школы для детей и взрослых, заработали Епархиальный отдел образования и катехизации и методический кабинет. Сейчас в епархии действует около сотни воскресных школ, которые посещают примерно 1500 человек.

Плавающий храм Святителя Николая Чудотворца
на Волго-Донском канале

Плавающий храм во имя святого князя Владимира
идет по Волге

Плавающий храм во имя святителя Иннокентия Московского
проходит шлюз Волго-Донского канала

       Сотрудничество между епархией и областными органами образования в сфере преподавания «Основ православной культуры» (ОПК) продолжается с 2001 года усилиями сотрудников научно-методического центра педагогических исследований «Афон». Основы православия преподаются примерно в ста общеобразовательных муниципальных учреждениях, в двух десятках учреждений дошкольного образования, ряде волгоградских вузов и колледжей. Кроме того, ОПК введено в региональный компонент учебного плана в казачьих учебных заведениях (кадетских корпусах, школах и классах). Волгоградская государственная академия повышения квалификации работников образования за прошедшие годы подготовила несколько сотен преподавателей этой дисциплины.

Митрополит Герман в Гусевском Ахтырском монастыре

       В 2008 году Волгоградская епархия и Комитет по образованию администрации Волгоградской области подписали соглашение о сотрудничестве в сфере преподавания в школах курса «Основы православной культуры». Методический кабинет епархии постоянно проводит конференции и семинары по духовно-нравственному воспитанию для учителей приходских и общеобразовательных школ, воспитателей детских садов. В Волгограде с епархией наиболее активно работают несколько специализированных образовательных учреждений: муниципальный центр дополнительного образования детей «Истоки», муниципальная школа искусств «Воскресение», детский духовно-нравственный центр «Наше наследие».

Крестный ход на байдарках с иконой и мощами
священномученика Николая Попова

Лагерь «Зеленый Афон». 2008 год

       При поддержке городских комитетов образования и культуры в епархии проходят Рождественские городские чтения, городская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость», конкурс творческих работ старшеклассников «Чистое слово», детский конкурс-фестиваль духовной хоровой музыки памяти преподобного Романа Сладкопевца, городской детский фестиваль «Вера. Надежда. Любовь», районные и городские краеведческие олимпиады, детский фестиваль-конкурс казачьих традиций «Мы – внуки деда Ермака», городской конкурс «Культурно-историческая эпоха преподобного Андрея Рублева», исторические чтения имени Нестора летописца, епархиальный фестиваль воскресных школ «Наши именины», епархиальный фестиваль приходских певческих коллективов и молодежный фестиваль «Русь победоносная». Православные педагоги и их воспитанники участвуют во Всероссийском литературно-художественном конкурсе для детей и юношества «Гренадеры, вперед!», Всероссийском конкурсе «Святая Русь», Всероссийском духовно-просветительском форуме «Глинские чтения».

Детский хор Никольского
кафедрального собора г. Камышина

       С 1995 года епархия организует летний отдых для детей. В епархиальном семейном летнем лагере побывали уже более 2000 детей и взрослых. Активное участие в подготовке и проведении летнего лагеря принимают учащиеся духовного училища и студенты ЦПУ. При поддержке администрации Волгограда летом действует профильная смена «Ковчег» в детском лагере «Ручеек». Здесь собираются школьники, занимающиеся изучением православной культуры. Юные исследователи православной истории отдыхают и занимаются и в историко-краеведческом лагере «Товарищ». Еще несколько волгоградских и сельских храмов также устраивают свои летние поселения для детей прихожан.

Приходской летний лагерь прихода св. Иннокентия Московского
в Дубовском Свято-Вознесенском монастыре

       Епархиальный отдел социального служения, священники и верующие практически всех приходов активно занимаются благотворительностью, собирают средства и продукты для нуждающихся, оказывают бесплатную медицинскую и юридическую помощь. В городе действуют епархиальный странноприимный дом святого Серафима Саровского, гражданско-церковный «Дом милосердия» и медико-социальная станция «Вифания», благотворительные столовые при Казанском соборе и еще нескольких храмах Волгограда и районных центров области.
       В 1999 году в Волжском был создан православный приют «Дом милосердия», поддержкой которого воспользовалось уже более 200 детей. В Волгограде на средства епархии и благотворителей существует Борисоглебское детское село (раньше это был епархиальный детский дом, который поменял свое название, когда все дети из него были усыновлены православными семьями).
       Епархия тесно сотрудничает со многими общественными организациями, которые занимаются поддержкой нуждающихся. Еще в 1994 году при детском отделении онкологического диспансера был создан Фонд помощи детям имени святой Елисаветы Московской. Верующие ведут работу с членами общества слабослышащих.
       Наркоманам и зависимым от алкоголя помогает некоммерческое партнерство «Волгоградский центр социальной реабилитации и адаптации наркозависимых, алкоголиков, ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом», имеющее свое отделение при Кременско-Вознесенском монастыре. На базе волгоградского храма Георгия Победоносца действует реабилитационный центр помощи нарко– и алкозависимым.
       Священнослужители и члены православно-просветительского центра «Жизнь» и Общества православных врачей имени святого архангела Рафаила работают в центрах предабортного консультирования на базе женских консультаций. В 2008 году в Волгограде была создана новая общественная организация под названием «Много деток – хорошо!», являющаяся местным отделением Всероссийского сообщества многодетных и приемных семей. Она выпускает православный журнал для детей «Ангелочек» и семейный журнал «Радость моя».
       Вот уже 13 лет в епархии действует тюремное душепопечительство, оказывающее духовную помощь заключенным практически во всех колониях Волгоградской области. В местах заключения действует два десятка тюремных приходов (архиерейских подворий). Священнослужители постоянно посещают ИТК и СИЗО, проводят беседы с осужденными и их родственниками, оказывают помощь нуждающимся, преподают Закон Божий, катехизис, сектоведение.
       Примерно в двадцати крупных медицинских учреждениях Волгограда и Волжского имеются приходы или часовни. Священники епархиального отдела больничного душепопечительства совершают в них богослужения и требоисполнения, ведут беседы и проповеди среди пациентов и медперсонала.
       Отдел по работе с Вооруженными силами и правоохранительными органами активно работает с военнослужащими и членами их семей. Священнослужители постоянно посещают дальние заставы на границе с Казахстаном, проводят беседы с личным составом, освящают воинские части и технику, оказывают практическую помощь в организации службы и быта солдат, снабжают их духовной литературой и фильмами.
       Волгоградская епархия не остается в стороне и от культурной жизни. В сотрудничестве с городскими и областными музеями она организует выставки православных художников, мастеров прикладного ремесла, экспозиции по истории православия в Волго-Донском крае. Силами епархии и Волгоградского отделения Российского фонда культуры уже много лет проводится православно-патриотический фестиваль «Святая Русь», праздник святых равноапостольных первоучителей и просветителей славянских Кирилла и Мефодия с множеством различных мероприятий. Международный фонд «Александр Невский» ежегодно организует Царицынский Александро-Невский православный фестиваль культуры, языка и журналистики. В Иловлинском районе, где находится кровоточивая Казанская икона Божией Матери, летом проходит фестиваль православной культуры «Всякое дыхание да хвалит Господа».
       Каждый год в дни Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова и Крещения Господня Волгоградская епархия совместно с городской и областной администрациями готовит праздничные мероприятия для детей и взрослых. Летом и осенью в Волгограде проводится молитвенно-покаянное крестное шествие против абортов, собирающее несколько тысяч человек. С 2005 года священнослужители, журналисты и водники сплавляются крестным ходом по рекам области с чудотворной Урюпинской иконой Божией Матери, заходя в отдаленные станицы и хутора, участвуют в историко-краеведческих экспедициях и паломничествах по монастырям.
       Началом активной миссионерской деятельности в епархии стал выезд походной церкви на автобусе в дальние села в октябре 1996 года Миссионерской работой занимались также плавучие храмы: на Дону – «Святитель Иннокентий Московский», на Волго-Донском канале – «Святитель Николай Чудотворец», на Волге – «Святой князь Владимир». Священники-миссионеры встречаются с работниками крупных предприятий, преподают «Основы православной культуры» в высших и средних учебных заведениях, выпускают книги.

       Православная жизнь Волгоградской епархии богата событиями. В июле 2007 года около 70 тысяч волгоградцев и гостей города встречали одну из величайших святынь христианского мира – честную главу святого апостола и евангелиста Луки. А в январе 2009 года представители епархии приняли участие во Всероссийском крестном ходе «Памяти Иоанна Кронштадтского».
       В сотрудничестве с епархией активно действуют Волгоградские отделения таких всероссийских организаций, как Российский фонд культуры, Союз православных женщин, Российский детский фонд, Центр духовной культуры имени святого Федора Ушакова.
       Пресс-служба епархии активно сотрудничает со средствами массовой информации, готовит теле– и радиопередачи, выпускает книги, развивает свой собственный интернет-сайт. В 2008 году сайт Волгоградской епархии посетило свыше 25 000 пользователей из более 50 стран и 400 городов мира. Приходы епархии издают более десятка периодических изданий и также открывают свои сайты. Видеостудия «Днесь» при Свято-Духовом мужском монастыре сняла уже несколько фильмов из серии «Православные святыни».
       Конечно, описать деятельность всей епархии, подвижнические труды ее архиерея, священнослужителей и верующих в одной статье, наверное, невозможно. История возрождения православия на рубеже XX–XXI веков еще ждет своих исследователей.

Сергей Иванов,
пресс-секретарь Волгоградской епархии
Фото: Сергея Иванова,
иеродиакона Серафима (Наумова),
Дмитрия Алмазова, Максима Семенова,
иеромонаха Лазаря (Куликова)