|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2009 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
В армии не должны ущемляться ничьи интересы...
Президент России Дмитрий Медведев считает целесообразным ввести в армии институт воинских и флотских священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии. Он заявил об этом 21 июля на специальном совещании, в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и лидеры ведущих российских религиозных организаций. Об организации будущего института военного духовенства корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.
– Отец Димитрий, насколько актуально и своевременно, по вашему мнению, возрождение в России института военного духовенства?
– По сути, институт военного духовенства в России уже существует – в течение последних 15 лет священнослужители традиционных религий внештатно трудятся в армии, занимаются духовным попечением, выезжают на учения, регулярно бывают в горячих точках. До сегодняшнего дня основная проблема состояла в том, что, хотя православное, мусульманское и буддистское духовенство в своем служении не испытывало фактически никаких препятствий со стороны военного руководства, военные священники находились вне правового и социального поля. Кроме того, громадная нагрузка на приходах не позволяла многим пастырям проводить регулярную работу с военнослужащими. Теперь священнослужители в армии наконец получат официальное признание – со всеми вытекающими из этого последствиями, касающимися их юридического, социального и материального обеспечения. Естественно, это можно только приветствовать.
Насколько это актуально? Настолько же, насколько актуальна для нас Конституция Российской Федерации. Ведь право гражданина исповедовать свою религию, в каких бы условиях он ни находился, является одним из фундаментальных конституционных принципов. Согласно социологическим опросам, 63% военнослужащих осознают себя верующими людьми. Среди них более 80% составляют православные христиане, остальные разделяют учения других традиционных для России религий. Сегодня в армию приходит поколение, воспитанное вне коммунистической и атеистической идеологии. Эти молодые люди стремятся приникнуть к религии своих отцов – православию, исламу, буддизму, иудаизму, и армия не должна быть остановкой на их пути к вере. Наоборот, армия должна помочь их духовному возрастанию, дать им мотивацию к военной службе, привить высокие нравственные идеалы. А это невозможно без участия военного духовенства.
Кроме того, постоянное присутствие в воинской части священника должно смягчить характер взаимоотношений в воинских коллективах. В армии появится человек, который будет восприниматься всеми как родной отец. К нему можно будет в любой момент обратиться за советом и помощью, он будет служить своего рода связующим звеном между солдатами и командованием.
– Какой будет организационная структура военного духовенства?
– Институт военного духовенства будет организовываться сверху вниз. В ближайшее время планируется создать в Министерстве обороны Управление военного духовенства и ввести в штат министерства 250 священнослужителей, которые будут представлять четыре традиционные для России конфессии. Уже в текущем году священники появятся в военных частях, дислоцированных за рубежом. А к 2010 году должность военного священника будет введена в остальных армейских округах. В дальнейшем мы должны стремиться к тому, чтобы в каждом воинском контингенте, который насчитывает от 500 до 1500 человек, был православный священник или священнослужитель той религии, к которой относит себя большинство военнослужащих.
При организации структуры военного духовенства будет в значительной степени учитываться дореволюционный отечественный опыт, который очень серьезно изучался и нашим священноначалием, и военным руководством. В частности, уже решено, что, как и до 1917 года, военный священник будет гражданским лицом. Присвоение священникам воинских званий не свойственно нашей отечественной традиции.
– Делаются ли уже какие-то конкретные шаги в этом направлении?
– Сейчас готовится проект закона о военных священниках, который в ближайшее время поступит на рассмотрение в соответствующие инстанции. Над разработкой социального пакета документов по военному духовенству работает Министерство здравоохранения и социального развития. Кроме того, создана рабочая группа, внутри которой должны быть выработаны ответы на множество вопросов, связанных с возрождением в России института военного духовенства.
– Какие обязанности будут у военного священника?
– Обязанности священнослужителя вытекают из его статуса. Священник должен и днем и ночью оставаться священником. Он должен работать столько, сколько потребуется, и быть готовым в любую минуту прийти на помощь ближнему. Регламентироваться будет скорее взаимодействие священника с самой военной структурой, в которой он будет проходить службу. Нюансы этого взаимодействия сейчас уточняются.
– Не последнее место в создании института военного духовенства занимает кадровый вопрос.
– Думаю, кадровый вопрос всегда был и остается одной из болевых точек в любой профессиональной сфере. Действительно, существуют опасения, о которых вы сказали. Но даже голая статистика свидетельствует о том, что в нравственном отношении духовенство является образцовой социальной группой. Возьмем ли мы данные по уголовным преступлениям, экономическим правонарушениям или административным делам – везде доля духовенства будет самой минимальной. Если бы весь наш народ был таким, то можно было бы упразднить всю правоохранительную систему. Если же говорить конкретно о военном духовенстве, то, конечно же, мы приложим все усилия, чтобы в армию шли достойные пастыри. Кроме того, военное духовенство будет находиться под жестким двойным контролем – со стороны Министерства обороны и священноначалия. Сегодня мы уже начали заниматься кадровой проблемой, готовить программы для учебных заведений, в которых военные священники будут проходить переподготовку в соответствии со спецификой их служения. |
Патриарх Кирилл на палубе атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской». 22 августа 2009 года |
– Согласно предварительным прогнозам, если более 10% военнослужащих конкретной части или соединения исповедуют ту или иную религию, священнослужитель этой религии будет присутствовать в штате этой части. В этой связи многие опасаются, что подобная практика может нарушить интересы религиозных меньшинств. Что делать, к примеру, мусульманину, который оказался в православной среде?
– В армии не могут и не должны ущемляться ничьи интересы, и представители всех традиционных для России религий не должны чувствовать себя ущербными. В случаях, подобных описанному вами, православное духовенство будет брать на себя организующие функции и обеспечивать соблюдение права на свободу совести в отношении иноконфессиональных военнослужащих. Если в части, где большинство исповедует православие, окажется несколько мусульман, православный священник должен будет помочь им: связаться с ближайшей мечетью, пригласить муллу, обеспечить духовной литературой. У нас уже накоплен достаточный опыт в этой сфере, мы уже прошли этот этап и теперь знаем, как помочь и мусульманину, и иудею, и буддисту. Человек может просто обратиться к священнику и сказать: я буддист и нуждаюсь в духовной поддержке со стороны священнослужителя моей религии. И мы окажем эту поддержку. Более того, мы оставим свои дела и будем заниматься этим человеком, чтобы он ни в коем случае не чувствовал себя ущербным. Ведь в этом и состоит наше христианское служение.
– Много вопросов вызывает характер работы священнослужителя в войсках. Высказываются опасения, что военный священник будет заниматься миссионерством в среде инаковерующих, привлекать их к участию в религиозных обрядах и церемониях, тем самым нарушая их права.
– Военный священник не может и не должен заниматься прозелитизмом. Он будет работать только с той частью военнослужащих, которые нуждаются в его духовной помощи. Практика навязывания собственных взглядов, затаскивания силком в церковную ограду идет вразрез с традициями православного благочестия. Но, конечно, мы не можем препятствовать стремлению атеиста или представителя другой религии узнать больше о православной вере.Беседовал Евгений Мурзин
* * *
ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Историческая справка
Начало истории военно-морского духовенства в России связано с деятельностью императора Петра I. При нем на официальном церковно-государственном уровне была создана и упорядочена структура военного духовенства. Первыми органами руководства военным и морским духовенством стали соответственно обер-полевые священники и обер-иеромонахи. Они являлись полноправными представителями духовно-административной власти в армии, обладали весомыми правами и полномочиями.
Следующим этапом централизации управления военным духовенством стали меры, предпринятые Павлом I, указами которого в мае 1800 года была учреждена особая, с непосредственным подчинением Святейшему Синоду, должность обер-священника армии и флота. Обер-священник был введен в Синод и получил право самостоятельного управления всем армейским и флотским духовенством. Позже, к титулатуре обер-священника была сделана прибавка «гвардии и гренадер».
В последующие десятилетия XIX века работа над уточнением обязанностей армейских и флотских священников в мирное и военное время, а также совершенствованием структуры управления кадрами продолжалась.
12 июня 1890 года было утверждено «Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств». С этого момента главный священник гвардии и гренадер, армии и флота стал именоваться протопресвитером военного и морского духовенства. Вместо разрозненных, практически независимых друг от друга ведомств и управлений было образовано одно управление протопресвитера военного и морского духовенства, а существовавшие ранее при обер-священниках канцелярии были преобразованы в духовное управление при том же протопресвитере. В «Положении» помимо этого регулировались и многие другие организационные и дисциплинарные вопросы.