ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2009

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

К 15-летию со дня кончины протоиерея Глеба Каледы

Отец Глеб Каледа: заветы тюремного священника

       О протоиерее Глебе Каледе Святейший Патриарх Алексий сказал, что «именно он положил начало пастырскому служению в тюрьмах». В настоящее время в местах заключения в России действуют сотни храмов и молитвенных комнат. «Вот это и есть то семя, которое он сеял и которое дало такие обильные плоды».
       Отец Глеб не был первым духовным лицом, пришедшим в исправительные учреждения после периода безбожных гонений. Но именно он положил начало систематическому окормлению заключенных, стал воистину первым тюремным священником. Опыт своего самоотверженного служения, опыт других священников, мысли об организации деятельности Церкви в тюрьме и колонии он изложил в своей книге «Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника». В этом небольшом по объему труде дан наиболее глубокий на сегодня анализ всех сторон осуществления миссии Церкви в местах лишения свободы. Книга, написанная живым, доступным языком, не только является настольной для каждого священника, окормляющего места лишения свободы, но и пользуется спросом у сотрудников и заключенных. Обратимся к голосу отца Глеба, звучащему с ее страниц.

В одной из камер Бутырской тюрьмы

       Заключенные
       Анализируя мотивы совершения преступлений, отец Глеб замечает, что этому обычно предшествует множество тайных и явных грехов. Преступление – нарушение законов человеческих, грех – заповедей Божиих. «Среди заключенных есть те, кто, устрашившись собственных злодеяний, желает покаяться перед священником. Муки собственной совести приводят человека к покаянию и к Богу». «Священник – единственный, может быть, человек, который пришел к нему с воли не как к преступнику, а как к страждущему грешнику, как к находящемуся в беде человеку; пришел не просто с воли, а из другого мира, которого преступник, находясь на воле, не знал и не хотел знать». Эти слова наиболее полно, на наш взгляд, выражают отношение отца Глеба к заключенным.
       Такое отношение глубоко традиционно для русского православного человека. За решеткой оказываются люди, занимавшие до этого самое разное социальное положение. Различна и степень их виновности (нередко встречаются осужденные безвинно), и степень осознания произошедшего, и отношение к другим людям и к Богу. Различается и сила веры среди людей, ищущих встречи со священником.

Отец Глеб с заключенными

       Священники
       Первая задача священника – поддержать человека, оказавшегося в столь непривычных и непростых условиях, помочь ему преодолеть уныние, найти пути к его сердцу.
       «Преступникам, отвергнутым от общества, нужна любовь. Они, как малые дети, бывают очень чувствительны к ней. О! Если бы мы, священники, ходящие в тюрьмы, могли бы сказать своим заключенным, как апостол Павел филиппийцам: Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Флп. 1, 8).
       Стремлению охватить как можно большее число заключенных отец Глеб предпочитал целенаправленную, длительную работу с отдельными камерами. Причастие предварялось многочасовой исповедью «за всю жизнь», а затем – повторной краткой исповедью непосредственно на Божественной литургии в храме.
       Для пастырского окормления заключенных требуется большой жизненный и священнический опыт. Служение в местах заключения имеет много отличительных особенностей. Например, отец Глеб не видел возможности назначения длительных епитимий в виде отлучения от причастия.
      
       Участие мирян. Катехизаторы
       «Учитывая огромные размеры наших тюрем и зон общего, усиленного, строгого и особого режима и ограниченное количество кадров духовенства, ясно, что Русской Православной Церкви охватить все места заключения в должном объеме при имеющемся количестве священников невозможно», – считал отец Глеб. Единственный выход – активное участие мирян в деле проповеди православия в темнице. «К отбору их следует подходить очень осторожно и вдумчиво. Здесь нужны люди с любвеобильным сердцем, твердой верой, уравновешенные и спокойные. Нельзя привлекать экзальтированных особ и лиц, лишенных чувства долга. Мирянин-катехизатор должен смотреть на свою работу в тюрьме как на церковное послушание и служение и иметь на нее благословение». Катехизаторы особенно могут помочь при подготовке желающих к встрече со священником.
      
       Сотрудники
       «К сожалению, из-за своей греховности человечество не может обойтись без тюрем. Тюрьмы, количество заключенных в них – это показатель греховности всего общества... Тюрьма – это концентрация уголовного мира, и общаясь с ним, трудно сохранить человеческий облик», – пишет отец Глеб.
       Власть над людьми, если она не основана на любви и сочувствии, часто развращает.
       В то же время именно от сотрудников и начальствующих в большой степени зависит морально-нравственная и даже физическая обстановка содержания в тюрьмах и колониях. Поэтому понятно то внимание, которое отец Глеб уделял контактам с руководством учреждений и их сотрудниками. «Посещение и плодотворная деятельность православных священников и катехизаторов в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях возможна только при благоприятном отношении к ним руководства этих учреждений. Все они живут на особом режиме; нарушение инструкций может привести к тяжелым последствиям, хотя сами эти инструкции далеки от совершенства и иногда могут быть неоправданно жестоки».
      
       Тюремный храм
       «Наши современные тюрьмы и исправительно-трудовые колонии – это огромные приходы, нуждающиеся в Слове Божием и духовном окормлении, может быть, больше, чем обычные приходы в миру», – считает отец Глеб.
       «Центром жизни любого прихода является храм, – место совместной молитвы, место совершения христианских Таинств. Храм – это небо на земле, где люди набираются благодатных сил и отдыхают от тяжкой юдоли мира сего, где человек набирается духовных сил, чтобы нести свой крест. Если вольные люди несут свое горе и печали в храм Божий и получают там утешение, то каково же значение храма в жизни уверовавшего в Бога узника! К храму заключенные относятся с какой-то особой любовью, и участие в строительстве храма на территории лагеря или тюрьмы воспринимается ими как общее дело, как дело свободного волепроявления. Храм – это воля в заключении».
      
       Участие внетюремных приходов
       Создание и существование храма в местах заключения немыслимо без помощи христиан, находящихся на воле. Если в царской России существовал институт тюремных священников, служащих исключительно в местах лишения свободы, то сейчас для священника, по мысли отца Глеба, совмещение служения в двух приходах чрезвычайно плодотворно. «Священник, связанный только с тюремным храмом, окажется без помощников: без псаломщика, без алтарника, без хора. Следовательно, разумнее идти по пути прикрепления к тюремным храмам священников вместе с общинами. В таком случае к одной тюрьме или режимной колонии и к одному тюремному или лагерному храму может быть прикреплено несколько приходов».
       «Только тюремное послушание может оказаться для священника непосильным бременем... Надо иметь радости и заботы нормальной приходской жизни. Опыт мира – нести в тюрьму и лагерь, а опыт тюрьмы и колонии – в мир. С амвона приходского храма полезно говорить о тюрьме, а в тюрьме, в камерах и в храме – о православной жизни, о православных подвижниках благочестия в миру и монастырях».
      
       Переписка с заключенными
       Особенность следственных изоляторов (СИЗО) – то, что заключенные находятся в них до вынесения приговора. Затем их либо переводят в отряд хозяйственного обслуживания при изоляторе, либо отправляют в колонию. Сблизившиеся с тюремным священником люди часто продолжают потом общаться с ним в письмах. Переписка, начатая отцом Глебом, продолжается его помощниками и по сей день. В Православном Свято-Тихоновском университете на основе этого опыта разработаны рекомендации по переписке с заключенными.
      
       Выход на свободу
       «Страшный и ответственный момент в жизни арестанта – это выход на волю. Пьянящая радость свободы, но кругом все чужое. Жизнь за годы, проведенные в заключении, изменилась, да и сам ты за годы пребывания за решеткой и проволокой стал другим; у долго сидящих глубоко меняется психология. Там за тебя думали – хорошо или плохо, но думали; был ненавистный тебе режим, но он был. А здесь теперь ты должен решать все сам. Но если ты вышел из темницы верующим христианином, то по-старому ты жить не хочешь, а по-другому просто не умеешь».
       «Священник, служащий в тюрьме или лагере, может, опираясь на своих помощников-катехизаторов, сделать свой внетюремный приход местом для частичной реабилитации вышедших на свободу. Уверовавшему в тюрьме приятно прийти к уже знакомому священнику, у него испросить благословения и помощи на дальнейшую вольную жизнь: неизвестно, как новый, случайный священник отнесется к его заявлению, что он преступник, уголовник. А знакомого тюремного священника этим не удивишь».
       Однако приходится признать, что проблема реабилитации освобождающихся из мест лишения свободы все еще не решена ни в обществе, ни в Церкви.

***

       В Москве труды отца Глеба сегодня продолжают священники, несущие свое послушание в Бутырской тюрьме и в других московских изоляторах (к каждому из семи столичных СИЗО приписаны 10 священников).
       В прошлом году было осуществлено третье издание книги «Остановитесь на путях ваших», которая была бесплатно вручена сотрудникам московских изоляторов и каждому из заключенных.

Священник Константин Кобелев,
настоятель храма Покрова Божией Матери
при Бутырском тюремном замке