|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 12-2009 |
Вечная память
В Москве убит священник-миссионер Даниил Сысоев
Поздно вечером 19 ноября в храме св. апостола Фомы на юге Москвы был расстрелян и скончался от полученных ран священник Даниил Сысоев. Представители следственных органов признают, что основной версией является убийство на религиозной почве. Отец Даниил был широко известен своей активной миссионерской деятельностью. Убийство священника вызвало широкий церковный и общественный резонанс.
Даниил Алексеевич Сысоев родился 12 января 1974 года в городе Москве в семье педагогов (его отец Алексей Сысоев впоследствии принял священный сан). С детства нес алтарное и клиросное послушание.
В 1991 году, после окончания средней школы, Даниил поступил в Московскую духовную семинарию. 13 мая 1995 года был рукоположен во диакона ректором МДАиС епископом Верейским Евгением. В 2000 году с ученой степенью кандидата богословия закончил Московскую духовную академию.
По окончании семинарии назначен штатным клириком московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.
В 2001 году был рукоположен во иерея, служил в храме свв. апп. Петра и Павла в Ясеневе.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в ноябре 2003 года была создана община храма пророка Даниила на Кантемировской. В ноябре 2006 года на месте будущего храмового комплекса открылся временный храм святого апостола Фомы, настоятелем которого стал отец Даниил.
Священник Даниил Сысоев вел широкую миссионерскую деятельность, является автором ряда книг и статей.* * *
Отец Даниил часто оставался в храме до позднего вечера – исповедовал, писал статьи, готовился к лекциям. В тот вечер около 23 часов в храм зашел неизвестный и четырьмя выстрелами из пистолета ранил священника и находившегося рядом регента церковного хора Владимира Стрельбицкого. От полученных ранений отец Даниил скончался по дороге в больницу. Владимир Стрельбицкий, который получил ранение в грудь, был прооперирован.
По словам очевидцев, стрелявший был одет в черную одежду. Войдя в храм, убийца громко спросил настоятеля храма по фамилии, и когда священник вышел, выстрелил в него и затем в регента хора. После этого преступник скрылся.
«По основной версии, убийство священника Даниила Сысоева совершено на религиозной почве», – заявил руководитель следственного управления Следственного комитета Прокуратуры РФ (СКП РФ) по Москве Анатолий Багмет. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по статьям 105 (убийство) и 30.105 (покушение на убийство).
«В ходе первоначальных следственных действий собраны свидетельские показания о том, что отцу Даниилу на протяжении длительного времени угрожали за его религиозную деятельность», – подтверждает официальный представитель СКП России Владимир Маркин.
Отец Даниил не раз говорил, что ему регулярно угрожают и по телефону, и по электронной почте. Более того, в своем интернет-дневнике он признавался, что не исключает для себя возможности быть убитым за веру. Но он сумел победить в себе страх и не отказался от миссионерской работы. Только за последние два года в храме крестили более 80 мусульман. «Уже не боюсь, – писал отец Даниил в своем интернет-дневнике 9 октября этого года. – Отбоялся я уже лет пять назад, а сейчас просто привык жить под постоянной угрозой».
Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин в письме Патриарху Кириллу выразил соболезнование в связи с убийством о. Даниила Сысоева. «Нет ничего более богопротивного, чем убийство в храме священника, как нет никаких оправданий этому преступлению ни в глазах людей, ни перед всевышним Творцом», – отметил верховный муфтий России.
Вдова убитого священника Юлия признается, что отец Даниил давно предвидел свою кончину. «Он всегда хотел удостоиться мученического венца, и Господь дал ему этот венец, – рассказывала она после случившейся трагедии. – Отец Даниил взошел на свою Голгофу прямо в храме, который строил, которому отдавал все свое время и все свои силы... Он умер за Христа, Которому служил всеми своими силами».
«Я не надломлена, он поддерживает меня, я чувствую, что он рядом, – мужественно говорит матушка Юлия. – В последние дни мы сказали друг другу столько ласковых слов, сколько не говорили за всю свою жизнь. Сорок дней отца Даниила приходится на его именины и престольный праздник будущего храма – 30 декабря, пророка Даниила».
Прощание с о. Даниилом продолжалось несколько дней. В начале – в храме св. апостола Фомы в Нагатинском районе Москвы, затем тело было перенесено в храм свв. апостолов Петра и Павла в Ясеневе, где 23 ноября состоялось его отпевание. Более ста священников и тысячи мирян собрались на заупокойное богослужение, которое возглавил архиепископ Истринский Арсений.
Проститься с убитым священником-миссионером приезжал в храм свв. Петра и Павла Святейший Патриарх Кирилл. Он совершил литию у гроба покойного и призвал собравшихся к продолжению того служения, которому отец Даниил отдал всего себя до конца – проповеди Слова Божия и утверждению Божией правды.
Затем Предстоятель подошел к отцу священника Даниила протоиерею Алексию Сысоеву, вдове убиенного Юлии, его родным и близким и обратился к ним со словами утешения и поддержки.
Гроб с телом покойного на руках духовенства был обнесен вокруг храма, после чего траурный кортеж направился на Кунцевское кладбище. Священник Даниил Сысоев похоронен за алтарем храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на территории Кунцевского кладбища. После того как гроб с телом был предан земле, хор пропел «Христос воскресе!», и священники приветствовали друг друга и народ этим пасхальным возгласом.Сергей Чапнин
Фото Юлии Маковейчук
* * *
КРОВЬ МУЧЕНИКОВ – СЕМЯ ХРИСТИАНСТВА
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
после отпевания священника Даниила Сысоева
Сегодня мы провожаем в путь всея земли отца Даниила Сысоева, всем нам хорошо известного пастыря. Его жизнь оборвалась по злой человеческой воле, он умер насильственной смертью. Казалось бы, служение священника есть самое мирное служение, потому что к миру призвал нас Господь. И все то, что говорит священнослужитель, обращаясь к людям, исполнено этим Божественным призывом: строить жизнь свою на основании Божиего закона, утверждая мир в отношениях с ближними и дальними.
На протяжении двух тысяч лет существования Церкви это свидетельство о мире Божием многими и многими воспринималось с радостным биением сердца. Люди открывали и открывают навстречу Евангелию свое сердце, свой разум, пленяются Божественной истиной. Несмотря на многие искушения, соблазны, стереотипы жизни, которые формируют иное миробытие, чем бытие евангельское, люди тем не менее пытаются устроять свою жизнь на основе Божественного Слова.
Но та же самая двухтысячелетняя история Церкви свидетельствует и о другом. Для многих это Слово – огромный вызов, требующий переосмысления всей жизни, своих внутренних установок. Иногда это Слово вызывает не радостное биение сердце, а невероятную, невыразимую злобу; и люди отдают все свои силы для того чтобы бороться с этим Божественным Словом. Как в прошлом, так и сегодня нередко против тех, кто свидетельствует о Божией правде, человеческая злоба обрушивает, в том числе, насильственные действия. Как замечательно сказал Тертуллиан, «кровь мучеников – семя христианства». Злобу и насилие обрушивают на тех, кто провозглашает Божию правду, те, у кого нет иных аргументов, у кого злоба застилает глаза. Не имея возможности умственно и сердечно противостоять слову священника, эти люди обрушивают на пастыря либо потоки клеветы и злых слов, либо даже поднимают руку.
Отец Даниил многое сделал для утверждения Божией правды. Он участвовал в различного рода дискуссиях, диспутах. В меру своих сил и талантов он отстаивал Божию правду. Но, наверное, самое сильное слово, которое он произнес, это то слово, свидетелями которого мы все являемся. Если человека убивают за Божию правду, то это значит, что правда сия разит людей, ее не приемлющих, это значит, что она обладает огромной силой. Вот почему слова Тертуллиана были подтверждены всей историей христианства. И каждая новая кровь, проливаемая за Христа, сеяла обильно семена веры, и собиралась жатва. Знаем, что и этот подвиг жизни и смерти отца Даниила есть великое семя, которое, будучи посеянным в плодоносную почву, принесет свой плод.
Для всех нас, кто посвятил себя служению Господу, предстояние сему гробу должно побудить к глубоким размышлениям о смысле и характере проповеди в современном мире, о важности служить делу Божиему так, чтобы каждое наше слово достигало ума и сердца слушающих, чтобы не впустую, не в духовной праздности и лени проходили дни нашей земной жизни.
Верим, что Господь примет душу раба Своего в небесные Свои обители, потому что он был верен Ему даже до смерти. Пусть и в наших сердцах сохранится вечная молитвенная память о убиенном рабе Божием иерее Данииле.