ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2009

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Президент России Дмитрий Медведев встретился
с лидерами религиозных организаций

       Президент России Дмитрий Медведев принял решение поддержать идею преподавания в российских школах предметов по основам религий. Он заявил об этом 21 июля на специальном совещании, в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, лидеры ведущих российских религиозных организаций и представители государственной власти. Президент России также считает целесообразным ввести в армии институт воинских и флотских священнослужителей.

       21 июля Президент РФ Дмитрий Медведев провел специальное совещание, в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава Администрации Президента Сергей Нарышкин, первый заместитель руководителя Администрации Президента Владислав Сурков, министр обороны Анатолий Сердюков, министр образования и науки Андрей Фурсенко, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, главный раввин РФ Берл Лазар, председатель Буддийской традиционной сангхи РФ Дамба Аюшев.
       Выступая на совещании, Президент сообщил, что в его адрес были направлены обращения лидеров ведущих российских религиозных организаций, в которых содержались предложения по преподаванию в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение детей. Президент принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики.
       Дмитрий Медведев отметил, что в некоторых регионах уже есть опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в частности в сфере школьного образования, и такой опыт должен быть учтен в будущем. Глава государства также подчеркнул безусловную важность соблюдения фундаментальных конституционных положений о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
       Он поблагодарил религиозных деятелей за высокую степень консолидации, «за единство подходов к такой важной проблеме, как воспитание нашей молодежи». По словам Дмитрия Медведева, принятые решения – это только начало работы. «Мы будем следить за развитием ситуации и будем готовы участвовать в общественной дискуссии, которая в действительности уже началась», – сказал Президент. Он не исключил, что по итогам этой дискуссии в принятые решения могут быть внесены определенные коррективы. Дмитрий Медведев выразил надежду на то, что «такого рода решения будут катализаторами позитивных процессов в стране».
       Эксперимент по преподаванию в школах религиозной культуры и светской этики предлагается провести в 18 регионах. Дмитрий Медведев подчеркнул, что ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения. «Это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе», – пояснил он.
       Возможны и другие варианты. «Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны», – сказал Президент. Те же, кто вообще не интересуется религией, смогут изучать основы светской этики.
       Дмитрий Медведев отметил, что выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным. «Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным», – подчеркнул он.
       Глава государства также заявил, что преподавать новые предметы должны только светские педагоги. Он призвал при подготовке методических и учебных пособий по этим предметам руководствоваться основной целью, которой должно стать «воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан».
       По итогам эксперимента можно будет «распространить наработанную практику на всю страну». По мнению Дмитрия Медведева, это станет возможным, например, с 2012 года.
       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил важность того, что преподавание в школах основ религиозной культуры предполагается построить на идеях добровольности. «Есть старая пословица: «Невольник – не богомольник». Опыт показывает, что только добровольное восприятие такого рода идей, которыми являются религиозные идеи, может быть полезным для человека», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
       Святейший Патриарх подчеркнул, что обсуждаемая структура обучения перекрывает потребности всего общества. «Именно добровольность и альтернативность являются базисом, на основании которого может создаваться эта система», – резюмировал Предстоятель.
       Святейший Патриарх также подчеркнул важность того, что обучать школьников основам религии будут светские педагоги. «Важно, что вся эта система укладывается в конституционное и законное поле», – сказал Патриарх Кирилл.
       В своем выступлении перед лидерами религиозных организаций Президент России Дмитрий Медведев также сообщил, что получил обращения лидеров ведущих российских религиозных организаций, в которых содержались предложения о введении в Вооруженных силах института капелланов. «Я считаю целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии», – сказал Дмитрий Медведев.
       «При введении должностей воинских и флотских священнослужителей в частях, сначала дислоцированных вне территории России, а затем – скажем, со следующего года – на уровне военных округов, бригад, дивизий, в высших учебных заведениях, мы должны будем руководствоваться реальными сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений», – подчеркнул Президент.
       По его словам, если более 10% личного состава воинского подразделения составляют представители народов, традиционно связанных с той или иной конфессией, то священнослужитель данной конфессии может быть включен в его штат.
       «Все имеют право получать духовную поддержу в соответствии со своими воззрениями. Конституционные принципы равенства, добровольности, свободы совести должны быть соблюдены и в отношении всех военнослужащих», – сказал Д. Медведев.
       «Полагаю также, что воинские и флотские священнослужители должны оставаться гражданскими лицами», – отметил Президент России.
       Как считает Президент Дмитрий Медведев, введение института воинских священнослужителей и преподавание в школах основ религиозной культуры и светской этики помогут укрепить моральные и духовно-нравственные основы нашего общества, единство нашего многонационального и многоконфессионального государства.
       Согласно данным Минобороны, сегодня 63% российских военнослужащих считают себя верующими, из них 80% исповедуют православие, 13% – ислам, 3% – буддизм, 1% – иудаизм и другие религии.
       Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл положительно оценил предложение Президента о введении института священнослужителей в армии и на флоте, обратив внимание на важность духовно-нравственной составляющей жизни военнослужащего. «Никакой зарплатой нельзя поднять человека в атаку, на море огня, но ведь люди встают и идут», потому что здесь, по словам Патриарха Кирилла, действует иная мотивация. Предстоятель Русской Православной Церкви выразил убеждение, что духовное общение со священнослужителями будет только на пользу военнослужащим.

* * *

КОММЕНТАРИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА
ПО ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА
ПРОТОИЕРЕЯ ВСЕВОЛОДА ЧАПЛИНА

       – Власть на федеральном уровне приняла решение, которое позволяет организовать систему преподавания в школах положительных знаний о религии. До этого преподавание велось только в некоторых регионах – где-то более удачно, где-то менее. Все же в целом я оцениваю опыт преподавания в регионах основ православной культуры, основ исламской культуры, других подобных предметов как достаточно удачный.
       Но на федеральном уровне до последнего времени был определенный вакуум, и только сейчас он устраняется. Принята схема, которая много лет предлагалась нашей Церковью. Это схема, опробованная во многих странах Европы и мира и прекрасно работающая, помогает не только избежать межрелигиозных и межнациональных конфликтов, но и укрепить межнациональный и межрелигиозный мир.
       Радует, что ведущим религиозным общинам страны в ходе консультаций с Администрацией Президента РФ удалось прийти к консенсусу, предполагающему возможность изучения основ культуры разных религий на основе свободного выбора. Более того, представители религиозных общин фактически выступили с ходатайством за неверующих учащихся, которые смогут изучать светскую этику.
       Министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко сказал, что этот блок предметов будет называться «духовно-нравственное воспитание». И в рамках этого блока, так же, как при изучении иностранных языков, предполагается несколько вариантов выбора на усмотрение родителей четвероклассников и пятиклассников.
       Где школьникам найти время для занятий? За счет чего выкроить часы для нового курса? Новый образовательный стандарт только формируется, он проходит обсуждение, в том числе среди представителей религиозных общин. Постепенно отменяется региональный компонент образования. Вполне возможно, что освобождаемое в результате учебное время будет использовано в том числе и для уроков духовно-нравственного воспитания. Возможно, стоит искать и другие варианты. Впрочем, большинство религиозных деятелей не приветствует идею сокращения преподавания русского языка и перераспределение учебного времени от этого предмета к духовно-нравственному воспитанию.
       Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества принял участие в этой работе на стадии подготовки принципиального решения, согласования его с представителями других религиозных общин и выработки межрелигиозного консенсуса. Сейчас основная работа будет осуществляться в Отделе религиозного образования и катехизации, но многое также предстоит сделать в епархиях. Во многих регионах, отобранных для эксперимента, работа будет начинаться с чистого листа. Это регионы, в которых преподавание основ православной культуры и основ исламской культуры пока не получило повсеместного распространения, а значит, сейчас очень важно, чтобы там, не без участия Церкви, осуществилась подготовка преподавателей. Возможно, стоит подумать о перемещении в эти регионы какого-то количества преподавателей, уже подготовленных в других местах.
       На мой взгляд, очень важно мобилизовать родительское общественное мнение и педагогические ресурсы, чтобы эксперимент в той части, которая касается православной культуры, был успешно осуществлен. Священный Синод призвал правящих епископов в тех епархиях, в которых будут осуществляться эксперименты по введению курсов религиозной культуры в школах, приложить все усилия для того, чтобы пожелания православных верующих были представлены в ходе диалога с властями и реализованы в ходе эксперимента. Сейчас очень важно выявить образовательный запрос православных родителей, ведь именно родители имеют полное право определять мировоззрение четвероклассников и пятиклассников. И этот образовательный запрос, эти пожелания должны быть доведены до органов управления образования и повлиять на принимаемые в регионах решения.