ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2010

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Кирилла (Покровского)
во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии

       Во исполнение постановления Священного Синода об избрании викарных епископов для Московской и Саранской епархий (журналы Синода № 83 и 84 от 10 октября 2009 г.) в Москве совершены новые наречения и хиротонии во епископский сан
      
       27 ноября в Троицком соборе Данилова монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершен чин наречения архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии.

       29 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице и день памяти святого апостола и евангелиста Матфея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Кирилла (Покровского) во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии. Святейшему Патриарху Кириллу сослужили: митрополиты Петрский и Херонисский Нектарий (Константинопольский Патриархат), Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Варненский и Великотырновский Кирилл (Болгарская Православная Церковь), архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, Истринский Арсений, Томский и Асиновский Ростислав, Верейский Евгений, Вышгородский Павел, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископы Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон.



Слово архимандрита Кирилла (Покровского) при наречении во епископа Павлово-Посадского, викария Московской епархии

       Ваше Святейшество, Святейший Владыко и отец!
       Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Промыслом Божиим и изволением Святейшего Отца нашего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода призван я, недостойный, быть епископом Церкви Христовой. Со страхом приступаю к служению сему и радуюсь с трепетом.
       Смиренно воспринимая преемственную апостольскую благодать, сознаю высоту и ответственность предстоящего архипастырского труда, названного святым апостолом Павлом делом «домостроительства Божия» (Тит. 1, 7). Исповедую свою немощь и недостоинство быть поставленным на свещни-цу архиерейского служения, ибо пастырь призван пасти овец Христовых, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 3); но верю, что «Бог всякой благодати» по молитвам Пречистой Девы Марии, святых угодников и всех верных чад Своих «утвердит меня, укрепит и соделает непоколебимым» (1 Пет. 5,10).
       Господь воздвизает меня как преемника святых апостолов в настоящее время, когда спустя две тысячи лет после апостольской проповеди мир вновь и с особой силой нуждается в просвещении светом евангельской истины, когда, как и во времена апостольских деяний, необходимо вновь «утверждать церкви» (Деян. 15, 41). И, подобно апостолам, первым христианским мученикам, новомученикам и исповедникам Российским, отдавшим жизнь за веру Христову, я, воспламеняя сердце их примером, предаю всю жизнь свою Христу, служению Церкви и народу Божию.
       Вспоминая пройденный путь, вижу, как незримая десница Божия вела меня по дороге жизни. С детских лет я полюбил храм Божий. Неизреченная красота богослужения и благозвучное церковное пение влекли меня в дом Господень.
       Хотелось бы сегодня поблагодарить тех людей, которые приняли огромное участие в моей жизни и оказали неоценимое влияние на мое формирование и становление как христианина и священника. В первую очередь я земно кланяюсь родителям моим, не только давшим мне жизнь, но сделавшим все, чтобы она была исполнена глубокого духовного смысла, и от младых лет побуждавшим меня «искать прежде всего Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Имея с младенческих лет благой пример служения у престола Божия моих отца протоиерея Николая и деда протоиерея Иоанна, я с юных лет, как себя помню, связывал свою будущую жизнь со служением алтарю Господню.

       От всего сердца благодарю дорогого и самого близкого мне человека – маму Клавдию – за то, что она посвятила мне всю свою жизнь и теперь укрепляет меня горячей материнской молитвой.
       Сердце мое переполнено благодарностью в Троице славимому Богу за то, что Он сподобил меня духовно возрастать в обители Живоначальной Троицы. Благодарно исповедую мою привязанность к славной нашей богословской школе преподобного Сергия, где я получил духовное образование и воспитание, принял монашество и священный сан. Своим мудрым наставлением и отеческим вниманием помогал мне тогда архиепископ Ярославский, а ныне митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон, у которого я иподиаконствовал в годы обучения.
       Особую благодарность и низкий поклон воздаю ныне приснопамятному митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю (Кутепову; † 2001). Он был для меня подлинно отцом и мудрым кормчим, словом и примером назидая и руководствуя мною. Он не только смог пронести непогасшим светильник Церкви, но произволением Божиим озарил паству ярким пламенем. Под его мудрым руководством на протяжении многих лет Господь судил мне трудиться на ниве образования и воспитания будущих пастырей Церкви Христовой в нижегородских духовных школах.
       В эти минуты выражаю чувство искренней признательности и благодарности архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, с которым в последние годы разделял труды, исполняя послушания на различных поприщах. Плоды трудов этих открыли новую страницу в истории Нижегородской епархии, и Вы, Ваше Святейшество, явились этому свидетелем, посетив ее в настоящем году.
       В год 20-летия моего монашеского пострига промыслительно и мое последнее назначение в Саровскую пустынь, в которой я явился 20-м настоятелем от ее основания. А потому паки незримая десница Божия привела меня на место подвигов преподобного Серафима, у мощей которого в Дивеевской обители началось мое священническое служение в 1990 году.
       Сыновне благодарю Вас, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом Церкви Христовой, за отеческое отношение, за мудрые наставления и утешения, которые Вы мне дали у мощей Святителя и чудотворца Николая в г. Бари. Заступничество и Ваша отеческая поддержка послужили укреплением моих духовных сил в дальнейшем служении.
       В жизни каждого человека бывает момент, когда Промысл Божий особенно ясно показывает ему, что «Господом утверждаются стопы человека» (Пс. 36, 23). Сейчас, стоя перед вами, я должен сказать о трепете и смущении, которые объемлют мою душу при мысли о предстоящем мне, недостойному, высоком епископском служении, которого избегали, как известно, и великие подвижники, и святые. Но сегодня же я должен свидетельствовать, что милостию Божиею и по молитвам Святой Церкви, смиренным чадом которой я являюсь с момента рождения в купели Крещения уже сорок шесть лет, я постоянно чувствовал благую десницу Всевышнего на протяжении всех лет моей жизни. Она с отеческой любовью наставляла меня на путь истины, помогала в трудных случаях жизни сохранять душевный мир и спокойствие, призывала меня к покаянию, указывая на грехи и их последствия, от которых не свободен ни один человек. Она же незаслуженно одаривала меня благодатной силой.
       Сознавая свои духовные немощи и недостатки, я избрание свое приемлю, благодарю и ничесоже вопреки глаголю. Но приемлю лишь потому, что уже опытно знаю, что послушание воле Божией – основа жизни Святой Церкви. Верю, что с возложением ваших святительских рук услышу и я голос Божий: «Не говори: “ молод” ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер. 1, 7). Верю, что, укрепленный благодатью, найду в себе силы сказать всякой пастве, к которой Господь меня пошлет, слова пророка Осии: «Ты мой народ» (Ос. 2, 23), ибо, как учит нас Святая Церковь, образ Божий сокрыт во всех людях и даже в тех, которые того сами и не осознают. А в сей час прошу заступничества и молитв помогающих мне в течение всей моей жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, чудотворцев.
       К вам же, святители Божии, я обращаюсь с усердной мольбой: когда Господь удостоит меня чрез возложение рук ваших полноты благодати архиерейской, вознесите ваши усердные молитвы, чтобы «великий Архиерей, прошедый небеса» (Евр. 4, 14), не лишил меня Своей милости; возгревайте мой слабый ум вашими мудрыми советами и наставлениями, да, добродетельно прошед время жития моего и святительского служения, смогу безбедно достичь вожделенного Отечества Небесного и паству, врученную мне, привести к Пастыреначальнику Христу, славя Всеблагого Бога. Аминь.



Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Кириллу, епископу Павлово-Посадскому, викарию Московской епархии

       Ваше Преосвященство, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель!
       Сегодня за Божественной литургией ты через возложение рук архипастырей Церкви Христовой сподобился приятия высшей степени священства. Ты возведен на свещницу церковную, и отныне тебе надлежит не только являть делами своими добрый пример для пастырей и паствы (см. 1 Тим. 4, 12), но и по преемству апостольского служения быть «солью земли и светом миру» (Мф. 5, 13–14).
       Господь, предопределивший тебе епископское достоинство, промыслил о тебе благое, испытав тебя многими и разнообразными послушаниями. От благочестивых родителей воспринял ты спасительную и святую веру Христову, напитал душу православным учением, перенял от отца, благоговейного совершителя Таинств церковных, опыт построения приходской жизни.

       Премудрый Создатель мира провел тебя путем служения на Нижегородской земле, где ты немало потрудился и для благоустроения монашеской жизни, и для созидания епархиальной духовной школы, готовящей ныне служителей алтаря и делателей на ниве Господней. Надеюсь, что тот молитвенный, пастырский и управленческий опыт, который был приобретен тобой в пресвитерском достоинстве, станет прочным основанием для дальнейшего служения на благо Церкви Христовой и народа Божия.
       В соответствии с определением Священного Синода нашей Церкви тебе надлежит быть моим помощником, дабы нести высокое и ответственное служение епископа в первопрестольном граде государства Российского.
       Священное служение всегда трудно. Святитель Григорий Богослов называет его «искусством из искусств и наукой из наук», ибо оно сопряжено с руководством «человеком, самым хитрым и изменчивым из живых существ». Душепопечение сопряжено с неизмеримым количеством обязанностей и связанных с ними искушений. Все это приобретает еще большую остроту в столичном мегаполисе, где, как в капле воды, фокусируются тяготы и радости всей страны и всей Русской Церкви.
       Евангелист Матфей, память которого мы совершаем ныне, приводит слова Христа, уподобившего человеческий мир полю, где до времени пребывают вместе добрые злаки и вредоносные тернии (см. Мф. 13, 25–40). Город же – это место сосредоточения всех проявлений человеческого естества, собранных на ограниченном пространстве и действующих с особой силой.
       Помни, что, какими бы властными полномочиями ни был облечен архиерей, он прежде всего должен подражать Тому, Кто, не оставив Отчих недр, снизошел в истерзанный грехом, обезбоженный мир ради его спасения. Ибо главная задача Церкви и всех, кто трудится в винограднике Господнем, – соработничество благодати Божией в деле спасения людей. Пусть же сознание этого не покидает тебя во все дни жизни и служения твоего, и пусть поприще твоего архипастырства будет зримым воплощением слов Спасителя: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4,19).

       Следуя долгу послушания, ты как викарий Московской епархии будешь общаться с разными людьми: высокопоставленными чиновниками, представителями делового сообщества и общественных организации, смиренными иноками, пастырями, прихожанами московских храмов, паломниками, приехавшими поклониться святыням первосвятительского града. С каждым из них ты должен будешь говорить так, чтобы в тебе видели милосердного отца, верного проповедника, радетеля о правде Божией. При исполнении всего многообразия послушаний всегда будь подражателем апостола и верным исполнителем его слов: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15).
       Подобно тому как вручаемый тебе ныне жезл является символом прочной опоры в деле пастырства, так и ты, викарий Патриарха, должен всегда быть надежным помощникои и опорой Предстоятеля Церкви, стремиться с ревностью исполнять все возложенные на тебя обязанности. Пусть деяния твои будут живым свидетельством действия апостольской власти, призванной при содействии Духа Святого пленять «всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10, 5).
       Прими же в руки сей жезл, и да будет он для тебя знаком союза архиерейской власти и пастырской любви, соединенных неразрывно в епископском служении ради благоустроения Церкви Господней и назидания народа Божия.



Биография

       Епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский Леонид Николаевич) родился 5 августа 1963 г. в городе Миассе (Челябинская область). Отец, дед и прадед по линии отца были священниками (дед был репрессирован и пять лет находился в лагерях). В 1981 г. окончил школу рабочей молодежи в городе Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области.
       С 1981 по 1983 г. проходил службу в рядах Вооруженных сил.
       В 1984 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1988 г. В том же году был направлен священноначалием Русской Православной Церкви на обучение в Софийскую духовную академию (Болгария). В 1989 г. по благословению архиепископа Александра (Тимофеева) пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре архимандритом Венедиктом (Князевым) с именем Кирилл в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. В том же году архиепископом Александром (Тимофеевым) рукоположен во иеродиакона, а позднее – во иеромонаха. В 1990 г. перевелся на заочный сектор Московской духовной академии и перешел в клир Нижегородской епархии. В 1993 г. назначен настоятелем Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода и ректором Нижегородского духовного училища. В 1994 г. митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) возведен в сан игумена.
       В 1995 г. назначен ректором Нижегородской духовной семинарии.
       С 1996 г. – председатель отдела образования Нижегородской епархии и благочинный монастырей епархии.
       В 2000 г. митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) возведен в сан архимандрита.
       В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию в Московской духовной академии и получил степень кандидата богословия.
       В 2004 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием освобожден от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря, ректора Нижегородской духовной семинарии, председателя отдела образования и благочинного монастырей Нижегородской епархии и назначен благочинным 1-го Нижегородского, Выксунского, Варнавинского и Уренского округов. С 2005 г. – профессор, а затем член-корреспондент Международной славянской академии.
       В 2006 г. архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием назначен ректором Выксунского духовного училища. Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. избран викарием Московской епархии с титулом «Павлово-Посадский».