|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 09-2009 |
ОБРАЗОВАНИЕ
Вера в Бога должна сочетаться со знанием основ православного вероучения
Епископ Зарайский Меркурий о новых задачах Церкви
в сфере религиозного образования и катехизации
Сегодня потребность в религиозном образовании в нашем обществе сильно возросла. Независимо от возраста люди нуждаются в религиозном просвещении. Вот уже более 15 лет в Церкви действует Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Весной этого года Синодальным решением был назначен новый глава отдела – епископ Зарайский Меркурий.
– Ваше Преосвященство, образование – одно из приоритетных направлений работы Церкви сегодня. Какие задачи стоят перед Отделом религиозного образования, который вы возглавляете?
– Святейший Патриарх Кирилл поставил перед нашим отделом следующую задачу: всемерно способствовать духовно-нравственному воспитанию и религиозному образованию нашего народа, особенно детей, юношества, принадлежащих в большинстве своем к Православной Церкви. Мы должны предоставить им возможность получить знания о Боге, о православии, о православной культуре. Это касается как тех, кто приходит в воскресную школу, так и тех, кто получает образование в светской школе. И вторая задача – это задача катехизации, то есть научения людей вере.
Сейчас в отделе проходит административная реорганизация. Каждый из вновь организуемых секторов будет отвечать за тот или иной участок работы, решать конкретные задачи. Например, один из секторов будет отвечать за подготовку и проведение Рождественских чтений, другой – за катехизацию и воскресные школы, третий – за православное образование и воспитание в светских учебных заведениях, будет сектор подготовки, повышения квалификации и аттестации преподавателей религиозно-нравственных дисциплин, сектор по связям с епархиями и учреждениями образования, еще ряд секторов. Уверен, что с епархиальными отделами должна установиться активная двухсторонняя связь.
Мы практически заново создаем информационно-аналитический сектор, в задачи которого будет входить формирование информационной политики отдела, создание сайта, взаимосвязь со средствами массовой информации, а также взаимодействие с различными структурными подразделениями Церкви, в том числе теми, которые созданы Святейшим Патриархом в последнее время – это и Синодальный отдел по связям с общественностью, и Синодальный информационный отдел, и Миссионерский отдел. И, конечно, для правильной работы отдела необходимы административные структуры – канцелярия, архив и библиотека.
Наш отдел отвечает также за связи Русской Православной Церкви с Министерством образования и науки Российской Федерации и курирует связи с Департаментом образования города Москвы.
– Как вы в целом оцениваете состояние воскресных школ для детей и особенно для взрослых?
– Сегодня воскресные школы есть в большинстве приходов. Другой вопрос, какие это школы и как ведется в них преподавание. Тут есть определенные проблемы. Например, воскресной школой занимаются матушка и батюшка; если матушка поющая – то и вся школа будет петь, а если нет – школа петь не будет. Если матушка танцует, рисует и так далее – значит, дети будут заниматься именно этим. Хорошо, что в школах есть различные формы дополнительного образования, но мы должны быть уверены в том, что и базисные церковные вероучительные дисциплины там преподаются хорошо. Мы будем пытаться обобщить существующие на сегодняшний день методики, чтобы создать некий базисный учебник для преподавания в воскресных школах. В нем должен быть представлен необходимый свод знаний, достаточный для ученика современной воскресной школы.
Немалая проблема заключается в том, что в воскресных школах в большинстве своем учатся дети раннего и среднего школьного возраста. И следующая задача, которую надо решить, – это работа с молодежью, которая подрастает на приходе. Молодежь надо заинтересовать. Мы не можем себе позволить просто так, без пастырского попечения, отпускать молодых людей, тем более в такой ответственный период их становления. Подростковый возраст очень сложный, поэтому Церковь должна уметь сохранить этих детей, дать им нравственную опору в жизни.
Скажу честно, сегодня катехизаторская работа в приходах оставляет желать лучшего. Конференции, которые проводились в некоторых достаточно благополучных по многим показателям епархиях, показали удручающую незаинтересованность большого числа духовенства в проведении катехизаторской работы. Нередко считается, что достаточно проповеди в храме и литературы, лежащей в церковной лавке. К тому же, за последние годы мы привыкли, что о наших делах судят больше по тому, сколько храмов восстановлено, сколько икон отреставрировано в храме, сколько куполов позолочено и т. д. Все это очень важно, и никто не отменяет важности проведения реставрационных работ, но если заниматься только этим и упускать из виду катехизаторскую работу, то скоро некому будет ходить в эти храмы и любоваться всем, что сделано, некому будет это поддерживать. Вера в Бога должна сочетаться со знанием основ православного вероучения, тогда эта вера будет более крепкой, трезвой, мирной. Вера без знания не дает человеку устойчивости в современном мире, а зачастую делает его объектом манипуляций тех сил, которые хотят внести смуту в ограду Церкви.
Пользуясь возможностью обратиться к читателям «Журнала Московской Патриархии», я хотел бы отметить необходимость проведения катехизической работы священнослужителями во время совершения таинств. Особенно важна подготовка людей к таинству святого крещения. Часто мы сталкиваемся с тем, что никакой предварительной подготовки нет, в лучшем случае – два-три слова перед крещением. Это недопустимо. Конечно, мы не можем требовать от каждого современного человека, чтобы он двенадцать раз посетил занятия для оглашенных, но хотя бы две-три встречи, беседы обязательно должны быть. И во время совершения таинства священник должен проповедовать: рассказывать, объяснять, и его слово должно быть обращено не только к крещаемому, но и обязательно к восприемникам – крестным родителям (а в случае крещения младенцев – в первую очередь к восприемникам) и ко всем, кто присутствует при совершении таинства. Мне бы хотелось обратить внимание на необходимость проповеди и при совершении других таинств и церковных обрядов. Эта та сфера деятельности, за которую священник несет ответственность не перед епархиальным начальством, а перед Самим Богом. И если священнослужители проникнутся этой ответственностью, то и увидят результат своих трудов, Господь их благословит за этот труд.
Многие спрашивают, как нам все это делать? Не хватает сил, не хватает времени, не хватает опыта. Я всегда говорю: дорогие отцы, много у нас не хватает, но у нас есть самое важное, что Господь дал нам в таинстве нашего рукоположения, – это благодатная сила Божия. Идите и говорите людям от сердца, не стесняясь и не думая о том, как это все получится, какой будет результат. Как говорил отец Иоанн Крестьянкин, «сейте, милостив Господь, где-нибудь да и взрастет».
– Как вы можете охарактеризовать уровень образования в православных лицеях и гимназиях? Отдавая ребенка в школу, православные родители нередко стоят перед выбором: что лучше – государственная или православная школа? Каково ваше мнение?
– Я думаю, что ребенка надо отдавать в хорошую школу. В идеальном варианте – в хорошую православную школу, имеющую государственную аккредитацию. Многие православные семьи хотят видеть своего ребенка учащимся в православной среде, но если при этом ребенок вырастет православным, но безграмотным, то грош цена такому «православному образованию».
Создавая православные образовательные учреждения, мы должны проникнуться ответственностью перед Церковью и обществом за то, что это будет учебное заведение, соответствующее всем государственным образовательным стандартам. Само здание, в котором проходят занятия, тоже должно отвечать всем необходимым требованиям. Не должно быть так, как я видел недавно – просто руины здания, но на нем висит табличка с золотыми буквами: «Православная гимназия»...
К сожалению, есть случаи, когда благое дело создания православной школы или гимназии оборачивается крахом и скандалом даже на епархиальном уровне. Это случается, когда во главе этого дела становятся непрофессионалы, даже если это настоятели храма. Человек может быть замечательным священником, но это совершенно не значит, что он может быть руководителем учебного заведения. В Церкви много профессиональных педагогов, людей с высшим образованием, с учеными степенями, которые могли бы возглавить эти учреждения и ответственно подойти к этой работе. А священник может быть духовником школы, или батюшкой, служащим в домовом храме при учебном заведении, или преподавать вероучительные дисциплины.
– Недавно в вашем отделе состоялось совещание рабочей группы по вопросам духовно-нравственного воспитания и преподавания основ православной культуры в общеобразовательной школе. Была создана комиссия по взаимодействию Министерства образования и науки РФ и Русской Православной Церкви. Чем призвана заниматься эта комиссия, и какие актуальные задачи перед ней стоят?
– В эту комиссию входят серьезные ученые. Первостепенная задача комиссии – вести диалог с Министерством образования и науки РФ, как я уже подчеркнул, на профессиональном языке и обсудить вопросы введения духовно-нравственной составляющей в обсуждаемый ныне общеобразовательный стандарт. Опубликованный недавно проект такой составляющей не содержит. Нас это беспокоит. На наш взгляд, частью этой духовно-нравственной составляющей должно стать преподавание основ православной культуры. Комиссия создана для того, чтобы проработать эти вопросы с Министерством образования и науки РФ, найти приемлемые пути решения и помочь в их осуществлении.
Вторая задача комиссии – давать профессиональную оценку и оказывать консультационную помощь в подготовке документов по тем или иным проблемам, которые возникают в сфере образовании.
Третья задача – создание учебника по основам православной культуры. Уже создана редакционная группа, которая будет работать над новым учебником.
Мы сейчас пытаемся убедить наших коллег в Министерстве образования и науки, что духовно-нравственная составляющая должна быть введена с первого по одиннадцатый класс. А это значит, что надо будет разработать практически одиннадцать учебников. Опыт в разработке таких учебников уже есть, есть и очень хорошие наработки, которые надо систематизировать. Многое здесь зависит и от того, сколько можно будет найти педагогов, которые будут этот курс преподавать. Вряд ли удастся обеспечить преподавателями все учебные заведения. Поэтому мы не предлагаем ввести этот предмет сразу во всех школах и во всех классах. Он может вводиться постепенно. Там, где условия позволяют, можно его ввести сразу с первого по одиннадцатый класс, а где это невозможно – например, в четвертом и десятом. Такая вариативность должна отражать реальное положение дел на сегодня. Полагаю, стоит также внимательнее посмотреть на наши учебники по истории, литературе, биологии и другим общеобразовательным предметам и подумать над возможностью внесения в них религиозного компонента, хотя бы в качестве альтернативы существующим на сегодня атеистическим стандартам.
– Как ваш Синодальный отдел будет строить работу с епархиями?
– Надеюсь, что это интервью прочитают и наши Преосвященные владыки. Хотелось бы подчеркнуть важность задач, которые Святейший Патриарх ставит перед отделом образования, но, конечно, без помощи епархиальных Преосвященных владык мы эти задачи решить не сможем. Ведь Отдел религиозного образования и катехизации не может напрямую вторгаться в пределы компетенции епархиальных архиереев. Однако все, что делается в области катехизации и религиозного образования в той или иной епархии, безусловно, будет отслеживаться сотрудниками отдела и анализироваться. Со своей стороны, мы готовы всемерно участвовать в осуществлении различных проектов на епархиальном уровне.
Я бы очень просил Преосвященных владык о том, чтобы все важные решения, касающиеся религиозного образования, предварительно обсуждались с нашим Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Консолидация наших усилий в сфере религиозного образования сейчас как никогда важна, особенно когда ведется серьезный, открытый диалог с Министерством образования и науки Российской Федерации.Беседовала Мария Виноградова