ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
01-2010

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Климента (Родайкина)
во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии

       Во исполнение постановления Священного Синода об избрании викарных епископов для Московской и Саранской епархий (журналы Синода № 83 и 84 от 10 октября 2009 г.) в Москве совершены новые наречения и хиротонии во епископский сан
      
       27 ноября в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Климента (Родайкина) во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии.

       2 декабря, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, и праздника иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
       Его Святейшеству сослужили: архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Симбирский и Мелекесский Прокл, Истринский Арсений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин, Солнечногорский Сергий, Нарвский Лазарь, Павлово-Посадский Кирилл. Предстоятель Русской Церкви и сослужившие Его Святейшеству архипастыри совершили хиротонию архимандрита Климента (Родайкина) во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии.



Слово архимандрита Климента (Родайкина) при наречении во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии

       Ваше Святейшество! Святейший наш Владыко и Отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри!
       Благословением и неизреченной милостью Бога Вседействующего и Всепромышляющего в этот знаменательный для меня день я, грешный, удостоился посвящения Вашим Святейшеством и всем освященным Собором на архиерейское служение. Понимаю – это ответственное и страшное призвание (см. Ин. 20, 21), на которое указывает мне десница Божия, но вспоминаю утешительные слова Спасителя: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). С великой верой предаю себя Божественной воле и с благодарным сердцем сочетаюсь с сонмом российских архипастырей, которые будут мне верными помощниками и наставниками на предстоящем служении.
       По тщательном испытании совести в сердце моем родились священные благоговение, страх и трепет (см. Пс. 54, 6), сходные с теми, что охватили великого Иоанна Златоуста, когда он был призван к священнослужению. Мне хочется вместе со святителем сказать: «Я знаю свою душу, немощную и слабую; знаю важность этого служения и великую трудность этого дела...» Не может естество человеческое его понести, не может грешный человек, каким я являюсь, вместить невместимое, исполнить неисполнимое, но «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Также знаю: Церковь жива не силой человеческой, а силой Божией. Поэтому немощное человеческое, с надеждой и всецелым доверием отдающее себя в жертву Живому Богу (см. Флп. 2, 17), непременно встречает Всемогущего и Всеведающего в сердце своем по слову апостола Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Благоговейно взирая на пройденный мною до сего дня жизненный путь, не могу не возблагодарить Бога за Его промыслительную десницу, исправляющую пути и возводящую горе, и Его Пречистую Матерь за благодатный покров, сопутствующий мне, недостойному.
       Сегодня я мысленно переношусь в годы моего детства, когда первые мои молитвы были обращены к возлюбленному ученику Христову Иоанну Богослову. Особый смысл для меня приобретает значение его имени «Иоанн» – благодать Божия, поэтому верю, что на протяжении всей моей жизни и служения Церкви он является незримым проводником Божественной благодати, поддерживающей и ведущей меня.
       Родился я в Мордовии в многодетной верующей семье. В самом раннем детстве родители окрестили меня с именем Виктор и стали приучать к храму Божиему. Нужно заметить, что, хотя мордовский народ всегда отличался особой религиозностью и богобоязненностью, в годы, когда по всей стране свирепо насаждалась атеистическая идеология, многие святыни Мордовии были попраны и поруганы. Действующие храмы можно было перечесть по пальцам, и одной из таких живых святынь нашего края был Иоанно-Богословский собор г. Саранска. Именно туда особенно часто я был приводим своими родителями и именно тогда горячо проникся в молитве к святому апостолу и наперснику Христову Иоанну.
       В 1990 году, по окончании музыкального училища г. Саранска, по благословению приснопамятного владыки Серафима (Тихонова), бывшего архиепископом Пензенским и Саранским (в то время Пензенская область и Республика Мордовия представляли собой одну епархию), я отправился в г. Пензу, где стал иподиаконом владыки. Под его чутким отеческим руководством и стало происходить мое осознанное церковное становление. Мудрым решением владыки Серафима свое богословское образование я получил последовательно в Московской семинарии, а затем в Санкт-Петербургской духовной академии. Эта уникальная возможность позволила мне во всей полноте, насколько я мог вместить, познакомиться с русской богословской мыслью и духом русского монашества и учености.
       Глубоко традиционное воспитание, образование и соработничество бок о бок с боголюбивым русским монашеством в стенах Троице-Сергиевской лавры у мощей преподобного Сергия, игумена земли Русской, под духовным руководством архимандрита Кирилла (Павлова), продолжилось в миссионерски открытой, динамичной, всегда готовой к самому оживленному диалогу с современным обществом Санкт-Петербургской духовной академии. Владыка Серафим, ученик митрополита Никодима (Ротова), с особой радостью направлял меня в это учебное заведение, которое до сего дня хранит великое наследие человека Церкви – митрополита Никодима. Здесь вновь покровительство возлюбленного ученика Христова, в честь которого освящен академический храм, видимо вспомоществовало моему возрастанию в учебе и богомыслии. Под научным руководством архимандрита Ианнуария (Ивлиева) я успешно завершил свое духовное образование, защитив кандидатскую работу по писаниям святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
       По возвращении в Пензу, я был рукоположен сначала в диакона, а затем в священника и назначен ректором Пензенского православного духовного училища. К сожалению, недолго пришлось нести послушание под мудрым руководством владыки Серафима, которого Господь призвал в Свои небесные обители в 2000 году. С этого момента началось мое соработничество с владыкой Варсонофием, бывшим тогда временно управляющим Пензенской епархией. Именно он открыл Пензенское духовное училище, исполнив давнее желание безвременно скончавшегося владыки Серафима.
       Имея сильное желание не только целиком и полностью посвятить себя служению Церкви, но и испытать тесный путь аскезы, отбросив мирские попечения, 24 августа 2003 года я принял монашеский постриг с именем Климент в честь священномученика Анкирского.
       Помимо заботы о духовном училище на меня было возложено послушание настоятеля воинского храма св. Александра Невского при Артиллерийском институте г. Пензы. Впоследствии я был назначен настоятелем Вознесенского кафедрального собора г. Кузнецка, а также помощником управляющего Пензенской епархией по делам благочинии. Тщательно исполняя возложенные на меня послушания в Пензенской епархии, я всегда сохранял в моем сердце надежду когда-нибудь послужить своей малой родине – Мордовии. Поэтому я с горячим сердцем откликнулся на возникшую потребность в помощи владыке Варсонофию, вверившему мне в управление Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь г. Саранска. С великим благодарением Богу и Его святому угоднику Иоанну Богослову воспринял я новое послушание, потому что Господь исполнил сокровенное желание души моей – потрудиться в родной Мордовии.
       И вот теперь я призван Вашим Святейшеством и всем освященным Собором к епископскому служению. С чем можно сравнить дар Святого Духа, изобильно изливающийся со времен апостольских на избранных служить архипастырями и учителями народа Божиего, блюсти единство Тела Христова, Святой Матери-Церкви? Святитель Киприан Карфагенский говорит: «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере». Поставленный на такую свещницу церковного служения, по слову святителя Иоанна Златоуста, епископ должен «содержать Церковь в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы ничто не повредило доброты и благолепия этой Церкви», «не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5, 27). Епископ должен представлять это Тело достойным блаженной Его Главе – Христу – по мере сил человеческих. Именно за Церковь, собирающую расточенные чада Божия, Господь наш Иисус Христос пролил Свою драгоценную кровь. И это сокровище Он вверил апостолам и их преемникам – епископам.
       Как блюсти Церковь в мире и единомыслии, верности преданию и в то же время сохранять ее открытой к миссии в современном мире, где тонкий яд секуляризма ищет проникнуть в самую сердцевину нашего общества, подточить самые глубинные основы человечности и нравственности, оторвать наш народ от христианских корней? Думаю, что все так же горячо актуальны слова сщмч. Игнатия Богоносца, наставлявшего пастырей II века: «Вникай в обстоятельства времени. Блюди место свое со всяким тщанием – плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви... Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, чем то, какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым, как поможет Бог. Носи немощи всех как совершенный подвижник. Где больше труда, там больше и приобретения» (Игнатий к Римлянам, гл. 1).
       Но каким трудом можно образ Христа на себе носить и каким трудом можно превзойти немощь человеческую, если только не сила Божия приложится к нашим усилиям?! Нет выше и ответственнее служения епископского на земле, нет суда строже, чем тот, перед которым надлежит предстать архиерею, когда «истязай будет», когда Самому Богу Живому будет давать отчет о вверенном ему: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апост. правило). Поэтому у архиерея нет и не должно быть своей личной жизни и своих личных интересов, но вся его жизнь, все его мысли и заботы – это заботы о Церкви. В этом Вы, Ваше Святейшество, всегда будете для меня живым примером.
       Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, Преосвященные владыки, за то высокое доверие и отеческую любовь, которые вы проявили, призвав меня в круг апостольский. Особо благодарю владыку Филарета и владыку Варсонофия, мудрых отцов и архипастырей. Мое сердце всегда исполнено сыновней благодарностью моему наставнику и учителю, приснопамятному архиепископу Серафиму.
       Изъявляю готовность, по примеру Пастыреначальника Христа, вместе с Ним «душу свою положить за овцы» (Ин. 10, 11), но молю Вас, Ваше Святейшество, всечестные владыки, сугубо помолиться обо мне в этот великий для меня день, потому что огонь благодати Всесвятого Духа – тот же огонь, что излился на апостолов во Святую Пятидесятницу, – по неизменному слову Божию снизойдет через возложение ваших святых рук и на мою грешную главу. Да не попалит он меня, но да будет милостью Господней молитв ваших ради. Да обновит и укрепит он меня на ниве служения Церкви Христовой. Аминь.



Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении жезла Преосвященному Клименту, епископу Рузаевскому, викарию Саранской и Мордовской епархии

       Ваше Преосвященство, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель!
       Ныне, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, у его святых мощей Господь призвал тебя к высшей чести иерархического служения, через возложение рук святительских соделав преемником апостолов, дабы ты совершал служение епископа, возвещая слово Истины и заботясь о благе народа Божия.
       Тебе предстоит нести послушание в Саранско-Мордовской епархии, которая была благоукрашена многими трудами твоего правящего архипастыря и ныне находится в достойном положении. Одной из задач твоего служения будет забота о дальнейшем гармоничном развитии церковной жизни.
       Произволением Божиим Преосвященному архиепископу Саранскому и Мордовскому Варсонофию вверено попечение о работе Управления делами Московской Патриархии. Ты же должен предпринимать все усилия, чтобы его занятость в делах общецерковных была восполнена твоим ревностным исполнением послушаний и рачительным попечением о том, дабы замыслы и планы управляющего епархией плодоносно претворялись в жизнь.
       Тебе самому надлежит быть образцом исполнительности, ответственности и готовности восприять на свои плечи бремя любых обязанностей, которые сочтет нужным возложить на тебя священноначалие. Только при этом условии твое слово будет твердо и авторитетно для клира и паствы, ибо основано оно будет на личном опыте почтительного подчинения. Приобщившийся к опыту смиренного послушания может научить других этой добродетели, ведь, по слову апостола, тот, кто «претерпел, быв искушен, может и искушаемым помочь» (Евр. 2,18).
       С особым радением и вниманием пекись о молодом поколении, ибо оно – будущее Святой Церкви и Отечества нашего. Ныне враг рода человеческого ополчается на молодых людей, стремясь пленить их неокрепшие умы и души. Противоборствуя этому, приобщай юношество не только к словесному молоку, но и к твердой духовной пище (см. Евр. 5, 12–14). Натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культу личного успеха следует противопоставить проповедь образа Христа, Спасителя мира, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10,45).
       Помни, что не только юных, но и умудренных жизнью людей, в первую очередь убеждают не слова архиерея, но его поступки. Пусть же слово твое неразрывно будет сопряжено с делами любви, веры и милосердия. Христианство победило мир не только гласом апостольской проповеди, простершейся «от восток солнца до запад» (см. Мал. 1, 11), «даже до края земли» (Деян. 1, 8), но и смиренным свидетельством повседневного жертвенного подвига, совершаемого ради имени Христова. Всякий православный человек, относясь к каждому своему делу как к особому послушанию, врученному ему от Бога, призван являть в поступках своих «дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим» (1 Фес. 1, 3). Пусть же твое епископское служение станет образцом усердного труда на ниве Христовой, дабы, взирая на дела твои, люди возносили хвалу Богу, посылающему добрых «делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2).
       Крепко храни в своем сердце также памятование о том, что архиерей, независимо от того, где проходит его служение, призван быть защитником веры и канонических устоев Церкви. Это особенно важно осознавать в современную эпоху, когда проповедь евангельской истины вновь, как в первые века христианства, становится причиной исповеднической смерти благовестников Христовых. Невзирая на опасности и тяготы служения в мире, где нет, к сожалению, недостатка в человеческой злобе и в растлевающем души грехе, епископ обязан печься о добром (см. Рим. 12, 17), следуя заповеди апостола побеждать зло добром (см. Рим. 12, 21).
       Твердо верь в непрестанное действие Промысла Божия, который, по слову святителя Филарета, «всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или обращает к благим последствиям».
       А теперь прими сей жезл. И да будет он для тебя не только символом приобщения к апостольской власти, но и осязаемым, зримым напоминанием о необходимости неукоснительно следовать святоотеческой традиции, имеющей «Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2, 20–21).




Биография

       Епископ Рузаевский Климент (Виктор Тимофеевич Родайкин) родился 9 февраля 1971 г. в с. Старое Шайгово Республики Мордовии в крестьянской семье.
       С 1978 по 1986 г. обучался в Старошайговской средней школе. С 1986 по 1990 г. обучался в Саранском музыкальном училище имени Л. П. Кирюкова по классу скрипка-альт.
       С 1990 по 1992 г. был иподиаконом у архиепископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова).
       С 1992 по 1995 г. обучался в Московской духовной семинарии.
       С 1995 по 1999 г. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, где защитил кандидатскую диссертацию на тему «Символика знамений в Евангелии от Иоанна».
       11 сентября 1999 г. архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом (Тихоновым) был рукоположен во диакона, а 12 сентября того же года – во пресвитера.
       24 августа 2003 г. принял монашество с именем Климент, в честь сщмч. Климента Анкирского.
       В Пензенской епархии нес послушания: настоятеля храма св. блгв. кн. Александра Невского при Артиллерийском институте г. Пензы, настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Кузнецка, и. о. ректора Пензенского духовного училища. В 2006 г. возведен в сан игумена.
       В июне 2009 г. перешел в клир Саранской епархии и назначен наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска.
       9 августа 2009 г. архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
       Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. архимандрит Климент (Родайкин) избран викарием Саранской епархии с титулом «Рузаевский».